ВУЗ: Смоленский областной казачий институт промышленных технологий и бизнеса
Категория: Задание
Дисциплина: Моделирование систем
Добавлен: 19.11.2018
Просмотров: 3270
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
2. Порядок выбора варианта задания контрольной работы, сдачи и защиты контрольных работ
3. Требования к оформлению и содержанию контрольных работ
4. Задания контрольной работы и методические рекомендации для их выполнения
Краткие теоретические сведения для выполнения задания контрольной работы № 1
ПРИМЕР выполнения и оформления задания № 1 контрольной работы
Краткие теоретические сведения по теме задания
Краткие теоретические сведения
Краткие теоретические сведения
Краткие теоретические сведения
Предположим, что предлагается некоторая рационализация, позволяющая вдвое сократить время ремонта либо первого, либо второго устройства. По ряду причин рационализацию можно применить только к одному из устройств. Спрашивается, какое устройство следует выбрать, первое или второе? Это конкретный пример практической ситуации, когда пользуясь теорией массового обслуживания, надо обосновать принятие решения.
Допустим, что выбирается первое устройство. В результате рационализации интенсивность потока окончаний ремонтов этого устройства увеличивается вдвое, так что теперь μ1= 4, а остальные интенсивности остаются прежними: λ1=1, λ2= 2, μ2= 3. Уравнения Колмогорова принимают теперь следующий вид:
Решая эту систему, находим: p1 = 0.48; р2= 0.12; р3= 0.32; р4 = 0.08. С учетом полученных вероятностей определим доход, который теперь будет давать рассматриваемая система:
(5 + 10) х 0.48 + 5 х 0.12 + 10 х 0.32 = 11 усл. ед.
Если же мы выберем второе устройство, то в результате рационализации удвоится интенсивность μ2 . В этом случае: λ1 = l, λ2 = 2, μ1 = 2, μ2 = 6. Уравнения Колмогорова примут вид:
Решая эту систему уравнений, находим: р1 = 0.5; р2 = 0.25; р3 = 0.17; p4 = =0.08. Подсчитываем доход:
(5+ 10) х 0.5 + 5 х 0.25+ 10 х 0.17= 10.45 усл. ед.
Таким образом, мы видим, что выгоднее применить, рационализацию к первому устройству.
Теперь рассмотрим систему массового обслуживания с отказами. Самый простой пример СМО с отказами — это автоматическая телефонная станция. Если вызываемый абонент занят, то даются короткие гудки и ожидать бесполезно. В зависимости от степени необходимости в обслуживании заявки либо покидают систему, либо обращаются повторно. Одноканальная система массового обслуживания — это самая простая СМО, на которой можно рассмотреть основные закономерности ее работы.
На вход системы поступает поток заявок с интенсивностью λ. Заявка, поступившая в момент, когда система свободна, сразу же берется на обслуживание. Следующая заявка, прибывшая в момент, когда канал обслуживания занят, получает отказ. Время обслуживания заявки имеет случайную продолжительность, но имеется какое-то среднее значение, в результате чего на выходе образуется поток обслуживания с интенсивностью μ. Наглядно поток обслуживания можно представить таким образом, что если бы канал обслуживания был непрерывно загружен, то из него выходил бы поток обслуженных заявок (рис. 14).
Рис
14. Поток заявок и поток обслуживания в
системе массового
обслуживания
Если среднее время обслуживания одной заявки (в примере с телефонной станцией это средняя продолжительность одного разговора) составляет 0.5 мин, то интенсивность потока обслуживания μ = 1/0.5 = 2. Одноканальная СМО может находиться только в одном из двух состояний: So — свободна, S1, — занята. Граф состояний, показывающий возможные переходы из одного состояния в другое, изображен на рис. 15.
Рис.
