Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4911
Скачиваний: 29
276
Стадия борцов отмечает отделение сознательного Эго от бес-
сознательного, но Эго ещё недостаточно устойчиво, чтобы следо-
вать дальше к разделению Первых Родителей и к победной борь-
бе героя. Центроверсия проявляется вначале отрицательно, под
личиной страха, бегства, вызова и сопротивления. Эта отрица-
тельная позиция Эго, однако, ещё не направлена против объекта,
Великой Матери, как в случае героя, а обращается против самого
Эго, выражаясь в самоуничтожении, самоувечьи и самоубийстве.
В мифе о Нарциссе Эго, пытающееся побороть силу бессозна-
тельного посредством интроспекции, уступает губительной люб-
ви к самому себе. Его самоубийство утоплением символизирует
растворение Эго-сознания в водной материнской стихии.
Архетипическая ситуация борющегося и сопротивляющегося
любовника играет очень важную роль в психологии самоубийств
у современных невротиков указывал Нойман. Их архетипиче-
скими представителями являются мифологические борцы, что
символически находит своё отражение в психологии периода пу-
бертата. Для этой ситуации характерны отрицание, самопожерт-
вование, обостренная наклонность к самоубийству, но, кроме то-
го, ещё и очарование — одновременно заманчивое и опасное —
исходящее от женщины. Конец периода возмужания отмечается
успешной борьбой героя, о чём свидетельствуют обряды инициа-
ции.
Юноши, умирающие от своих собственных рук в период по-
лового созревания, символизируют неспособность выдержать
опасности этой борьбы, невозможность добиться своего и гибели
в ходе испытаний инициации. Их самопожертвование и трагиче-
ское внутреннее раздвоение, тем не менее, являются героически-
ми. Борцов можно описать как бесплодных обречённых героев.
Несмотря на то, что Эго убивает само себя, оно является более
активным, более независимым и индивидуальным, чем печальное
смирение меланхолического любовника, находящего своё отра-
жение в «тихом пьянице».
Следующая стадия — это разделение Прародителей Мира,
это борьба, это созидательный акт, но в то же время оно воспри-
нимается как первородный грех и падение. Эго-сознание не толь-
ко влечёт за собой чувство одиночества; оно также привносит в
277
жизнь человека страдание, тяжёлый труд, тревогу, зло, болезнь,
смерть, как только Эго начинает различать их. Открыв себя, оди-
нокое Эго одновременно постигает отрицательное и определяет
своё отношение к нему, так что оно тут же устанавливает связь
между этими двумя фактами, принимая своё собственное воз-
никновение — как грех, а страдание, болезнь и смерть — как за-
служенное наказание.
В мифе о герое представлено развитие системы сознания, в
центре которого находится Эго, преодолевшее деспотическую
власть бессознательного. Этапы становления сознания представ-
лены в мифах об Эдипе (сломленном и так и не победившем).
Далее освобождение от Матери продвигается ещё на одну ста-
дию. В индусской мифологии Рама по требованию своего отца
обезглавливает топором мать. В «Гамлете» дух отца выступает
побудительной силой, которая замышляет смерть грешной мате-
ри. Завоевание и освобождение пленницы является дальнейшей
стадией в эволюции мужского сознания.
Таким образом, представлена взаимосвязь между мифологи-
ческой эволюцией сознания и авитальной активностью в работах
одного из самых известных последователей Юнга Эриха Нойма-
на.
278
Глава 4
Профилактика
авитальной активности
*
итоге многочисленных попыток понять и решить про-
блему хронического самоотравления и суицидальной ак-
тивности исследователи пришли к выводу, что это не возможно
без учета и анализа глубинных мотивационных механизмов дан-
ных явлений.
В настоящее время у нас есть большие основания предпола-
гать, что в основе этих двух явлений лежит (описанная Фрейдом
в теории влечения к смерти) общая тенденция всего живого вер-
нуться в первоначальное неорганическое состояние, избавиться
от жизненного напряжения и умереть. Вопрос заключается в том
— почему программа обеспечения жизнедеятельности человека
все чаще и чаще дает сбой на все более ранних этапах онтогене-
за.
Каким же образом, зная всё это, мы можем попытаться ко-
ренным образом решить те проблемы наших подростков, кото-
рые, как явствует из всего вышесказанного, вытекают не только
из межличностных конфликтов, не только из переживаний и кон-
фликтов раннего детства, но и из проблематики самого человече-
ского существования?
