Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4346

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

подход  обеспечивает  возможность  концептуализации  регрессивных  феноменов, а  также  оценку
настоящего и будущих перспектив индивида.

Адаптивный  подход

  предполагает  изучение  межличностных  и  социальных  феноменов,

влияющих на психику индивида или испытывающих влияние с ее стороны.

Кроме  пяти  вышеупомянутых  подходов  существует  множество  допущений, распространенных

столь  широко, что  их  не  выделяют  в  отдельные  подходы, о  рассматривают  внутри  названных.
Назначение  метапсихологии  прежде  всего  состоит  в  построении  такой  теории  психики, в  которой
человек рассматривается как биопсихическая целостность, как существо, овладевающее внутренней
и внешней средой на основе  данных ему и развивающихся  способностей и при  этом  борющееся  со
своим  животным  началом. Система  должно  давать  картину  психологически  детерминированных
психических  феноменов, противопоставляя  их  тем, что  возникают  случайно  или  на  основе
биологических  или  физических  законов; она  должна  строиться, последовательно  ориентируясь  на
принципы  каузальной  логики, а  не  телеологии. Она  должна  допускать  множественное  причинное
объяснение, действуя  путем  конвергенции  или  дивергенции  относительно  донного  элемента.
Закономерности  и  параметры  должны  быть, по  сути, безличны; личные  рассуждения  уместны  но
уровне, близком к наблюдениям или клиническому теоретизированию.

Фрейд  рассматривал  свои  теории  как  своего  рода  концептуальные 'строительные  леса',

подлежащие  перестройке  в  соответствии  с  новыми  наблюдениями  и  дедуктивными  заключениями.
Несмотря  на  противоречивость, отчасти  вследствие  отдаленности  от  клинических  наблюдений,
метапсихология  рассматривается  большинством  аналитиков  как  необходимая, полезная  и  гибкая
теоретическая система.

См.

инстинктивные влечения, психическая энергия, структурная теория, топографический подход.

[221,303,710,853]

МИФОЛОГИЯ (MYTHOLOGY)

С  первых  лет  становления  психоанализа  внимание  исследователей  было  обращено  к

мифологии, в  чем  виделся  один  из  путей  понимания  человеческой  психики. В 1926 году  Фрейд
недвусмысленно  утверждал, что  знание  мифологии  необходимо  для  успешной  работы  каждого
аналитика. Уже в 'Толковании сновидений' (1900) он использовал миф о Кроне и Зевсе, иллюстрируя
универсальность  эдипова  комплекса. Собственно, само  название  этого  наиболее  известного
комплекса и стадии детского развития было позаимствовано из греческой легенды или мифа о царе
Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, что иллюстрирует бессознательную фантазию
мальчиков и мужчин.

Пионеры психоанализа,такие,как Ранк (1909), работавшие в рамках топографического подхода

и  новых  теорий  инфантильной  сексуальности, пытались  использовать  мифы  для  обоснования
положений, которые были выдвинуты психоаналитиками о бессознательном и детской сексуальности.

С переходом от топографической теории к структурной и другими последующими изменениями

психоаналитической теории и техники мифология стала пониматься шире. Арлоу (1961) подчеркнул,
что  миф — это  разделяемая  рядом  людей  фантазия, служащая  множественным  целям  удовлетво-
рения  инстинктов, защиты  и  адаптации  группы  и  ее  членов. Индивиду  отказано  в  удовлетворении
инфантильных  сексуальных  желаний — это  необходимо  для  цивилизованной  жизни, — но  взамен
предлагаются  общественно  приемлемые  версии  этих  желаний  в  форме  мифа. Общественный  миф
способствует  формированию  Сверх-Я, в  частности, предлагая  индивиду  для  идентификации
приемлемые  идеалы  Я. Интрапсихический  же  индивидуальный  конфликт, в  результате  которого
вытесняются  события  детство, часто  находит  свою  кульминацию  в  возникновении  личного  мифа.
Распространенные версии личного мифа — покрывающие воспоминания и семейный роман.

См.

покрывающее воспоминание, семейный роман, фантазия.

[32,249,313,706]

МЛАДЕНЧЕСКАЯ АМНЕЗИЯ (INFANTILE AMNESIA)

См.

