Файл: Законодательство в области психического здоровья и права человека (ВОЗ).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 1412
Скачиваний: 5
15
2.
2
Инвентаризация законодательных актов, касающихся психического здоровья
2.
3
Анализ международных конвенций и стандартов
.
Следующая задача состоит в определении действующего законодательства в области
психического здоровья и компонентов общих законодательных актов, непосредственно
касающихся положения лиц с психическими расстройствами. Систематический и
критический обзор такого законодательства позволит уточнить пробелы и проблемные
аспекты, которые должны быть учтены при формировании нового законодательства. Более
того, в ходе такого обзора может оказаться, что в существующих законодательных
документах отсутствуют адекватные положения, которые предусматривают предоставление
помощи и услуг удовлетворительного качества людям с психическими расстройствами,
включая защиту их прав. В случае отдельных стран будет установлено, что в действующем
законодательстве имеются адекватные правовые нормы, но есть проблема с их
проведением в жизнь. Тогда необходимо будет внести лишь незначительные изменения,
поправки или дополнения в действующее законодательство или подготовить новое
законодательство (см. Раздел 6).
Страны, подписавшие международные конвенции по правам человека, обязаны уважать,
защищать и обеспечивать реализацию закрепленных в них прав. К важнейшим из таких
конвенций можно отнести Международный билль о правах человека, куда входит
Декларация Организации Объединенных Наций по правам человека, Международный пакт о
гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах. Поэтому при планировании законодательства в области психического
здоровья очень важно самым тщательным образом проанализировать все эти юридические
документы. Кроме того, существуют согласованные на международном уровне стандарты
надлежащей практики, которые не являются юридически обязательными. К таковым можно
отнести Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи
(Принципы ПБ), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов,
Каракасская декларация, Мадридская декларация и другие нормативные положения,
например принятое ВОЗ
Законодательство по охране психического здоровья – десять
важнейших принципов
.
Определенные международные пакты, хотя и не ориентированы исключительно на то, чтобы
гарантировать права лиц с психическими расстройствами, все же обеспечивают в
законодательном порядке защиту прав человека в странах, подписавших такие соглашения.
Например, в Статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах
предусмотрена защита всех индивидуумов, в том числе лиц с психическими расстройствами,
от применения пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство
обращения или наказания. В частности, ни одно лицо не должно без его добровольного
согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Статья 12 Международного пакта
об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого человека,
включая людей с психическими расстройствами, на наивысший достижимый уровень
физического и психического здоровья.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, в поддержку которой
выступает Европейский суд по правам человека, обеспечивает более прочную защиту в
законодательном порядке прав человека применительно к лицам с психическими
расстройствами, проживающими в странах, которые ратифицировали эту Конвенцию.
Действующее в европейских странах законодательство в области психического здоровья
должно предоставлять гарантии против принудительной госпитализации лиц с
психическими расстройствами на основании трех следующих принципов,
сформулированных Европейским судом по правам человека: a) факт психического
расстройства должен быть установлен в результате объективной медицинской экспертизы;
b) психическое расстройство должно проявляться в такой форме и степени, чтобы служить
основанием для принудительного содержания в учреждении закрытого типа; c) стойкий
характер психического расстройства должен быть доказан, чтобы на этом основании можно
было принять решение о дальнейшем пребывании больного в учреждении закрытого типа
(Wachenfield, 1992).
На законодательство в области психического здоровья в европейских странах также
оказывает свое влияние принятая Парламентской ассамблеей Совета Европы
Рекомендация 1235 по вопросам психиатрии и правам человека (1994 г.), где изложены
критерии принудительной госпитализации лиц с психическими расстройствами, порядок
принятия решений о принудительной госпитализации, стандарты организации ухода и
лечения лиц с психическими расстройствами и запретительные меры, нацеленные на
предотвращение злоупотреблений в системе и практике оказания психиатрической помощи.
Следующая задача
состоит в проведении
обзора действующего
законодательства, чтобы
уточнить сферы
деятельности, которые
подлежат регулированию в
новом законодательстве.
Ряд международных
конвенций и стандартов
должны служить
источником базовой
информации при
разработке странами
соответствующего
законодательства.
Определенные
международные пакты
обеспечивают в
законодательном порядке
защиту прав человека.
Принят ряд региональных
пактов по правам человека,
как, например, в странах
Европы, Северной и Южной
Америки и Африки.
