ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 3105
Скачиваний: 58
• Внутренние органы , анатомические детали , кровеносные сосуды , в частности , сосуды глаза (75, 109, 114, 122) –
ипохондрия , невротическое состояние ; иногда психическое заболевание .
• Половые органы , женская грудь , вымя или детали , напоминающие их по форме , независимо от того , как они названы –
высокая значимость сексуальной сферы .
ОПИСАНИЕ ОБРАЗА В ЖИЗНИ
• Соответствие рисунку – показатель логичности мышления .
• Несоответствие рисунку – иногда нарушения логического мышления
• Особо подробное , с идеализацией , указанием на красоту или исключительность животного – демонстративность ;
склонность к компенсаторному фантазированию .
• Место жизни
• изолированное ( пещера , скалы , другая планета , космос ) – недостаток общения , чувство одиночества ;
• упоминание о трудной достижимости ( непроходимая чаща , горы , в которых нет дороги ) – боязнь агрессии , потребность
в защите ;
* экзотическое ( остров Мадагаскар , заколдованный лес ) – демонстративность ;
* эмоционально неприятное ( болото , грязь ) – невротическое состояние ; низкая социализированность ; иногда
психическое заболевание .
* Питание
* явно несъедобные вещи ( камни , стекло , металл ) – низкая социализированность , нарушения общения ;
* особо крупные объекты ( горы , деревья , дома ) или утверждение о том , что животное ест все , – импульсивность ; низкая
социализированность ;
* люди – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ; агрессивность ;
* подробное описание поедания жертв – агрессивность ;
* эмоционально неприятная пища ( червяки , грязь , слизь ) – невротическое состояние ; иногда психическое заболевание ;
* кровь , отдельные части и органы живых существ ( сердце , мозг ) – невротическая агрессия ;
* не питается ничем или питается воздухом , энергией – интровертность ; иногда шизоидность .
* Любимое или наиболее обычное занятие
* играет , гуляет , развлекается – прямая проекция своих желаний ;
* постоянно занято поисками пищи – ощущение трудности и однообразия жизни ;
* ломает деревья , топчет дома – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ; агрессивность ; иногда психическое
заболевание ;
* много спит – усталость ; астеническое состояние .
* Друзья
* отсутствуют – чувство одиночества ;
* все окружающие , без конкретизации – высокая неудовлетворенная потребность в общении ;
* злые , агрессивные персонажи ( акулы , крокодилы , драконы ) – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ;
агрессивность .
* Враги
* большое число или полное отсутствие – боязнь агрессии ;
* все окружающие – негативизм ; асоциальность или антисоциальность .
• Описание способов защиты от опасности ; указание на гигантский ее размер – тревожность , боязнь агрессии .
• Особо длинный перечень страхов ; страхи , нетипичные для животных ( темнота , смерть , насекомые ) – страхи ,
невротическое состояние .
• Тема размножения – значимость сексуальной сферы .
• Бесполые формы размножения – напряженное , внутренне конфликтное отношение к сексуальной сфере .
• Желания
• иметь друзей – недостаток общения ;
• не иметь врагов – боязнь агрессии ; иногда настороженность , подозрительность ;
• чтобы его не боялись – боязнь агрессии ;
• стать обычным животным , стать человеком – эмоциональный дискомфорт , связанный с ощущением своего отличия от
окружающих ;
• стать больше по размеру – ощущение своей малой значимости ; боязнь агрессии , потребность в защите .
ЗЛОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным
• Лишено признаков агрессивности (103) – стремление скрыть свои агрессивные тенденции , иногда полное отсутствие
агрессивности .
• Из признаков агрессивности присутствуют только зубы (90, 95, 106, 109, 111, 122) – склонность к вербальной агрессии :
грубости , крику , угрозам .
• Особо выраженная агрессивная символика : острые рога , оружие (93) – высокая агрессивность ;
• то же , в сочетании с признаками высокой тревожности : штриховкой рисунка , многочисленными исправлениями ,
штриховой линией (99, 101) – невротическая агрессия как реакция на ощущение эмоционального дискомфорта .
• Иглы , шипы и другие оборонительные средства (124) – боязнь нападения и склонность к защитной агрессии .
• Большие глаза с зачерненной радужкой (95, 109, 122) – боязнь агрессии .
• Распад формы , появление невротических признаков : изображение внутренних органов , кровеносных сосудов (103, 106,
109, 122) – низкая устойчивость к стрессу , невротическая реакция на стресс ; иногда психическое заболевание .
