Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3501

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Введение  в  проблематику

кризисной психологии

2

2

2

Агрессия  и  насилие  в

семье

2

2

2

Физическое 

наказание

детей в семье

2

2

2

Особенности

психологической 

помощи

клиентам в кризисной ситуации

4

4

4

ИТОГО:

1

0

1

0

1

0

228
Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение в проблематику кризисной психологии.

Понятия «кризис» и «кризисная  ситуация» в  отечественной  и  зарубежной

психологии. Проявление жестокости в современном мире как социально-психологическая
проблема общества.

Психологический  портрет личности, находящейся  в  кризисе. Стратегии совладания

(копинг-стратегии) с кризисными ситуациями.

Тема 2. Агрессия и насилие в семье.

Агрессия  и  насилие: определение  и  понятие  в  психологии. Виды  насилия:

физическое, психологическое, сексуальное, домашнее. Статистика  МВД, кризисных
центров  и  т. д. Цикл  домашнего  насилия. Мифы  о  насилии. Семейные  факторы  риска,
провоцирующие насилие. «Тиражируемость» насилия в последующих поколениях.

Тема 3. Физическое наказание детей в семье.

Синдром «child abuse». Культурно-исторический  аспект  представлений  о

применении  физических  наказаний  детей  в  семье. Понятие  регулярного  физического
наказания. Признаки  жестокого  обращения  у  детей  и  подростков. Последствия
физического наказания детей.

Тема 4. Особенности психологической помощи клиентам в кризисной ситуации.

Интервью - расследование  и  терапевтическое  интервью .Особенности  оказания

психологической  помощи  детям — жертвам  насилия. Методы  психологической  помощи
пострадавшим  от  насилия (создание  доверительных  отношений, работа  с «безопасным
листом» , элементы телесно-ориентированной терапии и арт-терапии).

              229
Вопросы к зачету
1.     Понятие «кризиса» и «кризисной ситуации» в психологии.
2.     Совладеющее поведение детей и взрослых в кризисной ситуации.
3.     Психологические особенности личности, переживающей кри -зис.
4.    Насилие: понятие и виды.
5.    Домашнее насилие. Семейные факторы, предрасполагающие к насилию.
6.    Домашнее насилие. Цикл домашнего насилия.
7.    Признаки насилия у детей и подростков.
8.     Последствия насилия у детей и подростков.
9.     Особенности социальной защиты жертв насилия в современ -ном обществе.
10.    Агрессия и насилие. Понятие. Их отличительные особенности.
11.     Синдром «child abuse». Понятие.
12.     Физическое  наказание  как  дескриптор (признак) деструктив -ных  детско-

родительских отношений.

13.     Особенности семьи, применяющей насилие к детям.
14.     Особенности оказания психологической помощи детям — жертвам насилия.
15.    Методы психологической помощи пострадавшим от насилия.


background image

Основная литература
1.

Берковиц  Л.

Агрессия: причины, последствия  и  контроль. СПб.: прайм-

ЕВРОЗНАК, 2001.

2.

БэронР., Ричардсон А-

Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

3.    Дети  России: насилие  и  защита. Материалы  Всероссийской  научно-

практической конференции. М., РИПКРО, 1997.

4.

КрайгГ.

Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

230
5.

КуфтпякЕ. В.

Некоторые аспекты проблемы насилия в семье // Психология и

практика: Сборник науч. тр. Вып. 1 / Отв. ред. В. А. Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им.
Н. А. Некрасова, 2001

6.

КуфтякЕ. В.

Работа  с  родителями, применяющими  физические  наказания //

Социальная  работа  в  современных  условиях: проблемы  и  перспективы: третья
международная научно-практическая конференция. Вологда, 2002.

7.

Лангмейер Й.,МатейчекЗ.

Психическая депривация в детском возрасте. Прага,

Авиценум, 1984.

8.

Мэнделл Дж. Г., Дамон Л.

Групповая психотерапевтическая  работа  с детьми,

пережившими сексуальное насилие / Пер. с англ. М., 1998.

9.     Нравственность, агрессия, справедливость (Сокращенноеизложение  главы  из

книги Cruchfield R., Livson N., Elements of Psychology.N. Y., 1974) //Вопросыпсихологии.
1992. № 1.

10.    Особенности  личности  при  пограничных  расстройствах  и  со -матических

заболеваниях. М.: Svr-Apryc, 1995.

Дополнительная литература
1.    Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2.     Захаров А. И. Семейное воспитание и его дефекты // Социальная психология

личности. Л., 1974.

3.     НавайтисГ. Семья  в  психологической  консультации. М.: Московский

психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

4.     Нортон К., Долан Б. Личностные расстройства у родителей и воспитание детей

// Семейная  психотерапия / Составители  Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В.
Юстицкис. СПб., Питер, 2000.

5.     Семья в  психологической консультации: Опыт и проблемы психологического

консультирования / Под ред. А. А. Бода-

231
лева, В. В. Столина; НИИ общей и пед. психологии Акад. Пед. Наук СССР. — М.:

Педагогика, 1989. 6.    ХъеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.

ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАНИЯ
С ТРУДНОСТЯМИ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (СПЕЦКУРС)

Целью

данного  спецкурса  является  ознакомление  студентов  с  основными

направлениями  концепций  детско-родительских  отношений  и  подходами  к  пониманию
совладающего (копинг) поведения личности и семьи.

Основными

задачами

спецкурса являются:

1) изучение  концептуальных  подходов  к  пониманию  совладания  в  зарубежной  и

отечественной психологии;

2) изучение  компонентов  родительского  отношения, трудностей  детско-

родительских  отношений  и  особенностей  совладающего (копинг) с  трудностями
поведения родителей и детей в разных семейных системах;

3) формирование навыка системного видения семьи;


background image

4) повышение профессионального уровня, расширение профессиональных знаний и

умений.

В  итоге  усвоения  спецкурса «Особенности  совладания  с  трудностями  детско-

родительского взаимодействия в семье» студенты овладевают следующими

знаниями:

о теориях (концепциях) детско-родительских отношений
(ДРО);
о  современных  подходах  к  изучению  и  пониманию  совладающего (копинг)

поведения;

об особенностях совладания с трудностями детско-родительского взаимодействия в

«условно благополучной» / деструктивной семье.

232
Студенты приобретают

навыки

и

умения:

1) анализа основополагающих исследований по психологии со-
владания и ДРО; 2 ) рассмотрения различных подходов к работе с семьей и детьми.

Тематический план

п/п

Наименование темы

В

сего
часов

В

сего
аудито
рных

Л

екции

Теоретические  подходы  к

изучению  детско-родительских
отношений

4

4

4

Семья 

с 

ребенком:

семейный  стресс  и  воспитание
детей

4

4

4

Феномен 

совладеющего

поведения

3

3

3

Особенности

совладеющего 

поведения 

в

семье с ребенком

4

4

4

ИТОГО:

1

5

1

5

1

5

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Теоретические подходы к изучению детско^родительских отношений.

Родительское  отношение (РО) и  детско-родительское  отношение (ДРО). Понятия.

Компоненты  РО: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Динамическая
двухфакторная  модель  РО  (Е.  S.  Shaefer,  R.  A.  Bell).  Типы  РО  и  стили  поведения
родителей (А. Я. Варга, В. И. Гарбузов, А. С. Спиваковская, Е. О. Смирнова, Э. Г.
Эйдемиллер). Основные параметры детско-родительского взаимодействия.

Концепции  ДРО  в  зарубежной  психологии (А. Адлер, Дж. Бо-улби, К. Хорни, А.

Фрейд, Э. Фромм).

233

Тема 2. Семья с ребенком: семейный стресс и воспитание детей.

Стресс и стрессор. Нормативные стрессоры. Понятия. Модели семейного кризиса и

стресса (R. НШ, R. Lazarus, H. Me. Cubbin). Современные  представления  о «семейном
стрессе». Трудности и стрессоры на различных стадиях супружества: негативное отноше-
ние  супружеской  пары  к  появлению  детей, перераспределению  семейных  ролей  и
перестройка  взаимоотношений  при  появлении  ребенка  в  семье, занятость  матери,
помещение ребенка во внесемейные институты, родительство как стресс (принятие и осу-
ществление родительской роли).

Тема 3. Феномен совладающего поведения.


background image

Понятие «coping» в  современной  психологии. Аналоги  понятия. Функции

психологического преодоления.

Разграничение  психологической  защиты  и  копинг-поведения (схема  анализа  В. А.

Ташлыкова). Виды и варианты копинг-пове-дения (R. Moos, H. Weber, H. Endler, P. Parker,
R. Lazarus, S. Folkman).

Отечественный  междисциплинарный  подход  к  изучению  совладающего  поведения:

теории  информационного  стресса  и  адаптации  (В.  А.  Бодров,  Л.  А.  Китаев-Смык),
личностно-ценностный  подход (Л. И. Анцыферова), клинический  подход (Н. Ф.
Михайлова, И. М. Никольская, В. М. Ялтонский). Основные (базовые) стили
совладающего поведения и ситуативно-специфические стратегии.

Психодиагностические  методики: опросник CISS («Копинг-поведение  в стрессовых

ситуациях»), опросник WCQ («Опросник способовсовладания»), опросникMCI («Копинг-
поведениев  супружестве» ), опросник  копинг - стратегий  детей  младшего  школьного
возраста.

Тема 4. Особенности совладающего поведения в семье с ребенком .

«Здоровая», уязвимая  и  регенеративная  семья: реагирование  на «нормативные»

трудности.

Копинг-поведение  семьи. Специфика  совладающего  поведения  в  здоровых  семьях

(Н. Ф. Михайлова, Ф. ф. Флорес Буэно, М. Па-падопулу).

Семейные  и  личностные  ресурсы  семьи. Функциональные  ко-пинг-стратегии,

используемые родителями.

