Файл: Кохут Х. - Анализ самости. Лечение нарушений личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3950
Скачиваний: 154
исследовательской работы. Однако его упорная фиксация
на архаичной потребности в полной уверенности в успехе,
в безграничных достижениях и в безграничном восхва-
лении по-прежнему не позволяла ему продемонстрировать
свое конечное достижение, рискнуть оказаться в ситуации
неопределенности в связи с реакцией научного сооб-
щества и принять тот факт, что похвала, которую он,
возможно, получит, в лучшем случае окажется ограни-
ченной.
Однако соприкосновение определенных аспектов гран-
диозных фантазий с реальностью может быть не только
временно заблокировано вышеупомянутыми
специфически-
ми
трудностями, но и осознание их во всех их аспектах —
или их интеграция со структурой Эго, если они находились
в отщепленном состоянии, — а также высвобождение свя-
занных с ними эксгибиционистских потребностей,
как пра-
вило,
наталкивается на сильное сопротивление. В своей
эдиповой форме (фаллическая грандиозность и фалли-
ческий эксгибиционизм) грандиозная самость оказывается
в тени прочных объектных конфигураций, а бросающиеся
в глаза напряжения, вызванные чувством соперничества,
и страхи кастрации, присущие этой фазе, могут скрывать
специфическую тревогу и сопротивления, вызываемые
мобилизацией нарциссических аспектов эдипова комп-
лекса. Однако в тех случаях, когда спонтанная терапев-
тическая регрессия приводит к активации дофаллической
грандиозной самости — особенно на стадии, когда ребенок
нуждается в безусловном принятии всей его телесно-пси-
хической самости и восхищении ею, то есть примерно
на поздней оральной стадии развития либидо — тревоги
и защиты, специфически связанные с нарциссическими
структурами, различить значительно проще. Правда, нали-
чие анальных и оральных элементов влечений является
очевидным; однако беспокойство в первую очередь вызы-
вают здесь не цели этих влечений (и уж тем более не спе-
цифические вербализируемые фантазии, касающиеся
их объектов), а их примитивность и интенсивность. Други-
ми словами, опасность, от которой защищается Эго, удер-
живая грандиозную самость в диссоциированном и/или
вытесненном состоянии, состоит в недифференцирован-
ном наплыве ненейтрализованного нарциссического либи-
до (на которое Эго реагирует тревожным возбуждением)
и во вторжении архаичных образов фрагментированной
телесной самости (которые Эго конкретизирует в форме
ипохондрической озабоченности).
Постулировав эти принципы, я должен признаться,
что в реальной клинической ситуации бывает далеко
не просто быстро и четко определить, к чему — к сфере
дофаллического нарциссизма или к эдиповой фазе — отно-
сится ядро активированных патогенных структур, которые
доминируют при переносе. Решение аналитика основыва-
ется (1) на его эмиатическом понимании природы основ-
ных тревог пациента и защитных маневров, используемых
для их избегания, и (2) на его теоретическом понимании
различных отношений, которые могут существовать между
(дофаллическими и фаллическими) нарциссическими
структурами и структурами, связанными с объектно-катек-
тированными конфликтами эдипова периода.
Как я уже отмечал, главной тревогой, встречающейся
при анализе нарциссических нарушений личности, явля-
ется не страх кастрации, а страх недифференцированного
вторжения нарциссических структур и их энергий в Эго.
Поскольку симптоматические последствия подобных втор-
жений уже обсуждались и демонстрировались, я просто
их здесь перечислю. Ими являются страх потери реаль-
ности самости в результате экстатического слияния с идеа-
лизированным родительским имаго или в результате квази-
религиозной регрессии в направлении слияния с Богом или
со вселенной; страх потери контакта с реальностью и страх
постоянной изоляции вследствие переживания нереали-
стичной грандиозности; пугающие переживания, связан-
ные с чувством стыда и застенчивостью, вызванными втор-
жением эксгибиционистского либидо; ипохондрические
беспокойства по поводу физического или психического
заболевания, обусловленные гиперкатексисом разобщен-
ных аспектов тела и психики. Этот список идеаторного
содержания страхов, переживаемых в процессе анализа
нарциссических личностей, вполне можно расширить
и можно было дать более детальное описание того, как па-
циент психически конкретизирует свои беспокойства.
