Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4336

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

лечении — когда вплотную к поверхности подступили  инстинктивные импульсы, неприемлемые для
Я-идеала.

См.

деперсонализация, дереализация, зашито, конфликт, сознание, функции Я, deja vu.

[34, 106,203,808]

ИЗОЛЯЦИЯ (ISOLATION)

См.

защита.

ИМАГО (IMAGO)

См.

термины аналитической психологии.

ИМПОТЕНЦИЯ (IMPOTENCE)

Генитальная  дисфункция  у  мужчин, обычно — неспособность  достичь  эрекции  или

поддерживать  ее  на  достаточном  для  совершения  полового  акта  уровне. Хотя  импотенция  может
иметь физиологическую основу — например, диабетическую невропатию, — в большинстве случаев
она  детерминирована  психологически.

Преждевременная  эякуляция, задержка  эякуляции

  и

относительный недостаток удовольствия несмотря но оргазм

(психическая импотенция)

 предпола-

гают стоящие за ними сходные психические проблемы. Один и тот же индивид может страдать одной
либо  всеми  перечисленными  дисфункциями. Мысли, установки  или  действия, служащие  отрицанию
или минимизации того, что делает пациент, могут быть использованы в защитном плане с достаточно
хорошим  результатом. Все, что  обеспечивает  эмоциональную  или  физическую  дистанцию, может
дать  возможность  некоторой  потенции  посредством  нейтрализации  опасности  близости  и
совершения акта, что часто имеет эдипово значение. В некоторых случаях имеет значение поза при
половом акте; например, потенция возможна только при половом акте в позиции сзади. В некоторых
случаях потенция возможна при сношениях с так называемыми "дурными" или 'падшими' женщинами,
но  невозможна  в  отношениях  с 'хорошей' женщиной, любимой  и  уважаемой, к  которой, однако,
невозможно  относиться  сексуально, поскольку  она  репрезентирует  непорочную  мать  детства.
Женщины  других  стран, рас  и  вероисповеданий  могут  не  ассоциироваться  с  эдиповым  значением
акта.

Контроль  над  эякуляцией  связан  с  сексуальной  и  эмоциональной  зрелостью  индивида  и

отражает  его  внимание  к  потребностям  и  состоянию  сексуального  партнера. У  мужчин  с
преждевременной  эякуляцией, как  правило, можно  выявить  серьезную  психопатологию  в  их
отношениях  с  женщинами; часто  они  бессознательно  относятся  к  ним  как  к  несущим  опасность,
'грязным' или 'падшим'. Решающее  значение  имеют  тревога  и  враждебность: мужчина  вполне
патентен  при  хороших  отношениях  с  женщиной, но  импотентен  при  появлении  враждебности.
Преходящие  состояния  импотенции  могут  быть  связаны  с  алкоголем, угрожающей  ситуацией  или
иными поглощающими индивида проблемами.

Серьезная  психопатология  может  затрагивать  лишь  некоторые  функции, сохраняя  другие

относительно  неповрежденными. Каким  будет  симптом — психическим  или  сексуальным (фобия  и
обсессия либо импотенция или преждевременная эякуляция), определяется взаимодействием самых
разных  факторов. Черты  характера  могут  несексуальным  образом  выражать  смысл  импотенции;
например, социальная  тревожность  или  нерешительность  отражают  тот  же  страх  повреждения  или
чувство стыда. Или же индивид может быть ограничен в возможности испытывать тепло и сочувствие
к  другим. Часто  связаны  с  импотенцией  социальный  конформизм, исключительноя  воспитанность,
интроверсия, трудности самоутверждения. Импотент может быть застенчив, тревожен, пассивен или
зависим  вблизи  женщин, или  же  как  реакция  на  эти  характеристики  у  него  могут  развиться  дон-
жуанство, стремление  к  поверхностным  кратковременным  связям. Он  может  избегать  открытых
столкновений  с  мужчинами  или  же  предпочитать  интеллектуальное  соперничество  физическому,
либо эти установки могут перекрываться сверхкомпенсаторной конкуренцией.

