Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4350
Скачиваний: 40
или собственные психические переживания могут ошибочно восприниматься как соответствующие
реальности.
Невыносимые для субъекта мысли и чувства, прежде чем они проецируются, могут
бессознательно подвергаться трансформации, кок это часто бывает в случае паранойяльных
проекций. Фрейд (1911) проанализировал и прояснил этот процесс, описав паранойяльного больного,
отрицавшего свои сексуальные и агрессивные чувства и воспринимавшего себя как жертву
сексуального преследования со стороны распутного и жестокого бога. Напуганный своими гомо-
сексуальными желаниями, больной бессознательно трансформировал свое чувство любви в чувство
ненависти, а затем наделил этим искаженным эрзацем воображаемого бога и других людей.
Проекция становится заметной, когда она перестает действовать эффективным образом;
особенно явно оно выражается у паранойяльных больных. Возможно, по этой причине ее часто
относят к простым и примитивным защитам с чреватыми для здоровья последствиями. Однако еще
Фрейд обратил внимание на то, что дети наивно предполагают, что другие чувствуют точно ток же,
как и они. В дальнейшем аналитики показали также, что проекция может быть характеристикой
симбиотических переживаний в раннем младенчестве. Кроме того, человек, воспринимающий себя
как доброго и соответствующим образом относящийся к другим людям, также может проецировать
свои чувства и установки, не выказывая при этом признаков патологии. С другой стороны, многие
люди осознают, что проецируют собственные представления в 'рисунках', которые они видят в тесте
Роршаха и других проективных методов. Таким образом, проекция присуща как нормальным, ток и
патологическим состояниям. Различие заключается в степени, в которой человек уверен в истинности
спроецированных представлений, то есть в способности человека к
проверке реальности.
См.
защита, теория Кляйн: идентификация, экстернализация.
[269,412,502,646,878]
ПРОРАБОТКА (WORKING THROUGH)
Термин, обозначающий последовательную аналитическую работу, специально направленную
на преодоление сопротивления, возникающего после первоначальных интерпретаций вытесненного
конфликта. Подобное вытеснение объяснялось Фрейдом как 'вытеснение Оно' и рассматривалось им
в качестве особого инстинктивного процесса, 'приглушаемого' в течение длительного времени и
внезапно нашедшего выход через 'приоткрывшуюся дверь'. Фрейд писал: 'Пациенту следует дать
время для изложения переживаний собственного сопротивления, с которым он только что
ознакомился, о затем проработать эти переживания и, вопреки их значению для анализируемого,
преодолеть их; аналитическая работа, таким образом, становится одним из фундаментальных
правил анализа' (Freud, 1914, с. 155).
Целью проработки является достижение максимального эффекта от осознания, то есть
достижение значительных и стойких изменений личности пациента путем модификации способов
проявления и целей инстинктивных влечений. При проработке и аналитик, и анализируемый решают
одну задачу. Эта задача включает индивидуализированный подбор способов аналитической работы,
расширение и углубление анализа сопротивления. Первоначальные интерпретации, нередко
требующие чересчур широкой трактовки и существенных изменений в понимании пациента, касаются
лишь основных тем конфликтной ситуации, они вскрывают также бесчисленное множество вариантов
сопряжения конфликтной ситуации со структурой характера пациента. Но это лишь первый этап
анализа. В дальнейшем анализируемый должен понять, насколько полезным может оказаться для
него осознание и преодоление сопротивления, в том числе вне терапевтической ситуации. Тем более
важным представляется достижение подобного осознания для решения индивидуальных проблем
переноса, понимания конфликтов развития, изменений поведения, чувств, жизненных подходов и
позиций, а также преодоления устойчивых и стойких проявлений сопротивления.
В настоящее время проработка рассматривается как центральный и определяющий аспект
аналитического воздействия и аналитического процесса в целом. Особая необходимость в
проработке возникает в ситуации, когда травматические переживания раннего детства, сочетаясь с
определенными ситуациями и событиями латентного периода, формируют специфическую структуру,
усиливают друг друга и сохраняют психическую реакцию на раннюю травму.
