Файл: Лежбин В. - История и теория психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1381

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

Литература

1. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. — Воронеж, 1994. - С. 21-25, 31-39, 41-

45, 71-90, 178-200.

2. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. — СПб., 1997.
3. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М., 1996.
4. Психоанализ. Популярная энциклопедия. — М., 1998.
5. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. — СПб., 1996.
6. Сандлер  Дж., Дэр  К., Холдер  А. Пациент  и  психоаналитик. Основы

психоаналитического процесса. — Воронеж, 1993.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1995. — С. 154-297.
8. Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989. — С. 346-381.
9. Фрейд З. О психоанализе // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. - М., 1997. - С. 5-47.
10. Фрейд З. Методика и техника психоанализа // З. Фрейд. Психоаналитические этюды.

— М., 1997. — С. 47-150.

11. Фрейд З. «Конечный и бесконечный анализ». — М., 1998.

Тема 11

     Психоаналитическое понимание личности

Взгляды Фрейда на структуру личности. «Я». «Оно». «Сверх-Я».
Природа  и  основные  характеристики «Оно». Сосуществование  противоположных

импульсивных желаний. Время, пространство, законы логического мышления в «Оно».

Сознательное  и  бессознательное  в «Я». Отношение «Я» к  сознанию. «Я» как  часть

«Оно» и представитель внешнего мира в психике.

«Я» как посредник между «Оно» и внешним миром.
Происхождение «Сверх-Я». Филогенетические  истоки. «Сверх-Я» как  воплощение

родительского  авторитета. Функция «Сверх-Я» как «Я-идеала». Предписание, норм
поведения. Совесть, бессознательное чувство вины, страх.

Взаимоотношение  между «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Зависимости «Я». Компромиссы  с

внешним  миром. Стремление  обуздать  влечения «Оно». Подчинение «Я» категорическому
императиву «Сверх-Я». Несчастное сознание.

Терапевтическая  цель  психоанализа  с  точки  зрения  структурной  дифференциации

личности.

Изречения
Фрейд  З.:

 «Пользуясь  популярными  выражениями, можно  сказать, что  Я  в  душевной

жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно — неукротимые страсти».

«Мы  приближаемся  к  пониманию  Оно  при  помощи  сравнения, называя  его  хаосом,

котлом, полным бурлящих возбуждений».

«Чем особенно отличается Я от Оно, так это стремлением к синтезу своих содержаний, к

обобщению и унификации своих психических процессов, которое совершенно отсутствует у
Оно».

«В то время, как Я, в основном, является представителем внешнего мира, реальности, —

Сверх-Я противостоит ему как поверенный внутреннего мира. Оно».

«Сверх-Я  погружается  в  Оно, как  наследник  Эдипова  комплекса, оно  имеет  с  ним

интимные связи».

«Оно  совершенно  аморально, Я  старается  быть  моральным, Сверх-Я  может  стать

гиперморальным и тогда стать жестоким, каким может только быть Оно».

«Отношение Я к Оно можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. Лошадь

дает  энергию  для  движения, наездник  обладает  преимуществом  определять  цель  и
направление движения сильного животного. Но между Я и Оно слишком часто имеет место
не  идеальное  взаимоотношение, когда  наездник  вынужден  направлять  скакуна  туда, куда
тому вздумается».

«Сверх-Я  предъявляет  самые  строгие  моральные  требования  к  отданному  в  его

распоряжение  беспомощному  Я, оно  вообще представляет  собой  требования  морали, и  мы


background image

17

сразу понимаем, что наше моральное чувство вины есть выражение напряжения между Я и
Сверх-Я».

«Мы должны упомянуть еще одну важную функцию, которой мы наделяем это Сверх-Я.

Оно  является  также  носителем  Я-идеала,  с  которым  Я  соизмеряет  себя,  к  которому  оно
стремится, чье требование совершенствования оно старается выполнить».

«Если  Я  вынуждено  признать  свою  слабость, возникает  страх, реальный  страх  перед

внешним миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей в
Оно».

«Импульсивные  желания, которые  никогда  не  переступают  через  Оно, а  также

впечатления, которые  благодаря  вытеснению  опустились  в  Оно, виртуально  бессмертны,
спустя  десятилетия  они  ведут  себя  так, словно  возникли  заново. Признать  в  них  прошлое,
суметь  обесценить  их  и  лишить  заряда  энергии  можно  только  в  том  случае,  если  путем
аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается
терапевтическое действие психоаналитического лечения».

