ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 3106
Скачиваний: 58
• Большие окна , маленькая ( или отсутствующая ) дверь – созерцательность ; осторожность в контактах .
• Пустые окна ( без рам ) – формальность контактов ; иногда аутизация .
• Решетки на окнах , утрированные оконные рамы , забор – боязнь агрессии ; иногда подозрительность ; ощущение
несвободы , зависимости .
• Подчеркнутые стены ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; ощущение
ненадежности своего положения в жизни .
• Подчеркнутая крыша ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; гиперопека ; иногда
интеллектуализм ; мечтательность , защитное фантазирование .
• В доме живут
• старые люди , только один человек – депрессия или субдепрессия ; чувство одиночества ;
• дети или один ребенок без взрослых – стремление избавиться от опеки родителей .
РИСУНОК ДЕРЕВА
• Экзотические породы ( пальма , эвкалипт ...) – демонстративность .
• Засохшее , сломанное ( срубленное ), без листьев – сниженное настроение , депрессия .
• Преобладание корней – ориентация на прошлое ; потребность в опоре и привязанности ; значимость семейных связей .
• Корни без изображения земли или висящие над землей – отсутствие привычной почвы ( например , у беженцев ).
• Дерево без корней висит в воздухе – слабая бытовая ориентация ; недостаточная социальная адаптированность ;
ослабленная привязанность к дому и семье .
• Преобладание ствола – жизнь по принципу «здесь и сейчас» , поглощенность сегодняшними проблемами .
• Подробное изображение коры , заштрихованный ствол – боязнь агрессии , потребность в защите ; иногда соматические (
чаще – психосоматические ) заболевания ; ипохондрия .
• Дупло – перенесенная в прошлом психотравма ;
• подчеркнутое – соматические ( чаще – психосоматические ) заболевания ;
• в дупле птица ( белка ) – потребность в защите и уюте .
• Ветви
• Расходятся в стороны – экстраверт - ность .
• Закрыты линией кроны – скрытность .
• Подробно структурированы – упорядоченное общение ; склонность к детальному планированию действий .
• Не структурированы – случайные контакты ; импульсивность , отсутствие планирования действий .
• Оканчиваются остриями – агрессивность .
• Направлены вверх – активность .
• Опущены вниз ( как у плакучей ивы ) – астения ; депрессия или субдепрессия .
• Обрублены или обломаны – депрессия ; психотравма .
• Крона
• отсутствует – нет представлений о собственном будущем , осознания своих перспектив ;
* узкая – интровертность ;
* большая , подробно проработанная – хорошо развито планирование ;
* большая , непроработанная – мечтательность , защитное фантазирование .
ПОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДУЕМОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
* Положительная оценка своих результатов – демонстративность ; гиперкомпенсация сниженной самооценки .
* Отрицательная оценка своих результатов – тревожность ; завышенный уровень притязаний .
* Автобиографические высказывания - экстравертность ; вербализм ; гиперактивность .
* «Люблю такие занятия ... » – демонстративность , направленность на сотрудничество .
* «Не люблю такие занятия ... » – негативизм ; тревожность .
* Уточнения инструкции – тревожность ; перфекционизм .
* Интерес к оценке проверяющего – тревожность ; демонстративность .
* Попытки отказа от выполнения задания ; мотивировка
* неспособность к данной деятельности – тревожность , тенденция к уходу от трудностей ; сниженная самооценка ;
* «не люблю» , «надоело» , «скучно» – низкая социализированность ; негативизм ;
* усталость – астения ; стремление уйти от обследования ;
* отказ без мотивировки – трудности в общении .
ТЕМП РАБОТЫ
* Высокий – высокий уровень активности .
* Сверхвысокий – импульсивность ; гиперактивность ; иногда негативизм .
* Сниженный – пассивность ; астения ; депрессия или субдепрессия ; ригидность ; тревожность .
* Сильно варьирует – эмоциональная лабильность .
ПРИЛОЖЕНИЕ II СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Агрессия ( агрессивность ) – стремление причинить вред окружающим . Вербальная агрессия – склонность ругаться , грубить
, делать замечания и т . п . Защитная агрессия – агрессия , вызванная ощущением угрозы со стороны окружающих .
Невротическая агрессия – агрессия , вызванная общим неблагоприятным самоощущением .
Адаптация – приспособление к новым условиям .
Социальная адаптация – приспособление к жизни в обществе .
Адекватность поведения – соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам .
Адекватность представлений – соответствие представлений жизненной реальности и общепринятым стандартам .
Акцентуация – ярко выраженное своеобразие характера , не доходящее до степени патологии .
