ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5062
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
1
См
.
комментарии
«
Страки
.
Стандарт
Эдишн
», 2:111.
– 12 –
Фрейд
объяснял
,
что
при
отказе
от
гипноза
и
внушения
утрачивается
возможность
доступа
к
вытесненному
материалу
и
,
следовательно
,
возможность
получить
патогенные
воспоминания
и
фантазии
.
Свободная
ассоциация
—
совершенно
достаточный
заменитель
их
,
позволяющий
непроизвольным
мыслям
пациента
проявиться
в
терапевтической
ситуации
.
Вот
описание
этого
метода
,
сделанное
Фрейдом
: «
Не
оказывая
какого
-
либо
давления
,
аналитик
предлагает
пациенту
лечь
удобно
на
софе
,
тогда
как
сам
он
сидит
на
стуле
за
ним
,
вне
поля
зрения
пациента
.
Он
даже
не
просит
его
закрыть
глаза
и
избегает
любых
прикосновений
,
так
же
,
как
избегает
всяких
других
процедур
,
которые
могут
напомнить
о
гипнозе
.
Сеанс
,
следовательно
,
проходит
как
беседа
между
двумя
людьми
,
в
равной
степени
бодрствующими
,
но
один
из
них
воздерживается
от
любых
мускульных
усилий
и
любых
отвлекающих
ощущений
,
которые
могут
отвлечь
его
внимание
от
его
собственной
умственной
деятельности
.
Для
овладения
идеями
и
ассоциациями
пациента
аналитик
просит
«
разрешить
ему
войти
»
в
такое
состояние
,
как
если
бы
они
беседовали
бесцельно
,
бессвязно
,
наугад
» (1904,
с
. 250—251).
Процедура
свободной
ассоциации
стала
известна
как
(
фундаментальное
,
или
основное
,
правило
психоанализа
(
Фрейд
, 1912
а
,
с
. 107).
Свободная
ассоциация
остается
основным
и
единственным
методом
коммуникации
для
пациентов
в
ходе
психоаналитического
лечения
.
Интерпретация
же
остается
основным
,
наиболее
важным
инструментом
аналитика
.
Эти
две
технические
процедуру
придают
психоаналитической
терапии
отличительную
печать
.
Другие
способы
общения
также
встречаются
во
время
курса
психоаналитической
терапии
,
но
они
являются
не
основными
,
а
подготовительными
,
или
вторичными
,
они
не
типичны
для
психоанализа
.
Этот
момент
будет
обсуждаться
в
секции
1.34.
1.12.
Изменения
в
теории
терапевтического
процесса
Работа
«
Об
истерии
»
может
рассматриваться
как
начало
психоанализа
.
В
ней
можно
увидеть
,
как
Фрейд
боролся
за
обнаружение
того
,
что
составляет
сущность
терапевтического
процесса
при
лечении
истерии
.
Впе
-
– 13 –
чатляет
тот
факт
,
что
некоторые
из
тех
явлений
,
которые
в
то
время
описывал
Фрейд
,
стали
основой
психоаналитической
теории
терапии
.
Как
это
характерно
для
Фрейда
,
он
начал
с
борьбы
по
преодолению
препятствий
его
терапевтическому
подходу
.
И
только
позже
осознал
,
что
эти
помехи
были
решающими
для
понимания
неврозов
пациентов
и
терапевтического
процесса
.
Настойчивость
и
гибкость
дали
возможность
Фрейду
справиться
со
множеством
препятствий
,
что
и
привело
к
открытию
психоанализа
.
В
предварительном
сообщении
(1893)
Брейер
и
Фрейд
. (1893—95)
утверждали
,
что
«
каждый
отдельный
истерический
симптом
немедленно
и
надолго
исчезает
,
когда
мы
добиваемся
успеха
,
проливая
свет
на
воспоминания
о
событии
,
которым
тот
симптом
был
спровоцирован
,
и
в
возбуждении
сопровождающего
аффекта
,
и
когда
пациент
описывает
то
событие
,
как
можно
более
детально
и
переводит
аффект
в
слова
».
