Файл: Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 4625

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен

пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки
и чувства адекватности ребенка. В течение дня взрослые имеют немало возможностей
для  создания  у  ребенка  чувства  собственной  полезности  и  адекватности. Один  путь
состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку удовлетворение от его достижений
или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами. Этого
можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

Даже  если  ребенок  не  вполне  успешно  справляется  с  чем-то, взрослый  должен

дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными
могут оказаться следующие высказывания:

- Мне было очень приятно наблюдать за происходящим!
- Даже  если  что-то  произошло  не  так, как  тебе  хотелось, для  тебя  это  было

хорошим уроком.

- Все  мы  люди, и  все  мы  совершаем  ошибки. В  конце  концов, исправляя  свои

ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, взрослый научится помогать ребенку в достижении уверенности

в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи
и несчастья.

Центральную  роль  в  развитии  уверенности  ребенка  в  себе  играет,  как  уже

отмечалось, вера в него родителей и педагогов. Родитель должен показать ребенку, что
он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним
проблемы. Педагог – что ребенок нужный и уважаемый член группы, класса.

Взрослые  часто  сосредоточены  на  прошлых  неудачах  и  используют  их  против

ребенка. Примерами  такого  оценивания  являются  утверждения  типа: «Когда  у  тебя
была собака, ты забывала кормить ее, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки
через 4 недели, так  что я  не  думаю, что тебе  имеет  смысл  теперь  заняться  танцами».
Такой  акцент  на  прошлом  может  породить  у  ребенка  ощущение  преследования.
Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что
пусть меня считают плохим».

Как взрослому показать свою веру в ребенка?
- Забыть о прошлых неудачах ребенка.
- Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.
- Позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что взрослые верят в него, в

его способность достичь успеха.

- Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Очень  важно  позаботиться  о  том,  чтобы  создать  ребенку  ситуацию  с

гарантированным  успехом. Возможно, это  потребует  от  взрослого  некоторого
изменения  требований  к  ребенку, но  дело  того  стоит. Например, создать  такую
ситуацию, которая может помочь школьнику выбрать задания, с которыми он, с точки
зрения  учителя, способен  справиться, и  затем  дать  ему  возможность  проде-
монстрировать свой успех классу и родителям.

Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так

и у взрослого.

Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания его промахов.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми

он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.


background image

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
14. Демонстрировать  оптимизм. Следует  помнить, что  одни  слова  и  фразы

взрослых поддерживают ребенка, а другие – разрушают его веру в себя. Поддерживают
такие слова и фразы:

- Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
- Ты делаешь это очень хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова и фразы «разрушения»:
- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Ты мог бы сделать это намного лучше.
- Эта идея никогда не сможет быть реализована.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а

может  и  не  быть  поддержкой. Например, слишком  щедрая  похвала  может  показаться
ребенку  неискренней. В  другом  же  случае  она  может  поддержать  ребенка,
опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.

Психологическая  поддержка  основана  на  том, чтобы  помочь  ребенку

почувствовать  свою  нужность. Различие  между  поддержкой  и  наградой  определяется
временем  и  эффектом. Награда  обычно  выдается  ребенку  за  то, что  он  сделал  что-то
очень хорошо или за какие-то его достижения в определенный период времени.

Поддержка, в  отличие  от  похвалы, может  оказываться  при  любой  попытке  или

небольшом прогрессе. Когда взрослые выражают удовольствие от того, что делает ре-
бенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или предпринять новые
попытки. Он получает удовольствие от самого себя.

