Файл: Каменецкий Д.А. - Неврозология и психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 4132

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

представителей  передовой  медицинской  науки  во  всем  мире, по  сути  не  метода, а  целого  нового
мировоззрения в психотерапии, был выдающийся австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1856-
1939). О  жизни  и  деятельности  этого  замечательного  ученого  мы  уже  писали  и  хотим  только
напомнить читателям о том, что З. Фрейд начинал свою практическую деятельность в качестве врача-
психотерапевта  и  применял  метод  гипносуггестивной  терапии  при  лечении  неврозов. Интерес  к
гипнозу  у  З. Фрейда  пробудился  в  начале  его  практической  деятельности  в  период, тесного
сотрудничества  с  выдающимся  венским  врачом  И. Бреером (1842-1925), который  создал  и  начал
применять  первым  при  лечении  истерических  моносимптомов (расстройств  движения, речи, зрения,
памяти и др.) метод гипнокатарзиса.

Термин «катарзис» был введен Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) в его сочинении «Поэтика», где

под  этим  словом  он  понимал  процесс «очищения», «отреагирования». И. Бреер  использовал  этот
термин, описывая  лечение  моносимптомов  при  истерии. Находящемуся  в  состоянии  гипнотического
сна  больному  предлагалось  вспоминать  о  забытых  событиях  его  жизни. По  мнению  И. Бреера, эти
забытые  аффективно  окрашенные  впечатления, возникающие  в сознании  во  время  гипноза, ведут  к
«отреагированию», а через него и к выздоровлению. По утверждению З. Фрейда, И. Бреер дал ему ключ
к пониманию истерии. В 1895 г. вышла в свет совместная работа И. Бреера и З. Фрейда под названием
«Исследование  об  истерии». Год  выхода  этой  книги  в  печать  принято  считать  началом  истории
психоанализа. Багаж знаний о гипнокатарзисе, полученный З. Фрейдом от И. Бреера, явился толчком к
созданию психоанализа. И хотя пути этих двух ученых в дальнейшем разошлись в связи с несогласием
И. Бреера  с  приматом  сексуального  в  происхождении  неврозов, З. Фрейд  пошел  своим  путем. Он
полностью отказался от гипноза, создав свой метод под названием психоанализ (см. описание теории
психоанализа выше).

7.2.1. Неофрейдистские методики

Здесь  нам  бы  хотелось  остановиться  на  тех  первых  учениках  З. Фрейда, которые  принимали

активное  участие  в  создании  и  разработке  психоанализа  и  позже  порвали  свою  связь  с  учителем  и
пошли своим путем. Они также сыграли огромную роль в развитии психотерапии.

Одним  из  первых  соратников  З. Фрейда  был  Альфред  Адлер (1870-1937) — основатель

индивидуальной  психологии. Он, как  и  З. Фрейд, уроженец  Вены, после  окончания  медицинского
факультета  Венского  университета  работал  врачом-офтальмологом, потом  психотерапевтом.
Постепенно  его  интересы  переместились  в  область  неврологии  и  психиатрии. Однако  интерес  к
психиатрии  подтолкнул  его  к  психоанализу, вокруг  которого  в  то  время  велись  бурные  дебаты. А.
Адлер  начал  активно  защищать  в  прессе  З. Фрейда, после  чего  состоялось  знакомство  этих
замечательных людей, положившее начало совместной работе в кружке психоаналитиков. Несмотря на
молодость А. Адлера, который был моложе З. Фрейда на 14 лет, его авторитет в кружке был велик. По
предложению З. Фрейда А. Адлер стал президентом психоаналитической ассоциации и, совместно с З.
Фрейдом, соредактором психоаналитического журнала.

В 1911 г. А. Адлер вместе с другими членами кружка выходит из ассоциации психоаналитиков и

приступает  к  созданию  своей  ассоциации  индивидуальной  психологии. Основополагающим
противоречием  во  взглядах  А.  Адлера  и  З.  Фрейда  был  вопрос  о  бессознательном.  По  мнению  А.
Адлера, бессознательное  никогда  не  существует; основной  принцип  психики — бессознательная
самодетерминация. Далее  разногласия  между  этими  гигантами  связаны  с  разработкой «эго-
психологии». А. Адлер, в противовес З. Фрейду, считавшему «Я» лишь агентом «ОНО», производным
бессознательного, «нарциссической  иллюзией», утверждает  первичность «Я». «Я» — это  фокус  всей
жизненной  конструкции  личности, жизненного  стиля. В  понимании  Адлера «Я» в  значительной
степени самодостаточно.

