ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5064
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
созданием
атмосферы
депривации
и
заботой
,
сохранением
близости
к
пациенту
и
,
одновременно
,
сохранением
дистанции
.
Я
понимаю
,
что
это
глубоко
личный
вопрос
и
не
предлагаю
в
качестве
точного
предписания
для
всех
аналитиков
.
Однако
я
считаю
,
что
,
несмотря
на
индивидуальные
различия
среди
психоаналитиков
,
две
эти
группы
противоположных
требований
следует
принимать
во
внимание
.
Аналитик
должен
обладать
чертами
,
которые
будут
облегчать
развитие
невроза
переноса
и
рабочего
альянса
,
они
равно
важны
для
создания
оптимальной
аналитической
ситуации
(
Гринсон
, 1965
а
).
– 471 –
4.23.
Мотивации
психоаналитика
,
которых
требует
аналитическая
ситуация
Из
вышеизложенного
должно
стать
ясно
,
что
в
действительности
невозможно
отделить
умения
аналитика
от
его
черт
,
и
то
,
и
другое
связано
с
его
мотивациями
.
Фактически
одним
из
наиболее
важных
открытий
Фрейда
было
то
,
что
поведение
и
мысли
человека
являются
результатом
инстинктивных
побуждений
,
конституции
и
опыта
.
Я
попытался
изолировать
умения
,
черты
и
мотивации
друг
от
друга
для
того
,
чтобы
сделать
их
более
четкими
,
а
также
поставить
ударение
на
определенных
необходимых
условиях
для
аналитической
ситуации
.
Я
начал
с
умений
и
черт
потому
,
что
они
более
приемлемы
для
ежедневной
клинической
проверки
.
Мотивации
более
трудны
для
анализирования
,
потому
что
они
происходят
из
примитивных
бессознательных
,
инстинктивных
побуждений
и
ранних
объектных
отношений
.
Их
очень
трудно
точно
вербализовать
и
почти
невозможно
верифицировать
.
Более
того
,
позднейшие
процессы
взросления
Эго
и
Ид
,
равно
как
и
факторы
опыта
,
по
-
видимому
,
имеют
первостепенную
важность
.
Помимо
этого
,
существует
так
много
сложных
иерархий
инстинкта
и
защиты
,
которые
дают
сходную
поверхностную
картину
,
что
только
внимательнейшее
изучение
индивидуального
может
раскрыть
специфические
качества
инстинкта
и
защиты
,
задействованные
в
данной
мотивации
.
Тем
не
менее
,
есть
некоторое
количество
общих
соображений
,
которые
стоит
рассмотреть
,
даже
если
эти
моменты
могут
показаться
импрессионистскими
или
упрощенными
.
Инстинктивные
побуждения
принуждают
человека
искать
разрядки
и
удовлетворения
.
По
мере
того
,
как
развивается
Эго
,
поиск
безопасности
приобретает
другую
опасную
цель
.
Все
последующие
мотивации
можно
отнести
за
счет
поиска
удовлетворения
или
безопасности
или
комбинации
того
и
другого
.
Я
ограничу
это
обсуждение
мотивов
тем
,
что
я
считаю
тремя
основными
компонентами
психоаналитической
работы
: 1)
аналитик
как
сборщик
и
проводник
инсайта
и
понимания
; 2)
аналитик
как
мишень
невроза
переноса
; 3)
аналитик
как
врачеватель
больного
и
страдающего
(
Флейминг
, 1961).
Одной
из
уникальных
черт
психоаналитического
ле
-
– 472 –
чения
является
то
,
что
решающую
роль
в
терапевтическом
процессе
имеют
интерпретация
,
инсайт
и
понимание
(
Е
.
Бибринг
, 1954;
Гилл
, 1954;
Эйсслер
, 1956).
Аналитик
должен
понимать
своего
пациента
для
того
,
чтобы
получить
инсайт
в
его
поведении
,
фантазии
и
мысли
.
Затем
его
задачей
будет
передать
скрытое
значение
,
интерпретировать
его
для
пациента
.
