ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 1544
Скачиваний: 12
51
50. Невротическая структура характера с точки зрения К. Хорни.
51. К. Хорни о невротической потребности в любви и привязанности.
52. Культура и невроз в понимании К. Хорни.
53. Представления К. Хорни о невротических наклонностях индивида.
54. К. Хорни о перспективах и ограничениях самоанализа.
55. Стадии психоаналитического понимания с точки зрения К. Хорни.
56. Идеализированный образ и его функции с точки зрения К. Хорни.
57. Понятие экстернализации в культурно-философской психопатологии К. Хорни.
58. Последствия неразрешенных конфликтов с точки зрения К. Хорни.
59. К. Хорни о целях психотерапии.
60. Основные принципы межличностной психиатрии Г.С. Салливэна.
61. Представления Г.С. Салливэна о динамизме диссоциации и беспокойстве личности
62. Сходства и различия между классическим психоанализом и межличностной
психиатрией Г.С. Салливэна.
63. Проблема свободы в гуманистическом психоанализе Э. Фромма
64. Социальный характер и социальное бессознательное в понимании Э. Фромма.
65. Неплодотворные и плодотворная ориентации человека в оценке Э. Фромма.
66. Проблема агрессивности в работах Э. Фромма.
67. Взгляды Э. Фромма на авторитарную и гуманистическую этику.
68. Гуманистический психоанализ Э. Фромма: роль психоаналитика и цели терапии.
69. Дихотомии человеческого существования и проблематика любви в работах Э.
Фромма.
70. Сновидения и Эдипов комплекс в понимании Э. Фромма.
71. Сходства и различия между классическим и гуманистическим психоанализом.
72. Критика Г. Маркузе неофрейдистов культурной и социологической ориентации.
73. Принцип производительности и прибавочное подавление в понимании Г. Маркузе.
74. Г. Маркузе: самосублимация сексуальности и новый вид чувственности.
75. Идея нерепрессивной цивилизации Г. Маркузе.
76. Роль фантазии и утопии в философском психоанализе Г. Маркузе.
77. Проблема Эроса и Танатоса в понимании Г. Маркузе.
78. Представления К. Леви-Строса о бессознательной структуре разума.
79. Понимание К. Леви-Стросом подсознательного и бессознательного.
80. К. Леви-Строс о психоанализе и шаманском врачевании.
81. Гуманитарные науки и психоанализ с точки зрения М. Фуко.
82. Психоанализ и модели человека в оценке М. Фуко.
83. Основные положения структурного психоанализа Ж. Лакана.
84. Критика Ж. Лаканом эгопсихологии и американского психоанализа.
85. Нововведения Ж. Лакана в теорию психоанализа.
86. Нововведения Ж. Лакана в практику психоанализа.
87. Защитные механизмы как объект анализа А. Фрейд.
88. Особенности детского психоанализа в оценке А. Фрейд.
89. Основные понятия и принципы психоаналитической эгопсихологии.
90. Цели и задачи психоаналитической эгопсихологии.
91. Основные идеи экзистенциального психоанализа.
92. Экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра.
93. Экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера.
94. Дазайн-анализ М. Босса.
95. Сходства и различия между классическим и экзистенциальным психоанализом.
96. Цели и задачи антипсихиатрии.
97. Взгляды Р. Лэйнга на здоровье и болезнь человека.
98. Р. Лэйнг об онтологической неуверенности (тревоге) человека.
99. Поведение и переживание в понимании Р. Лэйнга.
100. Основные понятия и идеи шизоанализа Ж. Делеза и Ф. Гваттари.
52
101. Взгляды Ж. Делеза и Ф. Гватттари на шизофрению.
102. Основные понятия и идеи психотерапии Р. Мэя.
103. Цели и задачи психотерапии Р. Мэя.
104. Критика взглядов З. Фрейда на причину возникновения неврозов в работах В.
Франкла.
105. Психогенные и ноогенные неврозы в понимании В. Франкла. Взгляды В. Франкла
на экзистенциальную фрустра-цию и стремление к смыслу.
106. Сходства и различия между классическим психоанализом и логотерапией.
Основные понятия и идеи психоаналитической герменевтики А. Лоренцера.
107. Основные понятия и идеи психоаналитической герменевтики П. Рикера.
