Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8924

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

Развитие «Я»

                           41

Рис. 10.18. Возраст ухода на покой - это тот возраст. когда человек пытается осмыслить всю свою прошлую

жизнь в целом.


background image

www.koob.ru

койно  проживая  последние  годы  жизни. Это  период, когда  человек  пытается  придать  смысл  своему

существованию, обозревая  его  как  нечто

целое.

  Одни. проанализировав  многочисленные  события  собственной

жизни, чувствуют, что  поставленные  перед  собой  задачи  они  выполнили. Другим, наоборот, подобный  экзамен
может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.

Социальное развитие

Развитие  человека  нельзя  понять  в  отрыве  от  семьи, социальной  группы  и  культуры, к  которым  он

принадлежит. Как мы увидим в главе 11, немного найдется таких форм поведения, которые не зависели бы прямо
или косвенно от поведения других людей.

С  первых  же  часов  жизни  человека  начинается  процесс  его  социализации, в  основе  которого лежат  связи

между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и
созревания  нервной  системы, однако  прежде  всего  он  определяется  тем  опытом, который  человек  получает  на
протяжении жизни.

Этапы социализации
Первое детство

Как  отмечалось  в  главе 6, наибольшее  значение  для  образования  связи  между  ребенком  и  каждым  из  его

родителей  имеют  первые  мгновения  его  жизни. В  основе  формирования  этой  связи  лежат  взгляды, Движения  и
особенно  улыбки  ребенка (Lebovici, 1983). Известно  также (см. документ 5.5), что  со  второй  недели  жизни
новорожденный не только начинает обнаруживать большой интерес к человеческому лицу, но и способен отличить
лицо своей матери от лица чужого (Carpenter, 1975).

Между 8-м  и 12-м  месяцем  жизни  начинают  четко  проявляться  привязанности  ребенка. Он  разражается

криком и плачем, когда его забирают от матери (или человека, обычно ухаживающего за ним).

42

чтобы  передать  в  чужие  руки. Такая  реакция  ребенка  отражает  не  столько  страх  перед  назнакомым

человеком, сколько  неузнавание  в  нем  знакомых черт  материнского  лица (Spitz, 1957). Этот  этап тесно  связан  с
развитием представления о постоянстве (перманентности) предметов -когнитивного процесса, который был изучен
Пиаже и состоит в том, что с 8-го месяца жизни ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет

1

.

Представление о постоянстве, вначале связанное у ребенка с матерью, распространяется затем и на другие объекты,
в  особенности  на  другие «социальные  объекты». Кроме  того, постоянное  присутствие  социального  партнера
приводит к формированию у ребенка на 8-м или 9-м месяце жизни представления о собственной перманентности.

Было  показано  также  большое  значение  надежной  социальной  привязанности  как  для  освоения  ребенком

незнакомых мест, которое значительно облегчается в присутствии матери (Lieberman, 1977), так и для налаживания
ранних социальных контактов с другими детьми.

Детство и отрочество

Группы  сверстников  играют  в  детстве  и  отрочестве  очень  важную  роль, особенно  для  развития

идентификаций и формирования установок. Согласно Соренсену (Sorensen, 1973), подростки гораздо легче иденти-
фицируют  себя  с  другими подростками, чем со  старшими, даже  если  последние  относятся  к тому  же  полу, расе,
религии  и  общине, что  и  они  сами. Дружба  и  сексуальность  в  отрочестве  тесно  связаны. Даже  если «хороших
друзей» у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти, по данным Weiss, Lowenthal,
1975), среди них в это время больше доля представителей другого пола (рис. 10.19).

Зрелость

Обычно больше всего друзей у молодых взрослых людей, состоящих и браке. В среднем их число составляет

7 человек; они подбираются по

Глава 10


background image

www.koob.ru

Рис.

 10.19. С  раннего  детства  до  глубокой  старости  дружба  играет  важную  роль  в  придании  человеку

устойчивости.

