Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 9777

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

стимулом к мастурбации или дополнительным источником мастурбационных фантазий.

У  многих  мужчин  и  около 30% женщин  эротические  фантазии  возникают  и  во  время

полового  акта (Wolfe, 1981). Работы  Крепо (Crepault) по  изучению «эротического
воображения» жителей  Квебека  выявили  заметные  различия  между  формами  сексуальных
фантазий у мужчин и женщин. Так, у женщин эти фантазии чаще, чем у мужчин, принимают
сентиментальную  окраску. Если  у  женщин  они  в  первую  очередь  имеют
эксгибиционистский

1

  характер (медленное  раздевание), то  у  мужчин  чаще  отмечаются

фантазии  вуайеристского

г

  типа (пассивное  присутствие  при  эротических  сценах, например

при сценах женских гомосексуальных отношений, или созерцание раздевающейся или мас-
турбирующей 

женщины). Главным 

образом 

женщине 

свойственны 

фантазии

нарциссического  типа (когда  она  воображает, что  обладает  огромной  сексуальной
привлекательностью) или мазохистские фантазии (подвергается агрессии со стороны одного
или нескольких половых партнеров); у мужчин чаще встречаются фантазии фетишистского
типа (когда мужчина представляет себе женщину в одежде и с другими принадлежностями
туалета, возбуждающими  его  воображение) или  типа  активного  принуждения (связывание
партнерши  и  принуждение  ее  к  сексуальной  активности). Мужчинам  также  свойственны  и
фантазии  полигамного  типа (сексуальная  активность  сразу  с  несколькими  женщинами),
оргиастические  фантазии (участие  в  групповой  сексуальной  активности), фантазии
орогенитального  типа (феллякия, куннилингус  или  оральная  эякуляция) или
инициативистские фантазии (совращение девочки).

Гомосексуальные

 фантазии отмечаются у лиц обоего пола-по данным Крепо (Crepault, 1977), у 7% мужчин и

11% женщин. То же самое

1

 Объяснение этих терминов см в главе 12

2

 См.

 раздел главы 12, посвященный психосексуальным расстройствам.

Развитие «Я»

                          49

можно  сказать  и  о  фантазиях, когда  субъект  воображает, что  подвергся  сексуальному

принуждению (будучи связанным или не связанным), или о фантазиях, попирающих нормы
христианской  добродетели, когда  женщина  отождествляет  себя  с  проституткой  или  с
развратницей, а мужчина превращает ее в «объект сексуальной эксплуатации».

Религия, а затем и психоанализ по разным причинам пожелали увидеть в сексуальных фантазиях извращение.

По мнению Фрейда, такие фантазии отражают наличие конфликта между подавленными сексуальными импульсами
и семейными или социальными запретами и, таким образом, вместе с другими сексуальными извращениями (см. гл.
12) искажают «нормальные  сексуальные  цели». Американский  психиатр  и  психоаналитик  Столлер  полагает, что
«дневные мечтания в сжатом виде отражают первичные отношения всею детства и пытаются освободить человека
от  имевших  место  в  детстве  фрустраций, травм  и  конфликтов», давая  ему  возможность  хотя  бы  в  своем
воображении  причинить  зло  объекту  эротических  фантазий. Подобная  агрессивность, особенно  отчетливо
проявляющаяся  в  садо-мазохистских  фантазиях, принимает  в  эксгибиционистских, вуайеристских  фантазиях  и
фантазиях, попирающих нормы христианской добродетели, форму «унижения» другого человека

Напротив, по  мнению  других  психотерапевтов, в  сексуальных  фантазиях  нет  ничего

постыдного-они  лишь  помотают  многим  людям  примириться  со  своей  половой  жизнью,
культивируя про себя свои тайные помыслы. В этом они видят, в частности, способ легкого
достижения  удовольствия, и, кроме  того, «мысленная  подмена» позволяет  человеку
подготовиться  к  соответствующим  действиям  в  будущем  или  же  заменить  действия,
осуществить  которые  у  него  мало  шансов. Таким  образом, фантазии  позволяют  ослабить
сексуальную  фрустрацию, так  как  благодаря  им  можно  отчасти  удовлетворить  желания,
реализация которых находится под запретом.