Амбивалентность – двойственность , сосуществование у человека противоречащих друг другу тенденций ( переживаний ,
стремлений , представлений и т . п .).
Анамнез – сведения о предшествующем ходе развития ребенка .
Антисоциальность – отрицательное отношение к социальным нормам , стремление противодействовать им .
Асоциальность – безразличие к социальным нормам или их непонимание .
Астения , астеническое состояние – нервное истощение , ослабленность , повышенная утомляемость . Астеничность –
склонность к возникновению астении .
Аутизм – тяжелое психическое отклонение , характеризующееся грубыми нарушениями общения .
Аутизация – ослабление контактов с окружающими .
Вандализм – разрушение или повреждение материальных ценностей .
Вытеснение – один из механизмов психологической защиты : исключение из сознания травмирующих переживаний .
Вязкость – см . Ригидность .
Гиперактивность ( двигательная растор - моженность ) – пограничное нервно - психическое расстройство , проявляющееся в
импульсивности , неусидчивости , отвлекаемости .
Гиперкомпенсация – компенсаторные механизмы , внешне противоположные личностным особенностям , для компенсации
которых они предназначены .
Гиперконтроль – см . Тревожный гиперконтроль .
Гиперопека – система отношений в семье , при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют , не предоставляют ему
достаточной свободы .
Гиперсоциальность – стремление максимально соответствовать социальным нормам и требованиям .
Гипертимный тип – психотип , характеризующийся повышенной активностью , общительностью , низкой чувствительностью ,
слабым самоконтролем . Гипертимная акцентуация – особо ярко выраженный гипертимный тип .
Гипомания , гипоманиакальное состояние – патологическое возбуждение , сверхвысокая активность , эйфория ( приподнятое
, возбужденное состояние ).
Двигательная расторможенность – см .
Гиперактивность . Девиантное ( отклоняющееся ) поведение - поведение , не соответствующее социальным нормам .
Демонстративность – повышенная потребность во внимании к себе , стремление всегда быть в центре внимания .
Демонстративный тип – психотип , характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональной лабильности .
Депрессия , депрессивное состояние – патологическое снижение настроения и падение активности .
Депрессивная тенденция – склонность к возникновению депрессии .
Дефект – необратимое нарушение или выпадение какой - либо функции . Интеллектуальный дефект – необра - тимое
нарушение мышления { умственная отсталость ).
Диагностика ( психологическая ) – выявление психологических особенностей человека .
Дисфория – мрачная раздражительность .
Доминантность – тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми .
Жизненная сфера – определенная сторона жизни , относительно независимая от других сторон ( семейная , школьная ,
сфера межличностного общения , интимная ).
Задержка психического развития ( ЗПР ) - см . Нарушение обучаемости . Защитное фантазирование – см . Ком
■
пенсаторное
фантазирование . Импульсивность – склонность к совершению необдуманных случайных действий . Интровертность –
замкнутость , высокая избирательность в общении . Интровертный тип – психотип , характеризующийся оригинальностью ,
низкой конформностью , склонностью к умозрительным построениям . Инфантилизм – незрелость , «детскость» .
Психофизический инфантилизм – отставание от фактического возраста как по психологическим , так и по физиологическим
признакам . Ипохондрия – повышенное беспокойство о своем здоровье .
Истерия – психическое заболевание , часто приводящее к появлению соматических ( телесных ) болезненных симптомов без
каких - либо физиологических причин . Истероидная акцентуация – сочетание высокого уровня демонстративности со
склонностью к вытеснению травмирующих переживаний . Истероидный фасад – истероидное поведение у личности с другой
доминирующей акцентуацией .
Когнитивные ( познавательные ) процессы – психические процессы , направленные на познание окружающего мира (
восприятие , мышление , память , внимание ).
Компенсаторное ( защитное ) фантазирование – один из механизмов психологической защиты : погружение в фантазии и
мечты , смягчающие отрицательные переживания .
Компенсация – выработка механизмов , помогающих преодолеть неблагоприятные психологические особенности .
Конформность – стремление быть «таким как все» .
Личностные особенности – устойчивые психологические образования , мало меняющиеся со временем .
Нарушение обучаемости ( задержка психического развития , ЗПР ) – локальные отклонения в развитии тех или иных
психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций .
Невроз , невротическое состояние – пограничное психическое расстройство ; характеризуется снижением продуктивности
деятельности , эмоциональными нарушениями ; при неврозе часты тики , навязчивые движения , энурез , страхи ,
нарушения сна .
Негативизм – противодействие требованиям .
Негативное самопредъявление – привлечение к себе внимания посредством нарушения норм и требований .
Олигофрения – см . Умственная отсталость .
Организация действий – навыки построения своей работы : ее планирование , проверка и др .