15. Граф одноканальной СМО с отказами
Возможность нахождения СМО в свободном состоянии S0 определяется какой-то, пока нам неизвестной вероятностью р0. Соответственно р1 — это вероятность того, что система находится в занятом состоянии S1. Так как система может находиться только в одном из двух состояний, то в каком-то из них она всегда находится, поэтому сумма вероятностей равна единице:
Чтобы система могла пребывать в этих двух состояниях, воздействия, выводящие ее из состояния S0, должны уравновешиваться воздействиями, возвращающими систему обратно в это состояние. Величина каждого воздействия определяется произведением интенсивности потока на соответствующую вероятность, т.е. Из этого выражения определяем:
Учитывая, что сумма вероятностей всегда равна единице, получим:
Основные параметры СМО с отказами: относительная пропускная способность и абсолютная пропускная способность, а также вероятность получения отказа. Относительная пропускная способность q определяется вероятностью того, что в момент заявки канал свободен и она будет обслужена, т.е. для одноканальной системы q = р0. В пределе, когда процесс уже установился значение относительной пропускной способности СМО будет равно
Абсолютная пропускная способность А определяется произведением относительной пропускной способности на интенсивность потока требований: А = q λ. В пределе она становится равной
Вероятность того, что заявка будет обслужена, определяется р0, а вероятность отказа — р1,. Таким образом, вероятность того, что канал будет занят:
Другой пример. Сборочный участок производит в один час 90 блоков, т.е. интенсивность потока λ = 1.5 блоков в 1 мин. На этом участке работает контролер, который выборочно проверяет изготовленные блоки аппаратуры, средняя продолжительность контрольных операций s = 1.25 мин. Если в момент прибытия очередного блока контролер занят, то этот блок сразу же перелается на дальнейшие операции без промежуточного контроля. Производство непрерывное и продолжается до обнаружения дефекта в одном из блоков, в этом случае технологический процесс останавливается и выясняются причины неисправности.
Необходимо определить, какая часть выпускаемой продукции в таких условиях подвергается контролю и какая часть пропускается на дальнейшие операции без контроля (т.е. какая часть получает отказ от прохождения контрольных операций).
Определим параметр μ потока обслуживания μ = 1/1.25 = 0.8. Относительная пропускная способность q = 0.8 : (1.5 + 0.8) = 0.348. Таким образом, контрольным операциям будет подвергаться менее 35% продукции участка. Абсолютная пропускная способность А = 1.5 * 0.348 = 0.52. Вероятность отказа в обслуживании, т.е. пропуска на дальнейшую обработку без контроля, равна (1 - 0.35) = 0.65.
Интересно, что если увеличить производительность труда контролера и таким образом снизить продолжительность контрольных операций, то пропускная способность системы, конечно, повысится, однако далеко не до такой степени, как может показаться на первый взгляд. Допустим, что с оснащением контроля новым, более производительным оборудованием s снизилось в 2 раза и соответственно в 2 раза увеличилась интенсивность потока обслуживания, т.е. μ = 1.6. Тогда при той же интенсивности потока заявок получим:
q = 1.6/(1.5 + 1.6) = 0.516, т.е. контролироваться будет около 52% всех изделий, а не 70%, как можно было бы ожидать.
Рассмотрим теперь многоканальные системы массового обслуживания.
Для повышения пропускной способности СМО надо увеличить число каналов обслуживания, т.е. число линий связи в телефонной системе, количество контролеров на производстве и т.д. Для потребителя это будет удобно, но общая эффективность системы при этом может снизиться, так как каждый новый канал требует дополнительных затрат на установку и обслуживание.
Граф двухканальной системы массового обслуживания с отказами будет иметь вид, показанный на рис. 16.
Рис. 16. Граф двухканальной системы массового обслуживания
Состояние S1 — это состояние, когда в СМО имеется одна заявка и один канал занят, а второй свободен. Из состояния S0 в состояние S1 систему переводит поток заявок с интенсивностью λ. Как только приходит первая заявка, один канал становится занятым, тот же поток переводит СМО из первого состояния во второе, когда заняты оба канала и следующим заявкам будет даваться отказ.
