Файл: Вроно М.Ш. - Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 2864
Скачиваний: 7
Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
аномалиями и т. д. По нашим наблюдениям, чаще всего он связан все же с
шизофренией или, по крайней мере, с наследственным предрасположением к
шизофрении. При шизофрении ранний детский аутизм может быть выражением
преморбидных особенностей (гомономный фон, психопатия), латентной
шизофрении, доманифестного дизонтогенеза или, наконец, проявлением
различных этапов течения детской шизофрении — инициального, манифестного,
постпроцессуального (резидуального).
При детской шизофрении довольно распространенным проявлением психического
дизонтогенеза бывает инфантилизм. Он наблюдается обычно при относительно
благоприятном течении шизофрении. Трудность опять-таки состоит в том, что
инфантилизм при шизофрении не всегда можно отличить от врожденного
инфантилизма как фона, на котором развернулось заболевание. Отличительная
особенность инфантилизма в случаях детской шизофрении состоит в его
дисгармоничности и неравномерности, когда наряду с признаками незрелой
психики (в эмоционально-волевой сфере и мышлении) выступает относительная
сохранность собственно интеллекта и его предпосылок. При этом хорошее
развитие интеллекта и речи контрастирует с плохой моторикой и угловатостью
движений. Кроме того, присутствуют такие не свойственные обычному
инфантилизму проявления, как повышение и извращение влечений и другие
психопатические особенности поведения. Отчетливо выступают изменения
личности типа verschroben и эмоциональное оскудение. Снижение психической
активности выражено меньше, но все же значительно нарушена продуктивность
занятий из-за ослабления интересов и нарушений поведения.
Олигофреноподобный дефект свойственен злокачественной, рано начавшейся
детской шизофрении, при которой более отчетливо выступает сопутствующее
процессу психическое недоразвитие («олигофренический плюс», 16) или
задержанный тип дизонтогенеза (25). Это недоразвитие всей психики и, прежде
всего, интеллекта, создающее сходство с олигофренией, объясняется очень
ранним началом и чрезвычайной злокачественностью процесса. Несмотря на это,
возможно определить отличия, свойственные шизофрении: прежде всего —
наличие выраженных симптомов шизофренического дефекта (аутизм, манерность
и вычурность, эмоциональное отупение и бездеятельность), нередко бывает
достаточно отчетливо выражена резидуальная продуктивная симптоматика,
особенно двигательные и речевые кататоноподобные расстройства. Поведение
больных отличается однообразием и монотонностью. Интеллектуальное
недоразвитие достигает порой степени выраженной дебильности и даже
имбецильности. В то же время обнаруживаются неравномерность и
диссоциированность интеллектуальной недостаточности, когда на фоне общего
снижения проявляются некоторые возможности к усвоению нового, сохранная
память. Однако отсутствие интереса и побуждений к деятельности не позволяют
проявиться этим сохранным элементам интеллекта.
В подобных случаях, как и при инфантилизме, не всегда легко решить вопрос,
идет ли речь об очень раннем начале шизофрении со злокачественным течением и
развитием олигофреноподобного дефекта или имеет место заболевание
шизофренией субъекта с врожденным слабоумием (олигофренией), то есть
пропфшизофренией.
Регресс речи и поведения как особая форма дизонтогенеза (4) при детской
шизофрении может вызвать наибольшие сомнения и возражения. Конечно, не
Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
может быть речи о регрессе как о простом возвращении на более ранний уровень
развития, ибо, как говорили древние, «невозможно дважды войти в одну и ту же
реку». В общей психиатрии регресс понимается как крайняя степень
необратимого органического снижения личности, сопровождающаяся явлениями
деменции и физического маразма. Мы имеем в виду не эти случаи. В то же время,
мы далеки от психоаналитического толкования явлений регресса, когда почти
любые психотические симптомы, особенно двигательные расстройства,
рассматриваются как высвобождение архаических форм поведения в результате
снятия «запрета» или «цензуры» самосознания. В случаях регресса речи и
поведения при детской шизофрении наблюдается как бы возврат на более ранний
уровень развития, когда появляются формы поведения, свойственные раннему и
даже младенческому возрасту. При этом утрачиваются прежние навыки
опрятности и самообслуживания, выступает лазание и ползание, обнюхивание и
облизывание предметов, пуэрильные реакции, обеднение словарного запаса,
детские интонации и лепетные формы речи. Такой возврат на раннюю
пройденную ступень развития сопровождается, что очень важно, другими
патологическими продуктивными симптомами и ни по форме, ни по существу не
соответствует поведению здорового ребенка более младшего возраста. К этому
необходимо добавить, что такой регресс речи и поведения не всегда носит
стойкий и необратимый характер и может исчезнуть по мере формирования
ремиссии, несмотря на то, что признаки шизофренического дефекта и задержка
развития остаются.
