Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4335
Скачиваний: 40
типология.
ИНТРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ (INTROJECTIVE IDENTIFICATION)
См.
теория Кляйн.
ИНТУИЦИЯ (INTUITION)
Способность быстрого понимания или распознания. Интуиция предполагает возможность
молча и без видимых усилий (то есть предсознательно) организовывать и интегрировать множество
разнесенных во времени наблюдений. Процесс интуитивного понимания достигается без осознания
промежуточных шагов; приобретенное знание кажется внезапным, неожиданным и потому
удивительным. Интуитивно обретенные знания требуют целенаправленной валидизации но основе
объективного познания.
Интуиция связана с эмпатией, и разграничение между ними проводится не всегд верно.
Эмпатия
обычно предполагает общие эмоциональные переживания, в то время как
интуиция
соотносится с индивидуальными мыслями и идеями, которые могут и не сообщаться кому-либо в
момент их появления. Эмпатические реакции являются информацией, но основе которой часто воз-
никает интуитивное понимание. И наконец, эмпатия выступает как функция переживающего Я, а
интуиция — наблюдающего Я.
См.
познание, предсознательное, эмпатия, Я.
ИНФАНТИЛЬНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ (INFANTILE SEXUALITY)
Проявления психосексуального развития до подросткового возраста. Они отражают
соответствующее определенным фазам созревание сексуального влечения (которое само
подчиняется закономерностям общего развития) и постепенное развитие способности к
формированию объектных отношений.
В ходе развития отдельные области тела ребенка (эротогенные зоны) становятся важными
участками напряжения, удовлетворения и дистресса (то есть удовольствия или неудовольствия).
Сначала оральная (рот, губы, язык), затем анальная, уретральная и, наконец, генитальная области
наделяются повышенной способностью к обеспечению удовольствия и разрядке напряжения. Однако
период развития столь непродолжителен, что даже при доминировании одной из зон в очередной
фазе остальные зоны по-прежнему активны и способны обеспечивать эротическое удовлетворение.
Поэтому катексис одной из зон не означает отсутствие такового в отношении остальных.
Ребенок от рождения отличается генетически заложенной способностью образовывать
аффективные связи с другими людьми. Поскольку базисные телесные потребности (например, голод)
удовлетворяются через контакты с объектами, удовлетворяющая Стимуляция, связанная с различны-
ми эротогенными зонами, усиливает привязанность к объекту и дает импульс (парциальное
влечение) к последующему удовлетворению. Удовольствие интрапсихически ассоциируется с
присутствием объекта.
Однако ребенок способен и к самоудовлетворению (например, посредством сосания пальца
или задержки стула). Таким образом, удовлетворение дериватов влечений может быть отнесенным к
объекту или аутоэротическим.
С возникновением Я у ребенка начинает возникать психическая репрезентация отсутствующего
в данный момент объекта, что повышает удовольствие от аутоэротической активности. В ходе
дальнейшего развития с обретением опыта сексуальные фантазии постепенно усложняются, приводя
к конфликтным представлениям эдипова периода с сопутствующей генитальной мастурбацией или
без таковой. Впоследствии они перерастают в подростковые и взрослые фантазии при мастурбации.
В латентном периоде (периоде сексуальной статичности, продолжающийся с конца фаллически-
эдиповой фазы до наступления подросткового возраста) сексуальные побуждения в значительной
степени вытесняются.Такое вытеснение, однако, не является полным, и инфантильная
сексуальность, хотя и принимает другие формы активности, сохраняется, выражаясь в
симптомообразовониях, в структуре характера или в мастурбации.
С достижением подросткового возраста у индивида появляется возможность сексуального
удовлетворения посредством внешнего объекта. Теперь он вынужден противостоять собственным
фантазиям и желаниям, часть которых является дериватами парциальных влечений, ранее на со-
знательном уровне не принимавшихся. После того как сексуальные элементы организуются при
примате гениталий, остатки инфантильной сексуальности находят нормальное выражение в виде
предварительной эротической игры (взгляды, прикосновения, поцелуи и т.п.). Созревание
сексуальной организации сочетается, как правило, с укрощением агрессивного влечения, возрас-
танием контроля над инстинктивными проявлениями и слиянием любовной нежности и сексуального
желания в едином объектном отношении. Некоторые индивиды, однако, не достигают взрослой
генитальной организации вследствие конституциональных особенностями, проблем развития или
интрапсихического конфликта. Их сексуальная активность напоминает таковую при инфантильной
сексуальности с точки зрения условий или способа разрядки, необходимых для достижения
удовлетворения или обусловленных характером объектных отношений (например, привязанностью к
парциальным объектам).
