ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 9843
Скачиваний: 28
162
Глава 12
Гештальттерапия.
По мнению основоположника
гештальттерапии Перлса (Peris, 1893-1970), психические
расстройства у людей обусловлены гем, что их личность не
составляет
единого целого,
т. е.
гешталыпа
У большинства из
них стресс возникает в результате неосознанных конфликтов,
мешающих им входить в контакт с некоторыми из их
собственных чувств и мыслей.
Гештальттерапия
стремится
побудить
человека
переживать собственные фантазии, вести себя как те или
иные персонажи его сновидений, осознавать собственные
эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и
глаз и понять прежде игнорировавшиеся им физические
ощущения с тем, чтобы он смог снова установить связь между
всеми этими аспектами своей личности и в результате достичь
полною осознания собственного «Я».
Таким образом, цель этого метода-формирование
целостной гармоничной личности-индивидуума, способного
противостоять любой ситуации и сознающего, что он
хочет
сделать, а не что ему нужно делать или что он сделает, если...
Таким образом, Гештальттерапия мыслится как подход,
направленный на освобождение и самостоятельность лич-
ности.
Оценка.
Гештальттерапия. подобно психоанализу,
основана на развитии «самосознания» человека и разрешении
его внутренних конфликтов; но при этом, подобно терапии,
центрированной на клиенте, она предполагает также
выработку у человека способности сознательно и эффективно
противостоять жизненным трудностям. Из-за малочислен-
ности данных, однако, пока еще трудно объективно оценить
достигаемые результаты.
Эмотивно-рациональная терапия.
Этот подход,
разработанный в 1962 году Эллисом (Ellis), теоретики долгое
время игнорировали. Однако сейчас его одновременно
признают и когнитивисты, и бихевиористы, а сам Эллис
пользуется у североамериканских клиницистов авторитетом,
уступающим разве только авторитету Роджерса.
Как уже говорилось, согласно Эллису, за расстройство
поведения чаще всего ответственны иррациональные или
«катастрофические» мысли, порождаемые
у
него
«активизирующими» ситуациями. В связи с этим эмотивно-
рациональная терапия ставит своей целью анализировать
вмесге с пациентом ситуацию, в которой тот оказался, и
выводы. которые он из нее извлек. В задачи герапевта входит,
таким образом, печение мыслительных процессов клиента и
доведение до его сознания иррациональных моментов,
содержащихся в его мыслях. Выработка 1 клиента более
объективного восприятия событий приводит его к поиску
новых дейсгвеыных решений, которые смогут уменьшить у
него тревогу. Таким образом, неадаптивные формы поведения
мало-помалу
будуг
замещаться
новыми
формами,
способными сделать жизнь клиента более сносной, так как
теперь он сможет лучше устанавливать связь между
собственными потребностями, требованиями жизни в
обществе
и
непрерывно
меняющимися
внешними
обстоятельствами.
Оцемл.
Сучя по многочисленным научным отчетам,
рассмотренный
терапевтический
подход
очень
часто
дает
положительные результаты, особенно если больные-взрослые
люди и сградают депрессией или расстройствами, связанными
с тревогой.
То, что эмотивно-рациональная терапия направлена на
«модификацию» образа мыслей, побудило бихевиористов
включить
когнитивные
формы
терапии
в
разряд
терапевтических подходов, предполагающих изменение
поведения больного. Однако даже если «модификация мыс-
ли» и может приводить к изменению поведения, нужно все же
признать, что любой подход, связанный с оценкой мышления,
относится к области когнитивной психологии и требует от
больного определенных способностей к размышлению; а это
противоречиг ортодоксальному бихевиоризму, признающему
изменение поведения только под влиянием обусловливания,
подражания или наблюдения.
Другие формы индивидуальной терапии
Существует и много других терапевтических подходов,
связанных с различными направлениями в психологии.
Рассмотрим кратко некоторые из них.
Экзистенциальная
терапия,
основанная
на
психоанализе, но
имеющая
гуманистическую
и
когнитивистскую ориентацию, делает упор на «свободную
волю» человека, оставляя за ним возможность выбора и
ответственность за сделанный выбор. Таким образом, этот
подход имеет целью довести до понимания человека смысл,
который он хочет придать своей жизни, и в зависимости от
этого смысла - значение каждого его поступка (Franki, 1961;
May, 1967).