Желание
понять
другое
человеческое
существо
столь
интимным
путем
,
желание
добиться
инсайта
предполагает
наличие
склонности
проникать
во
внутреннюю
жизнь
другой
личности
(
Шарпе
, 1930,
с
. 17).
Это
исходит
и
от
либидозных
,
и
от
агрессивных
побуждений
.
Можно
проследить
это
в
прошлое
,
к
стремлениям
к
симбиотическому
слиянию
с
матерью
или
к
враждебным
,
разрушающим
побуждениям
по
отношению
к
чреву
матери
.
Добывание
инсайта
может
быть
результатом
стремлений
к
всемогуществу
или
способом
преодолеть
тревогу
по
отношению
к
незнакомым
людям
.
Поздние
либидозные
и
агрессивные
компоненты
также
вносят
вклад
в
побуждение
добыть
инсайт
.
Анальное
сопутствующее
значение
таких
понятий
,
как
получение
,
добывание
или
собирание
инсайта
,
совершенно
явно
.
Сексуальное
любопыт
-
ство
эдиповой
фазы
может
добавлять
свой
импульс
этой
активности
,
так
что
такое
получение
инсайта
может
стать
заменителем
фрустрированного
подглядывания
детства
,
а
также
компенсацией
за
то
,
что
ребенок
оставался
вне
сексуальной
жизни
родителей
(
Шарпе
, 1947,
с
. 121).
www.NataHaus.ru
Я
уже
подчеркивал
особую
важность
эмпатии
как
способа
получения
доступа
к
тонким
и
сложным
моментам
другой
личности
(
см
.
секции
4.211
и
4.221).
Получение
инсайта
путем
эмпатии
зависит
от
способности
аналитика
к
идентификации
и
интроекции
,
от
способности
входить
в
интимный
,
высокочувствительный
,
превербальный
контакт
с
данным
пациентом
, —
все
это
развивается
из
материнской
любви
и
заботы
раннего
детства
.
Желание
передать
инсайт
,
быть
проводником
понимания
может
быть
связано
с
либидозными
или
враждебными
побуждениями
,
зависящими
от
того
,
как
бессознательно
ощущается
акт
интерпретации
:
как
помощь
или
причинение
боли
,
доставляющий
удовольствие
или
боль
.
Передача
понимания
пациенту
может
быть
бессознательной
материнской
деятельностью
,
формой
– 473 –
кормления
,
воспитания
,
защиты
или
обучения
пациента
-
ребенка
.
Это
может
также
символически
являться
актом
оплодотворения
.
Из
маленького
семени
инсайта
могут
развиться
большие
изменения
.
Принесение
инсайта
может
быть
также
использовано
бессознательно
,
как
способ
восстановления
контакта
и
связи
с
тем
,
что
ранее
понималось
,
т
.
е
.
с
утерянным
объектом
любви
,
В
этом
смысле
передача
инсайта
может
служить
попыткой
преодолеть
депрессивное
состояние
(
Гринсон
, 1960).
Побуждение
передать
инсайт
другой
личности
может
стать
как
бы
заглаживанием
чувства
вины
,
связанного
с
фантазией
о
том
,
что
был
причинен
вред
кому
-
то
маленькому
,
больному
,
т
.
е
.
сибсу
,
конкуренту
и
т
.
д
.
Аналогично
поиски
и
передача
инсайта
могут
являться
контрфобической
функцией
или
антидепрессантом
.
Аналитик
может
исследовать
бессознательное
пациента
для
того
,
чтобы
преодолеть
свои
собственные
тревоги
,
т
.
е
.
как
бы
продолжить
свой
собственный
анализ
(
Фрейд
, 1937
а
,
с
. 249).
Хотя
приведенные
значения
далеко
не
полны
,
я
полагаю
,
что
они
затрагивают
некоторые
наиболее
важные
бессознательные
силы
,
которые
являются
важными
составляющими
мотивировки
личности
при
выборе
профессии
,
где
одной
из
наиболее
важных
его
функций
будет
собирание
и
передача
понимания
.
По
моему
мнению
,
вопрос
о
происхождении
данной
мотивации
не
является
решающим
для
определения
его
ценности
или
вреда
.