Они
полагали
,
что
только
путем
отреагирования
пациент
может
достичь
полного
«
катартического
»
эффекта
,
и
,
таким
образом
,
освободиться
от
истерического
симптома
.
Эти
переживания
,
как
они
утверждали
,
отсутствуют
в
памяти
пациента
в
нормальных
условиях
и
могут
быть
получены
только
путем
гипноза
.
Патогенные
мысли
сохранились
такими
«
свежими
»
и
так
аффективно
заряженными
,
потому
что
они
не
были
включены
в
нормальный
процесс
разрядки
.
Они
имели
дело
с
«
удушенными
»
аффектами
(
с
. 17).
Разрядка
от
«
удушенных
»
аффектов
лишила
бы
патогенные
воспоминания
их
силы
,
и
симптомы
могли
бы
исчезнуть
.
В
тот
период
развития
психоанализа
процессы
отреагирования
и
разрядки
рассматривались
как
терапевтические
процессы
,
причем
с
акцентом
на
отреагирование
.
Терапевт
гипнотизировал
пациента
и
пытался
заставить
его
вспомнить
травмировавшее
событие
,
чтобы
затем
пришло
целительное
www.NataHaus.ru
катартическое
переживание
.
У
Анны
О
.,
которую
Брейер
лечил
в
1882
году
,
бывали
спонтанные
гипнотические
трансы
,
во
время
которых
она
спонтанно
переживала
вновь
прошлые
травматические
события
.
Когда
она
выходила
из
сомнамбулического
состояния
,
она
чувствовала
облегчение
.
Таким
образом
,
опыт
Анны
О
.
проложил
путь
для
катарти
-
– 14 –
ческой
терапии
.
Сама
она
называла
это
«
лечение
разговором
»
или
«
чисткой
трудом
».
Постепенно
у
Фрейда
складывалось
представление
и
о
той
силе
в
пациенте
,
которая
противостоит
лечению
.
Окончательно
оно
выкристаллизовалось
в
случае
Элизабет
фон
Р
.,
которую
он
не
мог
загипнотизировать
и
которая
отказалась
сообщить
некоторые
свои
мысли
,
несмотря
на
то
,
что
он
настаивал
(
с
. 154).
Он
пришел
к
заключению
,
что
эта
сила
,
сопротивляющаяся
лечению
,
есть
та
же
самая
сила
,
которая
охраняет
патогенные
мысли
(
с
. 268).
Цель
одна
—
защита
. «
Незнание
»
ис
-
терического
пациента
есть
,
фактически
,
нежелание
знать
» (
с
. 269—270).
Задача
терапевта
,
как
считал
Фрейд
,
состоит
в
том
,
чтобы
преодолеть
это
сопротивление
,
что
он
и
делает
, «
настаивая
»,
подталкивая
,
расспрашивая
,
надавливая
на
лоб
и
т
.
д
.
Фрейд
признавал
,
что
личное
влияние
врача
может
быть
чрезвычайно
значимо
,
и
предлагал
терапевту
действовать
и
как
просветителю
,
учителю
,
духовному
отцу
(
с
. 282).
Вместе
с
тем
он
осознавал
,
что
при
определенных
условиях
отношение
пациента
к
врачу
может
«
расстроиться
» —
фактор
,
который
превратит
отношения
пациент
—
врач
в
наихудшее
препятствие
на
пути
дальнейшего
анализа
(
с
. 301).
Это
может
произойти
,
если
пациент
чувствует
к
себе
пренебрежение
,
когда
пациент
становится
сексуально
зависимым
,
или
если
пациент
испытывает
недоверие
к
врачу
,
вытекающее
из
содержания
анализа
,
переносит
на
фигуру
врача
внушающие
беспокойство
мысли
из
содержания
анализа
(
с
. 302).
