ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 9820
Скачиваний: 28
132
Г шва 12
обусловленным
воспитанием
и
ложными
представлениями относительно этой практики.
Таким
образом, между
тремя
психическими
структурами неизбежны конфликты, и oi того. как они
разрешаются, зависит ориентация наших поступков.
Реалистическое разрешение этих конфликтов свидетельствует
о сильном «Я», способном в любую минуту взвесить
требования «Оно» и давление со стороны «Сверх-Я» и таким
образом определить, какой поступок будет самым
целесообразным и самым логичным. Подобные рассуждения,
однако, носят довольно утопичный характер: большинство из
нас не имеет ничего общего с тем холодным и
трезвомыслящим существом, когорое способно было бы
придерживаться такой установки
Наоборот, очень часто фрустрации, которые под
давлением «Сверх-Я» испытывает «Оно», побуждают «Я»
снимать напряжение с помощью различных «выпускных
клапанов», таких, например, как агрессивное поведение,
обращение к алкоголю или психотропным веществам
(включая
не
только
курение
табака
или
прием
транквилизаторов), а также использование механизмов
психологической защиты.
«Я» и механизмы психологической защиты
Если человек не способен эффективно контролировать
некоторые жизненные ситуации, на помощь ему приходят
механизмы психологической защиты
«Я», обеспечивающие
ему бессознательную компенсацию этой неспособности и
ослабляющие связанные с ней стресс и тревогу. Такие
механизмы
дают
человеку
возможность
достичь
удовлетворения пот ребносгей-иногда реального, а чаще
воображаемого или слишком сильно оторванного от
реальности - путем отрицания или искажения действительное
ги или же отрицания тех представлений и побуждений.
которые порождают тревогу (см. документ 12.2).
Механизмы психологической защиты, изученные
Фрейдом и его дочерью Анной, весьма многообразны.
Рассмотрим самые главные из них.
Чаще всего человек прибегает к такому защитному
механизму, как
подав icmie.
Как мы уже знаем, оно состоит в
вытеснении желания или конфликтной ситуации в область
подсознательного. Речь идет об активном забывании
подобного психического материала, который, однако.
сохраняет весь свой динамический потенциал в виде
подавленного влечения. Во время гипноза или некоторых
сомнамбулических
состояний
может
произойти
его
вспоминание.
Реактивное обучение
предполагает принятие человеком
чувств и поступков, противоположных тем, что были
вытеснены им. с целью еще более сильного их подавления.
Этот защитный механизм лежит в основе многих черт
характера. Он особенно свойствен
слишком
мягким и с
шш-
ком
сострадательным людям, матерям,
чересчур
озабоченным
опасностями, которые могут угрожать их детям, и т. п.
Отрицание
и
отвергание.
напротив, выражаются в
бессознательном
отказе
допустить
существование
определенных фактов или в трансфор-
Рис 12.4 Не является ли
искусство
хирурга
результатом
сублимации садистских побуждений,
подавленных в детском возрасте?
мировании реальности с целью приспособить ее к
своему поведению. Сказанное относится, например, к
ребенку, который ночью идет по плохо освещенной дорою и
при этом громко поет, или к человеку. который знает, что он
неизлечимо болен, но продолжает при этом заниматься
прежней работой, избегая всяческих разговоров о своей
болезни и даже строя долгосрочные планы.
Вытеснение
означает замену недостижимой цели другой
целью, вполне достижимой. Этот защитный механизм можно
проиллюстрировать
классическим
примером
человека,
который дает пинка своей собаке, вернувшись с работы, где
он целый день должен был безропотно сносить недовольство
и претензии своего начальника.
Сублимация
представляет
собой
разновидность
вытеснения, приносящую человеку реальное удовлетворение.
Она заключается в том, что человек ориентирует свое
поведение на достижение цели более высокой. чем га. которая
была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой.
Так может обстоять дело со всяким, кто остановил свой выбор
на какой-то любимой профессии, продуктивно работает и
добивается тем самым социального признания. Любимое
занятие для таких людей -своего рода замена удовлетворения
психических побуждений, блокированных в детстве. Так,
ребенок, которому не позволяли играть со своими
экскрементами, может впоследствии преуспеть в гончарном
ремесле, а дети, у которых подавлялись садистские
наклонности, могут стать мясниками или хирургами (рис.
12.4).
Проекция
состоит в наделении других людей
собственными чувствами. неприемлемыми с точки зрения
«Сверх-Я». «Почему ты больше меня не любишь?» -
спрашивает такой человек у своей любовницы, которую
подсознательно уже хотел бы бросить сам.
Рационализация
заключается в поиске удобных причин
для оправдания невозможности совершить тот или иной
«Иные»
1
33
поступок или, наоборот.
в
поиске убедительного обоснования
неприемлемого поведения. «Эта Девочка слишком глупа,
чтобы тратить на нее время»,-говорит молодой человек,
ухаживания которого остались без внимания...
Человек
прибегает
к
подобным
механизмам
психологической защи-
134
Глава 12
ты (за исключением разве что сублимации) только как к
крайнему средству. Речь идет о стратегиях, требующих
огромных затрат энергии. отдачей от которых чаще всего
будет лишь иллюзорное удовлетворение. Они только
частично и на очень короткое время могут ослабить тревогу.
порожденную конфликтом.
Как бы то ни было. механизмы психологической защиты
все-таки служат средством борьбы с тревогой, пока человек
не найдет более рационального способа разрешения проблемы
или конфликта.
Только в тех случаях, когда к психологической защите
человек прибегает систематически, во всех порождающих
тревогу ситуациях, или когда он слишком сильно искажает
действительность, что приводи! к развитию неадекватного
поведения (мытье рук десятками раз на дню. необъяснимая
боязнь некоторых мест, страх перед безобидными животными
и т. п.), можно считать, что у него развивается состояние,
которое Фрейд назвал
неврозом
(см. документ 12.4).
Бывает, однако, и так, что из-за чрезмерного развития
процессов вытеснения дезорганизуется вся личность в целом.
Возникающий в результате отрыв от реальности и выход
«Оно» из-под контроля двух других психических структур
приводят человека к деградации и уходу от мира. что уже
характерно для
психоза.
Бихевиористский подход
Медицинский и психоаналитический подходы к
аномальному
поведению
акцентируют
внимание
на
внутренних причинах поведенческих расстройств. Напротив,
бихевиористы видят в аномальном поведении. как и во всяком
другом, результат научения и поэтому счигают, что причины
его MoiyT быть только внешними. Страх, вызванный
Уотсоном и его сотрудницей у маленького Альберта,
убедительно свидетельствует. на их взгляд, о том, что
развитие у человека разнообразных нарушений можно
объяснить просто-напросто классическим обусловливанием
(см. документ 7.1).
С точки зрения бихевиористов, воздействие внешней
среды как источника подкрепления в основном позволяет
понять, каким образом ослабевают одни формы поведения и
на их месте возникают другие, в том числе аномальные,
подкрепляемые факторами окружения. Следует, кроме того.
отметить, что во многих случаях на процесс обусловливания
накладывается и социальное научение путем наблюдения над
«моделью». Например, при воспитании ребенка в преступной
среде весьма вероятно, что у него выработается
антисоциальное поведение:
точно так же воспитание, сопровождающееся сильным
подавлением сексуальности, может привести к появлению в
зрелом возрасте психосексуальных расстройств. Здесь
уместно вспомнить и о том, как, по мнению Селигмена,
развиваются чувства бессилия и неудачи по принципу
научения на основе депрессии (см. досье 7.1).