Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4352
Скачиваний: 40
проблемы знаменовалось возникновением этических ограничений, религии и социальной
организации. Работа Робертсоно-Смита и различные аспекты теории первичной орды, включая идеи
о возможной филогенетической передаче воспоминаний и раскаянии из-за убийства первичного отца,
широко критиковались. Фрейд вполне осознавал гипотетический характер этих построений, однако
сходство его клинических наблюдений и результатов исследований Дарвина, Аткинсона и
Робертсона-Смита было столь поразительным, что он никогда не сомневался в их принципиальной
правильности.
См.
амбивалентность, обсессия, эдипов комплекс.
[50, 155,276,326,785,859]
ПЕРВИЧНАЯ ПОЛОСТЬ (PRIMAL CAVITY)
Ротовая полость, включая щеки, губы, внутреннюю часть рта и носоглотку. Рене Шпиц (1955),
предложивший этот термин, обнаружил, что восприятие новорожденного концентрируется главным
образом вокруг первичной полости. По словам Шпица, оно служит мостом между внутренним миром и
внешним, активностью и пассивностью; оно является матрицей интроекции и проекции и местом
перехода к развитию интенциональной активности, перехода от пассивности к произвольному
поведению. В этой первичной (оральной) полости одновременно доступны разнообразные формы
контактной чувствительности — обоняние и осязание, вкус, болевая и температурная
чувствительность, глубокие мышечные ощущения, сопровождающие глотательный рефлекс.
Первичная полость представляет собой первый сенсорный орган младенца, позволяющий ему
исследовать внешний мир. Использование ее в этой роли предшествует развитию дистантного
зрительного восприятия.
В восприятии ребенком ощущений, связанных с кормлением, участвуют также руки,
акустический лабиринт (как вестибулярная, ток и слуховая его части) и наружная поверхность кожи.
См.
оральность, отождествление лицо с грудью.
[442,552,802]
ПЕРВИЧНАЯ СЦЕНА (PRIMAL SCENE)
Универсальные детские воспоминания или фантазии о паре (обычно отец и мать),
совершающей половой акт. Независимо от того, видел ли действительно ребенок эту сцену или
только представлял ее в своих фантазиях, она может стать фокусом его последующего любопытства
и формировать его фантазии относительно физической природы интимных отношений между роди-
телями. Поскольку многие семьи живут в одной комнате, непосредственное созерцание ребенком
полового акта не является редкостью, что отражается также в общечеловеческих мифах и обычаях.
В процессе психоаналитической терапии пациент обычно концентрирует внимание на какой-
либо детали или ассоциации, связанной с первичной сценой. Характер фантазий или воспоминаний
пациента и то, насколько они являются для него травматическими, во многом определяется обстоя-
тельствами, сопровождавшими детские переживания, например, насколько они ассоциировались с
насилием между родителями или по отношению к ребенку, а также когнитивными способностями
ребенка в момент события или появления фантазий. Универсальное содомазохисткое представление
о половых отношениях родителей или неизбежность травматических и патогенных последствий
такого переживания современными клиническими и кросскультурными исследованиями не
подтверждается. Но если переживание увиденной первичной сцены явилось для ребенка травмати-
ческим, у него могут возникнуть фантазии о садомазохистских или кастрирующих отношениях между
родителями. В таких случаях фантазии могут быть связаны (хотя не обязательно причинно-
следственным образом) с разнообразными клиническими нарушениями как в детстве, так и в зрелом
возрасте.
[172,192,295,379]
ПЕРВИЧНЫЕ ФАНТАЗИИ (PRIMAL FANTASY)
Термин, употреблявшийся Фрейдом для обозначения некоторых общих детских сексуальных
фантазий, способных играть особенно важную роль в патогенезе неврозов, в частности, фантазий об
увиденных в детстве сценах соития родителей, о совращении взрослым или о кастрации. Подобные
фантазии могут создаваться в отсутствие какого-либо актуального переживания с помощью намеков,
которые может предоставлять ребенку реальность (например, соитие животных, запрет мастурбации,
открытие женских гениталий). Фрейд считал также, что в формировании первичных фантазий
задействован филогенетический фактор, возникающий в результате повторения таких переживаний в
истории человечества. Этот фактор либо предрасполагает появление первичных фантазий в
соответствующих ситуациях, либо передает из поколения в поколение следы памяти о переживаниях.