При
работе
с
этим
следует
вывести
все
на
сознательный
уровень
и
вернуться
назад
,
к
тому
моменту
в
лечении
,
когда
это
возникло
.
Затем
следует
попытаться
убедить
пациента
общаться
,
несмотря
на
эти
чувства
(
с
. 304).
Таким
образом
,
Фрейд
обнаружил
явления
сопротивления
и
переноса
,
хотя
,
по
существу
,
они
им
рассматривались
как
помехи
в
работе
.
Главная
цель
было
—
достигнуть
аффективного
отреагирования
и
восстановить
травматические
воспоминания
.
Реакции
переноса
и
сопротивления
должны
были
быть
обойдены
или
преодолены
.
В
работе
«
Об
истерии
»
Фрейд
попытался
сформулировать
задачи
,
сконцентрировать
свои
усилия
на
индивидуальной
симптоматике
пациента
.
Он
сознавал
,
– 15 –
что
эта
форма
терапии
—
симптоматическая
,
а
не
казуальная
(
р
. 262).
В
случае
Доры
,
который
был
опубликован
в
1900,
хотя
написан
в
1901
г
.,
Фрейд
констатировал
,
что
психоаналитическая
техника
полностью
революционизирована
(1903,
р
. 12).
Он
более
не
старался
прояснить
каждый
симптом
,
один
за
другим
.
Он
нашел
,
что
этот
метод
совершенно
неадекватен
в
случае
комплексного
невроза
.
Теперь
Фрейд
предлагал
пациенту
самому
подобрать
субъективный
материал
к
сеансу
,
а
сам
начинал
работу
с
подсознательными
мыслями
пациента
,
которые
проявлялись
в
данный
момент
.
Очевидно
,
Фрейд
осознавал
,
что
терапевтический
процесс
в
виде
одной
единственной
операции
не
может
быть
эффективным
,
так
как
невротические
симптомы
имеют
множественные
причины
.
Хотя
он
уже
пришел
к
принципу
переопределенности
в
работе
«
Об
истерии
» (
с
. 173—174),
он
точно
сформулировал
свое
мнение
по
этому
вопросу
в
статье
«
Психоаналитическая
процедура
по
Фрейду
»,
опубликованной
в
1904
г
.
В
этом
эссе
он
утверждал
,
что
изменения
в
технике
от
гипноза
и
внушения
к
свободной
ассоциации
дали
возможность
получить
новые
данные
и
«
в
конечном
счете
неизбежно
повлекли
за
собой
отличную
,
хотя
и
не
противоречащую
,
концепцию
терапевтического
процесса
» (
с
.
250).
Гипноз
и
внушение
маскируют
сопротивление
и
мешают
выявить
психические
силы
пациента
.
Избежав
сопротивления
,
можно
получить
лишь
неполную
информацию
и
достичь
временного
терапевтического
успеха
.
Терапевтическая
задача
состоит
в
преодолении
сопротивления
,
уничтожения
репрессирующего
давления
,
и
тогда
провал
в
памяти
будет
заполнен
.
Я
полагаю
,
что
здесь
мы
видим
сдвиг
в
теории
терапевтического
процесса
от
доминирующей
важности
отреагирования
к
преодолению
амнезии
.
Это
не
противоречит
тому
факту
,
что
отреагирование
имеет
терапевтический
эффект
.
Сняв
эмоциональное
напряжение
,
пациент
обычно
www.NataHaus.ru
испытывает
временное
чувство
облегчения
.
Более
того
,
катарсис
ценен
тем
,
что
снижает
аффективную
напряженность
,
что
благоприятно
сказывается
на
последующей
терапии
.
Весьма
важен
тот
факт
,
что
вербализация
,
сопровождающая
разрядку
эмоций
и
побуждений
,
дает
возможность
исследовать
их
более
четко
.
Но
катарсис
не
является
более
конечной
целью
те
-
– 16 –
рапии
.
