Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 9843

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

162

Глава 12

Гештальттерапия.

  По  мнению  основоположника

гештальттерапии  Перлса (Peris, 1893-1970), психические
расстройства  у  людей  обусловлены  гем, что  их  личность  не
составляет

единого целого,

 т. е.

гешталыпа

У большинства из

них стресс возникает в результате неосознанных конфликтов,
мешающих  им  входить  в  контакт  с  некоторыми  из  их
собственных чувств и мыслей.

Гештальттерапия 

стремится 

побудить 

человека

переживать  собственные  фантазии, вести  себя  как  те  или
иные  персонажи  его  сновидений, осознавать  собственные
эмоции, контролировать  интонации  голоса, движения  рук  и
глаз  и  понять  прежде  игнорировавшиеся  им  физические
ощущения с тем, чтобы он смог снова установить связь между
всеми этими аспектами своей личности и в результате достичь
полною осознания собственного «Я».

Таким  образом, цель  этого  метода-формирование

целостной  гармоничной  личности-индивидуума, способного
противостоять  любой  ситуации  и  сознающего, что  он

хочет

сделать, а не что ему нужно делать или что он сделает, если...
Таким  образом, Гештальттерапия  мыслится  как  подход,
направленный  на  освобождение  и  самостоятельность  лич-
ности.

Оценка.

  Гештальттерапия. подобно  психоанализу,

основана на развитии «самосознания» человека и разрешении
его  внутренних  конфликтов; но  при  этом, подобно  терапии,
центрированной  на  клиенте, она  предполагает  также
выработку у человека способности сознательно и эффективно
противостоять  жизненным  трудностям. Из-за  малочислен-
ности  данных, однако, пока  еще  трудно  объективно  оценить
достигаемые результаты.

Эмотивно-рациональная  терапия.

  Этот  подход,

разработанный в 1962 году Эллисом (Ellis), теоретики долгое
время  игнорировали. Однако  сейчас  его  одновременно
признают  и  когнитивисты, и  бихевиористы, а  сам  Эллис
пользуется  у  североамериканских  клиницистов  авторитетом,
уступающим разве только авторитету Роджерса.

Как  уже  говорилось, согласно  Эллису, за  расстройство

поведения  чаще  всего  ответственны  иррациональные  или
«катастрофические» мысли, порождаемые 

у 

него

«активизирующими» ситуациями. В  связи  с  этим  эмотивно-
рациональная  терапия  ставит  своей  целью  анализировать
вмесге  с  пациентом  ситуацию, в  которой  тот  оказался, и
выводы. которые он из нее извлек. В задачи герапевта входит,
таким  образом, печение  мыслительных  процессов  клиента  и
доведение  до  его  сознания  иррациональных  моментов,
содержащихся  в  его  мыслях. Выработка 1 клиента  более
объективного  восприятия  событий  приводит  его  к  поиску
новых  дейсгвеыных  решений, которые  смогут  уменьшить  у
него тревогу. Таким образом, неадаптивные формы поведения
мало-помалу 

будуг 

замещаться 

новыми 

формами,

способными  сделать  жизнь  клиента  более  сносной, так  как
теперь  он  сможет  лучше  устанавливать  связь  между


background image

www.koob.ru

собственными  потребностями, требованиями  жизни  в
обществе 

и 

непрерывно 

меняющимися 

внешними

обстоятельствами.

Оцемл.

  Сучя  по  многочисленным  научным  отчетам,

рассмотренный


background image

www.koob.ru

терапевтический 

подход 

очень 

часто 

дает

положительные результаты, особенно если больные-взрослые
люди и сградают депрессией или расстройствами, связанными
с тревогой.

То, что  эмотивно-рациональная  терапия  направлена  на

«модификацию» образа  мыслей, побудило  бихевиористов
включить 

когнитивные 

формы 

терапии 

в 

разряд

терапевтических  подходов, предполагающих  изменение
поведения  больного. Однако  даже  если «модификация  мыс-
ли» и может приводить к изменению поведения, нужно все же
признать, что любой подход, связанный с оценкой мышления,
относится  к  области  когнитивной  психологии  и  требует  от
больного определенных  способностей  к  размышлению; а  это
противоречиг  ортодоксальному  бихевиоризму, признающему
изменение  поведения  только  под  влиянием  обусловливания,
подражания или наблюдения.

Другие формы индивидуальной терапии

Существует  и  много  других  терапевтических  подходов,

связанных  с  различными  направлениями  в  психологии.
Рассмотрим кратко некоторые из них.

Экзистенциальная 

терапия,

 

основанная 

на

психоанализе, но 

имеющая 

гуманистическую 

и

когнитивистскую  ориентацию, делает  упор  на «свободную
волю» человека, оставляя  за  ним  возможность  выбора  и
ответственность  за  сделанный  выбор. Таким  образом, этот
подход  имеет  целью  довести  до  понимания  человека  смысл,
который  он  хочет  придать  своей  жизни, и  в  зависимости  от
этого  смысла - значение  каждого  его  поступка (Franki, 1961;
May, 1967).

