Файл: Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 4689
Скачиваний: 58
специфику эмоциональных нарушений детей. В психологической литературе
выделяются различные типы неправильного воспитания (В.И. Гарбузов, 1990;
А.И. Захаров, 1986; А.С. Спиваковская, 1988; и др.). Остановимся на четырех наиболее
распространенных типах неправильного воспитания.
1. Неприятие.
Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается,
например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным,
или если планировалась девочка, а родился мальчик, т.е. когда ребенок не
удовлетворяет начальные ожидания родителей. Намного сложнее обнаружить неявное
неприятие. В таких семьях ребенок, на первый взгляд, желанен, к нему внимательно
относятся, о нем заботятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть
чувство собственной нереализованности, например, у матери, для нее ребенок –
препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она
никогда не сможет и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребенка, она
создает эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собственного ребенка на
обратное неприятие. Как правило, в семьях, где доминируют такого рода отношения,
дети становятся либо агрессивными (т.е. их можно отнести к 1-й группе выделенных
форм проявлений эмоциональных нарушений), либо чересчур забитыми, замкнутыми,
робкими, обидчивыми (т.е. по нашей классификации, 3-я группа). Неприятие
порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты
неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых. Неприятие приводит к
неверию в свои силы, неуверенности в себе.
2. Гиперсоциальное воспитание.
Причина его в неправильной ориентации
родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все
рекомендации по «идеальному» воспитанию. «Надо» произведено в абсолют. Ребенок у
гиперсоциальных
родителей
как
бы
запрограммирован. Он
чрезмерно
дисциплинирован и исполнителен. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно
подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. При таком типе воспитания
возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, бурная агрес-
сивная реакция, иногда и самоагрессия в результате психотравмирующей ситуации
или, наоборот, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.
3. Тревожно-мнительное воспитание
наблюдается в тех случаях, когда с
рождением ребенка одновременно возникает неотступная тревога за него, за его
здоровье и благополучие. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семьях с
единственным ребенком, а также в семьях, где растет ослабленный или поздний
ребенок. В результате ребенок тревожно воспринимает естественные трудности, с
недоверием относится к окружающим. Он несамостоятелен, нерешителен, робок,
обидчив, мучительно неуверен в себе.
4. Эгоцентрический тип воспитания.
Ребенку, часто единственному,
долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценности: он кумир,
«смысл жизни» родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются,
приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет понимать и принимать во
внимание интерес других, не переносит длительных лишений, агрессивно
воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен.
Его аффективные проявления очень схожи с поведением детей, относящихся ко второй
группе. Мы так подробно остановились на проблемах личностного развития в семье
(рассмотрев при этом далеко не все аспекты семейных взаимоотношений), потому что
семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу, в
отличие, например, от интеллектуальной.
Однако нельзя не учитывать, что порой эмоциональный стресс у детей
провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют от своих
учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых из них
являются непосильными. Помните эпизод из мудрой и доброй сказки «Маленький
принц»:
«- Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок,
или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой, и генерал не выполнит
приказа, кто будет в этом виноват – он или я?
- Вы, ваше величество, – ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц.
- Совершенно верно, – подтвердил король. – С каждого надо спрашивать то, что
он может дать».
Игнорирование со стороны учителя индивидуальных и возрастных особенностей
каждого ребенка может быть причиной различного рода дидактогений, т.е. негативных
психических состояний учащегося, вызванных неправильным отношением учителя;
школьных фобий, когда ребенок боится идти в школу, отвечать у доски и т.п.
Как ни парадоксально, психологи тоже иногда могут вызвать у ребенка
эмоциональные нарушение. Они
,
ожидая «быстрых» и «видимых» «реальных»
результатов своей деятельности (которая, к сожалению, а может, к счастью, не
измеряется в процентах), стараются превратить в своих «клиентов» как можно больше
учащихся, ищут у них мнимые проблемы, навязывая зачастую свою психологическую
помощь, в которой, наверное, в данный момент конкретный ребенок не нуждается. Это
создает дискомфорт в душе ребенка: он сам начинает подозревать в себе «психические
отклонения», и не удивительно, что в таком состоянии – находит. Поэтому никогда
нельзя забывать, что одна из важнейших заповедей психолога, учителя, так же, как и
врача, – «Не навреди».