В детстве таких пациентов часто присутствует балующая, подавляющая, порождающая чувство

вины  или сексуально провоцирующая мать; отец  же — безразличный, отвергающий, отсутствующий
или склонный к постоянным обвинениям, что препятствует установлению настоящей взаимной привя-
занности между отцом и сыном. Близость к матери и отдаленность по  отношению к отцу усиливают
эдиповы  желания  и  страхи, от  которых  индивид  защищается  с помощью  вытеснения, подавления  и
характерологического  ограничения. В  юности  сильное  сексуальное  влечение  может  преодолевать
подавление, вызывающее импотенцию в среднем возрасте.

[5,154,425,639]

ИНВОЛЮЦИОННАЯ ДЕПРЕССИЯ (INVOLUTIONAL DEPRESSION)

Депрессивный  психоз, возникающий впервые  в климактерический или инволюционный период

жизни (40—55 лет для женщин и 50—65 лет для мужчин), когда снижается активность эндокринных
желез, утрачивается  репродуктивная  способность  и  часто  редуцируется  родительская  ответ-
ственность; как  результат  надвигающегося  возраста  происходят  также  изменения  во
взаимоотношениях и в работе.

Эта  диагностическая  единица  опущена  в DSM-III, поскольку  считается, что  она  идентична

другим  формам  депрессии (хотя  оно  не  биполярна) и  что  выделять  ее  по  возрастному  основанию
клинически  неправомерно. Тем  не  менее  многие  психиатры  и  аналитики выделяют  инволюционную
депрессию  с  ее  специфической  симптоматикой, течением  и  прогнозом  в  качестве  самостоятельной
диагностической категории.

Первый  эпизод  инволюционной  депрессии  возникает, как  правило, после  сорока  пяти  лет.

Семейный  анамнез  здесь  не  столь  вожен, как  при  других  видах  депрессии. Инволюционная


background image

депрессия  обычно  сопровождается  возбуждением  и  выраженной  тревогой, велика  опасность
суицида. Часто имеют место ипохондрические опасения, которые во многих случаях преобладают в
клинической  картине. В  остальном  психическое  содержание  и  симптоматика  сходны  с  другими
видами депрессии. Хотя заболевание, как правило, ограничено во времени  и продолжается  обычно
9—18 месяцев, оно  изнурительно  и  опасно. Прогноз  излечения  благоприятен. Реакция  но  сома-
тическую  терапию, лекарства  или  электрошоковую  терапию  положительна  в 85—90% случаев, и
период выздоровления существенно сокращается. Рецидивы возникают реже, чем при других видах
депрессии, и могут быть отсрочены на 10—20 лет.

До  возникновения  депрессивного  эпизода  пациенты, как  правило, функционируют  вполне

успешно. В  основном  это  впечатлительные  индивиды  с  обсессивными  и  перфекционистскими
наклонностями, регуляция  самооценки  которых  требует  отличного  поведения  с  одобрительными
реакциями  значимых  других. Депрессия  выступает  как  декомпенсация  прежде  успешного
обсессивного  паттерна  жизни. Провоцирующими  факторами  могут  быть  прекращение  менструаций,
смерть  родственника, к  которому  пациент  испытывал  амбивалентные  чувства, уход детей  из  семьи
или продвижение в карьере коллег, которых предпочли пациенту. Сознавая, что время безвозвратно
уходит, эти  ригидные, ориентированные  но  достижения  люди  оказываются  перед  угрозой
невозможности  достичь  целей, поставленных  их  Я-идеалами. Самооценка  колеблется;
провоцируется  депрессия. Благоприятная  реакция  на  лечение  связана  с  относительно  сохранными
на  протяжении  всей  жизни  функциями  Я, что  объясняет  также  хороший  уровень  преморбидного
функционирования  таких  пациентов, пока  они  не  сталкиваются  с  проблемами, ограничениями  и
приводящими к снижению самооценки особенностями инволюционного периода.

См.

аффективные расстройства, депрессия, маниакально-депрессивный синдром, психоз.

[735]

ИНДИВИДУАЦИЯ (INDIVIDUATION)

См.

аналитическая психология; сепарация-индивидуация

ИНКОРПОРАЦИЯ (INCORPORATION)

См.

интернализация.

