Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4333

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В области Я целью анализа является достижение максимально возможной самостоятельности функ-
ций (восприятия, памяти  и  регуляции  деятельности), поврежденных  конфликтом. Кроме  того,
необходимо  устранить  мозаичность  механизмов  защиты  и  прочих  защитных  процессов, чтобы
человек  мог  осознавать, контролировать  и  разряжать  сексуальные  и  агрессивные  влечения, не
испытывая тревоги, чувства вины и неадекватного торможения. Достижение перечисленных целей в
значительной мере облегчает синтез, или интеграцию, разнородных влечений, тенденций и функций.

В  процессе  анализа  редуцируется  интенсивность  конфликта  между  различными  функциями

Оно, Я  и  Сверх-Я, вследствие  чего  взаимодействие  этих  систем  становится  более  гармоничным.
Следовательно, основная задача анализа состоит в том, чтобы сделать эти изменения стабильными
и стойкими.

Эта  цель  аналитической  процедуры  соответствует

конечным  целям  психоаналитического

лечения.

 Последние включают в себя  устранение симптомов  и торможений, изменения  в структуре

характера, улучшение  способности  пациента  устанавливать  и  поддерживать  объектные  отношения,
продуктивно  и  творчески  действовать. Важными  задачами  являются  также  повышение  уровня
самопознания  и  саморазвития, включая  осознание  того  факта, что  полное  совершенство  является
иллюзорным и недостижимым.

Хотя  некоторые  другие  формы  терапии  направлены  на  достижение  тех  же  целей, от  анализа

они отличаются прежде всего своими промежуточными задачами: в отличие от психоанализа в других
формах  терапии  меньший  акцент  делается  на  структурных  изменениях  и  основное  внимание
уделяется  непосредственному  изменению  симптомов  и  поведению. В  психоанализе  главной  целью
является структурное изменение, создающее предпосылку для достижения остальных результатов.

См.

конфликт, психический аппарат, структурная теория, терапевтическая цель.

[81,131,861]

СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД (STRUCTURAL VIEWPOINT)

См.

метапсихология.

СУБЛИМАЦИЯ (SUBLIMATION)

Психический  процесс, определяемый  Фрейдом  двояким  оброзом. Впервые  обоснованной

теоретически в 1905 году, сублимация  рассматривалась как отвлечение инстинктивных влечений от
своих первоначальных целей и объектов  в сторону социально более значимых. Тем самым предпо-
лагалось  наличие  в  структуре  психики  постоянно  действующего  вытеснения. Изначально  Фрейд
полагал, что  все  поведение  проистекает  из  либидинозных  влечений  и  усиливается  ими, при  этом
цель  либидинозного  влечения  нередко  противоречит  требованиям, предъявляемым  индивиду
культурой  и  социумом. Подобные  гипотетические  построения  представляют  собой  попытку  обо-
сновать  существование  социально  значимых, внешне  несексуальных  и  неконфликтных  видов
деятельности — художественного творчества, труда, познания и т.п.

В основу первого определения сублимации положены следующие два момента:
1) аналогия с химическим процессом и
2) поэтическая  метафора  гордости, величия, возвышенности, противоположных  низменному

или  ничтожному. Таким  образом, социально  ценное  поведение  отражает 'очищенный' и  более
'сублимированный' вариант  изначально 'низменного' влечения. Фрейд  изначально  рассматривал
сублимацию  как  превращение  инстинктивного  влечения, позднее — как  функцию  Я, как  особую
форму защиты.

В  своей  первой  формулировке  это  понятие  вызвало  огромную  критику (Bernfeld, 1931; Glover,

1931; Jones, 1941; Kubie, 1962). Определение основывалось на ценностном суждении о социальной
желательности  данного  поведения, сомнительном  подходе  к  дефиниции  психического  процесса.
Даже  если  синтонность  Я  заменить  социально  ценными  целями (как  предлагал  Бернфельд),
исправленное  определение  по-прежнему  не  позволяет  провести  различие  между  сублимацией  и
функцией  Я, которая  стала 'сексуализированной' и  используется  как  защита  характера. Такое
определение не учитывает также степень вторичной автономии (термин Гартманна), которую приоб-
ретает поведение из своего первоначального, предположительно инстинктивного источника. Наконец,
это определение оставляет в стороне сублимацию агрессивных влечений.

