Файл: Кохут Х. - Анализ самости. Лечение нарушений личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3951
Скачиваний: 154
она делала это голосом или стуком, чему он имел возмож-
ность сопротивляться. Поэтому неудивительно, что па-
циент отреагировал гневом на возвращение аналитика
после того, как он «выплывал на середину озера, чтобы
посмотреть на луну».
Как я уже неоднократно подчеркивал, в подавляющем
большинстве даже самых тяжелых нарушений личности
нарциссические фиксации скорее объясняются реакцией
ребенка на родителей, чем тяжелыми травматическими
событиями в ранней жизни. Однако необходимо добавить,
что такие события в ранней жизни ребенка, как, например,
отсутствие родителей (см. A. Freud, Burlingharn, 1942, 1943),
или потеря родителя вследствие смерти, развода или госпи-
тализации, или его отстраненность вследствие эмоцио-
нального заболевания, вносят свой негативный вклад в нар-
циссическую фиксацию. Ребенок лишается возможности
освободить себя от родительских пут благодаря постепен-
ному отвод)' нарциссического катексиса, который необхо-
дим для формирующей структуру преобразующей интер-
нализации. Период, наступающий вслед за неожиданным
прерыванием (из-за внешнего события) хронической нар-
циссической вовлеченности ребенка в патологию роди-
телей, является необычайно важным. Именно от него за-
висит, сделает ли ребенок новое усилие, чтобы достичь
большей зрелости, или патогенная фиксация станет теперь
прочно укоренившейся. Отсутствие или потеря патологи-
ческого родителя может стать благотворным освобожде-
нием, если либидинозные ресурсы ребенка позволяют ему
идти вперед и, в частности, если другой родитель или
заменяющий родителя человек с особой эмпатической
заинтересованностью в судьбе ребенка бросается закрывать
эту брешь и обеспечивает сначала временное восстановле-
ние нарциссических отношений, а затем их последователь-
ную постепенную ликвидацию. Но если замена невозможна
или доступные либидинозные ресурсы ребенка уже были
слишком прочно привязаны к патологическому родителю,
то тогда недоступность родителя способствует сохранению
и подкреплению патологии. Решающее вытеснение (арха-
ичного) идеализированного родительского имаго может
произойти после внешнего исчезновения родителя (оно мо-
ж ет сделаться недоступным и другими способами, напри-
мер в результате «вертикального» расщепления психики).
Последующая фиксация на бессознательной или, как это
часто бывает, на отщепленной или отвергнутой (см. Freud,
1925; Jacobson, 1957; Basch, 1968) фантазии о всемогущей
идеализированной родительской фигуре препятствует
постепенной — или отвечающей фазе развития —
преобразующей
интернализации
соответствующей
нарциссической конфигурации.
Таким образом, затяжной очевидный гиперкатексис
идеализированного родительского имаго может возник-
нуть в детском возрасте, если в течение длительного
периода разлуки с родителем ребенок не имеет
возможности отвести от него идеализирующие катексисы
(то есть если он не имеет возможности воспринимать
родителя все более реалистично) и использовать их для
формирования психической структуры. До тех пор пока
идеализирующие
фантазии
являются
(пред)сознательными, а идеализирущее либидо остается
мобильным, подобные происшествия не являются
признаками наличия психопатологии у ребенка и не
предвещают последующего нарушения. Сюда же
относятся и фантазии об идеализированном отце,
которые рассказывались детьми, потерявшими отцов во
время Второй мировой войны (см. A. Freud, Burlingham,
1943; в частности р. 112 и далее). То, что ребенок
наделяет «воображаемого отца» грандиозными свойст-
вами, не следует, на мой взгляд, понимать с точки зрения
теории Адлера (1912), то есть как сверхкомпенсацию,
которая должна противостоять лишению и покрывать
дефект.
Дело
скорее
в
том,
что
изначально
существующая
нарциссическая идеализация не имеет
теперь реалистического объекта, в отношении которого
может быть пережито постепенное разочарование.
