Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4908
Скачиваний: 29
286
молодым. А то ведь серьёзные дяди и тёти только и ждут случая,
чтобы покуситься на права подрастающего поколения». Это ци-
тата из одного из самых «мягких» сайтов, посвящённых психоак-
тивным веществам.
Но даже в этом «мягком» сайте неназойливо предлагаются
десятки рецептов употребления марихуаны и гашиша: «Для на-
чала вам понадобится около килограмма травы и сито, чтобы её
просеять. Килограмм травы обычно спрессован в блок. Разло-
майте блок и тщательно просейте его. Удалите всю грязь и по-
сторонние предметы, но не выбрасывайте стеблей, а семена
следует выбрать, так как они слишком крупны для хорошего
гашиша. Теперь, когда вы разделили и просеяли весь килограмм,
положите всю массу в большой чан и залейте спиртом низкого
качества...» — и так далее во всех деталях и мелочах. Реальные
рецепты супа их гашиша, пирожков из гашиша, шоколадных
бананов из гашиша...
Результаты специальных исследований, доложенные на 13
съезде психиатров России в октябре 2000 года, показали, что са-
мая большая группа сайтов в «Интернете» — пронаркотическая,
активно рекламирующая так называемые «лёгкие» наркотики,
формально нейтрально отзывающаяся о «тяжёлых», но со скры-
той их рекламой. Даже сайты общественных организаций, рас-
считанные на наркоманов, рекламируют на своих страницах
принцип «наименьшего вреда» — обучают «беречь вены», «не
колоться одним шприцем», что делать при передозировке и т.д.
*
В последнее время за рубежом широко используется опыт
«вакцинации» подростков против употребления и злоупотребле-
ния различными психоактивными веществами. Этот опыт вполне
успешен.
В 1980 году группа психологов под руководством Альфреда
Мак-Алистера провела «вакцинацию» учеников седьмого класса
средней школы против склонности к курению, возникающей под
влиянием сверстников. Семиклассников учили реагировать на
174
Авдеев С. Н., Тетенова Е. Ю., Слоневская С. Ю. Наркологические проблемы в «Ин-
тернете» //Материалы 13-го съезда психиатров России.— М., 2000.— С. 224.
287
рекламу, подразумевающую, что раскрепощённая женщина ку-
рит, фразой: «Какая же она раскрепощённая, если зависит от та-
бака». Подростки также участвовали в ролевых играх, в которых
игрок, которого обзывали «желторотым» за то, что он отказался
от сигареты, должен был отвечать фразой типа: «Я бы был жел-
торотым, если бы закурил только ради того, чтобы произвести на
тебя впечатление». После нескольких таких сеансов «вакцина-
ции», полученных в седьмом и восьмом классах, «вакцинирован-
ные» учащиеся были в два раза менее склонны начинать курить,
чем невакцинированные ученики другой средней школы
175
.
Все последующие исследования подтвердили эффективность
подобных «вакцинирующих» техник. В одном из проектов уче-
ники шестых—восьмых классов либо смотрели фильм о вреде
курения, либо участвовали в ролевых играх отказа, разработан-
ных самими подростками. Через полтора года начал курить 31%
из числа тех, кто смотрел фильм, и 19% из тех, кто участвовал в
ролевых играх. Факты говорят сами за себя. В аналогичном ис-
следовании подросткам напоминали о наличии давления в отно-
шении курения и употреблении наркотиков и предлагали им спо-
собы противостоять такому прессу. Среди тех, кто раньше не
употреблял марихуану, тренинг снизил втягивание в три раза;
среди тех, кто уже употреблял её, употребление снизилось в два
раза.
Таким образом, можно сказать, что мы достаточно хорошо
знаем, в чём состоит проблема злоупотребления психоактивными
веществами среди подростков и как с ней бороться.
Дальше нужна только «философия дворника». Листья пада-
ют каждый день. Нужно их просто подметать. Каждое утро, каж-
дый день и каждый вечер. Наивно надеяться, что однажды на-
станет (для дворника) тот счастливый день, когда с деревьев пе-
рестанут осыпаться листья. Даже если отчаявшийся дворник и
вырубит все деревья, останется снег, бумажки и окурки.
Психоактивные вещества существовали всегда. Родители,
неспособные дать своим детям чувство базовой любви и защи-
щённости, за счёт которого они могли бы смело вступать в «опас-
ную» взрослую жизнь, существовали всегда. Требования к соци-
175
Майер Д. Указ. изд.— С. 350.
288
альной самостоятельности и ответственности подростков, всту-
пающих в современную взрослую жизнь, с каждым годом увели-
чиваются. Соответственно, увеличивается и число подростков,
пугающих нас своим всё более ранним началом злоупотребления
психоактивными веществами.
Как я уже писал в начале работы, если мы видим человека,
который хочет спать, мы можем легко предположить, что непо-
средственно перед этим он долго и интенсивно бодрствовал. Ес-
ли мы видим человека, у которого налицо выраженная авиталь-
ная активность, не можем ли мы аналогичным образом предпо-
ложить, что перед этим была перенапряжена его витальная ак-
тивность? И чем больше социальная среда будет стимулировать
витальную активность своих членов, тем большую авитальную
активность во всём своём многообразии они будут демонстриро-
вать.
