ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 4118
Скачиваний: 22
эффект этих раздражителей идет более или менее параллельно их физической силе». При фазовых
состояниях эти соотношения меняются крайне своеобразно.
Первой гипнотической фазой И.П. Павлов называет уравнительную, при которой и сильные и
слабые раздражители давали одинаковый эффект.
Вторая фаза — это так называемая парадоксальная фаза. При ней сильный внешний
раздражитель вызывает либо слабую реакцию, либо никакой, а слабый внешний раздражитель —
сильную реакцию.
И наконец, третья фаза гипноза названа И.П. Павловым ультрапарадоксальной, когда
продолжительная реакция мозга может быть получена на негативный стимул, то есть наступает
своеобразное извращение реакции на качество раздражителя. Мозг реагирует положительно на
отрицательный раздражитель и, наоборот, отрицательно на положительный раздражитель.
Парадоксальная фаза названа И.П. Павловым «фазой внушения». По мнению И.П. Павлова,
наиболее эффективным внушение врача оказывается именно в этой фазе. В повседневной практической
деятельности врача-психотерапевта, при погружении больного в гипнотическое состояние врач не
всегда может выявить фазу гипнотического состояния, однако по отдельным клиническим признакам
можно определить, в какой фазе находился больной после пробуждения от лечебного сна. Некоторые
больные после очередного сеанса просят врача проводить внушения последующего сеанса менее
громким голосом. Врач при проведении следующего сеанса гипноза несколько усиливает свой голос,
что вызывает одобрение со стороны больного. Данный пример явно свидетельствует о парадоксальной
фазе.
Примером ультрапарадоксальной фазы гипнотического состояния может служить часто
встречающийся в практической деятельности врача-психотерапевта факт, когда чрезмерно сильный
(запредельный) внешний раздражитель вызывает разлитое торможение в коре головного мозга.
Подтверждением наличия ультрапарадоксальной фазы является пример, когда чрезвычайно сильное
внешнее положительное известие вызывает реакцию плача у больного, и, наоборот, чрезвычайно
сильное внешнее отрицательное известие вызывает реакцию неадекватного смеха.
И.П. Павлов писал: «... можно ли перечисленные переходные фазы в состоянии полушарий
расположить в один ряд, и если можно, то в какой именно, — остается для нас полностью
нерешенным. Если взять все наши случаи, преемственность фаз оказывается довольно разнообразной.
Таким образом, остается неясным, есть ли эти состояния строго последовательные или
параллельные. Мы также не можем точно указать, почему данная фаза прямо переходит то в одну, то в
другую, следовательно, требуется дальнейшее исследование».
Длительная практическая деятельность позволяет нам высказать некоторые свои соображения о
фазовых состояниях головного мозга, предложенных И.П. Павловым. Мы считаем, что описанные
выше фазовые состояния, при переходе человека от бодрствования ко сну, то есть при засыпании
человека, и фазовые состояния, возникающие при погружении человека в гипнотическое состояние,
суть одни и те же. Однако если И.П. Павлов определяет ночной сон как внутреннее торможение, то
гипнотическое состояние с нашей точки зрения, можно определить как внешнее торможение. На
основании этой гипотезы, учитывая разные механизмы наступления фазовых состояний при ночном
сне и гипнозе, можно предположить, что различие этих механизмов может свидетельствовать и об
отличительных особенностях фазовых состояний при ночном сне и гипнозе. С нашей точки зрения эта
гипотеза требует экспериментальных доказательств.
При возникновении фазовых состояний, по И.П. Павлову, торможение может захватывать то
большие, то меньшие районы больших полушарий. Причем тормозной процесс может быть различной
степени интенсивности и экстенсивности.
Далее, И.П. Павлов указывает, что работоспособность нервных клеток может нарушаться, при
этом возникает ослабление раздражительного и тормозного процессов. В этих условиях нарушается и
подвижность этих процессов. Они становятся более инертными. Самое распространенное явление в
практической деятельности врача-психотерапевта — это инертное состояние раздражительного
процесса, то есть «такое, когда возбудительный процесс делается упрямее, упорнее, менее скоро
уступает место законно возникающим тормозящим влияниям. Помимо патологической инертности
возможно противоположное, когда подвижность раздражительного процесса ненормально увеличена».
Это состояние И.П. Павлов назвал патологической лабильностью или взрывчатостью. «Это то, —
писал И.П. Павлов, — что в неврологии называется раздражительной слабостью».
