Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4904

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

281

люк, помня и интуитивно понимая, что он каким-то образом свя-
зан с мамой.

Отсюда мы должны сделать три главных вывода:
1. Меры  юридического, социального и  медицинского харак-

тера, направленные на то, чтобы подросток полностью прекратил
злоупотребление  психоактивными  веществами, не  решают  про-
блему  в  корне. Лишив  его  психоактивного  вещества, мы  неми-
нуемо приведём в действие тот глубинный авитальный механизм,
который начнёт искать замену в другой форме авитальной актив-
ности. И нужно помнить, что этой формой может быть самоубий-
ство.

2. Надеяться на то, что родные и близкие, окружающие под-

ростка, злоупотребляющего  психоактивными  веществами, могут
решить  эту  проблему, бесполезно. По  большому  счёту, именно
они ответственны за сам факт возникновения проблемы и за тот
ненормальный способ, с помощью которого подросток её решает.

3. Нельзя надеяться и на то, что даже психотерапевтическая

и  психологическая  помощь  подростку  окажется  полностью  эф-
фективной. Психотерапевт  или  психолог  быстро  столкнётся  с
множеством  малоразрешимых  проблем. Пациент  сразу  же  начи-
нает  осуществлять  различные  формы  переноса  своей  главной
проблемы на врача или психолога. Проще говоря, он начнет «на-
кладывать» на них образ матери, сначала (в течение длительного
периода) проверяя их на прочность своим вызывающим, оппози-
ционным  поведением, а  затем — своими  настойчивыми  попыт-
ками заставить играть несвойственную им роль.

Крайне редко возникает та оптимальная ситуация, когда пси-

хотерапевт или психолог:

а) вынесет  всю  ту накопившуюся обиду, боль и разочарова-

ние, которую  пациент  незаслуженно, но  по  психологически  по-
нятному механизму выплеснет на него как на суррогат своей ма-
тери;

б) сумеет  мужественно (здесь  вернее  сказать  женственно)

взять на себя весь груз «материнской» ответственности за паци-
ента и нести его так долго, чтобы позволить ему полностью пове-
рить  в  свою «неисчезаемость» (вспомним  ситуацию  с  ребёнком
на полянке);


background image

282

в) сумеет  постепенно, вовремя, тактично, тонко  начать  вто-

ричный  процесс «перерезания  пуповины», чтобы  на  всю  жизнь
остаться  для пациента той суррогатной мамой, к  которой он бу-
дет возвращаться в дальнейшем всю жизнь уже только для того,
чтобы  поделиться  с  ним (с  ней) радостью  своих  достижений  на
нелёгком жизненном пути.

На  этом  заключительном  этапе, наверное, не  грех  вместе  с

пациентом и выпить за всё то, что было достигнуто в совместной
работе и не бояться рецидива заболевания.

Про  себя  с  достаточной  долей  уверенности  я  могу  сказать,

что только с одной пациенткой мне удалось проделать этот путь
за  два  нелёгких  года  психотерапии: начиная  от  алкогольной  за-
висимости  и  алкогольного  психоза  до более или менее устойчи-
вой  социальной  адаптации  с  получением  настоящего удовольст-
вия от трезвой жизни, с желанием создавать что-то в своей жизни
(недавно пациентка  начала  выпуск  своей  газеты) и реальной за-
ботой о том, что было создано ей.

*

 Что  ещё  можно  сказать  в  заключение  этой  нелегкой  темы?

То, что  роль  суррогатной  мамы  с  достаточной  степенью  надёж-
ности  могут  выполнять  различные  социальные  институты — в
первую  очередь  религия. Как  детишки  в  детских  домах  приду-
мывают себе бесконечные истории  о далёких и любящих их ро-
дителях, так  и  взрослый  человек, осознавая  своё  сиротство, мо-
жет  создавать  новые  и  усваивать  старые  бесчисленные  мифы  и
легенды о своём кровном родстве с Природой или Богом.

Одна  из  моих  юных  пациенток  с  тяжёлой  зависимостью  от

героина  всё  своё  детство  и  школьные  годы  прожила  с  мечтой,
доходящей  до  интенсивности  галлюцинаторных  видений. Она
думала, что  однажды  за  ней  прилетят инопланетяне и  заберут  с
собой  куда-то  туда, где  она  очень-очень  нужна, но  пока  она
должна жить здесь, а они постоянно рядом с ней и помнят о ней.
Когда пациентка выросла и уже не могла больше обманывать се-
бя  этой  мечтой, она  стала  принимать  сначала алкоголь, а потом
героин. Когда я помог ей избавиться от героиновой зависимости,
она очень долго испытывала меня на прочность (могу ли я быть


background image

283

мамой), но, как  мне  кажется, я  не  выдержал  испытания  и  она...
нет, она не вернулась к употреблению героина (по крайней мере
на тот период, пока я поддерживал с ней контакт), но она стала
очень религиозной, полностью ушла в католическую обрядность,
научилась глубоко и искренне молиться, и ей стало легче. Что ж,
может  быть, и  это тоже  один из  возможных  вариантов  решения
проблемы. «Попасть в лоно церкви», «вернуться в лоно церкви»
— вдумайтесь в глубинный смысл этих выражений, исходя из тех
знаний, которые мы с вами уже имеем.

На  этих  принципах  строится  одна  из  самых  эффективных

программ  реальной  помощи  людям  с  химической  алкогольной
зависимостью — программа «12 шагов» Общества  Анонимных
Алкоголиков (ОАА), созданная в 1935 году двумя «безнадёжны-
ми» алкоголиками — биржевым маклеров Уильямом Гриффитом
Вильсоном и хирургом Робертом Хальбрук Смитом.