Здесь, однако, я бы предпочел еще раз обратить внимание
на общее качество этих тревог, а именно на то, что обычно
они являются диффузными и что первичный страх Эго
возникает в ответ на интенсивность возбуждения и на
угрозу со стороны архаичной по своей природе энергии,
вторгающейся в его область.
Разумеется, существуют определенные сложности
в разграничении этих страхов и страхов возмездия эди-
повой фазы, когда страх кастрации переживается более
или менее непосредственно в форме страха оказаться
убитым или изувеченным конкретным превосходящим
по силе противником. Однако их разграничение стано-
вится более сложным, (а) когда эдиповы страхи выража-
ются в доэдиповых символах, или (б) когда обширная
защитная регрессия на доэдиповы уровни осуществля-
ется для того, чтобы избежать страхов кастрации. Хотя
в остальном эти затруднения не относятся к теме данной
монографии, их все же следует рассмотреть, поскольку
они связаны с разграничением страхов, которым мы здесь
занимаемся. Таким образом, по сравнению с тревогами,
вызываемыми угрозой вторжения нарциссических струк-
тур, в обоих вышеупомянутых случаях рано или поздно
всегда можно обнаружить — по крайней мере в виде наме-
ка — ситуацию любовного треугольника; кроме того, их ха-
рактеризует высокая степень конкретизации источника
опасности (личный противник); и, наконец, их характе-
ризует высокая степень конкретизации природы опасно-
сти (то есть наказания). Примером здесь может служить
различие между (а) ипохондрическим беспокойством
(конкретизируемым в виде страха физического или психи-
ческого заболевания), обусловленным страхами аутоэро-
тической фрагментации, и (б) страхом кастрации, регрес-
сивно выражающимся в виде страха заболевания (или,
если речь идет о дофаллических элементах влечений,
то выражающимся в виде страха оказаться проглоченным,
съеденным, избитым, отравленным, похороненным зажи-
во, страха утонуть, задохнуться и т.д.).
В первом случае, то есть в случае страха вторжения
архаичных нарциссических катексисов, угрожающих связ-
ности самости, у аналитика создается впечатление, что чем
дольше продолжается аналитическая работа, тем более
неопределенным по своему содержанию становится беспо-
койство. В конце концов пациент начинает говорить о ка-
ком-то непонятном физическом давлении и напряжении
или о страхе потерять контакт, неудовлетворенности,
тревожном возбуждении и т.д. Он может начать расска-
зывать об эпизодах из своего детства, когда он оставался
в одиночестве, не чувствовал себя полным жизни и т.п.
Во втором же случае, то есть в случае регрессивно конкре-
тизированных страхов кастрации, картина совершенно
обратная. Чем дольше продолжается аналитическая работа,
тем более специфической становится конкретизация стра-
ха и тем более определенным становится источник опас-
ности. И когда, наконец, пациент вспоминает эпизоды
из детства, связанные с конкуренцией с более сильными
соперниками, после которых возникали страхи возмездия,
у аналитика, разумеется, не остается сомнения в том, что ак-
тивированные конфликты относятся к эдиповой фазе.
Из-за регрессии к эдипову материалу, с одной стороны,
а также конкретизации и тенденции к наложению нарцис-
сических и аутоэротических напряжений на более поздние
переживания — с другой, эти две наблюдаемые картины
на первый взгляд кажутся одинаковыми. Однако особен-
ности терапевтического процесса и некоторые нюансы
переживаний указывают на противоположные направ-
ления и позволяют их разграничить.
Что касается общей организации психопатологии
пациента, то между фаллически-эдиповыми структурами,
в которых ущемленный нарциссизм ребенка играет лишь
второстепенную роль, и нарциссическими структурами
(фаллическими и дофаллическими), которые являются
главными патогенными детерминантами нарциссического
переноса, могут существовать следующие отношения.
(1) Отчетливо преобладает либо (а) нарциссическая, либо
(б) объектно-трансферентная патология; (2) преоблада-
ющая нарциссическая фиксация сосуществует с выражен-
ной объектно-трансферентной патологией; (3) внешне
нарциссическое нарушение скрывает ядерный эдипов
конфликт и (4) нарциссическое нарушение личности
скрывается внешне эдиповыми структурами. Только
тщательное наблюдение и невмешательство в спонтанное
развитие переноса позволяют во многих случаях решить,
с какими из этих отношений сталкивается аналитик.