Подобный филогенетический подход, восходящий к ламаркистским взглядам Фрейда, в настоящее
время приемлемым не считается.
См.
первичная сцена, фантазии.
[293,296,320,468]
ПЕРВИЧНЫЙ ПРОЦЕСС (PRIMARY PROCESS)
Вторичный процесс (Secondary Process)
Два принципиально разных способа психического функционирования, первоначально
рассматривавшихся Фрейдом в неврологических терминах в работе 'Проект научной психологии'
(1895). Позже он обращался к ним, в частности, при обсуждении сновидений, симптомов и шуток, для
объяснения множество непонятных, внешне иррациональных или бессмысленных феноменов.
По мнению Фрейда (выраженного впервые в терминах экономического и топографического
подходов),
первичный процесс
представляет собой наиболее раннюю и примитивную форму
психической деятельности; он нацелен на непосредственную и полную разрядку посредством
повторного катексиса иконических следов памяти об удовлетворяющем потребность объекте в
соответствии с принципом удовольствия (что было названо им галлюцинаторным исполнением
желания). Подвижный катексис в бессознательном позволяет одному представлению в связанной с
желанием ассоциативной сети символизировать другое представление (процесс, известный как сме-
щение); одно представление может символически выражать несколько других (сгущение); тем самым
неприемлемые представления могут обходить цензуру системы предсознательное-сознательное. На
описательном уровне понятие первичного процесса охватывает такие характеристики
бессознательной деятельности, как пренебрежение логическими связями, сосуществование
противоречий, отсутствие временного параметра и отрицания, о также использование косвенной
репрезентации и конкретизации (образности).
В состоянии бодрствования первичный процесс постепенно (хотя и не полностью) тормозится
вторичным процессом.
Последний оперирует связанным катексисом и вербальными, знаковыми
символами. Управляемый принципом реальности, он отвечает за сообразное реальности, логическое
мышление, примером которого является отсроченное удовлетворение влечения через разрешение
проблемы (внутренняя активность методом проб и ошибок).
В современной психоаналитической теории первичный и вторичный процессы мышления
рассматриваются как континуум;
все продукты мышления (сновидения, симптомы, фантазии, грезы, целенаправленное
разрешение проблемы) обнаруживают признаки многоуровневой структуры и смешение
примитивных, регрессивных и защитных механизмов со зрелыми и адаптивными. Примером
подобного непатологического смешения, описанного в контексте художественного творчества,
является введенное Крисом (1952) понятие 'регрессии на службе у Я'.
См.
бессознательное, катексис, метапсихология, предсознотельное, топографический подход.
[45,243,249,204,351,522]
ПЕРЕНОС (TRANSFERENCE)
Перемещение паттернов чувств, мыслей и поведения, первоначально относившихся к
значимым людям из детство, но человека, включенного в текущие межличностные отношения.
Поскольку процесс переноса большей частью является бессознательным, пациент не воспринимает
различные источники переноса и связанных с ним фантазий, установок и чувств (таких, как любовь,
ненависть и гнев). Феномен переноса проявляется неожиданно для субъекта и может вызывать
состояние дистресса. Исходными фигурами, с которых переносятся такие эмоциональные паттерны,
чаще всего являются родители, но нередко в качестве источников переноса выступают братья и сест-
ры, бабушки и дедушки, учителя, врачи, о также герои из детства.
Перенос представляет собой форму объектных отношений и, как любые объектные отношения,
он воспроизводит первые детские привязанности и имеет, универсальный характер. Помимо
аналитической ситуации перенос может проявляться в самых разных условиях: при других формах
психотерапии, при лечении соматических заболеваний, в школе, на работе и в социальном
взаимодействии. Тем не менее наиболее отчетливо и интенсивно перенос проявляется в процессе
психоанализа. Возможно, это объясняется тем, что пациент начинает терпимо относиться к
дериватам детских компромиссных образований, которые подвергаются переносу. Кроме того,
условия абстиненции и фрустрации, присущие процессу анализа, содействуют регрессии к
инфантильной структуре личности, что, в свою очередь, способствует проявлению переноса.
