Файл: Венгер А.Л. - Психологические рисуночные тесты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 3110

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

• Двигательные персеверации (22) – органическое поражение мозга ; иногда психическое заболевание ; интеллектуальное
нарушение ( с четырехлетнего возраста ).

• Распад формы , неопределенный , часто незамкнутый контур (66, 103, 106, 116, 120) – интеллектуальное нарушение ;
органическое поражение мозга ; пограничное невротическое состояние ; психическое заболевание ( с пятилетнего возраста

).

• Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи , заполняющие весь лист (42, 63, 107) – импульсивность , острая
тревога ; пограничное невротическое состояние ; иногда психотическое возбуждение ( с четырехлетнего возраста ).

• Грубое искажение формы и / или пропорций (21, 52, 60, 63 – 65, 101, 114, 116, 121, 144) – интеллектуальное нарушение ;
органическое поражение мозга ; негативизм ; сниженная конформность , нарушения социализации ; пограничное

невротическое состояние ; психическое заболевание ( с пятилетнего возраста ).

РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ

• Головоног (1) – до четырехлетнего возраста соответствует норме ; позднее – задержка в развитии изобразительной
функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда умственная отсталость .

• Схематический ; руки и ноги изображены одинарной линией (2, 14, 15, 23, 141) – до пяти с половиной лет соответствует
норме ; позднее – формальное отношение к заданию ; негативизм ; задержка в развитии изобразительной функции и ,

возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга ; умственная
отсталость .

• Схематический ; одни конечности изображены одинарной линией , другие – двойной (17, 22, 505, 131) – до шести с

половиной лет соответствует норме ; позднее – импульсивность ; задержка в развитии изобразительной функции и ,

возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга ; умственная
отсталость .

• Схематический ; руки и ноги изображены двойной линией (3 – 6, 16, 18, 19, 42, 51 а , 63) – до восьмилетнего возраста

соответствует норме ; позднее – формальное отношение к заданию ; задержка в развитии изобразительной функции и ,
возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга ; умственная

отсталость .

• Промежуточный между схематическим и пластическим (7 – 10, 20, 31, 38, 64, 144, 149, 153, 154, 163, 165) – до

подросткового возраста соответствует норме ; позднее – импульсивность ; задержка в развитии изобразительной функции и
, возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга .

• Карикатурный (53, 160 – 162) – демон - стративность , обычно в сочетании с негативизмом , асоциальностью или
антисоциальностью ; желание «закрыться» от проверяющего .

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

• Грустное (32, 33, 56, 58) – сниженное настроение , субдепрессия ; астения ; чувство одиночества ; иногда депрессия .

• Растерянное (31, 39, 40, 60 а , 63) – неуверенность ; тревога ; ощущение бессилия ; иногда невротическое состояние .

• Отстраненное (43, 49) – интровертность ; погруженность в свой внутренний мир , склонность к защитному фантазированию
; иногда шизоидный склад личности .

• Мрачное (44, 52, 606) – депрессия или дисфория ; ригидность ; эпилептоидная акцентуация ; негативизм ; асоциальность ;

отрицательное отношение к обследованию ; иногда психопатия .

• Агрессивное (44, 606, 159, 161, 162, 165) – агрессивность ; остро протекающий подростковый кризис ; импульсивность ;

негативизм ; отрицательное отношение к обследованию ; иногда психопатия .

• Странное (45, 50 – 52, 62, 64 – 67) – шизоидность ; сниженная конформность , недостаточная социализирован - ность ;
иногда психическое заболевание .

• Неприятное , отталкивающее (52, 606, 64, 65, 159) – негативизму отрицательное отношение к обследованию ; остро
протекающий подростковый кризис ; асоциальность или антисоциальность ; негативное отношение к изображаемому

персонажу ; иногда психическое заболевание .

ПОЗА, РАКУРС

• Со спины (47) – негативизм ; конфликтность ; подростковый кризис .

• В профиль (49, 576) – иногда негативизм ; подростковый кризис .


background image

• В три четверти (566, 57 а ) – творческая ( художественная ) направленность .

• Идет ( бежит ) или занят какой - либо работой (56 а , 67) – творческая направленность ; высокая активность .

• Сидит (5, 48, 566) – творческая направленность ; иногда пассивность .

• Лежит – пассивность ; творческая направленность ; иногда астения .