Но необходимо также отметить, что даже в некоторых
случаях настоящей первичной нарциссической фиксации
совокупность эдиповых симптомов (например, фобия)
по-прежнему может возникнуть — пусть и на короткое
время — в самом конце лечения, и аналитический подход
к этим симптомам должен быть точно таким, как в случае
типичного первичного невроза переноса.
О
ТЫГРЫВАНИЕ ПРИ НАРЦИССИЧЕСКИХ ПЕРЕНОСАХ
:
П
РОБЛЕМА АКТИВНОСТИ ТЕРАПЕВТА
Фундаментальное сопротивление грандиозной самости
воздействию психоанализа объясняется ее асоциальной
природой, а потому одним из наиболее существенных со-
противлений переносу, встречающихся в процессе анали-
тической мобилизации вытесненной грандиозной самости,
является ее отклонение от зеркального переноса и исполь-
зование ее инстинктивной энергии в синдроме асоциаль-
ного отыгрывания. Таким образом, многие формы явного
и скрытого делинквентного поведения нарциссических
личностей (включая асоциальные действия, возникающие
во время аналитической терапии) не обусловлены дефек-
том Супер-Эго (за исключением косвенного влияния, по-
скольку недостаточная идеализация Супер-Эго связана
с тем, что основная часть нарциссического катексиса скон-
центрирована на грандиозной самости) и не объясняются —
в случае неосложненной импульсивности — просто слабо-
стью Эго по отношению к влечениям. Отыгрывание у нар-
циссических личностей является симптомом, который
формируется вследствие частичного прорыва вытеснен-
ных аспектов грандиозной самости. Таким образом, хотя
обычно оно является неадаптивным и во многих случаях
деструктивным, его все же можно расценивать как дости-
жение Эго, амальгамирующего грандиозные фантазии
и эксгибиционистские побуждения в приемлемые предсо-
знательные содержания и рационализирующего их, подоб-
но процессу симптомообразования при неврозах переноса.
Взаимосвязь между тенденцией к отыгрыванию и моби-
лизацией грандиозной самости является весьма специфи-
ческой, то есть при анализе нарциссических нарушений
возникновение аллопластического отыгрывания вместо
образования аутопластических психоневротических
симптомов обусловлено тем, что терапевтический процесс
одновременно вызывает два важных изменения в психи-
ческом равновесии, существовавшем до терапии: (а) гипер-
катексис грандиозной самости и (б) ослабление специфи-
ческих защитных механизмов (вытеснение-контркатексис,
диссоциация-отрицание), которые препятствовали втор-
жению эксгибиционистских и грандиозных импульсов
грандиозной самости в реальность Эго. Однако специ-
фическая причина выбора отыгрывания в качестве па-
тогномопичного проявления симптоматологии в процессе
зеркального переноса, который временно стал неконтроли-
руемым, не объясняется ни интенсивностью (грандиоз-
но-эксгибиционистских) импульсов, ни примитивностью
постоянно заявляющих о себе инстинктов (то есть частым
возникновением ненейтрализованных оральных требо-
ваний и орально-садистской мстительности), ни слабостью
Эго. Специфической детерминантой отыгрывания явля-
ется как раз нарциссизм психической организации, спо-
собствующий внезапному прорыву грандиозной самости.
Специфическая регрессия к точкам патогенной фиксации
ведет к ослаблению дифференциации между самостью
и тем, что самостью не является, и, таким образом, к размы-
ванию границ между импульсом, мыслью и действием.
Другими словами, то, что при поверхностном рассмот-
рении выглядит как аллопластическое действие, на самом
деле является не действием, а аутопластической актив-
ностью стадии психологического развития, на которой
внешний мир пока еще катектирован нарциссическим
либидо.