16
Пакет принятых в Регионе стран Америки юридических документов гарантирует соблюдение
прав человека для всех граждан, в том числе для лиц с психическими расстройствами.
К документам такого рода можно отнести Американскую декларацию прав и обязанностей
человека, Американскую конвенцию о защите прав человека, Дополнительный протокол к
Американской конвенции о защите прав человека в области экономических, социальных и
культурных прав, а также Межамериканскую конвенцию о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении лиц с инвалидностью.
Американская декларация прав и обязанностей человека, не являясь юридически
обязательным документом, обеспечивает защиту гражданских, политических,
экономических, социальных и культурных прав. Американская конвенция о защите прав
человека со всей ясностью провозглашает, что каждый человек имеет право на физическую,
духовную и моральную целостность, что никто не должен подвергаться жестокому,
бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, и что в
отношении всех лиц, лишенных свободы, исключается посягательство на чувство
собственного достоинства человека.
Дополнительный протокол к Американской конвенции о защите прав человека
предоставляет дополнительные гарантии людям с психическими расстройствами и, в
порядке создания предпосылок для полной реализации права на образование,
предписывает разработку специальных учебных программ в целях специализированного
обучения и профессиональной подготовки лиц с физическими недостатками или умственной
неполноценностью. В Протоколе также сказано, что для всех лиц со сниженными
физическими или умственными способностями гарантировано право на получение
специализированной помощи в поддержку максимально возможного развития личностного
потенциала и что каждый человек имеет право на социальную защиту в целях минимизации
последствий пожилого и старшего возраста и инвалидности, которые лишают данную
категорию лиц (ввиду физических или психических недостатков) возможности заработать
необходимые средства на достойную жизнь и удовлетворительное существование.
Межамериканская конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении лиц с
инвалидностью пока еще не вступила в силу. Ее целями являются предотвращение и
ликвидация всех форм дискриминации лиц с психическими или физическими недостатками,
а также содействие их полной интеграции в общество. Это первая международная
конвенция, непосредственно касающаяся защиты прав людей с психическими
расстройствами.
В качестве еще одного конкретного примера действующего регионального механизма по
защите прав человека можно сослаться на Африканскую (Банжульскую) хартию прав
человека и народов, являющуюся юридически обязательным документом и проводимую в
жизнь под эгидой Африканской комиссии по правам человека и народов. В частности,
Статья 16 гарантирует право на наивысший достижимый уровень физического и
психического здоровья, Статья 4 касается права на жизнь и целостность личности, а в
Статье 5 закреплено право каждого человека на уважение достоинства, присущего
человеческой личности, и подлежат запрету все формы эксплуатации и умаления
достоинства, особенно рабство, работорговля, пытки и жестокое, бесчеловечное или
унижающее достоинство обращение или наказание.
Процесс повышения уровня информированности по проблеме снижения трудоспособности
(как вследствие психических расстройств, так и в связи с таковыми) обусловил переход от
системы представлений об этом явлении как о болезни к концептуальной модели
инвалидности, что позволяет корректно трактовать социальные последствия психических
расстройств. Восприятие таких расстройств с позиции инвалидизации открывает
дополнительные перспективы для законотворческой деятельности в области защиты прав
психически больных. К примеру, Резолюция 48/96 Организации Объединенных Наций о
Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г.)
нацелена на предоставление инвалидам равных возможностей и на защиту их прав.
Законодательство о положении инвалидов, связанное с проведением в жизнь названных
Стандартных правил, может создать второй уровень защиты против нарушения прав
человека применительно к лицам с психическими расстройствами.
Международные учреждения и организации предприняли попытку направить по
определенному руслу процесс разработки в странах законодательства в области
психического здоровья, подготовив стандарты и методические рекомендации по защите
прав лиц с психическими расстройствами. Несмотря на то, что такие методические
рекомендации не являются обязательными для исполнения, они, тем не менее, отражают
международный опыт по важнейшим компонентам законодательства в области психического
здоровья.
Получает более
конкретные очертания
переход к концептуальной
модели инвалидности, что
позволяет корректно
трактовать социальные
последствия психических
расстройств.
Были также разработаны
стандарты и
методические
рекомендации по защите
прав лиц с психическими
расстройствами.