Я
полагаю
,
что
это
как
раз
то
,
о
чем
Фрейд
упоминал
,
говоря
об
«
отличном
,
но
не
противоречащем
утверждении
».
Новое
ударение
было
теперь
сделано
на
бессознательном
устранении
амнезии
,
восстановлении
памяти
.
Сопротивление
стало
краеугольным
камнем
психоаналитической
теории
,
было
соотнесено
с
теми
силами
,
которые
вызывают
репрессию
.
Аналитик
использует
интерпретацию
для
того
,
чтобы
сломить
сопротивление
.
В
случае
Доры
(1905
а
)
Фрейд
впервые
подчеркнул
решающую
роль
переноса
. «
Перенос
,
которому
,
кажется
,
предписано
быть
самой
большой
помехой
психоанализу
,
становится
его
наиболее
могучим
союзником
,
если
каждый
раз
его
присутствие
может
быть
определено
и
объяснено
пациенту
»
(
р
. 117).
В
постскриптуме
к
этому
случаю
Фрейд
описывает
случай
,
когда
пациент
внезапно
прекратил
лечение
потому
,
что
ему
не
удалось
проанализировать
множественные
элементы
переноса
,
которые
докучали
при
лечении
.
В
работе
«
Динамики
переноса
» (1912
а
)
он
описывает
связь
между
переносом
и
сопротивлением
,
позитивный
и
негативный
перенос
и
амбивалентность
реакций
переноса
.
Часть
одного
раздела
заслуживает
быть
процитированной
,
так
как
в
ней
отчетливо
видна
новая
терапевтическая
ориентация
Фрейда
. «
Борьба
между
врачом
и
пациентом
,
между
интеллектом
и
инстинктивной
жизнью
,
между
пониманием
и
стремлением
действовать
проявляется
почти
исключительно
в
явлении
переноса
.
На
этом
поле
битвы
должна
быть
победа
—
победа
,
чье
выражение
—
перманентное
излечение
невроза
.
Не
подлежит
сомнению
,
что
контроль
за
явлениями
переноса
связан
для
психоаналитика
с
большими
труд
-
ностями
.
Но
не
следует
забывать
,
что
такой
контроль
оказывает
неоценимую
услугу
,
делая
скрытые
и
забытые
эротические
побуждения
непосредственными
и
явными
.
К
счастью
,
в
то
время
,
когда
все
это
было
сделано
и
сказано
,
уже
невозможно
было
судить
заочно
и
сжигать
портреты
» (
р
. 103).
С
1912
года
и
далее
последовательный
анализ
переноса
и
сопротивления
стал
центральным
элементом
терапевтического
процесса
.
Позже
,
в
том
же
году
,
Фрейд
предостерегал
против
«
удовольствий
переноса
»
и
убеждал
,
что
психоаналитик
должен
быть
непроницаем
,
как
– 17 –
зеркало
для
пациента
,
и
должен
сохранять
свою
анонимность
(19126,
с
. 118).
В
своей
работе
«
Воспоминание
,
повторение
и
тщательная
проработка
» (1914
с
),
Фрейд
описывает
особо
,
как
вести
себя
по
отношению
к
переносу
и
сопротивлению
,
и
связывает
это
с
навязчивым
повторением
.
Он
использует
термин
«
невроз
переноса
»
для
обозначения
того
,
что
во
время
психоанализа
пациент
замещает
свой
обычный
невроз
этим
неврозом
,
вовлекая
аналитика
.
Этот
вопрос
подробно
рассматривается
в
главе
XXIII
в
«
Лекциях
по
введению
» (1916— 17,
с
. 454—455).
Кое
-
что
новое
было
добавлено
к
дискуссии
по
терапевтическим
процессам
в
той
части
,
где
Фрейд
отмечает
,
что
перестройка
Эго
становится
возможной
при
анализировании
переноса
(
р
. 455).
Он
утверждал
,
что
при
интерпретации
неосознанное
переходит
в
осознанное
и
увеличивает
Эго
за
счет
подсознательного
.