1 шаг: «

Я признаю своё бессилие перед алкоголем, признаюсь

в том, что потерял контроль над своей жизнью»;

2  шаг:  «

Я  прихожу  к  убеждению, что  только  Сила, более

могучая, чем моя собственная, может вернуть мне здоровье»;

3  шаг:  «

Я  принял  решение  перепоручить  свою  волю  и  свою

жизнь Богу, как я его понимаю»;

4  шаг:  «

Я  глубоко  и  бесстрашно  оцениваю  себя  и  свою

жизнь с нравственной точки зрения»;

5 шаг: «

Я признаю перед Богом, собой и каким-либо другим

человеком истинную природу своих заблуждений»;

6  шаг:  «

Я  полностью  подготовил  себя  к  тому, чтобы  Бог

избавил меня от всех моих недостатков»;

7 шаг: «

Я смиренно прошу Бога избавить меня от моих не-

достатков»;

8 шаг: «

Я составляю список всех тех, кому я причинил зло, и

преисполняюсь желанием загладить свою вину перед ними»;

9  шаг:  «

Я  лично  возмещу  причинённый  этим  людям  ущерб,

где только возможно, кроме тех случаев, когда это может по-
вредить им или кому-либо другому»;

10  шаг:  «

Я  продолжу  самоанализ  и, когда  допущу  ошибки,

сразу их признаю»;


background image

284

11 шаг: «

Я стремлюсь путём молитвы и размышления углу-

бить соприкосновение с Богом, как я его понимаю, молить лишь
о знании его воли, которую мне следует исполнить, и о дарова-
нии силы для этого»;

12 шаг: «

После духовного пробуждения я стараюсь донести

смысл своих идей до других алкоголиков и применить эти прин-
ципы во всех своих делах».

Тысячи и тысячи людей, используя эту программу, в различ-

ных странах (в том числе и в России) избавились от алкогольной
зависимости, но... в  научной  литературе  появляются  печальные
сведения о том, что когда ОАА, возникнув, например, в неболь-
шом  американском городке, за  несколько  лет в прямом соответ-
ствии с 12 пунктом программы постепенно вовлекает в свою дея-
тельность  всех  алкоголиков  городка, Общество  стремительно
распадается — и многие из его членов возвращаются к злоупот-
реблению алкоголем.

Поскольку ОАА охватывает своей деятельностью всех людей

вне  зависимости  от  их  половых, возрастных, расовых, социаль-
ных  и  психологических  особенностей, возможно, следует разви-
вать этот вид психологической помощи подросткам, злоупотреб-
ляющим  психоактивными  веществами, учитывая, что  вероят-
ность  полного  вовлечения  в  деятельность  Общества всех наших
подростков близка к нулю. Если мы чего-то и можем не опасать-
ся, так  это  отсутствия  клиентов  для  дальнейшего  саморазвития
общества.

*

Не следует (даже учитывая всё вышесказанное) забывать и о

контрпропаганде психоактивных веществ и пропаганде здорово-
го образа жизни.

Во-первых, контрпропаганда  психоактивных веществ позво-

лит нам не потерять ту прослойку подростков, у которых лично-
стные  проблемы  не  настолько  серьёзны,  чтобы  решать  их  с  по-
мощью алкоголя и наркотиков. Испугавшись и не встав на путь
использования психоактивных веществ для нейтрализации своих
проблем, такие  подростки, конечно, не решат их  тем  самым  ав-


background image

285

томатически, но по крайней мере у них будет больше шансов для
их решения в будущем более адекватными способами.

Пропагандистские  силы  реально  действуют  и  сегодня. Под

влиянием опубликованных результатов исследований о физиоло-
гических  и  социальных  последствиях  употребления  марихуаны
установки  молодёжи  в  Соединенных  Штатах  по  этому  вопросу
реально изменились. Среди 16000 американских старшеклассни-
ков, ежегодно  опрашиваемых  университетом  Мичигана, удвои-
лась доля тех, кто верит в «высокий риск опасных последствий»
при  употреблении  марихуаны — с 35% в 1978 году  до 73% в
1993 году. Одновременно  снизилась  поддержка движения за ле-
гализацию марихуаны среди абитуриентов — с 50 до 32%. Изме-
нилось  и  поведение  подростков: по  данным опроса, её  употреб-
ляют в настоящее время 16% подростков, а не 37%, как раньше.
Сходные  изменения  регистрируются  и  в  других  странах, где
должное внимание обращается на контрпропаганду употребления
и злоупотребления психоактивных средств.

Особенно  этот  момент  важно  учитывать  в  современном  ин-

формационном обществе, в котором любой подросток может лег-
ко  получить  всю  необходимую  информацию  о  любом  психоак-
тивном веществе, механизмах его действия, способах получения
и  изготовления  с  помощью  всемирной  информационной  сети
«Интернет».

Достаточно  нескольких  минут  работы  в  Интернете, чтобы

перед  вашими  глазами  появились  совершенно  исчерпывающие
откровенно пронаркоманические сайты типа «Всё, что вы хотели
знать о наркотиках, но боялись спросить» и тому подобные.

«Все  понимают, что «серьёзные» наркотики  действительно

ведут к тому, что принимающие их молодыми же и умрут. А вот
травка, всякие лёгкие колёса типа «экстази» — прикол, забава, к
ним  вроде  бы  и  привыкания  нет, зато  мгновенный кайф и стре-
мительное  веселье... Быстро, весело, ещё  быстрее  и  веселее...
Страшные истории, которые вам рассказывают, кажутся обыкно-
венными «бабушкиными сказками». «Чёрт побери, ну как до них
достучаться?» — вопят  взрослые. Действительно, нет  никакого
греха в том, чтобы «жить быстро»,— но это можно устроить без
всяких  искусственных  стимуляторов. И  умирать  не  обязательно