17
В 1991 г. на сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была
принята Резолюция 46/119 с изложением принципов защиты прав человека применительно
к лицам с психическими расстройствами. Провозглашенные на сессии принципы защиты
интересов психически больных и совершенствования систем оказания помощи и
предоставления услуг в области психического здоровья являются воплощением основных
прав, расцениваемых международным сообществом как нерушимые при нахождении
человека по месту жительства и в лечебных учреждениях. Этот список включает в себя
25 принципов, суть которых сводится к следующему:
– определение
понятия
психической
болезни;
– сохранение
конфиденциальности;
–
стандарты по организации ухода и лечения, в том числе по принудительной
госпитализации и получению согласия на проведение лечения;
–
права лиц с психическими расстройствами в период пребывания последних в
психиатрических и психотерапевтических учреждениях;
– защита
прав
несовершеннолетних;
–
выделение ресурсов для психиатрических и психотерапевтических учреждений;
–
роль общества и культуры;
–
механизмы надзора, обеспечивающие соблюдение прав правонарушителей с
психическими
расстройствами;
–
процессуальные гарантии по защите прав лиц с психическими расстройствами.
В целях создания благоприятного фона для понимания и претворения на практике
провозглашенных ООН Принципов ВОЗ выпустила методические рекомендации по правам
человека применительно к лицам с психическими расстройствами (Всемирная организация
здравоохранения, 1996a). Названные методические рекомендации включают в себя
контрольный перечень вопросов, позволяющих провести экспресс-оценку положения дел с
правами человека на местном и региональном уровнях. Другой документ, призванный
оказать помощь в реализации предложенных ООН Принципов, известен под названием
Законодательство по охране психического здоровья – десять важнейших принципов
(Всемирная организация здравоохранения, 1996b). Документ основывается на результатах
сравнительного анализа национальных законодательных актов о психическом здоровье и
содержит описание десяти базовых принципов законодательства в области психического
здоровья независимо от культурного или юридического контекста. В документе приведены
комментарии по проведению предложенных принципов в жизнь (см. Рамку 2).
Каракасская декларация, принятая в 1990 г. Региональной конференцией по перестройке
психиатрической помощи в Латинской Америке, служит конкретным примером
регионального сотрудничества в деле защиты прав человека применительно к лицам с
психическими расстройствами. Данная декларация нацелена на стимулирование
деятельности интегрированных внебольничных служб охраны психического здоровья путем
реорганизации системы оказания психиатрической помощи, включая услуги,
предоставляемые психиатрическими стационарами. Декларация гласит, что
предоставляемые ресурсы, помощь и лечение лиц с психическими расстройствами должны
гарантировать уважение достоинства и соблюдение прав человека и гражданских прав,
обеспечивать рациональное и соответствующее лечение больных и, по возможности,
создавать условия для того, чтобы такие люди продолжали жить в привычном им
окружении. Далее в Декларации сказано, что законодательство в области психического
здоровья должно гарантировать права человека применительно к лицам с психическими
расстройствами, а соблюдение этих прав – осуществляться через оказание
соответствующих услуг.
Международные ассоциации специалистов по психическому здоровью также подключились
к процессу соблюдения прав человека применительно к лицам с психическими
расстройствами, выпустив руководства по стандартам оказания специализированной
помощи и медицинской практике. В частности, положения данного руководства изложены в
Мадридской декларации, принятой в 1996 г. на сессии Генеральной ассамблеи Всемирной
психиатрической ассоциации. Среди прочих стандартов, перечисленных в Декларации,
предложен принцип лечения, основанный на тесном партнерстве с лицами, которые имеют
психические расстройства, а также на проведении принудительного лечения только в
исключительных случаях.
Организация
Объединенных Наций
одобрила принципы
защиты прав лиц с
психическими
заболеваниями и
совершенствования
системы предоставления
услуг в области
психического здоровья.
Законодательство по
охране психического
здоровья – десять
важнейших принципов.
Каракасская декларация.
Мадридская декларация.
18
Рамка 2.
Законодательство по охране психического здоровья – десять важнейших
принципов (Всемирная организация здравоохранения, 1996b)
2.
4
Обзор законодательства других стран в области психического здоровья
Обзор законодательства других стран в области психического здоровья позволяет получить
полное представление о тех его компонентах, которые встречаются повсеместно. В итоге
обзора можно вычленить полезные положения, призванные защищать права человека, а
также те позиции, которые ограничивают или нарушают права человека, и их необходимо
исключать из проекта законодательства.
Кроме того, обзор позволит критически оценить законодательные возможности по
улучшению положения лиц с психическими расстройствами в соответствующих странах.
