Файл: Кохут Х. - Анализ самости. Лечение нарушений личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3954
Скачиваний: 154
объектного катексиса становится, таким образом, более
способным абсорбировать часть нарциссической энергии,
мобилизованной при анализе нарциссического сектора.
Тем не менее существенный терапевтический прогресс
при анализе архаичных инвестиций идеализированного
объектного имаго возникает вследствие преобразующей
интернализации нарциссических энергий, после того как
произошел отказ от идеализированного объекта самости.
Это ведет к перераспределению нарциссических энергий
в самой личности, то есть (а) к усилению и расширению
базисных нейтрализующих структур психики и, таким
образом, вторично к усилению контроля над влечениями
и способности к деинстинктуализации; (б) к формирова-
нию идеалов или к их стабилизации и (в) к приобретению
ряда более высоко дифференцированных психологиче-
ских свойств, для которых требуется нарциссическая
инстинктивная энергия, ставшая доступной для пациента.
ЧАСТЬ 2
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ
ГРАНДИОЗНОЙ САМОСТИ
ГЛАВА 5. Типы
ЗЕРКАЛЬНОГО ПЕРЕНОСА
:
КЛАССИФИКАЦИЯ В СООТВЕТСТВИИ С
ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О РАЗВИТИИ
Идеализирующий перенос, обсуждавшийся в первой час-
ти, приводит к терапевтическому оживлению той фазы
развития, в которой ребенок пытается сохранить первич-
ный нарциссизм, передавая его нарциссически восприни-
маемому всемогущему и совершенному объекту самости.
При благоприятных условиях ребенок постепенно распо-
знает реальные ограничения идеализированного объекта
самости, отказывается от идеализации и вместе с тем
осуществляет преобразующую реинтернализацию. В ней
по-прежнему можно выявить не только первичный
нарциссический источник, но и индивидуальный след
реального
родительского
объекта, в
котором
конкретизировались нарциссические конфигурации,
прежде чем стать реинтернализированными. Таким
образом, содержание интернализированных в эдиповой
фазе ценностей и идеа-юв Супер-Эго (и специфическая
форма интернализиро-ианной в доэдиповой фазе
базисной структуры Эго, отвечающей за контроль над
влечениями) испытало на себе сильнейшее влияние со
стороны специфических ценностей и идеалов,
которых
придерживались
родители
(и
предпочитавшихся ими способов контролирования
влечений, таких, как искушения или угрозы). Однако
примесь абсолютизма главных идеализированных ценно-
с гей Супер-Эго и почти не меняющиеся основные сред-
( тва Эго, используемые для контроля над влечениями
и разрядки влечений, свидетельствуют о том, что эти
структуры являются, так сказать, наследниками первич-
ного нарциссического состояния ребенка и, следователь-
но, носителями того абсолютного совершенства и силы,
которые характеризуют предшествующую им архаичную
организацию. Если возникает помеха оптимальной пре-
образующей интернализации идеализированного объекта
самости, то тогда, как было показано в предыдущих главах,
идеализированный объект сохраняется в виде архаичного
предструктурного объекта и он может быть оживлен в про-
цессе анализа в результате целостного идеализирующего
переноса, а процесс реинтернализации, травматическим
образом прерванный в детстве, может быть теперь снова
продолжен.
Аналогично целостному терапевтическому оживлению
идеализированного объекта самости при идеализирующем
переносе грандиозная самость реактивируется в состо-
янии, напоминающем перенос, для обозначения которого,
несмотря на то, что оно не является достаточно емким,
обычно будет использоваться термин
зеркальный перенос.
Таким образом, зеркальный перенос и предшествующие
ему формы приводят к терапевтическому оживлению той
фазы развития (в принципе соответствующей состоянию,
которое Фрейд называл «ректифицированным удовольст-
вием Эго»), в которой ребенок пытается сохранить изна-
чально всеобъемлющий нарциссизм, фокусируя совершен-
ство и силу на своем «я» — называемом здесь грандиозной
самостью — и с презрением отворачиваясь от внешнего
мира, которому приписывается все несовершенство '.