ФРЕЙД И РОССИЯ
Тема 1
Отчуждение от истории
Забвение истории. Искажение исторической реальности. Запрет на инакомыслие.
Историческая травма.
Отчужденное сознание. Разрыв между прошлым и будущим. Непредсказуемое прошлое.
Относительность исторического мышления. Исторические факты и интерпретации.
Интеллектуальное заблуждение. Историческое сознание как способ самопознания.
Мифы в истории науки. Мифотворчество в психоаналитическом движении.
Канонизированная история развития психоанализа.
Судьба психоанализа в России. История становления и запрещения психоанализа как
модель исторического процесса развития научных направлений в постреволюционной
России.
Восстановление исторических связей между прошлым и настоящим. Преодоление
отчуждения человека от его собственной истории. Переосмысление исторического процесса.
Изречения
Тойнби А.Дж.:
«В каждую эпоху и в любом обществе изучение и познание истории, как
и всякая иная социальная деятельность, подчиняются господствующим тенденциям данного
времени и места».
Ясперс К.:
«В настоящее время происходит как будто изменение нашего исторического
сознания <...> и вновь история превращается из сферы знания в вопрос жизни и осознания
бытия, из предмета эстетического образования в серьезную проблему, которая решается в
выслушивании вопросов и в ответах на них».
Гадамер Х.-Г.:
«Можно сказать примерно следующим образом: историческое сознание
— это не столько самозабвение, сколько повышенное самообладание, которое отличает его
от всех других формообразований духа... Историческое сознание есть способ самопознания».
Бердяев Н.А.:
«История есть трагедия духа. Это значит, что дух в исторической
объективации перерождается во что-то уже не похожее на дух. Творческий субъективный
дух не может себя узнать в своих исторических объективациях».
«Человек был раздавлен историей, всгда был раздавлеен. История была судьбой
человека, но судьба человека никогда не интересовала историю. Несоизмеримость между
историей и личной человеческой судьбой и есть трагедия истории, трагедия безысходная в
пределах самой истории, требующая ее конца».
Соловьев B.C.:
«Они хотят охранить истину — и хоронят ее. Они решили, что истина
не только дана человечеству — что справедливо, — но что она дана в совершенно готовой и
окончательной форме, и не только дана, но и сдана на хранение в подлежащее ведомство. И
утвердили гроб, и запечатали камень, и поставили стражу».
Лосев А.Ф.:
«Итак, всякая реальная наука мифологична, но наука сама по себе не имеет
никакого отношения к мифологии».
Фромм Э.:
«Все мы святые и грешники, взрослые и дети, но ни один не превосходит
другого, и не судья ему. Все мы преозре-ли вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте
53
вместе с Христом и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и
Гитлером».
Фрейд З.:
«...борьба за психоанализ должна в будущем решиться там, где было оказано
нам наибольшее сопротивление, — в области старых центров культуры».
Контрольные вопросы
1. К чему ведет забвение истории?
2. С чем связан запрет на инакомыслие?
3. Как и почему возникают мифы в истории науки?
4. Какова судьба психоанализа в России?
5. Почему необходимо восстановление исторических связей между прошлым и
настоящим?
Литература
1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. — М., 1994.
2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. — М., 1988.
3. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. — М., 1990.
4. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа. – М., 1999. - Т. 1-
2.
5. Соловьев B.C. Философская публицистика. Соч.: В 2. — М. , 1989. Т. 1.
6. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994.
Тема 2
Русскость Фрейда
История
возникновения
психоанализа. Западноевропейская
культура
и
психоаналитические идеи. Традиционное видение истоков психоанализа.
Русскость Фрейда как нетрадиционный взгляд на историю становления и развития
психоанализа.
Интерес Фрейда к России. Царский манифест 1898 г. Диагноз, поставленный Николаю II
Фрейдом. Русская цензура.
Фрейд, Юнг и русские психиатры. Пациенты из России.
Сабина Шпильрейн как пациент и психоаналитик. Идеи деструктивности и инстинкта
смерти. Отношение Фрейда к идеям С. Шпильрейн.
Первая мировая война. Революция в России. Отношение Фрейда к произошедшим в
России изменениям.
