Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4904
Скачиваний: 29
281
люк, помня и интуитивно понимая, что он каким-то образом свя-
зан с мамой.
Отсюда мы должны сделать три главных вывода:
1. Меры юридического, социального и медицинского харак-
тера, направленные на то, чтобы подросток полностью прекратил
злоупотребление психоактивными веществами, не решают про-
блему в корне. Лишив его психоактивного вещества, мы неми-
нуемо приведём в действие тот глубинный авитальный механизм,
который начнёт искать замену в другой форме авитальной актив-
ности. И нужно помнить, что этой формой может быть самоубий-
ство.
2. Надеяться на то, что родные и близкие, окружающие под-
ростка, злоупотребляющего психоактивными веществами, могут
решить эту проблему, бесполезно. По большому счёту, именно
они ответственны за сам факт возникновения проблемы и за тот
ненормальный способ, с помощью которого подросток её решает.
3. Нельзя надеяться и на то, что даже психотерапевтическая
и психологическая помощь подростку окажется полностью эф-
фективной. Психотерапевт или психолог быстро столкнётся с
множеством малоразрешимых проблем. Пациент сразу же начи-
нает осуществлять различные формы переноса своей главной
проблемы на врача или психолога. Проще говоря, он начнет «на-
кладывать» на них образ матери, сначала (в течение длительного
периода) проверяя их на прочность своим вызывающим, оппози-
ционным поведением, а затем — своими настойчивыми попыт-
ками заставить играть несвойственную им роль.
Крайне редко возникает та оптимальная ситуация, когда пси-
хотерапевт или психолог:
а) вынесет всю ту накопившуюся обиду, боль и разочарова-
ние, которую пациент незаслуженно, но по психологически по-
нятному механизму выплеснет на него как на суррогат своей ма-
тери;
б) сумеет мужественно (здесь вернее сказать женственно)
взять на себя весь груз «материнской» ответственности за паци-
ента и нести его так долго, чтобы позволить ему полностью пове-
рить в свою «неисчезаемость» (вспомним ситуацию с ребёнком
на полянке);
282
в) сумеет постепенно, вовремя, тактично, тонко начать вто-
ричный процесс «перерезания пуповины», чтобы на всю жизнь
остаться для пациента той суррогатной мамой, к которой он бу-
дет возвращаться в дальнейшем всю жизнь уже только для того,
чтобы поделиться с ним (с ней) радостью своих достижений на
нелёгком жизненном пути.
На этом заключительном этапе, наверное, не грех вместе с
пациентом и выпить за всё то, что было достигнуто в совместной
работе и не бояться рецидива заболевания.
Про себя с достаточной долей уверенности я могу сказать,
что только с одной пациенткой мне удалось проделать этот путь
за два нелёгких года психотерапии: начиная от алкогольной за-
висимости и алкогольного психоза до более или менее устойчи-
вой социальной адаптации с получением настоящего удовольст-
вия от трезвой жизни, с желанием создавать что-то в своей жизни
(недавно пациентка начала выпуск своей газеты) и реальной за-
ботой о том, что было создано ей.
*
Что ещё можно сказать в заключение этой нелегкой темы?
То, что роль суррогатной мамы с достаточной степенью надёж-
ности могут выполнять различные социальные институты — в
первую очередь религия. Как детишки в детских домах приду-
мывают себе бесконечные истории о далёких и любящих их ро-
дителях, так и взрослый человек, осознавая своё сиротство, мо-
жет создавать новые и усваивать старые бесчисленные мифы и
легенды о своём кровном родстве с Природой или Богом.
Одна из моих юных пациенток с тяжёлой зависимостью от
героина всё своё детство и школьные годы прожила с мечтой,
доходящей до интенсивности галлюцинаторных видений. Она
думала, что однажды за ней прилетят инопланетяне и заберут с
собой куда-то туда, где она очень-очень нужна, но пока она
должна жить здесь, а они постоянно рядом с ней и помнят о ней.
Когда пациентка выросла и уже не могла больше обманывать се-
бя этой мечтой, она стала принимать сначала алкоголь, а потом
героин. Когда я помог ей избавиться от героиновой зависимости,
она очень долго испытывала меня на прочность (могу ли я быть
283
мамой), но, как мне кажется, я не выдержал испытания и она...
нет, она не вернулась к употреблению героина (по крайней мере
на тот период, пока я поддерживал с ней контакт), но она стала
очень религиозной, полностью ушла в католическую обрядность,
научилась глубоко и искренне молиться, и ей стало легче. Что ж,
может быть, и это тоже один из возможных вариантов решения
проблемы. «Попасть в лоно церкви», «вернуться в лоно церкви»
— вдумайтесь в глубинный смысл этих выражений, исходя из тех
знаний, которые мы с вами уже имеем.
На этих принципах строится одна из самых эффективных
программ реальной помощи людям с химической алкогольной
зависимостью — программа «12 шагов» Общества Анонимных
Алкоголиков (ОАА), созданная в 1935 году двумя «безнадёжны-
ми» алкоголиками — биржевым маклеров Уильямом Гриффитом
Вильсоном и хирургом Робертом Хальбрук Смитом.