Витальная и авитальная активность, являясь закономерными
проявлениями бытия, ритмично сменяют одна другую на протя-
жении всего существования человека. Это существование в бук-
вальном смысле слова даже нельзя назвать жизнью, потому что
оно насквозь пронизано смертью. Если мы не будем учитывать
индивидуальные особенности существования каждого человека,
каждая попытка активизировать его витальность будет законо-
мерно приводить к усилению авитальности.
Многим людям еще очень далеко до мудрости моей пациент-
ки, которая написала мне как-то в письме: «с удовольствием че-
редую состояния жизни и смерти».
289
Библиография
1. Авдеев С. Н., Тетенова Е. Ю., Слоневская С. Ю. Наркологические про-
блемы в «Интернете» //Материалы 13-го съезда психиатров России.—
М., 2000.— 400 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии/Пер. с нем.—
М., 1995.— 296 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.— Л., 1969.— 339 с.
4. Анцыферова Л.И. Психология личности как «открытой системы» (О
концепции Гордона В. Олпорта) //Вопр. психологии.— 1970.— № 5.—
С. 168—177.
5. Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы /Пер. К. Бальмонта; Введ.,
вступ. ст. Г. Бонгард-Левина.— М., 1990.— 573 с.
6. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда //Вехи.
Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909—1910.— М., 1991.— С. 24—42.
7. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых
/Пер. с англ.— СПб., 1992.— 448 с.
8. Биология старения: Руководство по физиологии. — Л., 1982.— 616 с.
9. Бродский И.А. Форма времени: Стихотворения, эссе, пьесы: В 2 т.— М.,
1992.— Т. 2. — 480 с.
10.Булацель П.Ф. Самоубийство с древних времён до наших дней.— СПб.,
1900.— 206 с.
11.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия/Пер. с англ.— СПб., 1997.— 336 с.
12.Вагин Ю.Р. Креативные и примитивные. Основы онтогенетической пер-
сонологии и психопатологии.— Пермь, 1996.— 209 с.
13.Вагин Ю.Р. Профилактика суицидального и аддиктивного поведения у
подростков.—Пермь, 1999. — 110 с.
14.Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности.— М., 1990.— 192
с.
15.Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.—
СПб., 1993.— 314 с.
16.Гёте И.Ф. Фауст/Пер. с нем.— М., 1960.— 618 с.
17.Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стерео-
типов.— СПб., 1994.— 192 с.
18.Гроф С. За пределами мозга /Пер. с анг.— М., 1993.— 504 с.
19.Дадун Р. Фрейд /Пер. с фр.— М., 1994.— 512 с.
20.Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир.— М., 1993.— 456 с.
21.Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд /Пер. с фр.— СПб.,
1998.— 491 с.
22.Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.— Л.,
1982.— 216 с.
290
23.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки россий-
ской психологии.— М., 1994.— 470 с.
24.Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии.
М., 1983.— 152 с.
25.Калевала: карело-финский народный эпос.—Петрозаводск, 1978.—Т.
1.— 446 с.
26.Камю А. Миф о сизифе //Бунтующий человек. Философия. Политика.
Искусство /Пер. с фр.— М., 1990.— 415 с.
27.Клиническая психиатрия /Под ред. проф. Н. Е. Бачерикова.— Киев,
1989.— 512 с.
28.Ковалёв В.В. Ситуационные реакции, проявляющиеся в нарушениях по-
ведения, как форма психогенных (реактивных) расстройств у детей и
подростков //Журн. невропатол. и психиатрии им. Корсакова.— 1979.—
№ 10.— С. 1386—1391.
29.Ковалёв Г.А. Три стратегии психологического воздействия //Вопр. пси-
хологии.— 1987.— № 3.— С. 41—49.
30.Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма.— М., 1995.— 48
с.
31.Кроль Л. Специи жизни и смерти в психотерапии //Ялом
И. Экзистенциальная психотерапия /Предисл. Л. Кроля.— М., 1999.—
576 с.
32.Лазарашвили И.С. Анализ суицидальных действий лиц, страдающих не-
которыми формами психопатий //Комплексные исследования в суици-
дологии: Сб. науч. трудов.— М., 1986.— С. 105—113.
33.Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы.— Л., 1971.— 304 с.
34.Левандовский А. Максимилиан Робеспьер.— М., 1959.— 496 с.
35.Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда
/Пер. с англ.— М., 1993.— 208 с.
36.Лейтес Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности
//Проблемы дифференциальной психофизиологии.— М., 1977.—
С. 164—179.
37.Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: Руководство.—
Л., 1991.— 304 с.
38.Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).— Л.,
1985.— 416 с.
39.Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство.— М., 1995.— 398 с.
40.Лоренц К. Так называемое зло //Оборотная сторона зеркала /Пер. с
нем.— М., 1998. — 393 с.
41.Лосев А.Ф. Диалектика мифа //Миф—Число—Сущность.— М., 1994.—
919 с.
42.Майер Д. Социальная психология /Пер. с англ.— СПб., 1999.— 865 с.