Таким образом, к основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения,
относятся:
1) природные особенности (например, тип темперамента);
2) социальные факторы:
- тип семейного воспитания;
- отношение учителя;
- влияние школьного психолога.
Как можно строить работу с детьми, действительно требующими
психологической помощи?
Нужно постараться с помощью индивидуально подобранных методик выявить
возможную причину эмоциональной дисгармонии. Ведь неадекватные реакции – это
следствие, а не причина психологических проблем. Не всегда целесообразно начинать
исследование эмоционально-неуравновешенных детей с тестов, бессмысленных, на их
взгляд, очередных заданий взрослых. Иногда ребенку нужно просто человеческое
общение, понимание, хотя надо сказать, что не всегда дети идут на контакт, они уже
научились не доверять. В таких случаях лучше оставить ученика в покое, а через
некоторое время постараться заинтересовать его какой-то деятельностью, может быть,
подключить к работе в группе, которую ведет школьный психолог.
Различные формы игровой терапии (Т.Д. Лэндрет, 1994), эмаготерапии (терапии
образами), арттерапии помогают ребенку пережить свои некогда подавленные чувства.
Так, сказкотерапия дает возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и
вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно
разрешить их. В соответствии с возрастом дети получают в доступной форме
психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, непол-
ноценности, неуверенности в себе, с переживаниями вины, стыда. Дальнейшее
прорисовывание сказок также дает возможность выразить свои чувства с помощью
образов, символов, т.е. освободиться, «очиститься» от гнетущих эмоций.
Иначе говоря, доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование,
прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное
– внимание к ребенку – помогают ему принять себя и мир, который его окружает.
Эффективными могут быть детско-родительские группы, где взрослые учатся
психологически грамотно взаимодействовать со своим ребенком. Но прежде чем
создать такую тренинговую группу, необходим подготовительный этап. На этой стадии
создается правильная установка для коррекции (А.С.
Спиваковская, 1988).
Характеристики этой установки таковы:
1. Некоторое ослабление психической напряженности и ощущения дискомфорта.
2. Переформулировка запроса и более глубокое осознание мотивов обращения за
психологической помощью.
3. Активизация родителей на самостоятельную психологическую работу.
4. Построение доверительного эмоционально насыщенного контакта с
психологом.
5. Повышение веры родителей в возможность достижения позитивного
результата в поведении ребенка и во всей семейной ситуации.
Установочный этап можно объединить с диагностическим. Беседуя с родителями,
необходимо постараться выяснить не только особенности воспитания, взаимоотно-
шений в семье, но и специфические реакции ребенка, которые могут проявляться
только дома, так как известно, что поведение ребенка в школе и дома может носить
различный характер.
В беседе с родителями можно обратить внимание на следующие моменты:
1. Сон:
а) как ребенок засыпает: быстро или медленно, требует ли, чтобы с ним
сидели, чтобы не гасили свет и т.д.;
б) как спит: крепко, спокойно или мечется; разговаривает во сне;
в) как просыпается: сразу или нет; в каком настроении.
2. Отношение к еде: как ребенок ест – охотно или нет, выбирает пищу или нет.
3. Бывают ли проявления страха у ребенка, при каких обстоятельствах:
а) при наказании, окриках со стороны взрослых;
б) без видимых причин, связанных с поведением взрослых.
4. Как проявляется страх.
5. Чему радуется ребенок и что вызывает у него огорчение, недовольство, обиду;
какова длительность его переживаний.
6. Умеет ли ребенок выразить сочувствие своим близким.
7. Какие эмоции наиболее часто наблюдаются у него в игре, в учебной
деятельности, доброжелателен ли он к своим сверстникам.
8. Отстаивает ли ребенок свои интересы и каким способом: находит аргументы,
упрашивает, требует, хитрит, плачет и т.д.
9. Как реагирует на неудачи и на успех.
