Файл: Венгер А.Л. - Психологические рисуночные тесты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 3106

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

• Большие окна , маленькая ( или отсутствующая ) дверь – созерцательность ; осторожность в контактах .

• Пустые окна ( без рам ) – формальность контактов ; иногда аутизация .

• Решетки на окнах , утрированные оконные рамы , забор – боязнь агрессии ; иногда подозрительность ; ощущение

несвободы , зависимости .

• Подчеркнутые стены ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; ощущение

ненадежности своего положения в жизни .

• Подчеркнутая крыша ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; гиперопека ; иногда
интеллектуализм ; мечтательность , защитное фантазирование .

• В доме живут

• старые люди , только один человек – депрессия или субдепрессия ; чувство одиночества ;

• дети или один ребенок без взрослых – стремление избавиться от опеки родителей .

РИСУНОК ДЕРЕВА

• Экзотические породы ( пальма , эвкалипт ...) – демонстративность .

• Засохшее , сломанное ( срубленное ), без листьев – сниженное настроение , депрессия .

• Преобладание корней – ориентация на прошлое ; потребность в опоре и привязанности ; значимость семейных связей .

• Корни без изображения земли или висящие над землей – отсутствие привычной почвы ( например , у беженцев ).

• Дерево без корней висит в воздухе – слабая бытовая ориентация ; недостаточная социальная адаптированность ;
ослабленная привязанность к дому и семье .

• Преобладание ствола – жизнь по принципу «здесь и сейчас» , поглощенность сегодняшними проблемами .

• Подробное изображение коры , заштрихованный ствол – боязнь агрессии , потребность в защите ; иногда соматические (
чаще – психосоматические ) заболевания ; ипохондрия .

• Дупло – перенесенная в прошлом психотравма ;

• подчеркнутое – соматические ( чаще – психосоматические ) заболевания ;

• в дупле птица ( белка ) – потребность в защите и уюте .

• Ветви

• Расходятся в стороны – экстраверт - ность .

• Закрыты линией кроны – скрытность .

• Подробно структурированы – упорядоченное общение ; склонность к детальному планированию действий .

• Не структурированы – случайные контакты ; импульсивность , отсутствие планирования действий .

• Оканчиваются остриями – агрессивность .

• Направлены вверх – активность .

• Опущены вниз ( как у плакучей ивы ) – астения ; депрессия или субдепрессия .

• Обрублены или обломаны – депрессия ; психотравма .

• Крона

• отсутствует – нет представлений о собственном будущем , осознания своих перспектив ;


background image

* узкая – интровертность ;

* большая , подробно проработанная – хорошо развито планирование ;

* большая , непроработанная – мечтательность , защитное фантазирование .

ПОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДУЕМОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

* Положительная оценка своих результатов – демонстративность ; гиперкомпенсация сниженной самооценки .

* Отрицательная оценка своих результатов – тревожность ; завышенный уровень притязаний .

* Автобиографические высказывания - экстравертность ; вербализм ; гиперактивность .

* «Люблю такие занятия ... » – демонстративность , направленность на сотрудничество .

* «Не люблю такие занятия ... » – негативизм ; тревожность .

* Уточнения инструкции – тревожность ; перфекционизм .

* Интерес к оценке проверяющего – тревожность ; демонстративность .

* Попытки отказа от выполнения задания ; мотивировка

* неспособность к данной деятельности – тревожность , тенденция к уходу от трудностей ; сниженная самооценка ;

* «не люблю» , «надоело» , «скучно» – низкая социализированность ; негативизм ;

* усталость – астения ; стремление уйти от обследования ;

* отказ без мотивировки – трудности в общении .

ТЕМП РАБОТЫ

* Высокий – высокий уровень активности .

* Сверхвысокий – импульсивность ; гиперактивность ; иногда негативизм .

* Сниженный – пассивность ; астения ; депрессия или субдепрессия ; ригидность ; тревожность .

* Сильно варьирует – эмоциональная лабильность .

ПРИЛОЖЕНИЕ II СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агрессия ( агрессивность ) – стремление причинить вред окружающим . Вербальная агрессия – склонность ругаться , грубить

, делать замечания и т . п . Защитная агрессия – агрессия , вызванная ощущением угрозы со стороны окружающих .

Невротическая агрессия – агрессия , вызванная общим неблагоприятным самоощущением .

Адаптация – приспособление к новым условиям .

Социальная адаптация – приспособление к жизни в обществе .

Адекватность поведения – соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам .

Адекватность представлений – соответствие представлений жизненной реальности и общепринятым стандартам .

Акцентуация – ярко выраженное своеобразие характера , не доходящее до степени патологии .