Относительная анонимность аналитика облегчает перенос но него активированных детских
представлений. В отсутствие информации о качествах аналитика и его личной жизни пациент создает
фантазии, в целом не испорченные восприятием настоящего. Пациент настолько сосредоточивается
на фигуре аналитика, что развивается
невроз переноса,
воссоздающий картину детского невроза.
Перенос — понятие динамическое; в процессе анализа он меняется, а потому аналитик может
репрезентировать разных людей из прошлого пациента.
Не все реакции на аналитика являются переносом. Некоторые из них возникают в ответ на его
установки или актуальное поведение.
Перенос может быть причиной сильнейшего сопротивления анализу, но может быть также его
верным союзником. Ибо благодаря интерпретации переноса пациент убеждается в правильности
выявленных взаимосвязей и реконструкций, сделанных в процессе аналитического лечения.
Перенос непременно отражает переплетение чувств любви и ненависти, и поэтому его
проявления часто бывают амбивалентными. Тем не менее следует различать
негативный перенос
и
позитивный.
Эти термины относятся к качеству проявлений (агрессивным и враждебным или
дружеским и доброжелательным), преобладающих в данный момент анализа. В практической работе
весь спектр аффективных реакций может переживаться в контексте переноса. То, что принято
называть "желательной' частью переноса, относится к тому, что способствует аналитическому успеху,
позволяет пациенту начать работу и содействовать процессу лечения. Однако, как показывает опыт,
в процессе анализа такие проявления могут менять свое значение и присоединяться к
сопротивлению.
Анализ и интерпретация содержания переноса имеют большое значение для терапевтического
процесса. Более того, некоторые авторы утверждают, что изменений можно добиться только с
помощью интерпретации переноса. В процессе лечения перенос может заметно меняться, однако
вряд ли он полностью исчезает. Сомнительно также, что его полное устранение является
необходимым для успешного анализа.
Перенос — автоматическое, бессознательное воспроизведение переживаний — отличается от
рабочего
или
терапевтического альянса,
представляющего собой сознательное взаимодействие
между аналитиком и пациентом. В таком альянсе пациент идентифицируется с целями и методами
аналитической терапии и понимает необходимость генетического инсайта. Желание пациента
сотрудничать дополняется стремлением аналитика (концептуализируемым как его
рабочее Я)
помочь ему достигнуть инсайта, понимания и сознательного контроля. Такой альянс предполагает
терапевтическое расщепление
Я пациента: одна часть Я отщепляется и наблюдает за частью,
которая переживает. Прочный терапевтический альянс часто является необходимым условием
продолжения анализа в период выраженного негативного переноса.
См.
компромиссное
образование, контрперенос, навязчивое
повторение, психотерапия,
терапевтический альянс.
[95,273,86,430,324,826,905]
ПЕРЕНОС ВТОРОГО Я (ALTER-EGO TRANSFERENCE)
См.
психология Самости.
ПЕРЕНОС САМООБЪЕКТА (SELFOBJECT TRANSFERENCE)
См.
психология Самости.
ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ (TRANSITIONAL OBJECT)
См.
теория Винникотта.
ПЕРЕХОДНЫЙ ФЕНОМЕН (TRANSITIONAL PHENOMENA)
См.
теория Винникотта.
ПЕЧАЛЬ (ГОРЕ) (GRIEF)
Психофизиологическая реакция на утрату, характеризующаяся снижением интереса к
внешнему миру, поглощенностью непроизвольно возникающими мучительными воспоминаниями, по
интенсивности близкими иногда к галлюцинациям, нарушением сна, унынием, смешанным с
раскаянием, и плачем.
Хотя слово
Trauer,
использованное Фрейдом в "Печали и меланхолии" (1917) можно перевести
кок 'скорбь' или "печаль', имеются клинические и теоретические причины рассматривать скорбь как
процесс, а печаль — как аффективную реакцию на утрату. По Фрейду, понятие печали включает в
себя реакцию но утрату любимого человека или абстрактных репрезентаций, таких, кок идеал.
Поэтому имеет смысл рассматривать тяжелую утрату, особенно утрату любимого человека
(интерперсонального объекта) кок подкласс аффекта печали (Pollock, 1978).
Процесс скорби по идеалу или любимому человеку при удачном течении ведет к усилению Я и
во многих исследованиях рассматривается как адаптивный. Психопатологический эквивалент печали,
связанный с нарушением процесса скорби, описывается многими в психодинамическом контексте
различных видов депрессии.
