Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3500
Скачиваний: 54
9.
Знаков В. В.
Психологические причины непонимания «афганцев» в
межличностном общении // Психологический журнал. 1990. Том 10. № 2.
10.
Кляйн М., Айзеке С., Райвери Дж., Хайманн П.
Развитие в психоанализе / Сост. и
науч. ред. И. Ю. Романов. М.: Академический Проект, 2001.
211
11.
Кроль А. М., Михайлова Е.Л.
О том, что в зеркалах: Очерки групповой
психотерапии и тренинга. М.: Класс, 1999.
12. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.
13.
МастюковаЕ. М., МосковкинаА. Г.
Семейное воспитание детей с
отклонениями в развитии / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003.
14.
Миллер А.
Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.:
Акаде'мический проект, 2001.
15.
МухамеЪрахимов Р. Ж.
Мать и младенец: психологическое взаимодействие.
СПб.: Речь, 2003.
16.
НечипоренкоВ. В., Аитвинцев СВ., СнеЪковЕ.В.
Современный взгляд на
проблему боевой психической травмы / / Военно-медицинский журнал. 1997. № 4.
17.
Пайнз Д.
Бессознательное использование своего тела женщи -ной. СПб.:
Восточно-Европейский институт психоанализа, 1997.
18.
Савина В. С, ЧароваО. Б.
Особенности материнских установок по отношению
к детям с нарушениями в развитии / / Вопросы психологии. 2002. № 6.
19.
Самоукина Н. В.
Женское одиночество: полноценная жизнь или страдание? М.:
Астрем, 2003.
20.
Семаго М. М.
Консультирование семьи «проблемного ребенка»
(психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта) // Психолог в детском
саду. 1998. № 1.
21.
Скиннер Р., Клииз Дж.
Семья и как в ней уцелеть. М.: Класс, 1995.
22.
Смирнова И. В.
Опыт психологического изучения родителей, имеющих детей с
задержкой психического развития // Феномены личности и группы в изменяющемся мире:
Материалы научно-практической конференции. Часть 2. Кострома: Изд-воКГПУ, 1998.
23.
ТарабринаН. В.
Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.:
Питер, 2001.
24.
Ткачева В. В.
Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с
отклонениями в развитии. М.: УМК «Психология», 2003.
25.
Фромм Э.
Искусство любить: Исследование природы любви. М.: Педагогика,
1990.
212
26.
Хеллингер Б.
Порядки любви. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
27.
Шипицына А. М.
«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация
детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005.
28.
Erel О., ВиппапВ.
Interrelatedness of marital relations and parent-child relations:
Ameta-analytic review // Psychological Bulletin. 1995.
29.
KanoyK., Ulku-SteinerВ., СохМ., BurchinalM.
Marital Relationship and Individual
Psychological Characteristics that Predict Physical Punishment of Children // Journal of Family
Psychology, 2003. Vol. 17. P. 20-28.
30.
Meredith P., NollerP.
Attachment and Infant Difficultness in Postnatal Depression
//Journal of Family Issues. 2003. No5. Vol. 24. P. 668-686.
31.
Simons R. L., Johnson C, Conger R. D.
Harsh corporal punishment versus quality of
parental involvement as an explanation of adolescent maladjustment / / Journal of Marriage and
Family. 1994. Vol. 56. P. 591-607.
32.
Stouffer S. A.
The American Soldier. Princeton Press, 1949.
33. Stress and the Family. Vol. 2.Copingwith Catastrophe / Ed. by H. I. MucCubbin, C.
R. Figley. Brunner/ Mazel Publishers, New York. 1983.
34.
ZayasL. H., Jankowski K. R., McKeeM. D.
Prenatal and Postpartum Depression
Among Low-Income Dominican and Puerto Rican Women / / Hispanic Journal of Behavioral
Sciences. 2003. No. 3. Vol. 25. P. 370-38.