Амбивалентность – двойственность , сосуществование у человека противоречащих друг другу тенденций ( переживаний ,

стремлений , представлений и т . п .).


background image

Анамнез – сведения о предшествующем ходе развития ребенка .

Антисоциальность – отрицательное отношение к социальным нормам , стремление противодействовать им .

Асоциальность – безразличие к социальным нормам или их непонимание .

Астения , астеническое состояние – нервное истощение , ослабленность , повышенная утомляемость . Астеничность –

склонность к возникновению астении .

Аутизм – тяжелое психическое отклонение , характеризующееся грубыми нарушениями общения .

Аутизация – ослабление контактов с окружающими .

Вандализм – разрушение или повреждение материальных ценностей .

Вытеснение – один из механизмов психологической защиты : исключение из сознания травмирующих переживаний .

Вязкость – см . Ригидность .

Гиперактивность ( двигательная растор - моженность ) – пограничное нервно - психическое расстройство , проявляющееся в

импульсивности , неусидчивости , отвлекаемости .

Гиперкомпенсация – компенсаторные механизмы , внешне противоположные личностным особенностям , для компенсации

которых они предназначены .

Гиперконтроль – см . Тревожный гиперконтроль .

Гиперопека – система отношений в семье , при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют , не предоставляют ему

достаточной свободы .

Гиперсоциальность – стремление максимально соответствовать социальным нормам и требованиям .

Гипертимный тип – психотип , характеризующийся повышенной активностью , общительностью , низкой чувствительностью ,

слабым самоконтролем . Гипертимная акцентуация – особо ярко выраженный гипертимный тип .

Гипомания , гипоманиакальное состояние – патологическое возбуждение , сверхвысокая активность , эйфория ( приподнятое
, возбужденное состояние ).

Двигательная расторможенность – см .

Гиперактивность . Девиантное ( отклоняющееся ) поведение - поведение , не соответствующее социальным нормам .

Демонстративность – повышенная потребность во внимании к себе , стремление всегда быть в центре внимания .

Демонстративный тип – психотип , характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональной лабильности .

Депрессия , депрессивное состояние – патологическое снижение настроения и падение активности .

Депрессивная тенденция – склонность к возникновению депрессии .

Дефект – необратимое нарушение или выпадение какой - либо функции . Интеллектуальный дефект – необра - тимое

нарушение мышления { умственная отсталость ).

Диагностика ( психологическая ) – выявление психологических особенностей человека .

Дисфория – мрачная раздражительность .

Доминантность – тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми .

Жизненная сфера – определенная сторона жизни , относительно независимая от других сторон ( семейная , школьная ,
сфера межличностного общения , интимная ).

Задержка психического развития ( ЗПР ) - см . Нарушение обучаемости . Защитное фантазирование – см . Ком

 пенсаторное

фантазирование . Импульсивность – склонность к совершению необдуманных случайных действий . Интровертность –
замкнутость , высокая избирательность в общении . Интровертный тип – психотип , характеризующийся оригинальностью ,

низкой конформностью , склонностью к умозрительным построениям . Инфантилизм – незрелость , «детскость» .

Психофизический инфантилизм – отставание от фактического возраста как по психологическим , так и по физиологическим
признакам . Ипохондрия – повышенное беспокойство о своем здоровье .


background image

Истерия – психическое заболевание , часто приводящее к появлению соматических ( телесных ) болезненных симптомов без
каких - либо физиологических причин . Истероидная акцентуация – сочетание высокого уровня демонстративности со

склонностью к вытеснению травмирующих переживаний . Истероидный фасад – истероидное поведение у личности с другой
доминирующей акцентуацией .

Когнитивные ( познавательные ) процессы – психические процессы , направленные на познание окружающего мира (
восприятие , мышление , память , внимание ).

Компенсаторное ( защитное ) фантазирование – один из механизмов психологической защиты : погружение в фантазии и

мечты , смягчающие отрицательные переживания .

Компенсация – выработка механизмов , помогающих преодолеть неблагоприятные психологические особенности .

Конформность – стремление быть «таким как все» .

Личностные особенности – устойчивые психологические образования , мало меняющиеся со временем .

Нарушение обучаемости ( задержка психического развития , ЗПР ) – локальные отклонения в развитии тех или иных
психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций .

Невроз , невротическое состояние – пограничное психическое расстройство ; характеризуется снижением продуктивности
деятельности , эмоциональными нарушениями ; при неврозе часты тики , навязчивые движения , энурез , страхи ,

нарушения сна .

Негативизм – противодействие требованиям .

Негативное самопредъявление – привлечение к себе внимания посредством нарушения норм и требований .

Олигофрения – см . Умственная отсталость .

Организация действий – навыки построения своей работы : ее планирование , проверка и др .