Естественно, что нарушение подвижности процессов может наблюдаться не только при
раздражении, но и при торможении.
Пользуясь условными рефлексами в качестве объективного метода для суждения о состоянии
высшей нервной деятельности, И.П. Павлов установил, что стойкие изменения функциональных
состояний коры головного мозга типа неврозов можно получить, применяя такие приемы:
1) перенапряжение раздражительного процесса;
2) перенапряжение тормозного процесса или
3) перенапряжение подвижности нервных процессов, что называют «сшибкой» или
столкновением раздражительного и тормозного процессов.
Перенапряжение раздражительного процесса, по мнению И.П. Павлова, вызывается действием
агента большой, необычной силы. Удлиняя сроки действия отрицательных условных раздражителей,
можно вызвать перенапряжение тормозного процесса. Нарушение подвижности нервных процессов
вызывается быстрой сменой тормозного состояния на возбудительное, и наоборот.
Пределы «выносливости» нервных клеток различны, они зависят от силы нервных процессов.
Легче дают срывы, по И.П. Павлову, слабые или временно ослабленные клетки.
И.П. Павлов и его ученики отмечали, что развитие явлений нервного срыва наступает не сразу
после перенапряжения нервных процессов. Для этого требуется некоторый, хотя и непродолжительный
срок в 1-2 дня. Наш многолетний практический опыт свидетельствует о том, что невроз в результате
психической травмы возникает по-разному. Ниже мы представим случаи заболеваний, которые
развились параллельно с действием психотравмы, вскоре после психотравмы, а также на отдаленном
этапе после нее.
И.П. Павлов отмечал, что при неврозах, не возникает каких-либо совершенно новых, не
свойственных физиологии процессов. Вся суть патологии высшей нервной деятельности, по И.П.
Павлову, состоит в том, что физиологические закономерности головного мозга приобретают другие
качественные особенности. Это меняет нормальную реактивность головного мозга, и в результате
происходят нарушение взаимоотношений в организме и срывы в виде искаженных реакций.
Если в норме все процессы, протекающие в коре головного мозга, находятся в определенном
соподчинении и равновесии, то в условиях патологии это равновесие нарушается.
«Нарушение этого равновесия, — писал И.П. Павлов, — есть патологическое состояние,
болезнь, причем часто в самой, так называемой норме».
Б анализе патологических состояний И.П. Павлов основное внимание уделял, главным образом,
процессам возбуждения и торможения в центральной нервной системе и нарушающимся в процессе
срыва нервной системы взаимоотношениям между ними.
Подробное изложение основ учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности
продиктовано исключительно тем, что мы в своей практической деятельности опирались всецело на
это учение. Благодаря трудам И.П. Павлова по высшей нервной деятельности, которые мы тщательным
образом начали изучать в 1951 г., нам удалось понять сущность патофизиологических нарушений при
пограничных состояниях, с одной стороны, а с другой, на основании этого учения построить свои
методологические модели психотерапевтического воздействия на больных, страдающих различными
функциональными нарушениями центральной нервной системы.
Опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, о сигнальных отношениях в
центральной нервной системе, мы более четко осознали, что именно благодаря слову (сигналу II
порядка) можно воздействовать на психику человека с лечебной целью.
«Слово, — писал И.П. Павлов, — благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека,
связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, все их сигнализирует, все их заменяет и
потому может вызывать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те же
раздражения. Таким образом, внушение есть наиболее упрощенный типичнейший условный рефлекс
человека».
2.3. Учение З. Фрейда о бессознательном и его концепция психоанализа
После подробного описания основных положений учения И.П. Павлова о высшей нервной
деятельности и его значения для анализа патогенетических механизмов неврозов и других
функциональных расстройств и для создания эффективного психотерапевтического воздействия на
больного, мы хотим остановиться еще на одном, с нашей точки зрения очень важном учении — учении
З. Фрейда о психоанализе, сыгравшем большую роль в терапии неврозов.
Хотя эти гениальные исследователи конца XIX и начала XX вв. имели разные подходы к
объяснению невротической патологии, между ними все же было и много общего. Во-первых, они жили
и работали в одно время и были ровесниками: И.П. Павлов родился в 1849 г.; З. Фрейд — в 1856 г.; во-
вторых, они оба работали в одной области естествознания. И.П. Павлов разъяснял сущность
функциональной патологии с позиций физиологического учения. З. Фрейд искал объяснение этой
патологии с позиций психологической науки. Однако общим для них с нашей точки зрения оставалось
понимание рефлекторности психической деятельности человека.