Мастере  и  Джонсон (Masters, Johnson), изучив  небольшую  выборку  гетеросексуальных,

гомосексуальных  и  бисексуальных  женщин  и  мужчин, обнаружили, что  уровень
сексуальных  фантазий  был  самым  низким  у  бисексуальных  мужчин, а  самым  высоким  у


background image

www.koob.ru

лесбиянок. Другие исследования показали также, что если  у лесбиянок главным предметом
сексуальных фантазий бывает привычная партнерша, помещаемая в непривычную ситуацию,
то  у  гетеросексуальных  женщин  в  фантазиях  присутствует  чаще  всего  малознакомый
мужчина. Гетеросексуальные  мужчины  обычно  строят  свои  фантазии  вокруг  конкретной
женщины, но  не  своей  привычной  партнерши. Самой  обычной  темой  фантазий  у  гомо-
сексуальных  женщин  и  мужчин  является  активное  принуждение, но  если  у  мужчин  оно
связано  преимущественно  с  применением  физической  силы, то  у  лесбиянок  это  чаще
психологическое давление.

Быть может, после всего сказанного о сексуальных фантазиях уместно будет вспомнить слова Столлера, что

«человек не очень склонен любить, особенно в то время, когда он занимается любовью»

50

Глава 10

Источники:

Katchadourian ff.A.,

 La sexualite humaine, Montreal, Les Editions

HRW,

 1982.

Stoller R.J.,

 1979, L'excitation sexuelle, Paris, Payot, 1984.

Goleman D.,

 Bush S., „Les fantasmes sexuels",

Psychologie, n° 98, mars 1978, p. 33-38

Документ 10.2. Детское мышление

Представление  о  мышлении  ребенка  как  о «примитивном» или «сумасшедшем» мышлении, существенно

отличном  от  мышления  взрослого  человека  по  своим  формам  и содержанию, возникло  в  результате  работ  таких
психологов, как Клапаред (Claparede, 1873-1940), Пиаже, Валлон и многие другие.

Для  структуры  мышления  ребенка  от 3 до 7-8 лет  характерны  два  главных  признака -

эгоцентризм

  и

синкретизм,

 которые накладывают отпечаток на все его видение мира и расшифровку воспринимаемого.

Эгоцентризм

Зачастую  эгоцентризм  ошибочно  определяют  как  представление  ребенка, что  все  вокруг  имеет  к  нему

отношение. Во многом  такое определение  неточно, так как для ребенка это «все» не существует само по себе. С
самого рождения он воспринимает мир лишь как свое продолжение, имеющее смысл только в плане удовлетворения
его потребностей. Таким образом, речь идет о субъективном восприятии, препятствующем какому бы то ни было
различению связей между самим ребенком и внешними объектами и тем более не позволяющем устанавливать связи
или  отношения  этих  объектов  между  собой. Для  ребенка  мир  таков, каким  он  воспринимает  его  собственными
глазами  и  ощущает  через  извлекаемые  из  него  удовольствия; восприятие  ребенком  реальности  не  может  быть
объективным.

И ребенок, который звонит по телефону своей бабушке и говорит:
«Бабушка, посмотри, какая  у  меня  красивая  кукла!», и  ребенок, убежденный, что  бакалейщик  продает

конфеты, чтобы сделать приятное детям, обнаруживают свое насквозь эгоцентрическое видение мира.

Хотя  эгоцентризм  мало-помалу  смягчается  на  стадии  конкретных  операций, нередко  можно  встретить  и

взрослого человека, который, входя в комнату, восклицает: «Бррр... Закройте окно, тут так холодно!». Вместо того
чтобы  сначала  убедиться  в  обратном, он  выносит  собственное  суждение  об  окружающем  от  имени  всех
присутствующих.