«Психоанализ  является  тем  орудием, которое  должно  дать  Я  возможность  постепенно

овладеть Оно».

«Там, где было Оно, должно стать Я».

Контрольные вопросы

1. Какова психоаналитическая структура личности?
2. В чем заключаются основные характеристики «Оно», «Я» и «Сверх-Я»?
3. Каковы взаимоотношения между «Оно», «Я» и «Сверх-Я»?
4. Почему «Я» является несчастным?
5. Что  представляет  собой  психоанализ  с  точки  зрения  структурных  составляющих

личности?

Литература

1. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М , 1977. - С. 43-46.
2. Фрейд З. Я и Оно // З. Фрейд. Либидо. - М., 1996. - С. 235-264.
3. З. Фрейд. Очерки по психологии сексуальности. — Минск, 1997. - С. 455-478.
4. З.Фрейд. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. — Тбилиси, 1991. - С. 351-392.
4. Фрейд. Я и Оно. - М.; Харьков, 1998. - С. 839-860.
5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1995. — С. 334-349.

Тема 12

Страх

Проблема страха в истории философии, науки и медицины.
Многозначность  понятия  страха. Субъективное  состояние  и  переживание. Различие

между страхом, боязнью и испугом.

Страх  и  невроз. Целесообразный  характер  готовности  к  страху  и  нецелесообразное

развитие страха. Реальный и невротический страх.

Формы проявления страха у нервнобольных. Свободный страх ожидания и фобии.
Фобии детей. Инфантильный страх и невротический страх взрослых.
Психоаналитическое понимание причин возникновения невротического страха.
Генетическая связь между либидо и страхом. Сексуальные ограничения и страх.
Топическая  динамика  развития  страха.  Связь  развития  страха  с  судьбой  либидо  и  с

системой бессознательного. Взаимосвязь между вытеснением и страхом.

Страх  кастрации, вытеснение, образование  неврозов. Страх  рождения  и  отделение  от

матери.

Три  вида  страха: реальный, невротический  и  страх  совести. Двоякое  происхождение

страха: как  прямое  следствие  травматического  фактора  и  как  сигнал  о  том, что  возникает
угроза повторения этого фактора.

Изречения
Фрейд  З.:

  «...есть  боязливые  люди,  но  вовсе не  нервные,  и  есть  нервные,  страдающие

многими симптомами, у которых нет склонности к страху».


background image

18

«Как  бы  там  ни  было, несомненно, что  проблема  страха — узловой  пункт, в  котором

сходятся  самые  различные  и  самые  важные  вопросы, тайна, решение  которой  должно
пролить свет на всю нашу душевную жизнь».

«...страх  является  ходкой  монетой, на  которую  меняются  или  могут  обмениваться  все

аффекты, если соответствующее содержание представления подлежит вытеснению».

«Подобно  тому  как  попытка  бегства  от  внешней  опасности  сменяется  стойкостью  и

целесообразными  мерами  защиты, так  и  развитие  невротического  страха  уступает
образованию симптомов, которые сковывают страх».

«Позвольте нам обобщить сведения из наблюдений о боязливости детей: инфантильный

страх имеет  мало общего с реальным  страхом и, наоборот, очень близок к невротическому
страху  взрослых.  Как  и  последний,  он  возникает  из  неиспользованного  либидо  и  замещает
недостающий объект любви внешним предметом или ситуацией».

«Страх, будучи  аффективным  состоянием, является  воспроизведением  старого,

грозящего  опасностью  события, страх  служит  самосохранению  и  является  сигналом  новой
опасности, он  возникает  из  либидо, каким-то  образом  оставшегося  неиспользованным, и  в
процессе  вытеснения  сменяется  образованием  симптома, словно  он  связан  психически, —
чувствуется, что здесь чего-то не хватает, что соединяет фрагменты в целое».

«...мы приветствовали как желательное то соответствие, что три основных вида страха:

реальный страх, невротический и страх совести — без всякой натяжки согласуются с тремя
зависимостями Я—от внешнего мира, от Оно и от Сверх-Я».

«Не  вытеснение  создает  страх, а  страх  появляется  раньше, страх  производит

вытеснение».

«...страх  кастрации  является  одним  из  наиболее  часто  встречающихся  и  наиболее

сильных двигателей вытеснения, и тем самым, и образования неврозов».