Сохраняющаяся идеализация объясняется отсутствием
возможности обнаружить реальные недостатки отца,
поскольку
декатексис
и
сопутствующее
структурообразование временно приостановлены. Как
отмечалось
выше, подобные
фантазии
могут
формироваться, сознательно перерабатываться и вре-
менно сохраняться в ответ на внешнюю депривацию,
которая требует отсрочки выполнения задачи, связанной
с развитием. Однако основополагающий принцип, кото-
рым управляется
временная
сознательная конкретизация
гиперкатектированного идеализированного родитель-
ского имаго, мало чем отличается от принципа, который
определяет возникновение
постоянной
фиксации и
хрони-
ческой
психопатологии. Главное различие заключается
в том, что в последнем случае идеализированное роди-
тельское имаго (например, фантазия о всемогущем отце)
становится вытесненным и/или отщепленным. Без ана-
лиза не может произойти никакого изменения фантазии
(она не может быть интегрирована и с реальностью Эго),
даже если появится достойная замена родителю или вер-
нется сам родитель. Бессознательно фиксированные
на идеализированном объекте самости, по которому такие
люди постоянно тоскуют, и лишенные достаточно идеали-
зированного Супер-Эго, они всю свою жизнь ищут внеш-
них всемогущих объектов и в их поддержке и одобрении
стремятся обрести свою силу. При анализе же эти стрем-
ления становятся причиной бросающейся в глаза идеали-
зации аналитика (иногда появляющейся лишь после пе-
реработки специфического сопротивления установлению
переноса); они становятся доступными исследованию
и позволяют пациенту отвести нарциссический катексис
от вытесненного идеализированного родительского има-
го. Вместе с тем эти процессы ведут не только к усилению
базисной структуры Эго анализанда, отвечающей за конт-
роль над влечениями, но и прежде всего к идеализации его
Супер-Эго.
Хотя в целях объяснения предыдущие случаи идеализи-
рующего переноса были упрощенно описаны как связанные
со сравнительно поздними стадиями развития идеализи-
рованного родительского имаго, четко отделить реакти-
вацию более зрелых форм от реактивации более архаичных
форм этой структуры невозможно, не поставив под сомне-
ние комплексность актуальной клинической ситуации.
Так, например, хотя идеализирующий перенос мистера А.
прежде всего был связан со зрелой формой идеализирован-
ного имаго отца, некоторые аспекты его личности (кото-
рые ранее были названы диффузной нарциссической уязви-
мостью пациента) относились к архаичной, довербальной
потребности в отзывчивой, всемогущей, идеализированной
матери-груди, и это стало причиной проявления в ходе
анализа некоторых архаичных аспектов идеализирующего
переноса, соответствовавшего ранней ступени развития
нарциссической фиксации. Главные аспекты переноса
в случае Б. тоже представляли собой оживление сравни-
тельно поздних, дифференцированных аспектов идеализи-
рованного имаго. Вероятно, ядро патологии было связано
с периодом депрессии матери, которая возникла у нее из-за
смерти только что родившихся близнецов, когда пациенту
было три года. Но и здесь тоже большое значение имела
ранняя (на довербальной стадии) патогенная фиксация,
связанная с отношениями с его патологической матерью,
которая пристрастилась к барбитуратам. В частности,
при анализе были получены убедительные свидетельства
тогo, что лишенная эмпатии мать вследствие недостаточ-
ной или, наоборот, чрезмерной порой стимуляции подвер-
гала ребенка тяжелой травматизации в тактильной сфере.
В связи с наложением поздних форм идеализации на
более ранние я не буду подробно обсуждать архаичные
формы идеализирующего переноса. Он может, например,
проявляться в виде смутных и мистических религиозных
переживаний по поводу отдельных порождающих чувство
благоговения качеств, которые уже не относятся к име-
ющему четкие границы, конкретному вызывающему вос-
хищение человеку. Хотя проявления архаичных уровней
идеализирующего переноса иногда не очень отчетливы
(особенно если они сливаются с терапевтической актива-
цией грандиозной самости), никогда не возникает сомне-
ний в том, что сформировалась специфическая эмоцио-
нальная связь с аналитиком. Если излагать в терминах
метапсихологии, регрессия, приведенная в действие ана-
литической ситуацией, направлена на установление нар-
циссического равновесия, которое воспринимается как
безграничная сила и знание, как эстетическое и моральное
совершенство. (Эти качества по-прежнему остаются недо-
статочно дифференцированными, если терапевтическая
регрессия ведет к очень ранним точкам фиксации.)