Синкретизм

Ребенок, которому  эгоцентризм  мешает  уловить  связь  между  предметами, имеет  тем  не  менее «смутное  и

неверное» представление  о  некоем  целом, в  котором  все  перепутано  без  разбору  и  отдельные  детали  которого
выступают для ребенка в зависимости от представляемого ими интереса. Клапаред назвал такое восприятие мира

детским синкретизмом,

 три грани которого характеризуют мышление ребенка.

Развитие «Я»

51

речь

 идет об

интуитивном

 и

глобальном

 мышлении с

рядоположным

рассмотрением деталей.

Интуитивный

  характер  синкретизма  проявляется  в  том, что  ребенок, будучи  неспособным  устанавливать

связи  между  разными  элементами  ситуации, не  имеет  возможности  оправдывать  свои  действия  и  еще  меньше  в
состоянии приводить доводы в пользу того, что он утверждает.


background image

www.koob.ru

Так, если ему нужно поделить между собою и своим маленьким приятелем 6 конфет, он отдаст 3 конфеты

другу  и 3 оставит  себе, но  обоснует свой  дележ  не  словами «если  от 6 отнять 3, будет З», а  скорее  следующим
рассуждением: «Ну, ладно, если 3 разделить на 2, будет 6!». Точно так же нередко можно услышать и диалог вроде
того, что приводится ниже, где путаница в терминах вызывает общую неразбериху:

- Они двигают лодки?
-Да.
- Кто приводит в движение лодки?
- Вода.
- А кто приводит в движение воду?
- Лодки.

Глобальность

  синкретизма  заключается  в  том, что  ребенок  не  способен  воспринять  существующую

организацию элементов. Поэтому он видит лишь нерасчлененное целое. Например, ребенок трех или четырех лет
легко может узнать страницу книги, которую он любит слушать, даже если он не умеет читать и не имеет никакого
представления о значении букв и слов.

В качестве примера смешения понятий, типичного для глобализма шестилетнего ребенка, Валлон приводит

следующий диалог:

Валлон.

 Как бывает, когда человек умрет?

Ребенок.

 Умирают. Закрывают глаза, а потом их везут закапывать и потом кладут венки и начинают поливать

цветы.  Иногда  их  просто  кладут,  иногда  на  кладбище  ходят  гулять.  Иногда  рабочие  копают  могилы,  а  потом
посыпают песком.

- Зачем они копают могилы?
- Чтобы класть мертвых.
- Откуда видно, что человек умер?
- Потому что он лежит на смертном одре.
- Откуда люди знают, кого класть на смертный одр?
- Потому что он умер.
- Из чего видно, что он умер?
- Потому что его закапывают.
- А как узнать-умер он или нет?
- Это видно в могиле.
Детали воспринимаются как рядоположные - ребенок наобум вычленяет из целого отдельные элементы, не

будучи в состоянии связать их ни между собой, ни с целым. Если у ребенка спрашивают, как работает велосипед, он
скорее всего ответит так: «Ну, видишь, вот колеса,.. потом


background image

www.koob.ru

52

Ггава !0

Рис. 10.24. Детские рисунки с признаками синкретизма.
вот педали и вот цепь... а потом колеса крутятся, и цепь тоже». Такой подход порождает много путаницы в

причинах  и  следствиях. Вот  пример  такой  путаницы  в  диалоге  между  взрослым  и  отвечающим  на  его  вопросы
шестилетним ребенком.

