Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3503
Скачиваний: 54
4. Ролевая структура семьи и социальная власть в семье.
5. Установки и ценности в семейной паре.
219
Занятие 2. Насилие и агрессия в семье.
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема психологического и физического насилия.
2. Признаки агрессивной семьи.
3. Психологическая помощь жертвам семейного насилия. Кри -зисные центры.
Занятие 3. Общение и взаимодействие в семье.
Вопросы для обсуждения:
1. Семейная структура: специфика семейных отношений (проблема лидерства).
2. Особенности системы детско-родительских отношений.
3. Общение сиблингов.
4. Влияние порядка рождения на характерологические особенности детей.
5. Семейные правила и нормы.
Занятие 4. Семья и психическая травматизация личности.
Вопросы для
обсуждения:
1. Семья как источник деформаций личности: состояние семейной
неудовлетворенности по Р. Скиннеру и Д. Клиизу, Э. Г. Эйде-миллеру и В. Юстицкису.
2. Чувство вины, связанное с семьей.
3. Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на стрессовую ситуацию.
Семейный стресс и совладание с ним.
4. Алкогольная семья. Дети алкоголиков.
Занятие 5. Воспитывающая семья: система детско-родительских отношений.
Вопросы для обсуждения:
1. Детерминанты родительского отношения.
2. Восприятие ребенком семейных отношений.
3. Семейная социализация.
Занятие
6.
Трудности семейного воспитания.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные виды нарушений в семейном воспитании: гиперопека и гипоопека,
противоречивое воспитание, симбиоз или избыточная эмоциональная привязанность,
эмоциональное отвержение.
2. Последствия неправильного воспитания.
22O
3. Психологическая помощь семье.
Занятие 7. Конфликты в семье.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины и типы конфликтов в семье и их последствия.
2. Психологические способы разрешения конфликтов в семье.
3. Профилактика семейных конфликтов.
Занятие 8. Методы работы с семейными отношениями.
Вопросы для обсуждения:
1. Повышение психологической компетентности семьи.
2. Психодиагностика.
3. Психологическая коррекция и психотерапия семейных отношений.
4. Конкретные психодиагностические и психокоррекционные методы работы с
семейными отношениями.
5. Методика семейного рисунка Г. Хоментаускаса.
Вопросы к экзамену
1. Семья в социальной психологии. Психологические исследования семьи и
семейных отношений.
2. Тенденции развития современной семьи. Проблема кризиса семьи.
3. Функции семьи и ее жизненный цикл как предмет психологического изучения.
4. Сущность и виды семейных отношений Психологические ис -следования
семейных отношений.
5. Семья и брак. Супружеские отношения и психологические проблемы
моногамного брака. Супружеская неверность.
6. Модель брака К. Г. Юнга: брак как психологическое отношение.
7. К. Хорни о психологии брака, отношениях мужчины и женщины в семье.
221
8. Построение теоретических моделей брака и семьи. Модель «нормальной» семьи
(по В. Н. Дружинину).
9. Семья как система: социально-психологические характеристики процессов и
отношений. «Счастливая» и «несчастливая» семья.
10. Эмоциональные отношения в семье: виды, их динамика, факторы
стабилизации, значение.
11. Проблема мотивов вступления в брак и создания семьи.
12. Проблема совместимости и удовлетворенности браком: психологический
климат семьи.
13. Социальная власть и ролевая структура семьи.
14. Общение, установки и ценности супругов, их влияние на семейные отношения.
15. Общение и взаимодействие в семье: правила, нормы, модели коммуникации
(по В. Сатир).
16. Агрессия и насилие в семье. Проблема диагностики насилия в семье. Помощь
жертвам семейного насилия.
17. Семья и психологическая травматизация личности — алко -гольная семья,
дети алкоголиков.
18. Личность в семейных отношениях: самооценка, самоактуализация, развитие.
19. Семья как источник личностной деформации по Р. Скиннеру.
20. Нарушения супружеских и семейных отношений — причины, проявления,
коррекция.
21. Развод и его последствия. Развод и дети, помощь переживающим развод.
22. Психологические проблемы неполной семьи. Семьи с неродными детьми.
23. Воспитывающая семья: проблемы детско-родительских отношений.
24. Сиблинги в семье, влияние порядка рождения в семье на ста -новление
личности.
25. Конфликты в семье, пути решения, семейные копинг-стратегии в трудных
жизненных ситуациях.
2 6. Психология одиночества. Помощь одиноким людям в созда -нии семьи.
27. Психология пола и семейные отношения. Стереотипы и динамика феминности и
маскулинности. Проблема андрогин-ной личности.
222
28. Психологическая диагностика семейных отношений: подходы, методы.
29. Методика рисунка семьи (модификации Г. Хоментаускаса, А.И. Захарова).