ИЗОБРАЖЕН КАКОЙ-ЛИБО ПЕРСОНАЖ – демонстративность

• Шут , клоун (38) – сниженная самооценка ; иногда негативное самопредъявление .

• Король , принц , граф , вельможа ... (37) – высокий уровень притязаний .

• Военный – иногда агрессивность .

• Антисоциальный персонаж ( вор , грабитель , наркоман , пьяница ...), отрицательный сказочный герой (53) – негативизм ;

асоциальность или антисоциальность ; иногда негативное самопредъявление .

• Старик ( старуха ), нищий – сниженное настроение , депрессия или субдепрессия .

• Богатый , бедный человек – неудовлетворенность своим материальным положением .

• Робот , инопланетянин – интровертность ; чувство одиночества ; сниженная конформность ; иногда шизоидная

акцентуация .

ГОЛОВА, ЧЕРТЫ ЛИЦА

• Голова

• отсутствует (67) – особо высокая импульсивность , гиперактивность ; иногда психическое заболевание ;

• размер сильно увеличен (43) – высокая значимость интеллекта в системе ценностей ; склонность к мечтам , фантазиям ,

защитное фантазирование ( с семилетнего возраста );

• размер сильно уменьшен (44) – иногда низкая значимость интеллекта по сравнению с физической силой в системе

ценностей ( с семилетнего возраста );

• Глаза ( на рисунке анфас – два , в профиль – один )

• отсутствуют или почти не видны (25, 33 а , 42, 45) – высокая импульсивность , гиперактивность ; негативизм ; аутизация ;

астения ; субдепрессия ; иногда депрессия ; психическое заболевание ;

• пустые ( без радужки и зрачков ) (21, 40, 50, 60 а ) – астения ; аутизация ; импульсивность ; иногда асоциальность ;
страхи ;

• зачерненные ( или с зачерненной радужкой ), в темных очках (37, 39, 44, 55, 59) – страхи ;

• особо тщательно вырисована форма и / или тщательно вырисованы ресницы (39, 40, 50 а , 516, 54, 566, 58, 61) –
демонстративность .

• Рот

* отсутствует или резко уменьшен (25, 33) – негативизм ; аутизация ; астения ; импульсивность ;

• перекошен (606) – негативизм ; отрицательное отношение к обследованию ; иногда органическое поражение мозга ( с
шестилетнего возраста );

• подчеркнуты губы : очень большие или с повышенным нажимом , или особо тщательно вырисована форма (58, 160) –

высокая значимость сексуальной сферы ; типично для подросткового возраста , особенно для девочек ;

• изображены зубы (46, 50 а , 605, 161, 162) – вербальная агрессия .

• Подчеркнуты уши (64) – подозрительность , настороженность ; иногда неудовлетворенность своей внешностью ( с

семилетнего возраста ).


background image

• Особенно большой нос – иногда неудовлетворенность своей внешностью ( с семилетнего возраста ).

• Тщательно нарисована прическа (126, 37, 39, 40, 47, 59, 149) – демонст - ративность .

• Форма головы или черты лица грубо искажены (50 а , 52, 64, 65) –шизоидная акцентуация ; асоциальное ; иногда

психическое заболевание .

ФИГУРА

• Длинная, вытянутая (32, 33, 40, 626) - астеничность; психастеническая акцентуация; интровертность; иногда ано-рексия
(с семилетнего возраста).

• Особо полная – иногда недовольство своей внешностью (с семилетнего возраста).

• Угловатая (32, 33, 52) – проблемы общения; шизоидность (с восьмилетнего возраста).

• Изображена штрихами, без контура (66)– острая тревога; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста).

• Нарочито уродливая; форма грубо искажена (64, 66) – органическое поражение мозга; негативизм; асоциальность или

антисоциальность; импульсивность; острый стресс; иногда психическое заболевание (с шестилетнего возраста).

РУКИ

• Отсутствуют или почти не видны (66, 150 а ) – нарушения общения ; импульсивность ( с пятилетнего возраста ).

• Расставлены в стороны (34 – 37, 42, 45, 149, 160, 161, 165) – экстраверт - ность , общительность ( с восьмилетнего

возраста ).

• Прижаты к телу (24, 32, 33, 40, 43, 62, 145, 153, 154, 159) – интровертность .

• За спиной , в карманах , скрещены на груди , уперты в бока (38, 41, 47 – 49, 53, 59, 149, 158) – уход от общения ,

негативизм ; иногда аутизация .