- Ты знаешь, что такое ночь?
- Это когда заходит солнце.
- Почему, когда заходит солнце, наступает ночь?
- Потому что так нужно, потому что все кончили работам, Все устали.
- Почему наступает ночь?
- Чтобы спать.
Ум ребенка
То, как  ребенок  объясняет  мир, его  убеждения  и  предрассудки  прямо  определяются  структурой  его

мышления, насквозь  проникнутого  эгоцентризмом  и  синкретизмом. Согласно  Пиаже, склад  ума  ребенка
характеризуется

реализмом, анимизмом

 и

артифициализмом.

Детский

реализм

  выражается  в  неспособности  ребенка  видеть  вещи  объективно, самими  собою, как  это

свойственно  реализму  взрослых. То. что  собственное «Я» ребенка  систематически  вторгается  во  внешнюю
реальность, приводит  к  систематической  путанице  между  его «Я» и  внешними  предметами. Поэтому, изображая
мир, ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает. Именно этим можно объяснить

прозрачность

изображаемых

вещей (рис. 10.24). Этим  же  объясняется  и  убежденность  пяти-шестилетних  детей, что  действие  их  сновидений
развертывается

А.

"Прозра'
изображ

Б.

Ансамбль
примыкающих
друг  к  другу
элементов


background image

www.koob.ru

Развитие «Я»

                           53

непосредственно  в  их  комнате  или  что  название  предмета  так  же  реально, как  и  сам предмет, и  способно

наделять этот предмет незыблемыми признаками. (Для ребенка кошка, не умеющая мурлыкать или не позволяющая
себя гладить, не может быть настоящей!)

Анимизм

  есть  результат  проецирования  ребенком  собственного «Я» на  вещи, при  котором  он  наделяет

сознанием  и  жизнью  прежде  всею «одушевленные» предметы (автомобили, суда  и  т. п.), способные  двигаться
самостоятельно (облака, солнце, река и т.д.). Это свойство ума сохраняется у ребенка до 11 или 12 лет. Лишь в этом
возрасте ребенок начинает признавать живыми только биологические организмы.

Артифициализм

  обусловлен  тем  обстоятельством, что  ребенок, считающий  себя  центром  Мироздания,

убежден, что  все  сущее-горы, деревья, звезды...-могло  быть  создано  лишь  по  воле  человека. Подобное
«артифициалистское» мышление особенно проявляется в «определениях по предназначению», которые ребенок дает
разным объектам в возрасте 5-6 лет:

- Что такое

 стул?

- Это на чем сидят.
- Что такое солнце?
- Это чтобы нам светить.
- Что такое мама?
- Это кто готовит еду.
Источник:

Hotyat F.,

 Course de psychologie de 1'enfant, a 1'usage dcs ecoles normales, Paris, Nathan, 1972.

Документ 10.3. Перед лицом нравственной дилеммы

Чтобы изучить, каким образом происходит нравственное развитие детей и подростков, Кольберг в 1958 году

решил выдумать несколько историй, в каждой из которых содержалась какая-нибудь нравственная дилемма, а затем
ознакомить с ними 75 мальчиков и девочек и наблюдать их реакции.

Так, в  одном  из  рассказов  речь  шла  о  девочке, поставленной  перед  выбором, выдавать  или  не  выдавать

подругу, совершившую кражу в магазине; в другой истории нужно было решить, что лучше-спасти жизнь одного
выдающегося  человека  или  многих  менее  примечательных  людей; в  третьей  нужно  было  решить, может ли  врач
позволить умереть больной, которая умоляет его об этом, переживая тяжкие страдания.

Однако, вне  всяких  сомнений, лучше  всего  разные  уровни  нравственного  развития  детей  позволяет

продемонстрировать ставшая уже классической история о Хайнце.

История.

  В  одной  европейской  стране  умирает  от  особой  формы  рака  некая  женщина. Между  тем  есть

лекарство, которое, по мнению врачей, могло бы ее спасти. Это лекарство, в состав которого входит радий, только
что открыл живущий в том же городе фармацевт. На его изготовление фармацевт затратил 200 долларов, однако
только за одну Дозу этого лекарства он требует в 10 раз больше денег, чем он