Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3501
Скачиваний: 54
Введение в проблематику
кризисной психологии
2
2
2
Агрессия и насилие в
семье
2
2
2
Физическое
наказание
детей в семье
2
2
2
Особенности
психологической
помощи
клиентам в кризисной ситуации
4
4
4
ИТОГО:
1
0
1
0
1
0
228
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Введение в проблематику кризисной психологии.
Понятия «кризис» и «кризисная ситуация» в отечественной и зарубежной
психологии. Проявление жестокости в современном мире как социально-психологическая
проблема общества.
Психологический портрет личности, находящейся в кризисе. Стратегии совладания
(копинг-стратегии) с кризисными ситуациями.
Тема 2. Агрессия и насилие в семье.
Агрессия и насилие: определение и понятие в психологии. Виды насилия:
физическое, психологическое, сексуальное, домашнее. Статистика МВД, кризисных
центров и т. д. Цикл домашнего насилия. Мифы о насилии. Семейные факторы риска,
провоцирующие насилие. «Тиражируемость» насилия в последующих поколениях.
Тема 3. Физическое наказание детей в семье.
Синдром «child abuse». Культурно-исторический аспект представлений о
применении физических наказаний детей в семье. Понятие регулярного физического
наказания. Признаки жестокого обращения у детей и подростков. Последствия
физического наказания детей.
Тема 4. Особенности психологической помощи клиентам в кризисной ситуации.
Интервью - расследование и терапевтическое интервью .Особенности оказания
психологической помощи детям — жертвам насилия. Методы психологической помощи
пострадавшим от насилия (создание доверительных отношений, работа с «безопасным
листом» , элементы телесно-ориентированной терапии и арт-терапии).
229
Вопросы к зачету
1. Понятие «кризиса» и «кризисной ситуации» в психологии.
2. Совладеющее поведение детей и взрослых в кризисной ситуации.
3. Психологические особенности личности, переживающей кри -зис.
4. Насилие: понятие и виды.
5. Домашнее насилие. Семейные факторы, предрасполагающие к насилию.
6. Домашнее насилие. Цикл домашнего насилия.
7. Признаки насилия у детей и подростков.
8. Последствия насилия у детей и подростков.
9. Особенности социальной защиты жертв насилия в современ -ном обществе.
10. Агрессия и насилие. Понятие. Их отличительные особенности.
11. Синдром «child abuse». Понятие.
12. Физическое наказание как дескриптор (признак) деструктив -ных детско-
родительских отношений.
13. Особенности семьи, применяющей насилие к детям.
14. Особенности оказания психологической помощи детям — жертвам насилия.
15. Методы психологической помощи пострадавшим от насилия.
Основная литература
1.
Берковиц Л.
Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: прайм-
ЕВРОЗНАК, 2001.
2.
БэронР., Ричардсон А-
Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
3. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-
практической конференции. М., РИПКРО, 1997.
4.
КрайгГ.
Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
230
5.
КуфтпякЕ. В.
Некоторые аспекты проблемы насилия в семье // Психология и
практика: Сборник науч. тр. Вып. 1 / Отв. ред. В. А. Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им.
Н. А. Некрасова, 2001
6.
КуфтякЕ. В.
Работа с родителями, применяющими физические наказания //
Социальная работа в современных условиях: проблемы и перспективы: третья
международная научно-практическая конференция. Вологда, 2002.
7.
Лангмейер Й.,МатейчекЗ.
Психическая депривация в детском возрасте. Прага,
Авиценум, 1984.
8.
Мэнделл Дж. Г., Дамон Л.
Групповая психотерапевтическая работа с детьми,
пережившими сексуальное насилие / Пер. с англ. М., 1998.
9. Нравственность, агрессия, справедливость (Сокращенноеизложение главы из
книги Cruchfield R., Livson N., Elements of Psychology.N. Y., 1974) //Вопросыпсихологии.
1992. № 1.
10. Особенности личности при пограничных расстройствах и со -матических
заболеваниях. М.: Svr-Apryc, 1995.
Дополнительная литература
1. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Захаров А. И. Семейное воспитание и его дефекты // Социальная психология
личности. Л., 1974.
3. НавайтисГ. Семья в психологической консультации. М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.
4. Нортон К., Долан Б. Личностные расстройства у родителей и воспитание детей
// Семейная психотерапия / Составители Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В.
Юстицкис. СПб., Питер, 2000.
5. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического
консультирования / Под ред. А. А. Бода-
231
лева, В. В. Столина; НИИ общей и пед. психологии Акад. Пед. Наук СССР. — М.:
Педагогика, 1989. 6. ХъеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.
ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАНИЯ
С ТРУДНОСТЯМИ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (СПЕЦКУРС)
Целью
данного спецкурса является ознакомление студентов с основными
направлениями концепций детско-родительских отношений и подходами к пониманию
совладающего (копинг) поведения личности и семьи.
Основными
задачами
спецкурса являются:
1) изучение концептуальных подходов к пониманию совладания в зарубежной и
отечественной психологии;
2) изучение компонентов родительского отношения, трудностей детско-
родительских отношений и особенностей совладающего (копинг) с трудностями
поведения родителей и детей в разных семейных системах;
3) формирование навыка системного видения семьи;
4) повышение профессионального уровня, расширение профессиональных знаний и
умений.
В итоге усвоения спецкурса «Особенности совладания с трудностями детско-
родительского взаимодействия в семье» студенты овладевают следующими
знаниями:
о теориях (концепциях) детско-родительских отношений
(ДРО);
о современных подходах к изучению и пониманию совладающего (копинг)
поведения;
об особенностях совладания с трудностями детско-родительского взаимодействия в
«условно благополучной» / деструктивной семье.
232
Студенты приобретают
навыки
и
умения:
1) анализа основополагающих исследований по психологии со-
владания и ДРО; 2 ) рассмотрения различных подходов к работе с семьей и детьми.
Тематический план
п/п
Наименование темы
В
сего
часов
В
сего
аудито
рных
Л
екции
Теоретические подходы к
изучению детско-родительских
отношений
4
4
4
Семья
с
ребенком:
семейный стресс и воспитание
детей
4
4
4
Феномен
совладеющего
поведения
3
3
3
Особенности
совладеющего
поведения
в
семье с ребенком
4
4
4
ИТОГО:
1
5
1
5
1
5
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Теоретические подходы к изучению детско^родительских отношений.
Родительское отношение (РО) и детско-родительское отношение (ДРО). Понятия.
Компоненты РО: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Динамическая
двухфакторная модель РО (Е. S. Shaefer, R. A. Bell). Типы РО и стили поведения
родителей (А. Я. Варга, В. И. Гарбузов, А. С. Спиваковская, Е. О. Смирнова, Э. Г.
Эйдемиллер). Основные параметры детско-родительского взаимодействия.
Концепции ДРО в зарубежной психологии (А. Адлер, Дж. Бо-улби, К. Хорни, А.
Фрейд, Э. Фромм).
233
Тема 2. Семья с ребенком: семейный стресс и воспитание детей.
Стресс и стрессор. Нормативные стрессоры. Понятия. Модели семейного кризиса и
стресса (R. НШ, R. Lazarus, H. Me. Cubbin). Современные представления о «семейном
стрессе». Трудности и стрессоры на различных стадиях супружества: негативное отноше-
ние супружеской пары к появлению детей, перераспределению семейных ролей и
перестройка взаимоотношений при появлении ребенка в семье, занятость матери,
помещение ребенка во внесемейные институты, родительство как стресс (принятие и осу-
ществление родительской роли).
Тема 3. Феномен совладающего поведения.
Понятие «coping» в современной психологии. Аналоги понятия. Функции
психологического преодоления.
Разграничение психологической защиты и копинг-поведения (схема анализа В. А.
Ташлыкова). Виды и варианты копинг-пове-дения (R. Moos, H. Weber, H. Endler, P. Parker,
R. Lazarus, S. Folkman).
Отечественный междисциплинарный подход к изучению совладающего поведения:
теории информационного стресса и адаптации (В. А. Бодров, Л. А. Китаев-Смык),
личностно-ценностный подход (Л. И. Анцыферова), клинический подход (Н. Ф.
Михайлова, И. М. Никольская, В. М. Ялтонский). Основные (базовые) стили
совладающего поведения и ситуативно-специфические стратегии.
Психодиагностические методики: опросник CISS («Копинг-поведение в стрессовых
ситуациях»), опросник WCQ («Опросник способовсовладания»), опросникMCI («Копинг-
поведениев супружестве» ), опросник копинг - стратегий детей младшего школьного
возраста.
Тема 4. Особенности совладающего поведения в семье с ребенком .
«Здоровая», уязвимая и регенеративная семья: реагирование на «нормативные»
трудности.
