Файл: Леонова А.Б. - Психодиагностика функциональных состояний человека.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3284
Скачиваний: 75
Koob.ru
мальному проявлению признака соответствовали бы 4 балла, а в монополярной — 5. Это
предположение не подтверждается полученными результатами (рис. 24), т. е. и в рассмотренных крайних, и
в других, менее сомнительных случаях испытуемые работали с биполярными шкалами как с некоторыми
целостными образованиями.
Приведенные данные свидетельствуют о преимуществах использования биполярного варианта
методики как в отношении более выраженных сдвигов субъективных оценок утомления, так и с точки зрения
разнообразия его проявлений. Подчеркнем, что сделанный вывод о сравнительной эффективности разных
типов шкал не претендует на сколь-нибудь общее значение. Он скорее отражает особенности того
контингента лиц, которые принимали участие в настоящем исследовании. Вполне вероятно, что при работе с
другой профессиональной группой более эффективным окажется использование монополярных шкал. Важно
только, чтобы выбор применяемого «измерительного инструмента» был обоснован.
В нашем исследовании не ставилась задача проведения корреляционных исследований,
направленных на получение
112
сравнительных данных о выполнении разрабатываемой методики и некоторого набора объективных
тестов. Факт наличия-утомления в конце смены у телеграфисток считался нами априорно доказанным
исследованиями других авторов. Поэтому на данном этапе разработки методики основным критерием
чувствительности (в качестве аналога валидности) считалось-наличие достоверных сдвигов в балльных
оценках утомления. Специально была проверена внутренняя надежность апробированных вариантов
методики по формуле Кронбаха, являющаяся производной от формулы 20 Кьюдера—Ричардсона [4].
Коэффициенты надежности вычислялись отдельно для каждого замера. Для монополярного варианта их
значения составил» 0,85 (замер I) и 0,87 (замер II), для биполярного варианта — соответственно 0,91 и 0,94.
Полученные оценки позволяют считать внутреннюю надежность обоих вариантов методики высокой, однако
с некоторым преимуществом биполярного варианта. Это свидетельствует о хорошем подборе состава симп-
томов и практически полной однородности получаемых оценок. Последний вывод оправдывает длительную
и трудоемкую работу по созданию специализированной диагностической методики.
4.3. ОТБОР ИНФОРМАТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ТЕКСТА
Для практических целей необходимо создание не' только чувствительных, но и компактных по объему
методик. При этом главное — не нанести ущерба содержательной емкости* получаемых с их помощью
оценок. Это особенно важно в ситуациях диагностики текущей динамики состояния, в которых ■временные
затраты на проведение испытаний должны быть минимальны. Кроме того, при повторном использовании
методики нередко возникает проблема привыкания испытуемых к конкретным формулировкам симптомов,
входящих в ее состав-Один из путей преодоления подобных трудностей состоит в разработке параллельных
форм методики [18], различающихся по материалу (формулировкам вопросов, шкал), но идентичных по
содержанию. Это предполагает проведение специальной работы по отбору информативной симптоматики и
выделению
взаимозаменяемых
признаков. В
исследовании, направленном
на
разработку
специализированного опросника для диагностики острого утомления медэвакуаторов, решались некоторые
из этих вопросов.
Профессиональными обязанностями медэвакуаторов службы скорой помощи является прием по
телефону вызовов от населения с целью обеспечения экстренной и квалифицированной медицинской
помощи. Разговаривая с абонентом по телефону, медэвакуатор должен быстро и четко, в соответствии с
определенной формой, записать необходимую информацию
II»
<о местонахождении больного, причине вызова, квалифицировать последнюю в терминах возможного
диагноза и передать полученные сведения на диспетчерский пункт. Деятельность медэвакуаторов весьма
напряженна — за смену принимается до 500 вызовов, причем около 70% из них приходится на наиболее
напряженные вечерние часы работы. Деятельность протекает на фоне повышенной ответственности: от
Koob.ru
оперативности и качества приема вызова зависит здоровье человека. Эмоциональная насыщенность данного
вида труда обусловлена и необходимостью постоянного «заочного» общения с незнакомыми людьми.
Медэвакуаторы работают круглосуточно, начиная и оканчивая рабочую смену в девять часов утра. Описан-
ная ситуация трудовой деятельности содержит целый комплекс факторов, способствующий быстрому и
интенсивному развитию острого утомления с выраженным вектором эмоциональной напряженности [195].