• Асоциальная символика : сигарета , рюмка , животное в виде черта или бабы - яги (113) – негативистические , иногда
психопатические или психопатоподобные реакции на конфликтную ситуацию , угрозу агрессии , стрессовую ситуацию .
• Четкая уверенная линия (111) – высокая сопротивляемость стрессу , способность эффективно действовать в стрессовых
ситуациях .
СЧАСТЛИВОЕ ЖИВОТНОЕ
• Всегда обеспечено едой – высокая значимость материальных ценностей ; ощущение бытового неблагополучия ;
представление о ненадежности своего материального положения .
• Защищено от любых врагов или не имеет врагов – боязнь агрессии ; иногда настороженное отношение к окружающим .
• Способно жить всюду ( на земле , в воде , в воздухе ) – высокая ценность свободы ; стремление к независимости ,
самостоятельности .
• Живет вечно или очень долго – ипохондрические тенденции ; иногда страх болезни , смерти .
• Имеет много друзей – высокая ценность общения ; неудовлетворенная потребность в общении .
• Его все любят – высокая ценность эмоциональных связей .
• Доставляет радость другим – высокая ценность общения ; иногда гиперсоциальность ; стремление произвести хорошее
впечатление на проверяющего .
• Красивое , умное – высокая ценность соответствующих качеств ; сомнение в наличии этих качеств у себя .
• Счастливо без определенного повода – низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих
эмоциональных состояний ; иногда склонность к снижению настроения .
НЕСЧАСТНОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным
• Размер сильно уменьшен (107, 125, 129) – скрытые депрессивные тенденции ; склонность к депрессивной реакции
на неблагоприятную ситуацию .
• Признаки тревоги : штриховка , множественные линии , распад целостной формы , появление линий , не
относящихся к основному изображению (107) – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к сильному повышению
уровня тревоги в неблагоприятных ситуациях .
• Штриховка с сильным нажимом , зачер - нение частей рисунка (107) – низкая устойчивость к стрессу ; склонность
к появлению высокой эмоциональной напряженности в неблагоприятных ситуациях .
• Подчеркнутый контур (104) – тенденция к контролю за своими эмоциональными состояниями .
• Живет один , не имеет друзей – чувство одиночества , неудовлетворенная потребность в общении .
• Его никто не любит – неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте .
• Болеет , умирает – ипохондрические тенденции ; депрессивные тенденции ; иногда страх смерти .
• Плохо приспособлено к жизни : с трудом передвигается , тратит очень много времени на добывание еды –
ощущение трудности жизни ; низкий уровень социальной адаптации .
• Несчастно без определенного повода – склонность к снижению настроения ; иногда периодические депрессивные (
субдепрессивные ) состояния ; низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний .
РИСУНОК СЕМЬИ
• Отсутствие
• себя (150, 156, 160) – чувство своей отверженности в семье ;
• другого члена семьи (148) – его малая значимость для ребенка ; конфликт ; негативное ( амбивалентное ) отношение .
• Наличие членов семьи , отсутствующих в реальности (148, 156), – восприятие своей семьи как недостаточной , ущербной .
• Включение домашних животных – недостаток общения , потребность в эмоциональном тепле .
• Отношения «выше – ниже» ( по росту или местоположению ) (131, 132, 135 – 139, 142, 143, 145-147, 151 – 153, 163 –
165) – отношения доминирования , подчинения .
* Особо мелкое изображение
* себя (132, 136, 151, 153) – подавленность или заброшенность ; гиперопека ;
* родителя (133, 136, 137) – представление о его малой значимости в семье ;
* брата или сестры (131) – конкурентные отношения .
* Особо крупное изображение
* себя (137) – претензия на главенствующую роль в семье ;
* родителя (131, 132, 136, 147, 163, 164) – представление о его большой значимости в семье ;
* брата или сестры – представление о его ( ее ) доминирующей роли в семье , ревность .
* Обращенность членов семьи друг к другу , пространственная близость , контакт рук (132, 138, 139, 140, 141, 143, 151,
163) – тесные эмоциональные контакты в семье .
* Сверхплотное расположение фигур (145 – 147) – сверхтесные связи в семье ; потребность в эмоциональной близости .
* Удаленность
* всех членов семьи друг от друга (137, 149) – разобщенность членов семьи , слабость эмоциональных контактов между
ними ;
* одного из членов семьи от других (139, 148) – его слабая связь с остальными ;
* себя от остальных (153) – ощущение своей изолированности в семье .
* Расположение детей и взрослых отдельными группами (146) – ослаблен - ность эмоциональных связей между детьми и
родителями .
