Файл: Кохут Х. - Анализ самости. Лечение нарушений личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3949
Скачиваний: 154
вернулся на соответствующий базисный уровень, не тре-
буется ничего, кроме корректной интерпретации, дава-
емой, правда, с достаточной степенью теплоты. Вместе
с тем вопрос об активности терапевта имеет огромное
значение при лечении определенных типов нарцисси-
ческих личностей. Айххорн (Aichhorn, 1936), использо-
вавший разработанную им активную технику для создания
терапевтически эффективной эмоциональной привязан-
ности к аналитику при лечении делинквентных подрост-
ков, как теоретик и практик стал одним из новаторов
в этой области. Анна Фрейд описывала технику Айххорна
следующим образом: «В силу особой нарциссической
структуры своей личности мошенник неспособен сформи-
ровать объектные отношения; тем не менее он может
испытывать привязанность к аналитику по причине из-
бытка нарциссического либидо. Однако его нарциссиче-
ский перенос будет устанавливаться только в том случае,
если терапевт способен представить мошеннику... воз-
величенную копию его собственного делинквентного Эго
и Эго-идеала» (A. Freud, 1951, р. 55).
Полагая, что аналитик должен активно подавать себя
пациенту в качестве Эго-идеала, Айххорн и не проводил
различия между Эго-идеалом и его предшественником,
идеализированным родительским имаго, и не указывал
на отдельное и особенное положение грандиозной само-
сти. Тем не менее краткое изложение Анной Фрейд ис-
пользования активной техники Айххорна в этих специ-
фических случаях вполне сопоставимо с теоретическими
формулировками, относящимися к условиям формирова-
ния переноса, которые создаются при анализе широкого
спектра нарциссических нарушений личности и не огра-
ничиваются случаями подростковой делинквентности.
Когда, например, она говорит, что терапевт предостав-
ляет мошеннику «возвеличенную копию его собственного
делинквентного Эго и Эго-идеала», эта формулировка
отчасти напоминает разграничение переноса, основан-
ного на терапевтической реактивации грандиозной само-
сти (в частности, отношение к терапевту как близнецу или
второму «я»), и переноса, основанного на реактивации
идеализированного родительского имаго.
Рассмотрение работы Айххорна в свете приведенных
выше рассуждений об активности терапевта может ока-
заться для нас полезным с точки зрения лучшего теорети-
ческого понимания этой технической проблемы.
Едва ли имеются сомнения в том, что активные техни-
ки Айххорна, стимулирующие установление нарциссиче-
ского переноса, незаменимы при терапии некоторых форм
выраженной делинквентности в целом и подростковой
делинквентности в частности; они представляют собой
крайние средства, необходимые для того, чтобы создать
эмоциональную связь с аналитиком — то есть напомина-
ющую перенос фокусировку на нем грандиозной самости
и/или идеализированного родительского имаго, — что в са-
мом начале позволяет удержать пациента от прекращения
терапии. Однако оценку активного формирования транс-
ферентных связей в этих случаях следует начинать с вопро-
са о том, с чем соотносится активно созданный перенос —
с (делинквентной) грандиозной самостью или с идеализи-
рованным родительским имаго. Способность делинквента
испытывать привязанность к аналитику, открыто восхи-
щаясь им, может указывать на то, что идеализированное
родительское имаго и глубокое желание сформировать
идеализирующий перенос уже (предсознательно) сущест-
вовали, но были скрыты и отрицались. Некоторые подрост-
ки (или взрослые, в определенном смысле продолжающие
вести себя в жизни, как подростки) нередко демонстрируют
свою полную преданность грандиозной самости (пред-
сознательно, поскольку ощущают неловкость из-за того,
что идеализирующие установки, как им кажется, свидетель-
ствуют об их слабости, или поскольку боятся быть осмеян-
ными за не свойственную мужчине сентиментальность).
Однако за этими предсознательными страхами публичного
унижения стоит бессознательный страх травматического
отвержения идеализированным объектом их идеализи-
рующей установки или предвосхищение травматического
разочарования в идеализированном объекте — другими
словами, опасность фрустрации в нарциссической области,
которая может стать причиной невыносимого нарцис-
сического напряжения, а также болезненного переживания
стыда и ипохондрии.
