ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 2505
Скачиваний: 3
Вошла супруга пастора в огромной шляпе
И села прямо перед Джонни
.
Мама в тот миг молила Бога
,
чтобы малыш смолчал
,
Но Джонни вскочил и выкрикнул
: «
Какая ЗДОРОВУЩАЯ шляпа
!»
Пасторша воспитанно делала вид
,
будто ничего не слышит
,
А папа рассудительно заметил
: «
Ты прав
,
сынок
,
великовата
!»
В своей первой книге мы говорили о том
,
сколько неприятностей случается у
Детей Индиго в школе
.
Мы назвали их
«
про-тивосистемными орудиями
»
и
предположили
,
что рано или поздно такие дети разрушат систему образования
.
Именно это и начало происходить вскоре после выхода в свет
«
Детей Индиго
».
Нынешние детки стали умнее тестов и принялись
«
всем скопом
»
жаловаться на
низкий уровень тестовых вопросов
.
Ситуация ухудшается организацией
системы просвещения
,
которая часто выбирает в качестве критерия для
федерального финансирования и аккредитации той или иной школы кривые
успеваемости учеников
.
В июне
2000
года журнал
«
Тайм
»
осветил эту проблему в статье под
заголовком
«
Это твой окончательный ответ
?».
В статье говорилось
: «
Учителя
вынуждены занижать уровень преподаваемого материала и подчас учить детей
совершенно ничтожному набору фактиков
,
входящих в узкий круг
экзаменационных вопросов
».
Кроме того
, «
Тайм
»
сообщил
,
что
«
в штате
Иллинойс двести учеников признались
,
что провалились на экзаменах
умышленно
».
В этой ситуации учителя оказались между молотом и наковальней
.
Система
требовала
,
чтобы они повышали успеваемость учеников
—
а ученики не желали
сдавать экзамены
!
Что же случилось
?
В газетах появлялись все новые факты
.
Согласно тому же журналу
«
Тайм
», «
за последние несколько месяцев по
школам Калифорнии
,
Флориды
,
Мэриленда
,
Нью-Йорка и Огайо одновременно
прокатились скандалы
,
связанные с тем
,
что учителя подделывали оценки
».
В
одной из колонок
«
Тайм
»
появилась заметка
: «
Тупые вопросы для смышленых
детей
?»,
где утверждалось
: «
Бунт педагогов против неадекватной
,
по их
мнению
,
системы тестирования достиг такого размаха
,
что затронул даже те
сферы
,
где соревнуются лучшие ученики
».
Но неужели все учителя враз стали непорядочными
?
Едва ли
.
Простите
,
что
не сказали этого выше
,
но мы уверены
,
что работники сферы образования
искренне любят детей
,
что учителям платят слишком мало
,
что их вообще
недооценивают и что они
—
настоящие борцы за просвещение детей
.
Многие из
них просто поставлены перед выбором
:
либо подчиняться устаревшей системе
,
либо признать
,
что теперь детям действительно нужно нечто новое
.
Это все
равно
,
что ходить по канату
,
и нам
,
родителям
,
следует с огромным уважением
относиться к учителям всего мира
,
которые столкнулись сейчас с таким
сложным испытанием
.
А как воспринимают всю эту интеллектуальную и политическую борьбу сами
дети
?
Вот короткий рассказ про Ли
,
восьмилетнего малыша
,
который еще
ничего не знает ни о политике
,
ни о
«
системе
».
Он просто чувствует
.
Это
история об
«
автоматическом мальчике
»
из Лондона
...
Автоматический мальчик
Шерон Маршалл
Узнав о вашем предложении присылать новые истории про Индиго
,
я
подумала
,
что вы захотите узнать об одном занятном сравнении
,
которое
придумал мой восьмилетний сын Ли
,
Он страстно увлечен техническими
устройствами и часто заявляет
,
что он
—
великий изобретатель или ученый
(именно уже великий
,
а не станет великим
).
Пару дней назад я спросила
,
почему ему не нравится в школе
.
Он ответил
,
что учителя хотят
,
чтобы он был с ручным управлением
,
а на самом-то деле он
автоматический
,
Я попросила обьяснить
,
и он сказал
,
что быть с ручным
управлением
—
значит
,
быть управляемым кем-то
,
и учителя хотят как раз
этого
.
Я сказала
,
что машины могут действовать автоматически
,
только если в них
заранее заложена программа так что вначале все равно нужен человек
,
который придумает
,
как управлять машиной
.
