Файл: Леонова А.Б. - Психодиагностика функциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3100

Скачиваний: 73

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Koob.ru

методик  заведомо  обед-лен  включением  только  неспецифических  симптомов, при  этом  проблема
потенциальной смысловой многозначности    каждого из них не решается.

В нашем исследовании была предпринята попытка на при-
*4    А.  Б. Леонова                                                                                                                             97
те-
мере  широко  используемого  в  прикладных  исследованиях  ста  САН  выявить  основные  недостатки

подобных  универсальных  методик  и  наметить  пути  их  преодоления. Подчеркнем,, что  мы  стремились  не
столько  к  экспериментальной  проверке  диагностической  пригодности  данной  методики  для  оценки-
определенного вида профессионального утомления, сколько к решению целого ряда методических вопросов,
без  ответа  на  которые  невозможно  продолжение  работы  по  созданию  адекватных  субъективных  методик.
Главными среди них были-следующие:

достаточно  ли  полно  отражается  динамика  функционального  состояния  в  результатах  теста, не

направленного на выявление характерных для исследуемого вида труда признаков;

возможно  ли  априорное  выделение  категорий (или  групп) субъективных  симптомов  без

предварительного обоснования) выбора каждой из них;

существуют 

ли  достаточно 

устойчивые  качественно 

своеобразные  группы  признаков,

характеризующие различные аспекты функционального состояния, и в чем проявляется их специфичность.

Тест САН представляет собой карту, на которую нанесены 30 пар признаков полярного значения (табл.

7). Авторы теста предполагают, что на основании трех априорно выделенных, категорий (на каждую из них
приходится  по 10 пар  признаков) можно  дать  полноценную  характеристику  состояния, в  частности
утомления. При  заполнении  карты  испытуемый  должен  соотнести  свое  состояние  с  каждым  признаком,
степень  выраженности  которого  устанавливается  по  семибалльной  шкале. Оценка  состояния  дается  по
усредненным балльным оценкам по каждой категории признаков и характеру соотношения между ними.

В  исследовании  приняли  участие  телеграфистки, занятые  обработкой  международных  и

неиндексированных телеграмм. Особенности их трудовой деятельности состоят в следующем. Телеграммы
подаются на специальные аппараты в независимом темпе, по отношению к каждой из них должен быть вы-
полнен  определенный  набор  действий. В  наиболее  загруженные  часы  работы  телеграммы  поступают
практически  непрерывно, причем  телеграфистка  должна  обработать  все  телеграммы  в  течение
определенного времени, не допуская ошибок,' в противном случае применяется материальное взыскание. Та-
ким образом, деятельность телеграфисток осуществляется в режиме навязанного темпа. Она характеризуется
высоким уровнем эмоциональной напряженности и требует повышенного внимания [69; 118; 154]. Наряду с
высокой интенсивностью нагрузки это служит причиной развития выраженного острого1 утомления к концу
рабочего дня, что находит выражение в негативных сдвигах со стороны различных психофизиологический
функций [261].

98

Таблица 7

Тестовая карта СА

.

.

самочувстви

е 

хорошее

чувствую 

себя

сильным

 3  2

 0  1

 3

самочувствие

плохое] чувствую
себя слабым

.

.

пассивный

малоподвижный  3  2  1  0  1  2  3

активный

подвижный

.

.

веселый

хорошее
настроение

 2  1  0  1

 3

грустный

плохое настроение

.
8.

работоспособ

ный полный сил

 2  1  0  1  2  3

разбитый

обессиленный

.
10
.

медлительны

й бездеятельный   3  2  1

 1  2  3

быстрый

деятельный


background image

Koob.ru

1.
12
.

счастливый

жизнерадостный  3  2  1  0  1  2  3

несчастный

мрачный

3.
J4
.

напряженны

й здоровый

 3  2

 0  1

 3

расслабленный

больной

5.
16
.

безучастный

равнодушный

 2  1  0  1  2  3

увлеченный

взволнованный

7.
18
.

восторженны

й радостный

 3  2

 0  1

 3

унылый

печальный

9.
20
.

отдохнувший

свежий

 3  2  1  0

 2  3

усталый

изнуренный

1.

22
.

сонливый

желание отдохнуть  3  2

 0

 2  3

возбужденный

желание работать

3.
24
.

спокойный

оптимистичный

 2

 0

 2  3

озабоченный

пессимистичный

5.

26
.

выносливый

бодрый

 3  2  1  0

 2  3

утомляемый

вялый

7.
28
.

соображать

трудно рассеянный

 2  1  0  1  2  3

соображать

легко внимательный

9.
.3
0.