Прежде  всего  А. Адлер  возражал  против  представлений  З. Фрейда  о «пансексуализме». По

мнению  А. Адлера, первичная  энергия  организма  не  имеет  никакой  сексуальной  окраски, она
ощущается  просто  как  мощь, воля, стремление  к  власти. З. Фрейд  справедливо  отмечал, что
сексуальные  стремления  могут  выражаться  в  фантазиях и  сновидениях в  несексуальных образах. В то
же  время, по  мнению  А. Адлера, несексуальные  влечения  и  чувствования, будь  то  голод, страх,
агрессия, социальное  чувство, могут  представать  в  сексуальных  образах. Если  для  З. Фрейда
различного рода социальные отношения выступают как модификации первичной сексуальности, то для


background image

А. Адлера  некое  первичное «социальное  чувство» трансформируется  в  различные  виды  социальных
отношений и  влечений, в том числе сексуальное влечение. В этих спорах правого определить трудно,
но более определенно можно согласиться с возражениями А. Адлера против универсальности «эдипова
комплекса».

В отличие от З. Фрейда А. Адлер не подозревал пациентов в попытке обмануть врача, навязать

ему  свою «рационализацию» вместо  искреннего  признания. Любовно-дружеские  отношения  между
врачом  и  больным, основанные  на  полном  доверии  друг  к  другу, представлялись  А. Адлеру  более
подходящей  основой  для  лечения  неврозов. Терапия, по  А. Адлеру, — это  продолжение  воспитания
там, где  человек  встал  на  ошибочный  путь. Индивидуальная  психология  А. Адлера  с  большой
осторожностью  относится  ко  всякого  рода  схемам, классификациям, типологиям. Она  не  предлагает
свода  правил  лечения  для  типических  случаев. Каждый  случай  лечения  должен  рассматриваться  как
неповторимый и индивидуальный.

Главной  идеей  теории  А. Адлера  является  триада: комплекс  неполноценности, стремление  к

компенсации  и  социальное  чувство. Он  категорически  отвергает  антагонизм  сознательного  и
бессознательного  в  человеке. Одним  из  первых  он  привлек  внимание  к  роли  воспитания —
эмоционального отвержения и попустительства — в возникновении невроза.

Желающих  ознакомиться  более  подробно  с  адлеровской  концепцией  индивидуальной

психологии  мы  отсылаем  к  его  работе «О нервическом  характере» (1997). В заключение  хотелось  бы
отметить, что  теория  индивидуальной  психологии  А. Адлера  оказала  огромное  влияние  на
неофрейдизм.

Несколько  позже  А. Адлера  к  психоаналитическому  кружку  З. Фрейда  присоединился

выдающийся швейцарский психиатр, ученик Е. Блейлера, Карл Густав Юнг (1875 — 1961). Он активно
сотрудничал  с  З. Фрейдом  с 1907 по 1913 годы. Стал  виднейшим  последователем  З. Фрейда. По
предложению  З. Фрейда  К. Юнг  выдвигается  на  должность  первого  президента  Международного
психоаналитического  общества. Дважды  он  председательствовал (на  третьем  и  четвертом)
психоаналитических  конгрессах; в 1911-1913 гг. редактировал  психоаналитический  журнал «Jahrbuk»,
читал  лекции  по введению  в  психоанализ  в  Цюрихском  университете. К. Юнг порвал  с З. Фрейдом в
1913 году, после  того  как  вышла  в  свет  его  книга «Метаморфозы  и  символы  либидо», в  которой  он
отверг сексуальную интерпретацию либидо З. Фрейда. Далее интересы К. Юнга были сосредоточены на
практической  деятельности. Он  много  путешествовал  по  всему  миру, интересовался  многими
философиями, в том числе даосизмом, буддизмом. Восточная философия оказала огромное влияние на
К. Юнга  и  способствовала  созданию  им  аналитической  психологии, одного  из  направлений
психоанализа. Во  время  своих  путешествий  К. Юнг  познакомился  с  различными  культурами, что  в
значительной  степени  способствовало  выделению  им  понятия «коллективного  бессознательного»,
ставшего ключевым для всей аналитической психологии.

