Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4332
Скачиваний: 40
удовлетворению, возможность которого предоставляет пенис.
Однако современные психоаналитические разработки убедительно показывают, что
нормальная женственность имеет собственную линию развития и не является дериватом первичного
стремления к мужественности и зависти к пенису. Половая идентичность устанавливается в течение
первого года жизни. Определение пола после рождения, ранние переживания удовлетворения,
положительная идентификация с матерью, опекающая роль матери до и после фаллической фазы,
познание, обучение, язык — все это важные факторы формирования удовлетворительной половой
идентичности.
Ребенок обнаруживает половые различия в возрасте от 18 до 24 месяцев. В этот период
зависть девочек к пенису часто является очень острой и явно выраженной, но она специфична для
фаз развития и, как правило, преходяща. Зависть девочки смещается с отправной точки, и в
результате другие части ее тело, она сома в целом или такие атрибуты, как интеллект или уровень
достижений, обретают значение 'иллюзорного фаллоса', опровергая тем самым отсутствие у нее
пениса. Наблюдения показывают, что, хотя открытая зависть к пенису исчезает, аффекты и
фантазии, активированные осознанием половых различий, часто оказывают важное организующее
воздействие на дальнейшее развитие.
Устойчивая или интенсивная зависть к пенису свидетельствует о существовании других,
накладывающихся на раннюю фазу осознания гениталий, проблем, которые могут мешать развитию
зрелой женственности. Выраженность комплекса кастрации может быть детерминирована
предшествовавшими проблемами ребенка, связанными с угрозой потери объекта или угрозой теле-
сной интеграции. Утрата родителя, неадекватное отношение матери (особенно депрессия матери и
отвержение с ее стороны), заболевания, порождающие острые нарушения чувства тела, врожденные
дефекты, хирургическое вмешательство и т.д. могут быть ступенью к серьезным искажениям
репрезентации себя и объектов, усиления комплекса кастрации и зависти к пенису.
Бессознательные дериваты, иногда буквально интерпретируемые как желание иметь мужской
половой орган, имеют множественно детерминированное значение соответственно различным
уровням развития. Согласно современным представлениям, зависть к пенису является скорее спе-
цифическим психическим продуктом, компромиссным образованием, которое во многом выражает
критическое отношение. Центральный конфликт может включать идентичность, нарциссическую
чувствительность, проблемы, связанные с агрессией, что порождает чувства ущербности, неадекват-
ности, несостоятельности. Зависть к пенису, таким образом, является редукционистской метафорой
общей зависти, конкретной и понятной, но вместе с тем упрощением основных проблем (Grossman &
Stewart, 1976).
Осознание генитальных различий очень важно для формирования самооценки ребенка по мере
его дифференциации от матери. Взаимно удовлетворяющие взаимоотношения матери и ребенка
дают последнему чувство состоятельности, которое распространяется и на его гениталии. Если,
однако, эти отношения не приносят удовольствия, девочка может не ценить себя или свои гениталии
и возжелать пенис — замещающий объект, расцениваемый кок приносящий большее
удовлетворение. Позже зависть к пенису может отражать регрессивную попытку разрешения эдипова
комплекса. Девочка может обесценить свои гениталии, идентифицируясь с матерью, низко
оценивающей собственную женственность. Таким образом, на зависть к пенису влияет
нарциссическая позиция ребенка и его отношения с обоими родителями. Она может также защищать
против зависимости от мужчины, когда бессознательно желаемая близость влечет за собой боязнь
поглощения и утраты чувство себя.
Социокультурная переоценка мужчины часто служит маскировкой этих бессознательных
детерминант.
Устойчивая и интенсивная зависть к пенису — патологическая динамика — часто приводит к
острому соперничеству с мужчинами, идентификации с ними, сексуальной дисфункции и
разнообразным
невротическим
образованиям. Она
маскирует
другие
конфликты
и
характерологические проблемы, хотя они могут переплетаться и смешиваться с социокультурными
детерминантами.
Фаллическое благоговение
или
благоговение перед пенисом —
менее распространенный
вариант зависти к пенису. Оно характеризуется не столько агрессивной жадностью, сколько
восхищением, возбуждением и страхом. Оно может быть связано с травматическим детским
переживанием увиденного однажды эрегированного пениса взрослых.