«Страх перед Сверх-Я обычно не доложен исчезать, так как он в качестве страха совести

необходим в социальных отношениях, и отдельный человек только в самых редких случаях
может стать независимым от человеческого общества».

Контрольные вопросы

1. В чем состоит различие между страхом, испугом и боязнью?
2. Какие виды страха рассматривались З. Фрейдом?
3. Каково различие между реальным и невротическим страхом?
4. Каково психоаналитическое понимание причин возникновения и развития страха?
5. Как З. Фрейд объясняет отношения между вытеснением и страхом?
6. Что является первичным страхом в понимании З. Фрейда?

Литература

1. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М., 1993.
2. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990. - С.

173-80.

З. Фрейд  З. Остроумие  и  его  отношение  к  бессознательному. Страх. Тотем  и  табу. —

Минск, 1998. — С. 241-321.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции — М , 1995. — С 250-263, 349-358.
5. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика // З Фрейд. Психоаналитические этюды

— Минск, 1997. — С. 273-369.

Тема 13

    Психоанализ и религия

Психоаналитическое  объяснение  возникновения  религии. Замена  естествознания

психологией. Религия  как  реакция  на  беспомощность  человека  перед  силами  природы.
Придание силам природы характера отца и превращение их в богов.

Тотемизм  как  первая  форма  проявления  религии. Связь  религии  с  социальными

образованиями, нравственными запретами, моральными предписаниями.

Патриархат  и  матриархат. Очеловечивание  почитаемых  существ. Обожествление

праотца. Соединение  божественных свойств  в одном  лице. Религиозные представления  как
достижения культуры.


background image

19

Психологическое  значение  религиозных  представлений. Происхождение  иллюзий  из

человеческих желаний.

Религиозные  представления  как  исторические  реминисценции. Параллели  между

детскими  неврозами  и  состояниями  человечества, аналогичными  неврозами. Религия  как
общечеловеческий навязчивый невроз.

Вера и разум. Жизнь без религиозных иллюзий. Логос как Бог. Вера в разум.

Изречения
Фрейд  З.:  «С

  давних  времен  человек  создавал  себе  идеальное  представление  о

всемогуществе и всезнании, воплощением которых были его боги. Им он приписывал все то,
что было ему запрещено. Можно даже сказать, что боги были его культурными идеалами».

«Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют

с  грозным  роком, выступающим  прежде  всего  в  образе  смерти, и  вознаграждают  за
страдания и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе».

«Религиозные  представления  суть  тезисы, высказывания  о  фактах  и  обстоятельствах

внешней (или  внутренней) реальности, сообщающие  нечто  такое, чего  мы  сами  не
обнаруживаем  и  что  требует  веры. Поскольку  они  информируют  нас  о  самом  важном  и
интересном в нашей жизни, они ценятся особенно высоко».

«...религиозные  феномены  не  понять  иначе  как  по  образцу  хорошо  нам  известных

невротических 

симптомов 

индивидуума, как 

возвращение 

давно 

забытых,

многозначительных событий в праистории человеческой семьи».

«Религию  в  таком  случае  можно  было  бы  считать  общечеловеческим  навязчивым

неврозом, который, подобно  соответствующему  детскому  неврозу, коренится  в  Эдиповом
комплексе, в амбивалентном отношении к отцу».

«Сомнительно, чтобы  люди  в  эпоху  неограниченного  господства  религиозных  учений

были  в  общем  и  целом  счастливее, чем  сегодня; нравственнее  они  явно  не  были. <...>
Безнравственность  во  все  времена  находила  в  религии  не  меньшую  опору, чем
нравственность».

«Ценой насильственной фиксации психического инфантилизма и включения в  систему

массового безумия религии удается спасти многих людей от индивидуального невроза».

«Намерение  насильственно  и  одним  ударом  опрокинуть  религию, несомненно,

абсурдное  предприятие. Прежде  всего  потому, что  оно  бесперспективно. Верующий  не
позволит отнять у него свою веру ни доводами разума, ни запретами».

«...в конечном счете ничто не может противостоять разуму и опыту, а религия слишком

явно противостоит им обоим».

«Если применение психоаналитических методов позволяет получить новые доводы не в

пользу истинности содержания религиозных верований, то тем хуже для религии, но защит-
ники  религии  будут  с  тем  же  правом  пользоваться  психоанализом, чтобы  вполне  отдать
должное эффективной значимости религиозных учений».