См.
инфантильный невроз, компонентные влечения, объект, перверсия, подростковый возраст,
психосексуольное развитие.
ИНФАНТИЛЬНОСТЬ (INFANCY)
Хотя Фрейд использовал термин "инфантильный" для обозначения феноменов всего детского
периода,
инфантильность
в современном употреблении относится к периоду первых трех лет
жизни. В этот период ребенок переходит от состояния полной психической и физической зависимости
к индивидуальному бытию с автономной регуляцией чувствования себя и других, способностью
вербального общения и выражения внутренней реальности, независимостью во многих областях
психического функционирования. К концу периода инфантильности должны произойти важные
достижения в психической структуре: ребенок должен четко дифференцировать репрезентанты себя
и объектов и быть способным интегрировать 'хорошие' и 'плохие' частичные объекты в целостные
репрезентации себя и объектов. Также должны произойти дифференциация Я и Оно, развиться
защитные механизмы, способные справиться с конфликтными чувствами и побуждениями. Должна
появиться способность к формированию компромиссных образований, равно как и способность к
продуцированию внутренней тревоги и развитию невротической симптоматики. Такой прогресс
вооружает Я способностью интенциональности, сдерживания разрядки, сопротивления регрессии;
зарождается толерантность к фрустрации, тревоге и амбивалентности. Ребенок обретает все
большую способность справляться со сложными аффективными переживаниями при взаимодействии
с одушевленной и неодушевленной средой.
В период инфантильности происходив быстрая дифференциация и интеграция функций,
которая отражает сложное взаимодействие конституциональных данностей,
генетически обусловленного созревания и среды (как до, так и после рождения). Существует
множество моделей развития ребенка в этот период; хотя в каждой из них акцент делается на чем-то
особом, все они основаны но постулате о том, что каждый новый уровень функционирования
(выражение аффектов, моторные навыки, сенсорное восприятие и ретенция, контроль побуждений и
т.д.) возникает во взаимодействии ребенка со средой. Опыт переживаний организуется во все более
сложные паттерны, сначала на физиологическом, о затем на психологическом уровне репрезентации.
Из этих теоретических систем наиболее важными являются модель сенсомоторного развития
Жана Пиаже, принадлежащая Фрейду теория влечений и концептуализация психосексуального
развития (вместе с последующими психоаналитическими теориями Я и объектных отношений),
модель сепарации-индивидуации Малер, этология человека (изучение наблюдаемого поведения),
теория научения, основанные на наблюдении исследования Шпица, Вульф, Эмде, Штерна и др.
На протяжении первого года генетически обусловленное созревание как детерминанта
поведения все более уступает место опыту. Развитие в этот период неравномерно. Наиболее
быстрое развитие обозначается как
биоповеденческие сдвиги,
имеется в виду внезапное
возникновение новых способностей и функций, включая новые формы аффективного поведения,
отражающие новый уровень психической и физиологической организации.
Подобные сдвиги проявляются в виде резких изменений в социальной жизни ребенка. Так
называемая
реакция улыбки
(2—3-й месяцы жизни) приводит к более интенсивным и качественно
иным взаимодействиям с человеческим окружением, а
боязнь незнакомых людей
(6—8-й месяцы)
указывает но появление способности испытывать страх.
Третий заметный поведенческий сдвиг наблюдается между восемнадцатым и двадцать
четвертым месяцем жизни, когда появляется жест с сигнальным значением 'нет', происходит быстрое
усвоение языка, развивается автономия, способность к социальным контактам, происходит смещение
от сенсомоторного интеллекта к репрезентативному (Пиаже), возникает кризис восстановления
(Малер), на смену приходит анальная фаза психосексуального развития (Фрейд). По истечении
восемнадцати месяцев возникающее чувство Я проявляется в узнавании ребенком себя в зеркале.
Ребенок начинает также говорить о себе в первом лице.
