Файл: Венгер А.Л. - Психологические рисуночные тесты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 3105

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

• Внутренние органы , анатомические детали , кровеносные сосуды , в частности , сосуды глаза (75, 109, 114, 122) –
ипохондрия , невротическое состояние ; иногда психическое заболевание .

• Половые органы , женская грудь , вымя или детали , напоминающие их по форме , независимо от того , как они названы –
высокая значимость сексуальной сферы .

ОПИСАНИЕ ОБРАЗА В ЖИЗНИ

• Соответствие рисунку – показатель логичности мышления .

• Несоответствие рисунку – иногда нарушения логического мышления

• Особо подробное , с идеализацией , указанием на красоту или исключительность животного – демонстративность ;
склонность к компенсаторному фантазированию .

• Место жизни

• изолированное ( пещера , скалы , другая планета , космос ) – недостаток общения , чувство одиночества ;

• упоминание о трудной достижимости ( непроходимая чаща , горы , в которых нет дороги ) – боязнь агрессии , потребность
в защите ;

* экзотическое ( остров Мадагаскар , заколдованный лес ) – демонстративность ;

* эмоционально неприятное ( болото , грязь ) – невротическое состояние ; низкая социализированность ; иногда
психическое заболевание .

* Питание

* явно несъедобные вещи ( камни , стекло , металл ) – низкая социализированность , нарушения общения ;

* особо крупные объекты ( горы , деревья , дома ) или утверждение о том , что животное ест все , – импульсивность ; низкая

социализированность ;

* люди – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ; агрессивность ;

* подробное описание поедания жертв – агрессивность ;

* эмоционально неприятная пища ( червяки , грязь , слизь ) – невротическое состояние ; иногда психическое заболевание ;

* кровь , отдельные части и органы живых существ ( сердце , мозг ) – невротическая агрессия ;

* не питается ничем или питается воздухом , энергией – интровертность ; иногда шизоидность .

* Любимое или наиболее обычное занятие

* играет , гуляет , развлекается – прямая проекция своих желаний ;

* постоянно занято поисками пищи – ощущение трудности и однообразия жизни ;

* ломает деревья , топчет дома – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ; агрессивность ; иногда психическое
заболевание ;

* много спит – усталость ; астеническое состояние .

* Друзья

* отсутствуют – чувство одиночества ;

* все окружающие , без конкретизации – высокая неудовлетворенная потребность в общении ;

* злые , агрессивные персонажи ( акулы , крокодилы , драконы ) – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ;

агрессивность .

* Враги


background image

* большое число или полное отсутствие – боязнь агрессии ;

* все окружающие – негативизм ; асоциальность или антисоциальность .

• Описание способов защиты от опасности ; указание на гигантский ее размер – тревожность , боязнь агрессии .

• Особо длинный перечень страхов ; страхи , нетипичные для животных ( темнота , смерть , насекомые ) – страхи ,

невротическое состояние .

• Тема размножения – значимость сексуальной сферы .

• Бесполые формы размножения – напряженное , внутренне конфликтное отношение к сексуальной сфере .

• Желания

• иметь друзей – недостаток общения ;

• не иметь врагов – боязнь агрессии ; иногда настороженность , подозрительность ;

• чтобы его не боялись – боязнь агрессии ;

• стать обычным животным , стать человеком – эмоциональный дискомфорт , связанный с ощущением своего отличия от

окружающих ;

• стать больше по размеру – ощущение своей малой значимости ; боязнь агрессии , потребность в защите .

ЗЛОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным

• Лишено признаков агрессивности (103) – стремление скрыть свои агрессивные тенденции , иногда полное отсутствие

агрессивности .

• Из признаков агрессивности присутствуют только зубы (90, 95, 106, 109, 111, 122) – склонность к вербальной агрессии :

грубости , крику , угрозам .

• Особо выраженная агрессивная символика : острые рога , оружие (93) – высокая агрессивность ;

• то же , в сочетании с признаками высокой тревожности : штриховкой рисунка , многочисленными исправлениями ,

штриховой линией (99, 101) – невротическая агрессия как реакция на ощущение эмоционального дискомфорта .

• Иглы , шипы и другие оборонительные средства (124) – боязнь нападения и склонность к защитной агрессии .

• Большие глаза с зачерненной радужкой (95, 109, 122) – боязнь агрессии .

• Распад формы , появление невротических признаков : изображение внутренних органов , кровеносных сосудов (103, 106,

109, 122) – низкая устойчивость к стрессу , невротическая реакция на стресс ; иногда психическое заболевание .