Имеет
значение
лишь
степень
деинстинктуализации
и
нейтрализации
этих
побуждений
у
аналитика
(
Хартманн
, 1955,
с
. 239—240).
Степень
нейтрализации
будет
определять
то
,
до
каких
пределов
функция
носителя
понимания
может
осуществляться
относительно
бесконфликтно
,
автономной
,
реалистичной
функцией
Эго
.
Например
,
я
не
считаю
,
что
заслуживает
специального
внимания
вопрос
,
является
ли
передача
пациенту
инсайта
кормлением
,
воспитанием
,
защитой
или
обучением
со
стороны
аналитика
.
Важно
то
,
что
кормление
,
воспитание
,
защита
или
обучение
должны
быть
свободны
от
сексуальных
или
агрессивных
подтекстов
и
не
являются
,
следовательно
,
ни
чрезмерно
возбуждающими
,
ни
вызывающими
вину
.
Сходным
образом
проникновение
во
внутреннюю
жизнь
пациента
с
целью
получения
инсайта
,
очевидно
,
– 474 –
имеет
либидозные
и
агрессивные
предпосылки
,
но
в
реальной
работе
важно
знать
,
насколько
тесно
эта
деятельность
связана
с
фантазиями
,
продуцирующими
тревогу
или
вину
.
Следует
также
иметь
в
виду
,
что
такое
очищение
,
будучи
достигнуто
однажды
,
не
останется
насовсем
,
поскольку
давление
,
исходящее
от
Ид
,
Суперэго
и
внешнего
мира
,
приводит
к
регрессии
или
же
к
прогрессу
.
Следовательно
,
другим
важным
моментом
является
то
,
насколько
приемлемым
для
сознательного
,
разумного
Эго
аналитика
являются
эти
агрессивные
и
либидозные
мотивы
.
Осознание
контрпереноса
является
еще
одним
моментом
в
побуждении
психоаналитика
,
так
как
контрперенос
может
обеспечить
те
функции
,
которые
ранее
не
осуществлялись
должным
образом
из
-
за
нейтрализации
(
различные
точки
зрения
по
этому
вопросу
можно
найти
в
работах
Винникот
, 1956;
Спитц
, 1956
а
;
Балинт
, 1950
а
;
Кан
, 1963, 1964).
Было
бы
несправедливостью
предъявлять
к
профессии
психоаналитика
такое
жестокое
требование
,
как
свободное
от
конфликта
,
вины
и
тревоги
получение
и
передача
инсайта
,
и
только
.
Следовало
бы
,
чтобы
эта
деятельность
приносила
удовольствие
аналитику
.
Ежедневная
психоаналитическая
работа
трудна
и
часто
болезненна
для
аналитика
.
Ему
нужно
и
некоторое
количество
позитивного
удовольствия
при
выполнении
своих
обязанностей
,
которое
бы
поддержало
его
,
помогло
сохранить
живой
интерес
и
заботу
о
своих
пациентах
.
Удовольствие
,
получаемое
от
www.NataHaus.ru
слушания
,
наблюдения
,
исследования
,
представления
и
сочувствия
,
не
только
возможно
,
но
и
необходимо
для
оптимальной
работоспособности
аналитика
(
Шарпе
1947,
с
. 120—212;
Сцасц
, 1958,
с
.
204—210).
Другая
характеристика
психоанализа
,
которая
отличает
его
от
всех
других
психотерапий
, —
это
особое
ударение
на
структурирование
взаимоотношений
между
пациентом
и
терапевтом
таким
образом
,
чтобы
мог
развиваться
невроз
переноса
.
Для
того
чтобы
облегчить
развитие
невротических
реакций
переноса
,
необходимо
,
чтобы
аналитик
вел
себя
совершенно
особым
образом
,
отличным
от
всех
других
отношений
пациент
—
терапевт
.
Я
имею
в
виду
то
,
что
кратко
можно
назвать
инкогнито
депривационное
поведение
психоаналитика
.