Один из способов концептуализации сдвигов уровней психической организации заключается в
том, что после двух месяцев ребенок вспоминает мать в моменты узнавания; после семи—девяти
месяцев — испытывать биологические и психологические потребности; после восемнадцати месяцев
мнемическое воспроизведение осуществляется относительно независимо от внешних стимулов и
внутренних потребностей. Такие сдвиги в возможностях ребенка делают процесс развития внешне
дискретным, поскольку достижение нового уровня интеграции и организации приводят к типу функ-
ционирования, прежде недоступному.
Периоды поведенческих изменений в направлении более сложных уровней организации — это
периоды наибольшей уязвимости ребенка к стрессу. Потенциал рос-то и самоконтроля может
уступать место возможности дезорганизации и декомпенсации, причем на то и другое влияет
конституциональная предрасположенность. Так, у ребенка, рано научившегося перемещаться в
пространстве, будет иной тип объектных отношений, нежели у ребенка, более склонного к сидячему
образу жизни и исследующего мир в основном зрительно. Последний может дальше продвинуться в
плане индивидуации до начала физической сепарации от опекуна. На уязвимость ребенка к стрессу
влияет также среда.
Перцептивный аппарат ребенка отличается врожденной способностью направлять внимание на
частичные объекты (конфигурация человеческого лица, голос матери, запах и т.п.). Токая
биологически детерминированная способность, способствующая формированию связи с объектами,
проявляется даже в отсутствие связанного с данным объектом опыта кормления или при редукции
влечений. Следовательно, ребенок по природе социально интерактивен, ищет как возбуждающей, ток
и успокаивающей стимуляции и способен стимулировать других (особенно мать), вызывая реакции;
таким образом, ребенок может воздействовать на окружение с момента появления но свет. Поскольку
развитие является частью системы интеракций, то поведение ребенка и поведение опекуна со
временем будут усложняться. Согласно одной из современных гипотез, генетически обусловленное,
направленное на объект поведение дает ребенку возможность привлекать к себе внимание матери в
период, когда его выживание целиком зависит от нее.
См.
константность объекта, психосексуольное развитие, реакция улыбки, развитие Я, сепарация-
индивидуация, страх незнакомца.
[145, 181,389]
ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ (INFANTILE NEUROSIS)
Термин, введенный в обиход Фрейдом для описания психических нарушений, которые
рассматриваются как общие для всех людей при столкновении с эдиповым комплексом. На пике
развития того, что Фрейд назвал 'инфантильной генитальной организацией' (фаллической фазой),
'...доминирующее значение приобретает интерес к гениталиям и их деятельности, к тому, чего
немного не достигло созревание' (Freud, 1923). Эта генитальная направленность сопровождается
универсальными фантазиями обладания объектом противоположного пола; завистью, ревностью,
гневом в отношении объекта своего пола, сменяющими друг друга конфликтами и желаниями
привязанности идеализируемого объекта своего поло. Зависть к пенису, страх кастрации, страх
утраты любви, низкая самооценка и чувство вины могут появляться как манифестации этого ядерного
конфликта.
Понятие инфантильного невроза стало центральным в психоанализе после случаев маленького
Ганса и 'человека-волка' [Freud 1909, 1918). В настоящее время оно имеет два значения: 1)
прототипического
источника
интрапсихических
конфликтов
эдипова
комплекса; 2)
метапсихологического конструкта, относящегося к внутренней структуре и организации инфантильной
личности, возникающим в результате конфликта. Во втором значении инфантильный невроз
характеризуется вызывающим тревогу интернализированным конфликтом и структурой Я, способной
ответить на сигнал тревоги соответствующими защитами и компромиссами. С явными симптомами
или без таковых эта интрапсихическая организация составляет основу будущего невроза взрослого.
Неврозы начинаются с интрапсихического конфликта. Исторически существовала тенденция
недооценивать возможности предшественников Я и Сверх-Я в формировании интрапсихического
конфликта но ранних стадиях развития. Согласно современным представлениям, интернализаций
конфликта начинается во второй половине второго года жизни (Mahler, 1975). Большое значение для
совладония с эдиповым конфликтом имеет выход из восстановительного кризиса. Специфические
трудности, связанные с эдиповым комплексом, в сочетании с требованиями зарождающегося Сверх-
Я, усиливают возможность невротического конфликта.
Однако инфантильный невроз предполагает не только интернализированный конфликт, но
также определенную стадию психического структурирования. Борьба Я с инстинктивными
влечениями все более поддерживается со стороны Сверх-Я. С обретением Сверх-Я большей
консолидации во внутреннем мире возникает организованный набор норм и источник наказаний;
нарушение внутренних норм приводит к внутреннему порицанию, то есть чувству вины.
