Файл: Кроль Л.М., Пуртова Е.А. - Методы современной психотерапии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 6330

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

166

Ðàçäàòî÷íûå ìàòåðèàëû ê êóðñó

þíãèàíñêîé ïñèõîòåðàïèè.

Öèêë “Þíãèàíñêàÿ òèïîëîãèÿ ëè÷íîñòè”

1.1. ÎÏÐÅÄÅËÅÍÈß

(Þíã Ê.Ã. Ïñèõîëîãè÷åñêèå òèïû, Ì.: Ïðîãðåññ, 1995)

Óñòàíîâêà

 åñòü äëÿ íàñ ãîòîâíîñòü ïñèõèêè äåéñòâîâàòü èëè ðåà-

ãèðîâàòü â èçâåñòíîì íàïðàâëåíèè (ïàð.814).

Âñÿ ïñèõîëîãèÿ èíäèâèäà äàæå â åãî íàèáîëåå ñóùåñòâåííûõ

÷åðòàõ áûâàåò îðèåíòèðîâàíà ðàçëè÷íî â ñîîòâåòñòâèè ñ åãî ïðèâû÷-
íîé óñòàíîâêîé (ïàð. 817).

Ïðèâû÷íàÿ óñòàíîâêà âñåãäà åñòü ðåçóëüòàò âñåõ ôàêòîðîâ, ñïî-

ñîáíûõ ñóùåñòâåííî âëèÿòü íà ïñèõè÷åñêîå, à èìåííî: âðîæäåííîãî
ïðåäðàñïîëîæåíèÿ, âëèÿíèÿ ñðåäû, æèçíåííîãî îïûòà, ïðîçðåíèé
è óáåæäåíèé, ïðèîáðåòåííûõ ïóòåì äèôôåðåíöèàöèè, êîëëåêòèâ-
íûõ ïðåäñòàâëåíèé è äð. Áåç òàêîãî, áåçóñëîâíî ôóíäàìåíòàëüíî-
ãî, çíà÷åíèÿ óñòàíîâêè áûëî áû íåâîçìîæíî ñóùåñòâîâàíèå èíäè-
âèäóàëüíîé ïñèõîëîãèè (ïàð. 817).

Òèï

 åñòü õàðàêòåðíûé îáðàçåö åäèíîé îáùåé óñòàíîâêè, âñòðå-

÷àþùåéñÿ âî ìíîãèõ èíäèâèäóàëüíûõ ôîðìàõ (ïàð. 810).

Èç ìíîãî÷èñëåííûõ óñòàíîâîê, äåéñòâèòåëüíî âñòðå÷àþùèõñÿ è

âîçìîæíûõ, ÿ âûäåëÿþ ... â îáùåì ÷åòûðå óñòàíîâêè, à èìåííî òå,
êîòîðûå îðèåíòèðóþòñÿ, ãëàâíûì îáðàçîì, íà ÷åòûðå îñíîâíûå
ïñèõîëîãè÷åñêèå ôóíêöèè (ïàð. 810).

Ïîñêîëüêó òàêàÿ óñòàíîâêà ïðèâû÷íà è òåì íàêëàäûâàåò îïðå-

äåëåííûé îòïå÷àòîê íà õàðàêòåð èíäèâèäà, — ÿ ãîâîðþ î ïñèõîëî-
ãè÷åñêîì òèïå (ïàð. 810).


background image

167

1.2 ÒÈÏÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÅ ÑÕÅÌÛ

ÄËß ÂÑÅÕ ÈÍÒÐÎÂÅÐÒÈÐÎÂÀÍÍÛÕ
È ÝÊÑÒÐÀÂÅÐÒÈÐÎÂÀÍÍÛÕ ÒÈÏÎÂ

Äëÿ èíòðîâåðòèðîâàííûõ òèïîâ

Äëÿ ýêñòðàâåðòèðîâàííûõ òèïîâ

Èñòî÷íèê: Spoto, A. Jung’s Typology in Perspective, p.79, 81

Ñóáúåêò

Îáúåêò

Ñóáúåêò

Îáúåêò

Âåäóùàÿ ôóíêöèÿ

Ñîçíàíèå

Èíòðîâåðñèÿ

Ïñèõè÷åñêàÿ

ýíåðãèÿ

Ýêñòðàâåðñèÿ

Áåññîçíàòåëüíîå

Âñïîìîãàòåëüíàÿ

ôóíêöèÿ

Òðåòüÿ ôóíêöèÿ

Ïîä÷èíåííàÿ (÷åòâåðòàÿ)