амнезия.

МЛАДЕНЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ (INFANTILE DEPENDENCE)

См.

теория Фэйрбейрна.

МОРАЛЬНАЯ ЗАЩИТА (MORAL DEFENCE)

См.

теория Фэйрбейрна.

МОРАЛЬНЫЙ МАЗОХИЗМ (MORAL MASOCHISM)

См.

мазохизм.

МУЖЕСТВЕННОСТЬ/ЖЕНСТВЕННОСТЬ (MASCULINITY/FEMININITY)

Обобщающие  обозначения  сочетаний  характерных  признаков  представителей  каждого  пола,

включая  анатомию, внешность, половую  идентичность, половые  роли, сексуальные  предпочтения  и
культурно  обусловленное  социальное  поведение. Несмотря  на  исторические  и  межкультурные
различия, эти характеристики долго считались врожденными, биологическими по природе. Осознание
того, что эти различия требуют психологического объяснения, является огромным интеллектуальным
достижением Фрейда, за которое надо воздать ему должное.

Поначалу  Фрейд  отождествлял  полярность  мужественности/женственности  с  полярностью

активности/пассивности, полагая, что  активность  женщины  является  мужским  качеством, а
пассивность мужчины — женским. Позже, однако, он вынужден был признать, что и в мужчинах, и в
женщинах  представлено  смешение  активности  и  пассивности, равно  как  других  мужских  и  женских
черт. Вследствие  этого  он  и  другие  исследователи  кок  в  рамках  психоанализа, так  и  вне  него


background image

изменили  первоначальную  формулировку. Содержание  этих  понятий  менялось  по  мере  того, как
возникали все новые вопросы по поводу традиционного отождествления биологического пола с сек-
суальной  ролью  и  психологическими  характеристиками. В  настоящее  время  сложный  процесс
становления  характеристик, обозначаемых  как  мужские  и  женские, рассматривается  не  только  в
связи  с  эдиповым  развитием, но  и  с  доэдиповым  развитием, идентификацией, интернализацией  и
научением.

Наряду  с  анатомическими  и  гормональными  межполовыми  различиями, выделены  три

основные  группы  психологических  различий: 1) половая  идентичность: чувство  принадлежности  к
тому  или  другому  полу, формирующееся  к  трем  годам, когда  завершается  процесс  сепарации-
индивидуации и ребенок обретает  автономию; 2) сексуальное поведение, явное или воображаемое,
выражающееся в выборе объекта и соответствующей активности; 3) детерминированные культурой и
институционализированные  несексуальные  атрибуты  и  поведение — внешний  физический  облик,
одежда, манеры, речь, эмоциональная отзывчивость, агрессивность и др. Идентификация и с отцом,
и 

с 

матерью 

означает, что 

представители 

обоих 

полов 

обретают 

бисексуальную

предрасположенность, но к трехлетнему возрасту одна сексуальная ориентация превалирует. Хотя и
половая 

идентичность, и 

полоролевое 

поведение 

могут 

отражать 

полярность

мужественности/женственности, полоролевая  идентичность соотносится с психологическим образом
себя, который  можно  определить  как  самооценку  своей  мужественности  или  женственности  в  соот-
ветствии с социальными стандартами мужского и  женского поведения. Такая самооценка постоянно
отслеживается, сознательно  и  бессознательно. Полоролевое  поведение, напротив, соотносится  с
теми чертами, которые наблюдатель считает мужскими или женскими.

См.

половая идентичность.

[318,681,795,819,873]

МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ (MASCULINE PROTEST)

Используя  понятия "мужской' и 'женский' как  метафоры  силы  и  слабости, Адлер (1924)

постулировал  существование  мужского  протеста — специфического  набора  черт, выполняющего  у
представителей 

обоего 

пола 

функции 

сверхкомпенсации 

чувства 

неполноценности 

и

предрасположенности к неврозам. Позже он использовал термин в более узком смысле, соотнося его
с протестом женщины против женской роли.

