Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4627

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

286

молодым. А то ведь серьёзные дяди и тёти только и ждут случая,
чтобы  покуситься  на права  подрастающего поколения». Это ци-
тата из одного из самых «мягких» сайтов, посвящённых психоак-
тивным веществам.

Но  даже  в  этом «мягком» сайте  неназойливо  предлагаются

десятки  рецептов  употребления  марихуаны  и  гашиша: «Для  на-
чала вам понадобится около килограмма травы и сито, чтобы её
просеять. Килограмм  травы  обычно  спрессован  в  блок. Разло-
майте  блок  и  тщательно  просейте  его. Удалите  всю  грязь  и  по-
сторонние  предметы, но  не  выбрасывайте  стеблей, а  семена
следует  выбрать, так  как  они  слишком  крупны  для  хорошего
гашиша. Теперь, когда вы разделили и просеяли весь килограмм,
положите  всю  массу  в  большой  чан  и  залейте  спиртом  низкого
качества...» — и  так  далее  во всех деталях и мелочах. Реальные
рецепты  супа  их  гашиша, пирожков  из  гашиша, шоколадных
бананов из гашиша...

Результаты  специальных  исследований, доложенные  на 13

съезде психиатров России в октябре 2000 года, показали, что са-
мая большая группа сайтов в «Интернете» — пронаркотическая,
активно  рекламирующая  так  называемые «лёгкие» наркотики,
формально  нейтрально  отзывающаяся  о «тяжёлых», но со скры-
той  их  рекламой. Даже  сайты  общественных  организаций, рас-
считанные  на  наркоманов, рекламируют  на  своих  страницах
принцип «наименьшего  вреда» — обучают «беречь  вены», «не
колоться одним шприцем», что делать при передозировке и т.д.

174

*

В  последнее  время  за  рубежом  широко  используется  опыт

«вакцинации» подростков  против  употребления и  злоупотребле-
ния различными психоактивными веществами. Этот опыт вполне
успешен.

В 1980 году группа психологов под руководством Альфреда

Мак-Алистера  провела «вакцинацию» учеников седьмого класса
средней школы против склонности к курению, возникающей под
влиянием  сверстников. Семиклассников  учили  реагировать  на

174

 Авдеев С. Н., Тетенова Е. Ю., Слоневская С. Ю. Наркологические проблемы в «Ин-

тернете» //Материалы 13-го съезда психиатров России.— М., 2000.— С. 224.


background image

287

рекламу, подразумевающую, что  раскрепощённая  женщина  ку-
рит, фразой: «Какая же она раскрепощённая, если зависит от та-
бака». Подростки также участвовали в ролевых играх, в которых
игрок, которого  обзывали «желторотым» за  то, что он  отказался
от сигареты, должен был отвечать фразой типа: «Я бы был жел-
торотым, если бы закурил только ради того, чтобы произвести на
тебя  впечатление». После  нескольких  таких  сеансов «вакцина-
ции», полученных в седьмом и восьмом классах, «вакцинирован-
ные» учащиеся были в два раза менее склонны начинать курить,
чем невакцинированные ученики другой средней школы

175

.

Все последующие исследования подтвердили эффективность

подобных «вакцинирующих» техник. В  одном  из  проектов  уче-
ники  шестых—восьмых  классов  либо  смотрели  фильм  о  вреде
курения, либо  участвовали  в  ролевых  играх  отказа, разработан-
ных самими подростками. Через полтора года начал курить 31%
из числа тех, кто смотрел фильм, и 19% из тех, кто участвовал в
ролевых  играх. Факты  говорят сами  за  себя. В  аналогичном  ис-
следовании подросткам напоминали о наличии давления в отно-
шении курения и употреблении наркотиков и предлагали им спо-
собы  противостоять  такому  прессу. Среди  тех, кто  раньше  не
употреблял  марихуану, тренинг  снизил  втягивание  в  три  раза;
среди тех, кто уже употреблял её, употребление снизилось в два
раза.

Таким  образом, можно  сказать, что  мы  достаточно  хорошо

знаем, в чём состоит проблема злоупотребления психоактивными
веществами среди подростков и как с ней бороться.

Дальше  нужна  только «философия  дворника». Листья  пада-

ют каждый день. Нужно их просто подметать. Каждое утро, каж-
дый  день  и  каждый  вечер. Наивно  надеяться, что  однажды  на-
станет (для дворника) тот счастливый день, когда с деревьев пе-
рестанут  осыпаться  листья. Даже  если  отчаявшийся  дворник  и
вырубит все деревья, останется снег, бумажки и окурки.

Психоактивные  вещества  существовали  всегда. Родители,

неспособные  дать  своим  детям  чувство  базовой  любви  и  защи-
щённости, за счёт которого они могли бы смело вступать в «опас-
ную» взрослую жизнь, существовали всегда. Требования к соци-

175

 Майер Д. Указ. изд.— С. 350.


background image

288

альной  самостоятельности  и  ответственности  подростков, всту-
пающих в современную взрослую жизнь, с каждым годом увели-
чиваются. Соответственно, увеличивается  и  число  подростков,
пугающих нас своим всё более ранним началом злоупотребления
психоактивными веществами.