Структура  психического бытия  человека  по К. Юнгу включает две  фундаментальные сферы —

сознание и психическое бессознательное. Психология — в первую очередь наука о сознании. Она же —
и наука о содержании и механизмах бессознательного. К. Юнг оспаривал позицию З. Фрейда, который
выводил  бессознательное  из  сознания. Он  трактовал  все  наоборот. Все, что  создается  в  сознании
первоначально, не  осознается, и осознание вытекает из неосознанного состояния. В сознании К. Юнг
различал  эктопсихические  функции  ориентации (ощущения, мышление, чувства, интуиция) и
эндопсихические (память, субъективные  компоненты  сознательных  функций, аффекты, инвазии  или
вторжения). Если  эктопсихические  функции  сознания  контролируются «Эго-комплексом», то  в
эндопсихический  системе  лишь память, и то лишь в определенной степени, находится под контролем
воли. По  мнению  К. Юнга, мы  можем  приблизиться  к  бессознательному  только  благодаря  свойству
эндопсихических  функций  не  контролироваться  волей. То, что  достигло  эндопсихической  сферы,
становится  осознанным, определяет  наше  представление  о  себе. Что-то  в  человеке  выведено  наружу,
что-то находится в тени, неосознанной стороне. Все, что находится в сфере бессознательного, К. Юнг
назвал  подсознательным  разумом  или личностным бессознательным. Другое содержание, выведенное
наружу, автор определяет как коллективное бессознательное.

Содержания  коллективного  бессознательного  не  контролируются  волей; они  не  только

универсальны, но  и  автономны. Для  достижения  сферы  бессознательного  К. Юнг  предлагает  три
метода: словесных ассоциаций, анализа сновидений и активного воображения.

Отдавая  дань  заслугам  З. Фрейда, поставившего  проблему  сновидений  в  изучении

бессознательного, К. Юнг в толковании снов занимал принципиально отличную от него позицию. Если


background image

по З. Фрейду сновидение есть «искажение, которое маскирует оригинал» и преодоление которого ведет
к комплексам, то, согласно К. Юнгу, сон ничего не скрывает, он сам по себе закончен и целостен. Сон
выполняет  компенсаторную  функцию, являясь «естественной  реакцией  саморегуляции  психической
системы». К. Юнг  видел  в  сновидении  сигнал  бессознательного  о  том, что  индивид «отклонился  от
собственного пути».

Погружение  в  глубины  бессознательного  приносит  исцеление. В  связи  с  этим  важное  место  в

интерпретации снов К. Юнг отводил архетипическим и амфологическим образам. Процесс излечения,
по  К. Юнгу, является  процессом  идентификации с целостной  личностью, с «самостью» — ключевым
архетипом  в  аналитической  психологии. Важное  место  в  психотерапии  пациента  К. Юнг  отводил
осознанию  переноса. Перенос, по  К. Юнгу, в  отличие  от  фрейдовского  понимания  несет  не  только
эротическое, но  и  все  активные  содержания  бессознательного. Выявление  содержания  переноса
открывает  путь  к  выздоровлению. К. Юнг  выделяет  три  стадии  терапии  переноса. На  первой  стадии
пациент  осознает  факт  проекции  личностного  бессознательного  и  вырабатывает  оценку  тех
содержаний, которые создают проблему. Во второй стадии лечения происходит разделение личностных
и  безличностных  содержаний. На  третьей  стадии  терапии  переноса  происходит  отделение  личного
отношения к психотерапевту от безличностных образов.