1 шаг: «
Я признаю своё бессилие перед алкоголем, признаюсь
в том, что потерял контроль над своей жизнью»;
2 шаг: «
Я прихожу к убеждению, что только Сила, более
могучая, чем моя собственная, может вернуть мне здоровье»;
3 шаг: «
Я принял решение перепоручить свою волю и свою
жизнь Богу, как я его понимаю»;
4 шаг: «
Я глубоко и бесстрашно оцениваю себя и свою
жизнь с нравственной точки зрения»;
5 шаг: «
Я признаю перед Богом, собой и каким-либо другим
человеком истинную природу своих заблуждений»;
6 шаг: «
Я полностью подготовил себя к тому, чтобы Бог
избавил меня от всех моих недостатков»;
7 шаг: «
Я смиренно прошу Бога избавить меня от моих не-
достатков»;
8 шаг: «
Я составляю список всех тех, кому я причинил зло, и
преисполняюсь желанием загладить свою вину перед ними»;
9 шаг: «
Я лично возмещу причинённый этим людям ущерб,
где только возможно, кроме тех случаев, когда это может по-
вредить им или кому-либо другому»;
10 шаг: «
Я продолжу самоанализ и, когда допущу ошибки,
сразу их признаю»;
284
11 шаг: «
Я стремлюсь путём молитвы и размышления углу-
бить соприкосновение с Богом, как я его понимаю, молить лишь
о знании его воли, которую мне следует исполнить, и о дарова-
нии силы для этого»;
12 шаг: «
После духовного пробуждения я стараюсь донести
смысл своих идей до других алкоголиков и применить эти прин-
ципы во всех своих делах».
Тысячи и тысячи людей, используя эту программу, в различ-
ных странах (в том числе и в России) избавились от алкогольной
зависимости, но... в научной литературе появляются печальные
сведения о том, что когда ОАА, возникнув, например, в неболь-
шом американском городке, за несколько лет в прямом соответ-
ствии с 12 пунктом программы постепенно вовлекает в свою дея-
тельность всех алкоголиков городка, Общество стремительно
распадается — и многие из его членов возвращаются к злоупот-
реблению алкоголем.
Поскольку ОАА охватывает своей деятельностью всех людей
вне зависимости от их половых, возрастных, расовых, социаль-
ных и психологических особенностей, возможно, следует разви-
вать этот вид психологической помощи подросткам, злоупотреб-
ляющим психоактивными веществами, учитывая, что вероят-
ность полного вовлечения в деятельность Общества всех наших
подростков близка к нулю. Если мы чего-то и можем не опасать-
ся, так это отсутствия клиентов для дальнейшего саморазвития
общества.
*
Не следует (даже учитывая всё вышесказанное) забывать и о
контрпропаганде психоактивных веществ и пропаганде здорово-
го образа жизни.
Во-первых, контрпропаганда психоактивных веществ позво-
лит нам не потерять ту прослойку подростков, у которых лично-
стные проблемы не настолько серьёзны, чтобы решать их с по-
мощью алкоголя и наркотиков. Испугавшись и не встав на путь
использования психоактивных веществ для нейтрализации своих
проблем, такие подростки, конечно, не решат их тем самым ав-
285
томатически, но по крайней мере у них будет больше шансов для
их решения в будущем более адекватными способами.
Пропагандистские силы реально действуют и сегодня. Под
влиянием опубликованных результатов исследований о физиоло-
гических и социальных последствиях употребления марихуаны
установки молодёжи в Соединенных Штатах по этому вопросу
реально изменились. Среди 16000 американских старшеклассни-
ков, ежегодно опрашиваемых университетом Мичигана, удвои-
лась доля тех, кто верит в «высокий риск опасных последствий»
при употреблении марихуаны — с 35% в 1978 году до 73% в
1993 году. Одновременно снизилась поддержка движения за ле-
гализацию марихуаны среди абитуриентов — с 50 до 32%. Изме-
нилось и поведение подростков: по данным опроса, её употреб-
ляют в настоящее время 16% подростков, а не 37%, как раньше.
Сходные изменения регистрируются и в других странах, где
должное внимание обращается на контрпропаганду употребления
и злоупотребления психоактивных средств.
Особенно этот момент важно учитывать в современном ин-
формационном обществе, в котором любой подросток может лег-
ко получить всю необходимую информацию о любом психоак-
тивном веществе, механизмах его действия, способах получения
и изготовления с помощью всемирной информационной сети
«Интернет».
Достаточно нескольких минут работы в Интернете, чтобы
перед вашими глазами появились совершенно исчерпывающие
откровенно пронаркоманические сайты типа «Всё, что вы хотели
знать о наркотиках, но боялись спросить» и тому подобные.
«Все понимают, что «серьёзные» наркотики действительно
ведут к тому, что принимающие их молодыми же и умрут. А вот
травка, всякие лёгкие колёса типа «экстази» — прикол, забава, к
ним вроде бы и привыкания нет, зато мгновенный кайф и стре-
мительное веселье... Быстро, весело, ещё быстрее и веселее...
Страшные истории, которые вам рассказывают, кажутся обыкно-
венными «бабушкиными сказками». «Чёрт побери, ну как до них
достучаться?» — вопят взрослые. Действительно, нет никакого
греха в том, чтобы «жить быстро»,— но это можно устроить без
всяких искусственных стимуляторов. И умирать не обязательно