полный

надежд довольный

 2  1  0  1  2  3

разочарованный

недовольный

С — самочувствие, А — активность, Н — настроение.
Испытания  теста  САН  проводились  в  начале  и  конце  рабочего  дня,  в  течение  каждой  из  трех  смен:

утренней, вечерней и ночной. В ходе исследования было заполнено 1200 тестовых •бланков. В большинстве
случаев каждая телеграфистка за-лолняла бланк дважды в течение одного рабочего дня, кроме того, замеры
повторялись в течение 2—3 дней. Среди испытуемых были выделены три основные группы по возрастным и
.квалификационным признакам: 18—21 год (телеграфистки 2-го и 3-го разрядов), 21—40 лет (телеграфистки
1-го разряда) и 141—57 лет (телеграфистки высшей квалификации).

Статистическая  обработка  результатов  помимо  оценки  сдвига  функционального  состояния  в  течение

смены с помощью критерия х2 включала факторный анализ результатов по мето-

4*                                                                                                                             99
ду главных компонент [145]. Факторизация данных проводилась отдельно для 1) всего эксперимента в

целом;  2)  начала  смены;  3)  конца  смены;  4)  разных  групп  испытуемых.  Такая  схема  обработки  позволила
нам  последовательно  проанализировать  правомерность  априорного  выделения  трех  основных, категорий
теста  САН, дать  детальную  характеристику  корреляционных  связей  отдельных  субъективных  признаков
внутри  каждой  категории  и  между  ними, выявить  реальную  фактор, ную  структуру  описываемых


background image

Koob.ru

переживаний.

Усредненная  оценка  состояния  по  всем  шкалам  теста  САН  достоверно  снижается  к  концу  смены

(критерий %2, p<0,05),

Однако  это  происходит  главным  образом  за  счет  выраженного-ухудшения  симптомов  категории

«самочувствие» (р<0,001). Для  двух  других  категорий  величина  субъективных  оценок  практически  не
изменяется (рис. 22). Отметим, что за внешней стабильностью оценок по этим категориям лежат разные тен-
денции. Оценки  по  большинству  шкал  категории «настроение» действительно мало  изменяются в  течение
рабочего дня. Среди шкал категории «активность» выделяются две полярные группы: показатели одной из
них  стабильны  или  даже  улучшаются  к  концу  работы (шкалы «медлительный — быстрый», «равно-
душный— взволнованный», «бездеятельный — деятельный»), а показатели другой существенно ухудшаются
(шкалы «желание  отдохнуть — работать», «безучастный — увлеченный», «соображать  трудно — легко»).
При усреднении данных внутри одной категории различия нивелируются.

Таким  образом, усредненная  тенденция  в  изменении  субъ-^ ективных  оценок  состояния

свидетельствует  о  нарастании  утомления  к  концу  рабочего  дня. Однако  использование  оригинального
варианта  теста  САН  в  качестве  многофакторной  процедуры  в  данном  случае  не  оправдывает  себя.
Однозначно  интерпретируемые  сдвиги  субъективных  оценок  характерны  только  для  признаков  категории
«самочувствие». Нечувствительность  шкал  категории «настроение» и  разнонаправленность  динамики
оценок  по  категории «активность» косвенно  подтверждают  сомнения  в  правомерности  априорного
выделения еди-

100

o «универсальной» системы информативных признаков, адекватно отражающих структуру различных

специфических состояний.

Анализ  матриц  корреляционных  связей  между  отдельными  категориями  показывает, что  значимые

связи существуют между оценками по категориям «самочувствие» и «активность» (коэффициент корреляции
r=0.54). Оценки  по  категории «настроение» в  меньшей  степени  коррелируют  с  ними (соответствен-но  г =
0,39 и r=0,32). При  рассмотрении  корреляционных  связей  внутри  отдельных  категорий  признаков
обнаружилось, что в состав каждой из них входят шкалы, в разной степени связанные между собой (табл. 8).
На основании этих данных можно вы-

Т а б лица  8
Примеры высоко- и низкокоррелируюшнх шкал теста САН

г — значение коэффициента корреляции.
делить  признаки, явно «выпадающие» из  соответствующей  группы. Некоторые  из  них  в  большей


background image

Koob.ru

степени  коррелируют  с  признаками  другой  категории, например  оценки  по  шкале «напряженный —
расслабленный» из  категории «самочувствие» хорошо  согласуются  с  чувствительными  признаками  кате-
гории «активность» и на этом основании скорее могут быть отнесены к последней.