Адлер  считал  представления  Фрейда  о  зависти  к  пенису  слишком  буквальными  и

биологическими, полагая, что  женщина  чувствует  неполноценность  не  в  связи  с  физической
недостаточностью, а в связи с узаконенным культурой доминированием мужчин. Эта ранняя критика
представлений  Фрейда  о  женской  психологии  проистекала  из  внимания  Адлера  к  власти  как  к  до-
минирующей  силе  человеческой  психики. Не  соглашаясь с  введением  понятия

мужской протест,

Фрейд (1914) отождествил  его  со  страхом  кастрации, который  он  определил  как  страх  мальчика  за
свой пенис и зависть девочки к пенису.

Расходящиеся  с  фрейдовскими  взгляды  Адлера  обозначали  его  явное  несогласие  с

биологически  ориентированной  психологией  влечений. В  конце  концов  он  дал  подробную  критику
представлений Фрейда, и их пути разошлись.

См.

зависть к пенису, кастрация, тревога.

[17,28,280,322]

МНОЖЕСТВЕННЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (MULTIDETERMINISM)

Положение, согласно которому психическое явление или аспект поведения могут быть вызваны

более чем одним фактором и могут служить более чем одной цели в психической системе и с точки
зрения экономики.

Для  указания  на  множественность  взаимопересекающихся  причин, лежащих  в  основе

симптомов, сновидений, поведенческих  проявлений  и  любого  элемента  психической  жизни, Фрейд
использовал термин

сверхдетерминация.

 Этот термин был заимствован из геометрии: пересечение

двух  линий  детерминирует  точку; пересечение  в  точке  трех  линий  сверхдетерминирует  ее. В
психоанализе, однако, термин  предполагает  несколько  линий, но  не  всегда  больше  необходимого;
поэтому термин

множественный детерминизм

 предпочтительнее

сверхдетерминоции.

Согласно

принципу  множественного  детерминизма

  все  психические  акты  и  структуры

множественно  детерминированы. Так, анализ  может  раскрыть, что  какая-то  мысль  или  сновидение
определяется  как  тем, что  воспринималось  сознательно, так  и  множеством  бессознательных
факторов, включая  дериваты  влечений, защитные  операции  Я, сложные  чувства, связанные  с
переносом, и др. Это возможно, поскольку каждый психический акт имеет  множество  значений. Так,
симптом  может включать удовлетворение  желания, потребности  в наказании, различные вторичные
выгоды. Каждое значение сохраняет собственную ценность и движется к сознанию по своему пути, но
конвергенция множества этих значений составляет суть конечного общего движения.

Разрабатывая  фрейдовскую  концепцию  сверхдетерминации, Вельдер (1936) обнаружил, что

каждое  психическое  действие  отражает  взаимодействие  всех  психических  сил (Оно, Я, Сверх-Я),
навязчивых  повторений, требований  внешней  среды. Исходя  из  этого, Вельдер  вывел

принцип

множественной функции,

 согласно которому '...ни одна попытка решения проблемы не может быть

предпринята  без  того, чтобы  в  то  же  время  тем  или  иным  способом  она  не  представляло  попытку
решения  другой проблемы' (с. 49). Но некоторые силы находятся  в разногласии с другими и не все
могут быть в равной степени удовлетворены; таким образом, каждый акт представляет компромисс,
разрешающий одни проблемы успешнее, чем другие.

Множественный  детерминизм  и  принцип  множественных  функций  соответствуют  факту

множества  значений, и  сами  психические  структуры  развиваются  соответственно  этим  принципам.


background image

Они  исключительно  важны  для  понимания  клинических  проявлений  и, следовательно, проблем,
связанных  с  формированием  неврозов  и  характера. Синтетическая  функция  Я  собирает  воедино
различные конфликтующие силы наилучшим для индивида в его состоянии образом.

Естественным  следствием  упомянутых  принципов  является

принцип  множественной

апелляции.

  Выведенный  Гартманном  в 1951 году, он  связан  с  наблюдением, что  интерпретация,

осуществленная вдоль какой-либо отдельной линии, имеет последствия и вне этой линии. Апеллируя
к различным аспектам динамической системы, она может произвести неожиданный эффект.

См.

компромиссное образование, психоневроз, функция Я.