Лу Андреас-Саломе и Фрейд. Русские мотивы в эмоциональной и интеллектуальной
жизни Фрейда.
Изречения
Фрейд З.:
«Наиболее впечатляющим в манифесте является его революционный язык.
Если бы подобные высказывания о милитаризме появились в редакционных
демократических статьях, они были бы конфискованы в Австрии немедленно, в а России сам
(писатель) был бы сослан в Сибирь».
Шпильрейн С.:
«Проф. Фрейд, для которого я стала любимицей, высоко меня
оценивает, всем говорит о моей «привлекательной статье», а также очень мил по отношению
ко мне лично».
Фрейд З.:
«В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не совсем
понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих
рассуждений (о мазохизме —
В. Л.).
Она обозначает садистский компонент сексуального
влечения как деструктивное влечение».
«Ваш (Шпильрейн —
В.Л.)
план поехать в Россию представляется мне значительно
лучшим, чем мой совет попробовать работать в Берлине. В Москве вы будете способны
выполнять важную работу на стороне Вульфа и Ермакова. Наконец, вы будете на родной
земле».
Андреас-Саломе Л.:
«Я живу в состоянии глубокого беспокойства в связи с тем, что
произошло в России».
54
Фрейд З.:
«Я огорчен по поводу того, что узнал о состоянии вашей родины и в связи с
тем, что радикальные политики были так дискредитированы. Я полагаю, что революции
приемлемы только тогда, когда они завершены, и, следовательно, они должны быть весьма
кратковременными. В чем нуждается человеческое существо прежде всего, так это в
самообладании».
Контрольные вопросы
1. На чем основываются представления о русское™ Фрейда?
2. Почему Фрейд интересовался личностью Николая II?
3. Каковы истоки психоаналитических идей о деструктивности и инстинкте смерти?
4. Какое влияние на Фрейда оказало его знакомство и дружба с Лу Андреас Саломе?
5. Какие события России привлекли внимание Фрейда?
Литература
1. Лейбин В.М. Русскость Фрейда. — М., 1994.
2. Литвинов А.В. Обзор основных психоаналитических работ С. Шпильрейн //
Российский психоаналитический вестник. — 1993-1994. — № 3-4. - С. 25-31.
3. Овчаренко В.Н. Судьба Сабины Шпильрейн // Российский психоаналитический
вестник. — 1992. — №2. — С. 64-69.
4. Шпильрейн С.Н. Деструкция как причина становления // Логос. Философско-
литературный журнал. — 1994. — №5. — С. 174-186.
Тема 3
Русские пациенты Фрейда
Клиническая практика Фрейда. Идеи и концепции. Связь между теорией и практикой
психоанализа.
Сергей Панкеев — русский пациент Фрейда. Л. Дрознес, С. Панкеев и З. Фрейд.
Влияние психоаналитической ситуации на врача и пациента.
Клинический случай «человека с волками». История жизни и судьба С. Панкеева.
Русский философ Иван Ильин как пациент Фрейда. Философские работы И.А. Ильина.
Философия, человеческие страсти, бессознательное. Духовный катарсис.
Обращение Фрейда к «русской душе». Сравнение клинических случаев заболевания С.
Панкеева и И. Ильина как попытка психоаналитического понимания «русской души».
Изречения
Панкеев С.:
«Само поведение Фрейда, то, как он меня слушал, разительно отличало его
от тех его знаменитых коллег, с которыми мне приходилось сталкиваться до сих пор и у
которых я обнаружил почти полное отсутствие глубокого психологического понимания. При
первой же встрече с Фрейдом у меня возникло ощущение того, что я познакомился с выдаю-
щейся личностью».
«Сам Фрейд объяснял свою любовь к археологии тем, что психоаналитик, подобно
археологу в его раскопках, должен вскрывать слой за слоем психику пациента, прежде чем
он доберется до глубочайших, наиболее ценных сокровищ».
«Хорошо известно, что он никогда не боялся пересматривать свои теории, если это, по
его мнению, диктовалось самой практикой, а именно наблюдениями и опытом. В качестве
обоснования он мог сослаться на факт, по своей конкретности напоминающий факты, из
которых исходит такая точная наука, как физика (подобно тому, как она приспосабливает
свои теории к специфическому состоянию эмпирических исследований). Все это было
справедливым и в отношении чрезвычайно детализированной терапевтической работы
Фрейда».
