Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3503

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

4.  Ролевая структура семьи и социальная власть в семье.
5.  Установки и ценности в семейной паре.
219

Занятие 2. Насилие и агрессия в семье.

Вопросы для обсуждения:

1.  Проблема психологического и физического насилия.
2.  Признаки агрессивной семьи.
3.  Психологическая помощь жертвам семейного насилия. Кри -зисные центры.

Занятие 3. Общение и взаимодействие в семье.

Вопросы для обсуждения:

1.  Семейная структура: специфика семейных отношений (проблема лидерства).
2.  Особенности системы детско-родительских отношений.
3.  Общение сиблингов.
4.  Влияние порядка рождения на характерологические особенности детей.
5.  Семейные правила и нормы.

Занятие 4. Семья  и  психическая  травматизация  личности.

Вопросы  для

обсуждения:

1.    Семья  как  источник  деформаций  личности:  состояние  семейной

неудовлетворенности по Р. Скиннеру и Д. Клиизу, Э. Г. Эйде-миллеру и В. Юстицкису.

2.  Чувство вины, связанное с семьей.
3.  Семья  как  фактор, определяющий  реакцию  индивида  на  стрессовую  ситуацию.

Семейный стресс и совладание с ним.

4.  Алкогольная семья. Дети алкоголиков.

Занятие 5. Воспитывающая семья: система детско-родительских отношений.

Вопросы для обсуждения:
1.  Детерминанты родительского отношения.
2.  Восприятие ребенком семейных отношений.
3.  Семейная социализация.

Занятие

6.

Трудности семейного воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1.  Основные  виды  нарушений  в  семейном  воспитании: гиперопека  и  гипоопека,

противоречивое  воспитание, симбиоз  или  избыточная  эмоциональная  привязанность,
эмоциональное отвержение.

2.  Последствия неправильного воспитания.
22O
3. Психологическая помощь семье.

Занятие 7. Конфликты в семье.

Вопросы для обсуждения:

1.  Причины и типы конфликтов в семье и их последствия.
2.  Психологические способы разрешения конфликтов в семье.
3.  Профилактика семейных конфликтов.

Занятие 8. Методы работы с семейными отношениями.

Вопросы для обсуждения:

1.  Повышение психологической компетентности семьи.
2.  Психодиагностика.
3.  Психологическая коррекция и психотерапия семейных отношений.
4.  Конкретные  психодиагностические  и  психокоррекционные  методы  работы  с

семейными отношениями.

5.  Методика семейного рисунка Г. Хоментаускаса.
Вопросы к экзамену
1.     Семья  в  социальной  психологии. Психологические  исследования  семьи  и

семейных отношений.

2.     Тенденции развития современной семьи. Проблема кризиса семьи.
3.     Функции семьи и ее жизненный цикл как предмет психологического изучения.
4.     Сущность  и  виды  семейных  отношений  Психологические  ис -следования

семейных отношений.


background image

5.          Семья  и  брак.  Супружеские  отношения  и  психологические  проблемы

моногамного брака. Супружеская неверность.

6.     Модель брака К. Г. Юнга: брак как психологическое отношение.
7.     К. Хорни о психологии брака, отношениях мужчины и женщины в семье.
221
8.     Построение теоретических моделей брака и семьи. Модель «нормальной» семьи

(по В. Н. Дружинину).

9.     Семья  как  система: социально-психологические  характеристики  процессов  и

отношений. «Счастливая» и «несчастливая» семья.

10.     Эмоциональные  отношения  в  семье: виды, их  динамика, факторы

стабилизации, значение.

11.     Проблема мотивов вступления в брак и создания семьи.
12.     Проблема  совместимости  и  удовлетворенности  браком: психологический

климат семьи.

13.     Социальная власть и ролевая структура семьи.
14.     Общение, установки и ценности супругов, их влияние на семейные отношения.
15.     Общение и взаимодействие в семье: правила, нормы, модели коммуникации

(по В. Сатир).