Но Ли заявил
: «
Нет
,
это совсем другое
.
В меня и так уже заложена
программа
.
Я знаю
,
что мне делать
,
и мне не нужно
,
чтобы мной управляли
учителя
».
Вид у него был такой
,
будто он разъясняет нечто совершенно
очевидное
.
И что я могла ответить
?
Большое спасибо за возможность поделиться с вами недавним откровением
моего мальчика
.
Я очень благодарна
,
что вы нашли время написать
«
Детей
Индиго
», —
теперь мне очень многое стало понятным
(
в том числе и мои
собственные поступки в детстве
!).
Наши дети
—
настоящие кудесники во всем
,
что касается электронной
аппаратуры
.
Попросите-ка своего малыша убрать эти мигающие цифры на
видеомагнитофоне или запрограммировать его
—
не сомневайтесь
,
он
справится
!
Думаете
,
это по силам разве что ученику начальных классов
?
А как насчет
малышки
,
которой и двух еще нет
?
Ладно
,
она
,
конечно
,
не программировала
видеомагнитофон
...
но
,
вполне вероятно
,
сделает это годика в три
!
Дети
,
которые
«
просто знают
»
Джир Нил
У меня есть чудесная внучка
,
ей вот-вот исполнится два года
.
Не раз бывало
,
что она сделает или скажет что-то
—
а мы только диву даемся
: «
И откуда ей
это известно
?!»
Мне кажется
,
она очень умненький ребенок
(
хотя я
,
конечно
,
лицо заинтересованное
).
В то же время она у нас с характером
.
Впрочем
,
как
сказано в книге
«
Дети Индиго
», «
высокая самооценка
—
не такая уж
проблема
»
и
«
они приходят в этот мир с ощущением собственного величия
».
Уже сейчас
,
еще совсем младенцем
,
она совершенно недвусмысленно дает нам
понять
,
что ей по нраву
,
а что нет
!
Обо всем на свете у нее есть свое мнение
,
но
,
с другой стороны
,
она может быть очень милой и ласковой
—
и уже умеет
добиваться того
,
чтобы под ее дудку плясали не только домашние
,
но и
воспитатели в детском саду
!
Мне прежде всего вспоминаются два относительно недавних случая
.
1)
Когда ей было всего полтора годика
,
мать усадила ее смотреть по видео
«Русалочку
»,
а сама пошла в другую комнату приводить себя в порядок
,
Но моя внучка хотела смотреть не
«
Русалочку
»,
а
«
Леди и бродягу
».
Мама
устала от этой переборчивости и сказала
: «
Сиди и смотри
«
Русалочку
»,
я
скоро вернусь
».
А когда она вернулась
,
моя внучка с довольным видом сидела на диване и
смотрела
«
Леди и бродягу
»!
Она сама вынула из магнитофона кассету с
«Русалочкой
»,
правильно вставила нужную кассету и включила видео
.
Мамочка была ошарашена
! (
От авторов
:
Допустим
...
Дети неплохо подражают
взрослым
,
так
?
Но мы все же хотим напомнить
,
что этой крохе нужно было
найти кнопку извлечения кассеты
,
вынуть кассету
,
задвинуть другую нужной
стороной и достаточно далеко
,
чтобы механизм втянул ее на место
—
а затем
еще и нажать кнопку
«
пуск
*.
Мы бы
,
наверное
,
тоже обомлели
...)
2)
Совсем недавно
(
как я уже говорила
,
моей внучке еще не исполнилось
двух лет
)
несколько членов нашей семьи сидели в гостиной и обсуждали
планы на Рождество
.
Свекровь сказала
,
что купила в подарок моей внучке
навес для кроватки
.
Девочка сидела рядом
,
и поэтому свекровь
произнесла слово по буквам
: «
эн-а-вэ-е-эс
»,
Тут внучка повернулась к
нам
,
очень отчетливо сказала
«
навес
»
и снова принялась молча смотреть
телевизор
,
Мы только переглядывались
—
просто не могли поверить своим
ушам
.
Итак
,
если даже карапузы умеют обращаться с видеомагнитофонами
,
на что
же способны одиннадцатилетние
?
Один мальчик
,
например
,
проектирует
компьютеры прямо в перерывах между решением задачек по математике
!
Питание от солнца
,
управление голосом
Марша Пэк
Прежде всего позвольте поблагодарить вас за книгу
«
Дети Индиго
»,
Каким
же откровением она для меня стала
!