З. Фрейд родился в 1856 г. в Вене (Австрия). После окончания Венского университета он,
получив ученую степень врача-бакалавра, долгое время занимался анатомией и физиологией нервной
системы и добился в этой области известных успехов. Своими работами он внес большой вклад в
учение о функциях нейрона и о некоторых корковых поражениях. Ему принадлежит термин «агнозия».
Многие годы он отдал изучению детского паралича; впервые внедрил в стоматологическую практику
кокаиновое обезболивание. Затем З. Фрейд заинтересовался клиникой душевных заболеваний. Под
руководством профессора И. Бреера увлекся катарсисом и успешно занялся частной практикой. Затем
З. Фрейд покидает Вену и отправляется на учебу в Париж, к известному врачу — одному из
основоположников психотерапии — Ж. Шарко. Под его руководством З. Фрейд добился больших
успехов в изучении широко распространенного тогда заболевания — истерии и в лечении этого
заболевания гипнозом.
После возвращения в Вену он продолжил работу в клинике и расширил свою врачебную
практику.
Лечение больных истерией протекало успешно. Однажды к З. Фрейду поступила на лечение
больная Н. 36 лет с истерическим парапарезом нижних конечностей. Заболела она после смерти своей
любимой сестры, которая умирала от рака на ее руках в течение 6 месяцев. Больная Н. своей семьи не
имела и проживала в семье своей замужней сестры, у которой было двое детей и муж (замечательный
человек).
После смерти сестры, в день похорон, у больной развился парапарез нижних конечностей, то
есть она заболела истерией.
З. Фрейд, к которому поступила на лечение больная Н. провел с ней большое количество
сеансов гипносуггестивной терапии но облегчить страдания не смог.
Он с присущей ему энергией начал лихорадочно искать выход из тупика. Он вспомнил
эффективное лечение подобных состояний «самим Шарко». Но одновременно сознавал, что «успех»
его «мэтра», был обусловлен его огромным авторитетом. Он также осознавал, что в большинстве своем
успех терапии у Шарко был обусловлен не только его авторитетом, но и его колоритностью (больные
выздоравливали иногда от одного вида врача), его широкой известностью. З. Фрейд не обладал ни
яркой выразительной внешностью, ни, тем более, известностью. Он вновь обратился к отвергнутому
ранее катарсису. И выяснил следующее: однажды, незадолго до смерти сестры ее супруг приехал в
очередной раз домой на обед (он постоянно обедал дома) и, когда больная Н. подавала ему еду, у нее
промелькнула мысль о том, что она не прочь была бы после смерти своей сестры стать женой своего
шурина. Эта мысль привела больную в сильное волнение, и она, убежав в смятении в свою комнату,
много плакала, извивалась в судорогах, но зазвенел звоночек (ее звала сестра) и больная Н. пошла
оказывать помощь своей сестре, забыв о собственных переживаниях.
Когда больная Н. рассказывала З. Фрейду во время катарсиса вышеописанный эпизод, в том
месте, где она вспомнила о кощунственной своей мысли стать после смерти сестры женой шурина, о
переживании, плаче, конвульсиях, у нее вновь появились движения в нижних конечностях. З. Фрейд
воспользовался этим и довел свои внушения до логического конца. После пробуждения от лечебного
сна больная встала с постели и пешком отправилась к себе в палату.
Анализируя приведенную выше историю болезни, З. Фрейд пришел к заключению о том, что
поводом к развитию болезни у больной Н. были переживания, связанные с желанием больной стать
женой своего шурина еще при живой тогда сестре. Это желание больной Н. З. Фрейд расценил как
желание чисто сексуального содержания. В дальнейшем З. Фрейд во всех случаях тяжелых
болезненных проявлений начал искать мотивы возможных сексуальных переживаний. Начался период
создания нового психотерапевтического метода, который в последующем З. Фрейд назвал
психоанализом
.
Что мы сейчас понимаем под этим термином?
Сам З. Фрейд в своей работе «Эго и Ид» писал: «Психоанализ — инструмент, дающий
возможность победы Эго над Ид...». Для достижения победы Эго над Ид Фрейд считал необходимым
«усилить, сделать его более независимым от Супер-Эго, расширить сферу действия перцепции и
укрепить его организацию. Где было Ид, там будет Эго». Цель психоанализа З. Фрейд видел в том,
чтобы сделать бессознательное сознательным.
