Файл: Завалова Н.Д. - Образ в системе психической регуляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 2966

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

146

42 инструктора (около 90%) отметили, что они представляют пространство

как неподвижное. Вот некоторые из типичных ответов: "Всегда учу курсантов, что
самолет  движется  в  пространстве. Без  этого  не  научить... И  при  перевороте
пространство вокруг нас не крутится". "При обучении исхожу из того, что самолет
движется, а  пространство  неподвижно". "Пространство  относительно  самолета
еще никогда не двигалось. Самолет движется в пространстве,

А

летник пилотирует

(управляет) самолетом, а  не  горизонтом". "Горизонт  стоит  на  месте, а  движется
самолет". "Так  как  при  выполнении  реального  полета  мы  должны  обеспечить
прежде  всего  безопасность  полета  курсанта, то  ему  объясняется, что  движется
самолет, и управлять, естественно, нужно самолетом, а не горизонтом".

Наиболее 

общий 

принцип, которым 

руководствуются 

опытные

инструкторы, можно  выразить  словами  методиста  Н.П. Крюкова: "Мы  учим
выполнять  полет не от  приборов  к пространству, а от  пространства  к приборам",
т.е. иными  словами: в  основу  образа  полета  у  курсанта  закладывается  образ
пространственного  положения, содержание  которого  соответствует  концепции
неподвижной земли.

Однако  нельзя  оставить  без  внимания  тот  факт, что  примерно 10%

летчиков–инструкторов  руководствуются  неадекватным  образом. Вероятно, не
случайно  один  из  них, излагая  свой  подход  к  обучению, говорит, что "в  первую
очередь  внимание  курсанта  обращается  на  показания  приборов  и  на  визуальную
картину  закабинного  пространства", а  другой  считает, что  пространственное
положение определяется "из перемещения линии горизонта и земной поверхности,
а по показаниям приборов — движение самолета".

Разноречия  в  объяснениях  инструкторами  способов, которыми  они

пользуются  в  обучении (и  которые  направлены  именно  на  формирование  у
курсантов образа полета) — показатель отсутствия единой методологии обучения
и, как  следствие, отсутствия  методического  руководства  этим  аспектом
подготовки курсантов.

Некоторые  инструкторы  не  понимают  смысла  обучения  курсантов  анализу

неинструментальной 

интероцептивной 

информации, способствующему

формированию  чувства  самолета. Так, 3 из 47 опрошенных (около 6,4%)
инструкторов  отказались  ответить  на  вопрос  о  целесообразности  внимания  к
неинструментальной  информации  и  о  роли  чувства  самолета; один  из  них
подчеркнул: "На  современных  самолетах  неинструментальные  сигналы  могут
создать ложное представление о полете".

Однако  большинство  инструкторов  отметили, что  неинструментальные

сигналы  могут  быть  дополнительными  источниками  информации  и  что  для
летчика важна слитность с самолетом, "чтобы самолет был полностью подвластен
воле  летчика  в  маневре  и, главное, чтобы  мысль  летчика  всегда  опережала
действия". Как  правило, при  этом  утверждается, что "слитность  приходит  с
опытом".

Необходимость  целенаправленного  воспитания  чувства  самолета  и

направленность  обучения  на  овладение  информационным  содержанием
неинструментальных  сигналов  отметили  больше  половины  инструкторов. Как
правило, все  они  пытаются  способствовать  формированию  полноценного  образа


background image

147

полета, включающего и образ пространственного положения, и чувство самолета,
но  при  этом  исходят  только  из  собственного  опыта, так  как  не  имеют  научно
обоснованного  методического  руководства. Направленность  обучения  на
формирование  психических  механизмов  регуляции  действий  летчика  зависит
только от индивидуальных качеств обучающего, от сложившихся у него в личном
опыте  убеждений  в  необходимости  именно  такой  направленности  обучения, а
приемы  каждым  инструктором  изобретаются  заново. В  этой  связи  возникает
необходимость  разработки  психологически  обоснованной  единой  методики
обучения. Поскольку 

условия 

современного 

полета 

благоприятствуют

формированию "образа  вилки" и  не  благоприятствуют  формированию  других
компонентов  образа  полета, постольку  методика  должна  быть  направлена  на
формирование образа пространственного положения и чувства самолета, для чего
необходимо 

воспитывать 

осознанное 

внимание  к  неинструментальной

информации в полете (визуальной, интеро– и проприоцептивной).

Вариант такой методики был предложен Н.П. Крюковым и М.А. Кремнем и

при нашем участии проверен в одном из летных училищ.