ИНСАЙТ (INSIGHT)

Способность  к  мгновенному  пониманию  сути  ситуации  или  собственных  проблем  либо  акт

такого  понимания. В  психиатрии  термин  часто  применяется  для  обозначения  осознания  пациентом
собственного  психического  нездоровья, которое  типичным  образом  отсутствует  при  психозах, но
имеет  место  при  неврозах. В  психоанализе  термин  применяется  шире — в  значении  понимания
динамических  факторов, причастных  к  разрешению  конфликта, — и  рассматривается  в  качестве
важного  достижения, необходимого  для  терапевтического  изменения. Такое  понимание  требует
определенной  свободы  ассоциаций, самонаблюдения, размышления, проницательности, ведущих  к
объективности (чему  способствует  психоаналитическая  ситуация). Инсайт  является  продуктом
синтезирующих и интегрирующих функций Я.

В  обычном  употреблении

инсайт

  означает

мгновенное  ясное  понимание

, достигаемое, по-

видимому,

интуитивно

. В  процессе  психоаналитического  лечения  он  может  проявиться  в  виде

внезапного  озарения  или  понимания, называемого

'ага'-переживанием

, благодаря  которому

определяющие  факторы  и  связи  идеи  или  фрагмента  поведения  либо  более  глобальные  аспекты
индивидуального  способа  видения  и  чувствования  видятся  в  перспективе. Чаще, однако, инсайт
достигается  постепенно, сопровождаясь  медленно  прогрессирующим  знанием  о  себе. По  мере
интерпретации  сопротивлений  вытесненное  идеационное  содержание  возвращается  и  теперь
принимается  Я, благодаря  чему  облегчается  психическая  реорганизация.

Окончательный  инсайт

содержит два компонента — аффективный и когнитивный

; само по себе когнитивное осознание

не  приводит  к  терапевтическому  изменению. Нередко  когнитивный  компонент  инсайта  в  процессе
психической  реорганизации  вытесняется  снова,

но  приобретенная  эмоциональная  свобода

сохраняется

.

См.

анализ, психоанализ.

[13,110,237,635,869]

ИНСАЙТ-ТЕРАПИЯ (INSIGHT THERAPY)

См.

психотерапия.

ИНСТИНКТ (INSTINCT)

Термин, введенный в обиход биологами, в основном исследователями поведения животных, и

нашедший  широкое  применение  при  описании  поведения  человека. Согласно  самому  широкому
определению, инстинкт есть специфический для вида поведенческий паттерн, преимущественно  ос-
нованный  на  наследственности  и  поэтому  относительно  независимый  от  научения. Термин

инстинкт

  применялся  для  обозначения  широкого  круга  поведенческих  паттернов (материнский

инстинкт, гнездовой, сезонно-миграционный и т.д.). Эта феномены, как оказалось, не подчиняются ни
анализу с точки зрения компонентного поведения, ни физиологическому объяснению. Как следствие,
термин  имел  сильную  телеологическую  коннотацию. Это  отражается  в  использовании  термина

инстинктивная  цепь,

обозначающего  предполагаемую  цель, укорененную  в  инстинктивном

поведении. Заданная  цель  подразумевается, например, в  понятии

инстинкт  самосохранения,

игравшем главную роль в ранних гипотетических построениях.

На современную теорию инстинкта повлияло развитие ряда смежных областей. Наблюдения, в


background image

особенности этологической школы (Лоренц, Тинберген и др.), а также социобиологов (Э. О. Уилсон) и
нейробиологов (Э. Кэнделл) внесли  существенные  сомнения  относительно  валидности  и  эври-
стической  ценности  понятия

инстинкт.

  Внимательное  наблюдение  за  внешне  целенаправленным

инстинктивным поведением позволяет ученым расчленить его на частные паттерны взаимосвязанных
и  последовательных  реакций. Как  было  показано, элементы  этих  последовательных  паттернов
подвержены  внешним  манипуляциям, извращающим  их  очевидные (то  есть  телеологически
правдоподобные) цели в естественном состоянии (Hassler, 1960).

Тенденция  этих  паттернов  сохраняться  в  природе  в  целом  объясняется  с  точки  зрения

эволюции: те  или  иные  поведенческие  последовательности  предпочтительны  настолько, насколько
лучше по сравнению с другими они обеспечивают выживание. Но существует и третья возможность:
имеются  также  нейтральные (то  есть  не  затрудняющие  выживание  и  не  способствующие  ему)
генетически закодированные паттерны поведения.