ГЛАВА 5
ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ПО ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Проблемы семейных отношений всегда вызывали живой интерес. Это объясняется
тем, что семья воспринимается нами как «психологический тыл». От того, насколько
крепок и надежен этот тыл, зависят психологическое благополучие людей, их способность
преодолевать различные жизненные трудности. Стрессы современной жизни делают
семью еще более важной сферой частной жизни субъекта, где он получает социальную
поддержку, развивается и находит способы самоактуализации в интимных,
доверительных взаимоотношениях.
В курсе «Психология семьи» рассматриваются следующие проблемы:
1) основные теоретические подходы к пониманию сути семейных отношений;
2) функции семьи, в частности, в связи с особенностями современной семьи, ее
структурой и динамикой развития;
3) семейные отношения, культура семейных отношений, психологический климат;
4) нарушения семейных отношений, их причины и возможная коррекция; конфликты
в семье: их причины, динамика, последствия и профилактика конфликтов;
5) психологическая деформация личности при деструктивных семейных
отношениях, ее причины и возможность профилак -тики;
214
6) психология распада семейных отношений, развод — его последствия и
совладание с ними;
7) проблемы воспитывающей семьи: родительские установки и стили воспитания,
влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка.
В курсе «Психология семьи» решается ряд задач теоретического и прикладного
характера:
1. Раскрыть сущность семейных отношений с различных теоре -тических позиций, в
частности, в свете современного системного подхода к пониманию психологии семьи.
2. Рассмотреть влияние семейных отношений на личностное развитие всех членов
семьи. Показать психологическую основу проблем, которые являются типичными для
большинства семей.
3. Ознакомить студентов с конкретными психодиагностически -ми и
психокоррекционными технологиями работы с семейными отношениями.
4. Способствовать развитию у студентов рефлексии своих личных семейных
проблем для их более глубокого осознания и возможной проработки в индивидуальной
терапии.
Тематический план
Название темы
В
сего
часов
Л
екции
П
ракти-
ческие
заняти
я
Актуальные
социально-
психологические проблемы и
тенденции развития семьи как
системы
отношений
в
отечественной
и
зарубежной
4
4
2
психологии. Проблема кризиса
семьи в современном обществе
Психологические
исследования семьи и семейных
связей: теоретические модели
брака и семьи (Юнг, Кантор и
Лер, Левис и Спаниер)
4
2
2
Психологические
задачи
брака: психоаналитический
подход: Хорни, Валлерстайн
4
2
2
Основные психологические
характеристики
семейных
отношений: эмоционально-
когнитивные, поведенческие,
ценностно-
4
2
2
215
Название темы
сего
часо
в
Л
екции
П
ракти-
ческие
заняти
я
ориентационные (любовь и
симпатия, удовлетворенность
браком; социальная
власть,
ролевое
взаимодействие,
установки
и
ценности,
самореализация
личности
в
семье)
Общение и взаимодействие
в семье: семейные структуры
правила и нормы
2
2
Семья и психологическая
травматизация
личности.
Насилие и агрессия в семье.
Алкогольная семья
2
2
Конфликты в семье и их
разрешение
2
Нарушение
семейных
отношений: причины, типы,
носители. Развод
и
его
последствия. Помощь
при
разводе
2
Воспитывающая
семья,
система
детско-родительских
отношений
2
2
0
Психологический
климат
семьи: проблемы супружеской
совместимости, семейное
бессознательное как семейная
2
история и миф, «дух семьи»
1
Методы
работы
с
семейными отношениями; их
диагностика, коррекция
и
психотерапия. Методика
семейного рисунка
2
2
2
Психология пола и тендера:
их
влияние
на
семейные
отношения
2
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Актуальные социально-психологические проблемы и тенденции развития
семьи.
1. Семья как малая группа и ее феноменология.
2. Системный подход к пониманию сущности семейных отношений.
216
3. Проблема кризиса семьи.
4. Тенденции развития современной семьи.
5. Жизненный цикл семьи.
Тема 2. Построение теоретической модели семьи в психологии.
1. Понятие «нормальная» семья (по В. Н. Дружинину).
2. Модель брака в первой и второй половинах жизни у К. Г. Юнга.
3. Теория семейных систем М. Боуэна.
4. Современная системная модель семейных отношений.