16.    Агрессия и насилие в семье. Проблема диагностики насилия в семье. Помощь

жертвам семейного насилия.

17.     Семья  и  психологическая  травматизация  личности — алко -гольная  семья,

дети алкоголиков.

18.     Личность в семейных отношениях: самооценка, самоактуализация, развитие.
19.     Семья как источник личностной деформации по Р. Скиннеру.
20.     Нарушения  супружеских  и  семейных  отношений — причины, проявления,

коррекция.

21.     Развод и его последствия. Развод и дети, помощь переживающим развод.
22.     Психологические проблемы неполной семьи. Семьи с неродными детьми.
23.     Воспитывающая семья: проблемы детско-родительских отношений.
24.          Сиблинги  в  семье,  влияние  порядка  рождения  в  семье  на  ста  -новление

личности.

25.     Конфликты  в  семье, пути  решения, семейные  копинг-стратегии  в  трудных

жизненных ситуациях.

2 6. Психология одиночества. Помощь одиноким людям в созда -нии семьи.
27. Психология пола и семейные отношения. Стереотипы и динамика феминности и

маскулинности. Проблема андрогин-ной личности.

222
28.     Психологическая диагностика семейных отношений: подходы, методы.
29.     Методика рисунка семьи (модификации Г. Хоментаускаса, А.И. Захарова).
30.     Возможности  психологической  коррекции  и  психотерапии  семейных

отношений.

31.     Особенности  женской  психологии, их  влияние  на  семейные  отношения (3.

Фрейд). Значение изучения архетипа матери (поК. Г. Юнгу).

32.     Семья  в  системе  родственных  связей. Изучение  семейного  дерева  методом

геносоциограммы.

33.     Книга В. Сатир «Как строить себя и свою семью» (1992).
34.     КнигаР. Скиннера, Дж. Клииза« Семья и как в ней уцелеть» (1999).
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.

Дружинин В. Н.

Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2.

Сатир В.

Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.

3.    Семья  в  психологической  консультации.  /  Под  ред.  А.  А.  Бо-далева,  В.  В.

Столина. М.: Педагогика, 1989.


background image

4.

Скиннер Р., Клииз Д.

Семья и как в ней уцелеть. М.: Класс, 1995.

5.

Хоментаускас Г.

Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.

6.

Хорни К.

Психология женщины / Соч. в 3-х тт. Т. 1. М.: Смысл, 1997..

7.

Эйдемиллер Э. Г., ЮстицкисВ.

Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер,

1999.

8.

Юнг К. Г.

Брак как психологическое отношение / Конфликты детской души. М.:

Канон, 1995.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
223
1.

Адлер  А.

Теория  и  практика  индивидуальной  психологии. М.: НПО  Прагма,

1997.

2.

Алешина Ю. Е.

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.

М.: НФ Класс, 2002.

3.

Анциферова А. И.

Условия деформаций развития личности. Новые исследования.

М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1998.

4.

Бэрон Р., Ричардсон Д.

Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

5.

БеттелъгеймБ.

Любим ли я... Диалог с матерью. СПб.: Ювента, 1998.

6.

БреттД.

«Жила-была  девочка, похожая  на  тебя...». Психотерапевтические

истории для детей. М.: НФ Класс, 1996.

7.

Бурлачук А. Ф., Морозов С. М.

Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.:

Питер, 2002.

8.

Василюк Ф. Е.

Психология переживания. М.: Изд-во Московского университета,

1984.

9.

Винникотт Д. В.

Разговор с родителями. М.: НФ Класс, 1994.

10.

Винникотт  Д. В.

Игра  и  реальность. М.: Ин-т  общегуманистических

исследований, 2002.

11.

Витакер  К.

Полночные  размышления  семейного  психотера -певта. М.: НФ

Класс, 2000.

12.

Голод С. И., Клецин А. А.

Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-

типологический анализ. Эмпирическое обоснование. СПб.: Филиал института социологии
РАН, 1994.

13.

Грановская Р. М.

Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2003.

14.

Джидаръян И. А., Антонова Е. В.

Проблема общей удовлетворенности жизнью:

теоретическое и эмпирическое иссле -дование / Сознание личности в кризисном обществе.
М.: Институт психологии РАН, 1995.

15.

Дружинин В. Н.

Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М.-

СПб.: ПЕР СЭ, 2000.

16.

Дымнова Т. И.

Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской

// Вопросы психологии. № 2, 1998.

224
17.

Захаров А. И.

Детские неврозы. Психологическая помощь родителям и детям.

СПб.: РЕСПЕКС, 1995.

18.

Знаков  В. В.

Понимание  в  познании  и  общении.  Самара:  Изд-во  Самарского

ГПУ, 1998.

19.

Калмыкова  Е.С.

Психологические  проблемы  первых  лет  суп -ружества //

Вопросы психологии. 1983. № 3.

20.

Киршбаум Э. И., Еремеева А. И.

Психологическая защита. М.: Смысл, 2000.

21.

Кон И. С.

Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.

22.

Коростылева  Л. А.

Психология  самореализации  личности: брачно-семейные

отношения. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.


background image

23.     Лабиринты одиночества. Пер. с англ. / Сост. Н. Е. Покровский. М.: Прогресс,

1989.

24.

АабунскаяВ. А., МенджерицкаяЮ. А., БреусЕ. Д.

Психология  затрудненного

общения. М.: Academia, 2001.

25.

Лосева В. К.

Рисуем  семью: Диагностика  семейных  отношений. М.: А.П.О.,

1995.

26.

МайерсД.

Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

27.     Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация) // Под ред.

И. Е. Исениной. Иваново: Изд-во Ивановского госуниверситета, 2002.

28.

Mud M.

Культура и мир детства. М.: Главная редакция восточной литературы

изд-ва «Наука», 1988.

29.

Миллер  А.

Драма  одаренного  ребенка  и  поиск  собственного  Я. М.:

Академический Проект, 2001.

30.

Миллер А.

Вначале было воспитание. М.: Академический Проект, 2003.

31.

Навайтис  Г.

Тайны  семейного (не) счастья. М.—Воронеж: Институт

практической психологии, 1998.

32.

Никольская И. М., Грановская Р. М.

Психологическая защита у детей. СПб.:

Речь, 2000.

33.

Пери Г.

Как справиться с кризисом. М.: Педагогика-Пресс, 1995.

34.     Психотерапевтическая энциклопедия / / Под ред. Б. Д. Кар-васарското. СПб.:

Питер, 1999.

35.

ПэппП.

Семейная терапия и ее парадоксы. М.: НФ Класс, 1998.

225
36.

Ремшмидт X.

Подростковый  возраст. Проблемы  становления  личности. М.:

Мир, 1994.

37.

Ромицина Е. Е.

Роль родительской семьи в возникновении и развитии неврозов

у  подростков / / Обозрение  психиатрии  и  медицинской  психологии  ПНИ  им. В. М.
Бехтерева. 1998. №2.

38.     Руководство  практического  психолога: психическое  здоровье  детей  и

подростков  в  контексте  психологической  службы  /  /  Под  ред.  И.  В.  Дубровиной.  М.:
Academia, 2000.

39.

Саймон Р.

Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. М.: НФ

Класс, 1996.

40.

Селтман М. Э.

Как научиться оптимизму. М.: Вече, 1997.

41.     Семейная психотерапия. (Хрестоматия) / Сост. Э. Г. Эйде-миллер и др. СПб.:

Питер, 2000.

42.

Спиваковская  А. С.

Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х  томах. М.:

ЭКСМО-пресс, 1999.

43.

Сталин В. В., Романова Т. А.

Опросник удовлетворенности браком // Вестник

Московского университета. 1984. Серия 14. № 2.