Второе определение Фрейда оказалось более абстрактным, включающим в себя теоретически

подразумеваемую (но  клинически  не  наблюдаемую) десексуолизацию  психической  энергии. В  этой
формулировке  сублимация  становится  путем  формирования  черт  характера, а  еще  позже —
необходимым  концептуальным  инструментом  для  осмысления  того, что  Фрейд  считал  крайне
важными  преобразованиями  либидо  в  процессе  развития. В  этом  смысле  сублимация
рассматривалась  Фрейдом  как  центральный  механизм  десексуализоции  либидо  или  как
энергетический  базис  идентификации. Таким  оброзом, вторая  попытка  определения  сублимации,
столь  явно  отличающаяся  от  первой, отражает  приверженность  Фрейда  идее  о  принципиальной
важности  понятия 'психическая  энергия' в  теоретических  представлениях, выраженных  в  его
метапсихологии.

Гартманн  также  попытался  переформулировать  понятие  сублимации  в  чисто  энергетических

терминах. С  его  точки  зрения, сублимация 'относится  к  психическим  процессам, изменяющим
способы  проявления  энергии — от  инстинктивного  по  направлению  к  неинстинктивным' (Hartmann,
1955, с. 223). Таким  образом, сублимация приравнивается либо к нейтрализации либидинозной  или
агрессивной  энергии, либо  к  неинстинктивной, врожденной  нейтральной  энергии, которой
располагает  Я. Следует  отметить, однако, что  концепция  трансформации  психической  энергии,
подвергаемая особо активной критике, в значительной степени утрачивает свою доказательную силу


background image

в  свете  эмпирически  подтвержденных  данных  о  взаимодействии  таких  компонентов, как  дериваты
влечений, идеационное содержание, защиты, аспекты совести (Сверх-Я) и оценка реальности.

Постулируя  врожденную  первичную  самостоятельность  психического  аппарата, Гартманн

имплицитно  признает, что  нет  надобности  предполагать, что  все  поведение  первоначально  имело
сексуальные  или  агрессивные  цели. Следовательно, не  обязательно  привлекать  идею  о  некой
трансформации, такой, кок  сублимация, для  объяснения  всех  проявлений  несексуального  и
неагрессивного  поведения. Так, например, нет  надобности  предполагать, что  использование
зрительного  восприятия  для  получения  полезной  информации  должно  привести  к  сублимации
вуайеризма или скопофилического инстинктивного влечения.

С  клинической  точки  зрения, соответствующие  феномены  представляют  собой  формы

поведения, которые  имели  когда-то  сексуальные  или  агрессивные  цели, но  затем  изменились, в
результате чего их цели не являются ни эксплицитно сексуальными, ни эксплицитно агрессивными,
но являются социально приемлемыми (если не полезными), удовлетворительными на сознательном
уровне, а  также  скорее  адаптивными  и  гибкими, нежели  компульсивными. Термин

сублимация

  вне

связи  с  понятиями  энергии  и  влечений  может  использоваться для  описания  подобных  изменений  в
поведении, оставляя  открытой  возможность  иного  объяснения  их  механизмов, таких, как  научение,
созревание и взаимопроникновение мотивационных систем.

См. инстинктивные  влечения, интернализация, метапсихология, психическая  энергия, Сверх-Я,

функциональное изменение, характер, Я.

[80,118,256,257,303,307,388,418,464, 532]

ТАНАТОС (THANATOS)

См.

инстинктивные влечения.

ТЕЛЕСНОЕ Я (BODY EGO)
Образ тела (Body Image)

Схема тела (Body Schema)

Вначале построения своей теории Фрейд, рассматривая ранние стадии развития Я, относил его

проявления во многом к телесной сфере. Такой взгляд удерживался вплоть до создания структурной
теории (1923). В  этот  период  термин

Я

  употреблялся  Фрейдом  неоднозначно  и  соотносился  то  с

понятием  индивида, то  с  психической  организацией  или  структурой, то  с  образованиями,
обозначаемыми в настоящее время термином

Самость

 (Hartmann, 1964). В современном понимании

Я представляет собой одну из структур психического аппарата, характеризующуюся различными фун-
кциями  и  состоящую  из  важных  подструктур, среди  которых  наиболее  существенными  являются
репрезентации Самости и объектов. На ранних стадиях развития Я первые элементы репрезентации
Самости откладываются в Я, а эти первые образы-впечатления  о себе, кок противоположные  не-Я,
обязательно  основываются  на  телесных  ощущениях. Именно  эти  первичные  телесные
представления, возникающие  на  ранних  стадиях  формирования  образа  Самости, и  имел  в  виду
Фрейд, когда  говорил  о

телесном  Я.