Поддерживать можно посредством:
- отдельных  слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед»,

«продолжай»);

-  высказываний  («Я  горжусь  тобой»,  «Мне  нравится,  как  ты  работаешь»,  «Это

действительно  прогресс», «Я  рад  твоей  помощи», «Спасибо», «Все  идет  прекрасно»,
«Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал
это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

- прикосновений (потрепать  по  плечу; дотронуться  до  руки; мягко  поднять

подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

- совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком;

мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

- выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Для  создания  полноценных, доверительных  отношений  с  ребенком  взрослый

должен  уметь  эффективно  общаться  с  ним. Коммуникация – это  вербальный  и
невербальный  процесс  передачи  чувств, установок, фактов, утверждений, мнений  и
идей  между  людьми. Если  взрослые  стремятся  к  созданию  отношений,
удовлетворяющих их и ребенка, они должны научиться эффективному, ответственному
общению.

Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка

1. Беседуйте  с  ребенком  дружелюбно, в  уважительном  тоне. Для  того  чтобы

воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть


background image

позитивную  сторону  общения  с  ребенком. Тон, которым  вы  обращаетесь  к  ребенку,
должен демонстрировать уважение к нему как к личности.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны

колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.

3. Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого

внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спо-
койное, отражающее реальность планирование способа действия.

4. Поддерживайте  ребенка. Взрослый  может  поддержать  ребенка, признавая  его

усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его пе-
реживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна
даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.

5. Имейте  мужество. Изменение  поведения  требует  практики  и  терпения. Если

какой-то  подход окажется  неудачным, не  нужно отчаиваться, следует  остановиться  и
проанализировать  переживания  и  поступки  как  ребенка, так  и  свои. В  результате  в
следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

6. Демонстрируйте  взаимное  уважение. Педагоги  и  родители  должны

демонстрировать  доверие  к  ребенку,  уверенность  в  нем  и  уважение  к  нему  как  к
личности.

Вопросы:

1. Какими  способами  взрослый  может  оказать  психологическую  поддержку

ребенку?

2. Почему ребенок нуждается в поддержке со стороны взрослых?

ГЛАВА V

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ,

ПЕРЕЖИВАЮЩЕМУ ГОРЕ

Вите  было  всего  2  года,  когда  трагически  погиб  его  отец.  О  том,  как  это

случилось, мальчик знает со слов мамы и старших сестер. Внешне он как будто бы не
переживает,  но  как  только  в  детском  саду  заходит  разговор  о  папах,  Витя  громко
сообщает: «А мой папа погиб». Дети замолкают, а воспитательница теряется, не зная,
что ответить ребенку.

К  сожалению, жизнь  ребенка  наполнена  не  только  радостями  и  мелкими

огорчениями. В ней порой встречается и настоящее горе, связанное с потерей близких
вследствие болезней, старости, катастроф, аварий, несчастных случаев. Взрослые часто
испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и чем помочь ребенку в этой
ситуации, не  имея  представления  не  только  о  том, как  вести  себя  по  отношению  к
ребенку, потерявшему кого-то из близких, но и о том, каким образом и насколько остро
он переживает потерю.

Важно, чтобы  взрослый  умел  не  только  профессионально  грамотно  оказать

помощь такому ребенку, но и поддержать его.

Родители, воспитатели, учителя  должны  знать, как  в  рамках  обычной

повседневной  жизни  помочь  ребенку  пережить  горе, поддержать  его, предотвратить
развитие неврозов.

Овладение  предлагаемыми  ниже  приемами  доступно  и  необходимо  всем

взрослым, имеющим дело с детьми, так как в любой момент они могут столкнуться с
ситуацией, когда  потребуется  психологическая  помощь, поддержка, понимание.
Обращение  к  специальной  психотерапевтической  или  психиатрической  помощи
рекомендуется  лишь  тогда, когда  предлагаемые  средства  не  срабатывают  или
оказываются недостаточными.


background image

Что отличает детское горе? Если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это

и мог выразить его вместе со всеми. Переживания ребенка не только нельзя игнориро-
вать, но  важно  признать  его  право  на  переживание. Даже  если  в  семье  психически
неполноценный ребенок, никак нельзя недооценивать его способность понять происхо-
дящее, а  также  глубину  его  эмоций. Он, как  и  другие  дети, должен  быть  включен  в
переживания всей семьи, и ему требуются дополнительные знаки любви и поддержки.