Хотя психоаналитическое лечение связных синдромов
юношеской делинквентности, которыми занимался Айх-
хорн, выходит за рамки моего непосредственного клини-
ческого опыта, определенные выводы о методах Айххор-
на, использовавшихся им в этих случаях для установления
нарциссического переноса, можно сделать на основе кли-
нических описаний, принадлежащих самому Айххорну,
и на основе опыта работы со аналогичными нарушениями.
Я склонен считать, что своим успехом метод Айххорна
обязан следующим обстоятельствам. Мы предполагаем,
что базисной фиксацией делинквента является фиксация
на идеализированном родительском имаго и на домини-
рующей патогномоничной тенденции — связанной с этой
констелляцией — к установлению идеализирующего пере-
носа. Однако на эту ядерную потребность в идеализи-
рованном объекте наслаиваются присущие личности де-
линквента тенденции не только отрицать потребность
в идеализированном объекте и идеализированном Супер-
Эго, но и, наоборот, во всеуслышанье заявлять о своем
презрении ко всем ценностям и идеалам. То есть, другими
словами, здесь можно говорить о защитном гиперкатек-
сисе грандиозной самости (возможно, исходно возникшем
вслед за болезненным разочарованием в идеализирован-
ном объекте или после его потери). Бравирование всемо-
гущим, безудержным поведением и гордость делинквента
своим умением безжалостно манипулировать окружа-
ющими людьми служат подпорой его защит от осознания
тоски по потерянному идеализированному объекту само-
сти, а также от ощущения пустоты и недостаточности
самооценки, которые сразу бы дали о себе знать, как толь-
ко прекратилась бы — на словах и на деле — постоянная
конкретизация делинквентной грандиозной самости. Если
бы терапевт предложил себя такому делинквенту в каче-
стве идеальной фигуры в этом мире ценностей, он не был
бы принят. Только особые умения Айххорна и его способ-
ность понять своего визави позволяли ему предлагать себя
в качестве зеркального имаго грандиозной самости де-
линквентного подростка. Поэтому ему удавалось иниции-
ровать завуалированную мобилизацию идеализирующих
катексисов в направлении идеализированного объекта
самости, не разрушая необходимого делинквенту прикры-
тия, которое обеспечивалось сформированной в защит-
ных целях грандиозной самостью. Однако как только
устанавливалась связь и происходила мобилизация идеали-
зирующих катексисов, становился возможным процесс
переработки и происходил постепенный переход от все-
могущества и неуязвимости грандиозной самости к более
глубокой потребности во всемогуществе и неуязвимости
идеализированного объекта (и достигалась необходимая
терапевтическая зависимость от него).
Специфические проблемы, создаваемые активной
мобилизацией грандиозной самости в процессе психо-
аналитического лечения нарциссических делинквентов
(в частности подростков), не являются главным предме-
том данной работы. Здесь нас прежде всего интересует
анализ типичных нарциссических нарушений личности,
при которых делинквентные — в общепринятом значе-
нии — формы поведения не являются доминирующими
в клинической картине. Однако в процессе аналитиче-
ского лечения таких пациентов нежелательно создавать
ситуации, в которых регрессивная уступчивость анали-
занда активно используется для того, чтобы добиться
идеализации терапевта. Активное поощрение идеализа-
ции аналитика ведет к возникновению сильной зависи-
мости (которая аналогична привязанности, поощряемой
организованными религиями), скрывая массивную иден-
тификацию и препятствуя постепенному терапевтическо-
му изменению существующих нарциссических структур.
Мы можем также указать на соответствующее предосте-
режение Фрейда, что у аналитика существует «соблазн
играть в отношении больного роль пророка и спасителя
души», то есть стремление поощрять пациента ставить
аналитика «на место своего Я-идеала», — такому образу
действия «правила психоанализа диаметрально противо-
положны» (Freud, 1923, р. 50-51).
Но если искусственное вызывание идеализации анали-
тика — в аналитическом отношении вещь опасная, то спон-
танно возникающую терапевтическую мобилизацию идеа-
лизированного родительского имаго или грандиозной
самости, несомненно, надо приветствовать и ей не мешать.
