Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4330
Скачиваний: 40
позиции. Ребенок может также регрессировать к паранояйльно-шизоидной позиции.
См.
внутренний объект, паранояйльно-шизоидная позиция, репарация, фантазия.
Зависть (Envy)
Одна из наиболее примитивных и фундаментальных эмоций, проявляющаяся в виде
деструктивных импульсов ребенка, действующих с первых дней его жизни. Кляйн полагало, что
зависть имеет конституциональную основу в качестве проявления в психике влечения к смерти.
Впервые она возникает по отношению к хорошей груди — источнику пищи, теплому и комфортному, в
отличие от младенца, переживающего стресс из-за болезненных чувств беспомощности и
зависимости и желающему самому быть тем, кто обеспечивает благополучие. Поэтому он
испытывает деструктивное стремление устранить источник зависти с помощью фантазий об
оральных или анально-садистских нападениях на объект, чтобы 'испортить' или 'похитить' его лучшие
качества. Завистливые 'атаки' ребенка на грудь трансформируют ее в опороченный и обесцененный
объект, который сам уже нуждается в удовлетворении и зависимости.
Выраженное чувство зависти препятствует появлению внутренних репрезентантов хороших
объектов, поскольку они обесценены; подобная зависть может помешать попыткам преодоления
паранояйльно-шизоидной позиции. В таких случаях образ груди, трансформируясь под влиянием
процессов расщепления и проективной идентификации в карательный внутренний объект, может
сформировать ядро 'завистливого Сверх-Я', нарушающего или устраняющего любые попытки
репарации и созидания. Другим способом защиты от зависти являются фантазии об обладании всеми
ценными качествами объекта. Поскольку такая защита предполагает идентификацию с идеализи-
рованным объектом, она может вести к нарциссической переоценке себя.
Зависть следует отличать от
жадности,
нацеленной но обладание всеми ценными свойствами
объекта. Жадность по своей природе является более либидинозной, чем зависть, окрашенная
влечением к смерти.
Чувство
ревности,
предполагающее наличие отношений по типу 'треугольника', появляется
лишь после формирования образов целостных объектов. Это чувство, в отличие от предыдущих,
нацелено на обладание любимым объектом и устранение соперника. Для сравнения, зависть предпо-
лагает двусторонние отношения, связанные с желанием обладать отдельными качествами объекта.
См.
внутренние объекты, идентификация, паранояйльно-шизоидная позиция, расщепление, фантазия.
Идентификация (Identification)
Автоматический бессознательный психический процесс уподобления другим людям в одном
или нескольких аспектах. Как правило, идентификация сопровождает всякий процесс созревания и
психического развития, равно кок и формирование интересов, идеалов, внешних проявлений и т.д.
Идентификация с любимым и уважаемым либо вызывающим страх и ненависть объектом лежит в
основе адаптивных и защитных реакций. В теории Кляйн особый акцент делается на двух типах
идентификации.
При
проективной идентификации
части Самости и внутренних объектов расщепляются и
проецируются на внешний объект, который в таком случае становится 'идентичным' с
расщепленными частями, а также доступным обладанию и контролю. Ее защитными целями
являются слияние с внешним объектом, чтобы избежать сепарации, контроль над деструктивным или
так называемым 'плохим' объектом, угрожающим преследованием индивида, а также предохранение
"хороших' частей Самости посредством отщепления их и проективной идентификации с терапевтом.
Процесс проективной идентификации формируется в рамках паранояйльно-шизоидной позиции и
может сохраняться в течение всей жизни.
Хотя Кляйн и ее последователи использовали термины 'проекция' и 'проективная
идентификация' как эквивалентные и взаимозаменяемые, они предполагают различие:
проекцией принято обозначать только защитный механизм, в то время как проективная
идентификация включает в себя воображаемые объектные отношения. Такое разграничение было
введено Огденом (1982) и подверглось критике со стороны Гротштейно, утверждавшего, что проекция
невозможна без реципиента (контейнера), с которым должна быть идентифицирована проецируемая
часть.