Какова бы ни была природа склонности пациента к не-
замедлительному отклонению терапевтически мобилизо-
ванной психической энергии от психоаналитической
ситуации как таковой, эта тенденция всегда ставит анали-
тика перед дилеммой — должен он или нет препятствовать
действиям пациента. Техническая проблема, должен ли
аналитик проявлять активность, и если да, то в какой
области и в какой степени, разумеется, должна рассмат-
риваться не только в аспекте характера психопатологии
и метапсихологической структуры активности пациента,
которая с нею связана, но и с точки зрения практического
вопроса, не стала ли опасность того, что пациент при-
чинит вред себе или другим (угроза суицида, убийство,
делинквентные и извращенные действия, которые стано-
вятся прямым поводом к расследованию и наказанию,
и т.д.), настолько большой, что с этим необходимо что-
либо делать. В таких случаях аналитику лучше всего не пы-
таться соединить выражение своего обоснованного бес-
покойства с интерпретациями критической ситуации,
а просто и откровенно сказать, что пациент, надо наде-
яться, оставит зловещие планы и откажется от своих
рискованных действий. Однако необходимость в таком
активном вмешательстве со стороны аналитика возникает
в основном в случаях пограничных психозов и в соответ-
ствующих случаях тяжелого дефекта Эго, который выра-
жается в необузданной им1гульсивности. Вместе с тем в слу-
чаях истерического отыгрывания (которое представляет
собой форму инфантильного драматизирующего выраже-
ния) активность аналитика имеет иную, строго психоана-
литическую цель, которую можно (и нужно) объяснить
пациенту. Цель активности аналитика (его совет пациенту
перестать драматизировать) — как и цель техники, о кото-
рой Фрейд говорил Ференци в связи с анализом фобий
(Ferenczi, 1919) — состоит здесь в том, чтобы канали-
зировать бессознательные, вытесненные инцестуозные
влечения и с ними связанные конфликты таким образом,
чтобы произошла конфронтация с вторичным процессом
Эго, то есть чтобы стимулировать во время аналитиче-
ского сеанса формирование вербальных дериватов фанта-
зий в виде свободных ассоциаций.
Все высказанные выше соображения, особенно те,
что касаются непосредственного выражения аналитиком
своего беспокойства, когда возникает опасность, отчасти
также относятся к анализу отыгрывания у пациентов
с нарциссическими нарушениями личности. В целом,
однако, отыгрывание здесь следует понимать как форму
коммуникации в тотальном архаичном восприятии мира,
которое пока еще не позволяет провести различие между
мыслью и действием. Поэтому, хотя порой является необ-
ходимым — и эффективным! — обратить внимание Эго
пациента на то, что
в интересах самосохранения
ему нужно
изменить свое поведение, не следует затрагивать никаких
других тем, кроме практической и реальной проблемы,
что с точки зрения царящих в настоящее время нравов
пациент своими действиями подвергает себя опасности.
Однако помимо необходимости выражения аналитиком
реального беспокойства, действия пациента нуждаются в
интерпретации, и — в отличие от содержания отыг-
рываемых драматизации истерических или фобических
пациентов — они предоставляют неоценимые возмож-
ности для расширения сферы влияния Эго анализанда
посредством инсайта. Так, например, когда во время разлу-
ки с аналитиком пациент Д. возвращался к тому, что с рис-
ком для себя подглядывал за мужчинами в общественных
туалетах, или когда он чувствовал, что аналитик не пони-
мает его, неморализирующие интерпретации, а именно
то, что его потребности в зеркальном отражении, одобре-
нии и понимании регрессивно выродились в стремление к
архаичному визуальному слиянию, не только помогли
ему обрести больший контроль над собой в ситуациях,
когда он чувствовал себя отверженным или непонятым,
но и способствовали более глубокому пониманию собст-
венной личности и появлению важных соответствующих
воспоминаний о своем детстве. Он вспомнил, например,
что первый эпизод, связанный с подглядыванием в об-
щественном туалете, случился на сельской ярмарке после
того, как он попросил свою мать посмотреть и оценить,
как ловко он умеет раскачиваться на высоких качелях.
Когда его мать, которая к тому времени была уже серьезно
больна (тяжелой формой гипертонии), не проявила ника-
кого интереса к его желанию продемонстрировать свою
удаль, он отвернулся от нее и направился в общественный
туалет. Движимый силой, которая стала ему понятной
только сейчас, но эмоциональный тон которой он все же
сумел припомнить, он смотрел на гениталии мужчины
и, сливаясь с ними, ощущал свое единение с властью
и силой, которые они символизировали. (Если говорить
теоретически, то произошла регрессия от стадии, соответ-
ствующей зеркальному переносу, на стадию слияния.)