[413,785,809,850]

НАВЯЗЧИВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (REPETITION COMPULSION)

В  клиническом  смысле — навязчивое  стремление  определенных  людей  повторно  переживать

неприятные  и  болезненные  ситуации, возникающие  в  их  жизни, без  осознания  собственной
причастности  к  появлению  таких  инцидентов  или  связи  текущих  ситуаций  с  прошлым  опытом.
Пациенты склонны приписывать неприятные эпизоды, которые могут возникать неожиданно и внешне
безо всякой связи с личностью или общим поведением индивида, невезению или судьбе. Про лиц с
такими  повторяющимися  и, как  правило, сходными  жизненными  трагедиями  принято  говорить, что
они страдают

неврозом судьбы

 или навязчивым повторением.

В  отличие  от  других  психологических  феноменов, включая  мазохизм, навязчивое  повторение

является  относительно  независимым  от  принципа  удовольствия. Этот  факт  настолько  поразил
Фрейда, что свою первую опубликованную роботу о навязчивом повторении он назвал 'По ту сторону
принципа  удовольствия' (1920) и  использовал  эту  категорию  для  дифференциации  более
примитивных (в  биологическом  и  эволюционном  значении) психических  операций  от  тех, которые
регулируются принципом удовольствия/неудовольствия.

Фрейд также использовал идею о навязчивом повторении в своей теории о влечениях к жизни и

смерти. Он считал навязчивое повторение проявлением главной функции психического аппарата, то
есть  связывания  напряжения  и  устранения  возбуждения. Он  рассматривал  его  как  выражение
принципа  нирваны  и  тем  самым  как  дериват  конечной  цели  агрессивного  влечения (к  смерти),
возвращения к неорганическому состоянию.

Впервые  упомянув  о  навязчивом  стремлении  к  повторению  в  работе, посвященной  вопросам

техники анализа (1914), Фрейд обратил внимание на повторение пациентом  в отношениях с врачом
поведения  и  установок, характерных  для  прежних  переживаний. Фрейд  полагал, что  повторение  в
действии  является  способом  припоминания, замещающим  собой  вербальное  воспроизведение
забытых событий. Он считал также, что и сам по себе перенос также является повторением.

Однако  навязчивое  повторение  относится  не  только  к  терапевтической  ситуации; оно

происходит  также  в  обычной  деятельности  и  в  случае  вышеописанных  невротических  состояний.
Среди  различных  его  проявлений  встречаются  повторения  в  детской  игре, помогающие  ребенку
справиться  с  переживаниями  утраты, — дети  часто  также  предаются  активному  повторению
различных пассивно  пережитых  травматических  событий. То  же  самое  относится  к  повторяющимся
ночным  кошмаром, возникающим  после  травмирующих  событий. Иные  проявления  навязчивого
повторения  включают  в  себя  активизацию  детских  конфликтов  в  процессе  психоаналитического
лечения  и  определенные  расстройства  характера, сопровождающиеся  постоянной  потребностью
терпеть поражения.

Другие  психоаналитики  дополнили  представления  о  навязчивом  повторении, соотнося  его  с

такими функциями Я, как совладание и регуляция (реститутивное и рекреативное повторение), или с
одним  из  вариантов  мазохизма, или  отождествляя  его  с  проявлением  биологических  влечений,
отвечающих за созревание психической структуры и психического функционирования (влечений, при-
нуждающих к разрядке, несмотря на действие принципа удовольствия/неудовольствия).

Повторяемость  является  характеристикой  многих  феноменов  и  процессов  жизни,

биологических и психологических, но не все из них детерминируются навязчивым повторением. Оно
проявляется  в моторном  и  психическом  развитии  ребенка  как  часть  процесса  научения, в попытках
избежать  нового, в  реакциях  на  те  же  самые  стимулы, если  результат  приносит  удовольствие, и  в
случае  незавершенных  намеренных  действий. В  психологической  сфере  Лёвальд (1971) проводит
разграничение между относительно пассивными, или автоматическими, повторениями и повторением
активным. Инфантильные бессознательные прототипические переживания пассивно воспроизводятся
при  неврозах, тогда  как  оживление  инфантильного  невроза  в  ходе  анализа  является  активным
воссозданием  на  более  высоком  уровне  организации, обеспечивающим  возможность  разрешение
конфликта.

См.

инстинктивное  влечение, мазохизм, отыгрывание, принцип  удовольствия/неудовольствия,

травматический невроз.