Мы затрудняемся определить природу такого регресса речи и поведения у
больных шизофренией детей, но должны все же отметить, что они наблюдаются в
основном при формах с неблагоприятным течением. Поэтому мы склонны связать
его с сопутствующим детской шизофрении дизонтогенезом, который тем не менее
не достигает степени необратимого изменения, в значительной мере носит
«функциональный» характер и компенсируется в процессе продолжающегося
развития ребенка и лечения болезни.
Таковы в общем виде основные формы клинических проявлений, обусловленных,
на наш взгляд, дизонтогенезом при детской шизофрении. Морфологические
подтверждения подобных расстройств на уровне современных знаний вряд ли
возможны, как и вообще при эндогенных («функциональных») психозах. Что
касается физиологических, вернее патофизиологических механизмов, лежащих в
их основе, то подобные поиски при раннем детском аутизме и шизофрении
ведутся во многих странах. Наиболее адекватными для клиники, могут стать в
этом отношении патопсихологические и электрофизиологические исследования,
но они встречают пока серьезные методические затруднения в связи с
возрастными особенностями детей. Тем не менее подобные исследования
представляются нам перспективными не только в научном отношении, но и в
плане возможностей психокоррекционной работы с больными детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башина В. М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика).— М.,
Медицина, 1980, 248 с.
2. БМЭ. Изд. 3-е, т. 7, М., Медицина, 1977, с. 541—546.
3. Вроно М. Ш. Шизофрения у детей и подростков (особенности клиники и
Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
течения).— М., Медицина, 1971, 128 с.
4. Вроно М. Ш. О некоторых нарушениях развития у детей, страдающих
шизофренией. Журн. невропатол. и психиатр., 1976, № 10, с. 1514—1517.
5. Вроно М. Ш. О психических дизонтогениях у детей. Вестник АМН СССР, 1979,
№ 10, с. 67—70.
6. Вроно М. Ш. Шизофрения в детском и пубертатном возрасте. В кн.:
Руководство по психиатрии. Т. I, М., Медицина, 1983, с. 355—372.
7. Вроно М. Ш. Олигофрении. Там же. Т. II. М„ Медицина, 1983, с. 447— 454.
8. Вроно М. Ш., Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофре-ия. Журн.
невропатол. и психиатр., 1975, № 9, с. 1379—1383.
9. Каган В. Е. Аутизм у детей.— Л„ Медицина, 1981, 208 с.
10. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей).—М.,
Медицина, 1979, с. 10—27.
11. Ковалев В. В. Психический дизонтогенез как клинико-патогенетическая
проблема психиатрии детского возраста. Журн. невропатол. и психиатр., 1981,
№ 10, с. 1505—1509.
12. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и
подростков.— М., Медицина, 1985, с. 153—238.
13. Мнухин С. С., 3еленецкая А. Е., Исаев Д. Н. О синдроме «раннего детского
аутизма» или синдрома Каннера у детей. Журн. невропатол. и психиатр., 1967,
№ 10, с. 1501—1506.
14. Светлов П. Г. Теория критических периодов развития и ее значение для
понимания принципов действия среды на онтогенез. В кн.: Вопросы цитологии и
общей физиологии.— Л., 1960, с. 263—285.
15. Симеон Т. П. Невропатии, психопатии и реактивные состояния младенческого
возраста.— М., Медгиз, 1929, с. 206—206.
16. Симеон Т. П. Шизофрения раннего детского возраста. М., Медгиз, 1948, 136 с.
17. Сухарева Г. Е. Шизоидные психопатии в детском возрасте. В кн.: Вопросы
педологии и детской психоневрологии, в. 2, М., 1925, с. 157—187.
18. Сухарева Г. Е. Особенности структуры дефекта при различных формах
течения шизофрении (на детском и подростковом материале). Невропатол.,
психиатр., психогигиена, 1935, т. IV, в. II, с. 57—62.
19. Сухарева Г. Е. Клиника шизофрении у детей и подростков. Часть
I. Госмедиздат УССР, 1937, 107 с.
Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
20. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. II,
часть 2. Психопатии.—М., Медицина, 1959, с. 208—223.
21. Сухарева Г. Е. Там же. Т. III (Клиника олигофрении). М., Медицина, 1965, с.
5—71.
22. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (Избранные главы).
М., Медицина, 1974, с. 183—288.
23. Ушаков Г. К. Детская психиатрия. М., Медицина, 1973, с. 45—80.
24. Юрьева О. П. Доманифестный период медленно текущей шизофрении у детей.
Журн. невропатол. и психиатр., 1967, № ю, с. 1511—1515.