В
работе
«
Эго
и
Ид
»
Фрейд
выразил
эту
мысль
очень
сжато
. «
Психоанализ
—
инструмент
,
дающий
возможность
Эго
достичь
,
добиваться
прогрессирующей
победы
над
Ид
» (
с
. 56).
В
1933
г
.,
Фрейд
писал
,
что
в
психоанализе
основные
усилия
направлены
на
то
,
чтобы
«
усилить
Эго
,
сделать
его
более
независимым
от
Суперэго
,
расширить
сферу
действия
перцепции
и
укрепить
его
организацию
так
,
чтобы
оно
могло
присвоить
свежую
порцию
Ид
.
Где
было
Ид
,
там
будет
Эго
» (
с
. 80).
И
снова
в
работе
«
Анализ
конечный
и
бесконечный
» (1973
а
)
Фрейд
утверждает
: «
Дело
анализа
—
обеспечивать
,
насколько
это
возможно
,
хорошие
условия
для
функционирования
Эго
,
только
в
этом
случае
он
выполнит
свою
задачу
» (
с
. 250).
Обозревая
историческое
развитие
исторических
процедур
и
процессов
психоаналитической
терапии
,
можно
заметить
,
что
гипноз
был
оставлен
,
но
все
остальные
элементы
терапевтической
иерархии
сохранились
,
хотя
и
в
весьма
отличной
роли
(
Лоевальд
, 1955).
Внушение
не
используется
для
www.NataHaus.ru
получения
воспоминаний
и
не
является
более
главным
терапевтическим
приемом
психоанализа
.
Оно
может
быть
применено
как
временная
вспомогательная
мера
,
необходимость
которой
,
в
конечном
счете
,
будет
проанализирована
(
это
будет
обсуждаться
в
секции
1.34).
Отреагирование
более
не
рассматривается
как
те
-
– 18 –
рапевтическая
цель
,
оно
ценно
в
другом
плане
.
Аналитик
по
-
прежнему
пытается
выйти
за
пределы
сознательного
,
но
теперь
он
использует
свободную
ассоциацию
,
анализ
сновидений
и
интерпретацию
.
Главное
поле
деятельности
для
аналитической
работы
—
это
область
переноса
и
сопротивления
.
Мы
надеемся
сделать
неосознанное
осознанным
,
вернуть
вытесненные
воспоминания
,
преодолеть
инфантильную
амнезию
.
Но
даже
и
это
не
концептуализировано
более
как
единственная
цель
.
Единственной
целью
психоанализа
является
увеличение
относительной
силы
Эго
по
отношению
к
Суперэго
,
Ид
и
внешнему
миру
.
1.2.
Теоретические
основы
техники
1.21.
Связь
между
теорией
и
практикой
Прежде
чем
мы
могли
бы
перейти
к
более
полному
и
систематичному
рассмотрению
терапевтических
процедур
и
процессов
,
было
бы
неплохо
сделать
краткий
обзор
некоторых
основных
теоретических
концепций
психоанализа
.
Между
теорией
и
практикой
существует
реципрокная
связь
.
Клинические
открытия
могут
привести
к
новым
теоретическим
формулировкам
,
которые
,
в
свою
очередь
,
могут
так
повлиять
на
восприятие
и
технику
аналитика
,
что
станет
возможным
получение
новых
клинических
инсайтов
.
Обратное
также
верно
.
Ошибочная
техника
может
привести
к
искажению
клинических
данных
,
которые
,
в
свою
очередь
,
могут
лечь
в
основу
ошибочных
теоретических
построений
.
Всякий
раз
,
когда
недостаточна
интеграция
между
теорией
и
техникой
,
страдают
оба
аспекта
(
Хартманн
, 1951,
с
. 143).
Например
,
с
сопротивлением
можно
иметь
дело
более
эффективно
,
если
знать
многочисленные
функции
сопротивления
,
его
связь
с
защитами
в
общем
,
его
цель
в
каждом
конкретном
случае
.