[32,282,300,568]

НА ПУТИ К КОНСТАНТНОСТИ ОБЪЕКТА (ON THE WAY ТО OBJECT CONSTANCY)

См.

сепарация-индивидуация.

НАРЦИССИЗМ (NARCISSISM)

Любовь  к  самому  себе — термин, введенный  Некке  в 1899 году  на  основе  осуществленного

Хэвлоком Эллисом сопоставления греческого мифа о Нарциссе со случаем мужской аутоэротической
перверсии. В психоанализе, однако,термин приобрел более широкое значение, и подобная перверсия
рассматривается лишь как конкретная, наглядная иллюстрация чего-то более общего в человеческой
психике и поведении.


background image

При первом рассмотрении Фрейдом нарциссизма в его письме к Флиссу (1899) он склонен был

использовать  это  понятие  в  связи  с  энергетическими  представлениями, объясняя  судьбу
либидинозной энергии при психических нарушениях (эта идея была им разработана позже).

В  то  же  время  он  использовал  его  для  объяснения  различных  феноменов, таких, как

'безграничная любовь ребенка к себе

*

 и гомосексуальный выбор объекта. Позже он использовал этот

термин в генетическом смысле, рассматривая нарциссизм как стадию развития между аутоэротизмом
и объектной любовью.

В  программной  роботе 1914 года 'О  нарциссизме' Фрейд  описал

первичный  нарциссизм —

'...изначальный либидинозный катексис собственной персоны, часть которого впоследствии отдается

объекту, но который в основном сохраняется' (с. 75) и

вторичный нарциссизм —

 катексис 'осадков'

утерянных  объектов, встроенных (посредством  интроекции) внутрь  Я. Трансформируясь  в
нарциссизм, это  объектное  либидо  десексуализируется (сублимируется) и  предположительно  дает
энергию  для  развития  и  функционирования  Я. Кроме  того, Фрейд  определял  нарциссизм  как
'либидинозный катексис  Я", но, как отмечает Гартманн (1950), Фрейд здесь использует понятие

Я в

значении

Самости.

 Фрейд также называл

нарциссической

 такую установку к внешнему миру, для

которой характерно отсутствие объектных отношений. Наконец, он обозначил нарциссические корни
Я-идеала и показал, что самооценка зависит от нарциссического либидо.

Таким  образом, в  психоаналитической  литературе  термин

нарциссический

  используется  для

обозначения широкого круга явлений: сексуальной перверсии, стадии развития, типа либидо или его
объекта, способа  выбора  объекта, взаимоотношений  со  средой, установки, самооценки  и  типа  лич-
ности, которая может быть  относительно здоровой, невротической, психотической или пограничной.
Кроме  того, представление  об  отдельной  линии  развития  нарциссического  либидо  стало
фундаментальной  теоретической  основой  для  школы  психологии  Самости, в  которой  различные
личностные  черты  рассматриваются  как

нарциссические  структуры,

  возникающие  в  результате

трансформации  нарциссизма. Столь  широкое  применение  этого  термина  приводит  к  путанице,
поэтому все очевиднее становится необходимость более строгого его употребления (Pulver, 1970).

В  современной  литературе  термин

нарциссизм

  принято  соотносить  прежде  всего  с

самооценкой. Кернберг (1967), к примеру, пишет, что нарциссические пациенты 'во взаимодействии с
другими  необычайно  ориентированы  на  себя, испытывают  чрезвычайную  потребность  в  любви  и
восхищении  со  стороны  других, их  характеризует  очевидное  и  весьма  любопытное  противоречие
между  завышенными  представлениями  о  себе  и  чрезмерной  потребностью  восхваления' (с. 655).
Кроме  того, такие  индивиды  характеризуются  чувством  собственных  исключительных  прав,
фантазиями  о  всезнании  и  всемогуществе, собственном  совершенстве  или  совершенстве
идеализируемого  объекта, выраженность  которых  зависит  от  остроты  психопатологии.
Сопутствующие  аффекты  колеблются  от  душевного  подъема (если  завышенная  самооценка
подкрепляется) до  разочарования, депрессии  или  гнева, называемого

нарциссическим  гневом

(если уязвлено самолюбие).