См.
депрессия, скорбь.
[12,294,448,690,691,869]
ПОБУЖДЕНИЕ (ИМПУЛЬС) (IMPULSE)
Психически осознанное желание совершить определенное действие. Желания и связанные с
ними мысли могут быть преходящими и кратковременными либо возникать постепенно. В любом
случае побуждение имеет качество побуждающей силы, и, если действие сдерживается, может воз-
никнуть состояние крайнего напряжения.
Обычно побуждения представляют собой фантазии, проистекающие из Оно, хотя выражение
может находить и проистекающая из Сверх-Я потребность в наказании. Как правило, побуждения
пробиваются в сознание тогда, когда ослаблено вытеснение или когда содержание фантазий не-
посредственно связано с мыслями, отношениями или ситуациями. Поэтому психоаналитическая
ситуация и перенос способствуют осознанию побуждений.
По своему характеру побуждения являются эротическими или агрессивными. В повседневной
жизни обычных людей побуждение может стать непосредственной причиной действия, ведущего к
достижению желанной цели. Крайние, неконтролируемые формы таких импульсивных действий
наблюдаются при
расстройствах побуждений.
С другой стороны, большинство побуждений имеют
более сложную судьбу, взаимодействуя с защитными механизмами и выражаясь в различных
компромиссных образованиях, таких как отстроченное удовлетворение или невротические симптомы.
В таких случаях побуждение не обязательно приводит к действию; вместо него оно может проявиться
в обсессиях или фобиях. Например, пациентка, страдающая сильным страхом высоты, благодаря
осознанию своих импульсов начинает понимать, что ее страх высоты появился в результате того, что
она защитным образом обратила против себя гнев и агрессивное побуждение вытолкнуть свою мать
в распахнутое окно.
ПОВЕДЕНИЕ (BEHAVIOR)
Доступные наблюдению образ действий или манера себя вести. Термин распространен среди
аналитиков, но точного определения в психоанализе не имеет. Он тесно связан с понятием
действие,
и иногда оба они используются как синонимы, особенно поведение/действие
противопоставляется мышлению и вербализации в психоаналитическом процессе. Тем не менее
между ними имеются определенные отличия, которые не всегда учитываются. Иногда
поведение
рассматривается как подкатегория
действия;
при этом поведение в отличие от действия
определяется как совокупность внешне наблюдаемых феноменов. В других случаях
поведение
выступает как интегральное понятие, включающее в себя психические, вербальные и моторные
действия (Lagache, 1953).
Понятия
поведение
и
действие
во многом совпадают и различаются в основном тем, что
поведение доступно наблюдению, более комплексно, имеет более выраженные паттерны и
временные характеристики и, как правило, повторяется.
Психоаналитики говорят о
нарушениях поведения
и патологическом поведении, когда внешне
наблюдаемые расстройство поведения имеют признаки выраженной патологии, какую бы причину
они под собой ни имели — органическую (физиологическую) или психогенную.
Бихевиоризм
представляет собой психологическую теорию, утверждающую, что научному
изучению подлежат только наблюдаемые события; в отличие от него психоанализ занимается
явлениями внутренней жизни и подчеркивает важность интроспекции.
Поведенческая терапия
представляет собой форму лечения, основанную на принципах экспериментальной психологии и
теории научения и пытающуюся изменить дезадаптивное поведение с помощью методов
обусловливания. Акцент делается скорее на изменении внешнего поведения, чем на выявлении его
внутренних причин.
См.
действие.
[402,536]
ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ
(BORDERLINE PERSONALITY DISORDER)
Пограничная личностная организация (Borderline Personality Organization)
Пограничное состояние (Borderline State)
Пограничные состояния —
это позиции или промежуточные станции в процессе
декомпенсации от непсихотического состояния в психотическое или в процессе регрессии от
невротического к психотическому уровню психической организации. Термин может использоваться,
например, для описания пациента, который уже не кажется невротическим, но еще не выглядит явно
шизофреническим. В этом значении он был введен в 1953 году Робертом Найтом.
Термин
пограничная личность
охватывает два розных, но частично перекрещивающихся
понятия.