Наградой за следование этим нормам или целям является чувство гордости и повышение
самооценки. Соответственно, уменьшается вероятность внешних влияний на внутренние
неупорядоченные компромиссные решения, и Я действует все более независимо от внешней
поддержки. Другими словами, классическая формула формирования невроза на сегодняшний день
выглядит следующим образом: '...конфликт, за которым следует регрессия; регрессивные цели,
повышающие тревогу; тревога, отраженная защитой; разрешение конфликта посредством
компромисса; формирование симптома' (A. Freud, 1971, с. 80).
Хотя исторически понятие инфантильного невроза использовалось для описания эдипова
конфликта, симптомов и как мета-психологический конструкт, следует, по-видимому, ограничить этот
термин только рамками метапсихологических построений. Как уже отмечалось, интернализированный
конфликт возникает еще до формирования эдипова комплекса. Это значит, что пациенты с
доэдиповым конфликтом могут тем не менее быть невротиками, а пациенты, которых невротиками не
считают (с пограничными, нарциссическими, характерологическими и даже шизофреническими
расстройствами), обладают эдиповыми желаниями и конфликтами. Кроме того, инфантильный
невроз не является клинической диагностической категорией — этот термин нельзя использовать для
обозначения констелляции наблюдаемых симптомов. В самом деле, симптоматика, которую считали
показателем инфантильного невроза, например фобические и обсессивные проявления, может иметь
множество динамических форм.
См.
детский невроз, конфликт, психосексуальное развитие, развитие, сепарация-индивидуация, эдипов
комплекс.
[232, 236, 260, 296,304,585, 727,839]
ИПОХОНДРИЯ (HYPOCHONDRIASIS)
Симптом жалоб по поводу телесных проблем. При отсутствии явного заболевания чрезмерное
внимание направлено на неприятные телесные ощущения, такие, кок натяжение, переполнение,
раздувание и др., тогда как боль и другие симптомы настоящего физического заболевания вызывают
постоянную, назойливую, доходящую до навязчивости тревогу. Пациент убежден в наличии
серьезной органической болезни — рака, туберкулеза, сифилиса. Он испытывает дистресс и требует
облегчения состояния. Особенно часто симптомы включают кожу, брюшную полость, нос, прямую
кишку и гениталии; иногда они обретают свойство соматического бреда; например, пациент уверен,
что внутри его тела что-то растет или какая-то часть тела изменило форму.
В типичных случаях ипохондрический пациент замкнут, озабочен собой и обнаруживает
выраженные нарциссические черты. Тревога заставляет постоянно обращаться за консультациями к
специалистам-медикам. Ипохондрик может стремиться к медицинской карьере, стать причудливым в
еде или, как реактивное образование, у него может возникнуть пренебрежение собственным
здоровьем и благополучием. Состояниями, характеризуемыми ипохондрией, отмечены явления,
занимающее промежуточное положение между неврозами, прежде всего истерическими и
обсессивными, и бредовыми, депрессивными или шизофреническими психотическими расстрой-
ствами.
С психоаналитической точки зрения ипохондрия понимается как результат относительного
уменьшения катексиса объектов с одновременным усилением катексиса тела или органа. Возросший
катексис органа может быть связан с органическими изменениями в пораженной части тела, что, в
свою очередь, может вызывать ипохондрические переживания.
См.
актуальный невроз, аффективные расстройства, обсессии.
[183,203,280]
ИСКОННЫЕ ОБРАЗЫ (PRIMORDIAL IMAGES)
См.
термины аналитической психологии: архетип.
ИСТЕРИЯ (HYSTERIA)
Класс неврозов, известный со времен Гиппократа и относимый в античные времена к болезням
мотки (hysteron). В конце XIX столетия Жане и Шарко обратили к истерии внимание медиков. Под
влиянием Шарко Фрейд совместно с Брейером начал исследовать психические механизмы истерии.
В ходе исследований он открыл бессознательную фантазию, конфликт, вытеснение/ идентификацию
и перенос, чем ознаменовалось возникновение психоанализа. Истерические симптомы объяснялись
Фрейдом как результат вытесненных сексуальных воспоминаний и фантазий, обратившихся
телесными симптомами.