Важное  значение  для  современной  психологии  получило  выделение  К. Юнгом

экстравертированного и интровертированного типов личности. В основе различий этих типов К. Юнг
видит  состояние  аффективного  напряжения. Высокое  напряжение  эмоциональной  сферы  интроверта
обусловливает длительность и яркость полученных им впечатлений; эмоциональная же насыщенность
внешних  впечатлений  экстраверта  быстро  падает, не  оставляя  значительного  следа, и  лишь  новизна
объекта может вызвать быстро гаснущую эмоциональную вспышку. Слабая обращенность экстравертов
на  свой  внутренний  мир  обусловливает, согласно  К. Юнгу, инфантильность  и  архаичность  сферы  их
бессознательной  психики, проявляющиеся  в  эгоцентризме, эгоизме, тщеславии. Обращенность  вовне
выражается  в  стремлении  экстравертов  произвести  впечатление  на  окружающих. Прямо
противоположным  является  психический  облик  интроверта. Предложенная  К. Юнгом  типология
личности и в настоящее время используется в психоаналитической практике.

Итак, З. Фрейд создал учение о психоанализе. А. Адлер и К. Юнг, хотя и были апологетами его

учения, но, порвав  с  учителем, пошли  своими  путями. Они  не  отказывались  от психоаналитического
подхода, дав толчок к развитию неопсихоанализа.

За сто лет своего существования психоанализ доказал, что он является динамической, постоянно

изменяющейся  и  расширяющейся  системой  взглядов  на  человеческую  психику. Оставаясь
фундаментальными до настоящего времени, фрейдовские постулаты психоанализа видоизменяются под
влиянием  меняющихся  социальных  и  культурных  условий  индивидуума. На  базе  психоанализа
создаются все новые и новые концепции о человеческой психике.

Мы  не  преследуем  цель  полностью  изложить  в  нашей  работе  многообразные, порой

необозримые современные направления  неофрейдизма, но постараемся  кратко показать некоторые их
направления.

Знаменосцами неофрейдизма остаются направления А. Адлера и К. Юнга, о которых мы писали

выше.

Одним  из  ответвлений  психоанализа  является  концепция  культурного  направления. Она

перемещает центр тяжести на культурные силы. Представителем такой школы является А. Кардинер (A.
Cardiner), ставящий  акцент  на  влиянии  социальных  институтов, деятельность  которых  определяется
методами, используемыми обществом для решения проблем выживания при формировании личности.
При этом значение биологических и интрапсихических аспектов психологического функционирования
сводится к минимуму.

К. Хорни (K. Horney) также  радикально  отходит  от  аналитических  концепций  о  влечении,

отдавая  первенство  культуральным  воздействиям. Она  пренебрегает  психологическим  фундаментом
взросления человека и взаимодействием этого психобиологического начала с опытом.

Е. Фромм (E. Fromm) исследует  связи  личности  и  индивидуального  развития  с  социальной

структурой.

Х. Салливан (H.S. Sallivan) считает, что  источником  психического  заболевания  являются

нарушенные  интерперсональные  отношения. Соглашаясь  с  некоторыми  психобиологическими
концепциями  З. Фрейда, в  том  числе  и  об  инстинктивных  влечениях, главным  он  считает  конфликт
между  индивидом  и  человеческим  окружением. Его  концепция  интерперсональной  психотерапии


background image

находит  применение  в  работе  с  такими  пациентами, у  которых  отсутствует  здоровая  структура
внутренней  жизни, что  привело  к  возникновению  патологических  отношений  их  с  окружающими.
Автор помогает больным более успешно адаптироваться к условиям окружающего мира.

7.2.1.1. Неофрейдистские психотерапевтические методики

Э. Эриксон (E. Ericson), как и все последователи З. Фрейда, начав построение своей концепции с

теории  либидо, изучает  сложное  взаимодействие  социальных, культурных  факторов  с  силами
взросления, раскрывающимися  в  индивиде. Он  предлагает  концептуальное  объяснение  социального
развития, прослеживает  раскрытие  генетически  социального  характера  и  превращения  его  в
социальном окружении в каждой фазе.

По мнению Э. Эриксона, существует 8 этапов развития человека, в каждом из которых индивид

проявляет «достоинства  Эго-критериев, по  которому  можно  судить, что  его  Эго  на  данной  стадии
обладает достаточной силой, чтобы интегрировать развитие со структурой социальных институтов».

Каковы же эти стадии?
- Доверие  против  основного  недоверия — это  стадия, соответствующая  оральной, в

классической психоаналитической теории.