Это
приводит
нас
к
вопросу
: «
Какие
мотивации
могут
побудить
– 475 –
человека
избрать
карьеру
в
области
,
где
одной
из
его
главных
задач
будет
вести
себя
как
относительно
безответный
чистый
экран
по
отношению
к
пациенту
,
так
,
чтобы
пациент
мог
проецировать
и
перемещать
на
этот
экран
неразрешенные
и
отвращенные
образы
прошлого
?
Этот
аспект
техники
не
представляет
труда
для
тех
аналитиков
,
которые
склонны
к
изоляции
,
уходу
,
отрешенности
.
Трудности
возникают
тогда
,
когда
эти
аналитики
оказываются
неспособными
изменить
свое
отношение
и
технику
,
когда
аналитическая
ситуация
требует
этого
.
На
меня
произвело
сильное
впечатление
то
,
что
,
оказывается
,
многие
аналитики
чувствуют
робость
и
неуверенность
во
время
первичных
интервью
,
когда
они
сидят
лицом
к
лицу
с
пациентом
.
Они
стремятся
сократить
число
предварительных
интервью
для
того
,
чтобы
как
можно
быстрее
обрести
безопасность
и
комфорт
,
которые
дает
их
положение
за
кушеткой
.
Анализ
кандидатов
со
сходными
проблемами
обнаруживает
,
что
они
страдают
определенной
формой
страха
,
связанного
с
ситуацией
,
когда
они
на
кого
-
то
смотрят
,
или
с
ситуацией
,
когда
на
них
смотрят
.
Этот
страх
скрывает
репрессированные
эксгибиционистские
побуждения
и
генерализованные
агрессивность
и
сексуальность
этой
ситуации
.
Положение
за
кушеткой
предоставляет
им
возможность
смотреть
при
том
условии
,
что
на
них
не
смотрят
.
На
меня
произвело
большое
впечатление
то
,
что
значительное
число
психоаналитиков
страдает
повышенным
чувством
страха
.
Это
столь
поразительно
,
что
я
был
вынужден
признать
,
что
одним
из
мотивов
,
который
делает
психоанализ
привлекательным
как
профессию
,
является
скрытое
положение
терапевта
.
Важный
инструмент
,
облегчающий
невроз
переноса
,
который
состоит
в
сдерживании
аналитиком
своих
эмоциональных
ответов
и
сохранении
относительной
анонимности
,
вероятно
,
служит
и
этой
патологической
склонности
.
Сдержанность
и
стремление
к
уединенности
являются
аналогич
-
ными
здоровыми
чертами
характера
,
которые
также
могут
сделать
этот
аспект
психоаналитической
техники
привлекательным
(
Джонс
, 1955,
с
. 406).
Решающим
фактором
является
то
,
насколько
фиксированной
,
ригидной
и
интенсивной
является
эта
черта
аналитика
.
Пока
он
проявляет
достаточную
гибкость
и
– 476 –
может
преодолевать
свою
робость
,
когда
это
необходимо
,
это
,
вероятно
,
не
станет
серьезной
помехой
.
С
другой
стороны
,
сильные
,
не
находящие
выражения
эксгибиционистские
побуждения
аналитика
могут
стать
другой
проблемой
.
Для
них
положение
«
за
кушеткой
»
и
непроявление
своих
эмоциональных
ответов
может
привести
к
хронической
фрустрации
,
которая
,
в
свою
очередь
,
может
привести
к
появлению
непоследовательного
поведения
или
бессознательных
провокаций
и
действию
вовне
пациента
.
Генерализованные
уход
и
отчуждение
по
отношению
к
пациенту
являются
значительно
более
грозными
признаками
и
указывают
на
неспособность
терапевта
осуществлять
психоанализ
,
не
считая
карикатурных
вариантов
истинной
процедуры
.
Мой
опыт
работы
с
кандидатами
,
страдающими
от
этих
проблем
,
показывает
,
что
многие
из
них
являются
личностями
,
которые
борются
против
сильной
враждебности
,
ненависти
и
тревоги
.
Им
необходимо
находиться
в
некотором
отдалении
для
того
,
чтобы
справляться
с
гневом
или
паникой
.