44.

ТащеваА. И.

Сочетание  стратегий  воздействия  в  работе  с  деструктивными

взаимоотношениями  в  семье // Ежегодник  РПО: Психология  и  практика. Вып. 2.
Ярославль, 1998. Т. 4.

45.

Тугайбаева Б. Н.

Любовь и насилие // Ежегодник РПО: Психология и практика.

Вып. 2. Ярославль, 1998. Т. 3.

46.

Харламенкова  Н. Е.

От  эффектов  самоутверждения  личности  к  его

внутриличностным  коррелятам: анализ  психологических  механизмов  защиты //
Российский менталитет. М.: Институт психологии РАН, 1996.

47.

ФернхемА., ХейвенП.

Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001.

48.

Фонтана Д.

Как справиться со стрессом.

49.

Фрейд3.

Женственность. 33-я лекция / Введение в  психоанализ. Лекции. М.:

Наука, 1995.


background image

50.

Фромм Э.

Анатомия человеческой деструктивности. Мн.: Попурри, 1998.

51.

Фромм Э.

Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995.

5 2.

Черников.

Системная семейная терапия: Интегративная мо -дель диагностики.

М.: НФ Класс. 2002.

226
53.

Чумакова  Е. В.

Психологическая  защита  в  системе  детско-

родительскихотношений. Автореф. дисс... канд. психол. наук. СПб., 1998.

54.

ШерманР., ФредманН.

Структурированные техники семейной и супружеской

терапии. Руководство. М.: НФ Класс, 1997.

55.     Шутценбергер А. А.

Синдром предков. М.: Изд-во Института психотерапии.

2001.

56.

Шилов  И. Ю.

Фамилистика. (Психология  и  педагогика  семьи). Практикум.

СПб.: Петрополис, 2000.

АГРЕССИЯ И НАСИЛИЕ
В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ (СПЕЦКУРС)
До  недавнего  времени  проблема  насилия  в  семье  и  следующие  за  этим

психологические расстройства не были темой для широкого обсуждения в нашей стране, в
отличие  от  Запада,  где  данной  проблемой  психологи  занимаются  на  протяжении
нескольких  десятилетий. Сегодня  в  состоянии  нашего  общества  проявляются  ряд  тен-
денций, указывающих  на  важность  изучения  последствий  различных  форм  насилия. Во-
первых, во  времена  дестабилизации  ухудшается  криминогенная  обстановка  и
интенсифицируются  проявления  де-виантного  поведения. Во-вторых, по  мере  развития
общества у каждого человека растет необходимость в личной свободе и безопасности, что
обязывает острее реагировать на преступления против личности.

Цель  спецкурса:

ознакомить  студентов  с  разнообразием  подходов, форм  и  методов

психологической  помощи  личности, находящейся  в  кризисной  ситуации, а  также  с
основными теоретическими позициями психологии насилия.

227

Задачи спецкурса:

1) введение в кризисную ситуацию;
2) формирование профессиональной позиции при работе с кризисными состояниями;
3) ознакомление с практическими методами психологической помощи при насилии;
4) формирование  навыков  оказания  психологической  помощи  и  самопомощи  в

критических ситуациях.

В  итоге  усвоения  курса «Агрессия  и  насилие  в  семейных  отно -шениях.

Психологическая  помощь  в  кризисной  ситуации» студенты  овладевают  следующими

знаниями:

5) об  общих (базовых) теоретико-методических  понятиях, относящихся  к

психологии кризиса и насилия;

6) о  психологических  особенностях  семьи, в  которой  становится  возможной

ситуация насилия;

7) о признаках и последствиях физического наказания детей в семье.
Студенты  приобретают

навыки

и

умения

по  подбору  способов  и  видов  оказания

психологической помощи в кризисных ситуациях.

Тематический план

 п/п

Наименование темы

В

сего
часов

В

сего
аудито
рных

Л

екции