- Автономия против стыда и сомнения — соответствует анальной стадии.
- Инициатива против вины — фаллической и эдиповой стадии.
- Трудолюбие против неполноценности — латентному периоду.
- Тождественность против волевого рассеивания — юности и ранней взрослости.
- Близость против одиночества — соответствует зрелому возрасту, потому называется «во цвете

лет».

- Продуктивность против застоя — среднему возрасту.
- Сохранность Эго против отчаяния — старости.
Многие  аспекты  развития  Эго, по  мнению  Э. Эриксона, можно  сформулировать  терминами

возрастания  чувства  идентичности, а  более  или  менее  жестокий  кризис  идентичности  является
отличительной  чертой  поздней  юности  и  ранней  взрослости. Многие  проблемы, касающиеся
идентичности, концентрируются  вокруг  той  роли, которую  играют  усиление  и  ослабление
идентификации. Считается, что  нарушение  идентификации  с  родителями  в  детстве, особенно  с
родителями  одного  пола, уменьшает  чувство  идентичности, но  неудача  в  осуществлении
дезидентификации с ними в юности вызывает сходный эффект.

И. Хартман (H. Hartmann) становится  доминирующей фигурой  в  развитии психоаналитической

теории в 50-70 г.г., как и Э. Эриксон, он опирается на психоаналитическую теорию З. Фрейда, но его
подход  более  тесно  связан  с  представлениями  о  биологической  адаптации, тогда  как  Е. Эриксон
акцентирует  внимание  на  социологических  ее  аспектах. И. Хартманн  разрабатывает  концепцию  о
врожденных источниках развития Эго, существующих независимо от инстинктивных влечений в форме
«аппаратов первичной автономии» — перцепции, мобильности и памяти.

И. Хартманн  выделяет  первичные  и  вторичные  автономные  функции, обеспечивающие

относительную независимость  Эго от  влечений и тем самым служащие адаптивным целям. Он делает
акцент на субъективном опыте, смысле и эмпатических интеракциях.

М. Кляйн (М. Klein) последние  полстолетия  разрабатывает  свой  подход  на  основе  игровой

терапии с детьми, в которой она отводит себе роль пионера. В отличие от психоаналитиков в качестве
клинического  понятия  она  принимает  инстинкт  смерти. Также  допускается  врожденная
амбивалентность. Развитие  Эго  рассматривается  как  процесс  непрерывной  интроекции  и  проекции
объектов, а не как продвижение субъекта через ряд стадий, в которых используются различные защиты.

Анализ  М. Кляйн  отличается  от  классического  психоанализа  отказом  от  стадий  развития

детской сексуальности и точек фиксации в пользу концепции позиций, а также акцентом на важность
первого года жизни, а не детства в целом.

В  концепции  М. Кляйн  понятие  позиций  имеет  родовое  сходство  с  классическим  понятием

«стадии  развития  сексуальности» и  отличается  от  него  тем, что  является  скорее  сложным  паттерном
фантазии  и  отношений  к  объекту, чем  привязанностью  к  одному  объекту  и  одной  эрогенной  зоне.
Позиции встречаются на первом году жизни, то есть на протяжении оральной стадии в психоанализе.
Параноидно-шизоидная  позиция  предполагает, что  индивид  борется  с  врожденными  деструктивными


background image

импульсами  путем  расщепления  своего  Эго  и  своих  представлений  об  объектах  как  о  хороших  и
плохих  и  проецирования  своих  деструктивных  импульсов  на  плохой  объект, со  стороны  которого
чувствует себя преследуемым. Согласно М. Кляйн, параноидно-шизоидная позиция представляет собой
первую попытку младенца овладеть своим инстинктом смерти и предшествует депрессивной позиции.
Неспособность  достичь  депрессивной  позиции  приводит, с  точки  зрения  М. Кляйн, ко  многим
шизоидным, параноидным и обсессивным расстройствам, при которых «преследующий плохой объект
интроецируется  и  образует  ядро  Супер-Эго». Под  депрессивной  понимается  позиция, которой
достигает  младенец, когда  он  ясно  представляет  себе, что  как  и  его  любовь, так  и  его  ненависть
направлены  на  один  и  тот  же  объект — мать. Когда  он  четко  осознает  свою  амбивалентность, он
озабочен  тем, чтобы  защитить  мать  от  своей  ненависти  и  возместить  тот  ущерб, который  в  его
воображении причинила ей его ненависть.