  Основное  внимание  ребенка  сфокусировано  на  кормлении,

поиске  удовольствия  и  избегании  неудовольствия (голода). Таким  образом, рот (благодаря  своей
функции сосания) становится самым ранним ядром возникающей репрезентации Самости, к которому
вскоре добавляются руки (прикосновение, хватание) и глаза (зрение) (Hotter, 1949). Со временем, по
мере  развития  ребенка  и  Я, формируется

схема

  или  паттерн

образа  тела.

  Пополняясь

ощущениями, поступающими  из  области  рта, рук, глаз, головы, а  также  под  влиянием
развивающегося  либидо, образ  тела  становится  все  более  четким. Локомоция  и  вертикальное
положение  тела  добавляют  новые  структуры  и  функции, и  постепенно  рот  и  голова  теряют  свое
физиологическое  и  психологическое  значение. Наконец, в  эдиповой  фазе  и  позднее  в  пубертоте
наиболее катектированной становится область половых органов, которая теперь оказывает основное
влияние  на  формирование  образа  тела. Таким  оброзом, схема  тела  меняется  соответственно
процессам созревания и развития.

Термины  телесное

Я,  образ  Я

  и

схема  Я

искусственно  отделены  от  общей  репрезентации

Самости — в  узком  аспекте  речь  здесь  идет  о  психической  репрезентации  тела  и  его  функций. В
аспекте развития тело является местом, где начинается репрезентация Самости. Но постепенно это
развивается  в  репрезентацию  всей  психофизиологической  Самости  с  прошлым, настоящим,
влечениями, Я и его функциями и, наконец, силами Сверх-Я (Jocobson, 1964).

См.

репрезентация. Самость, Я.

[420,431,451]

ТЕНЬ (SHADOW)

См.

термины аналитической психологии.

ТЕОРИЯ БИОНА (BION'S THEORY)

Уилфред  Р. Бион  родился  в 1897 году  в  Маттре (Индия) в  семье  британского  служащего,

потомка  гугенотов. С  восьми  лет  обучался  в  Англии. Обучаться  психоанализу  начал  в 1930 году  у
Джона  Рикмана, затем  учился  под  руководством  Мелани  Кляйн. С 1962-го  по 1965-й  год  являлся
президентом Британского психоаналитического общества. В 1966 году переехал в Лос-Анджелес, где
работал  вплоть  до  смерти  в 1981 году. Основные  психоаналитические  труды  Биона  посвящены
психологии групп и проблеме психотического мышления.

Бионом  описаны  два  типа  поведения, наблюдающиеся  в  каждой  группе. Они  обозначены  кок

модальность

рабочей  группы

  и  стиль

базисных  допущений.

  Рабочая  группа  определяет  свои

задачи, разрабатывает цели и способствует кооперации членов группы. В своей теории Бион прежде
всего  исследует  вопрос, почему  так  часто  в  группах  не  вырабатывается  рабочий  модус  поведения.


background image

Им  выделены  также  три  вида  базисных  допущений —

зависимость, борьба/бегство

  и

спаривание,

  представляющих  собой  различные  стили  поведения  внутри  группы, ориентированного

не  вовне — на  реальность, а  вовнутрь — на  фантазию. Эти  допущения  нередко  препятствуют
решению  групповых  задач, но  их  энергию  можно  все  же  использовать  для  выполнения  этих  задач.
Базисные  допущения  представляют  собой  отвергаемую  часть  индивида; они, следовательно,
анонимны, действуют безжалостно и поэтому вызывают страх (Rioch, 1970).