[203,282,387,761]
ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ (PSYCHIC ENERGY)
Гипотетически существующая и, по аналогии с физической, количественно измеримая энергия,
лежащая в основе всякой активности психического аппарата и, следовательно, всех психических
проявлений. Концепция психической энергии в том или ином виде присутствовала во всех теоре-
тических построениях Фрейда. Однако ее серьезные недочеты постепенно вызвали волну резкой
критики, приведшую в конечном итоге к требованиям отказа от концепции (Kubie, 1947, Holt, 1967,
Rosenblatt and Thickstun, 1970). Тем не менее эвристичность понятия
психическая энергия
спо-
собствовала его выживанию.
В 1923 году Фрейд предложил рассматривать два отдельных вида энергии —
сексуальную
энергию
(или
либидо]
и
агрессивную.
Кроме того, с его точки зрения, следует выделить и
нейтральную энергию,
образующуюся в процессе
слияния
сексуальных и агрессивных элементов
влечений, дальнейшей их
десексуализоции
и
деагрессивизоции.
Впоследствии аналитические
исследования доказали наличие в психическом аппарате определенного количества изначальной
нейтральной энергии, не требующей предварительного слияния сексуальных и агрессивных
элементов и их преобразования. Соответственно предполагалось существование отдельной стадии
развития, в которой энергия, равно как и психические структуры, находятся в
недифференцирован-
ном
состоянии. Следует добавить также, что в ранних формулировках Фрейда влечения
(аффекты)
рассматривались
как
равнозначные
по
отношению
к
количественным энергетическим
характеристикам.
В 1894 году Фрейд описывал психическую энергию как '...нечто ...скользящее по поверхности
следовых воспоминаний, подобно тому, как скользит электрический заряд по поверхности тела' (с.
60). Вклад психической энергии в мыслительные процессы, представления и образы был обозначен
термином
катексис.
Соответственно наделенные энергией мысли и представления обозначаются
как
катектированные.
Степень катексиса, то есть связи идей, представлений и образов с
психической энергией, рассматривалась в качестве важнейшего отличительного признака двух
способов мышления — первичного и вторичного процессов. При первичном процессе психическая
энергия относительно подвижна и не является нейтрализованной. Вторичные процессы мышления,
напротив, характеризуются связанной и нейтрализованной энергией, сдерживаемой и управляемой
функциями непосредственной разрядки. Кроме того, принято различать понятие
гиперкатексиса,
объясняющего феномен внимания, и понятие контркатексиса, объясняющего механизмы вытеснения.
Функции психической энергии могут быть либо мотивационными, либо инструментальными.
Накопление психической энергии требует соответствующей разрядки и тем самым поддерживает
такие поведенческие компоненты, как побуждения и влечения. Разрядка психической энергии и
модель редукции напряжения являются центральными для психоаналитической теории мотивации,
основывающейся на подавлении инстинктивных влечений. С другой стороны, психическая энергия
имеет различные инструментальные функции, например, формирование сигнальной тревоги или
содействие переходу бессознательных мыслей и идей в сознание.
Принято считать, что контроль над уровнем энергии в психическом аппарате осуществляется
благодаря ряду
регуляторных принципов. Принцип инерции
(одно из наиболее ранних понятий
Фрейда) гласит о том, что первичные функции психического аппарата, лишаясь энергетической
стимуляции, тут же возвращаются в инертное состояние. Этот принцип, однако, был заменен
впоследствии на
принцип нирваны,
регулирующий проявления влечения к смерти. Впервые
принцип нирваны был использован Фрейдом в работе 'По ту сторону принципа удовольствия' (1920)
для обозначения таких тенденций психического аппарата, которые направлены прежде всего на
снижение уровня энергии до нулевого или близкого к нему значения. Буддистская концепция нир-
ваны, как известно, утверждает, что достижение состояния покоя, блаженства и счастья возможно
лишь на пути 'погашения' или 'замирания' всяческих желаний. Принцип нирваны близок к
принципу
постоянства,
являющегося, по сути, гомеостатическим или вторично уравновешивающим
правилом деятельности организма. Согласно последнему, психический аппарат стремится удер-
живать всякое возбуждение на как можно более низком, близком к минимальному, уровне. Фрейд
рассматривал этот принцип как обязательное условие для сохранения организмом имеющихся
запасов энергии, вполне достаточных для выполнения отдельных действий.
С развитием теоретических положений принцип постоянства был преобразован в
принцип
удовольствия.