«Терапия реальностью» - это
форма когнитивной
терапии, стремящаяся развить у больного способное гь
оценивать собственные действия и планы в зависимости от
тех ценностей, которые он отстаивает, и тех последствий для
него самого, к которым могут привести его поступки. Этот
подход ставит своей главной целью побудить пациента брать
на себя о гветственность «по договору» и добиваться
поставленных целей, если они реальны (Glasser, 1965).
Трансакционный анализ
тоже имеет корни в
психоанализе. Своими методами, однако, он существенно
отличается от последнего. Его основоположник, Э. Берн
(Berne, 1961), обратил внимание на то, что в каждом человеке
есть нечто от
ребенка,
которым он когда-то был, нечто от
своих родителей и нечто от взрослого человека, каким он
сейчас является. Все наши взаимодействия («трансакции») с
другими людьми проникнуты гой или иной из этих ролей.
Подобно ребенку, мы иногда слишком импульсивно
реагируем на события и выклянчиваем что-нибудь или
хитрим, чтобы добиться своей цели; подобно родителям, мы
«Иные»
1
63
порой относимся к друшм людям, как к детям, наставляя или
порицая их: подобно истинно взрослым людям, мы стараемся
не терять чувства реальности, здравого смысла и логики перед
лицом жизненных невзгод.
Цель этого терапевтического подхода состоит в том.
чтобы человек лучше осознал свое поведение и в результате
перестал бы играть
164
Flaw 12
неосознаваемую
роль
родителя
или
ребенка.
Взаимодействуя с небольшой группой людей, человек в виде
негласного договора с самим собой «соглашается» и
«обязуется» в будущем вести себя более сознательно и
реалистично.
Психодрама-метод,
разработанный в 20-х годах
Морено. В психодраме человеку предлагаегся роль героя в
игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах.
Таким образом человек может свободно выражать свои
чувства в направляемых терапевтом импровизациях, в
которых другие «актеры» исполняют роли главных
персонажей его реальной- жизни. Другим участникам сеанса
предлагается внимательно следить за событиями и соотносить
происходящее
на
сцене
со
своими
собственными
затруднениями (Могепо. 1965),
Цель психодрамы состоит в том, чтобы раскрыть
пациенту его самые глубинные эмоции в гораздо более яркой
и действенной форме, чем, по мнению Морено, это позволяют
сделать другие методы, основанные на простом словесном
описании переживаний.
Социальная терапия
Гештальттерапия, психодрама и трансакционный анализ
практикуются в группах Но все эти подходы так или иначе
центрированы на индивидууме, взаимодействующем с
терапевтом. Существует, однако, и такой подход, цель
которого состоит в том, чтобы не только дать пациенту
возможность понять самого себя, но и наладить гармоничные
отношения с другими, так что все могли бы делиться между
собой чувствами и мыслями в атмосфере взаимного уважения.
Общение в группах роста,
собственно говоря, не
является терапией Эти группы состоят, как правило, из
людей, желающих улучшить свои взаимоотношения с
другими людьми. Прежде всего можно выделить
группы сене
иби гизации,
участники которых учатся налаживать довери-
тельные отношения с другими и лучше их узнавать, проявляя
внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне,
и вступая с ними в конгакт с помощью иных средств, нежели
слово (взгляд, прикосновение и т.п.) В
группах встреч
особый
упор делается на переживаниях людей в группе («в данном
месте и в данное время»), на возникающих у них эмоциях и на
социальных масках, к которым прибегают некоторые
участники группы, тогда как другие стараются эти маски
видоизменить (Dreyfus, 1975).
Похоже, однако, что опыт такого общения трудно
перенести в повседневную жизнь и что если участники групп
и чувствуют себя после таких сеансов лучше, то, оказавшись
снова в обычных условиях, они почти полностью
возвращаются к прежнему поведению. Не рекомендуются
группы роста и людям, страдающим хотя бы умеренными-
эмоциональными
расстройствами, требуемая
от
них
активность и критические замечания, раздающиеся в их адрес
в рамках групповых встреч, могуг даже ухудшить их