Есть
аналитики
,
имеющие
тенденцию
изолировать
свои
практические
знания
от
теоретических
.
Некоторые
делают
это
,
пассивно
следуя
за
пациентом
до
тех
пор
,
пока
какой
-
нибудь
фрагмент
материала
не
становится
понятным
,
и
затем
без
дальнейшей
проработки
сообщают
его
пациенту
.
Они
неправильно
употребляют
то
положение
,
что
бессознательное
самого
аналитика
,
его
– 19 –
эмпатия
являются
наиболее
важными
инструментами
терапии
,
они
игнорируют
необходимость
проделывать
некоторую
интеллектуальную
работу
над
получаемыми
данными
.
Как
следствие
этого
,
у
них
нет
целостного
мнения
о
пациенте
,
нет
реконструкций
более
крупных
частей
жизни
пациента
,
есть
лишь
коллекция
инсайтов
.
Заблуждения
в
другом
направлении
равно
опасны
,
есть
аналитики
,
которые
слишком
поспешно
формулируют
теории
на
основе
скудных
клинических
данных
.
Для
них
анализ
становится
состязанием
ума
,
или
неким
интеллектуальным
упражнением
.
Такие
аналитики
избегают
инстинктивных
или
эмоциональных
затруднений
,
возникающих
при
работе
с
пациентами
,
они
отказываются
от
интуиции
и
эмпатии
и
становятся
сборщиками
данных
или
интерпретационными
автоматами
.
Психоаналитическая
терапия
предъявляет
к
аналитику
очень
противоречивые
требования
.
Он
должен
вслушиваться
в
материал
своего
пациента
,
высвобождая
свои
собственные
ассоциативные
фантазии
и
воспоминания
;
более
того
,
он
должен
тщательно
исследовать
и
осмыслить
приобретенные
инсайты
до
того
,
как
они
будут
переданы
пациенту
(
Ференци
, 1919
а
,
с
. 189).
Способность
расположить
пациента
к
свободному
ассоциированию
приобретается
аналитиком
из
опыта
(
при
успешном
анализировании
).
Для
того
же
,
чтобы
эффективно
использовать
чьи
-
либо
теоретические
знания
на
практике
,
ими
нужно
интеллектуально
овладеть
;
они
,
кроме
того
,
должны
быть
приемлемы
сами
по
себе
,
не
скрываясь
за
клиническим
мастерством
.
Для
того
чтобы
работа
аналитика
оставалась
научной
,
www.NataHaus.ru
необходимо
,
чтобы
он
имел
способность
использовать
эмпатию
и
интуицию
,
с
одной
стороны
,
и
свои
теоретические
познания
—
с
другой
(
Феничел
, 1941,
с
. 1—5;
Кохут
, 1959).
В
первые
годы
развития
психоанализа
большая
доля
успеха
в
продвижении
вперед
была
обусловлена
клиническими
открытиями
.
В
последние
же
годы
перевес
,
кажется
,
образовался
на
стороне
техники
.
Когда
Фрейд
открыл
решающую
важность
систематического
анализирования
сопротивления
пациентов
,
он
почти
на
двадцать
лет
опередил
открытие
сопричастности
Эго
к
этой
процедуре
.
Сегодня
мы
,
по
-
видимому
,
знаем
гораздо
больше
о
функционировании
Эго
,
чем
в
состоянии
использовать
непосредственно
в
нашей
технике
(
Хартманн
,
– 20 –
1951).
Но
я
полагаю
,
что
наша
величайшая
надежда
на
прогресс
техники
лежит
в
лучшей
интеграции
клинических
,
теоретических
и
технических
знаний
.
1.22.
Психоаналитическая
теория
невроза
Теория
и
техника
психоанализа
базируются
,
в
основном
,
на
клинических
данных
,
полученных
при
изучении
неврозов
.