Психоневрозы Фрейд разделял на две категории — истерический невроз и невроз
навязчивости. Он отличал их от
невроза страха,
считая, что физиологической основой последнего
является неудачная сексуальная практика, психоневрозы же он считал психическими по природе и
связанными с ранними детскими конфликтами. Фрейд различал также два вида истерии —
конверсионную истерию
и
истерию страха.
В обоих случаях главной чертой является защита от
эдипова конфликта посредством вытеснения. При конверсионной истерии больной пытается
справиться с психическим конфликтом, обращая его в телесные симптомы или посредством диссоци-
ации; при истерии страха Я не преодолевает страх вопреки обсессивным и, прежде всего,
фобическим механизмам.
В настоящее время истерию страха принято обозначать как
фобический невроз
или
смешанный психоневроз.
Конверсионная истерия характеризуется: 1) телесными симптомами, изменчивыми по природе
и связанными с психическими функциями и значениями, а не с анатомическими и физиологическими
нарушениями;
2) внешним эмоциональным безразличием
(la belle indifference
— 'прекрасное равнодушие') к
приписываемой
серьезности
симптомов; 3) эпизодическими
психическими
состояниями
(самостоятельными или сочетающимися с перечисленной выше симптоматикой), известными как
истерические припадки.
Последние включают диссоциацию определенных психических функций,
не нарушающими сферу сознания или исключающими возможность нормального осознания, что
приводит к таким расстройствам, как раздвоение личности, сомнамбулизм, общая амнезия и т.п.
Нередко истерические припадки выражаются в сложных фантастических историях, которые могут
быть проанализированы так же, как элементы сновидений; оба феномена — продукты искажений,
проистекающих из механизмов, в которых задействован первичный процесс.
Телесные симптомы конверсионной истерии могут включать моторные, сенсорные или
висцеральные феномены: анестезию, боль, паралич, тремор, глухоту, слепоту, рвоту, икоту и т.п. Они
соответствуют ложным представлениям о болезни, а не анатомофизиологической реальности.
Вместе с тем— и вопреки аффективной реакции, неадекватной кажущейся серьезности симптома, —
истерические пациенты убеждены, что симптомы соответствуют реальному телесному заболеванию.
Появление истерических симптомов связано с пробуждением конфликтов, относящихся к
эдипову периоду психосексуольного развития. Основную опасность представляет желание объекта
инцестуозной любви. Кроме того, как показал еще Фрейд, для определенных типов истерии немалое
значение имеют догенитальные, в частности, оральные конфликты. Основными формами защиты
выступают вытеснение, регрессия и идентификация, приводящие к диссоциированной телесной и
аффективной симптоматике, которая действует как искаженный заместитель и компромисс по
отношению к изначальному детскому сексуальному удовлетворению.
Таким образом, симптомы представляют выражение на 'языке тела' специфических
бессознательных фантазий, возникших в качестве компромисса при конфликтах между
провоцирующими тревогу инстинктивными желаниями и защитой от этих желаний. Синдромы
индивидуальны, и анализ показывает, что они исторически обусловлены специфическими
вытесненными прошлыми переживаниями. Выбор симптома (включая пораженный орган или область
тела) преимущественно основан на содержании бессознательной фантазии, эротогенности области,
ранних идентификаций и возможностей органа в символизации задействованных сил. Эти симптомы
являются прекрасным примером 'возвращения вытесненного' — в них реактивируются кок
инстинктивное желание, так и защита от него. В недуге или депривации, связанной с симптомом,
выражается Мазохистское наказание за частичное удовлетворение запретных фантазий.
Эдиповы конфликты могут также влиять на формирование
истерического характера.
Люди с
такой структурой характера театрально демонстративны, кокетливы, лабильны в настроениях,
склонны к отыгрыванию эдиповых фантазий, но при этом боятся сексуальности и сдержаны в
действиях.
Психоанализ — предпочтительный метод лечения истерии; прогноз успешности лечения — от
хорошего до самого благоприятного.
Фрейд и Брейер в ранних трудах использовали термины 'защитная истерия", 'ретенционная
истерия' и 'гипноидная истерия'; в настоящее время они вышли из употребления и считаются
архаичными.
См.
защита, конверсия, символ, тревожные расстройства, характер, эдипов комплекс.
[136,203,253,698]
ИСТИННАЯ САМОСТЬ (TRUE SELF), ЛОЖНАЯ САМОСТЬ (FALSE SELF)
См.
теория Винникотта.