Поэтому  большинство  современных  биологов, следуя  Шнейрле, подвергают  эту  концепцию

инстинкта  критике. Они  предпочитают  говорить  о

типичных  для  вида  паттернах  поведения,

предположительно  укорененных  во  врожденном, генетически  детерминированном  оснащении. При
этом  поведенческие  проявления  подобных  паттернов  почти  всегда  в  той  или  иной  мере  зависят  от
среды. Можно  сформулировать  принцип, согласно  которому  роль  среды  возрастает  с  усложнением
нервной системы.

В  ранних  психоаналитических  теориях  термин

инстинкт

  использовался  для  описания

мотивационных сил человеческого поведения; в настоящее время эти силы обычно обозначаются как

инстинктивные влечения.

[424,477,764,791,882]

ИНСТИНКТИВНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ (INSTINCTUAL DRIVE)

Цель влечения (Instinctual Aim) Объект влечения (Instinctual Object)

Гипотеза  об  эндогенных  мотивационных  силах (наряду  с  другими), обусловливающих

поведение  человека, была  одним  из  наиболее  ранних  допущений  Фрейда  и  в  дальнейшем
оставалось  краеугольным  камнем  психоаналитической  теории. Для  обозначения  этих  источников
мотивации  Фрейд  использовал  немецкое  слово

Trieb.

  Из  множества  определений  наиболее

распространено  следующее:

'[Trieb]...

  представляется  нам  как  понятие  на  границе  психического  и

соматического, как физический репрезентант стимулов, исходящих изнутри организма и достигающих
психики, кок мера требований к работе психики вследствие ее связи с телом'(Freud, 1915, с. 121-122).

Англоязычные  читатели Фрейда были введены  в некоторое заблуждение Стрейчи, решившим

перевести  слово'Trieb'как 'инстинкт'. Инстинкты, кок  их  определяют  биологи  и  исследователи
поведения, выступают  в  качестве  мотивационных  сил, всегда  воплощающихся  в  виде
специфического  поведенческого  паттерна. Напротив, фрейдовское  понятие "Trieb'предполагает, что
мотивационные  силы  могут  действовать  безотносительно  к  определенному  способу  проявления.
Поскольку его определение касается психических репрезентаций (в сознательном, предсознательном
или бессознательном) стимулов, порождаемых физиологическими процессами, оно не предполагает
— в  отличие  от  понятия

инстинкт-специфического

  паттерна  поведенческой  реакции. По  всей

видимости, Фрейд  имел  в  виду  всю  совокупность  психических  репрезентаций, которые  могут  быть
связаны  с  донным  соматическим  процессом. В  качестве  определяющих  характеристик  он  назвал

источник, цель и объект.

  Следует  сразу  отметить, что  по  крайней  мере  одно  из  этих  понятий, а

именно 'объект', предполагает  определенную  степень  дифференциации  себя  и  объекта. В  этом
смысле  инстинктивное  влечение  соотносится  с  проблемами  развития  и  созревания. Понятие

цель

также  предполагает  ряд  проблем. Поскольку  существует  возможность  определения  в  терминах,
соотносимых  лишь  с

потребностью

  в  разрядке  соматического  напряжения, многие  авторы

(Hartmann, Kris & Loewenstein, 1949) рассматривают  действие  над  объектом  как  уже  включенное  в
определение  инстинктивного  влечения. Другие  авторы (например, Brenner, 1982), признавая
врожденную  природу  инстинктивных  влечений, считают, что  их  реализация  возможна  лишь  при
соответствующем  преобразовании  опытом. Третьи (Jocobson, 1964) допускают, что  инстинктивные
влечения являются продуктом развития. Фрейд допускал, что

Triebe

 основаны на врожденных, гене-

тически  обусловленных  потенциях  организма. Это  явилось  одной  из  причин  того, что  Стрейчи  и
другие  до  него  избрали  для  перевода  термин 'инстинкт'. Термин 'инстинктивные  влечения',
подчеркивая биологический аспект понятия 'Trieb', позволяет избежать ловушки, связанной со словом
'инстинкт'. Новый термин был поддержан такими теоретиками, как Гартманн (1948) и Шур (1966).

Не  было  установлено, как  можно  определить  ту  врожденную  данность, которая  выступает  в

качестве  генетически  детерминированного  субстрата (компонентов) инстинктивных  влечений.
Теоретические представления Фрейда претерпели значительную эволюцию. В итоге он пришел к раз-
граничению двух основных тенденций, назвав одну из них

либидо,

 или

эросом,

 другую — агрессией,

представления  о  которой  он  сформулировал  в  терминах

влечения  к  смерти (танатос].