«Терапия  реальностью» - это

  форма  когнитивной

терапии, стремящаяся  развить  у  больного  способное  гь
оценивать  собственные  действия  и  планы  в  зависимости  от
тех ценностей, которые он отстаивает, и тех последствий для
него  самого, к  которым  могут  привести  его  поступки. Этот
подход ставит своей главной целью побудить пациента брать
на  себя  о  гветственность «по  договору» и  добиваться
поставленных целей, если они реальны (Glasser, 1965).

Трансакционный  анализ

  тоже  имеет  корни  в

психоанализе. Своими  методами, однако, он  существенно
отличается  от  последнего. Его  основоположник, Э. Берн
(Berne, 1961), обратил внимание на то, что в каждом человеке
есть  нечто  от

ребенка,

  которым  он  когда-то  был, нечто  от

своих  родителей  и  нечто  от  взрослого  человека, каким  он
сейчас  является. Все  наши  взаимодействия («трансакции») с
другими  людьми  проникнуты  гой  или  иной  из  этих  ролей.
Подобно  ребенку, мы  иногда  слишком  импульсивно
реагируем  на  события  и  выклянчиваем  что-нибудь  или
хитрим, чтобы  добиться  своей цели; подобно родителям, мы

«Иные»

1

63


background image

www.koob.ru

порой относимся к друшм людям, как к детям, наставляя или
порицая их: подобно истинно взрослым людям, мы стараемся
не терять чувства реальности, здравого смысла и логики перед
лицом жизненных невзгод.

Цель  этого  терапевтического  подхода  состоит  в  том.

чтобы  человек  лучше  осознал  свое  поведение  и  в  результате
перестал бы играть


background image

www.koob.ru

164

Flaw 12

неосознаваемую 

роль 

родителя 

или 

ребенка.

Взаимодействуя с небольшой группой людей, человек в виде
негласного  договора  с  самим  собой «соглашается» и
«обязуется» в  будущем  вести  себя  более  сознательно  и
реалистично.

Психодрама-метод,

  разработанный  в 20-х  годах

Морено. В  психодраме  человеку  предлагаегся  роль  героя  в
игре, содержание  которой  сосредоточено  на  его  проблемах.
Таким  образом  человек  может  свободно  выражать  свои
чувства  в  направляемых  терапевтом  импровизациях, в
которых  другие «актеры» исполняют  роли  главных
персонажей  его  реальной- жизни. Другим  участникам  сеанса
предлагается внимательно следить за событиями и соотносить
происходящее 

на 

сцене 

со 

своими 

собственными

затруднениями (Могепо. 1965),

Цель  психодрамы  состоит  в  том, чтобы  раскрыть

пациенту его самые глубинные эмоции в гораздо более яркой
и действенной форме, чем, по мнению Морено, это позволяют
сделать  другие  методы, основанные  на  простом  словесном
описании переживаний.

Социальная терапия

Гештальттерапия, психодрама и трансакционный анализ

практикуются  в  группах  Но  все  эти  подходы  так  или  иначе
центрированы  на  индивидууме, взаимодействующем  с
терапевтом. Существует, однако, и  такой  подход, цель
которого  состоит  в  том, чтобы  не  только  дать  пациенту
возможность понять самого себя, но и наладить гармоничные
отношения  с другими, так  что все  могли  бы  делиться  между
собой чувствами и мыслями в атмосфере взаимного уважения.

Общение  в  группах  роста,

  собственно  говоря,  не

является  терапией  Эти  группы  состоят, как  правило, из
людей, желающих  улучшить  свои  взаимоотношения  с
другими людьми. Прежде всего можно выделить

группы сене

иби  гизации,

  участники  которых  учатся  налаживать  довери-

тельные отношения с другими и лучше их узнавать, проявляя
внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне,
и вступая с ними в конгакт с помощью иных средств, нежели
слово (взгляд, прикосновение и т.п.) В

группах встреч

 особый

упор  делается  на  переживаниях  людей  в  группе («в  данном
месте и в данное время»), на возникающих у них эмоциях и на
социальных  масках, к  которым  прибегают  некоторые
участники  группы, тогда  как  другие  стараются  эти  маски
видоизменить (Dreyfus, 1975).

Похоже, однако, что  опыт  такого  общения  трудно

перенести в повседневную жизнь и что если участники групп
и чувствуют себя после таких сеансов лучше, то, оказавшись
снова  в  обычных  условиях, они  почти  полностью
возвращаются  к  прежнему  поведению. Не  рекомендуются
группы  роста  и  людям, страдающим  хотя  бы  умеренными-
эмоциональными 

расстройствами, требуемая 

от 

них

активность и критические замечания, раздающиеся в их адрес
в  рамках  групповых  встреч, могуг  даже  ухудшить  их