Предварительный  анализ  превоначальной  подготовки  показал, что

курсанты, обученные "полетам" на  наземном  тренажере (такое  обучение
проводится  до  полетов), в  первых  полетах  основную  пилотажную  информацию
стараются получить от приборов. Напомним, что в методиках, написанных в 50–е
годы, запрещалось даже смотреть на приборы и пилотировать по авиагоризонту в
первых  полетах. От  курсанта  требовалось  учиться  использовать  естественные
визуальные  ориентиры, прежде  всего — естественный  горизонт  и  положение
видимых частей самолета относительно горизонта.

Направленность  внимания  на  приборы  приводит  к  тому, что  курсанты

недостаточно  используют  неинструментальную  визуальную  информацию, не
учатся воспринимать внешнее пространство  по–летному. На первых порах это  не
только не ухудшает качество действий, но, напротив, облегчает и может несколько
улучшить  технику  пилотирования, так  как в  полете  курсант продолжает  получать
упорядоченный  поток  сигналов, в  котором  он  привык  ориентироваться  на
наземном  имитаторе. Визуальные  естественные  ориентиры  представляются  более
сложными  для  восприятия, чем  показания  приборов: их  восприятию  еще
предстоит учиться. Внимания курсанту не хватает, так как приборный полет даже
от  опытного  летчика  требует  большой  сосредоточенности  на  показаниях
приборов.

Если  раньше  нельзя  было  научиться  пилотировать, не  получая  нужной

информации от внешнего пространства, то теперь курсант пилотирует раньше, чем
учиться  использовать  естественную  визуальную  информацию (естественный
горизонт, наземные ориентиры). Последняя теряет свою исключительно большую
субъективную  значимость. И  это  обусловливает  то, что  не  у  всех  курсантов
формируется полноценный образ полета.

На  основании  теоретических  позиций, изложенных  в  этой  книге, М.А.

Кремень  и  Н.П. Крюков  разработали  методику  обучения, направленную  на
усиление значимости для курсантов естественных визуальных и интероцептивных
сигналов 

и 

на 

облегчение 

восприятия 

неорганизованного 

потока


background image

148

неинструментальной  информации. Она  позволяет  сразу  упорядочить  этот  поток,
выделить  наиболее  существенные "опорные  точки" (говоря  словами  Б.Г.
Ананьева) для  восприятия, направить  внимание курсанта и  тем самым  разгрузить
его. При  этом  повышение  роли  неинструментальных  сигналов  сочетается  с
сохранением полноценного восприятия приборной информации. Для обеспечения
полноты  восприятия  неинструментальной  и  инструментальной  информации  при
уменьшении  загруженности  внимания  необходимо  научить  курсанта  выбирать
только  нужную  приборную  информацию  в  сочетании  с  неинструментальной,
которая  бы  не  наслаивалась  на  приборную, а  органически  вплеталась  в  единую
систему психического отражения.

Конкретное  воплощение  идея  о  целенаправленном, сознательном (а  не

стихийном) обучении  использованию  неинструментальных  сигналов  нашла  в
разрабатываемом  методе  опорных  точек  при  первоначальном  обучении.
Методическим  приемом  обучения  было  выделение  опорных  точек. Под  опорной
точкой  понимается ограниченная пространственно–временная область на фигурах
пилотажа (или  на  местности), в  которой  сохраняются  заданные  оптимальные
значения параметров.

Каждая  фигура  пилотажа  разделяется  на  ряд  участков. Опорные  точки

относятся  к  переходным  моментам  от  одного  участка  к  следующему. Например,
конец  ввода  в  фигуру, кульминационный  момент  выполнения  фигуры, начало
вывода из фигуры, конец вывода фигуры. Выбор опорных точек, их количества и
места  на  траекториях  фигур  пилотажа, обладающих  непрерывной  кривизной,
определяется  характером  изменения  перегрузки (петля  Нестерова, косая  петля,
вираж, полупетля, переворот, боевой разворот), а фигур, обладающих линейными
участками (пикирование и горка), — углом тангажа (рис. 4). Опорные точки делят
фигуры пилотажа на элементы.

Рис. 4. Выбор  опорных  точек  на  траектории  фигур  пилотажа (на  примере

виража)

• 1 — первая  опорная  точка (начало  ввода  в  вираж), 2 — вторая  опорная

точка (начало  установившегося  участка  виража); Э — третья  опорная  точка
(начало  вывода  из  виража), 4 — четвертая  опорная  точка (окончание  вывода  из
виража)

Рис. 5. Маршруты сбора  информации  курсантами экспериментальной (1) и

контрольной (II) групп при выполнении виража

(А)

 и третьего разворота по кругу

(Б).


background image

149

Обозначения: 1 — внекабинное пространство, 2 — центр приборной доски,

Э — левая часть приборной доски, 4 — правая часть приборной доски. Стрелками
показаны направления перемещений взгляда

Курсанта  обучают  воспринимать  заранее  выбранный  комплекс  сигналов

(сочетание  показаний  конкретных  приборов, вида  закабинного  пространства,
ощущений перегрузки) в опорных точках.