Хотя
в
последние
годы
наметилась
тенденция
расширять
рамки
психоаналитических
исследований
,
включая
нормальную
психологию
,
психозы
,
социологические
и
исторические
проблемы
,
наши
знания
в
этих
областях
не
прогрессировали
так
далеко
,
как
наше
по
-
нимание
неврозов
(
А
.
Фрейд
, 1954
а
;
Стоун
, 1954
б
).
Клинические
данные
по
неврозам
все
еще
снабжают
нас
наиболее
достоверным
материалом
для
формулирования
психоаналитической
теории
.
Для
того
чтобы
понять
теорию
психоаналитической
техники
,
читателю
необходимо
иметь
определенные
знания
о
психоаналитической
теории
невроза
. «
Лекции
по
введению
» (1916—17)
Фрейда
и
работы
Пунберга
(1932),
Феничела
(1945
а
),
Уайлдера
(I960) —
великолепные
источники
для
этого
.
Здесь
же
я
только
намечу
основные
моменты
,
которые
я
считаю
наиболее
важными
теоретическими
посылками
для
понимания
техники
.
Психоанализ
утверждает
,
что
психоневрозы
базируются
на
невротическом
конфликте
.
Конфликт
ведет
к
обструкции
разрядки
инстинктивных
побуждений
,
что
кончается
состоянием
«
будь
я
проклят
».
Эго
становится
все
менее
способным
справляться
с
усиливающимися
напряжениями
и
,
в
конце
концов
,
оказывается
подавлено
.
Непроизвольные
разрядки
в
клинике
проявляются
как
симптомы
психоневроза
.
Термин
«
невротический
конфликт
»
используется
в
единственном
числе
,
хотя
всегда
имеется
более
чем
один
важный
конфликт
.
Привычка
и
условность
заставляют
нас
говорить
о
единственном
конфликте
(
Колби
, 1951,
с
. 6).
Невротический
конфликт
—
это
бессознательный
конфликт
между
побуждением
Ид
,
стремящегося
к
разрядке
,
и
защитой
Эго
,
отвращающей
непосредственную
разрядку
или
доступ
к
сознанию
.
Временами
клинический
материал
свидетельствует
о
конфликте
между
двумя
инстинктивными
потребностями
,
например
,
гетеросексу
-
– 21 –
альная
активность
может
быть
использована
для
предотвращения
гомосексуальных
желаний
.
Анализ
покажет
,
что
может
быть
использовано
в
таком
случае
,
как
гетеросексуальная
активность
для
целей
защиты
,
чтобы
избежать
болезненных
ощущений
вины
и
стыда
.
Гетеросексуальность
в
данном
примере
выполняет
требования
Эго
и
находится
в
оппозиции
запретному
инстинктивному
побуждению
,
гомосексуальности
.
Следовательно
,
формулировка
,
что
невротический
конфликт
есть
невротический
конфликт
между
Ид
и
Эго
,
остается
,
по
-
прежнему
,
в
силе
.
Внешний
мир
также
играет
важную
роль
в
формировании
невроза
,
но
и
здесь
конфликт
должен
быть
определен
как
внутренний
конфликт
между
Эго
и
Ид
,
результатом
чего
является
невротический
конфликт
.
Внешний
мир
может
вызвать
инстинктивные
искушения
и
ситуации
,
от
которых
,
видимо
,
следует
уклониться
,
так
как
они
несут
с
собой
опасность
какого
-
то
наказания
.
В
результате
мы
будем
иметь
дело
с
невротическим
конфликтом
,
если
инстинктивные
искушения
или
опасность
будут
заблокированы
от
сознания
.
Конфликт
с
внешней
реальностью
становится
,
таким
образом
,
конфликтом
между
Ид
и
Эго
.
Суперэго
играет
более
сложную
роль
в
невротическом
конфликте
.
Оно
может
войти
в
конфликт
на
стороне
Эго
или
Ид
,
или
на
стороне
и
того
,
и
другого
.
Суперэго
—
это
та
инстанция
,
которая
делает