• Асоциальная символика : сигарета , рюмка , животное в виде черта или бабы - яги (113) – негативистические , иногда

психопатические или психопатоподобные реакции на конфликтную ситуацию , угрозу агрессии , стрессовую ситуацию .

• Четкая уверенная линия (111) – высокая сопротивляемость стрессу , способность эффективно действовать в стрессовых
ситуациях .

СЧАСТЛИВОЕ ЖИВОТНОЕ

• Всегда обеспечено едой – высокая значимость материальных ценностей ; ощущение бытового неблагополучия ;

представление о ненадежности своего материального положения .

• Защищено от любых врагов или не имеет врагов – боязнь агрессии ; иногда настороженное отношение к окружающим .

• Способно жить всюду ( на земле , в воде , в воздухе ) – высокая ценность свободы ; стремление к независимости ,

самостоятельности .

• Живет вечно или очень долго – ипохондрические тенденции ; иногда страх болезни , смерти .

• Имеет много друзей – высокая ценность общения ; неудовлетворенная потребность в общении .


background image

• Его все любят – высокая ценность эмоциональных связей .

• Доставляет радость другим – высокая ценность общения ; иногда гиперсоциальность ; стремление произвести хорошее

впечатление на проверяющего .

• Красивое , умное – высокая ценность соответствующих качеств ; сомнение в наличии этих качеств у себя .

• Счастливо без определенного повода – низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих
эмоциональных состояний ; иногда склонность к снижению настроения .

НЕСЧАСТНОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным

• Размер сильно уменьшен (107, 125, 129) – скрытые депрессивные тенденции ; склонность к депрессивной реакции
на неблагоприятную ситуацию .

• Признаки тревоги : штриховка , множественные линии , распад целостной формы , появление линий , не
относящихся к основному изображению (107) – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к сильному повышению
уровня тревоги в неблагоприятных ситуациях .

• Штриховка с сильным нажимом , зачер - нение частей рисунка (107) – низкая устойчивость к стрессу ; склонность
к появлению высокой эмоциональной напряженности в неблагоприятных ситуациях .

• Подчеркнутый контур (104) – тенденция к контролю за своими эмоциональными состояниями .

• Живет один , не имеет друзей – чувство одиночества , неудовлетворенная потребность в общении .

• Его никто не любит – неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте .

• Болеет , умирает – ипохондрические тенденции ; депрессивные тенденции ; иногда страх смерти .

• Плохо приспособлено к жизни : с трудом передвигается , тратит очень много времени на добывание еды –
ощущение трудности жизни ; низкий уровень социальной адаптации .

• Несчастно без определенного повода – склонность к снижению настроения ; иногда периодические депрессивные (

субдепрессивные ) состояния ; низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний .

РИСУНОК СЕМЬИ

• Отсутствие

• себя (150, 156, 160) – чувство своей отверженности в семье ;

• другого члена семьи (148) – его малая значимость для ребенка ; конфликт ; негативное ( амбивалентное ) отношение .

• Наличие членов семьи , отсутствующих в реальности (148, 156), – восприятие своей семьи как недостаточной , ущербной .

• Включение домашних животных – недостаток общения , потребность в эмоциональном тепле .

• Отношения «выше – ниже» ( по росту или местоположению ) (131, 132, 135 – 139, 142, 143, 145-147, 151 – 153, 163 –
165) – отношения доминирования , подчинения .

* Особо мелкое изображение

* себя (132, 136, 151, 153) – подавленность или заброшенность ; гиперопека ;

* родителя (133, 136, 137) – представление о его малой значимости в семье ;

* брата или сестры (131) – конкурентные отношения .

* Особо крупное изображение

* себя (137) – претензия на главенствующую роль в семье ;

* родителя (131, 132, 136, 147, 163, 164) – представление о его большой значимости в семье ;


background image

* брата или сестры – представление о его ( ее ) доминирующей роли в семье , ревность .

* Обращенность членов семьи друг к другу , пространственная близость , контакт рук (132, 138, 139, 140, 141, 143, 151,

163) – тесные эмоциональные контакты в семье .

* Сверхплотное расположение фигур (145 – 147) – сверхтесные связи в семье ; потребность в эмоциональной близости .

* Удаленность

* всех членов семьи друг от друга (137, 149) – разобщенность членов семьи , слабость эмоциональных контактов между

ними ;

* одного из членов семьи от других (139, 148) – его слабая связь с остальными ;

* себя от остальных (153) – ощущение своей изолированности в семье .

* Расположение детей и взрослых отдельными группами (146) – ослаблен - ность эмоциональных связей между детьми и

родителями .