В его основу была положена аксиома: всякое человеческое существо ищет
удовлетворения и избегает неудовольствия. Следовательно, преобладающее влияние принципа
удовольствия приводит к поискам разрядки психической энергии. Однако и здесь Фрейду пришлось
признать существование определенных несоответствий между теоретическими построениями и
клиническими наблюдениями:
не всякое удовольствие, связанное с потребностью в разрядке (и наоборот, неудовольствие —
с накоплением психической энергии, например, сексуальное поведение с приятным компонентом
переживаний), подчиняется принципу удовольствия. Поэтому Фрейд предложил ввести в
психоаналитический обиход еще один фактор — ритмичность накопления и разрядки психической
энергии.
Концепция психической энергии является центральной для экономического и динамического
подходов. После их построения все метапсихологические описания психических процессов и
поведенческих проявлений обязательно включали изучение энергетического катексиса и
контркатексиса, определение видов используемой психическим аппаратом энергии (либидинозной,
агрессивной и нейтральной), о также способов ее распределения и развертывания.
См.
инстинктивные
влечения, метапсихология, первичный
процесс, принцип
удовольствия/неудовольствия.
[241,300,303,434,531,734]
ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ (PSYCHIC APPARATUS)
Понимая насущную необходимость объяснения феномена сознания и пытаясь соединить этот
феномен с построениями Фехнера, доказывавшего наличие изменений психической активности в
сновидениях, Фрейд (1900) предложил рассматривать психику как аппарат, '...построенный из
определенного
числа
действующих
частей, располагающихся
в
виде
упорядоченной
последовательности'. Понятие психического аппарата является, таким образом, своеобразной
метафорой, использованной Фрейдом '...с целью облегчить наши попытки понять всю сложность
душевной деятельности, разделить отдельные функции и отнести различные составляющие к
отдельным непересекающимся частям психического аппарата' (с. 536). При этом Фрейд исключал
возможность абсолютно точного копирования анатомических закономерностей размещения и
локализации психических функций. Свою психологическую концепцию он основывал на аналогии с
микроскопом, фотографическим аппаратом и т.п. Подобно образам, возникающим с помощью этих
инструментов, то есть образам, не имеющим осязательного коррелята, 'психическая локальность
соответствует той части этого аппарата, в которой осуществляется одна из предварительных стадий
образа' (там же). Фрейд постулировал также, что составные части сложного психического инстру-
мента представлены специфическими 'органами' или 'системами', расположенными в строго
фиксированном порядке и имеющими, подобно рефлексу, свои чувствительные и моторные
окончания.
Использованноя Фрейдом метафора психического аппарата преследовала еще одну цель —
показать и объяснить возможность доступа воспоминаний, сновидений и отдельных нормальных
элементов мыслительного процесса в сознание, а также их регрессию из сознания. В результате по-
нятие
психического аппарата
приобрело обозначение, выраженное в сокращенной форме как
система Бсз, Псз и Сз (в топографической модели) или Оно — Я — Сверх-Я (в структурной теории).
Основные интегративные функции психического аппарата направлены прежде всего на достижение
полноценной адаптации.
См.
метапсихология, структурная теория, топографический подход.
[249]
ПСИХИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (PSYCHIC DETERMINISMUS)
Согласно центральной гипотезе психоанализа, в психике не существует произвольных и
недетерминированных феноменов. Все психические акты и проявления имеют свою причину и свое
значение, все обусловлены и могут быть поняты в терминах предшествующих каждому отдельному
феномену 'событий'. Всякое психическое содержание, кажущееся на первый взгляд случайным и
непонятным (сновидения, навязчивости, мысли, оговорки и др.), подобно другим естественным
феноменам, строго детерминированы и управляются собственными законами, доже если эти законы
нами еще не открыты.
Психический детерминизм положен в основу фундаментального правила психоаналитической
методологии, гласящего, что анализируемый субъект должен сообщать обо всех, даже наиболее
неожиданных, случайных или кажущихся ему бессмысленными и бессвязными мыслях и
представлениях. Возникающие при этом ассоциации постепенно обогащаются новым содержанием,
доселе скрытым от 'взгляда' пациента. В результате для индивида все более явными становятся
бессознательные мотивы, управляющие его психической жизнью, его чувствами, мыслями и
действиями.
См.
