Файл: Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 4681
Скачиваний: 58
что нельзя позволить ребенку зайти в этом слишком далеко. Нельзя допустить того,
чтобы одному ребенку было позволено абсолютно все в ущерб другим детям.
В течение многих месяцев, даже всего первого года после смерти близкого
человека, острые эмоциональные вспышки будут омрачать такие события, как
праздники, дни рождения. Затем сила выражения эмоций, как правило, ослабевает.
Потеря не забывается, но семья учится управлять своими чувствами.
4. В каких случаях ребенку требуется специальная помощь? Обычно родители
стараются избежать обращения к психиатру. Бывает и наоборот: при малейшем
подозрении на необычность поведения ребенка родители кидаются к врачу, в то время
как помощь требуется им, а не ребенку.
В качестве тревожных симптомов можно выделить следующие:
- длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке,
полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
- анорексия, бессонница, галлюцинации (все это чаще встречается у подростков);
- депрессия подростков – это часто гнев, загнанный внутрь.
Общий совет: настораживают отсроченное переживание горя, слишком
затянувшееся или необычное беспокойство. Всегда тревожит отсутствие переживаний.
2. ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
ПЕРЕЖИТЬ ГОРЕ
Учитель часто оказывается беспомощным, когда сталкивается с необходимостью
помочь ребенку пережить горе. Между тем школа и учитель могут сыграть решающую
роль в помощи этим детям: ведь школа составляет огромную часть их повседневной
жизни. После любой трагедии привычные ежедневные обязанности могут оказать
поддержку, создать ощущение комфорта и безопасности, а иногда и принести
облегчение. Обстановка в школе резко отличается от тягостной домашней атмосферы.
Обычно рекомендуют, чтобы дети возвращались в школу по возможности
быстрее после похорон. Между тем все это очень индивидуально. Ребенок часто боится
оставить родителя одного, ему кажется, что отец или мать умрут, оставшись дома в
одиночестве. В этом случае целесообразно пойти ребенку навстречу, разрешить ему в
течение какого-то времени побыть дома, чтобы он успокоился и убедился, что
родитель умирать не собирается.
Возвращение в школу может быть трудным. Встреча с учителями и товарищами
требует известного мужества. Пережившие горе люди знают, как порой болезненно
воспринимаются любые слова даже добрых знакомых. Между тем дети, не очень-то
чуткие в обычное время, ведут себя гораздо более естественно и доброжелательно по
отношению к своему страдающему товарищу, чем взрослые по отношению к его
родителю. Тем не менее учителя должны следить за тем, чтобы ребенка не дразнили и
не задирали. Когда ребенок придет в школу, учитель должен сказать ему, что он знает о
его горе, чтобы тот не чувствовал равнодушия со стороны учителя. В школе должно
быть подходящее место, куда ребенок мог бы при необходимости прийти, если ему
хочется побыть одному или поплакать. Иногда кто-нибудь из старших детей может
быть назначен «опекуном» такого ребенка; возможно, это будет кто-то, имеющий
аналогичный опыт и способный при необходимости поддержать ребенка. Родители и
вся семья также требуют поддержки. Учитель должен знать, что именно и в каком
объеме они сказали ребенку об утрате.
Поглощенный собственными переживаниями родитель часто теряет контакт с
ребенком, и учителя обычно оказываются первыми, кто замечает симптомы
неблагополучия. Задача учителя – не ждать, когда произойдет трагедия, а поговорить с
ребенком о смерти, когда представится такая возможность. Обычно это не разрешается,
считается, что подобный вопрос не «школьный». Да и сами учителя часто считают, что
детей надо ограждать от подобных мыслей. Однако педагог должен уметь помочь
своим воспитанникам, переживающим такую трагедию, как потеря кого-то из близких.
Даже с учащимися начальной школы нужно говорить о таких «запретных» вещах,
как воровство, ложь, болезнь, больница, смерть. Этим учитель показывает детям, что с
ними можно говорить о чем угодно. Если же учитель избегает подобных тем, то
ребенок, с которым случилась беда и который хочет задать вопросы, поделиться свои-
ми переживаниями, не видит никого, к кому он мог бы обратиться.
К моменту, когда ребенок заканчивает начальную школу, он должен иметь
понятие о смерти как о части жизни. У учителей есть много возможностей подать
проблему смерти именно таким образом. Возможно, наиболее простым и очевидным
примером может служить смена времен года.