Зависть к груди
рассматривается в качестве мужского эквивалента зависти к пенису, но
зависть к большему пенису другого мужчины может присутствовать у мальчиков и взрослых мужчин.
В таких случаях принято говорить о
комплексе маленького пениса.
См.
благоговение, женская психология, зависть к груди, кастрация, компромиссное образование,
мужественность/женственность, половая идентичность, эдипов комплекс.
[109,311,316,340,395,436,437,482,623, 820]
ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ (DEVELOPMENT ARREST)
См.
фиксация.
ЗАДЕРЖКА СЕМЯИЗВЕРЖЕНИЯ
(EJACULATIO RETARDATA)
См.
импотенция.
ЗАДУМЧИВОСТЬ (REVERIE)
См.
теория Биона.
ЗАМЕЩЕНИЕ (SUBSTITUTION)
См.
сон, сновиденье.
ЗАЩИТА (DEFENCE)
Защитный механизм (Defence Mechanism)
Защита—
общий термин, обозначающий активную борьбу Я против опасности — как правило,
угрозы утраты объекта любви, любви со стороны объекта, кастрации и осуждения со стороны Сверх-
Я и сопутствующих неприятных аффектов — в ходе развития и на протяжении дальнейшей жизни.
Вытесненные желания, идеи или чувство, соединяясь с реальной либо воображаемой угрозой
наказания, стремятся прорваться в область сознания. Болезненные чувства тревоги, депрессии,
стыда или вины становятся сигнальными аффектами, понуждающими отказаться от желания или
влечения. Защита действует бессознательно, и индивид не распознает механизмы, заставляющие
его отказаться от опасных влечений и желаний. Действия защитных механизмов способны разрушать
и искажать различные аспекты реальности.
Впервые термин 'защита' был использован Фрейдом в работе 'Защитные невропсихозы" (1894),
но долгое время понятия 'защита' и 'вытеснение' применялись им как взаимозаменяемые. Термин
'защитный механизм' впервые появляется в классической работе Анны Фрейд 'Я и защитные меха-
низмы' (1936), где описано десять форм активности — или методов деятельности Я, — выполняющих
защитную функцию.
Механизмы защиты действуют по отдельности либо появляются совместно в изменчивых и
взаимосвязанных паттернах, используя различные формы поведения, идеи, аффекты, стороны
характера, другие функции Я и даже влечения. Такое многообразие средств защиты поставило под
сомнение правомерность представлений о специфических защитных механизмах. С точки зрения
Бренера (1981), защите может служить любой аспект функционирования Я, а сама защита столь
сложна, что обозначение отдельных защитных механизмов является редукционистским и вводит в
заблуждение. И все же многие психоаналитики считают полезным использовать представление о
защитных механизмах для описания защит против угроз Я. Ниже приводятся краткие описания
важнейших механизмов защиты.
Вытеснение —
скрывает, изгоняет или забывает идею или чувство. Оно может исключить из
сознания то, что было однажды сознательно пережито, или вообще не допустить идею или чувство
до сознания. Так, субъект может не осознавать ненависти по отношению к родителю или братьям и
сестрам. Вытеснение действует но протяжении всей жизни, регулярно возникая в отношении событий
критического периода детства — до шести лет (инфантильная амнезия).
Смещение
сдвигает фокус или акцент в сновидении или поведении, в общем случае отвлекая
интерес и силу (катексис) от одной идеи к другой, связанной ассоциативно с первой, но при этом
более приемлемой. Так, эксгибиционистские желания могут быть смещены из области гениталий на
тело в целом. Какие-либо важные части скрытого содержания могут проявляться в сновидениях в
виде малозночимых деталей.
Реактивное образование
изменяет неприемлемое на приемлемое, тем самым обеспечивая
эффективность вытеснения. Болезненная идея или чувство замещается противоположным. К
примеру, у ребенка, вытеснившего чувство ненависти к матери, может развиться чрезмерное
стремление и забота о ее благополучии.