Как  я  уже  писал  в  начале  работы,  если  мы  видим  человека,

который  хочет  спать, мы  можем  легко  предположить, что  непо-
средственно перед этим он долго и интенсивно бодрствовал. Ес-
ли  мы видим человека, у  которого  налицо  выраженная  авиталь-
ная  активность, не  можем  ли  мы  аналогичным  образом  предпо-
ложить, что  перед  этим  была  перенапряжена  его  витальная  ак-
тивность? И  чем  больше  социальная среда будет стимулировать
витальную  активность  своих  членов, тем  большую  авитальную
активность во всём своём многообразии они будут демонстриро-
вать.

Витальная и авитальная активность, являясь закономерными

проявлениями  бытия, ритмично сменяют одна другую на протя-
жении всего существования человека. Это существование в бук-
вальном  смысле  слова  даже  нельзя  назвать  жизнью, потому  что
оно  насквозь  пронизано  смертью. Если  мы  не  будем  учитывать
индивидуальные  особенности  существования  каждого  человека,
каждая  попытка  активизировать  его  витальность  будет  законо-
мерно приводить к усилению авитальности.

Многим людям еще очень далеко до мудрости моей пациент-

ки, которая написала мне как-то в письме: «с удовольствием че-
редую состояния жизни и смерти».


background image

289

Библиография

1. Авдеев С. Н., Тетенова Е. Ю., Слоневская С. Ю. Наркологические про-

блемы в «Интернете» //Материалы 13-го съезда психиатров России.—
М., 2000.— 400 с.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии/Пер. с нем.—

М., 1995.— 296 с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.— Л., 1969.— 339 с.
4. Анцыферова Л.И. Психология личности как «открытой системы» (О

концепции Гордона В. Олпорта) //Вопр. психологии.— 1970.— № 5.—
С. 168—177.

5. Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы /Пер. К. Бальмонта; Введ.,

вступ. ст. Г. Бонгард-Левина.— М., 1990.— 573 с.

6. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда //Вехи.

Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909—1910.— М., 1991.— С. 24—42.

7. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых

/Пер. с англ.— СПб., 1992.— 448 с.

8. Биология старения: Руководство по физиологии. — Л., 1982.— 616 с.
9. Бродский И.А. Форма времени: Стихотворения, эссе, пьесы: В 2 т.— М.,

1992.— Т. 2. — 480 с.

10.Булацель П.Ф. Самоубийство с древних времён до наших дней.— СПб.,

1900.— 206 с.

11.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия/Пер. с англ.— СПб., 1997.— 336 с.
12.Вагин Ю.Р. Креативные и примитивные. Основы онтогенетической пер-

сонологии и психопатологии.— Пермь, 1996.— 209 с.

13.Вагин Ю.Р. Профилактика суицидального и аддиктивного поведения у

подростков.—Пермь, 1999. — 110 с.

14.Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности.— М., 1990.— 192

с.

15.Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.—

СПб., 1993.— 314 с.

16.Гёте И.Ф. Фауст/Пер. с нем.— М., 1960.— 618 с.
17.Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стерео-

типов.— СПб., 1994.— 192 с.

18.Гроф С. За пределами мозга /Пер. с анг.— М., 1993.— 504 с.
19.Дадун Р. Фрейд /Пер. с фр.— М., 1994.— 512 с.
20.Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир.— М., 1993.— 456 с.
21.Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд /Пер. с фр.— СПб.,

1998.— 491 с.

22.Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.— Л.,

1982.— 216 с.


background image

290

23.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки россий-

ской психологии.— М., 1994.— 470 с.

24.Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии.

М., 1983.— 152 с.

25.Калевала: карело-финский народный эпос.—Петрозаводск, 1978.—Т.

1.— 446 с.

26.Камю А. Миф о сизифе //Бунтующий человек. Философия. Политика.

Искусство /Пер. с фр.— М., 1990.— 415 с.

27.Клиническая психиатрия /Под ред. проф. Н. Е. Бачерикова.— Киев,

1989.— 512 с.

28.Ковалёв В.В. Ситуационные реакции, проявляющиеся в нарушениях по-

ведения, как форма психогенных (реактивных) расстройств у детей и
подростков //Журн. невропатол. и психиатрии им. Корсакова.— 1979.—
№ 10.— С. 1386—1391.

29.Ковалёв Г.А. Три стратегии психологического воздействия //Вопр. пси-

хологии.— 1987.— № 3.— С. 41—49.

30.Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма.— М., 1995.— 48

с.

31.Кроль Л. Специи жизни и смерти в психотерапии //Ялом

И. Экзистенциальная психотерапия /Предисл. Л. Кроля.— М., 1999.—
576 с.

32.Лазарашвили И.С. Анализ суицидальных действий лиц, страдающих не-

которыми формами психопатий //Комплексные исследования в суици-
дологии: Сб. науч. трудов.— М., 1986.— С. 105—113.

33.Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы.— Л., 1971.— 304 с.
34.Левандовский А. Максимилиан Робеспьер.— М., 1959.— 496 с.
35.Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда

/Пер. с англ.— М., 1993.— 208 с.

36.Лейтес Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности

//Проблемы дифференциальной психофизиологии.— М., 1977.—
С. 164—179.

37.Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: Руководство.—

Л., 1991.— 304 с.

38.Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).— Л.,

1985.— 416 с.

39.Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство.— М., 1995.— 398 с.
40.Лоренц К. Так называемое зло //Оборотная сторона зеркала /Пер. с

нем.— М., 1998. — 393 с.

41.Лосев А.Ф. Диалектика мифа //Миф—Число—Сущность.— М., 1994.—

919 с.

42.Майер Д. Социальная психология /Пер. с англ.— СПб., 1999.— 865 с.