30. Возможности психологической коррекции и психотерапии семейных
отношений.
31. Особенности женской психологии, их влияние на семейные отношения (3.
Фрейд). Значение изучения архетипа матери (поК. Г. Юнгу).
32. Семья в системе родственных связей. Изучение семейного дерева методом
геносоциограммы.
33. Книга В. Сатир «Как строить себя и свою семью» (1992).
34. КнигаР. Скиннера, Дж. Клииза« Семья и как в ней уцелеть» (1999).
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Дружинин В. Н.
Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2.
Сатир В.
Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
3. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бо-далева, В. В.
Столина. М.: Педагогика, 1989.
4.
Скиннер Р., Клииз Д.
Семья и как в ней уцелеть. М.: Класс, 1995.
5.
Хоментаускас Г.
Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.
6.
Хорни К.
Психология женщины / Соч. в 3-х тт. Т. 1. М.: Смысл, 1997..
7.
Эйдемиллер Э. Г., ЮстицкисВ.
Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер,
1999.
8.
Юнг К. Г.
Брак как психологическое отношение / Конфликты детской души. М.:
Канон, 1995.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
223
1.
Адлер А.
Теория и практика индивидуальной психологии. М.: НПО Прагма,
1997.
2.
Алешина Ю. Е.
Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.
М.: НФ Класс, 2002.
3.
Анциферова А. И.
Условия деформаций развития личности. Новые исследования.
М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1998.
4.
Бэрон Р., Ричардсон Д.
Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
5.
БеттелъгеймБ.
Любим ли я... Диалог с матерью. СПб.: Ювента, 1998.
6.
БреттД.
«Жила-была девочка, похожая на тебя...». Психотерапевтические
истории для детей. М.: НФ Класс, 1996.
7.
Бурлачук А. Ф., Морозов С. М.
Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.:
Питер, 2002.
8.
Василюк Ф. Е.
Психология переживания. М.: Изд-во Московского университета,
1984.
9.
Винникотт Д. В.
Разговор с родителями. М.: НФ Класс, 1994.
10.
Винникотт Д. В.
Игра и реальность. М.: Ин-т общегуманистических
исследований, 2002.
11.
Витакер К.
Полночные размышления семейного психотера -певта. М.: НФ
Класс, 2000.
12.
Голод С. И., Клецин А. А.
Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-
типологический анализ. Эмпирическое обоснование. СПб.: Филиал института социологии
РАН, 1994.
13.
Грановская Р. М.
Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2003.
14.
Джидаръян И. А., Антонова Е. В.
Проблема общей удовлетворенности жизнью:
теоретическое и эмпирическое иссле -дование / Сознание личности в кризисном обществе.
М.: Институт психологии РАН, 1995.
15.
Дружинин В. Н.
Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М.-
СПб.: ПЕР СЭ, 2000.
16.
Дымнова Т. И.
Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской
// Вопросы психологии. № 2, 1998.
224
17.
Захаров А. И.
Детские неврозы. Психологическая помощь родителям и детям.
СПб.: РЕСПЕКС, 1995.
18.
Знаков В. В.
Понимание в познании и общении. Самара: Изд-во Самарского
ГПУ, 1998.
19.
Калмыкова Е.С.
Психологические проблемы первых лет суп -ружества //
Вопросы психологии. 1983. № 3.
20.
Киршбаум Э. И., Еремеева А. И.
Психологическая защита. М.: Смысл, 2000.
21.
Кон И. С.
Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.
22.
Коростылева Л. А.
Психология самореализации личности: брачно-семейные
отношения. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.
23. Лабиринты одиночества. Пер. с англ. / Сост. Н. Е. Покровский. М.: Прогресс,
1989.
24.
АабунскаяВ. А., МенджерицкаяЮ. А., БреусЕ. Д.
Психология затрудненного
общения. М.: Academia, 2001.
25.
Лосева В. К.
Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М.: А.П.О.,
1995.
26.
МайерсД.
Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
27. Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация) // Под ред.
И. Е. Исениной. Иваново: Изд-во Ивановского госуниверситета, 2002.
28.
Mud M.
Культура и мир детства. М.: Главная редакция восточной литературы
изд-ва «Наука», 1988.
29.
Миллер А.
Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.:
Академический Проект, 2001.
30.
Миллер А.
Вначале было воспитание. М.: Академический Проект, 2003.
31.
Навайтис Г.
Тайны семейного (не) счастья. М.—Воронеж: Институт
практической психологии, 1998.
32.
Никольская И. М., Грановская Р. М.
Психологическая защита у детей. СПб.:
Речь, 2000.
33.
Пери Г.
Как справиться с кризисом. М.: Педагогика-Пресс, 1995.
34. Психотерапевтическая энциклопедия / / Под ред. Б. Д. Кар-васарското. СПб.:
Питер, 1999.
35.
ПэппП.
Семейная терапия и ее парадоксы. М.: НФ Класс, 1998.
225
36.
Ремшмидт X.
Подростковый возраст. Проблемы становления личности. М.:
Мир, 1994.
37.
Ромицина Е. Е.
Роль родительской семьи в возникновении и развитии неврозов
у подростков / / Обозрение психиатрии и медицинской психологии ПНИ им. В. М.
Бехтерева. 1998. №2.
38. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и
подростков в контексте психологической службы / / Под ред. И. В. Дубровиной. М.:
Academia, 2000.
39.
Саймон Р.
Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. М.: НФ
Класс, 1996.
40.
Селтман М. Э.
Как научиться оптимизму. М.: Вече, 1997.
41. Семейная психотерапия. (Хрестоматия) / Сост. Э. Г. Эйде-миллер и др. СПб.:
Питер, 2000.
42.
Спиваковская А. С.
Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х томах. М.:
ЭКСМО-пресс, 1999.
43.
Сталин В. В., Романова Т. А.
Опросник удовлетворенности браком // Вестник
Московского университета. 1984. Серия 14. № 2.
44.
ТащеваА. И.
Сочетание стратегий воздействия в работе с деструктивными
взаимоотношениями в семье // Ежегодник РПО: Психология и практика. Вып. 2.
Ярославль, 1998. Т. 4.
45.
Тугайбаева Б. Н.
Любовь и насилие // Ежегодник РПО: Психология и практика.
Вып. 2. Ярославль, 1998. Т. 3.
46.
Харламенкова Н. Е.
От эффектов самоутверждения личности к его
внутриличностным коррелятам: анализ психологических механизмов защиты //
Российский менталитет. М.: Институт психологии РАН, 1996.
47.
ФернхемА., ХейвенП.
Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001.
48.
Фонтана Д.
Как справиться со стрессом.
49.
Фрейд3.
Женственность. 33-я лекция / Введение в психоанализ. Лекции. М.:
Наука, 1995.
50.
Фромм Э.
Анатомия человеческой деструктивности. Мн.: Попурри, 1998.
51.
Фромм Э.
Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995.
5 2.
Черников.
Системная семейная терапия: Интегративная мо -дель диагностики.
М.: НФ Класс. 2002.
226
53.
Чумакова Е. В.
Психологическая защита в системе детско-
родительскихотношений. Автореф. дисс... канд. психол. наук. СПб., 1998.
54.
ШерманР., ФредманН.
Структурированные техники семейной и супружеской
терапии. Руководство. М.: НФ Класс, 1997.
55. Шутценбергер А. А.
Синдром предков. М.: Изд-во Института психотерапии.
2001.
56.
Шилов И. Ю.
Фамилистика. (Психология и педагогика семьи). Практикум.
СПб.: Петрополис, 2000.
АГРЕССИЯ И НАСИЛИЕ
В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ (СПЕЦКУРС)
До недавнего времени проблема насилия в семье и следующие за этим
психологические расстройства не были темой для широкого обсуждения в нашей стране, в
отличие от Запада, где данной проблемой психологи занимаются на протяжении
нескольких десятилетий. Сегодня в состоянии нашего общества проявляются ряд тен-
денций, указывающих на важность изучения последствий различных форм насилия. Во-
первых, во времена дестабилизации ухудшается криминогенная обстановка и
интенсифицируются проявления де-виантного поведения. Во-вторых, по мере развития
общества у каждого человека растет необходимость в личной свободе и безопасности, что
обязывает острее реагировать на преступления против личности.
Цель спецкурса:
ознакомить студентов с разнообразием подходов, форм и методов
психологической помощи личности, находящейся в кризисной ситуации, а также с
основными теоретическими позициями психологии насилия.
227
Задачи спецкурса:
1) введение в кризисную ситуацию;
2) формирование профессиональной позиции при работе с кризисными состояниями;
3) ознакомление с практическими методами психологической помощи при насилии;
4) формирование навыков оказания психологической помощи и самопомощи в
критических ситуациях.
В итоге усвоения курса «Агрессия и насилие в семейных отно -шениях.
Психологическая помощь в кризисной ситуации» студенты овладевают следующими
знаниями:
5) об общих (базовых) теоретико-методических понятиях, относящихся к
психологии кризиса и насилия;
6) о психологических особенностях семьи, в которой становится возможной
ситуация насилия;
7) о признаках и последствиях физического наказания детей в семье.
Студенты приобретают
навыки
и
умения
по подбору способов и видов оказания
психологической помощи в кризисных ситуациях.
Тематический план
п/п
Наименование темы
В
сего
часов
В
сего
аудито
рных
Л
екции