Хотя детальная реконструкция последовательности
этапов развития, основанная на материале анализа, изоби-
лует неточностями, мне не известен материал наблюде-
ний, который бы противоречил вытекающему из теорети-
ческих рассуждений выводу о том, что формирование
идеализированного объекта самости и формирование
' Более поздними аналогами, с которыми можно сравнить эти две
основные нарциссические конфигурации раннего детства (но ко-
торым они отнюдь не тождественны), являются: (1) феномены
социальных, расовых или национальных предубеждений, в кото-
рых группа, центр всего совершенства и силы, соответствует
грандиозной самости, тогда как все несовершенство приписы-
вается тому, что находится за пределами группы (см. Kaplan,
Whitman, 1965; Whitman, Kaplan, 1908); (2) отношения правовер
ного с Ьогом (см. Jones, 1913), в которых фигура совершенного
и Bcc-MOiyniero Бога, с которой желает слиться слабый смиренный
верующий, соответствует архаичному всемогущему объекту само-
сти — идеализированному родительскому имаго.
грандиозной самости являются двумя аспектами одной
и той же фазы развития, или, другими словами, что они
возникают одновременно. Я полагаю, что тенденция рас-
матривать грандиозную самость как более примитивную
из этих двух структур основывается на том же предубежде-
нии, из-за которого объектной любви безоговорочно
отдается первенство по сравнению с нарциссизмом.
По, если смотреть объективно, первоначальный нарцис-
сизм не только является предшественником объектной
любви, но и сам совершает развитие в двух важных направ-
лениях, где грандиозная самость и идеализированное
родительское имаго являются промежуточными пунк-
тами, возникающими приблизительно в одно время. Одна-
ко теоретическое понимание параллелизма этих двух
линий развития не означает, что у всех людей тенденции
в развитии равномерно распределены по этим трем напра-
влениям. Напротив, именно тем, что у одних людей основ-
ная тенденция (и основная патология) связана с разви-
тием грандиозной самости, и объясняется формирование
ими в процессе анализа зеркального переноса, тогда как
v других людей, у которых основные точки фиксации
расположены вокруг идеализированного объекта самости
или вокруг ранних сексуальных объектов, развивается
идеализирующий перенос или невроз переноса.
При благоприятных условиях (адекватном избиратель-
пом ответе родителей на потребность ребенка в отклике
и их участии в нарциссических эксгибиционистских про-
явлениях его грандиозных фантазий) ребенок учится
принимать свои реальные ограничения, расстается с гран-
диозными фантазиями и грубыми эксгибиционистскими
требованиями и вместе с тем замещает их Эго-синтон-
иыми целями и стремлениями, получением удовольствия
от собственных действий и функций, а также реалистич-
ной самооценкой. Аналогично развитию идеализирован-
ного объекта самости результат развития грандиозной
самости определяется не только свойствами детского нар-
циссизма, но и специфическими особенностями людей,
которые окружают ребенка. Таким образом, конечные
Эго-синтонные цели и стремления, удовольствие, полу-
чаемое от самого себя и своих функций, а также здоровая
самооценка испытывают на себе влияние двух факторов.
(1) Конечные цели и стремления человека, а также его
самооценка несут отпечаток соответствующих характе-
ристик и установок имаго (трансформированных в пси-
хологические функции процессом преобразующей интер-
нализации) людей, в которых отражалась грандиозная
самость ребенка или которых ребенок принимал как про-
должение своего собственного величия. Таким образом,
специфические цели и стремления, которые зачастую
определяют основные последующие направления челове-
ческой жизни, проистекают из идентификаций с теми же
людьми, которые вначале воспринимались как продолже-
ние грандиозной самости. (2) Вместе с тем наши конечные
цели и стремления, а также наша самооценка отмечены
клеймом первичного нарциссизма, привносящего в наши
главные цели жизни и в нашу самооценку то абсолютное
постоянство и убежденность в праве на успех, которые
делают очевидным, что неизменная часть старого безгра-
ничного нарциссизма активно функционирует наряду
с новыми, прирученными и реалистичными структурами.
