Файл: Братусь Б.С. - Аномалии личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5065

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 рушение  может  встречаться  и  определять  различные  стороны  стиля  жизни  и

при других аномалиях, в частности при некоторых формах течения алкоголизма, а
также известное время (например, в период подросткового кризиса) сопутствовать
и  относительно  благополучному  ходу  развития. Психологическое  изучение  ано-
мального  развития  вообще,  на  наш  взгляд,  не  должно  исключительно  стремиться
только к «обслуживанию» отдельных нозологий и четко выделенных клинических
форм; важнейшая  цель  такого  изучения — усмотрение  общих  механизмов,
могущих обнаружиться в самых разных вариантах личностного развития, т. е. то,
что выше было обозначено как клиническая общая психология личности.

Недостаточное  различение  разноуровневых  целей, их «слипание», отсутствие

гибкости  в  целевых  структурах  приводит  в  свою  очередь  к  весьма  пагубным
психологическим  последствиям: извращению  двух  основных  функций  уровня
притязаний, выделенных  нами  выше,— функции  регуляции  конкретной  тактики
целеполагания, ориентации  в  быстроменяющихся  условиях  реальной  жизни  и
функции  защиты  самооценки, своего «я». Остановимся  сначала  на  нарушениях
первой функции.

Известно, что  процесс  решения  трудной  задачи (не  только интеллектуальной,

но, что  важнее  для  психологии  личности,— жизненной) обычно  состоит, из  трех
этапов. Этапа «лобовых» решений, когда  человек  пытается  сразу  найти  нужный
выход; затем, после  ряда  неудач, начинается  этап  более  глубокого  осознания
ситуации, ориентировки в ней, поиска адекватных путей выхода, который наконец
может привести к пониманию нужного принципа, к третьему этапу — собственно
решению. Здесь  же  процесс  решения  встающих  перед  человеком  задач
ограничивается  первым  этапом «лобовых» попыток  или  же  не  до  конца
пройденным  вторым  этапом,  что,  естественно,  не  приводит  к  нужному  выходу  и
серьезному  успеху. Своеобразный  вид  приобретает  и  кривая  уровня  притязаний.
Потерпев  первые  две-три  неудачи  в  решении  трудных  задач, люди
психопатического  склада, вместо  того  чтобы несколько  снизить  свои  притязания,
выбрать задачу полегче, нередко впадают в отчаяние, хватаясь за заведомо легкие
цели. Это  смирение  оказывается, однако, на  деле «паче  гордости», потому  что
стоит  им  даже  в  малом  прийти  к  успеху (например, решить  несколько  простых
задач), как они вновь полны

200

самоуверенности и желания удовлетворить свое тщеславие выбором наиболее

престижных  целей. Эти  скачки  притязаний  наглядно  выявлены  во  многих
экспериментальных исследованиях людей психопатического склада.

В результате подобной тактики все время как бы «проскакивает» мимо та зона,

где лежат максимально трудные, требующие напряжения, но все же посильные для
данного человека цели. Поэтому, несмотря  на  внешнюю активность, люди  такого
типа могут оказываться малопродуктивными в жизни, неспособными показать свои
подлинные  возможности. В  начале  своего  пути  они  порой  подают  блестящие
надежды, которые, к удивлению окружающих, по прошествии времени совершенно
не  оправдываются. Самые  благоприятные  задатки  не  реализуются  в  таланты, ибо
талант — это и  умение  работать,— умение, которое в  данном  случае  явно  отсут-
ствует. К каким весьма серьезным жизненным последствиям это может приводить,
показывает такое наблюдение.


background image

Юноша  К. в 16 лет  поступил, приехав  из  провинциального  города, в

Московский  университет, выдержав  при  этом  труднейший  конкурс. Юноша,
несомненно, выделялся  своим  дарованием, живостью, эрудицией  среди
сокурсников, из которых многие прошли уже службу в армии, несколько лет перед
этим работали и поначалу с трудом втягивались в учебу. Студент К. схватывал все
буквально на лету, к некоторым занятиям, например по иностранному языку, мог
вовсе не готовиться и все же отвечать на «хорошо» и «отлично».

Но  шло  время, бывшие  производственники  втягивались  в  занятия, пошел

материал,  который  нельзя  было  схватить  только  на  слух,  но  который  требовал
усидчивости, регулярного  труда. И  здесь  стало видно, что  К. сначала  постепенно
сравнялся, а затем  все  заметнее начал  отставать  от  сокурсников. Притязания  у К.
оставались  по-прежнему  высокими: ему  нравилось (он  уже  привык) ходить  в
«выдающихся», слышать одобрения. Но теперь, чтобы соответствовать этим жела-
ниям, явно надо было менять свое поведение: реализация несомненных задатков и
способностей  требовала  усидчивости  и  серьезных  занятий. Но  перемены  этой  не
случилось. К. по-прежнему занимался урывками:

иногда, например, он  вдруг  тщательно  готовился  к  какому-нибудь  семинару,

хорошо  выступал  на  нем,  вызывая  одобрение  преподавателя.  Но  такие  успехи  в
целом  играли  даже  отрицательную  роль,  потому  что  после  них  К.  был  полон
гордости и  надолго  забрасывал  учебники. К  концу  третьего  курса  встал  вопрос о
его  отчислении  за  академическую  неуспеваемосгь. Но  и  это  не  смогло  изменить
прежнего стиля, хотя никто не сомневался, что серьезными занятиями он сумел бы
наверстать  упущенное. Но  К. стремился  утверждать  себя, спасать  свои  высокие
притязания  другими,  более  легкими  способами.  Он,  например,  пошел  на  прием  к
декану факультета — ведущему специалисту в своей области, ученому с мировым
именем — и  заявил: «Вы  напрасно  думаете  меня  отчислять. Знайте, что 'через
малое время я буду сидеть в вашем кресле, я буду деканом.,.».

201


background image

 Прошло время. Ему уже за тридцать. Он давно не учится, живет случайными

заработками, дважды  был  женат. Последнее  время  стал  много  пить. Внешне  по-
прежнему  самоуверен, собирает  редкие  книги  по  специальности, говорит, что
вскоре  будет  вновь  восстанавливаться  на  факультет. Но  беседа  с  ним
обнаруживает, что  К. остался  прежним, он  ставит  нереальные  задачи  вместо
реальных, судорожно  спасает  свою  самооценку  довольно  легкими  и  дешевыми
приемами, обвиняет во всем не себя, а обстоятельства и т. п. Под конец разговора
он спрашивает о своем бывшем сокурснике: «Неужели Р. дали доцента? А ведь на
первом-то курсе он меня слушал с открытым ртом».

...Когда думаешь о людях, подобных К., всегда становится грустно и искренне

жаль неиспользованных талантов, умелое развитие которых принесло бы и пользу
людям, и счастье их обладателям.

Описанное строение  уровня  притязаний, кроме того, что оно не  обеспечивает

полноценного приспособления к жизни, ориентации в меняющихся условиях, ведет
к искажению и выделенной нами второй функции  уровня  притязаний, а именно к
нарушению  необходимой  защиты  своего «я». Ведь  психически  уравновешенный
человек надежно защищает свою самооценку уже одним тем, что может более или
менее  легко «разводить» идеальную, общую  и  актуальную  цели. Потерпев
поражение, он  способен  отнести  его  к  неудаче  в  достижении  именно  данной
актуальной  цели,  а  не  к  краху  своих  высоких  идеальных  притязаний,  своего  «я».
«Всякое  поражение  неприятно, но  это  не  конечное  отступление, в  моих  силах
сделать  все, чтобы  в  будущем, в  идеале, я  добился  успеха» — примерно  так
начинает восприниматься тогда неудача. Лишь при этих условиях могут не только
сохраниться, несмотря  на  трудности  и  поражения, прежние  притязания  и  порой
высокая самооценка, но они становятся и необходимым, важным двигателем разви-
тия личности. Самолюбие и притязание требуют тогда обязательного преодоления
неудач, пусть не сегодня, так завтра, когда разовьются и  укрепятся соответствую-
щие  способности  и  задатки. Таким  образом  вырабатывается  крайне  нужное  в
жизни  умение  более  или  менее  объективно  оценивать  возникшую  ситуацию,
увидеть ее не только в актуальной сиюминутности, но и в развернутой временной
перспективе  и  найти  возможность  постановки  посильных  реальных  целей,
успешное выполнение которых приблизит в будущем к идеальной.

Найти  соответствие «идеального» и «реального» — сложнейшее  искусство

жизни. Но именно от овладения им во многом зависит

зрелость

 личности. В жизни

любого  —  притязания  устремляют  ввысь,  а  неудачи  тянут  к  земле.  Извлечь
правильные уроки из того и другого,

202

избежать трагедии Икара и не погрязнуть в плоской обывательщине — трудная

задача, решать  которую  приходится  всю  жизнь. Зрелым  можно  назвать  вовсе  не
того, кто  всегда  уверенно  приспосабливается  по  законам  житейского  разума, не
ставя перед собой высоких нравственных целей, равно как не того, кто громко заяв-
ляет  о  своих  высоких  целях, не  будучи, однако, в  состоянии  приложить  себя  к
реальной  жизни. Зрелость, как  правило, подразумевает  достаточно  возвышенные
идеальные  устремления, но  в  то  же  время  и  осознанную  готовность  выполнять,
если надо, самые скромные, земные задачи ради этих устремлений. Разница между
юностью  и  зрелостью  в  плане  нравственного  развития  состоит  в  том, что


background image

отрочество  и  юность  вырабатывают, усваивают  идеалы  по  большей  части
«теоретически», умозрительно, без  должной  связи  с  жизнью. На  зрелости  лежит
сложнейшая  задача — осуществить, реализовать  эти  идеалы  в  своей  жизни  и,
следовательно, принять, преодолеть  как  неизбежность  все  издержки, трудности,
неудачи, с которыми будет сопряжена эта реализация. Согласно старому афоризму,
благая юность — это время, когда человек готов взойти на эшафот ради великой
идеи; благая зрелость — когда он готов смиренно трудиться всю жизнь ради этой
идеи. Истинная  зрелость — как  напряженная  вольтова  дуга, светящаяся  между
полюсами  реального  и  идеального. Разрыв  этой  дуги, исчезновение  свечения
означают, что реальное погрязло, а истина выхолостилась, реальное утеряло свет и
высший смысл, а идеальное — почву и свое жиз-нешюе оправдание.