Мне хочется привести результаты интересного эксперимента,
поставленного американскими учёными. Это поможет нам лучше
понять проблему и найти пути её решения. Американские психо-
логи провели полевой эксперимент по изучению взаимоотноше-
ний между матерью и ребёнком. Мать с годовалым ребёнком по-
мещалась на зелёной полянке, в центре которой было сделано
специальное углубление, куда мать могла внезапно исчезать в
ходе эксперимента. В начале эксперимента мать находилась над
углублением с ребёнком на руках. Ребёнок, попавший в новую
для него ситуацию, некоторое время осматривался, сильно при-
жавшись к материнской груди, но, убедившись, что никакой ви-
В
279
димой опасности вокруг нет, отделялся от матери и начинал на
четвереньках исследовать полянку (включался витальный врож-
дённый поисковый инстинкт), всё дальше и дальше отдаляясь от
матери, но периодически оглядываясь и проверяя — на месте ли
она. Он с видимым удовольствием разглядывал травку, цветочки,
насекомых, но при обязательном условии внутреннего «чувства
матери за собой». Когда же в ходе эксперимента незаметно для
малыша мать внезапно «прятали» в подготовленное углубление,
его поведение кардинальным образом менялось: обернувшись в
очередной раз и, обнаружив отсутствие матери, он мгновенно те-
рял интерес к листочкам и цветочкам и с рёвом мчался на то ме-
сто, где только что была мать. В этот момент мать «поднимали» и
ребёнок, продолжая всхлипывать и причитать, плотно прижи-
мался всем своим телом к её груди. Успокоившись (на что ухо-
дило не менее получаса), ребёнок вновь осторожно начинал ис-
следовать окружающую действительность, но его поведение уже
отличалось от предыдущего: от былой уверенности не осталось и
следа, количество «оглядываний» резко увеличилось, диапазон
исследовательской деятельности сократился.
Гипотетически можно предположить (исследователи из гу-
манных соображений не пошли так далеко), что, повторив ещё
пару раз ситуацию с внезапным исчезновением матери, ребёнок в
конце концов полностью откажется от любых попыток исследо-
вания окружающего мира, раз они влекут за собой утрату мате-
ринского объекта. Между миром и матерью ребёнок выбирает
мать.
Мне кажется, что этот эксперимент очень хорошо отражает
суть глубинных проблем, которые переживают мои пациенты с
химической зависимостью. Они никогда не уверены в том, что за
их спиной «есть мать», готовая в любой самой сложной жизнен-
ной ситуации принять их. У них не сформирована или разрушена
та начальная базовая уверенность, которая есть у ребёнка на пер-
вом этапе приведённого выше эксперимента.
Мало того, что мир не интересует их при условии, что рядом
отсутствует защищающая мать (конечно, не в буквальном смыс-
ле, а в психологическом — ведь и у ребёнка в эксперименте ус-
ловием интереса к миру является не созерцание матери, а внут-
280
ренняя уверенность в её присутствии), но и всё восприятие мира
при этом сводится только к одному — вечному поиску потерян-
ной матери, вечному поиску потерянного рая.
Алкоголик или наркоман на глубинном психологическом
уровне — это человек, который потерял свою маму (не важно
при этом, что реальная мать может жить рядом с ним), он поте-
рял её в психологическом, символическом смысле, и в своём по-
ведении он ищет ей суррогатную замену в виде психоактивного
вещества с его уникальной способностью избавлять нас от всех
негативных эмоций. Алкоголь, как и мать, «любит нас ни за что»
— и в этом они очень похожи. Мы не должны ничем заслужить
любовь своей матери, кроме как фактом своего существования.
Мы не должны ничем заслужить то блаженное состояние, в кото-
рое попадаем сразу же после приёма психоактивного вещества,
кроме как фактом его принятия в себя.
Алкоголик или наркоман — это ребёнок из психологического
эксперимента, который не обнаружил на месте свою мать и, не
вынеся одиночества, постепенно научился заменять её бутылкой
с алкоголем или шприцем с героином.
Как во взрослой жизни в норме мы всегда возвращаемся ре-
ально или в мыслях к нашей матери, для того чтобы рассказать
ей об успехах, которых мы достигли в нашей взрослой жизни (а
на самом деле, чтобы рассказать ей о тех замечательных цветоч-
ках и листочках, которые мы нашли на полянке, принести ей и
показать ту непокорную бабочку (жену), которую нам удалось
отловить на этой полянке), точно так же во взрослой жизни в
норме мы употребляем алкоголь лишь при достижении каких-
либо крупных успехов, после преодоления сложных препятствий
—
после того
, но
не до того; не во время того
и
не вместо то-
го
!
Если мы — социально адаптированные взрослые с мамой за
спиной — попытаемся решить проблему лиц с алкогольной или
другой химической зависимостью (суррогатной мамой) таким
образом, что просто попытаемся отнять её, не дав ничего взамен,
то что мы можем ожидать? Мы можем ожидать в лучшем случае
новых интенсивных попыток найти ей замену, а в худшем — наш
«ребёнок» бросится головой вниз в тот открытый и глубокий