* Изолированность
* изображения семьи от остального пространства листа (145, 146) – замкнутая жизнь семьи , ее изолированность от
социального окружения ;
* всех членов семьи друг от друга : разделение линиями , расположение в разных комнатах (148) – серьезное нарушение
внутрисемейных контактов ;
* одного из членов семьи : отделение линией , расположение в другой комнате (133) – конфликтные отношения с этим
членом семьи ; его очень высокая изолированность в семье ;
* себя – ощущение своей отверженности в семье .
* Поза и выражение лица члена семьи , детали – интерпретируются , как и в «Рисунке человека» , применительно к
восприятию ребенком этого члена семьи .
* Изображение члена семьи со спины или в профиль , отвернувшимся от остальных (150, 152) – конфликтные отношения с
этим членом семьи ;
* Изображение себя , отвернувшимся от остальных – конфликтное отношение к семье в целом ; чувство своей отвергнуто -
сти другими членами семьи .
* Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека»
* всех членов семьи или большинства из них (148) – отсутствие эмоциональной привязанности к семье ; конфликтное
отношение ;
* одного из членов семьи – отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи ;
* себя (153) – ощущение своей малой значимости в семье , отверженности .
* Штриховка , штриховые или множественные линии , стирания , исправления , повышенный нажим ( в сравнении с
«Рисунком человека» ) при изображении
* всех членов семьи или большинства из них (153, 163) – напряженная эмоциональная атмосфера в семье ;
* одного из членов семьи (148, 155, 157, 164) – напряженное , конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену
семьи ;
* себя (149, 151, 160) – неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье .
* Агрессивная символика : кулак , поднятая крупная ладонь , острые ногти , оружие или острое орудие в руках (161 – 166) –
агрессивное поведение данного члена семьи .
* зубы (161, 162, 166) – вербальная агрессия данного члена семьи .
* Большое количество предметов : мебели , вещей – недостаточность эмоционального общения в семье .
ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ТЕСТЕ «СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ»
• Особо мелкое : мышь , воробей , насекомое (132, 133, 136) – представление о малой значимости данного члена семьи ;
• изображение в таком виде ребенка (132, 136, 138, 151) – гиперопека .
• Холоднокровные : ящерица , лягушка , рыба (132, 133, 136, 156, 166) – малая эмоциональность данного члена семьи .
• Змея , червяк , скорпион (133, 151, 156) - эмоциональная холодность ; негативное или амбивалентное отношение к
данному члену семьи ;
• изображение в таком виде ребенка (158) - чувство своей отверженности в семье .
• Черепаха – потребность в защите .
• Еж , дикобраз – упрямство .
• Гиена , ехидна (156) – негативное отношение к данному члену семьи .
• Крупные теплокровные хищники : тигр , волк (151, 166) – сила , активность ; иногда агрессивность .
• Крокодил (166) – агрессивность .
• Родители в виде особо крупных животных (136, 147, 157) – гиперопека .
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ТЕСТЕ «КРАСИВЫЙ РИСУНОК»
• Преобладание холодных тонов ( от голубого до фиолетового ) – снижение настроения , субдепрессия ; высокая сензи -
тивность ; иногда депрессия .
• Сближенные мягкие ( светлые ) тона , использование тонких оттенков цвета – сензитивность ; иногда тревожность как
личностная особенность .
• Обедненная цветовая гамма ( использование простого карандаша и / или одного – двух цветов ) – пассивность ; астения ;
депрессия или субдепрессия .
• Пониженная плотность цвета ( слабый нажим , незакрашенный контур ) – астения ; пассивность ; отрицательное
отношение к обследованию .
• Преобладание темных тонов ( особенно сочетание черного с коричневым и / или синим ) – депрессия .
• Повышенная напряженность цвета
( много красного ) – тревога ; эмоциональная напряженность ; иногда конфликтность ; агрессивность ; невротизация .
• то же , в сочетании с темными тонами – тревожная депрессия .
РИСУНОК ДОМА
• Крупнее других рисунков – замкнутость в семье .
• Мельче других рисунков – ослабление семейных связей ; отсутствие «чувства дома» ; иногда сниженная самооценка .
• Признаки тревоги , более выраженные , чем в других рисунках ( штриховые или множественные линии , исправления ,
штриховка ) – проблемы в семейной сфере .
• Дворец ( вилла , церковь ) – демонстра - тивность .
• Отсутствуют или очень малы окна и дверь – замкнутость , интровертность ; уход от общения ; иногда аутизация ;
негативизм .
• Маленькие окна , большая дверь ( особенно открытая ) – общительность , легкость в установлении контактов ; широкие
неупорядоченные контакты .