В одной школе учитель воспользовался смертью любимого всеми детьми
кролика. Один из учителей хотел убрать кролика ночью, но другой настоял на том, что
дети должны его видеть, положить в коробку и похоронить – очень просто, без всяких
церемоний, во время перемены. Они выбрали место под деревом, дети принесли
растения и посадили их на его могиле. Учитель предложил им сделать книгу о своем
кролике: вклеить туда фотографии, рисунки, истории о кролике. Они спокойно и без
лишних эмоций сделали очень красивую книгу о кролике; урок был усвоен, память
будет жить, а разговоры о печальном событии помогут смириться с утратой.
Рекомендации для учителей начальных классов
1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из
близких. В первые недели обычно отмечаются тенденция к уходу, агрессивность, гнев,
нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда
не показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребенку.
2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда
легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с
ним, выберите удобное для этого время. При разговоре слушайте не только ушами, но
и глазами, сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для
ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет
ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему.
Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.
3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся их собрать,
объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке
помогут сохранить о нем добрую память.
4. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто
интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать
«Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные
установки. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с
чувствами родителя или смущать ребенка.
5. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились
слезами, не скрывайте этого. «Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно,
что она умерла». В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных
историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться. «Мама любила клоунов, не
правда ли?» – такая фраза может стать началом разговора о цирке и на уроке рисования
можно предложить изобразить что-нибудь веселое.
6. Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не так ли?» Не говорите, что вы
надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора.
Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти отца, он действительно
так думал. Дети честны, они говорят то, что думают. Их чувства реальны и сильны, и о
них надо знать, им надо верить, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа
«Скоро тебе будет лучше». Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь,
и тоже не понимаю, почему твой отец должен был умереть таким молодым. Я только
знаю, что он любил тебя, и ты никогда не забудешь его».
7. Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь
между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с
ними изменения в поведении ребенка, в его привычках.
Необходимо с особым вниманием относиться к трудным для потерявшего
родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют
маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посоветовать приготовить
поздравление для бабушки. Конечно, невозможно заранее учесть все возможные
случайности. Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не
является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него
период с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из
кризиса, нуждается в специальной помощи. Здесь требуется специализированная
индивидуальная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, а часто полезной
оказывается и семейная терапия.
Приведенные выше приемы кажутся на первый взгляд очень простыми и
естественными. Однако в большинстве случаев взрослые ведут себя по отношению к
страдающему ребенку именно так, как не надо себя вести: делают вид, что ничего не
случилось, стараются избегать упоминаний о постигшем ребенка горе, а на самом деле
предлагают ему самому справляться с горем, самому вырабатывать способы поведения
и защиты и искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой
задачей. Помочь ребенку, поддержать его в столь трудной ситуации должны уметь в
первую очередь те взрослые, которые живут рядом с ребенком, встречают его каждый
день в школе или в детском саду.
ГЛАВА VI
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные
эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод по-
зволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного
и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с
агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи,
принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболева-
ниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку
актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их
решения.
Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном и
младшем школьном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической
деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей
ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только
вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки
обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для
понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е.
процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присво-
ение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок,
с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему
почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С
другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются
выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов,
позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождеств-
ляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так
хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя
более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку
усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и
правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие,
которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие
свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Психологи, применяющие
сказки, метафоры в работе с клиентами, часто отмечают, что на осознаваемом,
вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако, положительный
эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения часто происходят на
подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же
сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, акту-
альное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных,
«беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального
отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к
изменениям в поведении ребенка.
В связи с вышесказанным необходимо остановиться на двух различных подходах
к сказкотерапии, которые отличаются, с одной стороны, по степени индивидуализации
используемых психотерапевтических сказок, а с другой – степенью директивности
применяемого
подхода. Директивная (направленная) и
недирективная
(ненаправленная) формы психотерапии отличаются функцией и ролью психолога,
педагога в работе с ребенком. При
директивном подходе
психолог, педагог – главное
лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, вни-
мательно наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя все
свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений. Используемые здесь
психотерапевтические метафоры подбираются и создаются индивидуально для
каждого ребенка в соответствии с его проблемами и целями работы. Психологи,
работающие в рамках этого направления, отмечают, что первым необходимым этапом
создания метафоры, сказки является определение желаемого результата, который
должен быть, во-первых, конкретным, во-вторых, подконтрольным, зависимым от
самого ребенка, а не от внешних обстоятельств и людей, и в-третьих,
сформулированным в позитивной форме, т.е. подчеркивать, чего необходимо достичь,
а не от чего избавиться. При этом сама структура сказки должна быть связана с жизнью
и проблемами ребенка.
Подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними
придается особое значение. В сказку необходимо включать героев в соответствии с
реальными участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения,
сходные с реальными. Например, если в реальности основная проблема заключается в
несогласованности методов воспитания между родителями, где папа предъявляет
завышенные требования к ребенку, тогда как мама всячески защищает и заступается за
сына, то сказочный сюжет может разворачиваться между членами команды
волшебного корабля, состоящей из строгого капитана, доброго помощника капитана и
молодого неумелого юнги.
Сторонники этого направления отмечают, что для того, чтобы сказка была
интересна ребенку, задела его, необходимо в предварительной беседе выяснить его
интересы и увлечения, причем, не столько для прояснения проблемы, сколько для
выявления позитивных аспектов, на которые можно опереться в процессе создания
истории. К тому же, использование темы, близкой и понятной ребенку, позволяет ему
легче вжиться в образ сказочного героя, соотнести его и свои проблемы, увидеть
выходы из сложившейся ситуации. Например, для мальчика шести лет, обладающего
высоким уровнем развития интеллекта и очень увлеченного астрономией, но при этом
испытывающего большие трудности в общении, была придумана история об одинокой
звездочке, которая никак не могла преодолеть большое расстояние до других звезд и
подружиться с ними.
Одним из свидетельств директивности этого подхода является то, что в процессе
своей работы психолог, педагог следят за всеми изменениями, происходящими с ре-
бенком, включая малейшие изменения мимики и пантомимики, и строит свою
дальнейшую работу в соответствии с его реакцией. Интересно, что даже движение глаз
отражает внутреннее состояние человека, в частности, движение глаз влево и вверх
означает использование прошлых зрительных воспоминаний, движение вправо и вверх
свидетельствует о построении новых или будущих образов; отсутствие фиксации
взгляда говорит о работе воображения, движение глаз влево и вниз свидетельствует о
внутреннем слуховом процессе; горизонтальное движение влево и вправо указывает на
слуховое восприятие; а движение глаз вправо и вниз свидетельствует о кинес-
тетических ощущениях (Д. Миллс, Р. Кроули, 1996). Все эти реакции ребенка психолог
использует в своей работе по созданию метафоры, учитывая, таким образом, не только
сознательный чувственный опыт ребенка, но и его бессознательный чувственный опыт.
При создании истории для каждого конкретного ребенка используется общение,
внушение на трех уровнях.
Первый уровень
основывается на сюжетной линии сказки, которая должна
соответствовать реальной жизни ребенка, его интересам и увлечениям, а также вклю-
чать в себя всех действующих лиц конфликта и в метафорической форме ситуацию,
похожую на реальную. При этом сюжет сказки разворачивается последовательно, на-
чиная с завязки, обрисовывания жизни и отношений сказочного героя, через кризисную
ситуацию, когда герой (героиня) ощущает разочарование существующим положением
вещей, либо оно угрожает его «статус-кво», через ряд испытаний, когда герой пробует
ряд решений, часть из которых не приводит к желаемому результату. Наконец,
находится какой-либо приемлемый для сказочного героя вариант решения проблемы.
Это не сиюминутный акт, а последовательный процесс, с помощью которого
персонажи осуществляют изменения. Используется несколько возможностей для
такого изменения;
- проблема пересматривается как менее значимая или менее угрожающая;
- герой открывает свой внутренний потенциал, ранее не использовавшийся;
- находится доступ к внешним ресурсам или идее;
- предлагаются выборы и пути решения проблемы, которые ранее не
рассматривались;
- пересматриваются мотивы или смыслы того, что происходит;
- рассматриваются варианты того, что поведение необходимо в одних контекстах
и совсем неадекватно в других.
Далее необходимо дать возможность герою сказки проверить правильность
выбранного решения и соответствие этого решения потребностям персонажа, а также
связать его с будущим героя и дать положительное эмоциональное подкрепление.
Очень часто сюжеты для своих историй психотерапевты черпают в сказках,
баснях, притчах, анекдотах, мифах и легендах, а также из собственной практики и
практики своих коллег.
Второй уровень
заключается в использовании слов, воздействующих на разные
сенсорные системы, что, как уже отмечалось, позволяет разблокировать подавленную
систему и восстановить целостность и равновесие чувственного восприятия ребенка.
Некоторые психотерапевты, в частности, Милтон Эриксон – основоположник и
непревзойденный мастер применения метафор в психотерапии, используют
гипнотическое внушение, транс при работе с детьми. Возможно введение элементов
внушения в сам контекст истории и выделение их либо интонацией, либо
употреблением имени клиента перед тем, как передать ему важную информацию.