Копинг-поведение семьи. Специфика совладающего поведения в здоровых семьях
(Н. Ф. Михайлова, Ф. ф. Флорес Буэно, М. Па-падопулу).
Семейные и личностные ресурсы семьи. Функциональные ко-пинг-стратегии,
используемые родителями.
234
Особенности совладающего поведения в «нормальных» семьях на разных этапах
жизненного цикла (Н. О. Белорукова).
Совладеющее поведение в деструктивной семье (Е. В. Куфтяк).
Механизм влияния совладающего поведения родителей на эффективность адаптации
первоклассников к ситуации школьного обучения (М. В. Сапоровская).
Спецкурс завершается устным зачетом, на котором студенты решают практические
задачи и ситуации, посвященные детско-родительским отношениям.
Основная литература
1.
Абабков А. В., ПерреМ.
Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики,
терапии. СПб.: Речь, 2004.
2.
Анциферова Л. И.
Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание,
преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический
журнал. Т. 15. 1994. № 1.
3.
Варга А. Я.
Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.
СПб.: Речь, 2001.
4.
Горьковая И. А.
Стратегии копинг-поведения у подростков-правонарушителей / /
Психология человека: интегративный подход: Сб. научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им.
А. И. Герцена, 2000.
5.
Гущина Т. В.
Дети в семье и без семьи: сравнительное исследование
совладающего поведения детей младшего школьного возраста // Психическое здоровье и
социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы
(Материалы межрегиональной научно-практической конференции) / Сост. Т. Л. Крюкова,
В. А. Соловьева, О. В. Сосидко. Кострома, 2002.
6.
Дружинин В. Н.
Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
7.
Китаев-Смык А. А.
Психология стресса. М.: Наука, 1983.
8.
Крайг Г.
Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
235
9.
Крюкова Т. А. О
методологии адаптации опросника диагностики совладающего
(копинг) поведения // Психология и практика: Сб. науч. тр. Вып. 1. / Отв. ред. В. А.
Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.
10. КуфтякЕ. В. Социально-психологический подход к исследованию
совладающего поведения в деструктивной семье // Семья: стресс, копинг, адаптация:
Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте / Отв. ред. Т. Л.
Крюкова, М. В. Сапоровская. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.
11.
Куфтяк Е. В.
Психологические механизмы совладающего поведения и
преодоление трудностей детьми в семье / / Психология и практика: Сб. науч. тр. Вып. 2 /
Отв. ред. В.А. Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002.
12.
Аазарус Р.
Теория стресса и психофизиологические исследо -вания //
Эмоциональный стресс — физиологические и психологические реакции / Под ред Л.
Леви. Л.: Медицина 1970.
13.
Нартова-Бочавер С. К.
«Coping Behavior» в системе понятий психологии
личности // Психологический журнал. Т 18 1997. № 5.
14.
Никольская И. М., Грановская Р. М.
Психологическая защита у детей. СПб.:
Речь, 2000.
15.
Сапоровская М. В.
Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-
родительских отношений // Психология и практика: Сб. науч. тр. Вып. 1. / Отв. ред. В. А.
Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.
16.
Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.
Семейный диагноз и
семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Белорукова Н. О.
Семейные трудности и психологическое со -владание с ними на
разных этапах жизненного цикла семьи / / Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы
психологии
236
совпадающего поведения в семейном контексте / Отв. ред. Т. Л. Крюкова, М. В.
Сапоровская. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.
2.
Билъгилъдеева Т. Ю., Крюкова Т. Л. О
возрастных аспектах копинг-поведения //
Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии. Кострома, 2000.
3.
Бодров В. А.
Когнитивные процессы и психологический стресс //
Психологический журнал. 1996. № 4.
4.
Винникотт Д. В.
Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. Н. М. Падалко. М.:
Независимая фирма «Класс», 1998.
5.
Винникотт Д. В.
Разговор сродителями / Пер. с англ. М. Н. По-чукаевой, В. В.
Тимофеева. М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
6.
Типпенрейтер Ю. Б.
Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2001.
7.
Синягина Н. Ю.
Психолого - педагогическая коррекция дет -ско-родительских
отношений. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛА-ДОС, 2001.
8.
Соколова Е. Т., Николаева В. В.
Особенности личности при пограничных
расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Svr-Apryc, 1995.
9.
Фрейд А.
Теория и практика детского психоанализа. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,
1999. Т. 1.
10.
Черников А. В.
Системная семейная терапия: Интегратив-ная модель
диагностики. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.