Трансформация проявлений переноса, как правило,
происходит в направлении от более архаичных форм
(например, слияния) к более продвинутым позициям
(к зеркальному переносу в узком смысле). Поведение
пациента Д. при расставании с аналитиком на выходные
дни представляло собой временное изменение этого на-
правления в ответ на трансформацию отношений, связан-
ных с переносом в терапевтической ситуации.
Другой пример такой временной регрессии от зеркаль-
ного переноса к слиянию был предоставлен мне моим
коллегой'"*. Описываемый эпизод в определенном смысле
аналогичен поведению мистера Д. в выходные дни, однако
здесь имеется также существенное отличие. Регрессия
пациента Д. происходила
на ранних
этапах анализа,
еще до того, как были достигнуты важные структурные
изменения, и она включала в себя очевидные рискованные
поступки.
В случае мистера И. эпизод произошел
па поздней
стадии успешного в целом анализа нарциссического нару-
шения личности и, как следствие важных положительных
структурных изменений, которые уже были достигнуты
благодаря предыдущей аналитической работе, регрессия
не привела к реальному действию, а ограничилась тем,
что выразилась в форме
сновидения.
Мистер И., двадцатипятилетний рабочий, принес
на аналитический сеанс свой старый детский дневник
и прочитал его аналитику. Аналитик с интересом отнесся
к содержанию дневника, но — хотя он и не осознавал своей
эмоциональной сдержанности — пожалуй, отреагировал
на чтение дневника без особого энтузиазма, возможно,
чувствуя, что пациент пытался отгородиться этими за-
писями от аналитика, то есть что чтение создавало пре-
пятствие свободному и непосредственному изложению
мыслей и воспоминаний пациента. Как бы там ни было,
пациент был разочарован ответом аналитика, о чем мож-
но было судить по его последующей реакции. В эту же ночь
ему приснился сон, состоявший из двух частей: (а) он по-
шел на рыбалку и поймал большую рыбу; он с гордостью
принес эту рыбу своему отцу, но отец, вместо того чтобы
восхититься подарком, был недоволен; (б) пациенту снил-
ся Христос, распятый на кресте, он вдруг затих, его мыш-
цы расслабились, и он умер.
Анализируя сеанс, предшествующий этому сновиде-
нию, в свете общего переноса развития, можно сделать
вывод, что пациент временно отступил в нем от зеркаль-
ного переноса
in sensu strictiori
6
к
архаичному (мазохистски
переживаемому) слиянию. Очевидно, аналитик недооце-
нил того глубокого эмоционального значения, которое
имело для пациента чтение дневника — на самом деле это
было не сопротивлением коммуникации, а настоящим
(то есть аналитически ценным) подарком. Пациент дейст-
вительно достиг стадии, на которой мог теперь поделиться
ранее державшимся в секрете материалом из своего
детства. Пациент чувствовал, что аналитик (как и нарцис-
сический отец пациента в детстве) негативно отреаги-
ровал на прогресс пациента. (В аналогичных случаях
я наблюдал тенденцию аналитиков к нарциссическому
отдалению от пациента, сделавшего важный шаг в направ-
лении эмоционального здоровья без непосредственной
помощи аналитика.) Таким образом, пациент, ожидавший
одобрения и принятия (зеркальный перенос на дифферен-
цированном и сдержанном в отношении цели уровне)
своего психологического достижения, почувствовал себя
отвергнутым и обратился к фантазии о слиянии: умира-
ющий Христос воссоединяется с Богом-отцом («Отче!
в руки Твои предаю дух Мой! И сие сказав, испустил дух».
Лука, 23, 46). Ситуация и в самом деле вскоре была исправ-
лена, когда аналитик интерпретировал значение этой
последовательности событий для пациента.
Предыдущий клинический эпизод относится к позд-
ней стадии успешного анализа нарциссической личности.
Несомненно, что в таких случаях для того, чтобы перенос
5
Этот анализ проводился моим коллегой, который регулярно
консультировался со мной.
ь
В строгом значении
(лат.). — Примечание переводчика.