ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 9850
Скачиваний: 28
В этих методах используются принципы, установленные
Скиннером, в
особенности
механизм
формирования
поведения путем последователь-
168
Глава 12
ных
приближений. Оперантное
обусловливание
применяют главным образом для выработки желательных
форм поведения у детей, страдающих различными
нарушениями или умственной отсталостью. Соответствующие
процедуры практикуют также в некоторых психиатрических
заведениях, где терапевты бихевиористского направления
пытаются «перевоспитывать» шизофреников и возвращать их
к жизни в обществе.
Метод формирования поведения
прежде всего требует
тщательного анализа привычек пациента, что позволяет
выбрать самое действенное для него вознаграждение
(конфеты, разрешение смотреть телевизор, социальное
подкрепление и т. п.), с помощью которого у него и будет
вырабатываться надлежащее поведение (рис. 12.18).
Метод накопления жетонов
используют главным
образом в психиатрических заведениях. С его помощью
стараются изменить поведение, предоставляя привилегии за
всякое улучшение, констатируемое терапевтом. Например,
всякий раз за го, что пациент, например, чистит зубы, убирает
утром постель или умывается, ему выдают пластмассовый
жетон. Кода у него накапливается определенное число
жетонов, он получает известные привилегии (сигареты,
дополнительное
посещение
столовой, проживание
в
отдельной комнате и т. п.).
Оценка.
Очевидно, что описанные терапев гические
подходы зиждутся на философии бихевиористской школы и в
особенности на жизненных принципах североамериканского
общества, проникнутых
духом
эффективности
и
рентабельности. Цель этих подходов-не столько «внутренняя
трансформация» человека, сколько превращение его в
«самостоятельного» и. главное, полезного индивидуума
независимо от того, какие глубинные причины вывели его в
один прекр. ibm день из нормы. Американские суды. однако,
установили предел 1Я подобных манипуляций с поведением,
чтобы основные права человека не превращались в
«разменную монету» для оплаты возможных модификаций
поведения больных.
Терапия с предъявлением модели
Этот подход основан на том, что тревога больного
должна исчезнуть, если он будет наблюдать и имитировать
поведение терапевта (или кого-нибудь другого), с легкостью
выходящего из сложной для больного ситуации. Терапию,
основанную на предъявлении такой «модели»,
Рис. 12.18. Вознаграждение за
каждый физический контакт, в который
вступают эти двое детей, страдающих
аутизмом, лежит в основе программы
модификации поведения с целью их
социализации.
«Иные»
169
используют главным образом при лечении фобий.
Существуют, однако. и такие процедуры, как поведенческое
обучение, где терапевт предлагает способ решения личной
проблемы, задавая «адекватные» реакции и требуя от
пациенга их повторения или как можно более точного
воспроизведения.
Процедуры самоконтроля
Процедуры самоконтроля-это оперантные методы,
появившиеся в арсенале средств поведенческой терапии
сравнительно недавно. В отличие от метода накопления
жетонов, контролируемого извне (терапевтом, назначающим
вознаграждение), в случае самоконтроля пациент сам будет
вознаграждать себя за всякое поведение, соответствующее же-
лаемой цели (отказ от курения, контроль за весом тела,
избавление от таких дурных привычек, как, например,
обгрызание ногтей и т. п.).
В этих процедурах используются те же стратегии, что и
при всяком оперантном обусловливании. Здесь, однако,
человек сам контролирует окружающую среду, создавая
ситуации, наиболее благоприятные для желаемого поведения,
и избегая обстоятельств, в которых могут проявиться его
дурные привычки или которые провоцируют его на это.
Вознаграждать же себя пациент всегда старается только за
желаемое поведение, например, разрешая себе приятные виды
деятельности лишь в том случае, если поставленная им цель
достигнута.
Оценка методов поведенческой терапии
К преимуществам поведенческой терапии можно
отнести
ее
непродолжительность, что
позволяет
непосредственно контролировать вызываемые ею эффекты.
Методы поведенческой терапии широко применяются по
разнообразным поводам (курение, алкоголизм, фобии, за-
икание и т. п.). Их использование в психиатрических
клиниках в тех или иных целях, о которых уже говорилось
выше, тоже дает хорошие результаты. Однако в случаях
нарушений органической природы поведенческая терапия, по-
видимому, так же неэффективна, как и другие виды
психотерапии.
Кроме
того, как
показывают
многочисленные
исследования, проведенные в последние годы, поведенческая
терапия никогда не оказывалась более действенной, чем
интрапсихические методы. И хотя она претендует на большую
научную обоснованность, чем эти последние, можно думать,
что по меньшей мере столь же важную роль, что и сами
процедуры, здесь играют такие субъективные факторы, как
характер взаимоотношений между психотерапевтом и
пациентом и заинтересованность пациента в изменении своего
поведения.
Критика, которая раздается в адрес поведенческой
терапии, чаще всего касается нестойкости вызываемых ею
эффектов, так как, по мнению некоторых авторов,
исчезновение симптомов расстройства отнюдь не означает
устранение его глубинных причин.