Проекция
экстернализирует отрицаемые побуждения и идеи, приписывая их другому лицу или
каким-то, быть может, мистическим силам внешнего миро ('бес попутал'). Невыносимые идеи или
желания могут преобразовываться еще до проекции: Фрейд, например, считал, что паранойяльные
идеи основываются на бессознательной гомосексуальности. Сначала чувство гомосексуальной
любви трансформируется в ненависть, и лишь затем ненависть проецируется на лицо, которое было
объектом неприемлемой любви. Такое лицо становится 'преследователем'.
Изоляция
отделяет невыносимые идеи или события от связанных с ними чувств, тем самым
изменяя эмоциональную нагрузку, Существует несколько типов изоляции. Так, изолироваться могут
две и более связанных мысли либо чувства: например, мысли 'я зол на нее' и 'она бросила меня'
разделяются во времени и тем самым теряют причинную связь. В другом случае мысли могут появ-
ляться без осознанного присутствия ассоциируемых с ними чувств. Внезапные агрессивные мысли —
всадить в кого-либо нож, выбросить ребенка из окна, непристойно выругаться в общественном месте
— нередко проявляются без соответствующей им эмоции (гнева).
Такая изоляция лишает мысли их мотивационной силы и, соответственно, не реализуется
намерение; мысли кажутся чуждыми, действие расстраивается, иногда удается избежать чувства
вины.
Аннулирование
в виде ритуала 'отменяет' нежеланное действие, иногда посредством его
искупления. В частности, при неврозе навязчивости двухступенчатое действие может
символизировать агрессивные или сексуальные желания и их отмену или аннулирование. Некоторые
индивиды, совершившие проступок, стараются аннулировать их путем религиозного искупления или
самонаказания.
Описаны и многие другие механизмы защиты. И хотя функция их идентична — защититься от
болезненных аффектов, — пути достижения этой цели различны. Регрессия возвращает на более
раннюю стадию психической организации; интроекция и идентификация переносят то, что составляет
угрозу, внутрь; отрицание делает вид, что угрозы здесь нет; сублимация изменяет неприемлемую
форму влечения в приемлемую; обращение против себя меняет направление импульса извне
вовнутрь, с другого человека на себя. (Последний механизм особенно часто встречается в случаях
депрессии и мазохизма.)
Защиты могут быть конструктивными, повышая эффективность мыслей и действий. Их можно
назвать
адаптивными механизмами
или
автономными функциями Я.
Например, изоляция,
диссоциируя мышление и эмоции, облегчает логическое продвижение посредством избегания
отвлекающих ассоциаций.
См.
вытеснение, интернализация, компромиссные образования, конфликт, отрицание, проекция,
регрессия, сублимация, функции Я, Я.
[111, 133, 203,225,241,704,862]
ЗАЩИТНЫЕ СТРУКТУРЫ (DEFENSIVE STRUCTURES)
См.
психология Самости.
ЗАЩИТНЫЙ НЕВРОПСИХОЗ (DEFENSIVE NEUROPSYCHOSIS)
Термин, использовавшийся Фрейдом на начальных этапах творчества для того, чтобы отличить
психические заболевания, являющиеся следствием потребности в защите от воспоминаний (их
вытеснения) о сексуальном совращении в детском возрасте (защитные невропсихозы), от
заболеваний, рассматриваемых либо в качестве последствий конституциональной дегенерации, либо
в качестве физиологической реакции на неудачную сексуальную практику (последнее в случае
актуального невроза).
Отказ от теории 'совращения' в этиологии неврозов и замена ее концепцией
детской сексуальности привели к отказу от термина
невропсихоз
и появлению более удачного —
психоневроз.
См.
актуальный невроз, психоневроз.
[241,245,247]
ЗЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС (MIRROR TRANSFERENCE)
См.
психология Самости.
ЗЛОВЕЩЕЕ (UNCANNY)
Термин, используемый для обозначения чувства страха, опасения или растерянности в
ситуациях, которые могут подтвердить истинность или правомерность недостаточно вытесненных
ранних мыслей и представлений о всемогуществе или возродить анимистические формы мышления.
Классическим примером являются переживания deja vu (франц. 'уже виденное") либо чувства по
поводу воскрешения близких или родственников из мертвых. Ощущения, связанные с этим
феноменом, сопряжены прежде всего с комплексом кастрации и фантазиями о жизни в утробе
матери.