Наиболее интересными являются результаты факторного анализа. Уже на уровне обобщенного анализа

по всему эксперименту в целом выделялась четырехфакторная структура массива обрабатываемых данных.
Она хорошо воспроизводится и содержательно конкретизируется при рассмотрении дан-

101
ных  отдельно  для  начала  и  конца  смены  (до  и  после  развит^  утомления),  а  также  для  разных  групп

испытуемых    (табл.  9)  Состав    первого    фактора        почти        полностью        соответствует  категории
«самочувствие». Оценки по этому фактору наиболее чувствительны к влиянию утомления. Кроме того, они
меняют-

Таблица  9
Модифицированная факторная структура теста САН
Фактор I — ^самочувствие»
самочувствие  хорошее — плохое (1) чувствую  себя  сильным — слабым (2) работоспособный —

разбитый (7) полный  сил — обессиленный (8) отдохнувший — усталый (19) свежий — изнуренный (20)
выносливый — утомляемый (25) бодрый — вялый (26)

Фактор III — ^эмоциональный фон* напряженный — расслабленный (13)
безучастный — увлеченный (15)
равнодушный — взволнованный (16) сонливый — возбужденный (21) рассеянный — внимательный

(28)

Фактор II — «уровень напряженности*
пассивный — активный (3) малоподвижный — подвижный (4) медлительный — быстрый (9)

бездеятельный — деятельный (10)

Фактор IV — мотивация»
настроение  хорошее — плохое (6) желание  отдохнуть — работать (22) полный  надежд —

разочарованный (29) довольный — недовольный (30)

В скобках указан порядковый номер  шкалы в оригинальном  варианте теста САН.
ся  и  в  зависимости  от  возраста  испытуемых. Так, более  старшие  телеграфистки  дают  заниженные

оценки по сравнению с молодыми, что обусловлено их большей подверженностью утомлению и наличием у
них пограничных состояний [105; 154].

Следует отметить, что выделение группы симптомов «самочувствие» характерно практически для всех

существующих  многомерных  методик  субъективного  шкалирования. Возможно, они  и  являются  теми
«неспецифическими» признаками, которые  возникают  при  разных  видах  утомления  и  свидетельствуют  о
нарастании  психофизиологического  дискомфорта. Однако  это  не  означает, что  такие  симптомы  наиболее
информативны. Вполне  вероятно, что  анализ  конкретной  деятельности  поможет  выявить  и  другие,
диагностически не менее ценные симптомы.

Во второй фактор входит ряд признаков из категории «активность». По своей семантической окраске

содержание  этих  шкал  воспринимается  телеграфистками  в  непосредственной  связи  с  интенсивностью
трудового  процесса: оценки  по  этому  фактору  мало  изменяются  под  действием  утомления, являясь
чувствительными к изменению нагрузки, величина которой определяется темпом предъявления информации
и задается извне. Содержание описываемого фактора является отражением

102
уровня  операциональной  напряженности: телеграфистки  говорят 0 повышении  активности,

подвижности, готовности  к  действию  прежде  всего  в  связи  с  внешней  необходимостью  в  определений
период  времени  работать  интенсивно. Отметим, в  данном  случае  испытуемые  как  бы  вкладывают  в
предлагаемые им ц]калы совершенно иное содержание.

Третий фактор составляют шкалы, представляющие главным образом категорию «активность». Сюда

же  входит шкала  из  категории «самочувствие». Содержание  этого  фактора  непосредственно  характеризует
эмоциональный фон деятельности, отражая высокую степень эмоциональной напряженности и повышенный
уровень  тревожности. Это  обусловлено  высокой  степенью  ответственности  телеграфистки  за  качество
работы и навязанным темпом деятельности. Оценки по этому фактору достаточно высоки в начале работы и
еще  больше  увеличиваются  к  концу  дня. Это  согласуется  с  хорошо  известными  фактами  усугубления
негативных эмоциональных переживаний при затруднении деятельности в связи с наступлением утомления
[109; 282]. Для  работниц  старшей  возрастной  группы  характерен  завышенный  уровень  эмоциональной
напряженности уже в начале работы.

В состав четвертого фактора входят симптомы категорий «настроение» и «активность». Их содержание


background image

Koob.ru

характеризует  мотивационные  аспекты  состояния  с  точки  зрения  желания  продолжать  работу  и  оценку  ее
привлекательности  с  личностной  позиции. Оценки  по  этому  фактору  существенно  снижаются  к  концу
смены, что  соответствует  падению  интереса  к  работе  при  выраженных  степенях  утомления [69; 109].
Отметим, что для старшей возрастной группы характерен сниженный уровень оценок по этому фактору уже
в начале смены и более выраженная динамика под влиянием утомления.

Обобщая  результаты  проведенного  исследования, отметим, что  использование  непосредственно

выделяемых  в  тесте  САН  категорий  для  оценки  функционального  состояния  телеграфисток  оказалось
малоэффективным. Это свидетельствует о необходимости его реконструкции и значительном дополнении. В
то же время в ходе анализа результатов был получен обширный материал, который может быть положен в
основу  проведения  дальнейшей  работы.  Этим  мы обязаны  главным  образом  тому,  что  в  состав  теста  САН
входит  большой  и  разнообразный  перечень  субъективных  симптомов, охватывающий  широкий  круг
возможных проявлений разных состояний. Его оказалось достаточным, например, чтобы выделить основные
векторы  профессионального  утомления  телеграфисток, отраженные  в  модифицированной  факторной
структуре теста, и определить их характерное содержание.

Возвращаясь  к  поставленной  ранее  проблеме, нам  хотелось  бы  отметить, что  проведенное

исследование демонстрирует принципиальные трудности  на  пути  создания    универсальных

103
субъективных  методик. Весьма  показательно, что  интерпретация  выделенной  факторной  структуры

возможна  только  в  контексте  психологического  анализа  деятельности. В  описанных  результатах  это
особенно  ярко  проявилось  по  отношению  к  симптомам  категории «активность», которым  именно  содер-
жание  труда  телеграфисток  придает  самые  разные  оттенки: от  характеристики  операциональной
напряженности до мотиваци-онных аспектов.

В  то  же  время  полученные  результаты  свидетельствуют  о  существовании  достаточно  устойчивых

категорий  или  факторов  субъективных  признаков. При  этом  мы  считаем, что  действительно  полезную
информацию  о  динамике  функционального  состояния  можно  получить, только  используя  данные  по  всей
совокупности  факторов. Исключение  даже  одного  из  них  может  привести  к  существенному  искажению
информации  о  специфике  анализируемого  состояния. Содержание  каждого  фактора  может  быть
представлено  как  неспецифическими, так  и  специфическими  симптомами. Однако  подбор  их  должен  осу-
ществляться в ходе специально организованной методической работы.

4.2. ПРОЦЕДУРА  РАЗРАБОТКИ  СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ  МЕТОДИК  СУБЪЕКТИВНОЙ

ОЦЕНКИ

Разработка  специализированных  субъективных  тестов  выдвигает  методическую  задачу  подбора

достаточного  количества  адекватных  и  корректно  сформулированных  субъективных  симптомов
функционального  состояния  на  основании  профессиографического  анализа  исследуемого  вида  трудовой
деятельности и характерных проявлений данного вида состояния.

Работа в  этом направлении  на первом этапе  требует создания предварительного  варианта  опросника,

включающего  самые  разнообразные  симптомы  исследуемого  состояния, и  его  экспериментальной
апробации. В результате обработки полученного материала выделяется перечень чувствительных признаков.
В ходе этой работы осуществляется и выбор адекватных вербальных формулировок симптомов. Существуют
различные  точки  зрения  на  то,  каким  образом  лучше  представить  отбираемые  симптомы  —  в  форме
развернутых  предложении  или  в  форме  шкал. С  помощью  развернутой  формы  можно  более  точно
определить  содержание  анализируемого  признака. При  использовании  шкал  вербальные  формулировки
обычно максимально сжаты: каждый признак описывается одним-дву-мя словами. Такая компактная форма,
более удобная для получения количественных оценок, не устраняет возможности разночтений и смысловой
многозначности.

Это  противоречие  в  известной  мере  может  быть снято  при проведении  испытания предварительного

варианта    опросника

104
Б  форме  устной  беседы. Первоначально  составляется  список  симптомов, отражающий  различные

потенциал  можные  проявления  исследуемого  состояния  в  разве"0 В°3" формулировках. В  ходе  опроса
целесообразно  регистриоУТЫХ  все  комментарии  испытуемых  по  поводу  задаваемых  вопп°оВаТЬ j4x
последующий  качественный  анализ  позволяет  учесть  С°В" сколько  понимание  каждого  признака
различается  у  экспепи" ментатора  и  испытуемого, а  также  уточнить  смысл, обычно  вкладываемый
определенным контингентом испытуемых в использованную вербальную формулировку.

При обработке результатов предварительного варианта опросника проводится отбор чувствительных к

изменению  состояния  симптомов. По  отношению  к  ним  встает  задача  перевода  их  в  форму  шкал.
Адекватность таких переформулировок можно определить с помощью экспертных оценок. Не менее важным