Применив  аналитические  концепции  Мелани  Кляйн  к  группам. Бион  сравнивал  их  ситуацию  с

регрессией  к  более  раним  стадиям  психического  функционирования, на  которых  реактивируются
психозоподобные  тревоги  и  примитивные  защиты  от  них, а  именно  проективная  идентификация  и
расщепление (Ganzorain, 1980, 1988). Групповая регрессия препятствует символизации и вербальной
коммуникации  в  группе. Чем  более  выражено  тенденция  к  функционированию  группы  на  уровне
базисных допущений, "тем меньше возможностей для использования вербальной коммуникации из-за
преобладания  невербального  взаимодействия... Группы, по  мнению  Фрейда, будут  приближаться  к
невротическим паттернам поведения, тогда кок, но мой взгляд, они будут приближаться к паттернам
психотического  поведения" (Bion, 1961, с. 181). Одна  из  промежуточных  целей  психоаналитической
групповой  психотерапии, согласно  Биону, состоит  в  необходимости  раскрытия  психотических
проявлений, поскольку '...основной  целью  является  проработка  примитивных  групповых  защит (или
базисных допущений) от  психотических  тревог, присущих  всем  членам  группы, реактивированных  в
регрессивных  взаимоотношениях переноса  в  группе. Однако, как  достичь  этой  цели, он  не  показал'
(Ganzaroin, 1988).

Бион также использовал идеи Кляйн для объяснения особенностей психотического мышления,

в  частности, понятие  проективной  идентификации  и  расщепления, которые  он  рассматривал  как
характерные  защиты 'шизо-паранойяльной  позиции'. Неприязнь  к  реальности, считал  он, способна
обратить  инстинктивную  агрессию  вовнутрь, расстраивая  тем  самым  функции  восприятия, в  ре-
зультате  чего  объективная, внешняя  реальность  не  может  восприниматься  адекватным  образом.
Подобные  нарушения  влияют  также  на  понимание  индивидом  эмоциональной, субъективной,
интрапсихической  реальности. В  результате  функции  оргонов  чувств  и  самосознание, будучи
спроецированными  и  расщепленными  на  множество  отдельных  фрагментов, становятся  дезорга-
низованными. В  дальнейшем приступы  враждебности  нарушают  интегративные  способности, делая
практически  невозможным  развитие  или  трансформацию  мышления  и  тем  самым  ограничивая
психотических  индивидов  в  основном  рудиментарными, неинтегрированными  и  фрагментарными
мыслями.

Бион  изучал  также  взаимодействие  между  аналитиком  и  пациентом, показывая, кок  аналитик

выступает  в  роли 'принимающего', который  интуитивно  понимает  и  трансформирует  сообщения
пациента, включая  вышеупомянутые  спроецированные  бессознательные  тревоги. То, как  действует
аналитик, детально показано в книге Биона 'Внимание и интерпретация'.

Альфа-функция (Alpha Function)

Процесс  восприятия  психикой  и  дальнейшей  трансформации 'сырого' материала

эмоциональных  переживаний (бета-элементов) в  чувствах, мышлении, сновидении  и  т.д. Альфа-
функция  включает  в  себя  многое  из  того, что  принято  называть

первичным  процессом,

  но  также

содержит  некоторые  элементы  вторичного  процесса, в  частности, основанные  на  реальных
переживаниях.

Альфа-элемент (Alpha Element)

Психический  материал, доступный  для  дальнейшей  психической  трансформации, подобно

тому, как  промежуточные  ингредиенты  психического  метаболизма  оказываются  пригодными  для
психического функционирования — в сновидениях, памяти, эмоциях и т.д. Альфа-элементы включают
посредством альфа-функции воспринимаемые структурами Я проявления сенсорного и эмоциональ-
ного опыта (то есть бета-элементы).

Бета-элемент (Beta Element)

Сенсорная часть эмоциональных событий, проявляющаяся либо до осуществления процессов

восприятия  и  трансформации  переживаний (посредством  альфа-функции), либо  в  качестве
ингредиентов  предопыта, которые  стремятся  пробиться  в  психику, но  не  имеют  доступа  к  альфа-
функциям и поэтому не могут трансформироваться в психические элементы. Бета-элементы пригод-
ны только для неосуществленной проективной идентификации.

Задумчивость (Reverie)

Установка, которую  мать, выступая  в  качестве  пригодного 'контейнера', принимает  по

отношению к проекциям ребенка, которые, не будучи абсорбированными материнским 'контейнером',
становятся  причиной 'безотчетного  страха'. Состояние  задумчивости  близко  понятию "первичной
материнской озабоченности" Винникотта.