Судя по всему
,
у меня Индиго просто
полный дом
. V
нас пятеро детей
,
и мы с мужем уверены
,
что все они
—
Индиго
,
причем старшие
—
предтечи
,
со всем уникальным набором трудностей в их
воспитании
,
которые описаны в вашей книге
,
Милая и трогательная история
(одна из очень многих
!),
которую я хочу рассказать
,
связана с моим сыном
Кайлом
—
сейчас ему уже одиннадцать
.
Когда он был в третьем классе
,
с
учебой у него не ладилось
:
письмо
,
счет в уме и отметки были далеки от
уровня
,
на какой можно было рассчитывать
.
Кайл
«
переигрывал
»,
его
«ответные реакции
»
очень часто заканчивались просто дракой
.
В целом
,
его
отклик на происходящее нередко был преувеличен
.
Кайл очень смышленый
,
но
ему не хватало усидчивости
,
он очень легко отвлекался
.
Его коэффициент интеллекта был тогда
129,
но оценки соответствовали
уровню
105.
Такой разрыв между показателями
—
больше двадцати очков
—
указывал на
«
труднообучаемость
».
Я уговорилась о встрече с тремя учителями
,
поскольку Кайл не справлялся с домашними заданиями
,
вообще был очень
неорганизован и постоянно все
«
забывал
»,
Мы обсуждали тогда одну
контрольную по математике
,
которую они писали в школе
.
Кайл решил только
две задачи из трех
,
хотя они были на одну тему
.
Всех собравшихся это
удивляло
,
и я предложила позвать Кайла и спросить
,
почему он не решил
третью задачу
.
Когда он вошел
,
я показала ему листок с контрольной и
спросила
: «
Кайл
,
ты ее не дописал
.
О чем ты думал
,
кроме задач
?
Ты что
,
в
окошко засмотрелся
?
Или тебя кто-то отвлекал
?
Что случилось
?»
Кайл
некоторое время внимательно изучал листок и сказал
: «
А
,
ты про эту
контрольную
?
Хм
...
Я как раз тогда разрабатывал свой компьютер с питанием
от солнца и управлением голосом
:
он будет работать
,
даже когда нет
электричества
,
и ему не понадобится
«
мышка
»»
С этими словами он сунул руку
в ранец и извлек оттуда схему компьютера
!
Мы с учителями сидели как огорошенные и переглядывались друг с другом
.
Наконец одна учительница сказала
: «
Ну
,
миссис Пэк
,
и что будем делать
?»
А я
только рассмеялась
,
всплеснула руками и сказала
: «
Я для того и пришла
,
чтобы это узнать
.
Специалисты
—
вы
,
так что этот вопрос должна задать я
».
Были и другие случаи в стиле Индиго
,
но мы с мужем так часто улыбались
,
вспоминая именно этот
,
что я просто не могла удержаться и написала вам
письмо
.
В первой книге об Индиго мы советовали родителям уважать этих детей
,
видеть в них друзей и предоставлять им право выбора
.
Многие сообщали
,
что
идеальный подход к воспитанию Индиго
—
относиться к ним как к взрослым в
теле ребенка
,
которые просто пытаются все
«
вспомнить
».
Каше дело
—
только
помочь им открыть мир заново
.
Станете ли вы кричать на своего друга
,
который не хочет есть
,
когда вы сидите за столом
?
Вряд ли
.
Зачем же тогда
поступать так с детьми
?
Если относиться к этим детям без уважения
,
они
обычно реагируют на это далеко не
«
по-детски
».
Вот живое свидетельство из
опыта Дорис
,
матери четверых детей
...
Да кто он
,
этот ребенок
?
Дорис Кромптон
У меня четверо детей
:
пяти
,
восьми
,
одиннадцати и двенадцати лет
,
Прочитав
достаточно много материалов об Индиго
,
я стала лучше понимать своих детей
.
Прежде я просто не знала
,
почему они ведут себя не так
,
как я пыталась их
научить
.
Думаю
,
все согласятся
,
что с нынешними детьми воспитательные
приемы
50— 60-
х годов уже не срабатывают
.
Я обратила внимание
,
что когда я рассержена на них
,
они просто
переглядываются и спрашивают друг друга
: «
И что это случилось с нашей
мамочкой
?»
Иногда они мне прямо заявляли
: «
Ты
,
мама
,
сегодня просто сама
не своя
».