После  построения  структурной  теории  взгляды  Фрейда  на  нарциссизм  не  пересматривались,

хотя  он  несколько  раз  упоминал  о  важной  роли  представлений  о  нарциссизме  в  разработке  второй
теории  влечений  и  второй  топографической  модели (Оно, Я  и  Сверх-Я). Его  идеи  о  первичном  и
вторичном  нарциссизме  хотя  и  выражены  в  терминах  экономического  подхода, указывают  на
признание  роли  объектов  и  проективно-интроективных  механизмов  в  процессах  идентификации,
приводящих  к  формированию  Я (как  результату  взоимообменов  между  матерью  и  ребенком). В
современном  понимании  нарциссизма  сохраняется  идея  о  либидинозном  катексисе  Самости, но  к
этому добавляется структурное видение его раннего экономического значения и признание не только
либидинозных, но и агрессивных элементов в нарциссических феноменах.

Следует  различать

нормальный

  и

патологический  нарциссизм.

  Первый  зависит  от

структурной  целостности, обретения  константного  восприятия  себя  и  объектов, равновесия  между
дериватами агрессивных и либидинозных влечений, гармонии между структурами Самости  и Сверх-
Я, способности  к  Я-синтонному  выражению  побуждений, принятию  вознаграждения  со  стороны
внешних  объектов, а  также  от  физического  благополучия. Патологический  нарциссизм  включает
защитное  самоуничижение  с  сопутствующей  недостаточной  интеграцией  представления  о  себе  и
диссоциацией агрессивно обусловленных репрезентаций Самости. Нормальный нарциссизм ведет к
устойчивому  реалистическому  отношению  к  себе. Патологический  нарциссизм, напротив,
сопровождается  архаическими  требованиями  к  себе, исключительной  зависимостью  от  оценки  со
стороны других и бедными или вырожденными объектными отношениями. Он проявляется в чувстве
собственной  исключительности, безжалостном  самосовершенствовании  и  нарушенной  способности
заботиться о других, сочувствовать им, любить их.

См.

гомосексуальность, катексис, метапсихопогия, психическая энергия, психоз, психология  Самости,

Самость, сублимация, теория либидо, Я-идеал.

НАРЦИССИЧЕСКИЙ ГНЕВ (NARCISSIC RAGE)

См.

психология Самости.

[80,412,490,491.622,695]


background image

НАРЦИССИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ (NARCISSIC NEUROSIS)

См.

психоневроз.

НАРЦИССИЧЕСКИЙ ПЕРЕНОС (NARCISSIC TRANSFERENCE)

См.

психология Самости.

НАСТРОЕНИЕ (MOOD)

Временное, но  относительно  стойкое  комплексное  психическое  состояние, содержащее

несколько компонентов: преобладающую эмоциональную окраску (аффективный компонент), сужение
психического содержания и изменение отдельных аспектов мышления в рамках вторичного процесса
(когнитивный  компонент), склонность  к  определенным  действиям (поведенческий  компонент).
Настроение  меняется  в  ответ  на  внутренние  или  внешние, сознательные  или  бессознательные
психофизиологические  события; оно  отличается  от  того, что  в  целом  привычно  для  данного
индивида.

Наиболее  ярким  признаком  настроения  является  аффективный  компонент, переживаемый

субъективно  и, как  правило, доступный  объективному  наблюдению. Аффективные  признаки
настроения  могут  быть  мимолетными, но  обычно  они  сохраняются  несколько  часов  или  дней. На
шкале  чувств  простые  аффекты  расположились  бы  но  одном  полюсе, настроения — в  середине, о
более сложные и продолжительные аффективные явления, такие, как любовь, верность, патриотизм,
— но  другом  полюсе. Настроения  представляют  собой  динамические  психические  констелляции,
которые  содержат, регулируют, связывают  и  выражают  сложную  смесь  аффектов. В  рамках  струк-
турного  подхода  настроение  можно  рассматривать  как  попытку  Я  интегрировать  и  контролировать
аффективные реакции на требования Оно, Сверх-Я и реальности. В экономическом смысле структура
настроения  регулирует  проявление  повторяющихся  небольших  количеств  аффектов, тем  самым
предотвращая  возможность  эксплозивной, потенциально  неконтролируемой  разрядки. Настроения,
подобно  симптомам, выполняют  роль  компромисса, одновременно  защищая  от  сильных  аффектов,
возникающих в результате конфликта, и допуская их смягченное проявление.