Контейнер/содержимое (Container/Contained)

Обозначение основы любых отношений между двумя и более людьми, будь то ребенок и мать,

мужчина и женщина, индивид и общество. В большинстве моделей ребенок проецирует часть своей
психики, особенно  неконтролируемые эмоции. Эти проекции абсорбируются матерью, "переводятся'
на  понятный  язык, а  затем, наполненные  смыслом, возвращаются  по  назначению. В  результате
полный  цикл  представляет  собой  трансформацию  детской  проективной  идентификации  в
осмысленное содержание. Эта концепция  близка понятиям

поддерживающей среды

 Винникотта и


background image

объектов Самости

 Кохута.

Понятие/предпонятие (Conception/Preconception)

Соотношение между антиципацией переживания (например/ груди) и его реализацией, в случае

которой понятие возникает в результате трансформации предпонятия. Предпонятия могут быть либо
унаследованными (врожденными  в  смысле  платоновской 'идеи'), либо  приобретенными  на  основе
предыдущего опыта.

[88,89,90,91,92,93,94,344,345,390,725]

ТЕОРИЯ ВИННИКОТТА (WINNICOTT'S THEORY)

Дональд  Вудс  Винникотт  родился  в 1896 году  в  Плимуте (Англия) — оплоте  религиозного

нонконформизма. Его  отец  посвятил  себя  гражданской  деятельности, ценности  которой  были
восприняты и продолжены сыном. Живой интерес к трудам Ч. Дарвина и знакомство с ними убедили
Винникотта  в  необходимости  серьезного  биологического  образования. Сначала  он  поступил  на
биологический  факультет  Кембриджа, а  затем  продолжил  обучение  в  области  общей  медицины  и
педиатрии. Сорок  лет  практической  роботы  в  детской  клинике  предоставили  ему  великолепную
возможность наблюдать за поведением матерей и их детей. Свой первый анализ Винникотт проходил
в  течение  десяти  лет  у  Джеймса  Стрейчи, за  этим  последовал  еще  один  краткий  анализ  у  Джоан
Ривьеры. В 30-е  годы  Винникотт  работал  под  руководством  Мелани  Кляйн, которую  впоследствии
считал своим учителем и наиболее продуктивным после Фрейда психоаналитиком.

В годы Второй мировой войны, в период кризиса Британского психоаналитического общества и

его  раскола  на  последователей  Кляйн  и  Анны  Фрейд, Винникотт  попытался  создать  независимую
группу. Споры  и  дискуссии  укрепили  его  воззрения  на  значимость  факторов  окружения  в  развитии
ребенка, что в определенной степени противоречило взглядам Кляйн.

Наряду  с  педиатрической  работой  и  детским  анализом  Винникотт  занимался  лечением

психических расстройств  у взрослых пациентов. Эта работа заключалась  в достижении того, что  он
называл 'фазой  управления' пациентом, который 'регрессировал  к  зависимости' (значение  термина

регрессия

  Винникотт  понимал  иначе, чем Фрейд). Такие  пациенты  нуждаются  скорее  в  устойчивой

эмоциональной  поддержке  или  заботе, нежели  в  предваряющей  анализ  интерпретационной  работе
(хотя  в  редких  случаях  он  действительно  держал  пациента  за  руку). В  процессе  практической  дея-
тельности  Винникотт  пришел  к  выводу, что  поведение  терапевта  имеет  не  меньшее  значение, чем
его умение хорошо интерпретировать конфликты. Отсюда и его убежденность в важной роли матери
в  раннем  развитии  ребенка. Многочисленные  собственные  исследования  и  наблюдения  позволили
Винникотту  построить  логичную  и  цельную  теорию  раннего  детского  развития, начинающегося  с

состояния беспокойства матери о ребенке

(первичной материнской озабоченности).

В  работах  Винникотта  фигуре  отца  уделяется  значительно  меньше  внимания — он  писал

прежде всего о пациентах, проблемы которых проистекали из ранних взаимоотношений с матерью.

Настоящего  признания  Винникотт  добился  благодаря  разработанной  им  концепции

переходного объекта.