Безусловно, круг проблем, касающихся эмоционально-волевой сферы ребенка,
намного шире, но даже сопоставив ответы на вышеперечисленные вопросы с резуль-
татами наблюдений школьного психолога, педагогов, можно составить целостную
картину аффективного развития учащегося. (Как уже отмечалось, использование
проективных методов дает возможность выявить причины эмоциональных расстройств
школьника.)
Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения, можно
предложить взрослым следующие рекомендации:
1. Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача взрослых в
том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.
2. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Необходимо помочь ребенку адекватным формам реагирования на те или иные
ситуации и явления внешней среды.
3. Не надо пытаться в процессе занятий с трудными детьми полностью оградить
ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно в повседневной жизни, и
искусственное создание «тепличных условий» лишь на время снимает проблему, а
через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто мо-
дальность эмоций (отрицательные или положительные), а прежде всего их
интенсивность. Важно помнить, что ребенку нужен динамизм эмоций, их
разнообразие, т.к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно
вызывает скуку.
4. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы ребенок не
переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции – это
результат длительного зажима эмоций.
В заключение можно отметить, что не существует плохих или хороших эмоций, и
взрослый во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному
для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать аффективной
регуляции ребенка, оптимальным способам социализации.
Вопросы
1. Каковы основные виды эмоциональных нарушений у младших школьников?
2. Как помочь родителям понять переживания и эмоциональные состояния их
детей?
3.Как учитель может способствовать развитию эмоциональной сферы своих
учеников?
ГЛАВА IV
КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении
полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей.
Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения учителей и
родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми,
оказания им психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного
психологического климата.
Приводимые ниже рекомендации показывают, как, в каком направлении, какими
методами может осуществляться такая работа.
Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, порой обстоятельства
оказываются сильнее нас. В минуты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли
нас, поддержали, не дали упасть духом. Так почему же ошибки и промахи ребенка
вызывают у нас досаду и раздражение, почему мы первым делом торопимся отругать и
наказать его, считая, что делаем это для его же блага? Убережет ли это его от неудач,
научит ли противостоять жизненным трудностям?
Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор
развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разо-
чарование и склонен к различным проступкам.
Какие же взаимоотношения можно считать правильными? Это те, в которых
взрослый:
- сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью
укрепления его самооценки;
- помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
- помогает ребенку избежать ошибок;
- поддерживает ребенка при неудачах.
Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их
поддерживать ребенка, а для этого, возможно, придется изменить привычный стиль
общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего
на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на по-
зитивной стороне его поступков и поощрении того, что тот делает.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель
сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддерж-
ке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.
Подчеркнем еще раз: взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только
рассматривает события (поступки) в целом, но и старается выделить отдельные,
позитивные для ребенка, стороны. Поддержка основана на вере в способность ребенка
преодолевать жизненные трудности при помощи значимых для него взрослых.
Для того чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать
уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся
принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.
Взрослый, сам того не ведая, может обидеть ребенка, сказав ему, например: «Ты
мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат
хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как правило,
негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа «Ты мог
бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно
я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».
Для нормального развития ребенка иногда нужна коррекция всех его семейных
взаимоотношений, таких как:
1) завышенные требования родителей,
2) соперничество братьев и сестер (сиблингов),
3) чрезмерные амбиции ребенка.
Завышенные требования родителей к ребенку сделают успех труднодостижимым.
Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в детском саду «самым
способным», то они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо
кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.
Что касается братьев и сестер, то родители могут непреднамеренно
противопоставлять детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными
достижениями другого. Такое соперничество может привести к сильным
переживаниям ребенка и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.
На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции, «взращенные» в семье. Это
проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, от-
казывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться
посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или
превращается в «камень на шее» всего класса.
Как поддерживать ребенка? Существуют ложные способы, так называемые
ловушки поддержки. Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка
являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание
нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы
приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его
личности и требуют педагогической коррекции со стороны воспитателя и учителя.
Еще раз повторим: подлинная поддержка взрослыми ребенка должна
основываться на подчеркивании его способностей, возможностей его положительных
сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие
моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю
твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Например, если ребенку
не удается вести себя так, как хотелось бы учителю, именно учитель должен помочь
ребенку понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача
может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя
соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей
мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать
ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с
ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.