Если в системе занят один канал, то этот канал производит μ обслуживании в единицу времени. Теперь пусть система находится в состоянии S2, т.е. в ней работают два канала. В состояние S1 система будет переходить, если обслуживание закончил либо первый, либо второй канал. Таким образом, суммарная интенсивность потока обслуживания будет равна 2.
Для состояния S0 баланс воздействий будет, λ р0= μ p1 откуда получим:
Воздействия,
выводящие из состояния S1
(стрелки,
направленные из
S1),
будут равны λ р1+
μ
p1.
Они
компенсируются воздействиями, приводящими
в это состояние (стрелки, направленные
внутрь S1):
Баланс воздействий будет равен:
С учетом того, что λ р0= μ p1 получим: или иначе
.
Так как сумма всех вероятностей по-прежнему должна равняться единице, получаем:
Откуда следует:
Произведя по полученным формулам соответствующие расчеты из предыдущего примера, получим q = 62%. Таким образом, производительность двух контролеров больше, чем одного, работающего в 2 раза быстрее.
Граф трехканальной системы массового обслуживания с отказами имеет вид, как на рис. 17.
Рис. 17. Граф трехканальной СМО с отказами
Повторяя рассуждения, аналогичные предыдущим, можно получить:
Проделав расчеты с данными для предыдущего примера, в случае трехканальной системы получим q = 81%. Для многоканальных СМО вводится еще один параметр — среднее число занятых каналов
Для системы контроля с тремя контролерами получим kср = 1.52. Таким образом, работы не хватает для загрузки даже двух контролеров, но все три не обеспечивают 100%-ную проверку всей выпускаемой продукции. Причина такого положения заключается в случайном характере поступления изделий на контроль.
Можно проверить, что получится, если увеличить число контролеров. Хотя, наверное, уже очевидно, что подобный подход явно нельзя назвать эффективным.
На рис. 18 изображен граф n-канальной системы массового обслуживания с отказами.
Рис. 18. Потоки в многоканальной системе массового обслуживания
Такой же процедурой, которая применялась для 2- и 3-канальных СМО, можно получить:
Вероятность отказа равна рп, а относительная пропускная способность: q =1- Рn.
В производственной системе с четырьмя контролерами и при тех же интенсивностях потоков, которые указаны в этом примере, получим q = 92%, а среднее число занятых каналов k — 1.75.
Теперь должно быть ясно, что 100% - ной проверки всей продукции таким путем не добиться. Следовательно, необходимо изменить систему обслуживания и перейти к СМО с ожиданием.
Системы массового обслуживания СМО с ожиданием
Рассмотрим СМО с одним каналом, на вход которого требования поступают с интенсивностью λ. Заявка, поступившая в момент, когда канал занят, не покидает систему, а становится в очередь и ожидает. Граф состояний такой системы показан на рис. 19.
Рис. 19. Граф системы массового обслуживания с ожиданием
Состояние S0 соответствует свободному каналу; S1 означает, что канал занят, но очереди нет; S2 - канал занят и одна заявка стоит в очереди; S3 - в очереди две заявки и т.д. В состоянии Sk например, канал занят и (k - 1) заявок ожидают обслуживания. По стрелкам слева направо систему из одного состояния в другое переводит поток заявок с интенсивностью λ, а по стрелкам справа налево переводит поток обслуживании, имеющий интенсивность μ. Всякий раз при переходе из одного состояния в другое очередь изменяется на единицу.
Для получения вероятности начального состояния можно использовать уравнение λ р0 = μ p1, откуда p1 = (λ/μ) р0. Величину λ/μ называют интенсивностью нагрузки СМО. в дальнейшем будем обозначать ее ρ. Для устойчивой работы СМО с ожиданием необходимо, чтобы средняя интенсивность потока обслуживания была больше интенсивности потока заявок, т.е μ > λ и, следовательно, ρ < 1. Если же λ > μ, то система не справится с обслуживанием и очередь будет расти до бесконечности.