См.
deja vu.
[31,276,299,899]
ЗНАК (SIGN)
См.
символ, симптом.
ЗРЕЛАЯ ЗАВИСИМОСТЬ (MATURE DEPENDENCE)
См.
теория Фэйрбейрна.
ИГРА (PLAYING)
См.
теория Винникотта.
ИГРА В КАРАКУЛИ (SQUIGGLE GAME)
См.
теория Винникогта.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ (IDEALIZATION)
Нереалистичное завышение личностных атрибутов объекта. Индивиду, превозносимому до
экзальтированного признания его совершенством, могут приписываться противоречивые качества,
соотносимые с либидинозным или агрессивным катексисом. Идеализация сопровождается чувствами
восхищения, благоговения, почитания, обожествления, очарования. Впервые этот процесс описан
Фрейдом в связи с феноменом влюбленности. Идеализироваться могут как объект, так и сом
индивид.
Фрейд постулировал состояние инфантильного нарциссизма, включающего в себя чувство
всемогущество, связанное со стадией первичной идентификации или единения с матерью. Согласно
его теории, это состояние исчезает, когда ребенок осознает свою обособленность, одиночество и
беспомощность; тогда исходное чувство все могущества приписывается родителям посредством
идеализации. Когда родители не оправдывают ожиданий, фрустрация ребенка приводит к
отвлечению некоторого количества идеализирующего либидо на субъекта, что обеспечивает энергию
для идентификации и обретения структур Я, контролирующих влечения и регулирующих напряжение
в течение доэдиповой стадии. На протяжении этого в сущности
анаклитического
периода, когда
отношения основаны на потребности в удовлетворяющем объекте, преувеличение значимости
родителей соответствует нуждам ребенка, а родитель, исполняющий все желания, является
отражением детских переживаний удовлетворения. Идеализация изменяется в связи с чередованием
удовлетворенности, фрустрации, гнева. Позже, когда родители становятся значимыми независимо от
потребности (константность объекта), идеализация все более переходит 'на службу' защиты. Мать,
которая в идеале привлекательна и не оказывает сопротивления, может парадоксальным образом
стать также идеально девственной и неприступной. Отец, преувеличенно могущественный и
внушающий страх, может одновременно восприниматься кок гуманный и справедливый.
В фаллически-эдиповой стадии определенные аспекты идеализированных образов родителей
интернализируются в виде Сверх-Я, действующего так, как это делали родители, в плане
установления норм, выдвижения запретов и осуществления наказаний. Фрейд изначально описывал
Сверх-Я антропоморфически, как Я-идеал. В современном употреблении выделяются две
составляющие Сверх-Я.
Я-идеал
основывается на нарциссически гипертрофированных элементах
взаимодействия ребенка с родителями и соотносится с ценностями, стремлениями и притязаниями.
Несоответствие этим стандартам, как правило, ведет к появлению чувства стыда. Идеализированные
агрессивные и запрещающие фигуры интернализируются в части Сверх-Я, соответствующей совести,
которая инициирует аффект вины и наказания за проступки. Интернализация этих идеализированных
аспектов родительских образов способствует психической экономии; она защищает личность от
нарциссической регрессии в период наибольшей ранимости ребенка (в фаллически-эдиповой фазе),
сдерживая направленные на объект влечения и таким образом усиливая контроль Я над влечениями.
Интернализация сопровождается постоянной потребностью в идеализации и возвеличении
родителей (особенно родителя одного с ребенком поло) для установления связи с могущественной
фигурой. При фрустрации этой потребности — утрате, безответности, депривации или разочаровании
— базисное структурирование Я-идеала и Сверх-Я может быть затруднено. Даже после
интернализации разочарование в родителях может свести на нет установившуюся идеализацию и
инициировать новый поиск идеального внешнего объекта, чтобы поддержать то, что внутренне
ослаблено.
Идеализация продолжается на протяжении жизни. Особенно она заметна в подростковый
период. Во время психоаналитического лечения пациент нередко идеализирует аналитика. Если для
аналитиков, работающих в рамках традиционного подхода, понимание истоков такого отношения
представляется обязательным для правильного проведения анализа, то теоретики, разраба-
тывающие психологию Самости, считают, что идеализация аналитика необходима для замещения
функций части психического аппарата, которые недостаточно прочно закрепились в детском или
младенческом возрасте. По их мнению, идеализацию следует поддерживать до тех пор, пока она
служит функции отсроченной интернализации.