  Либидо,

или эрос, проявляется  как в физиологических, так и в психических процессах, и направлено на син-
тез; оно присутствует также во всех позитивных аспектах человеческих взаимоотношений и является
конструктивным  элементом  мотивации  большей  части  человеческой  активности. В  более  узком
смысле  либидо  принято  связывать  с 'энергией', проявляющейся  в  эротических  или  сексуальных
целях; в этом смысле либидо иногда обозначают как

сексуальный инстинкт.

Положение  о  влечении  к  смерти  является, пожалуй, наиболее  спорным  у  Фрейда. Его  остро

критиковали  как  психоаналитики, так  и  другие  теоретики; до  сих  пор  оно  остается  крайне


background image

спекулятивным  и  не  подтверждается  биологическими  исследованиями. Фрейд  признавал  и  активно
обсуждал  тот  факт, что  влечение  к  смерти  можно  наблюдать  лишь  в  агрессивных, деструктивных
действиях, направленных либо  на  внешнюю  среду, либо  на  себя. В  настоящее  время  большинство
психоаналитиков как в клинической практике, ток и в своих публикациях пользуются представлениями
о  либидинозных  и  агрессивных  инстинктивных  влечениях. Они  также  согласны  в  том, что  ин-
стинктивных  влечений  в  чистом  виде  не  существует. Поведение  человека  рассматривается  кок
отражение  либидинозных  и  агрессивных  побуждений (конфликтующих  либо  взаимодействующих),
при преобразующем воздействии уже интернализированных регуляторных агентов (Сверх-Я), индиви-
дуального  самовосприятия  и  отношения  к  среде. Таким  образом, проявление  инстинктивных
влечений  всегда  является  объектом  влияний  индивидуальной  истории  развития  и  актуальных
условий. Они  подвергаются "слиянию' еще  на  ранних  этапах  жизни  и "расслаиваются" в  качестве
регрессивных феноменов в особых ситуациях.

[131,285,411,422,451,766,791]

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ (INTELLECTUALIZATION)

Психологическая  связь  инстинктивных  влечений  с интеллектуальной  активностью, особенно  в

целях  контроля  над  тревогой  и  редукцией  напряжения. Этот  механизм  обычно  возникает  в
подростковом  возрасте; примеры  тому — абстрактные  дискуссии  и  рассуждения  на  религиозные  и
философские  темы, позволяющие  избегать  конкретных  телесных  переживаний  или  конфликтных
чувств  и  идей. При  благоприятных  обстоятельствах  адаптивная  интеллектуализация  может
способствовать  повышению  уровня  знаний  и  интеллекта, но  патологические  нарушения  могут
приводить  к  формированию  обсессивной  и  паранойяльной  симптоматики. При  психоаналитическом
лечении  интеллектуализация  нередко  используется  в  целях  защиты, отделяя  и  изолируя  идеи  от
аффектов и препятствуя тем самым достижению эмоционального инсайта.

См.

инстинктивные влечения, обсессия, психическая энергия.

[225,748, 827,874]

ИНТЕРВЕНЦИЯ (INTERVENTION)

Общий  термин  для  обозначения  всех  видов  коммуникации  аналитика  с  пациентом. К

интервенциям  относятся  инструкции, объяснения, вопросы, конфронтации, разъяснения,
реконструкции и интерпретации.

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ (INTERNALIZATION)

В широком, биологическом, смысле — процесс, посредством которого аспекты внешнего мира и

интеракции  с  ним  входят  в  организм  и  репрезентируются  в  его  внутренних  структурах. В  рамках
психоанализа  этот  процесс  понимается  как  интрапсихический  и  обычно  отнесенный  к  объектам,
осуществляющийся  в  трех  основных  формах: инкорпорации, интроекции  и  идентификации.
Соответствующие  феномены  экстернализации — проекция  и  действие. Хотя  эти  термины
применялись  не  строго  и  как  взаимозаменяемые, предпринимались  многочисленные  попытки
определить  их  специфически  с  точки  зрения  уровня  психического  и  психосексуального  развития
(Meissner, 1981).