анализ, множественный детерминизм, свободные ассоциации.
[128,252,854]
ПСИХОАНАЛИЗ (PSYCHOANALYSIS)
Раздел знаний, развиваемых Фрейдом и его последователями, который направлен на изучение
психологии человека. Обычно психоанализ принято разделять на три составные части: 1) метод
исследования психики; 2) система знаний о поведении человека
(психоаналитическая теория);
3)
способ лечения эмоциональных заболеваний
(психоаналитическая терапия).
Психоанализ как метод исследования включает использование свободных ассоциаций и анализ
содержания
сновидений, фантазий, представлений
и
аффективного
поведения.
Психоаналитическая методология
призвана систематизировать разнообразные способы
применения отдельных методов анализа психической деятельности.
Психоаналитическая теория
включает фактический клинический материал, полученный
путем аналитических наблюдений, концентрирующихся вокруг организационного принципа
последовательно развиваемых и выстраиваемых гипотез (например, в рамках теории либидо,
метапсихологии, структурной теории). Эмпирические данные и основанные на этих донных гипотезы
могут быть применены для объяснения как нормального психологического развития, ток и
аномальных психических процессов и расстройств.
В качестве терапевтического метода психоанализ эффективен прежде всего по отношению к
пациентам с невротическими нарушениями, хотя в последнее время он находит все большее
применение и при более выраженных расстройствах. Психоаналитические принципы используются
для объяснения и понимания целого ряда психических состояний.
См.
анализ, аналитическая техника.
[128, 131,289,429,849]
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (PSYCHOANALYTIC
PSYCHOTHERAPY)
См.
аналитическая терапия, психотерапия.
ПСИХОГЕНЕЗ (PSYCHOGENESIS)
Термин, обозначающий психологические истоки происхождения нормальных и патологических
психических феноменов. Подходы к пониманию психогенетических взаимосвязей основываются на
неизбежности влияний прошлых (ранних) психических проявлений и процессов на формирование на-
блюдаемых в настоящее время явлений (психический детерминизм). Отдельные феномены и
кажущаяся случайной и необъяснимой непоследовательность их возникновения могут быть поняты
при скрупулезном изучении всей причинно-следственной цепи следующих друг за другом психических
феноменов, являющихся сложным переплетением и взаимодействием сознательных и
бессознательных сил.
Возможность изучения чередований и смены детских конфликтов, проявляющихся на ранних
этапах развития индивида, создается благодаря применению психоаналитической методики, когда
конфликтные переживания предстают перед взором аналитика в виде переноса.
См.
анализ, конфликт, симптом, психический детерминизм, характер.
[203,301,349]
ПСИХОДИНАМИКА (PSYCHODYNAMICS)
Один из важнейших аспектов психоаналитической теории, объясняющий феномены мышления,
чувств и поведения как психические проявления, возникающие в результате взаимодействия
противоположно направленных мотивационных сил. Основное внимание
психодинамики
нацелено
на изучение взаимных влияний различных побуждений, выяснение сущности психических процессов,
развития, прогресса, регресса и фиксации психической деятельности.
Постулаты психодинамики тесно связаны с концепцией трехкомпонентной структуры
психического аппарата: Оно — сфера инстинктивных влечений, Я — сфера 'сдерживающего' органа и
Сверх-Я — сфера влияний совести и мышления. При этом каждый психический феномен несет в
себе представительство всех трех сфер психического аппарата. Напряжение в структуре Оно
понуждает к поискам удовлетворения желаний, то есть к разрядке. Я оценивает степень
безопасности или угрозы, возникающей при вознаграждении желаний, ограничивает фрустрацию,
препятствия и искажения на путях разрядки и в конечном итоге приводит разрядку в соответствие с
требованиями реальности и Сверх-Я. Противостояние этих двух сфер приводит к возникновению
внутреннего конфликта, попытки его бессознательного разрешения могут проявляться в сознании в
виде осознаваемого невротического симптома. Помимо внутренних факторов, влияющих на развитие
всех структур психики, определенное влияние оказывают также наследственные и внешние
воздействия.