 Он считал, что  потребность ребенка иметь любимый  предмет (игрушку), за

которым  нужно  ухаживать, является  моментом, в  котором  чувство  всемогущества  пересекается  с
влияниями внешней среды. Пытаясь создать  идеальный объект, ребенок  неизбежно сталкивается с
реальными объектами, существующими в конкретной среде. При этом точка пересечения внешнего и
внутреннего становится отправным пунктом  кок для образования чувства безопасности и комфорта,
так  и  для  выявления  парадоксальности  окружающего  мира. Очевидно, что  ребенок  не  в  состоянии
ответить  на  вопрос, является  ли  необходимый  и  незаменимый  для  него  объект  реальностью  или
плодом  его  воображения (этот  же  парадокс сохраняется  и  в  творческой  жизни, включающей  в  себя
игру  и  культурный  опыт  всего  человечества). Винникотт  полагал, что, хотя  люди  должны
прогрессировать  в  направлении  принятия  индифферентности  вселенной, мира 'не-Я', им  требуются
также  минуты  покоя, когда  напряжение, связанное  с  дифференциацией  внутренней  и  внешней  ре-
альности, не нужно поддерживать.

Работая во время Второй мировой войны с делинквентными детьми, Винникотт ввел еще одно

понятие —

антисоциальная  тенденция.

  Он  рассматривал  первые  антисоциальные  действия  как

проявление  чувства  ребенка, что  его  обманули  в  том, что  по  праву  принадлежало  ему, то  есть
прочная  пара  родителей. Винникотт  сумел  проследить  источники  этой  тенденции  у  детей, чье  нор-
мальное воспитание в раннем возрасте было прервано на втором или третьем году жизни.

Идеи  Винникотта  об 'истинной' и 'ложной' Самости  основывались  на  его  наблюдениях  за

последствиями 

ранней 

депривации. Истинная 

Самость 

развивается 

в 

атмосфере

доброжелательности  и  приятия  ребенка

достаточно  хорошей  матерью,

  способной  понимать

значение  спонтанных  жестов  ребенка. Нарушение  этого  процесса  приводит  к  отказу  ребенка  от
аутентичности  и  спонтанности. Он  отвечает  на  враждебный  мир  ложной  Самостью, которая
превращается  в  действительную. Многочисленные  градации  подобных  личностных  расстройств
можно наблюдать в клинической работе.

Идеи Винникотта, представленные в его последней работе 'Использование объекта', получили

признание  лишь  постепенно. Он  всю  жизнь  занимался  изучением  природы  реальности, и  в  этой
работе  он  выдвигает  положение, что  агрессивное  влечение, свойство  любых  отношений, есть
постоянно  формирующая  реальность. Выживая  в  этой  постоянной  деструкции, объект  становится
"используемым'. Это слово не относится к частичному объекту.

Диапазон  и  релевантность  теоретических  разработок  Винникотта  лучше  всего  отражает  его

сборник 'Терапевтические консультации в детской психиатрии'. В кратком взаимодействии с детьми,


background image

часто  с  использованием

игры  в  каракули, в

  которой  он  и  ребенок  поочередно  дополняли  про-

извольную картинку, Винникотт показывает, как можно распознать смысл передаваемых сообщений,
и  на  этой  основе  разработал  способы  интервенции, способные  облегчить  возобновление  развития.
Книга 'Пигля' (1977), посвященная  описанию  случая  маленькой  девочки, показывает, как  он  может
эффективно работать в условиях сокращенного варианта анализа, проведенного 'по требованию'.

Сочинения  Винникотта  рассчитаны  на  разные  аудитории. Многие  его  книги  по-прежнему

популярны  и  среди  читателей-непрофессионалов. Он  не  дает  советов  родителям, но  побуждает  их
выбирать  курс  действий, основанный  на  понимании. Влияние  Винникотта  до  сомой  его  смерти  по-
стоянно росло. На протяжении долгой своей карьеры он оставался представителем психоанализа как
строгого  предприятия, основным  инструментом  которого  являлась  интерпретация  в  контексте
молчаливого и тщательного наблюдения.

Достаточно хорошая мать (Good Enough Mother)

Термин, обозначающий мать, обеспечивающую зависимому от нее ребенку внешнюю заботу и

оптимальные  условия  комфорта. Такая  мать  отвечает  на  симбиотические  потребности  ребенка,
помогая  тем  самым  сформировать  его 'жестовую' телесную  Самость  и  ласково  и  активно  создавая
основы  для  любви  к  объекту. Такая  мать, ограничивая  свои  потребности  и  жертвуя  собственным
временем, действует  в  нужный  момент, то  есть  когда  ребенок  фрустрирован, агрессивен  и  т.п., с
максимальной  эмпатией  и  ответственностью. Тем  самым  ребенок  получает  относительную  свободу
для  выражения  своей  потребности  во  всемогуществе, о  также  удовлетворительный  человеческий
контекст для субъективного смысла своего существования, самовыражения и креативности.