Это равновесие может поддерживаться до тех пор, пока
анализанд способен сохранять чувство единства с образом
идеализированного аналитика. После того как была до-
стигнута натогномоничная точка регрессии и установлено
единство с соответствующим идеализированным объек-
том самости, наступающая нарциссическая гармония
начинает напоминать клиническую картину налаженного
функционирования. Это ослабляет угрозу дальнейшей
нарциссической регрессии — в частности, отступления
к наиболее архаичным предшественникам идеализирован-
ного родительского имаго (например, к гипоманиакаль-
ному слиянию с ним, которое порой проявляется как
состояние почти религиозного экстаза) или отступления
к гиперкатексису наиболее примитивных форм грандиоз-
ной самости и — временно — даже к аутоэротическим
фрагментам телесной самости. Кроме того, происходит
ослабление имевшейся ранее симптоматики, характерной
для нарциссических расстройств, то есть смутной и диф-
фузной депрессии, раздражительности и нарушения рабо-
тоспособности пациента, его застенчивости, склонности
реагировать чувством стыда, ипохондрической озабо-
ченности и неопределенного физического дискомфорта.
Эти симптомы, представляющие собой проявления ин-
стинктивного гиперкатексиса архаичных форм грандиоз-
ной самости с временными колебаниями в направлении
(аутоэротической) телесной самости, обычно ослабевают
на ранних стадиях анализа, поскольку исходная терапевти-
ческая активация идеализированного объекта мобилизует
нарциссические катексисы, и они начинают использовать-
ся в идеализирующем переносе.
П
РОЦЕСС ПЕРЕРАБОТКИ И ДРУГИЕ КЛИНИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛИЗИРУЮЩЕГО ПЕРЕНОСА
Как и при анализе неврозов переноса, основные кли-
нические проблемы, связанные с переносом, можно под-
разделить на проблемы, относящиеся к периоду установле-
ния переноса, и на проблемы, относящиеся к периоду
после его установления, то есть к периоду переработки.
Едва ли есть надобность обсуждать первый период.
Нередко пациент начинает осознавать внутренние кон-
фликты, активированные определенными сопротивле-
ниями Эго, которые направлены против регрессии. Могут
нозникать тревожные сновидения о падении (внешне они
предстают как противоположность фантазий о полете);
особенно часто они встречаются у пациентов, которые
близки к реактивации грандиозной самости при зеркаль-
ном переносе (см. часть 2). Встречаются также ранние
сновидения, в которых анализанду снится, например,
чт о ему нужно взобраться на величественную высоченную
юру, и он в нерешительности смотрит на крутую, таящую
опасность тропу, подыскивая надежные опоры для рук
и ног. Особенно часто эти сновидения встречаются у па-
циентов, которые близки к развитию идеализирующего
переноса. И, разумеется, ни одному аналитику не нужно
рассказывать, что сны. сопровождающиеся страхом паде-
ния либо опасениями по поводу крутой горы, могут возни-
кать в самых разных психологических ситуациях и выра-
жать конфликты, относящиеся к разным этапам развития,
включая не только хорошо известные и детально изучен-
ные конфликты, связанные с фаллическим утверждением
и страхом кастрации, но и — на уровне Эго — неспецифи-
ческий страх регрессии (падения) и опасения, вызванные
наличием трудной задачи (гора). Однако при анализе
нарциссических личностей такие сновидения не только
помогают аналитику уже на ранней стадии анализа
дифференцировать тин возникающего нарциссического
переноса — иx элементы могут дать ему бесценный ключ к
пониманию
специфических
сопротивлений
установлению переноса. Не вызваны ли, например,
страх
и
сопротивление
при
мобилизации
идеализированного катексиса тем, что нар-циссически
инвестированные объекты, которые ребенок пытался
идеализировать, были холодными и неотзывчивыми
(ледяная гора, гора из мрамора или стекла), недости-
жимо далекими или непредсказуемыми и ненадежными?
Опять же здесь нет надобности углубляться в детали, по-
скольку любой аналитик может привести эмпирические
данные из своего собственного клинического материала.