Интернализация

 (термин, обобщающий  эти  способы) рассматривается  как  средство, при

помощи  которого  аспекты  удовлетворяющих  потребности  отношений (Наrtmann, Kris & Loewenstein,
1949; Hartmann, 1950; A. Freud, 1952) и  функций, осуществляемых  одним  индивидом  для  другого
(Loewald, 1962; Tolpin, 1971), сохраняются, становясь  частью  самого  индивида. Интернализация,
являясь первичным феноменом, способствующим психическому развитию, действует в течение всей
жизни, когда нарушаются либо прекращаются отношения  со значимым другим. Восприятие, память,
мыслительные репрезентанты и символические образования кодируют во внутреннем плане аспекты
объектов и интерокций с ними, постепенно выстраивая структуры психического аппарата, благодаря
чему  индивид  получает  возможность  присвоить  функции, изначально  осуществлявшиеся  другими.
Существуют  различные  формы  репрезентации — сенсомоторная, образная, словесная,
символическая (Piaget, 1937; Bruner, 1964; Horowitz, 1972; Blatt, 1974). Таким  образом, психический
аппарат получает возможность фиксировать и сохранять личностный и культурный опыт индивида, и
эта фиксация отражает как фазу психосексуального развития и развития Я, так и способ переработки
информации.

Фрейд (1917) постулировал  существование  ранней  формы  интернализации (прямой,

непосредственной, не  связанной  с утратой  объекта), так  называемой

первичной идентификации.

Последняя  проявляется  до  дифференциации  индивидом  себя  и  объектов  и  поэтому  должна  быть
отделена от интернализации на других уровнях развития, где нечто, первоначально переживавшееся
как  внешнее, становится  внутренним (Sandier, 1960; Loewald, 1962; Jocobson, 1964). Такая
интернализация  называется

вторичной.

Принято  считать, что  она  возникает  на  более  высоких

уровнях  развития — последовательно  в  формах  инкорпорации, интроекции  и  идентификации.
Некоторые  авторы (например, Meissner, 1979, 1981) считают, что  эти  три  уровня  интернализации
включают  различные психические процессы, тогда как другие (Behrends & Blatt, 1985) полагают, что
механизм интернализации на различных уровнях идентичен, но соотносится с различными уровнями
дифференциации индивидом себя и объектов.

Инкорпорацию

 

можно 

рассматривать 

как 

способ 

интернализации 

относительно

недифференцированного уровня, на котором базисное различение себя и объектов достигнуто лишь
в  самом  общем  виде. Поскольку  на  этой  стадии  частные  свойство  выделяются  плохо,
интернализации  глобальны, не  дифференцированы  и  буквальны. Чувствование  себя  часто
смешивается  с  чувствованием  другого. Предполагаются  фантазии  орального  поглощения  и  разру-


background image

шения  объекта. Инкорпорация  как  способ  интернализации  проявляется  в фантазиях  и  сновидениях
больных  психозами, импульсивными  расстройствами  и  с  выраженным  оральным  характером. Оно
также встречается у невротических пациентов в состояниях выраженной регрессии при анализе.

При

интроекции

 нет присущей инкорпорации деструкции через поглощение, и она не связана

с  границами  тела. Это  несколько  более  дифференцированный  процесс, при  котором  частные
свойства и функции объектов доступны, но не полностью интегрируются в целостное и эффективное
чувство  себя. Однако  интроецированные  компоненты  становятся  частью  репрезентации  себя  или
структур психического аппарата (Я, Сверх-Я или Я-идеала).

Таким  образом, репрезентанты  объекта  трансформируются  в  репрезентанты  себя, если

границы между тем и другим неразличимы, в результате чего индивид может потерять чувство себя
как  отдельного  целого  и  даже  идентичности. Это  происходит, когда  ребенок  психологически
принимает  родительские  требования  как  собственные, но  ведет  себя  одинаково  независимо  от
присутствия  объекта. Регулирующие, запрещающие  или  вознаграждающие  аспекты  Сверх-Я
формируются через интроекцию родительских указаний, предостережений и поощрений.