В приведенной выше истории болезни больной Н. Фрейд определил, что сексуальный характер
переживаний больной был вытеснен в сферу бессознательного. Когда удалось выявить содержание
переживаний и перевести его из сферы бессознательного в сознательную сферу, наступил процесс
выздоровления. Перед З. Фрейдом встала важная проблема найти возможные пути для выявления,
вскрытия этих переживаний.
Далее З. Фрейд отверг гипноз и стал выяснять мотивы поступков человека, наблюдая за его
обыденной жизнью, за теми оговорками, ошибками, в которых он выдает свои осознанные или
неосознанные сокровенные мысли.
Для перевода неосознанного переживания в осознанное З. Фрейд вынужден был прибегнуть к
методу свободных ассоциаций, переносу и интерпретации.
Пациенту предлагалось на вопросы врача отвечать первое, что приходит в голову (свободные
ассоциации).
Определение переноса, по мнению З. Фрейда содержит четыре основных утверждения: «перенос
является разновидностью объективных отношений; явления переноса повторяют прошлое отношение к
объекту; механизм перемещения играет важную роль в реакции переноса; перенос является
регрессивным феноменом». По Фрейду, перенос может быть отцовским, материнским, эдиповым,
доэдиповым. Он может быть объективным или нарциссическим в соответствии с тем, представлял ли
пациент своего психоаналитика как внешнюю персону, от которой он зависит, которую он любит или
ненавидит, или как часть самого себя. Перенос может быть положительным или отрицательным в
зависимости от того, расценивает ли пациент психоаналитика как доброжелательную или
недоброжелательную фигуру.
Классическим примером использования метода интерпретации является толкование
сновидений. По мнению З. Фрейда, сновидения всегда отражают желание человека. Но и в
сновидениях, по мнению З. Фрейда, есть своя цензура, не дающая в большинстве случаев выявиться
желанию в открытую. Если желание не совсем законно и прилично, то оно впрямую не проявляется и в
сновидении.
Монахиня не увидит во сне любовь понравившегося ей накануне юноши, но может увидеть, как
она гладит котенка, глаза которого по цвету напоминают глаза этого юноши. Сновидения — это
символ, сгусток, насыщенный образ желаний человека, но они почти никогда не являются их
буквальным отражением.
Все предметы, по З. Фрейду, обладающие объемом, являются символами женских половых
органов. Револьвер, нож, палка, то есть все плоские предметы, являются символом мужского полового
органа.
Симптом болезни (невроза) З. Фрейд тоже считает символом. Если истерик ослеп, это значит,
что он чего-то не хочет видеть или видит то, что видеть не хотел.
Далее З. Фрейд делит психику человека на три этапа: «ОНО» (аффект), «Я» (разум) и «СВЕРХ
Я» (мораль). З. Фрейду принадлежат термины: «сознательное» и «бессознательное».
До З. Фрейда считалось, что сознание не охватывало всего того, что человека окружает, хотя
войти в сознание любое явление может довольно легко.
«ОНО» — это область запрещенного бессознательного, это не только врожденные инстинкты, а
также подавленные мысли и желания, вытесненные в бессознательное. «ОНО» — требует, «Я» —
проверяет и запрещает в соответствии с реальностью. «СВЕРХ Я» — не всегда полностью сознательно.
Это моральный кодекс, выработавшийся у данного человека. Иногда желание проходит контроль «Я»,
так как «ОНО», грубо говоря, вполне выполнимо с точки зрения грубой реальности, но «СВЕРХ Я»
часто приводит к компромиссам между желаниями и моралью. «ОНО» — лошадь, «Я» — всадник,
«СВЕРХ Я» — план в голове всадника.
Отношения, по З. Фрейду, между тремя инстанциями человеческой психики динамичны. В них
происходит вытеснение нежелательных мотиваций, цензура — недопущение их обратно в сознание и
сублимация — переключение энергии влечения на что-нибудь другое. Из вышесказанного можно
заключить, что задачей психоаналитика является выяснение того, что именно вытеснено в область
бессознательного посредством определения главного направления действия цензуры. После этого
необходимо дать аффекту выход в сознание, чаще всего путем сублимации, если невозможно его
прямое удовлетворение. Так, можно увлечь человека какой-либо идеей (например, — написать роман).