Нa предварительных стадиях формирования идеализиру-
ющего переноса также могут быть (в сновидениях и ассо-
циациях, часто связанных с абстрактными на первый взгляд
философскими или близкими к религиозным вопросами
существования, жизни и смерти) признаки того, что па-
циент боится исчезновения своей индивидуальности из-за
сильнейшего желания слиться с идеализированным объ-
ектом.
Аналитик должен распознать наличие всех этих сопро-
тивлений и с дружеским пониманием рассказать о них
пациенту, но в дальнейшем, как правило, ему не нужно
ничего делать, чтобы убедить его в их существовании.
В принципе он может ожидать, что патогномоничная
регрессия возникнет спонтанно, если не мешать ей пре-
ждевременными интерпретациями переноса (которые
анализанд воспринимает как запреты или выражения не-
одобрения) или иными неверными действиями. Принад-
лежащее Фрейду описание надлежащей позиции аналитика
при анализе неврозов переноса относится в целом и к ана-
лизу нарциссических нарушений личности. Чтобы устано-
вить «настоящий
раппорт»
с пациентом, — писал Фрейд
(1913), — «нужно просто дать ему время. Рхли к нему всерьез
проявляют интерес, заботливо устраняют возникающие
вначале сопротивления... то у него возникнет... привя-
занность, и он свяжет врача с образом одного из людей,
которые, как он привык, относились к нему с симпатией»
(Freud, p. 139-140). Чтобы это утверждение Фрейда было
полностью применимо к лечению нарциссических нару-
шений личности и, в частности, к установлению нарцисси-
ческого переноса, в него следует внести некоторые оче-
видные изменения. Однако базисная установка, которую
рекомендует Фрейд, здесь остается такой же, как и при
неврозах переноса.
Отдельные ошибки, которые склонны совершать анали-
тики в этой фазе, мы рассмотрим позже в контексте опре-
деленных типичных реакций аналитика, возникающих
в процессе анализа нарциссических нарушений личности.
Здесь же мне хочется лишь подчеркнуть, что непривычно
дружелюбное поведение аналитика, иногда оправдываемое
потребностью создать терапевтический альянс
2
, при ана-
2
Понятие терапевтического (или рабочего) альянса (Zetzel, 1956;
Greenson, 1957) явилось полезным напоминанием некоторым
аналитикам о том, что они должны уделять внимание психо-
лизе нарциссических нарушений личности — в
отличие от анализа неврозов переноса — уже не является
целесообразным. В последнем случае оно воспринимается
как привлекательное и пригодно для создания переноса; в
случае
нарциссических
нарушений
личности
чувствительные пациенты реагируют на него, как
правило, как на снисходительное отношение, которое
задевает
самолюбие
анализанда, усиливает
его
обособленность и подозрительность (то есть его
склонность отступать к архаичной форме грандиозной
самости) и, таким образом, препятствует спонтанному
возникновению
специфической
патогномоничной
регрессии пациента.
Стадия переработки, специфическим образом связан-
ная с идеализирующим переносом, может наступить толь-
ко после того, как установлен патогномоничный
идеализирующий перенос. Она возникает в результате
того, что базисное равновесие влечений, которое в
аналитической ситуации стремится сначала установить, а
затем сохранить психика анализанда, рано или поздно
нарушается.
логическим условиям, содействующим аналитической работе.
Другими словами, оно помогло развеять представление о том,
что нейтралитет аналитика надо понимать не психологически —
как, разумеется, это и должно быть на самом деле, — то есть как
среднеожидаемую человеческую отзывчивость, а механисти-
чески. Например, продолжать молчать, когда задают вопрос, —
это не сохранение нейтралитета, а оскорбление. Нет надоб-
ности говорить о том, что — в специфических клинических
условиях и после соответствующих разъяснений — во время
анализа бывают моменты, когда аналитик не будет пытаться
отвечать на псевдореалистичные требования пациента, а вместо
этого постарается настоять на исследовании их значения при
переносе.
Однако в данном контексте необходимо также сказать, что фо-
кусировка па реалистичном взаимодействии аналитика и пациен-
та для некоторых может стать средством уклонения от анали-
тической работы: интерес к текущим взаимодействиям может
служить в качестве (контр)сопротивления исследованию основ-
ного психоаналитического материала, то есть переноса. (Даль-
нейшие замечания, связанные с этим вопросом, см. в главе 8 при
обсуждении так называемого «позитивного переноса» анали-
занда, или его «раппорта» с аналитиком.)