Люди же психопатического толка, мало дифференцируя разноуровневые цели,

видят в каждой ситуации как бы непосредственное испытание своего «я» и потому
так  зависят от внешних оценок, так обнаженно реагируют  на  экспериментально  и
жизненно вызванные успехи и неуспехи. У  них часто  отсутствует  умение стать в
позицию отстранения не только по отношению к своим актуальным потребностям,
к своей текущей деятельности, но и по отношению к себе самому, ко всей ситуации
в целом. Образно говоря, умение, когда это надо, выйти, выпрыгнуть, хотя бы на
мгновение, из  данной  ситуации  и  оценить  ее  и  себя  самого  в  ней  как  бы  со
стороны, критическим, а если надо, ироническим взглядом.

Случается,  правда,  что люди  этого  склада  могут  весьма  трезво  и  даже  не  без

самобичевания и cavoi-ронии

20-i


background image

 оценивать  себя  и  свои  действия.  Но оценки  эти  (порой  убийственно  точные)

высказываются, как  правило, относительно  действий  уже  прошедших, либо  как
зарок  не  повторять  своих  ошибок  в  будущем.  Однако  в  очередной  жизненной
(причем  вовсе  не  обязательно  экстремальной, стрессовой) ситуации, в  очередной
поглотившей  человека  деятельности с удивительным постоянством вновь и  вновь
появляются  характерные  нарушения. Отсутствие  своевременной  коррегирующей
позиционности, возможности  сторонней, более  или  менее  непредвзятой  оценки
всей ситуации в целом сплошь и рядом оборачивается многочисленными малыми и
крупными  жизненными  неудачами, промахами, нелепостями, которыми  обычно
столь  богата  судьба  людей  психопатического  склада  и  от  которых  по  формуле
Курта Шнейдера страдают либо они сами, либо окружающие.

Таким  образом, высказанная  гипотеза  о  недиф-ференцированности  в

деятельности  реальных  и  идеальных  целей  как  объяснительном  принципе  многих
феноменов  психопатоподобного  поведения  позволяет  предположить  единый
механизм, лежащий  в  основе  целого  ряда  накопленных  клинических  и
экспериментальных  фактов, рассматриваемых  обычно  обособленно (например,
такие  часто  встречающиеся  характеристики  людей  психопатического  склада, как
непродуктивность  стиля  жизни, скачкообразность  кривой  уровня  притязаний,
выражение аффективные реакции на успех и неуспех, неспособность раскрыть свои
задатки и др.). Наряду с анализом клинических и жизненных данных гипотеза была
подвергнута  и  лабораторной  проверке. Последнюю  задачу  взяла  на  себя  наша
аспирантка  из  Харькова  В. Н. Павленко *. Остановимся  на  некоторых  данных  ее
работы.

Прежде  всего  было  решено  расширить  саму  исходную  гипотезу. Если

рассматривать  необходимость  разведения  реальных  и  идеальных  целей  как  некий
общий  механизм  осуществления  текущей  деятельности, относящийся  в  рамках
концепции  уровней  психического  здоровья  к  индивидуально-исполнительскому
уровню, уровню  реализации  личностно-смысловых  устремлений, то  логично
предположить  возможность  различных  отклонений  в  функционировании  этого
механизма. Так, по-

* Научным  консультантом  исследования  была  доктор  медицинских  наук,

профессор Н. К. Липгарт.

204

мимо «слипания», недифференцированное™ реальных  и  идеальных  целей,

теоретически  возможен, скажем, иной, полярный  вариант—гиперразведение  этих
целей, что  также  должно  определенным  образом  влиять  на  стиль  и  способ
осуществления деятельности.

Наиболее 

адекватной 

моделью 

для 

экспериментального 

изучения

недифференцированное™ реальных и идеальных целей должны были быть, исходя
из  всего  вышеприведенного  анализа, люди, страдающие  психопатией *. Что
касается  гиперразведения  целей, то  соответствующие  этому  варианту  феномены
должны  были, на  наш  взгляд, обнаружиться  при  изучении  людей, страдающих
неврозами. Наконец, наиболее  гибкую  и  продуктивную  динамику  целевых
структур мы вправе были ожидать у психически нормальных индивидов. Согласно
этому, для  исследования  были  подобраны  соответствующие  три  группы
испытуемых: 40 человек — страдающие  психопатиями, 40 — страдающие