"КАК БУДТО" ЛИЧНОСТЬ (AS-IF PERSONALITY)
Обозначение лиц с выроженными личностными расстройствами, порождающих иллюзию
убежденности и заинтересованности, хотя у- них отсутствует преданность высказываемым идеям и
проявляемым чувствам. Важные характеристики этого паттерна — отсутствие глубины
эмоциональных переживаний и склонность к имитации. Понимавшееся первоначально как отдельная
диагностическая категория, относимая лишь к женщинам, понятие 'как будто' личности постепенно
обрело описательный статус и было отнесено к особенностям поведения, связанным с
разнообразными нарушениями, которые присущи как женщинам, так и мужчинам; они наблюдаются
даже у здоровых подростков. Первое описание, опубликованное в 1934 году, привлекло внимание
исследователей к ранним нарушениям развития объектных отношений, идентификации и
саморепрезентации.
[159,613,659,714]
КАСТРАЦИЯ (CASTRATION)
Комплекс кастрации (Castration Complex) Страх кастрации (Castration Anxiety)
Несмотря на то, что в большинстве словарей кастрация определяется как лишение индивида
яичек (или яичников), Фрейд (1923) отмечал: "Удивительно... сколь мизерную часть детского
внимания привлекает другая область мужских гениталий — маленькие мешочки с их содержимым. И
всякий раз при анализе приходится слышать, что люди даже не догадываются, что мужские генита-
лии включают еще что-то, кроме пениса" (с. 142). Однако много позже Анита Белл (1961) описала
комплекс, связанный с отсутствием, утратой или страхом повреждения яичек. В принятом в
психоанализе употреблении
кастрация
означает реальную или воображаемую утрату или
повреждение гениталий представителей обоего пола, а в более узком смысле — утрату тех частей
гениталий, которые приносят максимальное сексуальное наслаждение — пениса и клитора.
Символически кастрация может выражаться различными способами.
На ранней генитальной фазе развития, то есть примерно с шестнадцати до двадцати четырех
месяцев (Roi phe, 1968) внимание фокусируется на гениталиях и межполовых различиях. С двух с
половиной лет сексуальное возбуждение концентрируется в гениталиях, способствуя развитию
эдипово комплекса, и особое значение обретает генитальная мастурбация. Одним из решающих в
этой области открытий Фрейда было установление универсальности бессознательных фантазий о
том, что женщины кастрированы и неполноценны, поскольку лишены фаллоса. Ассоциируясь с
мыслями о запретных желаниях, кастрация приобретает значение наказания; страх потери пениса
становится источником
страха кастрации.
Такой страх, будучи составной частью эдиповых
фантазий, вместе с ассоциируемыми мыслями и эмоциями образует
комплекс кастрации.
Страх
кастрации у мальчиков фокусируется на пенисе; девочки боятся проникновения в гениталии, их
разрыва или иного повреждения. У девочки может развиться фантазия о том, что она уже кастри-
рована, поскольку лишена пениса; зависть к пенису характерно для женского комплекса кастрации.
Зависть к пенису — не просто желание иметь пенис; в ней есть важные защитные и реактивные
аспекты. В реститутивные фантазии может включаться то, что, по сути, является воображаемым
пенисом.
Хотя комплекс кастрации имеет предшественников — оральную и анальную тревогу, — его
следует отделить от них, соотнеся только со связанным с гениталиями возбуждением у
представителей обоего пола. У взрослых страх повреждения гениталии переносится, кок правило, но
другие части тела. Чрезмерный страх потери, повреждения или проникновения в какую-либо область
тела отчасти связан со страхом кастрации. Острый страх кастрации может привести представителей
обоего поло к нарциссической переоценке фаллоса и стать помехой на пути формирования не-
зависимости, автономии и здоровой гордости мужественностью и женственностью.
См.
тревога, фантазия, генитальность, зависть к пенису.
[66,108,149,303,310,545,641,729]
КАТЕКСИС (CATHEXIS)
Термин греческого происхождения, изобретенный и введенный в употребление английскими
переводчиками
Standard Edition
для передачи смысла обиходного немецкого слова
'Besetzung'
, не
имеющего удовлетворительного английского эквивалента (наиболее близким является понятие
'occupation'
). Хотя Фрейд никогда не давал определения понятию 'Besetzung', он часто использовал
его при формулировке представлений о психической энергии, способной к возрастанию и