Однако в отличие от психоаналитического процесса при
неврозах переноса базисное равновесие в ходе аналити-
ческого лечения нарциссических расстройств нарушается
в первую очередь не напряжением, которое порождают
бессознательные потребности, сфокусированные на ана-
литике, и не защитами от них, мобилизуемыми Эго в виде
сопротивления аналитической работе. В силу того,
что нарциссическое равновесие зависит от нарциссиче-
ского отношения анализанда к архаичному, нарциссиче-
ски воспринимаемому предструктурному объект}
7
самости,
нарушение равновесия здесь обусловлено главным обра-
зом определенными внешними обстоятельствами. При не-
нарушенном переносе нарциссический пациент ощущает
себя цельным, защищенным, сильным, благополучным,
привлекательным, активным до тех пор, пока его самовос-
приятие включает в себя идеализированного аналитика,
которым, как ему кажется, он владеет и управляет с несо-
мненной уверенностью, напоминающей ощущение взрос-
лого человека, что он полностью распоряжается своим
телом и разумом. После внезапной потери безусловного
контроля над собственным телом и разумом (например,
вследствие органического повреждения мозга) большин-
ство людей склонны реагировать специфическими тяже-
лыми формами подавленного настроения и беспомощной
ярости. Аналогичные реакции возникают и при анализе
нарциссических нарушений личности. Так, достигнув
стадии нарциссического единства с архаичным идеализи-
рованным объектом самости, анализанд вначале реагирует
яростью и подавленным настроением (за которыми может
последовать временная регрессия к переживаниям слия-
ния с наиболее архаичным идеализированным объектом
самости или к смещению нарциссического катексиса в сто-
рону гииеркатексиса архаичных форм грандиозной са-
мости и даже — на какое-то время — аутоэротической
фрагментированпой телесной самости) на любое событие,
разрушающее его нарциссический контроль над архаич-
ным имаго родителя, то есть над аналитиком.
Детальное изучение восприятия анализандом нарцисси-
чески инвестированного объекта позволяет выявить при-
знаки, которые отличают отношение анализанда к идеа-
лизи
рованному объекту (идеализирующий перенос), от
отношения, в котором аналитик воспринимается как
продолжение грандиозной самости (зеркальный перенос).
И такие отличительные характеристики действительно
существуют.
Наличие идеализированного объекта самости часто прини
мается как само собой разумеющийся факт, подобно тому
к а к мы принимаем как факт наличие обеспечивающей
жизнь внешней среды — воздуха и твердой земли под нога
ми. Таким образом, аналогия между отношением
анализанда к аналитику при нарциссическом переносе и
восприятием взрослым своего тела и разума в целом
больше подходит
к тем случаям, когда активируется грандиозная самость,
а аналитик оказывается включенным в расширенную са
мость (зеркальный перенос). Тем не менее, когда
прерывается любой из двух нарциссических переносов, в
обоих случаях реакция пациента напоминает реакцию
человека, утратившего контроль — за исключением разве
что большего акцента на переживании подавленного
настроения, когда в отношениях, возникающих при
переносе, теряется
идеализированный объект по сравнению с большим ак
центом на реакции ярости, когда становится недоступной
расширенная самость.
Благодаря предыдущим рассуждениям — особенно
мысли о том, что после того как произошла
патогномоничная
терапевтическая
регрессия,
анализанд воспринимает аналитика нарциссически, то
есть не как отдельного и независимого индивида —
становится понятной стратегическая роль, которую играют
в процессе анализа не только гнев, подавленное
настроение и регрессивное отступление пациента, когда
он сталкивается с предстоящей длительной разлукой с
аналитиком (например, из-за летнего отпуска), но и его
тяжелые реакции на незначительные проявления
холодности со стороны терапевта, на отсутствие у
аналитика моментального и полного эмпатического
понимания и, в частности, на такие, казалось бы,
тривиальные внешние события, как незначительные изме-
нения в расписании встреч, расставания на выходные
и вынужденные опоздания терапевта. Характерным —
и понятным, если учесть нарциссическую природу от-
ношений, — образом анализанд реагирует на терапевта