См.
интернализация, нарциссизм, Сверх-Я, эдипов комплекс, Я-идеал.
[80,303,451,490,512,716]
ИДЕАЛИЗИРУЮЩИЙ ПЕРЕНОС (IDEALISING TRANSFERENCE)
См.
психология Самости.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (IDENTIFICATION)
См.
интернализация.
ИДЕНТИЧНОСТЬ (IDENTITY)
Относительно продолжительное, но не обязательно стабильное восприятие себя как
уникального, когерентного, единого во времени.
Чувство идентичности,
субъективное
переживание, возникает с осознанием ребенком того, что он существует как индивид в мире среди
других сходных внешних объектов, но обладает и собственными желаниями, мыслями,
воспоминаниями и внешним видом, отличными от других. Таким образом, 'термин идентичность...
означает одновременно и устойчивую внутреннюю тождественность... и устойчивое сходство
некоторых основных свойств с другими людьми' (Erikson, 1956, с. 57).
В основе формирования идентичности лежит развитие образа тело, обретаемого в процессе
сепарации-индивидуации, но
не
завершенного
до
окончания
подросткового
периода.
Предшествующие стадии можно рассматривать как эволюцию психологической Самости; чувство же
идентичности появляется позже, когда индивид определяется в многообразном социальном окруже-
нии. Идентификация с обоими родителями придает бисексуальный оттенок репрезентантам себя и
схемам, Я-концепциям детей обоего поло. Вместе с тем интегрированная самоорганизация
возникает, по-видимому, на основе множества предшествовавших идентификаций, влияющих на
формирование черт характера. С точки зрения половой идентичности Я-концепция обычно отражает
преобладающую идентификацию с родителем того же пола.
Чувство идентичности достигает относительной стабильности лишь с завершением
подросткового периода, когда разрешаются проблемы бисексуальной идентификации- Сознательное
чувство идентичности проистекает из существующей Я-концепции, тогда кок постоянное чувство
идентичности во времени является производной схем, интегрирующих различные подчиненные Я-
концепции и личностные роли, соотнесенные с чужими. Сознательное чувство Я включает только
некоторые из аспектов организации Самости, другие формы организации оценки Самости
бессознательны.
Личность
есть впечатление, возникающее при восприятии другими внешности индивида, его
аффективных проявлений, манеры говорить и форм поведения. Она может некоторым образом
отличаться от внутренней рабочей модели идентичности индивида.
См.
идентификация, объект, половая принадлежность, Самость, сепарация-индивидуация,
топографический подход, характер.
[1,2,191,342,560,657]
ИДЕНТИЧНОСТЬ Я (EGO IDENTITY)
Термин, принадлежащий Эриксону (1956) и обозначающий психосоциальное 'измерение'
психоаналитического понятия идентичности. Он обозначает 'некоторые общие приобретения,
которые в конце подросткового возраста должен извлечь индивид из всего своего довзрослого опыта,
чтобы быть готовым к задачам взрослости' (с. 56). Термин был создан для отображения роли Я в
сохранении генетической непрерывности репрезентации Самости посредством 'избирательной
акцентуации важных идентификаций в детстве и постепенной интеграции образов Самости при
антиципации идентичности' (с. 103). Такая идентичность 'подразумевает как непрерывность чувства
принадлежности самому себе... так и постоянный 'обмен', так сказать, сутью своего характера с
другими' (с. 57). Сюда же относятся чувство индивидуальной идентичности, бессознательное
стремление к непрерывности своего характера, синтез Я и поддержание внутреннего единства с груп-
повыми идеалами и групповой идентичностью.
Идентичность Я проявляется в воззрениях индивида, идеалах, нормах, в поведении и роли в
обществе. Она характеризуется 'актуально по-разному выроженным, но всегда присутствующим
чувством реальности Самости в социальной реальности, [тогда как]... Я-идеал представляет собой
набор идеальных целей Самости, к которым индивид стремится, но никогда не достигает до конца' (с.
105).