* Изолированность

* изображения семьи от остального пространства листа (145, 146) – замкнутая жизнь семьи , ее изолированность от

социального окружения ;

* всех членов семьи друг от друга : разделение линиями , расположение в разных комнатах (148) – серьезное нарушение

внутрисемейных контактов ;

* одного из членов семьи : отделение линией , расположение в другой комнате (133) – конфликтные отношения с этим
членом семьи ; его очень высокая изолированность в семье ;

* себя – ощущение своей отверженности в семье .

* Поза и выражение лица члена семьи , детали – интерпретируются , как и в «Рисунке человека» , применительно к
восприятию ребенком этого члена семьи .

* Изображение члена семьи со спины или в профиль , отвернувшимся от остальных (150, 152) – конфликтные отношения с
этим членом семьи ;

* Изображение себя , отвернувшимся от остальных – конфликтное отношение к семье в целом ; чувство своей отвергнуто -

сти другими членами семьи .

* Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека»

* всех членов семьи или большинства из них (148) – отсутствие эмоциональной привязанности к семье ; конфликтное

отношение ;

* одного из членов семьи – отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи ;

* себя (153) – ощущение своей малой значимости в семье , отверженности .

* Штриховка , штриховые или множественные линии , стирания , исправления , повышенный нажим ( в сравнении с
«Рисунком человека» ) при изображении

* всех членов семьи или большинства из них (153, 163) – напряженная эмоциональная атмосфера в семье ;

* одного из членов семьи (148, 155, 157, 164) – напряженное , конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену
семьи ;

* себя (149, 151, 160) – неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье .

* Агрессивная символика : кулак , поднятая крупная ладонь , острые ногти , оружие или острое орудие в руках (161 – 166) –
агрессивное поведение данного члена семьи .

* зубы (161, 162, 166) – вербальная агрессия данного члена семьи .

* Большое количество предметов : мебели , вещей – недостаточность эмоционального общения в семье .


background image

ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ТЕСТЕ «СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ»

• Особо мелкое : мышь , воробей , насекомое (132, 133, 136) – представление о малой значимости данного члена семьи ;

• изображение в таком виде ребенка (132, 136, 138, 151) – гиперопека .

• Холоднокровные : ящерица , лягушка , рыба (132, 133, 136, 156, 166) – малая эмоциональность данного члена семьи .

• Змея , червяк , скорпион (133, 151, 156) - эмоциональная холодность ; негативное или амбивалентное отношение к

данному члену семьи ;

• изображение в таком виде ребенка (158) - чувство своей отверженности в семье .

• Черепаха – потребность в защите .

• Еж , дикобраз – упрямство .

• Гиена , ехидна (156) – негативное отношение к данному члену семьи .

• Крупные теплокровные хищники : тигр , волк (151, 166) – сила , активность ; иногда агрессивность .

• Крокодил (166) – агрессивность .

• Родители в виде особо крупных животных (136, 147, 157) – гиперопека .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ТЕСТЕ «КРАСИВЫЙ РИСУНОК»

• Преобладание холодных тонов ( от голубого до фиолетового ) – снижение настроения , субдепрессия ; высокая сензи -

тивность ; иногда депрессия .

• Сближенные мягкие ( светлые ) тона , использование тонких оттенков цвета – сензитивность ; иногда тревожность как

личностная особенность .

• Обедненная цветовая гамма ( использование простого карандаша и / или одного – двух цветов ) – пассивность ; астения ;
депрессия или субдепрессия .

• Пониженная плотность цвета ( слабый нажим , незакрашенный контур ) – астения ; пассивность ; отрицательное
отношение к обследованию .

• Преобладание темных тонов ( особенно сочетание черного с коричневым и / или синим ) – депрессия .

• Повышенная напряженность цвета

( много красного ) – тревога ; эмоциональная напряженность ; иногда конфликтность ; агрессивность ; невротизация .

• то же , в сочетании с темными тонами – тревожная депрессия .

РИСУНОК ДОМА

• Крупнее других рисунков – замкнутость в семье .

• Мельче других рисунков – ослабление семейных связей ; отсутствие «чувства дома» ; иногда сниженная самооценка .

• Признаки тревоги , более выраженные , чем в других рисунках ( штриховые или множественные линии , исправления ,
штриховка ) – проблемы в семейной сфере .

• Дворец ( вилла , церковь ) – демонстра - тивность .

• Отсутствуют или очень малы окна и дверь – замкнутость , интровертность ; уход от общения ; иногда аутизация ;
негативизм .

• Маленькие окна , большая дверь ( особенно открытая ) – общительность , легкость в установлении контактов ; широкие

неупорядоченные контакты .