Винникотт  подчеркивал,что 'достаточно  хорошей' мать  становится  отнюдь  не  благодаря

штудированию  пособий  по  материнству, а  за  счет  собственного, естественного  понимания  роли
матери. По  мере  взросления  ребенка  адаптационные  способности  матери  по  отношению  к  нему
постепенно снижаются, и но ее накапливающихся ошибках младенец учится 'видеть', что он вовсе не
столь всемогущ. Как только ребенок теряет чувство всемогущества, он приобретает чувство риска и
дифференцирует агрессивное использование объектного миро.

Забота (Holding)

Термин, обозначающий  обеспечение  матерью  потребностей  зависимого  от  нее  ребенка, а

также  организацию  и  регуляцию  влияний, оказываемых  на  него  со  стороны  внешнего  мира. Забота
отражает естественные способности, умение опекать и сохранять в постоянстве качества достаточно
хорошей матери. Благодаря заботе младенец испытывает чувство всемогущество, рассматриваемое
Винникоттом  в  качестве  одного  из  важнейших  признаков  здорового  развития. Оно  обеспечивает
ощущение  достаточной  безопасности  и  без  соответствующей  заботы  не  формируется. Заботу  или

средовую  мать

  следует  отличать  от

объектной  матери,

  которая, согласно  Винникотту, создает

условия для достижения частичного, направленного на отдельные объекты удовлетворения Оно при
условии, что  объектные  отношения  и  организация  Я  ребенка  достигли  определенного  уровня
развития. Заботливая  среда  должно  подготовить  ребенка  к  более  поздним  стадиям  развития  и  к
более дифференцированным переживаниям, которые они обязательно предполагают.

Понятие  заботливой  среды  использовалось  Винникоттом, Моделлом  и  др. для  кон-

цептуализации  неспецифического  поддерживающего  постоянства, обеспечиваемого  аналитиком  и
аналитической  ситуацией. Регулярность  визитов  и  их  регламентация, ритуалы  прихода  и  ухода,
эмпатия, ровный голос и само постоянство объектов, помещений и их интерьеров вносят свой вклад в
метафорическую  заботу, которая  способна  помочь  сдержать  дезинтеграцию, возникающую  в
процессе терапии.

См.

достаточно хорошая мать.

Игра (Playing)

Винникотт относил себя к тем исследователям, которые придерживаются взглядов на игру как

на разновидность творческого процесса (Шиллер, Гроос, Ранк, Хейзинга, Колло, Брунер). Свободная
игра  с  использованием  игрушек  и  игровых  предметов, дериватов  переходных  объектов  или  фено-
менов, создаваемых в метафорическом воображаемом пространстве (подобно детским забавам без
жестко устанавливаемых правил) расширяет возможности диалога между матерью и ребенком. Таким
образом, термин

игра

  используется  Винникоттом  в  прогрессивном, креативном  значении. Если

истинная Самость (унаследованная диспозиция ребенка) развивается благодаря спонтанным жестом,
то игра становится средством выражения этой истинной Самости.

Игра  является 'работой' ребенка, и  для  некоторых  она  становится  формой  психо-

терапевтического  сотрудничества. В  оптимальных условиях  игра  представляет  собой  активность  Я,
минимально катектированную либидинозной или агрессивной энергией. Игра происходит не только в
потенциальном пространстве между ребенком и матерью, но и между пациентом и терапевтом. Если
психотерапия  осуществляется  в  точке  пересечения  двух  игровых  полей, то  есть  пациента  и
терапевта, то  тогда  свободные  ассоциации  и  аналитическая  интерпретация  составляют  игровую
канву  двух  субъективных  миров — канву, облегчающую  проявление  истинной  Самости  пациента.
Неслучайно  между  игровыми  символами  и  символами  сновидений  существует  тесная  взаимосвязь.
Эта концепция игры может быть легко экстраполирована на область развития речи и речевых игр.

См.

потенциальное пространство.

Игра в каракули (Squiggle Game)

Кратковременный  контакт  с  ребенком, имеющий, согласно  Винникотту, диагностическое  и

терапевтическое  значение. В  этой  игре  терапевт  проводит  произвольную  пинию, которую  затем