Эриксон считал идентичность единственной теоретической конструкцией, применимой к
постепенному становлению личности посредством специфических для разных фаз психосоциальных
кризисов. К концу подросткового возраста идентичность должна быть интегрирована в качестве
относительно бесконфликтного психосоциального обустройства. Если такой интеграции не
происходит, возникает синдром
диффузной идентичности,
проявляющийся обычно в ситуациях,
требующих одновременно физической близости, выбора рода занятий, энергетического
соперничества и психосоциального самоопределения.
См.
идентичность, характер, Я.
[191]
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИИ (CHANGE OF FUNCTION)
Появление в абсолютно новом контексте и обслуживание новой функции формой поведения,
возникшей в ином контексте в раннем детстве. Так, то, что возникло как средство (например
альтруистическое поведение как защита в форме реактивного образования), может фиксироваться и
становиться целью (Hartmann, 1939). В плане развития этот термин обозначает всякую прогрессию от
более примитивного и инстинктивного поведения к формированию более зрелого или социально
приемлемого и соответствующего возрасту.
Когда инстинктивно обусловленное поведение (поведение, заряженное либидинозной или
агрессивной энергией) сменяется менее примитивными, более контролируемыми, социально
адаптивными формами (особенно, если целью является смещение), применяется термин
сублимация.
Принято говорить, что энергия трансформируется и переадресуется в относительно
независимые и бесконфликтные сферы деятельности, в частности, в творчество. Концепция
сублимации порождает немало теоретических проблем, что, однако, не ставит по сомнение
правомерность представлений об изменении функции.
См.
генетическая ошибка, психическая энергия, сублимация.
[408,488]
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ (ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS)
См.
сознание.
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ Я (ALTERED EGO STATES)
Состояния, возникающие в результате защитного регрессивного искажения определенных
функций Я и снижения его интегративных возможностей. Отдельные нарушения функций Я следует
всегда ожидать при наличии серьезного конфликта и активизации защит; они могут наблюдаться
практически при всех психопатологических состояниях, невротических, пограничных и психотических.
В литературе, однако, термин
измененные состояния Я
принято соотносить с состояниями, при
которых эпизодически с достаточной устойчивостью искажается — в целом или частично — са-
мовосприятие, восприятие объекта, восприятие окружающего, что приводит к чувству нереальности.
Эти случаи преходящи, могут длиться от нескольких минут до нескольких дней, но могут возникать но
протяжении всей жизни. Нарушениям могут быть подвержены чувства, относящиеся к самым разным
областям — к пространству, времени, сознанию, идентичности, чувству реальности. Может
затуманиваться зрение, образы казаться большими или меньшими, цвета ярче или тусклее; телесные
чувство варьируют от ощущения покалывания до оцепенения и омертвения; могут изменяться
тактильные и вкусовые ощущения. Возможны переживания изолированности отдельных частей тело
или разума от тело, что сопровождается чувством отчуждения от себя или от окружения. Лица с
подобными нарушениями способны, как правило, осознавать и регистрировать изменения,
происходящие с ними или окружающим миром. Проявления измененных состояний Я многообразны;
некоторые из них настолько распространены, что, хотя и не представляют нозологических единиц,
имеют собственные обозначения;
примерами являются микропсия, феномен Исаковера, феномен
deja vu,
деперсонализация,
дереолизация. Тесно связанные состояния, влияющие на сознание и идентичность, такие, как
состояния диссоциации, транса, гипноза, замешательства, амнезии, ступоры, раздвоение личности,
отличаются от предшествующих примеров в том, что предполагают меньшее осознание расщепления
Я.
Искажения функций Я при перечисленных состояниях возникают как защита Я (зачастую
посредством фантазий) от восприятии и представлений, несущих в себе угрозу на сознательном или,
что более вероятно, на бессознательном уровне. Эти феномены представляют защитную регрессию к
более ранним уровням либидо или Я. Я расщепляется на сохранную наблюдающую часть и на часть
переживающую. Феномены измененного Я могут возникать как у здоровых, так и у больных людей и,
по-видимому, не связаны с конфликтами, вытекающими из конкретной фазы психосексуального
развития. В повседневной жизни они проявляются в периоды кризисов, а при психоаналитическом