Пограничное личностное расстройство
является описательным феноменологическим
понятием, относящимся к отдельному психиатрическому синдрому — преходящим, обратимым и Я-
дистонным микропсихотическим эпизодам, характеризующимся диффузной импульсивностью, хрони-
ческой раздражительностью, нестабильными межличностными отношениями, нарушениями
идентичности, нередко чувствами скуки и опустошенности, тенденциями к нанесению себе увечий. С
другой стороны,
пограничная личностная организация
(по определению Кернберга, 1967)
является более широким понятием. Оно относится к структуре характера, в которой отмечаются: 1) в
сущности сохранная функция проверки реальности; 2) наличие противоположных и несинтези-
рованных ранних идентификаций, ведущих к недостаточно интегрированной идентичности Я (это
может проявляться в противоречивости черт характера, отсутствии временной непрерывности
самовосприятия, недостаточной аутентичности, неудовлетворенности своей половой ролью и
тенденции к субъективному переживанию внутренней пустоты); 3) преобладание расщепления
(нередко подкрепляемого отрицанием и различными проективными механизмами) над вытеснением в
качестве привычного способа Я обходиться с амбивалентностью и, наконец, 4) фиксация на фазе
восстановления в процессе сепарации-индивидуации, что ведет к нестабильности концепции
Самости, отсутствию константности объектов, чрезмерной зависимости от внешних объектов,
неспособности терпеть амбивалентность и заметном доэдиповом влиянии на эдипов комплекс.
Два этих понятия представляют собой разные уровни абстракции. Первое обозначает
нозологический синдром, второе относится к развитию и структуре психики. Однако оба понятия во
многом перекрываются. Пограничная личностная организация включает в себя все проявления
пограничных личностных расстройств. Вместе с тем существуют и другие личностные синдромы,
которые также относятся к пограничной личностной организации. Они включают в себя
нарциссические, шизоидные и антисоциальные расстройства характера, а также некоторые формы
наркомании, алкоголизма и сексуальных перверсий.
В дескриптивном аспекте пограничная личностная организация присуща индивидам, у которых
явно нестабильное поведение противоречит их внешне более стабильной структуре характера. Лица
с таким диагнозом ведут хаотическую жизнь, они тяжело переносят одиночество, импульсивны,
заняты собой и не способны к самоанализу. Они не могут четко отделять себя от других и используют
других, чтобы избавиться от неприятных чувств или удовлетворить желание чувствовать себя
благополучными. Они также позволяют использовать себя другими. Результатом является, кок
правило, не успех, а постоянная фрустрация, сопровождающаяся злостью и отчаянием. Пограничные
индивиды широко используют защитные механизмы проекции и интроекции и проявляют чувства и
установки враждебности и отвержения. Иногда у них возникают психотические симптомы —
паранойяльные и бредовые. Этим больным недостает интеграции личности, они часто говорят и дей-
ствуют, противореча самим себе.
Относительно того, как наилучшим образом концептуализировать пограничную личностную
организацию, существуют значительные теоретические противоречия. Разногласия касаются прежде
всего происхождения этих состояний: являются ли они следствием конфликта и защиты (как при
психоневрозах), задержки развития, обусловленной неадекватными объектными отношениями, или
отклонения в развитии, основанного на адоптации к патологическим первичным объектам. В
формулировке Кернберга используется традиционная модель психоневроза, однако он во многом
опирается на теоретические построения Мелани Кляйн, касающиеся, в частности, защитного
расщепления и проективной идентификации при конфликтах, связанных с агрессивным влечением.
Британские аналитики, работающие в рамках теории объектных отношении, представления которых
также восходят к концепции Кляйн, для обозначения подобной структуры личности используют
термин
шизоидная личность.
Психологи, занимающиеся проблемами Самости, утверждают, что
пограничным индивидам недостает связности Самости, и поэтому они не способны доже к самым
примитивным формам переноса. Традиционно ориентированные аналитики рассматривают
пациентов с подобными расстройствами в качестве полиневротических личностей, конфликты и
симптомы которых относятся к самым разным уровням развития и, возможно, сопровождаются
структурными дефектами.