Следует также уточнить причины неудач в этой области деятельности. К последним можно
отнести следующее: (1) неудовлетворительно сформулированное законодательство, в
котором отсутствуют положения, защищающие права людей с психическими
расстройствами, адекватно реагирующие на их потребности или обеспечивающие
доступность помощи удовлетворительного качества; (2) трудности с реализацией
законодательства, вызванные тем, что заинтересованные стороны не желают сотрудничать
между собой; (3) законодательные положения, которые не учитывают реальное положение
вещей. (См. Раздел 3.1.4, а также конкретный пример в Разделе 8 о ситуации в Южной
Африке.)
Некоторые основные компоненты законодательства в области психического здоровья,
действующие в странах в разных регионах мира, перечислены в Рамке 3, которую можно
использовать в качестве общей схемы для поиска конкретных компонентов по отдельным
странам. Представленный перечень не является исчерпывающим с точки зрения учета всех
необходимых компонентов законодательства в области психического здоровья.
Процесс обзора
законодательства других
стран позволяет получить
полное представление о
тех его компонентах,
которые встречаются
повсеместно.
–
Укрепление психического здоровья и профилактика психических расстройств.
–
Обеспечение доступности базовых услуг и помощи в области психического
здоровья.
–
Оценка ситуации с психическим здоровьем в соответствии с принципами,
одобренными на международном уровне.
–
Оказание помощи и предоставление услуг в области психического здоровья в
соответствии с принципом наименее ограничительной альтернативы.
–
Самоопределение
индивида.
–
Соблюдение права на получение помощи в процессе самоопределения.
–
Обеспечение функций надзора.
–
Периодическое автоматическое действие механизма надзора.
–
Подключение квалифицированных специалистов к процессу принятия решений.
–
Уважение принципа равенства перед законом.
19
Рамка 3.
Резолютивная часть законодательства в области психического здоровья
Законодательство в области
Другие законодательные акты, влияющие
психического здоровья
на ситуацию с психическим здоровьем
Защита
прав,
укрепление
психического
Защита прав
здоровья и профилактика
–
2.
5
Проведение консультаций и переговоров в связи с процессом реформирования
Процесс проведения
консультаций и
переговоров играет
важную роль в
формировании, принятии и,
что особенно актуально,
в проведении в жизнь
нового законодательства в
области психического
здоровья.
Перечисленные выше мероприятия могут оказать реальную помощь лицам, принимающим
решения в отношении компонентов для включения в проект нового законодательства и
внесения возможных поправок или изменений в действующее законодательство. В связи с
этим проведение консультаций и переговоров со всеми заинтересованными сторонами по
данному кругу вопросов представляется еще одним важным шагом. В состав
заинтересованных сторон входят люди с психическими расстройствами и организации,
представляющие их интересы; лица, осуществляющие уход за психически больными, и
члены их семей; специалисты, включая психиатров, психологов, медсестер психиатрической
службы и социальных работников; политики; лица, формирующие политику;
государственные министерства (здравоохранения, социального обеспечения, юстиции,
финансов); организации, пропагандирующие ценности психического здоровья; поставщики
услуг, включая неправительственные организации; общественные объединения по защите
гражданских прав и религиозные организации.
Консультациям и переговорам отводится немаловажная роль не только при разработке
законопроекта, но и в ходе осуществления на практике принятого законодательства.
В процессе консультаций и переговоров появляется возможность для разрешения таких
проблем, как ошибочные представления, заблуждения и страхи вокруг психических
расстройств. Общение с позиции защиты прав человека служит противовесом бытующей
практике неприятия и стигматизации.
Доступность базовых услуг и помощи
в области психического здоровья
Оказание помощи в соответствии с
принципом наименее ограничительной
альтернативы
Получение информированного
согласия на лечение
Добровольная и принудительная
госпитализация и лечение
Аспекты правомочности
Механизм периодического надзора
Конфиденциальность
Медицинская реабилитация
Аттестация специалистов и
учреждений
Соблюдение прав членов семей и лиц,
осуществляющих уход за больными
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
Жилье
Образование
Трудоустройство
Социальное обеспечение
Уголовное судопроизводство
Общая лечебная сеть
Программа позитивных действий
Медицинская реабилитация, включая
оказание услуг по профессионально-
техническому обучению
Выявление случаев жестокого
обращения с ребенком
Ограничение доступности алкоголя и
наркотиков
Защита социально-уязвимых групп
Гражданское законодательство
–
–