Пожалуй, здесь будут уместны несколько общих заме-
чаний по поводу так называемой пассивности психо-
аналитика во время психоаналитического лечения,
поскольку сопротивление аналитиков принятию роли
лидера в отношениях с пациентами часто трактуется
неверно, словно это моральная проблема (см., например,
Hammet, 1965, р. 32), которую можно решить, проти-
вопоставив одну систему ценностей (беспристрастность,
сдержанность аналитика и т.п.) другой (в соответствии
с которой аналитик обязан сознавать свою ответствен-
ность в роли лидера для пациента, поскольку он действи-
тельно должен знать ответы на некоторые жизненно
важные вопросы больного). Выбор, однако, должен осно-
вываться на нашем понимании того, какие элементы
являются главными факторами в процессе психоана-
литического лечения. Если аналитик активно предлагает
роль «пророка и спасителя души», то он активно способ-
ствует разрешению конфликта посредством грубой иден-
тификации, но препятствует постепенной интеграции
пациентом собственных психологических структур и по-
степенному построению новых. Выражаясь метапсихоло-
гически, активное предложение терапевтом роли лидера
ведет либо к установлению отношений с архаичным
(иредструктурным), нарциссически катектированным
объектом (сохранение достигнутого пациентом прогрес-
са зависит впоследствии от реального или вообража-
емого сохранения этих объектных отношений), либо
к массивным идентификациям, которые добавляются
к уже существующим психологическим структурам. И на-
оборот, психоаналитик позволяет переносу развиваться
спонтанно (включая отношения к архаичным, нарцисси-
чески катектированным объектам), а спроецированные
или иным образом мобилизованные структуры транс-
формируются и постепенно реинтернализируются (пре-
образующая интернализация) благодаря процессу пере-
работки. Таким образом, качественное различие между
стимулирующей терапией и психоанализом в конечном
счете можно рассматривать как количественное: первая
основывается на активном формировании объектных от-
ношений и массивных идентификаций, вторая — на спон-
танном формировании переносов и на едва заметных
процессах (преобразующей) реинтернализации.
Предыдущее в принципе верное утверждение нужда-
ется в корректировке, поскольку необходимо учитывать
две стадии, на которых процессы интернализации в ходе
анализа нарциссических личностей на самом деле на ка-
кое-то время становятся не «едва заметными» и не «пре-
образующими», как говорилось выше, а грубыми, массив-
ными и неассимилированными. То есть процессы грубой
идентификации можно наблюдать либо на относительно
ранней стадии терапии (в качестве предшественников или
предвестников мелкомасштабной преобразующей интер-
нализации, ведущей к построению структуры), либо на бо-
лее поздних стадиях, обычно на первом этапе заверша-
ющей фазы анализа, когда необходимость окончательно
отказаться от объекта нарциссического переноса произ-
водит на анализанда квазитравматическое воздействие.
Таким образом, грубые идентификации с аналити-
ком — его поведением, манерой говорить, установками,
вкусами — часто наблюдаются на ранней стадии анализа
нарциссических личностей. Они являются благоприят-
ным признаком, особенно если возникают не сразу, а после
периода систематической работы над обширными сопро-
тивлениями, противодействующими установлению соот-
ветствующего нарциссического переноса, и аналитик
должен приветствовать их как первый шаг к достижению
условий, обеспечивающих возможность осуществления
структурообразующего процесса переработки. Особенно
полезно исследовать это изменение паттерна идентифи-
кации в процессе анализа, когда профессия анализанда
облегчает — и помогает рационализировать! — принятие
им профессионального поведения аналитика, которое
он наблюдает во время собственного анализа.
Например, в процессе учебного анализа кандидатов
в психоаналитики с нарциссической организацией личности
или в процессе клинического анализа психиатров иногда воз-
никает такая последовательность событий. В начальной фа-
зе, по всей видимости, реактивированного переноса не про-
исходит. Например, прерывание лечения, по всей види-
мости, особой реакции со стороны анализанда не вызывает.