Диагностику пограничных личностей легче провести в условиях психотерапевтической или
аналитической ситуации, чем с помощью простого интервью. Однако в большинстве случаев очень
сложно, если вообще возможно, лечить пограничных больных с помощью классической психо-
аналитической техники (даже с использованием параметров), поскольку помимо прочих проблем, о
которых шло речь, они требуют удовлетворения и предпочитают действие вербализации, рефлексии
и пониманию, которые характеризуют психоанализ.
См.
психоз, психоневроз, характер, шизоидный характер.
[3,18,490,491,509,585,830]
ПОДРОСТКОВЫЙ АНАЛИЗ (ADOLESCENT ANALYSIS)
Психоаналитическое лечение, инициирующее нормальный и корректирующее неправильный
процесс развития в подростковом возрасте. Его цель — добиться специфической для подросткового
возраста реструктуризации психики. Работа с состояниями распада и консолидации структуры
строится через создание конфликтов, противодействующих проявлениям инфантильности, о
разрешаемый конфликт относится к розным фазам подросткового возраста. Адоптация личности
подростка к пубертату во многом связана с культурными и социальными условиями. В этом контексте
и оперирует психоанализ.
Общий характер подросткового анализа определяется тем, что в пубертате относительно
слабое Я подростка сталкивается с усилившимися влечениями. Поэтому терапия сочетает поддержку
Я с анализом типичных для этого возраста защит (см.
подростковый возраст).
Аналитик должен
четко различать нормальные и патологические проявления подростковой регрессии и уметь
анализировать ее компонент отыгрывания (защиту от пассивности), особенно при переносе. Перенос
вводит в анализ фиксации на влечении и объекте. Это способствует процессу индивидуации в
подростковом возрасте. Время от времени подросток испытывает потребность воспринимать ана-
литика в качестве 'реального объекта"; благодаря этому происходит изменение Сверх-Я и
формируется взрослый Я-идеал.
Патологические остатки диадической (доэдиповой) стадии являются важными детерминантами
неврозов подросткового возраста и нарушений развития; следовательно, эти ранние детерминанты
должны быть подвергнуты при анализе интерпретации наряду с проявлениями триадической
(эдиповой) фазы. Такой подход позволил модифицировать классическую теорию рекапитуляции и
показать, что диадические полярности и триадические конфликты не только повторяются в
подростковом возрасте, но и разрешаются (Blos, 1979). Диадические однополые привязанности
сохраняются до поздней стадии подросткового возраста, то есть отказ от протоадолесцентной
бисексуальности происходит позже. Гомосексуальные тревоги и склонности, всегда проявляющиеся в
подростковом анализе, анализируются как остатки диадических однополых фиксаций и их эдиповых
последствий. Подростковый анализ пронизывает задача деидеализации Самости и объекта. Этот
процесс приводит к отказу от детского нарциссизма или его трансформации и усиливает способность
к проверке реальности. Он также делает необходимой в подростковом анализе роботу печали (о
которой сигнализирует депрессивное настроение) как предпосылки продвижения к взрослости.
Особенности различных стадий подросткового возраста наряду с внешними влияниями
определяют характер аналитического подхода. В
предподростковом возрасте
(примерно в
возрасте от одиннадцати до тринадцати лет) возросшая гормональная (преимущественно
адреналовая) стимуляция усиливает влияние со стороны влечений. Отделение от родительских
объектов сопровождается формированием групп, состоящих из сверстников подростка, и из-
менениями функционирования Сверх-Я. Доже небольшие телесные изменения вызывают тревогу и
регрессивную защиту. Типичны негативизм и анальный уровень организации Самости и объектов.
Исчезают податливость и уступчивость, характерные для латентного периода детства. Вербальная
коммуникация при лечении является ограниченной, однако более зрелая игровая деятельность
помогает сохранять рабочие отношения с аналитиком. Конфликты со сверстниками и возникающие
интеллектуальные торможения помогают преодолевать сопротивление терапии. С другой стороны,
подросток воспринимает сам по себе анализ кок нарциссическую травму. Благодаря интерпретации и
эмпатическому приятию аналитик помогает ему разрешить конфликты, вызванные ранними
объектными отношениями. В результате тревога и скованность пациента уменьшаются, что
облегчает социальное и интеллектуальное функционирование. Однако этот прогресс нередко ведет к
тому, что аналитик, равно кок и родители, обесценивается, а анализ прекращается.
Ранний подростковый возраст
(примерно от тринадцати до семнадцати лет) ха-