Если же оптимальное развитие и интеграция грандиозной
самости наталкиваются на препятствие, то эта психи-
ческая структура может отщепиться от реальности Эго
и/или отделиться от нее с помощью вытеснения-. Она ста-
новится недоступной внешнему влиянию, но сохраняется
в своей архаичной форме. Однако в процессе анализа она
становится доступной реактивации в связной форме зер-
кального переноса, постоянно испытывает на себе влия-
ние со стороны реальности Эго, и может быть снова возоб-
новлен процесс ее постепенного изменения, который
травматическим образом был прерван в детстве.
Постепенное осознание реальных недостатков и огра-
ничений самости, то есть постепенное уменьшение сферы
влияния и силы грандиозных фантазий, обычно является
предпосылкой психического здоровья в нарциссическом
секторе личности. Но и здесь имеются исключения из это-
го правила. Постоянно активная грандиозная самость
2
Ср. обсуждение аналогичных условий, имеющих отношение
к идеализированному родительскому имаго, в главе 4, п. 1.
с
ее иллюзорными притязаниями может сделать недееспо-
собным Эго людей со средними способностями. Однако
под давлением требований грандиозных фантазий устой-
чивой, не поддающейся изменениям грандиозной самости
Э
го одаренного человека может начать служить реали-
зации его неординарных способностей, и, таким образом,
он добивается действительно выдающихся достижений.
Наверное, таким человеком был Черчилль (см. мои рас-
суждения о влиянии устойчивой инфантильной фантазии
о полете [Kohut, 1966a]); другим примером является Гёте
(см. описание Эйсслером [Eissler, 1963a] ситуации в дет-
ском возрасте, которая укрепляет веру ребенка в магиче-
скую силу его желаний и воображения); знаменитое —
по существу, автобиографическое? — замечание Фрейда
(Freud, 1917c) по поводу поздних успехов первого сына
молодой матери, несомненно, относится к этой же теме.
Пародия на отношения между устойчивой фантазией о
величии и Эго необычайно одаренного человека нередко
встречается р процессе анализа нарциссических лично-
стей, у которых происходит сильнейшая фиксация на гран-
диозной самости. Из-за устойчивости давних убеждений
в своем всемогуществе такие пациенты часто оказываются
неспособными обратиться за информацией (например,
в незнакомом городе они скорее пройдут несколько лиш-
них миль, нежели спросят дорогу), и они неспособны при-
знать пробелы в своем знании. Например, если их спраши-
вают, читали ли они определенную книгу, их грандиозная
самость со своим неизменным всеведением заставляет
их сказать «да» — иногда с косвенным полезным послед-
ствием, ибо теперь им нужно быстро прочесть эту книгу
(хороший прогностический признак!), — чтобы привести
реальное достижение в соответствие с магическим притяза-
нием. Пожалуй, нет надобности говорить, что подобные
инциденты, если аналитик к ним отнесется всерьез,
без агрессии и неуместного юмора, могут принести боль-
шую пользу в последующем анализе. С другой стороны,
ложь как симптом (pseudologia fantastica) требует тщатель-
ного исследования, поскольку вариациями отношений меж-
ду нарциссическими структурами и Эго пациента объясня-
ются важные различия диагноза и прогноза.