25. Юрьева О. П. О типах дизонтогенеза у детей, больных шизофренией. Там же,
1970, № 8, с. 1229—1235.
26. Asреrgеr Н. Die «Autistischen Psychopaten» im Kindesalter. Arch. Psychiat.
Nervenkr., 1944, 117, 76—136.
27. Janzarik W. Schizophrene Vef laufe. Berlin—Heidelberg—New York, 1968, 149 S.
28. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact. Nerv. Child, 1943, 2, 217—
250.
29. Van-Krevelen A. Probleme of Differential Diagnosis Between Mental Retardation
and Autismus Infantum. Acta Paedopsychiat., 1973, 39, 199—203.
30. Mahler M., Purer M., Settlage C. Sever Emotional Disturbances in Childhood:
Psychosis The Syndrome of Infantile Autism (Kanner). In: American Handbook of
Psychiatry. Arieti Editor, Vol. I, N. — Y., 1959, 824—830.
31. Nissen G. Autistischen Syndrome. In: H. Harbauer, R. Lempp, G. Nissen, P. Strunk.
Lehrbuch der speziellen Kinder- und Jugendpsychiatrie. 3. Auflage, Berlin—
Heidelberg—New York, 1976, s. 380—392.
32. Schwalbe E., 1927 (Цитир.: Светлов П. Г., Архив анатомии, 1937, 2, 16—27.).
33. Thalhammer О. Pranatale Erkrankungen. Ann. paediatr., 1953, Bd. 181, No V., S.
257—276.
34. Wolf E. La science des monstres. Paris, 1948 (см. там же 21, с. 5—6).
РЕЗЮМЕ
Возрастной патоморфоз детской шизофрении характеризуется, в частности, тем,
что формирующийся при ней психический дефект сочетается с сопутствующим
процессу нарушением развития ребенка (дизонтогенезом). В связи с этим
освещаются современные взгляды на природу и разновидности дизонтогенеза и
особенности проявлений психического дизонтогенеза. Сопутствующий
шизофреническому процессу дизонтогенез обусловливает у детей более сложную
Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
структуру дефекта, чем у взрослых больных.
В зависимости от возраста начала и степени прогредиентности процесса
описываются следующие клинические варианты психического дизонтогенеза у
больных шизофренией детей:
1. Доманифестный дизонтогенез, в том числе ранний детский аутизм (синдром
Каннера и аутистическая психопатия у детей Аспергера), который может быть
выражением преморбидного фона или латентной шизофрении.
2. «Процессуальный дизонтогенез», т. е. проявление дизонтогенеза в
инициальном, манифестном и межприступном периоде детской шизофрении.
3. «Постпроцессуальный (резидуальный) дизонтогенез», входящий в сложную
структуру дефекта личности при детской шизофрении (олигофреноподобный
дефект при раннем начале и злокачественном течении, дисгармонический
инфантилизм, изменения личности типа «verschroben» при относительно
благоприятном малопрогредиентном течении, особая форма нарушения развития,
сопровождающаяся регрессом речи и поведения).
Обращается внимание на неоднородность описываемых форм психического
дизонтогенеза и их нозологическую неспецифичность. Ранний детский аутизм, по
нашим наблюдениям, чаще всего связан с детской шизофренией. Многие авторы
допускают органическую природу синдрома Каннера, другие — истолковывают
его проявления с психоаналитических и психодинамических позиций. Достаточно
распространено мнение о врожденно-конституциональной природе раннего
аутизма (патологическая конституция, психопатия). Наконец, необходимо
учитывать и роль определенного наследственного предрасположения.
Клиника и дифференциально-
диагностическая оценка
некоторых психопатологических
синдромов пубертатного
возраста.
М. Ш. Вроно (под. ред.)
Проблема диагностической и прогностической оценки эндогенных психических
нарушений пубертатного возраста тесно связана с особенностями этого
возрастного периода и свойственными ему психологическими проявлениями. Как
указывали многие исследователи, в этом возрасте имеет место как наибольшая
частота дебютов эндогенных заболеваний, так и выраженная атипия их
проявлений, обусловливающая большие диагностические трудности. Речь идет о
тех эндогенных психических расстройствах, возникающих в пубертатном
возрасте, картина проявлений которых ближе всего стоит к свойственным этому
переходному периоду психическим признакам.
Пубертатный период или период юности охватывает довольно широкий
возрастной диапазон от 11 до 20 лет и включает ранний пубертатный,
пубертатный и поздний пубертатный, или собственно юношеский, периоды со
свойственными каждому из них особенностями психических проявлений и их
определенной динамикой. Однако в целом можно говорить о некоторых основных
характеристиках, определяющих психические проявления пубертатного периода и