Важную роль в привлечении внимания психоаналитиков к концепции «Я» сыграл Е. Джекобсон

(E. Jacobson). Основываясь  на  идеях  И. Хартмана  и  Э. Эриксона, он  формулирует  эволюционную
теорию образования представлений о своем «Я» и «объекте».

В  целом  концепция  объективных  отношений  И.  Гантип  (H.  Gantip),  М.  Малер  (M.S.  Mahler)  в

значительной  мере  создается  на  основе  работы  с  пациентами, не  страдающими  неврозами. Акцент
делается  на  факторах  раннего  детства, когда  неправильное  отношение  матери  приводит  к  дефектам,
искажениям  и  одновременному  игнорированию  интрапсихического  конфликта, играющего
центральную роль у больных неврозами.

И. Когут (H. Kohut), автор концепции собственного «Я», вытекающей из аналитической работы

со взрослыми пациентами с нарциссическими нарушениями личности, описывает два типа переносов.
Один тип — это зеркальное отражение с возрождением инфантильной потребности получать ответную
реакцию и быть ценимым. Второй тип — идеализирующий, с воссозданием потребности в идеальном
объекте  для  поддержки, не  полностью  сформированного  монолитного «Я», обусловливается
дефицитом  материнской  заботы в  ранний период жизни, необходимой  для эмпатических интеракций,
которые  ведут  к  интернализации  опыта  прошлого  и  развитию  психической  структуры.
Психопатология, возникающая  в  результате  этих  ранних  деприваций, объясняется  нарциссизмом  и
ощущением собственного «Я», а не конфликтом вокруг объективных отношений, как в случае невроза.
Отсюда  вытекает  психотерапевтическое  обоснование  необходимости  представления  эмпатического
опыта  для  укрепления  структуры  психики, что  поможет  восполнить  этот  дефицит. Просматривается
некоторое  сходство  с  психотерапевтическими  подходами, пропагандировавшимися  О. Ранком (О.
Rank), Ф. Александером  и  Усенникотом, согласно  которым  предположение  о  депривации  в  раннем
периоде жизни диктует необходимость представления эмпатических переживаний с целью исправления
дефицитов и искажений личности.

И. Когут  заменяет  концепцию  Эго  на  концепцию  собственного «Я», которое  является  сутью

личности и состоит из основополагающих устремлений, талантов, навыков и идеализированных целей.
Эти  составные  части  обладают  силой, содержанием  и  связью  друг  с  другом. Теория  сновидений
подверглась  модификации  и  включает  непосредственные  переживания  своего «Я», а  не  скрытое
выражение  бессознательных  желаний. И. Когут  обращает  внимание  на  потребности  в  эмпатии,
способствующей возникновению «Я» — объективных переносов, которые и создают целостное «Я». В
клиническом  плане  его  технический  подход  перспективен  для  пациентов, относящихся  к  категории
нарциссической личности.

Значительной  фигурой  в  разработке  концепции  коррективного  эмоционального  опыта  был  Ф.

Александер. Его  концепция  явилась  альтернативной  направлениям, акцентирующим  внимание  на
интерпретации  и  инсайте. Он  считает, что  последние  игнорируют  важность  аффективного  опыта, и
отстаивает 

мнение, что 

психоаналитик 

должен 

создавать 

такие 

психотерапевтические

взаимоотношения с пациентом, которые способны нейтрализовать некоторые главные патологические
отношения в детстве. Это поможет больному преодолеть отрицательные последствия детского опыта,
сформировавшего в его личности патологический стиль отношений.

Заканчивая  анализ  концепций  неофрейдизма, следует  подчеркнуть, что  изменились  цели  и

характер  проведения  психоаналитической  психотерапии. В  настоящее  время  целью  психоанализа
является  широкомасштабное изменение структуры характера, что вызывает необходимость продления
срока  психотерапии, который  сейчас  обычно  составляет  от 3 до 6 лет. Стереотип  холодного,
молчаливого  психотерапевта  неприменим  к  современному  психоаналитику, считающему, что  его
пациент  является  партнером  в  выполнении  трудной  задачи, требующей  сотрудничества  и  взаимного