Что касается содержания лжи, то склонность к pseudo-
logia можно подразделить следующим образом: (а) она
может быть обусловлена давлением грандиозной самости,
и в таком случае некие великие достижения ложно припи-
сываются самости лжеца; или (б) она может быть обуслов-
лена давлением потребности в идеализированном объек-
те, и в таком случае некие великие достижения, обладание
огромным богатством или выдающимися интеллектуаль-
ными способностями, или высокий социальный статус
ложно приписываются другому человеку, который зани-
мает позицию лидера (выступает в качестве фигуры роди-
теля) по отношению к пациенту. (В своей наиболее явной
форме фальсификации касаются реального отца или дру-
гих родственников из поколения родителей.)
Говоря о лжи, обусловленной неспособностью Эго сохра-
нять свою реалистичную организацию под давлением фан-
тазий, порождаемых потребностью в идеализированном
объекте, необходимо отметить следующее недоразумение,
которое часто возникает в процессе анализа нарциссиче-
ских нарушений личности. При анализе того, что пациент
обычно делает в своей повседневной жизни, он постоянно
приписывает другим достижения, которых на самом деле
он добивается благодаря своим способностям и усилиям
(см. клинический пример, предоставленный Э. Крисом
[Kris, 1951, р. 22]). Разумеется, в порождении такого синд-
рома могут играть роль самые разные динамические усло-
вия. (Иногда это даже может служить в первую очередь
предупреждению психоэкономического дисбаланса, способ-
ного нанести травму, подобно часто встречающемуся и хо-
рошо всем известному отказу от комплиментов.)
Однако в процессе аналитического лечения этот синд-
ром чаще всего рассматривается аналитиком как следствие
структурного конфликта с Супер-Эго — по аналогии с дина-
мической ситуацией так называемой негативной тера-
певтической реакции — и именно так интерпретируется
пациенту. (Например: «Вы чувствуете вину за то, что прев-
зошли своего отца, и поэтому приписываете ему то,
что на самом деле было достигнуто вами».) Ситуация, одна-
ко, отличается у пациентов с нарциссическими нарушени-
ями личности, которые в детстве пережили травмати-
ческую потерю идеализированного родительского имаго
и которые вследствие этой потери страдают специфи-
ческим структурным дефектом в форме недостаточной
идеализации Супер-Эго. То, что анализанд приписывает
собственные поступки кому-то другому, в этих случаях
обусловлено не чувством вины пациента, а его стремлением к
всемогущему архаичному объекту, к которому он хочет
присоединиться. Соответственно сопротивление, которое
пациент оказывает устранению при помощи интерпре-
таций своей pseudologia, объясняется его страхом утратить
нарциссическую подпитку, которую он получает от возве-
чиченного объекта, созданного им в фантазии.
Какой бы ни была базисная констелляция, лежащая
в основе псевдологического синдрома, — обусловлена ли
она давлением грандиозной самости или поиском идеализи-
рованного родительского имаго — аналитик, приобретший
опыт в лечении нарциссических нарушений личности,
сможет предсказать достаточно точно то, каким образом
будет происходить трансформация патологического мате-
риала. Постепенно ложь будет превращаться в фантазии,
затем в честолюбивые планы и причудливые идеалы и, на-
конец, если анализ будет успешным, она сменится разум-
ными целями и поступками. В типичной переходной фазе,
которая часто возникает на полпути к полной интеграции,
пациент как в психоаналитической ситуации, так и в обы-
денной жизни рассказывает прежнюю ложь в форме, на-
поминающей шутку. У аналитика, не знакомого с этой спе-
цифической линией развития терапевтического процесса,
такие шутки нередко вызывают некоторое раздражение,
и поэтому он будет склонен призывать по-прежнему ка-
жущееся делинквентным Эго пациента к правдивости
и реализму. Однако, как правило, воспитательный подход
и критическое отношение здесь не пригодны. Напротив,
аналитик должен приветствовать временные колебания
пациента между полушутливой неправдой и полуправди-
выми шутками как признак прогресса на пути к достижению
Эго власти над тем давлением, которое оказывают на него
сохранившиеся без изменений грандиозные фантазии,
относящиеся к нему самому или к всемогущему архаичному
объекту. Неудовлетворенность аналитика достигнутым