Термин

идентификация

  используется  в  качестве  общего  обозначения  всех  психических

процессов, посредством  которых  индивид  становится  похож  на  другого  в  одном  или  нескольких
аспектах; в  этом  смысле  идентификация  включает  в  себя  все  остальные  термины, которые
обсуждались  выше. Однако  в  настоящее  время  аналитики  склонны  относить  этот  термин  к  более
высокому по уровню типу интернализации. Этот более зрелый уровень интерналиэации предполагает
более тонкую дифференциацию субъекта  и объекта, и, с точки зрения интернализируемых свойств,
процесс  является  более  избирательным. Различные  установки, функции  и  ценности  других  людей
интегрируются в связную, эффективную идентичность и становятся полноценными функциональными
частями  субъекта, конкурентоспособными  с  другими. Таким  образом, идентификация  отличается  от
других  способов  интернализации  с  точки  зрения  того, насколько  интерналиэация  является
центральной  для  базисной  идентичности  или  ядра  Я (Loewald, 1962). Трансформированные
репрезентанты  субъекта  стабильны  и  способствуют  становлению  возрастающего  чувства
идентичности, самоконтролю и целенаправленности (Schafer, 1968).

Различные  способы  интернализации  соотносятся  со  стадиями  созревания  и  психического

развития; на  них  влияют  травмы, конфликты, задержки  и  регрессии  каждой  стадии. В  оптимальном
варианте они способствуют процессам обучения, включая овладение языком, а также развитию черт
характера, таких, как  манеры  поведения, интересы  и  идеалы. Идентификации  с  любимыми,
обожаемыми людьми или же с теми, кто вызывает страх, приводит к формированию адаптивных или
защитных паттернов реагирования.

См.

характер, развитие, развитие  Я.

[65,97,141,227,294,324,412,422,438, 451,567, 569, 601, 602,685,

746,757, 839]

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (INTERPRETATION)

Основной  вид  деятельности  аналитика  во  время  лечения, процесс, в  ходе  которого  аналитик

словами  выражает  то, что  он  понял  в  психической  жизни  пациента. Понимание  основывается  на
описании  пациентом  своих  воспоминаний, фантазий, желаний, страхов  и  других  элементов
психического конфликта, прежде им не осознававшихся либо осознававшихся неполно, неточно или в
искаженной  форме. Интерпретация  основывается  также  на  наблюдениях  за  тем,

как

пациент

искажает отношения с аналитиком, чтобы встретиться с бессознательными потребностями и оживить
прошлые переживания.

Интерпретация — это  утверждение  нового  знания  о  пациенте. Этому  процессу  способствуют

обо  участника  аналитического  процесса, хотя  аналитик, как  правило, выступает  инициатором.

Генетическая  интерпретация

  связывает  и  соотносит  чувства, мысли, конфликты  и  поведение  в

настоящем  с  их  историческими  предшественниками, часто  обращаясь  к  раннему  детству.

Ре-

конструкция,

  являясь  частью  генетической  интерпретации, представляет  собой 'сборку'

информации  о  психологически  значимых  ранних  переживаниях. Эта  информация  извлекается  из
сновидений, свободных ассоциаций, трансферентных искажений и других источников аналитических
данных.

Динамическая  интерпретация

  направлена  на  прояснение  конфликтующих  психических

тенденций, проявляющихся  в  поведении, чувствах  и  других  формах  психической  деятельности.

Интерпретация 

переноса

 

раскрывает 

и 

объясняет 

искажения 

психоаналитических

взаимоотношений, основанные  но  смещении  на  фигуру  аналитика  чувств, установок  и  способов
поведения, изначально  относившихся  к  значимым  фигурам  из  прошлого  пациента, обычно  к
родителям, братьям и сестрам.

Анагогическоя интерпретация,

 обычно предполагающая матери-

ал  сновидений, раскрывает  и  проясняет  абстрактные  идеи, которые  из-за  сложности  их
непосредственной  репрезентации  в  психических  образах  представлены  в  аллегорической  форме
материалом, до некоторой степени свободно соотносимым с абстрактными мыслями.

Интерпретация  обычно  предполагает  дополнения  и  изменения  со  стороны  аналитика  и

пациента по мере появления нового материала. Процесс интерпретации позволяет пациенту понять
свою прошлую и настоящую внутреннюю жизнь по-новому, менее искаженно и более полно, что дает
возможность  изменения  чувств, установок  и  поведения.

Проработка

  связывает  процесс  интер-

претации с терапевтическим изменением.

См.

генетическая ошибка, перенос, проработка, реконструкция.

[41,521,549,571]

ИНТРОВЕРСИЯ (INTROVERSION)

См.

термины аналитической психологии: