Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3580

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

звонок, угрозу  болезни, нехватку  денег, дефицит  любви, потерю  близкого  человека.

Стресс

как  переживание  трудностей  бытия — это  реальность  нашей  жизни. В  этом

смысле  стресс  понимается  как  метафора. Экзистенциальный  психолог  Р. Кугель-ман
считает это оправданным, так как, несмотря на огромные усилия, стойкость и поддержку,
«человеческие  существа  не  состоят  только  из  энергии».

Стресс,

по  его  мнению,  —  это

плата  зажадное  проживание  жизни  современным  человеком  в  постоянном  дефиците
времени, сил, жажде все  больших достижений и  успехов. В по -следние годы появилось
описание  феномена  зависимого  от  стресса  поведения, например, к  нему  относят
компульсивную  активность  менеджеров  и  предпринимателей; некоторые  из  них
утверждают, что  им  лучше  работается «под  прессом  стресса», что  так  они  лучше
чувствуют «вкус жизни». Такая разновидность зависимого поведения  хотя бы одного из
членов семьи не может не сказаться на семейной атмосфере и качестве взаимоотношений
и общения, сведен -ного до минимума.

Со времен Г. Селье широко признано, что чрезмерный стресс (дистресс) разрушает

здоровье  и  благополучие  человека. Вводя  по -нятие

семейный  стресс,

американский

социолог Р. Хилл (1949, 1958) определил его следующим образом. Это состояние в семье,
которое  возникает  как  нарушение  равновесия  между  реально  существующими  или
воспринимаемыми требованиями к семье (в виде угрозы, потери) и возможностями семьи
справиться с ними (Е. A. Blechman, E. M. Hetherington, 1996; Н. I. McCubbin, С. R. Figley,
1983). Обычно  такое  состояние  вызывается  действием

стрессоров,

или  жизненных

событий, неблагоприятно  влияющих  на  семью  и  ее  судьбу. Стрессоры  могут  влиять  на
семью в целом или на ее часть (например, на диаду «муж — жена» или

8
«мать — ребенок» ), а  также  на  отдельных  членов  семьи. Существуют  события,

которые  вызывают  к  жизни, подталкивают  семью  кпереме-нам. Это  заметные  и  важные
события, такие как рождение и смерть кого-то из членов семьи; они касаются разных сфер
семейной жизни, например, эмоционального климата, способов  взаимодействия, целей и
ценностей, границ (психологической  дистанции) между  членами  семьи. При  семейном
стрессе  семья  переживает  общее  напряжение  и  негативные  эмоции, определенный
(оптимальный) уровень которого может оказывать мобилизующее действие. Известно, что
умеренные  трудности  имеют стимулирующее  влияние, заставляя  людей «собраться» для
преодоления проблемной ситуации.

СЕМЕЙНЫЕ СТРЕССОРЫ,
КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ,
КЛАССИФИКАЦИЯ
К. Олдвин, ученица  Р. Лазаруса, в  работе «Стресс, копинг  и  развитие» (1994)

предлагает классифицировать стрессоры по двум основаниям: сила — слабость стресса и
продолжительность  действия. Исходя  из  этих  критериев, она  выделяет

четыре  вида

стрессоров:

1) травма (катастрофа, несчастный  случай) — короткое  по  продолжительности, но

сильное по воздействию явление, событие (война, смерть, неожиданный развод);

2) жизненное событие — более продолжительное и оказывающее большое влияние

на дальнейшую жизнь и судьбу событие (появление / уход члена семьи, переезд);

3) хронический ролевой стрессор (напряжение) —сюда относятся, в первую очередь,

конфликты, накапливающиеся  и  неразрешимые  в  ходе  выполнения  тех  или  иных
социальных ролей («добытчик», сексуальный партнер, жена, теща, зять и т. д.);

4) жизненные трудности, возникающие при ежедневном взаимодействии личности и

среды, или  микрострессоры. Это  слабые  стрессовые  воздействия, сила  которых  может
возрастать,

              9


background image

накапливаясь, и  представлять  для  семьи  большую  трудность, чем  какое-либо

жизненное событие (например, постоянная нехватка денег, плохое жилье).

Разновидностью  стрессоров  являются

семейные  трудности

— конкретные

требования  к  семье, связанные  со  стрессовым  событием, (например, дополнительные
расходы, связанные  с  рождением  ребенка  или  обучением  члена  семьи  в  другом  городе).
Максимальный  семейный  стресс, с  которым  семья  не  справляется, может  привести  к

семейному  кризису.

Это  неспособность  семьи  восстановить  стабильное  состояние  в

ситуации постоянного давления тех требо -ваний, которые изменяют семейную структуру
и  способы  взаимодействия  членов  семьи (например, развод).

Семейный  кризис

можно

определить и как необратимую перемену в жизни семьи, когда прежние, привычные роли
членов  семьи  становятся  неадекватными, и  происходит  разрушение (распад) прежних
образцов  поведения. Семейный  стресс  не  обязательно  достигает  уровня  кризиса, если
семья использует свои ресурсы, умения и противостоит деструктивным переменам.

Стрессоры  воздействуют  на  все  сферы  жизнедеятельности  семьи, но  некоторые  из

них особенно уязвимы к семейному стрессу. Это сферы супружеских взаимоотношений, в
том числе интимно-личностных, на некоторых этапах жизненного цикла семьи (например,
раннее супружество или супруги на этапе «пустого гнезда» ); роди -тельства — переход к
нему, связанный с принятием новой роли (ма -тери или отца первого ребенка), воспитания
хронически  больного  ребенка; здоровья  членов  семьи (трудности  принятия  тяжелой
болезни  и  уход  за  тяжело  больным  членом  семьи). Существуют  и  другие  сферы  жизни
семьи, требующие изучения с точки зрения их стрессогенности и совладения: одиночество
в  семье, экономический  стресс (финансовое  напряжение), профессиональный  стресс
(семья  и  работа: перемена  или  потеря  работы, двойная  карьера, когда  оба  супруга-
родителя много работают) И другие.

Можно определенно сказать, что семейный стресс — это важное социальное явление

и одновременно социальный стресс, признаками которого выступают когнитивная оценка
человеком степени угрозы своему и семейному благополучию и последующие изменения
в поведении. Так, например, потеря работы одним из членов семьи, без сомнения, ведет к
повышению нагрузки и большей занятости других ее членов, если семья хочет сохранить
уровень и качество

IO

жизни. Семейные  стрессы  также  разделяют  на

нормативные

(естественные

изменения, связанные с семейной динамикой — последовательным прохождением этапов
развития  семьи) и

экстремаль -ные

(уровня  катастрофы, такие  как  потеря, неожиданная

травма).

Феноменология семейного стресса
Нередко  признаками  стресса  разного  уровня  выступают  одни  и  те  же  симптомы

разной степени интенсивности. Обычно это увеличение напряжения, споров, конфликтов,
ссор и борьбы друг с другом, учащение употребления алкоголя, наркотиков, медикамен-
тов, расстройства  сна, головные  боли, простуды  и  психосоматические  расстройства,
изменения  в  эмоциональном  климате  и  взаимодействии  семьи — ревность, измены,
подозрительность  и  недоверие  друг  к  другу, уход  от  общения, «психологическое
отсутствие» и  др. Однако, следует  отметить, что  обычно

нормативные

стрессы  за-

канчиваются

приобретением

чего -то  нового (новых  ролей, ответственности,

автономности, независимости и т. д.) членами семьи и семьей как общностью. Выжившая
в катастрофе при экстремальном стрессе семья также может иметь какие-то приобретения
(большая  эмоциональная  стойкость, важные  навыки), но «цена» этих  приобретений
различна при воздействии стрессоров такого разного качества.

Приведем известные исследователям параметры, по которым фиксируются отличия

нормативного

стресса  в  семье  от  стресса  уровня  катастрофы (Ф. Коуэн  и  М. Шульц,

1996).


background image

Таблица 1
Различия нормативного и экстремального стресса

Параметры

Нормативный

стресс

Экстремаль

ный стресс

Время  для

подготовки

Какое-то

Мало — нет

Предвидени

е

Большое

Нет

Прежний

опыт

Некоторый

Нет

II
Окончание табл. 1

Параметры

Нормативны

й стресс

Экстремальн

ый стресс

Помощники

Много

Мало — нет

Чувство

контроля

Среднее —

высокое

Низкое 

нет

Беспомощност

ь

Небольшая

— нет

Средняя —

высокая

Потеря

Некоторая

Большая

Степень

опасности

Нет

Высокая

Эмоциональн

ые нарушения

Некоторые

Много

Проблемы  со

здоровьем

Некоторые

Много

Существуют

три группы признаков семейного стресса.

1.  Физические  симптомы (они  практически  одинаковы  при  лю -бом  стрессоре  и

могут  отличаться  индивидуальной  интенсивностью): биохимические  реакции, сердечно-
сосудистые симптомы,  болезни  «стресса» — такие как язва,  астма, гипертония, боли в
спине. Однако некоторые современные авторы считают связь стресса с болезнями если не
мифической, то слишком непостоянной, чтобы ее учитывать (Д. Брайт и Ф. Джонс, 2003).

2.  Поведенческие  проявления (изменения  в  уровне  работоспо -собности  человека,

конфликты  и  споры, изменение  пищевых  привычек, курение, употребление  алкоголя,
наркотиков, медикаментов).

3.  Признаки  психического  неблагополучия (тревога  и  депрессия, гнев —

враждебность, усталость — апатия — скука, бессонница и др.).

Дезадаптационные  процессы  и  явления  в  социальной  сфере  и  сфере  здоровья

возникают  при  длительном  несовладании  человека  с  семейным  стрессом. Среди  них:
девиантное  поведение  родителей  и  детей, в  том  числе  домашнее  насилие; подростковая
беременность; преждевременный  уход  детей  из  школы ( « бросание  школы » ); дли -
тельные тяжелые депрессии, приводящие к самоубийству.

Чаще  всего  в  фокусе  внимания  политиков, чиновников, социальных  работников  и

даже исследователей оказываются семьи группы риска, в которых уровень переживаемого
стресса высок при плохом функционировании механизмов совладающего поведения.

12

Нормативные

ежедневные  стрессы, переживаемые

нормальной

семьей, в  целом

совладеющей  с  трудностями  своей  жизни, игнорируются. Тем  не  менее  в  таких  семьях
нередко существуют серьезные  медицинские, психологические и  социальные  трудности,
требующие  помощи  в  преодолении. Обстоятельства  жизни  могут  требовать  выработки


background image

новых  копинг-стратегий, отсутствующих  в «репертуаре» этих  семей. Лонгитюдное
исследование  Ф. Коуэна (P. F. Cowan, 1991) стрессов  и  совладания  с  ними  у  родителей
детей-первенцев  в  течение  первых  двух  лет  после  рождения  детей  показало, что  они
испытывали  гораздо  больше  конфликтов  и  были  менее  удовлетворены  браком, чем
бездетные супруги. Групповая психотерапия (один раз в неделю) в течение 3 месяцев до и
3 месяцев  после  рождения  ребенка  помогла  укрепить  супружеские  отношения  и
гармонизировать  атмосферу  в  семье  на  сложном  этапе  триангуляции (появления
«третьего» —ребенка). Супруги  научились  новым  копинг-навыкам, отсутствовавшим  у
них ранее.

Трудные  жизненные  ситуации  проверяют  семейную  систему  на  прочность.

Существует  особое  качество  семьи, так  называемое

resilience

(H. I. McCubbin, 1987),

которое  позволяет  ей  формировать  и  поддерживать  устойчивые  паттерны
функционирования под влиянием стресса. Термин переводится по-разному: эластичность,
способность  семьи  быстро  восстанавливать  силы  в  случае  неудачи, травмы  или  быстро
изменяющихся  событий  после  перенесенного  стресса  или  устойчивость  к  стрессу.
Концепция  устойчивости (resilience) имеет  недавнюю, но  богатую  историю, связанную
слон-гитюдным  исследованием  стрессоустойчивости  детей  (Е.  Е.  Werner,  Z.  D.  Smith,
1982). Очевидно, она займет значимое место в системе наук о семье, так как исследования
указали на важность семьи в ее формировании. Не все члены семьи одинаково уязвимы к
стрессу, не  все  умеют  быстро  восстанавливать  душевные  и  физические  силы,
«выздоравливать» после  неудачи, травмы, удерживаться  на  поверхности, сохраняя
душевную  энергию, жизнерадостность  и  другие  позитивные  качества. Некоторые  семьи
становятся  жертвами  ситуации  и  изменяются  в  сторону  дисфункционального  состояния,
никогда  не  «выздоравливают»,  не  оправляются  от  стресса  (Е.  A.  Blechman,  E.  M.
Hetherington, 1996).

Совладающее со стрессом поведение в семье
Чтобы  взаимодействовать  с  трудной, кризисной  ситуацией, необходимы  навыки

совпадающего  поведения

— особого  социально -го  поведения, смысл  которого —

овладеть, разрешить  или  смягчить, привыкнуть  либо  уклониться  от  требований,
предъявляемых  кризисной  ситуацией, а  также, возможно, предотвратить, своевременно
разгадав  ее неразрешимость или опасность. Совладающее  с трудностями  поведение, или
копинг, — это  сознательное  целенаправленное  поведение  в  отличие  от  поведения
защитного. Оно  создает  семейный  фундамент  стойкости, высокой  жизнеспособности,
адаптивности  и  по-разному  представлено  в  семье  как  целом  и  у  членов  семьи  (Т.  Л.
Крюкова, 2003; Д. Фонтана, 1995; Н. I. McCubbin, С. R. Figley, 1983). Копинг  является
стабилизирующим  фактором, помогающим  семье  осуществить  психологическое
приспособление  во  время  переживаемого  стресса.