Эти
люди
не
подходят
для
психоаналитической
работы
,
и
,
тем
не
менее
,
они
добиваются
ее
,
потому
что
при
поверхностном
взгляде
она
предоставляет
им
возможность
избежать
ужаса
прямого
контакта
с
людьми
.
Отчужденность
—
обычный
вариант
этого
патологического
поведения
.
Способность
временно
и
частично
отстраняться
является
необходимым
www.NataHaus.ru
условием
для
психоаналитической
работы
,
это
особенно
важно
для
развития
невроза
переноса
.
Ключевыми
являются
слова
«
временно
и
частично
».
Когда
отчужденность
контролируема
,
она
ценна
,
когда
она
обязательна
,
зафиксирована
,
это
уже
противопоказания
для
выполнения
аналитической
работы
.
Способность
последовательно
налагать
депривации
,
фрустрировать
зависит
от
способности
причинять
боль
.
Неразрешенные
конфликты
в
области
садизма
,
мазохизма
и
ненависти
будут
вызывать
крайности
или
непоследовательность
поведения
.
Чрезвычайно
молчаливый
аналитик
,
например
,
может
скрывать
хроническое
пассивное
агрессивное
отношение
(
Стоун
, 1961).
Аналитики
,
которые
практикуют
в
атмосфере
сильной
суровости
,
строгости
,
могут
молча
выражать
свою
враждебность
,
а
также
бессознательно
провоцировать
нападение
,
что
является
скрытой
формой
мазохистского
удовлет
-
– 477 –
ворения
.
Способность
последовательно
блокировать
поиски
пациентом
симптоматических
удовлетворений
является
решающей
для
развития
невроза
переноса
.
Для
того
чтобы
делать
это
,
не
впадая
в
заблуждение
из
-
за
бессознательных
садистских
или
мазохистских
импульсов
,
аналитик
должен
быть
способен
снижать
свою
агрессивность
и
ненависть
.
Аналитик
должен
быть
способен
любить
своего
пациента
в
определенных
пределах
,
и
точно
так
же
он
должен
быть
способен
ненавидеть
своего
пациента
,
тоже
в
определенных
пределах
.
Любая
боль
,
которую
причиняет
аналитик
,
будь
это
отчужде
-
ние
,
молчание
,
интерпретации
или
взимание
платы
,
является
производным
ненависти
.
Важно
,
чтобы
аналитик
был
способен
делать
это
без
неосознанной
тревоги
или
вины
и
для
терапевтического
благоденствия
пациента
(
Винникот
, 1949).
Пациент
часто
становится
носителем
фантазии
аналитика
,
он
может
представлять
самого
аналитика
в
прошлом
или
сибсе
,
или
родителя
и
т
.
д
.
Таким
образом
,
аналитическая
ситуация
предоставляет
аналитику
возможность
прожить
свои
более
или
менее
бессознательные
фантазии
«
через
»
своего
пациента
.
Как
следствие
этого
,
аналитик
может
непреднамеренно
использовать
пациента
в
качестве
сообщника
для
воплощения
своих
репрессированных
желаний
.
Поэтому
неудивительна
,
что
у
аналитиков
с
такой
тенденцией
есть
пациенты
,
которые
делают
это
.
Более
удивительно
,
хотя
это
и
встречается
реже
,
что
у
аналитиков
,
которые
ведут
жизнь
,
полную
ограничений
и
затруднений
,
встречаются
пациенты
часто
и
вопиющим
образом
действующие
вовне
.
Бессознательно
такие
аналитики
одобряют
и
разделяют
данное
поведение
(
Гринакре
, 1950,
с
. 236).
Наряду
с
тем
,
что
аналитическая
ситуация
способствует
образованию
фантазий
у
пациента
,
она
оказывает
такое
же
воздействие
и
на
аналитика
.
То
,
что
он
сидит
невидимым
за
кушеткой
,
его
молчание
,
физические
ограничения
,
введенные
для
него
,
эмоциональная
сдержанность
—
все
это
способствует
мобилизации
воображения
аналитика
.