Предварительно  на  земле  курсант  заучивает  порядок  визуальной

информации  в  опорных  точках (одновременно  показаний  приборов  и  вида
закабинного  пространства). Этот  порядок  отрабатывается  в  макете  кабины
самолета — информация выдается на экран путем проекции слайдов. На наземном
этапе  курсантов  учат  выбирать  наиболее  значимые  сигналы  и  преобразовывать
показания приборов в наглядное представление о положении самолета в опорных
точках пространства.

В  процессе  летного  обучения  опорные  точки  используются  как  способ

организации  внимания  курсанта, облегчающий  сочетание  инструментальной  и
неинструментальной информации.

Таблица 6.7

Время, затраченное  на  контроль  внекабинного

пространства,

%

Группа

Фигура

экспериментальная

контрольная

Вираж

86

28

Разворот

79

29

Третий разворот

83

41

Такой  метод  целенаправленно  формирует  эталонный  образ  фигуры —

полноценный  образ–цель, содержащий  все  основные  компоненты: представление
о пространственном положении, чувство самолета и приборный образ. Результаты
обучения  оценивались  путем  сравнения  характеристик  действий  курсантов
экспериментальной и контрольной групп.

В  первом  летном  эксперименте  при  освоении  техники  пилотирования,

простого для управления самолетом, различия между двумя группами выразились
в  существенном  увеличении  времени  на  контроль  кабины  курсантами
экспериментальной группы (табл. 6.7).

Кроме того, несмотря на значительное уменьшение доли времени контроля

приборной  доски (14—21%)

1

, курсант, обучившийся  по  методу  опорных  точек,

расширил  поле  восприятия  приборной  доски, включив  в  зону  своего  внимания
приборы  силовой  установки (рис. 5). Курсанты  же, обучившиеся  по  принятой
методике, при  преимущественном  внимании  к  приборной  доске (59—72%
времени), не успевали контролировать эти приборы.

Полученные  материалы  представляются  показателем  преимущества  новой

методики  с  точки  зрения  формирования  базового  компонента  образа  полета.
Обучение  помогло  в  значительно  большей  мере  использовать  естественную
визуальную информацию.

Показателем преимущества новой методики служат и субъективные мнения

1

 Д

анные по результатам регистрации движения глаз.


background image

150

курсантов  экспериментальной  группы. Они полагают, что такое обучение следует
ввести  повсеместно  в  связи  с  его  преимуществами, которые  выражаются  в
следующих субъективных впечатлениях:

упорядочилось распределение внимания, улучшилась осмотрительность,
выросла уверенность, появилось раскрепощение, освободилось внимание,
углубилось чувство самолета,
появилось творчество в выполнении полетов, стало приятнее летать,
действия  по  пилотированию  стали  более  осознанными. Если  обобщить

высказывания  курсантов, то  обнаруживается, что  благодаря  предложенному
методу  обучения  их  действия  регулируются  теперь  психическим  образом,
адекватным  задаче  полета. И  как  следствие  сформированности  психического
механизма  регуляции — уверенность, раскрепощенность, осознанность. Все  эти
качества  основываются  на  возможности  воспринимать  полную  информацию  о
состоянии  самолета  и  его  положении  в  пространстве  за  счет  осознанного
целенаправленного  выбора  наиболее  информативных  сигналов  в  каждый  данный
момент  выполнения  фигуры. Сформированный  эталонный  образ  обеспечивает
легкость  переработки  информации, большая  информационная  обеспеченность
сочетается с разгруженностью внимания.

Во  втором  летном  эксперименте, проведенном  при  освоении  курсантами

пилотирования  нового, более  сложного  самолета, удалось  подтвердить
результаты, полученные  в  первом  обучающем  эксперименте, и, кроме  того,
получить  косвенные  данные  о  развитии  у  курсантов  экспериментальной  группы
умения  использовать  ощущения  перегрузки  и  проприоцептивные  сигналы. Это
прежде  всего  данные  об  увеличении (по  сравнению  с  контрольной  и  с  началом
обучения) доли  движений, выполняемых  без контроля  зрения и направленных на
устранение отклонений по параметру перегрузки.

Поскольку одним из показателей развития чувства самолета может служить

уменьшение  прикованности  внимания  к  приборам, постольку  можно
предположить, что  у курсантов экспериментальной группы это чувство развилось
больше, чем у курсантов контрольной группы.

В  результатах, представленных  в  таблице 6.8

1

, обращает на себя внимание

то, что  уже  в  начале  летного  обучения  курсанты  экспериментальной  группы

1

•Данные А.А. Вороны, М.А. Кремня.