После этой стадии наступает период, когда анализанд реаги-
рует на нарушение нарциссического переноса — например,
на перерывы в работе — интенсивной, неассимилированной
идентификацией с отдельными характерными особенно-
стями аналитика. (Например, в период отсутствия аналитика
он покупает какой-либо предмет одежды, который,
как он впоследствии к своему великому удивлению обнару-
живает, ничем не отличается от одежды аналитика). Но по-
степенно, по мере того как происходит постоянная перера-
ботка этих событий, характер процессов идентификации
изменяется: они перестают быть грубыми и недифферен-
цированными и становятся избирательными — усиливается
фокусировка на чертах и качествах, которые действительно
совместимы с личностью анализанда, и проявляются (доселе
бездействовавшие) способности самого пациента. Таким
образом, определенные избирательно совместимые, пози-
тивные профессиональные качества и умения аналитика все
более ассимилируются пациентом в процессе идентифика-
ции; они уже представляют собой инородное тело (как, на-
пример, часто встречающаяся идентификация с агрессором,
формирующаяся в ответ на действия аналитика, которые
переживаются пациентом как наносящие травму) и отбра-
сываются после того, как они исполнили определенные
вспомогательные функции. В конечном счете пациент наря-
ду с постепенным внутренним отстранением от (нарцисси-
чески катектированного) аналитика может со спокойной,
но глубокой и настоящей радостью обнаружить, что приоб-
рел прочные ядра автономного функционирования и ини-
циативы в своей повседневной и профессиональной жизни,
то есть в том, как он воспринимает и понимает своих пациен-
тов, включая его собственную индивидуально-специфи-
ческую форму общения с ними.
Некоторые признаки возобновленной тенденции
к установлению грубых идентификаций можно встретить
также в завершающей фазе (прежде всего на ее ранней
стадии) анализа нарциссических нарушений личности.
К этому феномену аналитик должен относиться без чрез-
мерного беспокойства и воспринимать его как материал
для аналитической работы, равно как и вышеописанные
грубые идентификации на ранних стадиях терапии.
Мистер И., например, отобразил повторную конкре-
тизацию (прежде адекватных, то есть мелкомасштабных)
процессов преобразующей интернализации в заверша-
ющей фазе анализа в сновидениях, которые приснились
ему за несколько месяцев до предполагаемого окончания
анализа. В этот период у анализанда попеременно возни-
кали ипохондрические тревоги по поводу стабильности
и достаточности своего психологического оснащения,
с одной стороны, и уверенность в себе, то есть настрое-
ние, в котором он с нетерпением ожидал окончательного
расставания с аналитиком, предвкушая удовольствие
от своего автономного функционирования, — с другой.
В периоды беспокойства у него проявлялись признаки
регрессивного восприятия им потребности в усилении
своей психологической структуры посредством дальней-
ших интернализации в форме (ресексуализированных)
оральных и анальных инкорпоративных побуждений.
Он переедал, и ему снились сновидения пассивно гомо-
сексуального характера, в которых аналитик входил
в него через анус. В процессе овладения этими новыми
всплесками потребностей в интернализации он отобра-
зил непригодность этой «авральной» попытки получить
еще больше от аналитика (или, скорее, самого анали-
тика) в следующих чуть ли не комических сновидениях
(пациент и в самом деле в процессе анализа приобрел
некую толику юмора, что является одним из самых надеж-
ных показателей успешности анализа в этих случаях).
В одном сновидении (в начале завершающей фазы) па-
циенту снилось, что с помощью рентгеновских лучей
аналитик был обнаружен во внутренностях пациента.
В другом сновидении (в конце завершающей фазы) па-
циенту приснилось, что он проглотил кларнет (пенис
аналитика или, скорее, его голос, то есть инструмент, с
помощью которого он оказывает свое влияние в анали-
тической ситуации). Однако даже после того как му-
зыкальный инструмент был проглочен, он продолжал
играть внутри пациента. (Ср. это сновидение с фанта-
зиями во время мастурбации пациента А. См. в этом
контексте также главу 3, примечание 4.)