При психодинамической интерпретации важное место занимают генетические (причинно-
следственные) и эволюционные аспекты, включающие процессы фиксации и регрессии к более
ранним стадиям развития Я. Так, степень регрессии может определяться природой конфликта и
возможностью его разрешения, то есть специфической опасностью, связанной с удовлетворением
инстинктивных влечений индивида в донной фазе его развития. Если, к примеру, симптом не
обнаруживает связи с нарушением, характерными для данной фазы развития, то из этого следует,
что этот симптом отражает регрессию из более поздней стадии, где и возникла основная проблема
конфликта.
См.
конфликт, метапсихология, реальность, регрессия, структурная теория, фиксация.
[350,603,709,
759]
ПСИХОЗ (PSYCHOSIS)
Форма психических расстройств, характеризующихся выроженной регрессией Я и либидо и
сопровождающихся отчетливой дезорганизацией личности. Психозы принято разделять на две
группы —
органические
и
функциональные.
Органические психозы являются вторичным
расстройством по отношению к физическим (соматическим) заболеваниям, например, сифилиса
головного мозга, опухолей, атеросклероза и др. Функциональные психозы первично связаны с
психосоциальными факторами, а также с биологической предрасположенностью к их проявлению.
Основные типы функциональных психозов составляют
аффективные расстройства
(маниакально-депрессивный психоз) и
расстройства мышления
(шизофрения и истинная
паранойя).
При рассмотрении психозов, в частности, шизофренического типа, имеются существенные
различия в отношении условий их возникновения: с одной стороны, наиболее важным признается
влияние генетических и конституционально-нейроэндокринных, соматических и метаболических
факторов, с другой — онтогенетических и средовых, воздействующих на индивида в сугубо психо-
логической плоскости. Несомненно, однако, что переживания индивида и психологические формы его
реагирования играют немаловажную роль в этиологии и развитии психотического процесса и его
симптоматического оформления.
На феноменологическом уровне основными характеристиками психоза, в зависимости от его
типа, являются: необычное поведение, бредовые, неадекватные по своему размаху и интенсивности
аффективные реакции, отгороженность и выраженные расстройства восприятия и функции проверки
реальности. Нередко встречаются также расстройства восприятия (в частности, галлюцинаторные
переживания), трудности осмысления и обобщения (рыхлость ассоциаций и "блокирование" мыслей),
о также склонность к ипохондрии.
Психоаналитическая концепция психозов Фрейда предполагает существование некой базисной
общности между особенностями протекания психических процессов при психозах и неврозах. Вместе
с тем Фрейд подчеркивал существенные различия между этими двумя типами психических
нарушений. С его точки зрения, лица, страдающие психотическими расстройствами, бессознательно
фиксируются на ранних стадиях либидинозного развития, в частности, на нарциссической фазе.
Такая фиксация приводит к формированию специфической регрессии, то есть к тому, что следует
рассматривать как важнейший признак развития психоза — к изменению отношения индивида к
другим людям и объектам. Пациенты в психотическом состоянии начинают воспринимать других как
отчужденных, 'непонятных' или враждебно настроенных. С таким восприятием сопряжены представ-
ления об измененности или даже нереальности окружающего мира, людей и предметов. Фрейд
считал, что такая симптоматика отражает специфический разрыв пациента с реальностью и является
наиболее характерным признаком психотического процесса.
В течение первой, начальной, стадии развития психоза представления пациента о других
людях и объектах претерпевают существенные искажения; либидо 'освобождается' и катектирует
самого человека, создавая тем самым основу для образования общей для всех психотических
состояний ипохондрической симптоматики. В течение второй стадии — реституционной (обратного
развития) — больной нередко при участии галлюцинаторных либо бредовых построений пытается
рекатектировать объектные представления с целью восстановления контактов с внешним миром.
Однако такое 'восстановление' носит явно патологический характер.
Современный
психоанализ, исходя
из
накопленных
клинических
наблюдений
и
соответствующих теоретических построений, убеждает в том, что поздние концепции Фрейда, в
частности, его структурная теория и концепция регрессии Я, способны объяснить многие клинические
феномены более успешно, нежели ранняя теория либидинозного катексиса и обратного катексиса.
Согласно современным представлениям большинство изменений в сфере функций Я и Сверх-Я при
психическом типе расстройств является специфической защитой, направленной прежде всего против
тревоги. При этом, однако, происходящие изменения психической деятельности настолько массивны,
что их последствия приводят к дезинтеграции объектных отношений, а затем и к отрыву от
реальности.