ôóíêöèÿ

Âåäóùàÿ ôóíêöèÿ

Ñîçíàíèå

Ýêñòðàâåðñèÿ

Ïñèõè÷åñêàÿ

ýíåðãèÿ

Èíòðîâåðñèÿ

Áåññîçíàòåëüíîå

Âñïîìîãàòåëüíàÿ

ôóíêöèÿ

Òðåòüÿ ôóíêöèÿ

Ïîä÷èíåííàÿ (÷åòâåðòàÿ)

ôóíêöèÿ


background image

168

1.3. ÒÈÏÛ (ÎÁÙÀß ÑÕÅÌÀ)

Àòòèòüþäíûå

:

ýêñòðàâåðòíûé (E — extraverted)
èíòðîâåðòíûé (I — introverted)

Ôóíêöèîíàëüíûå

:

Ðàöèîíàëüíûå:

ìûñëèòåëüíûé (T — thinking)
÷óâñòâóþùèé (F — feeling)

Èððàöèîíàëüíûå

:

îùóùàþùèé (S — sensing)
èíòóèòèâíûé (N — intuiting)

“ÏÐÎÑÒÛÅ” ÒÈÏÛ

ET — ýêñòðàâåðòíûé

ìûñëèòåëüíûé

EF — ýêñòðàâåðòíûé

÷óâñòâóþùèé

ES — ýêñòðàâåðòíûé

îùóùàþùèé

EN — ýêñòðàâåðòíûé

èíòóèòèâíûé

“ÑËÎÆÍÛÅ” ÒÈÏÛ (âåäóùàÿ ô-öèÿ/âñïîìîãàòåëüíàÿ ô-öèÿ)

(ñîõðàíåí áàëàíñ ýêñòðàâåðñèè/èíòðîâåðñèè è

ðàöèîíàëüíîé/èððàöèîíàëüíîé ôóíêöèé)

EF/IN

ES/IT

EF/IS

ES/IF

ET/IN

EN/IT

ET/IS

EN/IF

IF/EN

IS/ET

IF/ES

IS/EF

IT/EN

IN/ET

IT/ES

IN/EF

“ÍÅÑÒÀÁÈËÜÍÛÅ” ÈËÈ “ÎÒÊËÎÍßÞÙÈÅÑß” ÒÈÏÛ

Âñå îñòàëüíûå ñî÷åòàíèÿ âåäóùåé è âñïîìîãàòåëüíîé ôóíêöèé

Èñòî÷íèê: Spoto, A. Jung’s Typology in Perspective, p.159—161

IT — èíòðîâåðòíûé

ìûñëèòåëüíûé

IF — èíòðîâåðòíûé

÷óâñòâóþùèé

IS — èíòðîâåðòíûé

îùóùàþùèé

IN — èíòðîâåðòíûé

èíòóèòèâíûé


background image

169

1.4. ÌÀÒÐÈÖÀ ÔÓÍÊÖÈÉ

T

F

S

N

Àêòèâíîå
ìûøëåíèå;
íàïðàâëåííîå
ìûøëåíèå;
èíòåëëåêò;
àêò ñóæäåíèÿ

Ìûøëåíèå,
çàâèñÿùåå
îò ÷óâñòâà;
ìûøëåíèå,
óïðàâëÿåìîå
÷óâñòâîì

Êîíêðåòíîå
ìûøëåíèå,
âðàùàþùååñÿ
âîêðóã
êîíêðåòíûõ
ïîíÿòèé
è îáúåêòîâ
ïåðöåïöèè

Èíòåëëåêòóàëüíàÿ
èíòóèöèÿ;
ïàññèâíîå
ìûøëåíèå;
íåíàïðàâëåííîå
ìûøëåíèå

— äèôôåðåíöèðîâàííàÿ ôóíêöèÿ; îñîçíàåòñÿ, íàïðàâëÿ-

åòñÿ âîëåé (ïðîèçâîëüíî óïðàâëÿåìàÿ ôóíêöèÿ)

T

— ìûøëåíèå

S

— îùóùåíèå

F

— ÷óâñòâî

N

— èíòóèöèÿ

Èñòî÷íèê: 

Þíã Ê.Ã. Ïñèõîëîãè÷åñêèå òèïû, Ì.: Ïðîãðåññ, 1995, ïàð. 733,

734, 746, 757—760, 776—778, 834—837, 839.