Не  надо  пытаться  делать  вид, что  ничего  не  случилось  и  жизнь  идет  своим

чередом. Всем  нам требуется  время, чтобы привыкнуть  жить  без  любимого человека.
Это  не  уменьшает  эмоционального  потрясения  и  не  гарантирует  от  неожиданных  и
трагических  реакций, но  позволяет  предотвратить  возникновение  глубоких  страхов,
которые могут  привести к тяжелым психологическим  проблемам много  лет  спустя. В
это  трудное  время  детям  прежде  всего  требуются  поддержка, демонстрация  любви  и
заботы.

Период  острого  переживания  горя  у  ребенка  обычно  короче, чем  у  взрослого

(слезы  часто  сменяются  смехом), но  при  столкновении  с  новыми  жизненными
ситуациями его горе вновь оживает: «В первый день в школе я увидел, что все пришли
с мамами и только я пришел с папой».

Что  считать  нормальными  реакциями  ребенка? Это  обязательно  нужно  знать,

чтобы отличить «проблемного» ребенка от  ребенка «с проблемой». Шок – первая  ре-
акция  на  смерть. У  детей  он  обычно  выражается  молчаливым  уходом  или  взрывом
слез. Очень  маленькие  дети  могут  испытывать  весьма  болезненное  чувство  диском-
форта, но не шок. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу
в доме. Развлечение (взять на руки, купить игрушку или сладость, включить телевизор)
оказывается не самой лучшей политикой в такой ситуации. Оно действует временно и
не  помогает  справиться  с  горем, а  лишь  на  момент  отвлекает  внимание. Обнимите
ребенка, дайте  ему  расслабиться, поплакать, посидеть  или  полежать, но  не
обхаживайте его так, словно у него болят зубы. Ему нужно время, чтобы погоревать,
поговорить о матери, отце, брате или сестре.

Если  ребенок  достаточно  большой, дайте  ему  возможность  участвовать  в

приготовлении  к  похоронам, и  он  не  будет  чувствовать  себя  одиноким  среди
опечаленных и занятых делами взрослых.

Отрицание  смерти – следующая  стадия  переживания  горя. Дети  знают, что

близкий человек умер, видели его мертвым, но все их мысли настолько сосредоточены
на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.

Поиски – для ребенка очень логичная стадия горя. Он потерял кого-то, теперь он

должен  найти  его. Невозможность  найти  порождает  страх. Иногда  дети  переживают
эти  поиски  как  игру  в  прятки,  зрительно  представляют,  как  умерший  родственник
входит в дверь.

Отчаянье  наступает, когда  ребенок  осознает  невозможность  возвращения

умершего. Он  вновь  начинает  плакать, кричать, отвергать  любовь  других  людей.
Только любовь и терпение могут преодолеть это состояние.

Гнев  выражается  в  том, что  ребенок  сердится  на  родителя, который  его

«покинул», или  на  Бога, «забравшего» отца  или  мать. Маленькие  дети  могут  начать
ломать  игрушки, устраивать  истерики, колотя  ногами  по  полу, подросток  вдруг
перестает общаться с матерью, «ни за что» бьет младшего брата, грубит учителю.

Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Кроме того, ребенка могут тревожить

различные  практические  вопросы: кто  будет  провожать  его  в  школу? кто  поможет  с
уроками? кто  даст  карманных  денег? Для  более  старших  детей  смерть  отца  может
означать невозможность продолжить учебу и т.п.

1. КАК ПОМОЧЬ СТРАДАЮЩЕМУ РЕБЕНКУ?


background image

1. Прежде  всего  необходимо, чтобы  переживание  разделялось  всеми  членами

семьи. Многие сходятся в том, что желательно принятие траура всеми членами семьи,
включая  детей (может  быть, кроме  дошкольников). Это  совместное  переживание,
понятное каждому члену семьи.