На этапе подготовки предварительного варианта опросника главная задача состояла в наиболее полном
представлении всей сферы возможных проявлений утомления для данного вида профессиональной
деятельности. В силу этого объем предварительного варианта опросника не ограничивался. В основу
составления опросника легло условное выделение шести основных групп симптомов: общего самочувствия,
специфических изменений самочувствия со стороны отдельных систем организма, уровня общей
активности, изменений мотивации, эмоционального фона деятельности, особенностей выполнения трудовых
операций. Подбор конкретных симптомов и их формулировка основывались на профессиографическом
анализе данного вида труда. В состав предварительного варианта опросника вошло 70 коротких
утверждений (по 10—12 симптомов на каждую группу). По отношению к каждому из них существовала
возможность трех типов ответа: «да», «нет», «не знаю».
Апробация опросника проводилась на базе станции скорой медицинской помощи при НИИ им. Н. В.
Склифосовского. На данном участке работают исключительно женщины, имеющие среднее медицинское
образование. В опытах приняло участие 19 человек, каждому из них 5 раз в течение смены предлагался для
заполнения опросник. Первый замер проводился через 0,5—1 ч после начала работы, следующие замеры
следовали с интервалом в 4—4,5 ч. Знакомство с опросником и детальное усвоение инструкции
осуществлялись в ходе пробного эксперимента.
Обработка результатов исследования включала несколько этапов. Сначала проводился
предварительный отсев нечувствительной симптоматики на основании данных о размахе сумм ответов (для
каждого пункта списка по всем замерам) и величине стандартной ошибки отклонения среднего.
Исключались утверждения, обнаружившие высокую стабильность ответов
114
течение всей смены. В результате этой процедуры в каждой йз шести групп симптомов было оставлено
по 8 пунктов:
/. Общее самочувствие
II. Специфические изменения
самочувствия
\ Чувствую себя усталой
2. Чувствую себя вялой
3. Чувствую себя хорошо
4. Хочется спать 5. Кажется, что
я больна б. Чувствую себя
свежей 7. Мне душно 8.
Чувствую общее недомогание
1. У меня тяжелая голова 2.
Приходится напрягать слух 3. У
меня болят глаза 4. У меня устали
глаза 5. У меня болит голова 6. Мне
трудно говорить 7. Я стала хуже
слышать 8. У меня затекли ноги
III.
Уровень
общей
активности
IV. Изменения мотивации
1. Время
тянется
медленно 2. Я работаю быстро
3. Я работаю медленно 4. Мои
движения скованны 5. Мне
хочется встать и размяться 6.
Не хочется разговаривать
7. Хочется сменить позу
8. Мне лень двигаться
1. Мне хочется работать 2.
Мне приятно работать 3. Я работаю
энергично 4. Работа
мне
безразлична 5. Мне трудно
сосредоточиться 6. Хочется
отвлечься от работы 7. Хочется
отдохнуть 8. Я знаю, как идет
работа у моих соседей
V. Эмоциональный фон
VI.
Выполнение трудовых
операций
Koob.ru
1. Мне
мешает
присутствие соседей 2. Меня
раздражает плохая связь 3. У
меня хорошее настроение 4.
Мне весело
5. Я напряжена 6. Я
собрана 7. Я спокойна 8. Я
раздражена
1. У меня изменился почерк 2.
Я стала забывчивой
3. Я быстро забываю содер-
жание разговоров 4. Я стала
пропускать появление сигнала 5. У
меня возникают сомнения в
правильности записи 6. Я стала
делать паузы в работе 7. Я стараюсь
как можно скорее ответить на
сигнал 8. Я
отвлекаюсь
на
посторонние мысли.
115
На следующем этапе была проведена факторизация выделенных симптомов внутри каждой группы.