Контрольные вопросы

1. Как объясняется происхождение религии в психоанализе?
2. Каково психологическое значение религиозных представлений?
3. Какова ценность религии?
4. Возможно ли насильственное устранение религиозной веры?
5. На чем основана вера Фрейда в разум?

Литература

1. Лейбин В.М. Вера или разум? // Вопросы философии. — 1988. - № 8.
2. Попова М.А. Фрейдизм и религия. — М., 1985.
3. Руткевич А.М. Психоанализ и религия. — М., 1987.
4. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992.
5. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. — Минск,

1997. С. 481-525.

6. З. Фрейд. Либидо. - М., 1996. - С. 265-300.
7. Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. — М., 1993.


background image

20

8. Фромм Э. Психоанализ и религия // Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А Камю, Ж.-П

Сартр Сумерки богов. — М., 1990.

Тема 14

     Психоаналитическая культурология

Психоаналитическое  понимание  культуры. Накопленные  людьми  знания  и  умения.

Институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений.

Основные  функции  культуры. Принуждение  и  запрет  влечений. Психологический

арсенал культуры.

Стремление людей к счастью. Принцип удовольствия и принцип реальности. Источники

страданий. Пути избежания страданий и обретения счастья.

Требования  культуры. От  власти  индивида  к  власти  общества. Ограничения  и

правопорядок. Индивидуальные притязания и нормы жизни в коллективе.

Эрос (любовь) и  Ананке (нужда) как  основания  культуры. Конфликт  между  семьей  и

сообществом. Культурные  запреты. Противоречия  между  культурой  и  сексуальностью.
Сублимация влечений.

Усиление «Сверх-Я» как ценное психологическое приобретение культуры. Культурные

идеалы.

Враждебность людей культуре. Агрессивные влечения человека.
Патология культурных сообществ. Психоанализ культуры.

Изречения
Фрейд  З.:

 «...слово «культура» обозначает  всю  сумму  достижений  и  учреждений,

отличающих  нашу  жизнь  от  жизни  наших  животных  предков  и  служащих  двумя  целям:
защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми».

«...как бы  мы ни определяли понятие культуры, все же  не  вызывает сомнений, что  все

наши средства защиты от угрожающих страданий принадлежат именно культуре».

«Мы  считаем, что  культура  была  создана  под  влиянием  жизненной  необходимости  за

счет  удовлетворения  влечений, и  она  по  большей  части  постоянно  воссоздается  благодаря
тому, что  отдельная  личность, вступая  в  человеческое  общество, снова  жертвует
удовлетворением своих влечений в пользу общества».

«Подобно  тому  как  сам  принцип  удовольствия  под  влиянием  внешнего  мира

преобразуется  в  более  скромный  принцип  реальности, мы  уже  считаем  себя  счастливыми,
если нам удалось избегнуть несчастья, превозмочь страдания».

«Немалая  часть борьбы человечества  сосредоточивается  вокруг  одной  задачи — найти

целесообразное, т.е. счастливое  равновесие  между  индивидуальными  притязаниями  и
культурными требованиями масс. Достижимо ли это равновесие посредством определенных
форм культуры либо конфликт останется непримиримым — такова одна из роковых проблем
человечества».

«Сублимация  влечений  представляет  собой  выдающуюся  черту  культурного  развития,

это  она  делает  возможными  высшие  формы  психической  деятельности — научной,
художественной, идеологической, — играя тем самым важную роль в культурной жизни».

«...человек  не  является  мягким  и  любящим  существом, которое  в  лучшем  случае

способно на защиту от нападения. Нужно считаться с тем, что к его влечениям принадлежит
и большая доля агрессивности».

«Вследствие этой изначальной враждебности людей культурному сообществу постоянно

угрожает распад».

«Культура  должна  напрягать  все  свои  силы, чтобы  положить  предел  агрессивным

влечениям человека, сдержать их с помощью соответствующих психических реакций».

«...не в праве ли мы поставить диагноз, согласно которому многие культуры или целые

культурные  эпохи (а  возможно, и  все  человечество) сделались «невротическими» под
влиянием  культуры? <...> ...следует  ожидать, что  однажды  кто-нибудь  отважится  на
изучение патологии культурных сообществ».

Контрольные вопросы

1. Что понимает Фрейд под культурой?