Органическое поражение мозга – следствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде , родовых травм ,
асфиксии , сотрясений мозга и др .

Паранойяльность – подозрительное , настороженное отношение к окружающим .

Пассивность – признак утомления или неблагоприятного психологического состояния .

Патологическое состояние – серьезное психическое расстройство , требующее медицинского вмешательства .

Педагогическая запущенность – следствие отсутствия необходимого обучения и воспитания .

Относительная педагогическая запущенность – отсутствие коррекцион - ного обучения , необходимого ребенку с

отклонениями в развитии .

Перфекционизм – стремление выполнять любую работу на высшем уровне ; приводит к застреванию на несущественных

мелочах , отказу от работы при сомнениях в своей способности выполнить ее достаточно успешно .

Пограничные состояния – отклонения , нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека , но не приводящие к его

инвалидизации .

Познавательные процессы – см . Когнитивные процессы .

Проекция – один из механизмов психологической защиты : приписывание своих переживаний и стремлений другим людям .

Психастеническая акцентуация { тревожно - мнительный характер ) – сильно повышенная тревожность , недостаток

уверенности в себе , выраженная ас - теничность .

Психоз , психотическое состояние – психическое расстройство , для которого типичны неадекватность поведения ,

нарушения ориентации в пространстве и времени , продуктивная симптоматика ( бред , галлюцинации и т . п .).

Психологическая защита – механизмы , помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние , несмотря на
наличие психотравмирующих факторов .

Психологическое состояние – особенности человека , существенно меняющиеся со временем .


background image

Психомоторный тонус – напряжение мышц , связанное с психологическим состоянием и непосредственно не определяемое
выполняемым движением .

Психопатия – патологический характер , резко затрудняющий социальную адаптацию .

Психопатоподобное поведение – высокая импульсивность , нарушение социальных норм .

Психосоматические заболевания – телесные болезни , вызванные психологическими причинами .

Психотип – общий склад личности , определяющий ее деятельность , взаимоотношения с людьми и с миром . Рационализация

– один из механизмов психологической защиты : подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми .

Резонерство – склонность к рассуждениям , не относящимся к выполняемой деятельности .

Ригидность ( вязкость ) – склонность по - , долгу застревать на каких - либо переживаниях .

Ригидный тип – психотип , характеризующийся высоким уровнем активности , стремлением все делать «так , как надо» и

заставлять других действовать так же .

Самоконтроль – способность к сознательному управлению своим поведением . Сензитивность – высокая чувствительность к

физическим стимулам и к социальным факторам .

Сензитивный тип – психотип , характеризующийся высокой чувствительностью , астеничностью и тревожностью .

Соматические заболевания – телесные ( не нервные и не психические ) заболевания . Социализированность – владение

социальными нормами .

Социальная дезориентация – низкая чувствительность к социальным нормам , нарушение их иерархизации . Стресс –
реакция на необходимость приспосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации . Устойчивость к

стрессу – способность выдерживать психологические нагрузки , не испытывая состояния стресса . Субдепрессия – снижение

настроения , не

доходящее до уровня депрессии . Тик – непроизвольное подергивание мышц .

Тревога – беспокойство , волнение , ощущение угрозы , ожидание неопределенной опасности .

Тревожность – склонность к возникновению состояния тревоги , неуверенность в себе , опасения , страхи . Тревожный

гиперконтроль – стремление все время контролировать себя , мешающее выполнению автоматизированных действий .

Тревожно - мнительный характер – см . Психастеническая акцентуация .

Умственная отсталость ( олигофрения ) – общее интеллектуальное снижение , делающее невозможной полноценную

социальную адаптацию .

Уровень притязаний – степень успешности , на которую человек претендует ; крайне неблагоприятно сочетание

завышенного уровня притязаний со сниженной самооценкой .

Фобия – навязчивый страх , боязнь ситуаций , не представляющих непосредственной угрозы : закрытых помещений,
открытых пространств , высоты , глубины и др .

Фрустрация – неудовлетворенность потребности .

Шизоидная акцентуация – интроверт - ность , трудности в общении , преобладание интеллектуальной сферы над
эмоциональной .

Экстравертность – общительность , склонность к широким контактам .

Эмоциональная лабильность – склонность к легкой смене настроений , неустойчивость переживаний .

Эмоциональная напряженность – возбуждение , ощущение , что необходимо срочно что - то сделать , но неясно , что именно

.

Эмоциональное возбуждение – особо высокая активность , повышенная готовность к действию .

Энурез – недержание мочи .

Эпилептоидная акцентуация – чрезмерное внимание к мелочам , эксплозивность ( взрывчатость ), высокая ригидность .