Совладающее  поведение

— это

целенаправленное  социальное  поведение, позволяющее  субъекту  справиться  с  трудной
жизненной  ситуацией (или  стрессом) спосо -бами, адекватными  личностным
особенностям  и  ситуации, — через  осознанные  стратегии  действий. Это  сознательное
поведение  направлено  на  активное  изменение, преобразование  ситуации, поддающейся
контролю, или  на  приспособление  к  ней, если  ситуация  не  поддается  контролю (Т. Л.
Крюкова, М. В. Сапоровская, 2003. С. 16). При таком понимании совладающее поведение
важно  для  социальной  адаптации  здоровых  людей. Стили  и  стратегии  совладания
рассматриваются  как  отдельные  элементы  сознательного  социального  поведения, с
помощью которых человек справляется с жизненными трудностями (Д. Брайт, Ф. Джонс,
2003). Другими  словами, совладание, или  копинг, — это  то, как  человек  выдерживает,
терпит, привыкает, избегает  и / или  разрешает  стрессовую, то  есть  напряженную
ситуацию.

Исследователи  установили, что  адаптивные  возможности  копинг-поведения

увеличиваются под действием более  сильных стрессоров. Это означает, что  чем  сильнее


background image

стрессор, тем  более  явно  выражено  совладающее  поведение  у  хорошо  адаптирующихся
людей и семей. Российские семьи имеют, в основном, средний уровень совладания.

14
Однако в  некоторых случаях выраженность  копинга существенно увеличивается: у

людей, переживших  неожиданный  развод; у  мужчин-мужей, возвратившихся  после
участия в боевых действиях к мирной, в том числе семейной жизни (см., например, главу
IV).

Итак, понятно, что  семьи  могут  по-разному  реагировать  на  стресс.

Способы

(стратегии  и  стили) функционального,

или

продуктивного,

копинга  семьи  в  стрессовой

ситуации обычно включают:

1) поиск информации, понимание стрессовой ситуации, события;
2) поиск  социальной  поддержки  от  близкого  окружения, родственников, друзей,

соседей, других людей, находящихся в подобных ситуациях, и профессионалов;

3) гибкость семейных ролей;
4) оптимизм, веру в лучшее;
5) улучшающееся общение семьи, налаженную коммуникацию;
6) включенность всех членов семьи в разрешение проблемы, трудности и др.
Эффективность совладающего
со стрессом поведения:
кратковременные и долговременные
последствия

Продуктивный

копинг  обычно  имеет  позитивные  последствия  для  семейного

функционирования: разрешение  проблемы, трудной  ситуации, снижение  уровня
напряжения, тревоги, дискомфорта, душевный  подъем  и  радость  преодоления. Если
ситуация  не  может  быть  раз -решена  прямо  и  в  короткий  срок, возникают  новая оценка
ситуации и новая оценка себя в ситуации, в основе которых лежит изменение отношения
членов  семьи  к  проблеме, позитивное  истолкование  происходящего («могло  бы  быть  и
хуже»,  «это  урок  всем  нам,  впредь  будем  умнее»).  Важно  отметить,  что  при  этом  не
снижается мотивация

                15
достижения, сохраняются  реалистичный  подход  к  оценке  события  и  способность

семьи мобилизовать силы.

Непродуктивный

копинг  связан  с  преобладанием  эмоциональ -ных  реакций  на

ситуацию, своеобразным «застреванием» на  них  и  проявляется  в  виде  погружения  в
переживания, самообвинении, обвинении  друг  друга, вовлечении  одним  членом  семьи
других в свое непродуктивное состояние. Так иногда некоторые члены семьи непрестанно
жалуются, сожалеют, обижаются  на «несправедливость» жизни  по  отношению  к  ним,
вместо  того, чтобы  действовать.

Избегание

как  стиль  совладания  также  может  быть

непродуктивным . Оно  проявляется  в  виде  ухода  от  проблемы, попыток  не  думать  о  ее
решении  вообще,  желании забыться  во  сне,  «растворить»  свои  невзгоды в  алкоголе  или
компенсировать отрицательные эмоции едой, спрятаться за спиной компетентных людей,
гарантирующих  социальную  поддержку  и  решение  проблемы  вместо  самой  семьи.
Нередко это поведение характеризуется наивной, инфантильной оценкой происходящего.

Эффективность

копинга  проявляется  в  продолжительности  по -зитивных

последствий. Они  могут  быть  либо  кратковременными: обычно  их  измеряют  по
психофизиологическим  и  аффективным  показателям, по  тому, насколько  быстро  люди
возвращаются  куров -ню  дострессовой  активности; либо  долговременными, оказываю-
щими  влияние  на  психологическое  благополучие  семьи, улучшение  ее  социального
функционирования (обычно их трудно учесть).

Вопрос об эффективности любого копинг-стиля является открытым. Дело в том, что

те способы поведения, которые помогают в одних ситуациях, могут не работать в других.