Используя введенные обозначения, вероятность состояния S1 можно записать в виде: р1 = ρ р0. Чтобы получить вероятности р2 и р3 можно использовать полученные ранее выражения: p = ρ2 р0 , р3 = ρ3 p0. Аналогично можно получить выражение для произвольного члена: рk = ρk р0.
Для определения р0 напишем выражение для суммы вероятностей:
Величина 1 + ρ + ρ2 + ... + ρk представляет собой сумму членов геометрической прогрессии, она равна 1/(1 - ρ). Поэтому р0 = 1- ρ, откуда получаем рк = ρk (1 - ρ).
Используя это выражение, можно определить характеристики системы массового обслуживания с ожиданием, существенные для ее функционирования: среднюю длину очереди, среднее число заявок в системе, среднее время пребывания в системе и вероятность образования очереди.
С вероятностью р2 в очереди стоит одна заявка, с вероятностью р3 — две заявки и с вероятностью рk в очереди находится (k — 1) заявок.
Следовательно,
Сумма геометрической прогрессии 1 + 2ρ + 3ρ 2 + ... равна 1/(1 - ρ)2, поэтому
Среднее число заявок, находящихся в системе обслуживания, состоит из среднего числа находящихся в очереди и среднего числа находящихся на обслуживании, включая интервалы, когда очереди не было. Эта величина ей принимает значение 0, если канал свободен. Вероятность такого состояния равна р0 = 1 - ρ. Если канал занят, значит заявки обслуживаются, и ω принимает значение 1. Вероятность этого равна 1 - р0= ρ . Следовательно,
С
Вероятность образования очереди равна вероятности того, что в системе будет более одного требования, т.е.
Рассмотрим такую же систему контроля продукции, которая была в СМО с отказами, но теперь установим такой порядок, при котором контролер проверяет всю продукцию. Если контролер будет занят, блоки ожидают, пока он освободится. Интенсивность нагрузки в первом случае будет:
При указанных условиях данный режим контроля невозможен, поскольку будет непрерывно возрастать. Во втором случае, т.е после модернизации контрольного оборудования:
В системе будут проверяться все 100% изделий, поэтому прежние параметры (относительная и абсолютная пропускная способность) теперь теряют смысл. Интерес представляет средняя длина очереди, т.е. среднее число изделий, ожидающих, пока контролер освободится и возьмет их на проверку. Для ее определения используем формулу для Lср = 0.8789/(1 - 0.9375) = 14.06. Среднее число изделий, находящихся в системе, рассчитывается по формуле для ωср = =0.9375/0.0625 = 15. Среднее округленное время ожидания в системе контроля определяется по формуле для Тож:
Время ожидания находится в допустимых пределах, и систему технического контроля с ожиданием можно считать вполне приемлемым вариантом системы технического контроля, обеспечивающей 100%-ную проверку всех блоков. Вероятность образования очереди при заданных выше интенсивностях потока изделий и производительности контроля рk= 0,88.
Задача № 2
Фирма организует у себя телефонную связь. Аналитически известны интенсивность потока заявок λ. и интенсивность потока обслуживании μ. Необходимо обосновать оптимальное количество каналов обслуживания. Очевидно, что чем больше количество каналов, тем вероятность обслуживания (вероятность связи) выше, но при этом может снизиться эффективность работы станции из-за простоев в этих каналах и лишних затрат на обслуживание.
Решение
Данную задачу можно описать n-канальной системой с отказами. Граф состояний такой системы показан на рис. 20.
Рис. 20.
Состояния системы:
So — все каналы свободны;
S1 , — занят один канал, остальные свободны;
S2 — заняты два канала, остальные свободны;