Наиболее
важным
,
однако
,
является
тот
факт
,
что
невротические
реакции
пациента
присваивают
аналитику
множество
ролей
.
Он
может
стать
дорогим
возлюбленным
или
ненавидимым
врагом
,
пугающим
отцом
или
успокаивающей
матерью
для
пациента
.
– 478 –
Задача
аналитика
состоит
в
том
,
чтобы
позволить
реализоваться
всем
этим
реакциям
и
вмешиваться
только
тогда
,
когда
это
полезно
для
пациента
.
Более
того
,
его
работа
будет
состоять
и
в
том
,
чтобы
приукрасить
тот
характерный
тип
,
который
перемещен
на
него
.
Для
того
чтобы
получить
лучшее
понимание
его
значения
для
пациента
.
Особым
,
странным
образом
аналитик
становится
молчаливым
актером
в
пьесе
,
которую
творит
пациент
.
Аналитик
не
действует
в
этой
драме
,
он
старается
остаться
теневой
фигурой
,
которая
нужна
пациенту
для
его
фантазий
.
Тем
не
менее
,
аналитик
помогает
в
создании
характера
,
разрабатывая
детали
путем
инсайта
,
эмпатии
и
интуиции
.
В
этом
смысле
он
становится
режиссером
в
данной
ситуации
—
жизненной
частью
пьесы
,
но
не
актером
.
Он
подобен
дирижеру
симфонического
оркестра
.
Он
не
пишет
музыку
,
но
он
делает
ее
ясной
и
интерпретирует
ее
.
Используя
свое
творческое
вообра
-
жение
,
аналитик
участвует
в
фантазиях
пациента
как
прояснитель
и
интерпретатор
,
но
не
как
соучастник
или
провокатор
(
Крис
, 1959;
Берес
, 1960;
Розен
, 1960;
Стоун
, 1961).
Прежде
чем
мы
вернемся
к
мотивациям
аналитика
как
лекаря
больных
и
страдающих
,
необходимо
обсудить
некоторые
вопросы
,
так
как
тема
эта
весьма
противоречива
.
Многие
аналитики
,
возможно
,
согласятся
с
выбором
первых
двух
основных
компонентов
аналитической
работы
,
а
именно
: 1)
быть
как
www.NataHaus.ru
бы
сборщиком
и
передатчиком
инсайта
; 2)
вести
себя
так
,
чтобы
быть
относительно
чистым
экраном
для
невроза
переноса
пациента
.
Существуют
значительные
расхождения
во
мнениях
относительно
валидности
и
важности
третьего
момента
:
аналитик
—
человек
,
принявший
на
себя
обязательство
облегчить
невротическое
страдание
пациента
(
Стоун
, 1961,
с
. 12—17, 117—120).
Для
того
,
чтобы
должным
образом
представить
ту
точку
зрения
,
что
терапевтические
намерения
аналитика
являются
жизненно
важным
фактором
в
практике
психоанализа
,
я
бы
хотел
коротко
остановиться
на
некоторых
исторических
и
научных
основаниях
для
этого
диспута
.
Для
получения
более
полной
картины
я
рекомендовал
бы
работы
Фрейда
(19266)
и
Джонса
(1953, 1955,
ч
. 4; 1957,
ч
. 9).
С
самых
ранних
работ
Фрейда
медики
в
целом
,
а
нев
-
– 479 –
рологи
и
психиатры
в
особенности
относились
к
психоанализу
враждебно
и
воинственно
.
Те
терапевты
,
которые
присоединились
к
психоаналитическому
движению
,
не
принадлежали
к
консервативному
большинству
.
Я
полагаю
,
что
это
остается
верным
и
теперь
.
После
Второй
мировой
войны
психоанализ
,
по
-
видимому
,
стал
более
приемлем
для
психиатров
,
но
не
для
представителей
других
областей
медицины
.
Те
несколько
терапевтов
,
которые
присоединились
к
Фрейду
,
когда
он
был
в
изоляции
,
и
сформировали
психоаналитическое
общество
в
Вене
в
1902
году
и
Международную
Психоаналитическую
Ассоциацию
в
1921
г
.,
стояли
более
или
менее
в
стороне
от
основных
направ
-
лений
медицинских
ассоциаций
.