«По возвращении в Одессу мать, как это было принято, решила отслужить в церкви
мессу. Во время этой мессы не был забыт и профессор Фрейд, так мама хотела выразить ему
свою признательность за мое успешное лечение. Итак, православный священник
торжественно молился за благополучие «Сигизмунда», которого он, вероятно, считал одним
из членов нашей семьи».
Фрейд З.:
«Врач, занимающийся психоанализом взрослого невротика, раскрывающий
слой за слоем психические образования, приходит, наконец, к известным предположениям о
55
детской сексуальности, в компонентах которой он видит движущую силу всех
невротических симптомов последующей жизни».
Ильин И.А.:
«Все тайные влечения и желания, не допускаемые на порог дневного
сознания и хранящиеся подобно Нибелунгам в тайниках ночного сознания; все особенности
личного вкуса, эмпирически приобретенные и духовно неочищенные; все те ранения
душевной ткани, которые у каждого из нас приобретаются с детства и живут, неисцеленные,
всю жизнь, разъедая душу и повергая многих в неврастению и всевозможные болезненные
уклонения — все это при отсутствии надлежащей катарсической работы <...> вторгаются в
философскую работу и делают душу не способной к объективному научному знанию.
Философия становится тогда игралищем скрытых страстей; она получает значение более или
менее удачно найденного компромисса между негодующим бессознательным и сознательной
идеологией».
Контрольные вопросы
1. Какова связь между теорией и практикой психоанализа
9
2. Какие русские пациенты проходили курс лечения у Фрейда?
3. Как психоаналитическая ситуация воздействует на пациента и врача?
4. Что мог почерпнуть Фрейд из общения с русскими пациентами?
Литература
1. Ильин И. О любезности. Социально-психологический опыт // Русская мысль. — 1912.
— Кн. V.
2. Ильин И. Философия как духовное делание // Русская мысль. — 1915. - Кн. III.
3. Лейбин В.М. Русскость Фрейда. - М., 1994.
4. Человек-волк и Зигмунд Фрейд. — Киев, 1996.
Тема 4
Фрейд и русская литература
Обращение Фрейда к мировой классической литературе. Значение творчества Софокла и
Шекспира для становления психоанализа.
Русская
Литература
как источник развития психоаналитических идей. Интерес Фрейда
к работам Мережковского и Достоевского.
Дмитрий Сергеевич Мережковский как один из любимых писателей Фрейда. «Христос и
Антихрист» Мережковского и «Леонардо да Винчи» Фрейда. «Петр и Алексей»
Мережковского и «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» Фрейда.
Сходные линии и сюжеты в работах Мережковского и Фрейда.
Литературная деятельность Л. Андреас-Саломе. P.M. Рильке и Л. Андреас-Саломе в
России.
«Русский дух» Рильке. Знакомство Фрейда с Рильке. Увлечение старших детей Фрейда
поэзией Рильке.
Л. Андреас-Саломе и Р М. Рильке как источник приобщения Фрейда к русской культуре.
Изречения
Фрейд З.:
«Художественные произведения оказывают на меня сильное воздействие,
особенно поэтические и пластические произведения, реже — живопись»
Панкеев С.:
«Фрейд давал очень высокую оценку роману русского писателя
Мережковского "Петр и Алексей", в котором эмоциональная амбивалентность отношений
отца и сына рассматривается в экстраординарной психоаналитической манере».
Мережковский Д.С.:
«Царь Эдип, ослепленный страстью или роком, мог не видеть
своего преступления — отцеубийства, кровосмешения; но когда увидел — то уж не смог
сомневаться, что он преступник, не мог сомневаться в правосудии не только внешнего,
общественного, но и внутреннего, нравственного карающего закона — и он принимает без
ропота все тяжести этой кары. Точно так же Макбет, ослепленный властолюбием, мог за-
крывать глаза и не думать о невинной крови Макдуффа; но только что он отрезвился, для
него опять-таки не могло быть сомнения в том, что он погубил душу свою, перешагнув через
кровь. Здесь, как повсюду в старых, вечных — вечных ли? — трагедиях нарушенного закона,
трагедиях совести, и только совести — определенная душевная боль — "угрызение",