«ОНО» — обиталище главным образом влечений и инстинктов. Инстинкты человека (или
безусловные рефлексы по И.П. Павлову) — пищевой, половой, оборонительный, рождаются на свет
вместе с ним. И.П. Павлов, поэтому и назвал эти рефлексы врожденными. По З. Фрейду, большинство
подавленных влечений носят сексуальный характер, так как в противном случае человек может
умереть. Половой инстинкт человек может подавить без прямой опасности для своей жизни.
Продолжая свои исследования, З. Фрейд пришел к убеждению, что истоки многих психических
переживаний относятся к детству и с помощью психоанализа можно доказать, что все реакции
взрослых предопределены детскими переживаниями. В связи с этим, З. Фрейд заинтересовался детской
сексуальностью.
Он считал, что детская сексуальность эволюционирует, начиная с оральной эротики (сосание
груди), которая вызывает у младенца подобие оргазма (насыщение пищей). На первом году жизни при
нормальном развитии ребенка оральная эротика исчезает. Вторая стадия эротики — анальная, связана с
актами мочеиспускания и дефекации. Форма этой эротики определяет дальнейшее развитие характера.
З. Фрейд считал, что приучение ребенка задерживать дефекацию сформирует у него в будущем
замкнутость, скупость и, наоборот, обратная тенденция способствует развитию в будущем щедрости.
Все вышеперечисленное относится к так называемой нарциссической стадии эротики. После нее
ребенок начинает искать для себя объект любви, которым оказывается мать. В последствии у
мальчиков сформируется эдипов комплекс (ревность к отцу в отношении матери). Началом
формирования этого комплекса совпадает с началом проявления интереса к своим половым органам и
страха перед кастрацией, связанных с постоянным напоминанием родителей о том, что они отрежут
половой орган, если ребенок будет продолжать играть с ним.
Однажды мальчик, увидев обнаженную девочку без половых органов, начинает ее жалеть,
испытывая по отношению к ней чувство превосходства. У мальчиков формируется амбивалентное
отношение к отцу. С одной стороны, отец для мальчика — это высший авторитет, а с другой — его
конкурент, который к тому же может лишить его полового члена. В результате ребенок вырабатывает
этическую норму, по которой половой орган трогать нельзя, отца надо любить, мать надо «уступить
отцу». В это время эдипов комплекс изживает себя и на непродолжительное время наступает
сексуально-латентный период. Если эдипов комплекс продлевается до полового созревания, то первые
объекты с наступлением половой зрелости будут чем-то напоминать юноше мать. Половая жизнь в
таком случае будет протекать ненормально, с извращением, регрессом либидо. Происходит так
называемое расслоение, в котором большое место занимает сублимация, и человек переключает всю
энергию в несексуальные сферы. Поэтому при возникновении первой любви происходит слияние, его
либидо с «ОНО», либо с «Я», либо с «СВЕРХ Я», либо расслоение этого объекта по разным уровням.
У девочек страх перед кастрацией отсутствует, в связи с чем весь комплекс их переживаний
растянут во времени. У них тоже возникает эдипов комплекс, но только по отношению к матери, и он
значительно слабее, чем у мальчиков.
Главное переживание девочек, по мнению З. Фрейда, это неполноценность перед мальчиком
(отсутствие полового члена) и чувство вины перед кем-то. Это состояние сохраняется на всю жизнь, в
связи с чем женщине не приходится преодолевать эдипов комплекс. По мнению З. Фрейда, женщина
никогда не взрослеет.
В конце своей жизни З. Фрейд начал применять психоанализ для толкования явлений культуры,
религии, философии и др. Он назвал созданное им учение о психологии динамическим и понимал
психологию как постоянную борьбу между главными слоями психики. Неизбежно возник вопрос, какая
энергия обеспечивает эту динамику, эту борьбу. И Фрейд, отвечая на этот вопрос, говорит, что это
энергия инстинктов, которая зарождается в телесных источниках (половой инстинкт, например,
зарождается в половых органах) и трансформируется в психическую энергию. Эта сумма энергии не
является чем-то постоянным. Она имеет свои пределы, и часто энергия одного инстинкта передается
другому. Итоговая уравновешенность достигается благодаря сопротивлению, оказываемому энергии
влечений со стороны «Я» и «СВЕРХ Я». В процессе этого сопротивления происходит так называемая
закалка характера
.
По З. Фрейду, инстинкты можно детерминировать и систематизировать до бесконечности, но
определенные тенденции в них все же можно проследить. Основной тенденцией является либидо, то