Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8931

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

значимых для  подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его
потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации
или свя


background image

www.koob.ru

занные  с  ней  трудности  могут  привести  к  ее «распылению» или  же  к  путанице  ролей, которые  подросток

играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис

 свойствен молодым взрослым людям.

 Он

 связан с поиском

близости с

 любимым человеком,

вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа-рождение детей - отдых», чтобы обеспечить своим детям
надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к

изоляции

 человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой  кризис

  переживается  человеком  в  сорокалетнем  возрасте. Он  характеризуется  развитием  чувства

сохранения рода

(г-оперативности),

выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и ею

воспитанию». Этот  период  жизни  отличается  высокой  продуктивностью  и  созидательностью  в  самых  разных
областях. Если, напротив, эволюция  супружеской  жизни  идет  иным  путем, она  может  застыть  в  состоянии
псевдоблизости (стагнация), что  обрекает  супругов  на  существование  лишь  для  самих  себя  с  риском  оскудения
межличностных отношений.

Пекк  выделяет  четыре  подкризиса, разрешение  которых  служит  необходимым  условием  для  развития

аутентичной генеративности. Во-первых, речь идет о развитии у человека

уважения к мудрости,

сменяющее примат

физической  храбрости. Во-вторых, важно, чтобы  сексуализация  социальных  отношений  уступила  место  их

социализации

(что соответственно приводит к ослаблению сексуальных ролей). В-третьих, необходимо противиться

аффективному  обеднению, связанному  со  смертью  близких  людей  или  с  обособлением  детей, и  сохранять

эмоциональную  гибкость,

  способствующую  аффективному  обогащению  в  иных  формах. Наконец, очень  важно,

чтобы  человек  старался  сохранить  как  можно  большую

душевную  гибкость

  и  продолжать  поиск  новых  форм

поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и пребывать в некоей психической ригидности.

Восьмой  кризис

  переживается  во  время  старения. Он  знаменует  собой  завершение  предшествующего

жизненного  пути, а  разрешение  зависит  от  того, как  этот  путь  был  пройден. Достижение  человеком

цельности

основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни  и осознании ее как единого целого, в котором уже
ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою
жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Как  указывает  Пекк, чтобы  чувство  полноценности  могло  развиться  в

полной

  мере, человеку  необходимо

преодолеть  три  подкризиса. Первый  из  них  заключается  в  переоценке  собственного «Я»

помимо  его

профессиональной роли,

 которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной. Второй подкризис

связан с

осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела,

 что дает возможность человеку выработать у себя

в  этом  плане  необходимое  равнодушие. Наконец, в  результате  третьего  подкризиса  у  человека  исчезает

самоозабоченность,

 и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Развитие «Я»

4

5


background image

www.koob.ru

46

Глава 10

Смерть

Оказавшись перед  лицом  смерти, человек  переживает  ряд этапов, описанных  разными  авторами. Элизабет

Кюблер-Росс (Kubbler-Ross, 1969) была одной из первых, кто проследил путь умирающих с того момента, когда они
узнали о своем близком конце, до того, как они испустили последний вздох.

Приближение к смерти

Согласно Кюблер-Росс, умирающие обычно проходят через пять стадий.
Первая из

mm-отрицание.

 Слова: «Нет, не я!»-самая обычная и нормальная реакция человека на объявление

ему смертельного диагноза. В зависимости от того, насколько человек способен взять события под свой контроль и
насколько сильную поддержку ему оказывают окружающие, он преодолевает эту стадию легче или тяжелее.

Гнев,

 охватывающий больного при вопросе: «Почему именно я?», характеризует вторую стадию. Умирающий

и? шнает  этот  гнев  на  заботящихся  о  нем людей  и  вообще  на  всякого  здорового  человека. Для  завершения  этой
стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства вовне.

Затем  начинается  стадия

«торга»:

  больной  вступает  в  переговоры  за  продление  своей  жизни, обещая,

например, быть послушным пациентом или примерным верующим.

Перечисленные  три  фазы  составляют  период  кризиса  и  развиваются  в  описанном  порядке  или  с  частыми

возвращениями назад.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в фазу

депрессии.

 Вопросов он больше не задает. Он

просто говорит себе: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе и часто испытывает
потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой
умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап.

Это

принятие

 смерти составляет финальный этап жизни умирающего, когда он, как правило, смиренно ждет

своего конца.

Ступени смерти

Жизнь  уходит  поэтапно-в обратном  порядке  по  сравнению  с  тем, как  она  развивается. Пэттисон (Pattison,

1977) выделяет четыре стадии этого процесса (рис. 10.22).

Социальная  смерть

  характеризуется  потребностью  умирающего  изолироваться  от  общества, замкнуться  в

самом себе и все дальше и дальше отдаляться от живых людей.

Психическая смерть

 соответствует осознанию человеком очевидного


background image

www.koob.ru

Развитие «Я»

                          47

Рис 10.22. Жизнь покидает земную оболочку, в которой она долгие годы пребывала, постепенно, в несколько

этапов


background image

www.koob.ru

конца. В  это  время  экстравертированное  сознание  угасает, уступая  место  состоянию, характерному  для

последнего периода жизни (см. документ 4.7).

Мозговая  смерть

  означает  полное  прекращение  деятельности  головного  мозга  и  его  контроля  над

различными функциями организма.

Наконец,

физиологическая смерть

 соответствует угасанию последних функций организма, обеспечивавших

деятельность его жизненно важных органов

l

.

Документ 10.1. Сексуальные  фантазии: извращение  или  психологическое «афродизирующее

средство»?

Среди  мечтаний, которым  не  противится  большинство  людей, сравнительно  большое  место  занимают  мысли,
вызывающие половое возбуждение. Время, которое человек посвящает таким сексуальным фантазиям, с возрастом
вначале увеличивается. У подростков оно в среднем составляет 17% всего времени, в возрасте от 18 до 20 лет эта
доля достигает 20%, а затем снижается до 8% между 28 и 35 годами и менее чем до 1% после 65 лет (Cameron, 1967).

Чаще всего сексуальные фантазии сопровождают мастурбацию, не возникают они при мастурбации лишь у

20% подростков мужского пола и 10% женского (Sorensen, 1973). Для более чем  половины всех  мужчин и трети
женщин просмотр эротических фотографий или фильмов служит

1

  Смерть  и  наступающая  затем  гибель  клеток  не  означают, однако, что  все  процессы  в  организме

прекращаются. На атомном уровне продолжают свой бесконечный головокружительный бег элементарные частицы,
движимые энергией, которая существует с начала всех времен. Как говорил Лавуазье, «ничто не создается заново и
ничто не исчезает навсегда, все только трансформируется .»

48

Глава 10

Рис 10 23. Эротические  фантазии  свойственны  каждому  человеку  на  протяжении  всей  жизни; они  при-

сутствуют во всех проявлениях его половой активности