Ц
ЕЛИ ПРОЦЕССА ПЕРЕРАБОТКИ В ОТНОШЕНИИ
АКТИВИРОВАННОЙ ГРАНДИОЗНОЙ САМОСТИ
Нередко характер психологических трансформаций, вызы-
ваемых аналитической терапией, удается лучше всего по-
нять, фокусируясь на промежуточных, переходных стадиях
соответствующего процесса переработки. При анализе
нарциссических личностей, когда работа нацелена на по-
степенную реалистич1гую интеграцию грандиозности и экс-
гибиционизма грандиозной самости, мы часто и особым
образом сталкиваемся со специфической стадией, на кото-
рой, казалось бы, устраняется психологически истощающее
вытеснение глубинных источников уверенности в себе
и удовлетворенности собственной самостью и, таким обра-
зом, вроде бы достигается победа реализма и преобладание
Эго. Однако при тщательном исследовании вместо завер-
шенного структурного изменения выявляется лишь частич-
ное сохранение внешней уступчивости. Я проиллюстрирую
эту важную переходную стадию с помощью двух клиниче-
ских примеров.
Мистер К., творчески одаренный писатель, чуть стар-
ше тридцати лет, некоторое время проходил у меня анализ
и, казалось, отчасти научился контролировать свою стой-
кую грандиозность и эксгибиционизм, которые вызывали
серьезные нарушения его здоровья и работоспособности.
На ранней стадии анализа во многих сновидениях его
грандиозность находила свое выражение в образе супер-
мена: он умел летать. В конце концов после того, как я при-
вел убедительные доводы, что определенные элементы
грандиозности пациента упорно сохраняются в его рабо-
те, полеты исчезли из его снов, и мистер К. начал ходить
в сновидениях по земле, как простой смертный. Однако
несмотря на это очевидное изменение явного содержания
его сновидений, грандиозность целей и методов его рабо-
ты осталась без изменений, и я выразил свои сомнения
в том, что пациент действительно ходит в сновидениях.
Затем анализанд сумел осознать и признать, что, хотя
в своих сновидениях он уже не летал, а вроде бы ходил,
его ноги все-таки оставались чуть-чуть оторванными
от земли. Любой сторонний наблюдатель решил бы,
что он ходит нормально, и только
он
знал, что на самом
деле его ноги никогда не касались земли.
Другим феноменом, указывающим на наличие аналогич-
ной переходной стадии в период процесса переработки,
связанного с грандиозной самостью, является возникнове-
ние сновидений, похожих на цветной кинофильм. Мис-
тер А., человек интеллектуального труда, в возрасте около
тридцати лет, с гомосексуальными наклонностями и выра-
женными нарциссическими фиксациями, в процессе анали-
за добился устойчивого прогресса и благодаря внутренним
изменениям сумел существенно улучшить свою жизненную
ситуацию. У него сформировалась привязанность к женщи-
не, и он совершил ряд важных шагов к достижению незави-
симости и успеха в своей профессиональной деятельности.
Хотя причиной его психопатологии являлась фиксация
на идеализированном отцовском имаго и хотя основная
часть процесса переработки была посвящена непрекра-
щающемуся поиску им идеализированного мужчины и же-
ланию присоединиться к такому сильному идеализиро-
ванному защитнику, описанный ниже эпизод произошел
на поздней стадии процесса переработки, сфокусирован-
ного на периферической области психопатологии пациен-
та, то есть на фиксации на грандиозной самости и соответ-
ствующем зеркальном переносе. Аналитический материал
последних месяцев был связан с его попыткой справиться
с реальными трудностями и неудачами в своей профес-
сиональной жизни, не поддаваясь регрессивном)' наплыву
грандиозных фантазий, которые относились к периоду его
детства, когда ему приходилось заменять своего отца,
чьи длительные отлучки из дома и реальная беспомощность
в тяжелых жизненных ситуациях привели к возникновению
потребности в оживлении всемогущего объекта самости
и к усилению катексиса его грандиозной самости. В послед-
нее время, однако, пациент действительно стал способен
вести себя реалистично и, хотя по-прежнему он часто
впадал в уныние и был слишком чувствителен к некоторым
неизбежным неудачам, он сопротивлялся тенденции к про-
должительному нарциссическому уходу в себя. Постепен-
но внешняя ситуация изменилась к лучшему, и он понял,
что его реализм был оплачен сполна.