Иногда  дети  становятся  друзьями  именно  на  основании  сходства  переживаний:

«Мы дружим, потому что у нас обеих нет мамы, а есть только папа».

Горе никогда не проходит. Мы сохраняем близких живыми в нашей памяти, и это

очень  нужно  нашим  детям. Это  позволит  им  извлечь  позитивный  опыт  горя  и  под-
держит их в жизни.

2.  Самое  сложное  для  взрослого  –  это  сообщить  ребенку  о  смерти  близкого.

Лучше, если это сделает кто-то из родных. Если это невозможно, то сообщить должен
тот взрослый, которого ребенок хорошо знает и которому он доверяет. В этот момент
очень важно прикасаться к ребенку: взять его руки в свои, обнять, взять его на руки.
Ребенок  должен  почувствовать, что  его  по-прежнему  любят  и  что  он  не  будет
отвергнут. Важно также, чтобы у ребенка не возникло чувство вины в связи со смертью
близкого.

Ребенок может продемонстрировать вспышку гнева по отношению ко взрослому,

принесшему печальное известие. Не надо в этот момент уговаривать ребенка взять себя
в руки, ибо горе, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя.

Дети постарше предпочитают в этот момент одиночество. Не спорьте с ними, не

приставайте к ним, их поведение естественно и является своего рода психотерапией.

Ребенка надо окружить физической заботой, готовить ему еду, стелить постель и

т.п.  Не  нужно  взваливать  на  него  в  этот  период  взрослых  обязанностей:  «Ты  теперь
мужчина, не  огорчай  маму  своими  слезами». Сдерживание  слез  противоестественно
для малыша и даже опасно. Но не надо и заставлять ребенка плакать, если он не хочет.

В период горя  не  следует  изолировать  ребенка  от  семейных забот. Все решения

должны приниматься сообща, всей семьей.

3. Желательно, чтобы ребенок говорил о своих страхах, но его к этому побудить

нелегко. Потребности ребенка кажутся нам очевидными, однако мало кто из взрослых
понимает, что  ребенку  требуется  признание  его  боли и  страхов, ему  нужно  выразить
свои чувства в связи с потерей близкого человека.

В  этой  связи  имеется  интересный  и  полезный  опыт. Можно, например, собрать

группу  подростков, потерявших  родителей, чтобы  они  могли  проговорить  все  это
между  собой. По  методике  проведения  подобных  встреч  взрослый  не  участвует  в
беседе до тех пор, пока они его об этом не попросят. Ребятам важно почувствовать себя
на  равных. Поначалу  они  с  недоверием  относятся  к  подобной  группе, но  начав
говорить,  обнаруживают  много  общего  в  чувствах  и  проблемах.  Разговоры,  порой
болезненные, тем  не  менее  помогают  подросткам  справиться  со  страхами, прояснить
собственные мысли.

Считается, что  после  похорон  жизнь  семьи  приходит  в  норму: взрослые

возвращаются  на  работу,  дети  –  в  школу.  Именно  в  этот  момент  потеря  становится
наиболее  острой. В  первые  дни  после  трагедии  дети  знают, что  правомерно  любое
проявление чувств. По прошествии времени на смену могут прийти такие явления, как
энурез, заикание, грызение ногтей, сонливость или бессонница.

Невозможно дать рецепт по каждому конкретному случаю. Главное – исходить из

потребности ребенка в любви и внимании к нему. Если ребенок отказывается от еды,
можно предложить ему помочь в приготовлении обеда для всей семьи.

Как  снять  агрессивное  поведение? Маленьким  детям  можно  дать  различные

коробки, ящики, баллоны, бумагу, которые можно мять, ломать и крушить. Детям по-
старше  можно  поручить  физическую  работу, требующую  значительных  усилий, или
отправить их на длительную прогулку пешком, на велосипеде.

Надо  иметь  в  виду, что  в  многодетной  семье  может  возникнуть  своеобразное

соревнование: кто сильнее выражает свой гнев. Все вышесказанное не исключает того,