Когнитивный  компонент  настроения  качественно  окрашивает  вторично-процессуальное

мышление  и  психическое  содержание. В  структурном  отношении  настроение  ставит  под  угрозу
деятельность  Я, особенно  его  способность  точно  оценивать  внутреннюю  и  внешнюю  реальность.
Настроение  меняет  природу  репрезентаций  Самости  и  объектов. Например, в  подавленном
настроении человек может считать себя ничтожеством и думать, что другие люди совершенно им не
интересуются. Он же в состоянии душевного подъема может считать себя способным одолеть любые
препятствия  и  распространять  свой  оптимизм  на  весь  мир. Подобная  избирательность  восприятия
ухудшает  проверку  реальности. В  то  же  время  избирательная  концентрация  на  идеях,
воспоминаниях, установках, верованиях, оценках  и  ожиданиях  в  гармонии  с  чувственным  тоном  и
исключение  диссонирующего  психического  содержания  усиливают  и  сохраняют  настроение. Это
придает настроениям глобальный и всеобъемлющий характер.

Поведенческий  компонент  настроения  раскрывается  в  индивидуальных  поведенческих

действиях, бездействии  или  паттернах  моторной  активности. Дезорганизованная  гиперактивность
маньяка, болтливость  гипоманиакального  человека, психомоторная  заторможенность  человека,
находящегося  в  депрессии, продуктивность  в 'рабочем  настроении' — все  это  примеры  пове-
денческого  компонента. Настроение  может  окрашивать  весь  поведенческий  репертуар  индивида,
включая  черты  характера, которые  обычно  считаются  ригидными  и  фиксированными. Поведение
влияет на других, чьи реакции подкрепляют обоснованность настроения.

Размышления  психоаналитиков  о  происхождении  ранних, базальных  настроений  и

настроениях, характерных  для  индивида, были  обращены  как  к  врожденным  факторам, так  и
переменным  опыта. Очевидно, что  различные  дети  предрасположены  к  различным  настроениям, а
фазы  нормального  детского  развития  связаны  с  характерными  настроениями (например, приподня-
тое  настроение  в  период  от  десяти  до  одиннадцати  месяцев, связанное  с  тем, что  Гринэйкр (1957)
назвала 'отношениями  любви  с  миром'). Существует  связь  между  депрессией  и  реальной  или
воображаемой  утратой  объекта  в  раннем  возрасте (возникающей  в  контексте  детско-материнских
отношений); это  отношение  особенно  проявляется  в  подфазах  сепарации-индивидуации  второго  и
третьего  года  жизни. Вытесненные  ранние  переживания  фрустрации/ депривации  или
удовлетворения, равно  как  и  некоторые  другие  события  и  травмы, служат  архаическими  очагами
(точками фиксации), вокруг которых организуются бурные аффективные реакции. Когда с этими точ-
ками  фиксации  ассоциируются  текущие  переживания, индуцируется  комплексная  психологическая
реакция, называемая  настроением. Как  отмечает  Якобсон (1971), эмоциональное  переживание,
выступающее  триггером  настроения, может  быть  полностью  внутренним (осуществляясь  посред-
ством  психических  либо  нейроэлектрохимических  процессов) либо  внешним (связанным  с  текущим
жизненным  опытом). Оно может быть осознанным или бессознательным, ориентированным  либо на
реальность, либо на ассоциации с сознательными или бессознательными воспоминаниями.

См.

аффект.

[371,455,582,662,865]

НАРУШЕНИЯ НАСТРОЕНИЯ (MOOD DISTURBANCE)

Расстройства настроения (Mood Disorder)

Психопатологические  состояния, вызываемые  выраженными  изменениями  компонентов

настроения. Чрезмерная  интенсивность, длительность, изменчивость  или  характер  аффективного
тона  настроения (его  аффективного  компонента) снижает  способность  индивида  действовать
(поведенческий  компонент) и  мыслить (когнитивный  компонент) гибко  и  адекватно  внутренним