Результаты факто-
f "а блица П
Факторная структура субъективных переживаний утомления у медэвакуаторой
Основные
группы симптомов
Факторы
Содержание субъективной симптоматики*
Самочувствие
1 фактор — «самочувствие»
Чувствую
общее
недомогание (1,00)
Чувствую себя хорошо (—0,991
Специфические
изменения
самочувствия
1 фактор — «физический
дискомфорт»
У меня тяжелая голова (0,99)
Мне приходится напрягать слух (0,95)
Уровень общей
активности
1 фактор — «снижение
активности»
2 фактор — «уход от
рабочей ситуации»
Время тянется медленно (0,99) Не хочется
двигаться (0,93) Не хочется разговаривать (0,79)
Хочется встать и размяться (0,64)
Эмоциональны
й фон
1 фактор — «эмоциональный
дискомфорт»
2 фактор — «эмоциональная
неуравновешен-
ность»
Я раздражена (0,93)
Мне мешает присутствие соседей (0,97)
Я спокойна (—0,75)
Я собранна (—0,52)
Изменения
мотивации
1 фактор — «мотивация на
деятельность»
2
фактор
—
«коммуникабельность»
Мне хочется работать (—0,99) Я работаю
энергично (—0,99) Я знаю, как идет работа у моих
соседей (1,00)
Выполнение
трудовых операций
1 фактор — «снижение
эффективности дея-
тельности»
2 фактор
—
«сосредоточенность на работе»
3
фактор
—
«операциональные изменения»
Я стала делать паузы в работе (0,93)
Я стала пропускать появление сигналов
(0,91)
Я стараюсь как можно быстрее ответить на
сигнал (—0,95)
Я отвлекаюсь на посторонние мысли (0,93)
У меня возникают сомнения в правильности
записи (0,75)
У меня изменился почерк (0,63)
* В данной графе приведены примеры утверждений из опросника, имеющие
наибольшие веса по
данному фактору. В
круглых скобках указаны величины факторных нагрузок.
Koob.ru
ризации представлены в табл. 11. Выделенные группы симптомов характеризуются различной
сложностью своего внутреннего строения. Так, в состав I и II групп входит по одному фактору,
соответствующих общей тенденции ухудшения самочувствия при утомлении. Картина, наблюдаемая в
других случаях, .сложнее. В ней находят отражение различные оттенки происходящих изменений в
состоянии испытуемых и разнообразие их проявлений в субъективной сфере.
Отбор чувствительных симптомов, пригодных для включения в сокращенный вариант
опросника, проводился на осно-«вании анализа выделенных факторных структур.
Информативными считались те утверждения, которые формировали «ядро» каждого фактора. Часть
симптомов, обнаруживших невысокий уровень ■связи с выделенными факторами, ютбрасьгвалась
на этом этапе. В конечном итоге было отобрано 40 утверждений, на основе которых
составлены три параллельные формы. Каждая из них включала 18 пунктов. В состав разных
параллельных форм вошли ■симптомы, имеющие приблизительно равные веса внутри одного
фактора. В случае недостатка информативных симптомов по определенному фактору (см., например,
фактор коммуникабельности,
табл. 11), идентичные утверждения попадали во все три списка. В качестве примера в табл. 12
приведена одна из подготовленных ^^^^^^^^^^^^^^^ параллельных форм опросника.
Для проверки внутренней надежности подготовленных вариантов опросника была использована
производная форма от формулы 20 Кьюдера—Ричардсона по Кронбаху [4]. Величины полученных оценок
для каждой параллельной формы достаточно высоки (соответственно 0,804; 0,765; 0,871) и позволяют
говорить о внутренней однородности получаемых субъективных данных. Для определения других
показателей надежности и валидности разработанных вариантов опросника требуется дальнейшее
проведение исследований.
Косвенным доказательством чувствительности подготовленной методики к развитию утомления
служит наличие достоверных сдвигов
3
в субъективных оценках утомления между отдель-
3.00 Ш0 17.00 21.00 1.00 5.00 9.00 Время суток
О
й
0 * О О
Iзамер 1 замер Шзамер ffзамер ¥ за мер
Рис. 25. Динамика интенсивности рабочей нагрузки (----------)
и субъективных оценок утомления (------)в течение рабочей
смены у медэвакуаторов
Величина нагрузки представлена в процентном отношении к максимальному числу вызовов, принятых
за один час работы. Субъективной оценке утомления соответствует процент отмеченных симптомов
утомления от общего числа инфор* мативных признаков.
3
Значимость различий определялась по ^-критерию Стьюдента.
117
ными
замерами. Их динамика согласуется с данными хронометража о величине рабочей нагрузки (рис.
25). В течение большей части смены утомление нарастает: значимы различия между I и
II
(р<0,05),
II
и IV
(р<0,01),
III
и IV (р<0,05) замерами. Максимальное падение работоспособности наблюдается в 23—24 ч.