• Прикрывают генитальную область (54, 56 а ) – тенденция контролировать свои сексуальные импульсы .

• Кисть , пальцы

• отсутствуют или сильно укорочены (26, 27, 29, 40, 55, 59, 60, 61) – недостаток общения ; неумение общаться ; иногда

аутизация ( с шестилетнего возраста ).

• то же , в сочетании с экстравертной позой (35, 36, 160) склонность к широким , но формальным контактам ( с

шестилетнего возраста );

• преувеличен размер (32, 42, 626, 63) – высокая неудовлетворенная потребность в общении ( с шестилетнего возраста ).

• зачернены (626, 149) – конфликтность , напряженность в контактах ;

• большая ладонь , кулак , острые ногти (44, 159, 165) – агрессивность .

НОГИ

• Широко расставлены (34, 35, 38, 45, 47, 48, 161) – экстравертность ; иногда потребность в опоре ( с семилетнего возраста

).

• Плотно сдвинуты (24, 25, 33, 40, 159) – интровертность .

• Преувеличена длина (27, 45) – астеничность ; сензитивный тип ( с семилетнего возраста ).

• Отсутствуют или резко преуменьшены ступни (24, 31, 33, 35, 59, 66, 149, 150) – иногда слабая бытовая ориентация ,
пассивность или неумелость в социальных отношениях ( с семилетнего возраста ).

• Подчеркнуты или преувеличены ступни (29, 38, 44, 45, 62, 67, 165) – потребность в опоре , ощущение недостаточной

умелости в социальных отношениях ( с шестилетнего возраста ).


background image

ПРИЗНАКИ ПОЛА

• Подчеркнуты : бедра , грудь , талия , узкие плечи в женской фигуре ; мускулату pa, широкие плечи , волосатость тела и /

или конечностей , соски на груди в мужской фигуре (12, 13, 346, 40, 44, 47, 54 – 56, 59, 145, 162) – интерес к сексуальной

сфере ; типично для подросткового возраста .

• Отсутствуют (32, 33, 41) – отставание в психосексуальном развитии ( с подросткового возраста ).

• Имеются признаки противоположного пола (11, 55, 61, 62 а , 65) – несформи - рованная половая идентификация ; иногда

нарушения половой идентификации ; нормально для раннего подросткового возраста .

• Сверхмужественность в рисунке , сделанном мужчиной или мальчиком (12 а , 44, 47, 52) – значимость мужественности ;
иногда сомнения в своем соответствии мужской роли ; сексуальность ; агрессивность , культ силы ; типично для

подросткового возраста .

• Подчеркнуты женская грудь и / или бедра в рисунке , сделанном женщиной или девочкой (13 а , 59) – интерес к

сексуальной сфере ; иногда сомнения в своей привлекательности ; типично для подросткового возраста .

• Выделена область тела , близкая к гениталиям (13 а , 40, 44, 53, 59, 61) – проблемы в сексуальной сфере ; типично для

подросткового возраста .

• Изображен половой член (65) – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ( с пятилетнего возраста ).

• Фигура обнажена , полуобнажена или просвечивает через одежду (25, 54 – 56, 62) – интерес к сексуальной сфере .

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ

• Украшения , карманы , отделка , детально вырисованная одежда , шляпа и др . (5, 37 – 39, 43, 44, 48, 51, 53, 54, 59, 61) -

демонстративность .

• Игрушка , шарик , флажок и др . в рисунке подростка или взрослого человека (161) – инфантильность .

• Многочисленные пуговицы (12 а , 24, 53,

63) – ригидность ; иногда закрытость ; стремление к самоконтролю ; инфантильность ( с подросткового возраста ).

• Оружие , режущее или рубящее орудие , палка (45, 51, 161) – агрессивность .

• Сигарета , рюмка и т . п . (52, 166) – негативизм ; асоциальность ; иногда антисоциальность .

• Раны , шрамы на лице или на теле (53) – невротическое состояние ; иногда асоциальность или антисоциальность .

• Татуировка на лице или на теле – негативизм ; асоциальность ; иногда антисоциальность .

• Внутренние органы – ипохондрия ; невроз ; иногда психическое заболевание .

• Пейзаж , мебель и прочие предметы , создающие обстановку (5, 43, 48, 566, 576), – творческая направленность ;
демонстративность .

НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ ТИП ЖИВОТНОГО

• Реально существующее (68) – интеллектуальное или эмоциональное нарушение ; острая тревога ; иногда психическое

заболевание ( с семилетнего возраста ).

• Существовавшее раньше ( например , динозавр ) или существующее в культуре ( например , дракон ) (69, 121) – бедность

воображения ; низкий общекультурный уровень ; иногда педагогическая запущенность ( с семилетнего возраста ).

• Сконструированное из частей разных животных , соответствующее стандартной схеме животного (71, 74, 76, 79, 98, 123) –
рационалистический , нетворческий подход к задаче .

• Целостное , построенное по стандартной схеме с головой , туловищем , конечностями (70, 72, 77, 83, 89, 91, 96, 96, 97, 99-
101, 105, 110, 124) – художественный , но в целом стандартный подход к задаче .

• Построенное по оригинальной схеме , не напоминающее обычных животных (80, 84, 85, 90, 102 – 104, 106, 108, 109, 118,

122, 126 – 128) –творческий подход к задаче ; низкая конформность .


background image

• Сверхоригинальное , вычурное (73) – демонстративность ; шизоидность .

• Человекообразное (75, 78, 816, 82, 88, 92 – 95, 113 – 116, 130) – высокая неудовлетворенная потребность в общении ;

типично для подросткового возраста .

• Механическое , угловатое , машинообраз - ное или включающее отдельные механические детали (75, 86 – 88) – интроверт
- ность ; аутизация ; иногда шизоидность .

• С конечностями , направленными вовне (72, 77, 78, 82, 84, 85, 90, 91, 95, 96, 115, 126, 130) – экстравертность .

• Замкнутое , без конечностей или с конечностями , направленными к телу (73, 79, 816, 98, 102, 104, 108, 109, 114, 120,
125, 129) – интровертность .

ДЕТАЛИ

• Избыток органов чувств (73, 86, 100) – тревожность .

• Глаза

• отсутствуют (80, 102 – 104, 114, 118, 119, 128, 129) – аутизация ; астения ; субдепрессия ; иногда шизоидность ;

• пустые , без радужки и зрачков (74, 76, 96, 116) астения ; аутизация ; иногда асо - циальность ; страхи ( с шестилетнего

возраста );

• большие зачернененные или с зачерненной радужкой (94, 95, 108, 109) – страхи ;

• форма грубо искажена (88, 91, 101, 121, 122) – невротическое состояние ; асоциальность ; иногда психическое

заболевание .

• Уши , подчеркнутые нажимом или особо большие (74, 86, 94, 95, 121, 122) - тревожность ; иногда подозрительность ,
настороженность .

• Зубы (68, 72, 95, 106, 109, 111, 120) - вербальная агрессия .

• Голова на рисунке , в целом соответствующем схеме животного ,

• отсутствует (118, 119) – импульсивность ; иногда психическое заболевание ;

• форма грубо искажена (114) – органическое поражение мозга ; иногда психическое заболевание ;

• две или более головы (69, 71) – иногда внутренний конфликт , противоречивые желания .

• Толстый хвост (71, 89, 100, 101, 110, 112) – высокая значимость сексуальной сферы .

• Чешуя , панцирь (68, 70, 76, 79, 98) – потребность в защите , боязнь агрессии .

• Иглы , шипы и т . п . (96, 97, 101, 117, 124) – защитная агрессия .

• Острые рога , когти , клыки ( вылезающие изо рта ), острые наросты (72, 91, 93, 99, 101, 113, 115, 117) – агрессивность .

• Отсутствие ног , их недостаточное количество или явная слабость на рисунке , в целом соответствующем схеме животного
или человека (79, 84, 88, 98, 116, 120, 124), – низкая бытовая ориентация , пассивность или неумелость в социальных

отношениях .

• Особо большие ( толстые ) ноги или их избыточное количество (85, 86, 96, 97) – потребность в опоре , ощущение своей
недостаточной умелости в социальных отношениях .

• Крылья (76, 123, 130) – мечтательность , романтичность , склонность к компенсаторному фантазированию .

• Тело , покрытое густыми волосами (78, 94), – значимость сексуальной сферы .

• Оружие , режущее , колющее или рубящее орудие (75, 86, 93) – агрессивность ,

• Украшения : узор на шкуре , павлиний хвост , ресницы (83, 123) – демонстра - тивность .

• Раны , шрамы (96, 119, 120, 122) – невротическое состояние ; иногда психическое заболевание .