В
то
же
самое
время
наиболее
яркие
вклады
в
психоанализ
были
сделаны
людьми
,
вообще
не
имевшими
отношения
к
медицине
:
это
были
Ганс
Саш
,
Гермина
Хаг
-
Хельмут
,
Оскар
Пфистер
,
Отто
Ранк
,
Мелани
Клейн
,
Зигфрид
Бернфельд
,
Теодор
Рейк
и
Анна
Фрейд
.
Двое
из
пяти
членов
«
секретного
комитета
»
Фрейда
были
практикующими
аналитиками
:
Ганс
Саш
и
Отто
Ранк
(
Джонс
, 1955,
г
. 6).
Собственная
академическая
подготовка
Фрейда
была
весьма
далека
от
таковой
обычного
терапевта
.
Весной
1926
г
.
Т
.
Рейк
предстал
перед
австрийским
судом
как
шарлатан
,
и
позже
,
в
том
же
году
,
Фрейд
написал
небольшую
книгу
в
защиту
психоанализа
.
В
этой
книге
Фрейд
писал
: «
После
сорока
одного
года
медицинской
деятельности
приобретенные
мною
знания
говорят
мне
,
что
я
никогда
не
был
доктором
в
общепринятом
смысле
. ...
Я
не
знаю
,
было
ли
в
раннем
детстве
у
меня
желание
помогать
страдающему
человечеству
...
Не
думаю
,
однако
,
что
отсутствие
у
меня
обычного
,
свойственного
медикам
,
темперамента
причинило
большой
вред
моим
пациентам
.
В
этом
отношении
гораздо
важнее
,
является
ли
терапевтический
интерес
доктора
слишком
эмоционально
выраженным
.
Помощь
пациентам
будет
оказана
лучше
,
если
доктор
выполняет
свою
задачу
хладнокровно
,
как
можно
точнее
соблюдая
правила
» (19266,
с
. 253—254).
По
моему
мнению
,
самооценка
Фрейда
не
точна
,
возможно
,
она
вызвана
его
враждебностью
по
отношению
к
медицинской
профессии
в
тот
момент
.
Я
пытался
показать
терапевтическое
отношение
Фрейда
при
работе
с
– 480 –
пациентами
в
цитатах
,
приведенных
в
секции
4.223.
Я
согласен
с
Фрейдом
и
другими
,
что
курс
медицинской
школы
не
идеальная
подготовка
для
психоаналитика
и
что
предпочтительнее
комбинация
определенной
медицинской
подготовки
и
знаний
в
области
социальных
наук
,
наук
,
посвященных
человеку
,
а
также
знание
литературы
.
Фрейд
утверждал
следующее
: «
Я
вынужден
признать
,
что
пока
не
существует
таких
школ
для
подготовки
аналитиков
,
каких
бы
мы
хотели
,
наилучшими
кандидатами
для
будущих
аналитиков
являются
люди
с
медицинским
образованием
» (19266,
с
. 257).
Вопреки
отношению
Фрейда
я
утверждаю
,
что
терапевтическое
намерение
аналитика
является
жизненно
важным
,
если
он
практикует
психоанализ
как
метод
лечения
.
Я
не
говорю
,
что
это
побуждение
стать
исцелителем
больного
может
быть
получено
только
в
ходе
медицинской
подготовки
,
но
,
вне
зависимости
от
того
,
откуда
оно
появилось
,
оно
является
существенным
элементом
практического
психоанализа
как
терапии
.
По
моему
личному
опыту
я
магу
сказать
,
что
я
не
знал
ни
одного
эффективно
практикующего
психоаналитика
,
который
не
чувствовал
бы
сильного
желания
облегчить
страдания
своих
пациентов
.
Я
тоже
встречал
психоаналитиков
со
степенями
,
которые
,
в
сущности
,
были
только
исследователями
или
сборщиками
данных
,
а
их
терапевтические
результаты
были
ниже
всяких
ожиданий
.
Я
знал
аналитиков
без
медицинского
образования
,
которые
были