234
Особенности  совладающего  поведения  в «нормальных» семьях  на  разных  этапах

жизненного цикла (Н. О. Белорукова).

Совладеющее поведение в деструктивной семье (Е. В. Куфтяк).
Механизм влияния совладающего поведения родителей на эффективность адаптации

первоклассников к ситуации школьного обучения (М. В. Сапоровская).

Спецкурс завершается  устным зачетом, на котором студенты решают практические

задачи и ситуации, посвященные детско-родительским отношениям.

Основная литература
1.

Абабков  А. В., ПерреМ.

Адаптация  к  стрессу. Основы  теории, диагностики,

терапии. СПб.: Речь, 2004.

2.

Анциферова Л. И.

Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание,

преобразование  жизненных  ситуаций  и  психологическая  защита // Психологический
журнал. Т. 15. 1994. № 1.

3.

Варга  А.  Я.

Системная  семейная  психотерапия. Краткий  лекционный  курс.

СПб.: Речь, 2001.

4.

Горьковая И. А.

Стратегии копинг-поведения у подростков-правонарушителей / /

Психология человека: интегративный подход: Сб. научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им.
А. И. Герцена, 2000.

5.

Гущина  Т.  В.

Дети  в  семье  и  без  семьи: сравнительное  исследование

совладающего поведения детей младшего школьного возраста // Психическое здоровье и
социально-психологическая  поддержка  детей  и  подростков: состояние  и  перспективы
(Материалы межрегиональной научно-практической конференции) / Сост. Т. Л. Крюкова,
В. А. Соловьева, О. В. Сосидко. Кострома, 2002.

6.

Дружинин В. Н.

Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

7.

Китаев-Смык А. А.

Психология стресса. М.: Наука, 1983.

8.

Крайг Г.

Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

235
9.

Крюкова  Т. А. О

методологии  адаптации  опросника  диагностики  совладающего

(копинг)  поведения  //  Психология  и  практика:  Сб.  науч.  тр.  Вып.  1.  /  Отв.  ред.  В.  А.
Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.


background image

10.     КуфтякЕ. В. Социально-психологический  подход  к  исследованию

совладающего  поведения  в  деструктивной  семье // Семья: стресс, копинг, адаптация:
Проблемы  психологии  совладающего  поведения  в  семейном  контексте / Отв. ред. Т. Л.
Крюкова, М. В. Сапоровская. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.

11.

Куфтяк  Е. В.

Психологические  механизмы  совладающего  поведения  и

преодоление трудностей детьми в семье / / Психология и практика: Сб. науч. тр. Вып. 2 /
Отв. ред. В.А. Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002.

12.

Аазарус  Р.

Теория  стресса  и  психофизиологические  исследо -вания //

Эмоциональный  стресс — физиологические  и  психологические  реакции / Под  ред  Л.
Леви. Л.: Медицина 1970.

13.

Нартова-Бочавер  С. К.

«Coping Behavior» в  системе  понятий  психологии

личности // Психологический журнал. Т 18 1997. № 5.

14.

Никольская  И. М., Грановская  Р. М.

Психологическая  защита  у  детей. СПб.:

Речь, 2000.

15.

Сапоровская  М. В.

Родители  и  дети: к  вопросу  о  детерминантах  детско-

родительских отношений // Психология и практика: Сб. науч. тр. Вып. 1. / Отв. ред. В. А.
Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.

16.

Эйдемиллер  Э. Г., Добряков  И. В., Никольская  И. М.

Семейный  диагноз  и

семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.

Белорукова Н. О.

Семейные трудности и психологическое со -владание с ними на

разных  этапах  жизненного  цикла  семьи  /  /  Семья:  стресс,  копинг,  адаптация:  Проблемы
психологии

236
совпадающего  поведения  в  семейном  контексте  /  Отв.  ред.  Т.  Л.  Крюкова,  М.  В.

Сапоровская. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.

2.

Билъгилъдеева Т. Ю., Крюкова Т. Л. О

возрастных аспектах копинг-поведения //

Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии. Кострома, 2000.

3.

Бодров  В. А.

Когнитивные  процессы  и  психологический  стресс //

Психологический журнал. 1996. № 4.

4.

Винникотт Д. В.

Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. Н. М. Падалко. М.:

Независимая фирма «Класс», 1998.

5.

Винникотт Д. В.

Разговор сродителями / Пер. с англ. М. Н. По-чукаевой, В. В.

Тимофеева. М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

6.

Типпенрейтер Ю. Б.

Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2001.

7.

Синягина Н. Ю.

Психолого - педагогическая коррекция дет -ско-родительских

отношений. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛА-ДОС, 2001.

8.

Соколова  Е. Т., Николаева  В. В.

Особенности  личности  при  пограничных

расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Svr-Apryc, 1995.

9.

Фрейд А.

Теория и практика детского психоанализа. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,

1999. Т. 1.

10.

Черников  А. В.

Системная  семейная  терапия: Интегратив-ная  модель

диагностики. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.