Очень скоро я сообразила
,
что у них совершенно иной уровень
энергии
.
Они не боятся
,
когда я сержусь на них
, —
в отличие
,
например
,
от
меня самой в детстве
,
когда меня отчитывали родители
.
Временами
,
когда я не
могла сдержать эмоции
,
а дети реагировали на это по-своему
,
у меня
возникало такое чувство
,
будто это я веду себя по-детски
,
а настоящие
взрослые
—
они
.
Как-то раз один из моих сыновей посмотрел мне прямо в глаза и строго
сказал
: «
Мама
,
ты не имеешь права так со мной разговаривать
»,
С одной
стороны
,
эти слова меня обидели
(«
Эй
!
Ведь я старше
!»),
но что-то в моей
душе согласилось
: «
Он совершенно прав
».
И я попросила прощения
.
В его
голосе не было высокомерия
,
во взгляде не было злости
,
но в том и другом
чувствовалось достоинство
—
оно-то на меня и подействовало
,
Я усваивала
такие уроки методом проб и ошибок
.
К этим детям нужно относиться с
уважением
.
Они
—
прекрасные
,
светлые существа
,
и чем лучше я сознаю это
,
тем крепче становятся наши взаимоотношения
.
Происходит какое-то чудесное
превращение
:
если относиться к ним как надо
,
они ведут себя намного лучше
.
Нужна только любовь
.
О запугиваниях
,
угрозах и прочих устаревших приемах
воспитания следует забыть раз и навсегда
—
они не помогут
,
Нам хотелось бы завершить эту главу о мудрости Детей Индиго статьей
одного учителя
,
рядом кратких сочинений девяти-десяти
-
и одиннадцатилетних
учеников и
,
напоследок
,
стихотворением
.
Джастин Тернер
—
учительница начальных классов из Калифорнии
.
Вам
,
наверное
,
будет интересно узнать
,
что думает о сегодняшних детях педагог
.
Они не похожи на нас
Джастин Тернер
Индиго не откликаются на тактику внушения чувства вины
,
к которой обычно
прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях
.
Дети
Индиго плохо реагируют на принуждение
,
нотации
,
наказания
,
изгнания из
класса
,
запреты выходить на перемену и другие общепринятые методы
воспитания и дисциплины
,
которыми пользуются учителя и родители
,
Школьный директор
(
самый большой начальник
!)
не внушает им такого
почтения
,
какое питали к нему некогда мы
.
На этих детей не действуют даже
телесные наказания
.
Существует совсем не много мер
,
на которые они не
огрызаются и с помощью которых их можно поставить на место
.
Во-первых
,
эти
дети никогда не становятся в общий строй
.
Во-вторых
,
теперь уже нет
никакого общего строя
!
На что Индиго откликаются
,
так это на уважение
—
уважение к ним как к
разумным личностям и детям
,
уважение к их проблемам
,
которые для них не
менее сложны
,
чем наши взрослые трудности
—
для нас
,
Эти дети откликаются
на уважение к их праву выбора и способностям
,
Они умеют принимать
хорошие решения
,
им нужно лишь немного помочь
.
Они отчаянно борются за
то
,
чтобы их способности заметили и признали как нечто значимое
.
И они
действительно важны
!
Нынешние дети в скором будущем станут хозяевами
нашего мира
—
одного этого уже достаточно
,
чтобы требовать от нас уважения
.
Я перестала видеть в преподавании только цифры
,
правила и систему
.
Школа
—
уже не то место
,
где успех можно оценивать исключительно по контрольным
и общей успеваемости
,
К чему я клоню
?
К тому
,
что у Индиго есть то
,
о чем мы
даже не мечтали
(
точнее
,
некоторые именно об этом мечтали
),
а в будущем у
них появится нечто такое
,
о чем мы пока не можем и гадать
.
Что им нужно
—
так это ощущать радость от учебы и новых открытий
,
а также побольше читать
об истории
,
математике
,
физике
,
экологии и науках о земле
,
чтобы воплощать
в жизнь свои мечты
.
Разумеется
,
им необходимо изучать математику
,
но форма обучения должна
быть такой
,
чтобы они могли
«
играть
»
с фигурами и узорами
,
кривыми и
формулами
—
иными словами
,
усваивать основополагающие знания
,
а
«бухгалтерию
»,
как только она постигнута
,
передоверять счетным устройствам
.
Этих детей нужно научить тому
,
что читать можно просто ради удовольствия от