Êîíêðåòíîå
÷óâñòâî,
ñîïðîâîæäàþùåå
ìûøëåíèå;
÷óâñòâî êàê
ðàçíîâèäíîñòü
ñóæäåíèÿ

Êîíêðåòíîå
îùóùåíèå,
ñìåøàííîå
ñ ìûñëÿìè,
ïðåäñòàâëåíèÿìè

Îáúåêòèâíàÿ
èíòóèöèÿ
êàê âîñïðèÿòèå,
îñíîâàííîå íà
ñóáëèìèíàëüíûõ
ìûñëÿõ

Àáñòðàêòíîå
÷óâñòâî êàê
àïïåðöåïöèÿ
öåííîñòè;
íàïðàâëåííîå
÷óâñòâî;
àêòèâíûé àêò
÷óâñòâà;
íàñòðîåíèå

Êîíêðåòíîå
îùóùåíèå,
ñìåøàííîå
ñ ÷óâñòâîì;
àôôåêò-îùó-
ùåíèå êàê ýëå-
ìåíò ÷óâñòâà

Êîíêðåòíîå
÷óâñòâî èëè
÷óâñòâî-îùóùå-
íèå; àôôåêòèâíîå
÷óâñòâî, ñìåøàí-
íîå ñ îùóùå-
íèÿìè

Àáñòðàêòíîå
îùóùåíèå;
ýñòåòè÷åñêîå
âîñïðèÿòèå

Êîíêðåòíàÿ èíòó-
èöèÿ êàê âîñïðè-
ÿòèå ôàêòè÷åñêîé
ñòîðîíû âåùåé;
îáúåêòèâíàÿ
èíòóèöèÿ êàê
âîñïðèÿòèå, îñ-
íîâàííîå íà ñóá-
ëèìèíàëüíûõ
îùóùåíèÿõ

Àáñòðàêòíàÿ èí-
òóèöèÿ êàê
âîñïðèÿòèå èäå-
àëüíûõ ñâÿçåé;
âîñïðèÿòèå
áåññîçíàòåëüíûõ
ïñèõè÷åñêèõ äàí-
íûõ; âîñïðèÿòèå
ñîäåðæàíèé êàê
ãîòîâîãî öåëîãî

×óâñòâóþùàÿ
èíòóèöèÿ; íåíà-
ïðàâëåííîå ÷óâ-
ñòâî; ïàññèâíûé
àêò ÷óâñòâà

Áåññîçíàòåëüíîå
îùóùåíèå êàê
èíòóèöèÿ

Îáúåêòèâíàÿ
èíòóèöèÿ
êàê âîñïðèÿòèå,
îñíîâàííîå íà
ñóáëèìèíàëüíûõ
÷óâñòâàõ

T

F

S

N


background image

170

1.5. ÒÈÏÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÉ “ÊÎÌÏÀÑ”

T — ìûøëåíèå
F — ÷óâñòâî
S — îùóùåíèå
N — èíòóèöèÿ

Èñòî÷íèê:

 Meier, C.A. Personality, p.57

Ò

1

4

F

S

 

3

N

å

Ôèëîñîôñêàÿ
èíòóèöèÿ

à

Ðàññóæäàþùèé
(ñïåêóëÿòèâíûé)
èíòåëëåêò

f Èíòóèòèâíîå

÷óâñòâî

b

Õóäîæåñòâåííîå
÷óâñòâî

g

Ýñòåòè÷åñêîå
÷óâñòâî

ñ

Ýìîöèîíàëüíîå
÷óâñòâî

h

Ïðàêòè÷åñêèé
èíòåëëåêò

d

Êëàññèôèöèðóþùèé
èíòåëëåêò

α

β

δ

λ