Вероятно, это обусловлено сочетанием влияния двух
Таблица 12
Параллельная форма опросника для оценки
острого утомления у медэвакуаторов
1. Чувствую общее недомогание................ Да — Нет
2. Я стараюсь как можно скорее ответить на сигнал...... Да — Нет
3. Я спокойна........................ Да — Нет
4. Мне душно....................... Да — Нет
5. Хочется отвлечься от работы................ Да-—Нет
6. У меня тяжелая голова.................. Да—Нет
7. У меня изменился почерк................. Да — Нет
8. Я раздражена....................... Да — Нет
Koob.ru
9. Мне не хочется разговаривать............... Да — Нет
10. Мне приходится напрягать слух.............. Да-—Нет
11. Я знаю, как идет работа у моих соседей.......... Да — Нет
12. Я стала делать паузы в работе............... Да—Нет
13. Время тянется медленно.................. Да — Нет
14. Мне хочется встать и размяться.............. Да—-Нет
15. У меня устали глаза................... Да — Нет
16. У меня возникают сомнения в правильности записи...... Да — Нет
17. Мне весело........................ Да — Нет
18. Мне хочется работать................... Да — Нет
факторов — резким нарастанием утомления после наиболее интенсивного периода работы и
снижением уровня активации ночью. Улучшение состояния в утренние часы (разница между IV и V
замерами достоверна с р«:0,05) можно объяснить относительно низким уровнем рабочей нагрузки и
наличием кратковременного периода сна в ночные часы. Полученные данные о динамике субъективных
проявлений утомления были использованы для подготовки рекомендаций по оптимизации режима труда и
отдыха медэвакуаторов.
Интроспективные данные содержат богатейший материал о разнообразных проявлениях состояний
человека. По сути дела, в
них
заложена потенциальная возможность получения целостной характеристики
изучаемого состояния, которая для многих исследователей имеет первостепенную важность.
Однако
реализация этой возможности
крайне затруднительна в связи с «зашумленностью» субъективных
переживаний множеством факторов, наличием разнообразных и подчас конкурирующих установок субъекта,
просто отсутствием навыков саморефлексии. Существование этих трудностей не снимает необходимости
ис-
118
r^
пользования субъективных данных и создания на их основе более совершенных методических средств.
Субъективные методики незаменимы на начальных этапах исследования функционального состояния,
поскольку с их помощью можно получить ^как бы «объемный портрет» анализируемого явления. В этих
случаях вполне уместно использование неспецифических методик, позволяющих обрисовать в общем виде
его типичные проявления. Правда, и здесь очевидна целесообразность привлечения специальных данных об
особенностях формирования состояния в конкретной ситуации. Если же ставится задача использования
субъективных оценок в качестве диагностического инструмента, то, по нашему мнению, специализация
методики совершенно необходима. При этом можно идти по пути как адаптации уже имеющихся
методических средств, так и создания «овых диагностических приемов. В любом случае такая работа должна
являться предметом самостоятельного научного исследования.
ГЛАВА V
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
При организации и проведении прикладного диагностического исследования возникает множество
проблем, перечень которых не ограничивается выбором и применением адекватных методических средств
тестирования. Это сложная и многоплановая работа, реализуемая в серии последовательных этапов.
Конкретные прикладные задачи, решение которых предполагает получение информации о динамике
функционального состояния, в своей исходной формулировке обычно не содержат сведений о характере
состояния, подлежащего диагностике. Они могут звучать как требование повысить производительность
труда, снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций, устранить причины развития
профессиональных заболеваний, определить готовность конкретного специалиста к выполнению
деятельности и многое другое. Задача психолога-диагноста состоит в переводе этих практических установок
на язык явлений, подлежащих анализу и диагностике. Конкретизация цели диагностики в виде референтного
события, задающего целостную картину подлежащего анализу состояния [43], составляет первый этап
проводимой работы. Ее осуществление невозможно без специального и детализированного описания
конкретной трудовой деятельности, внутри которой формируется и изменяется состояние человека. На этой
основе строится выбор адекватных методических приемов тестирования, определяемый в первую очередь
характером профессионально-важных функций.
Переход к этапу сбора информации о динамике исследуемых функций сопровождается
возникновением целого комплекса методических, технических и организационных задач. Их решение
должно удовлетворять по крайней мере трем условиям: обеспечить необходимую точность регистрации
параметров, минимально отвлекать человека от выполняемой работы и не вызывать непроизвольного
изменения функционального состояния по ходу или в результате тестирования [26]. Эти требования