1

 В возрасте до 7 месяцев ребенок не принимается искать предмет, с которым он только что играл, если его

внезапно скрыть от его взора, например бумажным экраном. В этом возрасте, как отмечает Пиаже, «с глаз долой-из
сердца вон».


background image

www.koob.ru

сходству

  вкусов, интересов  и  склада  личности, по

взаимности

  в  помощи  и  обмене  откровенностями, по

совместимости

 на основе того удовольствия, которое они находят в обществе друг друга, по удобству общения в

географическом отношении и по взаимному

уважению.

В  расцвете  зрелости  деятельность, направленная  на  достижение  поставленных  жизненных  целей, не

позволяет  уделять  слишком  много  времени  дружбе. Поддерживаются  лишь  самые  прочные  связи. Число  друзей
снижается до 5 и меньше.

iC приходом старости и в связи с драматическими событиями, которые в это время переворачивают жизнь

человека, многие теряют своих спутников жизни и рискуют остаться в стороне от круга друзей. Дружеские связи,
однако, укрепляются, когда друзья в свою очередь тоже оказываются в сходной ситуации (среднее число друзей у
человека, вышедшего на покой, составляет приблизительно 6 человек).

Жизненные кризисы

Опираясь  на  представления  Фрейда  о  психосексуальном  развитии  человека, Эриксон (Erikson, 1950)

разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс
интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социо-культурного окружения.

Теория психосоциального развития (по Эриксону)

По  мнению  Эриксона, человек  на  протяжении  жизни  переживает  восемь

психосоциальных  кризисов,

специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность
последующего  расцвета  личности.' В  свою  очередь  Пекк (Peck, 1968) настаивает  на  особой  важности  двух
последних  кризисов  в  жизни  человека, переживаемых  им  соответственно  в  зрелом  возрасте  и  в  старости, и
описывает проблемы, присущие этим кризисам (рис. 10.21).

Первый  кризис

  человек  переживает  на  первом  году  жизни.  Он  связан  с  тем,  удовлетворяются  или  нет

основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка

Рис 10 20. Американский психолог немецкого происхождения Эрик Эриксон (р 1902) В 1933 году, получив

по  окончании  школы  Венского  психоаналитического  общества  диплом  психоаналитика, он  эмигрирует  в  США.

Эриксон, продолжая  развивать теорию  Фрейда, акцентирует  внимание  главным  образом  на  проблемах  адаптации
человека к социальному окружению на протяжении восьми главных жизненных кризисов

Развитие «Я»

4

3


background image

www.koob.ru

44

Ггива 10

Рис. 10.21. Восемь  психосоциальных  кризисов, которые  должен  преодолеть  человек  в  течение  жизни (по

Эриксону).

развивается чувство глубокого

доверия

 к окружающему его миру, а во втором, наоборот,-

недоверие

 к нему.

Второй кризис

 связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если

родители  понимают  ребенка  и  помогают  ему  контролировать  естественные  отправления, ребенок  получает  опыт

автономии.

 Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию

у  ребенка

стыда

  или

сомнений,

  связанных  главным  образом  со  страхом  потерять  контроль  над  собственным

организмом.

Третий  кризис

  соответствует  второму  детству. В  этом  возрасте  происходит  самоутверждение  ребенка.

Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства

инициативы.

 Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности  и

чувству

вины.

Четвертый  кризис

  происходит  в  школьном  возрасте. В  школе  ребенок  учится  работать, готовясь  к

выполнению  будущих  задач. В  зависимости  от  царящей  в  школе  атмосферы  и  принятых  методов  воспитания  у
ребенка развивается вкус к

работе

 или же, напротив, чувство

неполноценности

 как в плане использования средств и

возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис

 переживают подростки обоею пола в поисках

идентификаций

 (усвоения образцов поведения

Цельност

ь  личности  или
отчаяние

Близкие

отношения  или
изоляция

Идентифи

кация 

или

спутанность
ролей

Работа  или  чувство

неполноценности

Инициативность 

или

чувство вины

Автономия или стыд  и

сомнение

Доверчивость 

или

подозрительность ко всему

8-

й кризис

7 и

кризис

6-

й кризис

5 и

кризис

4-

й кризис

3 и

кризис

2 и

кризис

1-

й кризис