Психотические и невротические нарушения Фрейд пытался разграничить но основе нескольких
основных признаков. Неврозы — это прежде всего вытеснение запретных желаний и потребностей,
которые исходят из сферы Оно, а затем возвращаются в сферу сознательного в искаженной форме
(симптомообразования). В случае психозов речь прежде всего идет о декатексисе объектных
представлений, то есть об отрыве от реальности и попытках обрести ее вновь. Таким образом,
невротические расстройства характеризуются возвратом в сознание вытесненного материала,
психотические — отрывом от реальности.
При неврозе основная 'борьба' разворачивается между истинными влечениями Оно и
защитными процессами Я; иначе обстоит дело при психозе — Оно (а также отчасти Сверх-Я),
преодолевая защиту Я, вступает в конфликт с фрустрирующей реальностью, в конфликт, превозмочь
который удается лишь с помощью деструктивных фантазий и болезненной компенсации.
Многочисленные клинические наблюдения, в частности, полученные при изучении отдельных
типов психотических расстройств, заставили Фрейда и других аналитиков пересмотреть такие
фундаментальные понятия, как либидо и топографические области психики. Более глубокое
понимание сущности нарциссизма, агрессивных влечений и концепции Самости привели иссле-
дователей к необходимости создания структурной теории влечений и в конечном счете психологии Я.
Правомерность новых теоретических построений все более подтверждают результаты лечения
больных с психотическими расстройствами, а также 'пограничными' состояниями.
Следует сказать, однако, что основным полем деятельности психоаналитической психотерапии
являются все же невротические расстройства, неврозы характера и сексуальные перверсии. Лишь в
отдельных случаях 'расширение этого поля' касается психотических нарушений. В частности, от-
дельные модификации психоаналитической техники в их приложении к лечению психозов
разработаны школой М. Кляйн.
На заре развития психоанализа преобладающей точкой зрения являлось положение о том, что
развитие переноса при психотических нарушениях невозможно, поскольку чрезмерная степень
нарциссизма больного является непреодолимым препятствием. В настоящее время подобные
воззрения большинством аналитиков отвергнуты: кок было показано, образование переноса воз-
можно и при психотических расстройствах. Такой перенос, однако, отличается целым рядом
особенностей, главными среди которых являются его чрезмерная интенсивность и зачастую
искаженность
(психоз переноса).
Его преодоление и разрешение хотя и возможно, но требует
чрезвычайного внимания со стороны аналитика, поскольку такой психоз следует рассматривать как
попытку пациента восстановить объектные отношения за счет других людей.
См.
пограничные личностные расстройство, психоневроз, психотический процесс, психотический
характер, регрессия, тревога.
ПСИХОЛИНГВИСТИКА (PSYCHOLINGUISTIC)
Междисциплинарная наука, объединяющая лингвистические и психологические области знаний
и их применения на практике. Психолингвистика представляет собой своеобразный гибрид этих
областей науки. Лингвистика — дисциплина, направленная на изучение структуры языка, его
основных проявлений и формальных характеристик. Начало современной психолингвистики было
положено работами Соссюра (1911) и Блумфильда в первой половине XX века. Однако истинные
революционные преобразования в эту науку были принесены в конце 50-х годов работами Хомского.
Исследования 'молекулярных структур' языка открыли путь к изучению не только его формальных
характеристик и грамматики, но и природных особенностей. Последующие теоретические обобщения
и преобразования были связаны прежде всего с построением семантических моделей. На первый
план выдвигались прагматические и социально-лингвистические проблемы.С точки зрения Хомского,
лингвисты должны рассматривать 'идеального' носителя языка, действующего в условиях гомогенной
речевой группы. Его подход, таким образом, характеризуется игнорированием конкретного речевого
контекста. С другой стороны, представители социолингвистического направления (Labov, 1972)
выдвигают требование изучать язык в его контекстуальном обрамлении, в конкретной ситуации,
окружающей его носителя.
В область психологических наук принято включать все исследования, посвященные изучению
психических и поведенческих проявлений животных и человека. При этом одним из важнейших
направлений является психология процессов познания и развития. Последняя наиболее тесно
связано с лингвистикой. Именно на стыке этих направлений возникают принципиально важные
вопросы: как и почему различные речевые структуры понимаются и репродуцируются человеком?