Тема 3. Психологические исследования семьи и семейных связей: теоретические
модели брака и семьи.
1. Исследования семейных отношений у В. Н. Дружинина.
2. Модель брака (по К. Юнгу).
3. Типы брака (по Р. Скиннеру).
4. Типы семьи (по А. С. Спиваковской).
Тема 4. Основные психологические характеристики семей -ных отношений.
1. Эмоциональные отношения в семье, проблемы совместности.
2. Удовлетворенность браком.
3. Ролевая структура семьи и социальная власть в семье.
4. Установки и ценности в семейной паре.
Тема 5. Психологические задачи брака: психоаналитический подход.
1. Теория объектных отношений и ее применение для анализа брака и семьи.
2. Проблемы моногамного брака (идеала) по К. Хорни.
3. Психологические задачи брака в современном психоанализе (Д. Валлерстайн, Р.
Скиннер).
Тема
6.
Общение и взаимодействие в семье.
1. Проблема социальной власти и лидерства в семье.
2. Коммуникативные модели в семье.
3. Семейная структура и ее влияние на спецификусемейных от -ношений.
4. Качество супружеских отношений и удовлетворенность браком.
5. Особенности общения родителей и детей.
6. Общение и отношения сиблингов (братьев и сестер).
217
7. Влияние порядка рождения на характерологические особен -ности детей.
8. Семейные правила и нормы.
Тема 7. Семья и личностное развитие.
1. Семья как источник деформации развития личности.
2. Чувство вины, связанное с семьей.
3. Насилие и агрессия в семье.
4. Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на стрессовую ситуацию.
Психологический климат семьи.
5. Семейный стресс и совладание с ним членов семьи и семьи как целого.
6. Факторы риска для развития семьи.
7. Алкогольная семья, ее влияние на детей. Взрослые дети алкоголиков. <
Тема 8. Развод и его последствия.
1. Развод как стресс: показатели и последствия.
2. Изменение ролевой структуры семьи.
3. Проблемы детей, переживающих развод родителей.
4. Работа психолога с семьей, переживающей развод.
Тема 9. Нарушение семейных отношений.
1. Причины и проявления семейных нарушений.
2. Нарушения представлений членов семьи о семье и личности.
3. Нарушение межличностной коммуникации в семье.
4. Коррекция и терапия семейных нарушений.
Тема 10. Воспитывающая семья: система детско-родительских отношений.
1. Детерминанты родительского отношения.
2. Восприятие ребенком семейных отношений.
3. Семейная социализация и проблема границ.
4. Основные виды нарушений в семейном воспитании.
5. Гиперопека и гипоопека.
6. Противоречивое воспитание.
7. Избыточная эмоциональная привязанность (симбиоз).
8. Эмоциональное отвержение.
9. Последствия неправильного воспитания.
10. Психологическая помощь воспитывающей семье.
2l8
Тема 11. Конфликты в семье.
1. Типы конфликтов в семье и их последствия.
2. Психологические причины конфликтов в семье.
3. Способы разрешения и профилактика семейных конфликтов.
Тема 12. Методы работы с семейными отношениями.
1. Повышение психологической компетентности семьи.
2. Психодиагностика.
3. Психологические интервенции в сфере семейных отношений.
4. Конкретные психодиагностические и психокоррекционные методы работы с
семейными отношениями. Рисунок семьи (Г. Хоментаускас, А. И. Захаров).
Тема 13. Психология попа и гендера: влияние на семейные отношения .
1. Половые различия и их проявления в семейной жизни.
2. Традиционные полоролевые стереотипы «мужественности» и «женственности»:
их источники и функции.
3. Проблемы тендерной психологии в семейном контексте. Феминизм.
4. Равенство и справедливость во взаимоотношениях между по -лами: трудности
перехода от патриархальных отношений к де -мократии и гуманизму в семье.
Планы семинарских занятий
Занятие 1. Основные психологические характеристики се -мейных отношений.
Вопросы для обсуждения:
1. Бессознательное семьи: семейная история и семейные мифы.
2. Эмоциональные отношения в семье, проблемы совместности.
3. Удовлетворенность браком.