Органическое поражение мозга – следствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде , родовых травм ,
асфиксии , сотрясений мозга и др .
Паранойяльность – подозрительное , настороженное отношение к окружающим .
Пассивность – признак утомления или неблагоприятного психологического состояния .
Патологическое состояние – серьезное психическое расстройство , требующее медицинского вмешательства .
Педагогическая запущенность – следствие отсутствия необходимого обучения и воспитания .
Относительная педагогическая запущенность – отсутствие коррекцион - ного обучения , необходимого ребенку с
отклонениями в развитии .
Перфекционизм – стремление выполнять любую работу на высшем уровне ; приводит к застреванию на несущественных
мелочах , отказу от работы при сомнениях в своей способности выполнить ее достаточно успешно .
Пограничные состояния – отклонения , нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека , но не приводящие к его
инвалидизации .
Познавательные процессы – см . Когнитивные процессы .
Проекция – один из механизмов психологической защиты : приписывание своих переживаний и стремлений другим людям .
Психастеническая акцентуация { тревожно - мнительный характер ) – сильно повышенная тревожность , недостаток
уверенности в себе , выраженная ас - теничность .
Психоз , психотическое состояние – психическое расстройство , для которого типичны неадекватность поведения ,
нарушения ориентации в пространстве и времени , продуктивная симптоматика ( бред , галлюцинации и т . п .).
Психологическая защита – механизмы , помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние , несмотря на
наличие психотравмирующих факторов .
Психологическое состояние – особенности человека , существенно меняющиеся со временем .
Психомоторный тонус – напряжение мышц , связанное с психологическим состоянием и непосредственно не определяемое
выполняемым движением .
Психопатия – патологический характер , резко затрудняющий социальную адаптацию .
Психопатоподобное поведение – высокая импульсивность , нарушение социальных норм .
Психосоматические заболевания – телесные болезни , вызванные психологическими причинами .
Психотип – общий склад личности , определяющий ее деятельность , взаимоотношения с людьми и с миром . Рационализация
– один из механизмов психологической защиты : подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми .
Резонерство – склонность к рассуждениям , не относящимся к выполняемой деятельности .
Ригидность ( вязкость ) – склонность по - , долгу застревать на каких - либо переживаниях .
Ригидный тип – психотип , характеризующийся высоким уровнем активности , стремлением все делать «так , как надо» и
заставлять других действовать так же .
Самоконтроль – способность к сознательному управлению своим поведением . Сензитивность – высокая чувствительность к
физическим стимулам и к социальным факторам .
Сензитивный тип – психотип , характеризующийся высокой чувствительностью , астеничностью и тревожностью .
Соматические заболевания – телесные ( не нервные и не психические ) заболевания . Социализированность – владение
социальными нормами .
Социальная дезориентация – низкая чувствительность к социальным нормам , нарушение их иерархизации . Стресс –
реакция на необходимость приспосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации . Устойчивость к
стрессу – способность выдерживать психологические нагрузки , не испытывая состояния стресса . Субдепрессия – снижение
настроения , не
доходящее до уровня депрессии . Тик – непроизвольное подергивание мышц .
Тревога – беспокойство , волнение , ощущение угрозы , ожидание неопределенной опасности .
Тревожность – склонность к возникновению состояния тревоги , неуверенность в себе , опасения , страхи . Тревожный
гиперконтроль – стремление все время контролировать себя , мешающее выполнению автоматизированных действий .
Тревожно - мнительный характер – см . Психастеническая акцентуация .
Умственная отсталость ( олигофрения ) – общее интеллектуальное снижение , делающее невозможной полноценную
социальную адаптацию .
Уровень притязаний – степень успешности , на которую человек претендует ; крайне неблагоприятно сочетание
завышенного уровня притязаний со сниженной самооценкой .
Фобия – навязчивый страх , боязнь ситуаций , не представляющих непосредственной угрозы : закрытых помещений,
открытых пространств , высоты , глубины и др .
Фрустрация – неудовлетворенность потребности .
Шизоидная акцентуация – интроверт - ность , трудности в общении , преобладание интеллектуальной сферы над
эмоциональной .
Экстравертность – общительность , склонность к широким контактам .
Эмоциональная лабильность – склонность к легкой смене настроений , неустойчивость переживаний .
Эмоциональная напряженность – возбуждение , ощущение , что необходимо срочно что - то сделать , но неясно , что именно
.
Эмоциональное возбуждение – особо высокая активность , повышенная готовность к действию .
Энурез – недержание мочи .
Эпилептоидная акцентуация – чрезмерное внимание к мелочам , эксплозивность ( взрывчатость ), высокая ригидность .