Интроективная идентификация
представляет собой процесс, противоположный про-
ективной идентификации, и предполагает фантазии об оральной инкорпорации объекта, благодаря
которой и происходит идентификация. Интроекция и проекция концептуализируются как непрерывный
процесс, выражающийся в формировании внутреннего мира индивида. Интроективная
идентификация является противовесом проективной идентификации, поскольку ребенок
инкорпорирует то, что он уже идентифицировал кок 'хорошее' (посредством проективной
идентификации), но также 'отщепляет' (проецирует) плохие или опасные аспекты объекта. Подобное
взаимодействие было описано еще Фрейдом (1915), заимствовавшим у Ференци (1904) термин
интроекция.
Таким образом, интроекцию родителей можно понимать как селективный процесс, по-
средством которого Я 'собирает' или 'конструирует' объекты внешнего мира, интроецируя одни его
аспекты и проецируя другие (Heimann, 1952). Идентификация с родителями происходит благодаря
сочетанию этих двух механизмов и выражается в развитии Я и Сверх-Я. Если проективные
механизмы, по-видимому, преобладают при паранояйльно-шизоидной позиции, то Интроективная
идентификация доминирует при депрессивной позиции. Последняя отражает более высокую ступень
созревания; объект является теперь целостным, и не существует больше опасности, что Я будет
разрушено спроецированным влечением к смерти (то есть плохим объектом). Скорее, деструктивные
импульсы ребенка разрушат объект любви. В целом интроективные процессы при этой позиции
являются более интенсивными из-за потребности обладать объектом, интернализировать его и тем
самым защитить от собственной деструктивности ребенка. С другой стороны, Интроективная
идентификация может использоваться также в качестве защитного механизма — интернализации
плохого объекта и идентификации с ним, чтобы сохранить в фантазии ценные свойства внешнего
объекта.
См.
внутренний объект, депрессивная позиция, паронояйпьно-шизоидная позиция, фантазия.
Паранояйльно-шизоидная позиция (Paranoid-Schizoid Position)
С точки зрения Кляйн, Я от рождения обладает способностью к определенной организации: оно
может переживать тревогу, использовать защитные механизмы и формировать примитивные
объектные отношения. Паранояйльно-шизоидная позиция является первой и наиболее примитивной
организацией психического аппарата, распределяющей эмоциональные переживания в отношении
внутренних и внешних объектов в рамках динамических сил, продолжающих оказывать влияние на
протяжении всей жизни, несмотря на все изменения, которые вносит ее противоположная часть —
депрессивная позиция. Основными защитными механизмами паронояйльно-шизоидной позиции
являются расщепление, проективная идентификация, магическое 'всемогущее' отрицание и
идеализация. Вначале ребенок проецирует любовь и ненависть на материнскую грудь, расщепляя ее
на 'хороший' (удовлетворяющий) и 'плохой' (фрустрирующий) объекты. Хороший объект
идеализируется, то есть воспринимается как способный обеспечивать безграничное удовлетворение.
Плохой объект, наоборот, становится внушающим ужас преследователем. Поэтому такая позиция
характеризуется страхом преследования: ребенок боится быть разрушенным плохим объектом.
Поскольку Я еще недостаточно интегрировано, оно прибегает к 'всемогущему' отрицанию,
лишающему преследующий объект силы или реальности.
Термин
шизоидный
использовался Кляйн вслед за Фэйрбейрном для обозначения
расщепления, которому подвергается в фантазии детская Самость, чтобы добиться приемлемых
взаимоотношений с хорошей частью объекта. Второй компонент позиции —
паронояйльный —
представляет персонификацию преследующего внутреннего объекта, вызывающего страх перед
воображаемым уничтожением. Общим знаменателем шизоидных механизмов является 'все-
могущество', с помощью которого ребенок стремится осуществлять контроль над объектом.
Аггравацию, расщепление, страх преследования и чувство всемогущества, присущие паронояйльно-
шизоидной позиции, можно наблюдать в таких состояниях, как пограничные синдромы и прочие при-
митивные психические расстройства, а в менее выраженной форме — у всех людей.
См.
внутренний объект, депрессивная позиция, идентификация.
Расщепление (Splitting)
Чтобы лучше понять этот термин, его следует рассматривать в контексте основных положений
Кляйн, утверждавшей, что действие инстинктов в дифференцированной форме проявляется с
момента рождения ребенка, что фантазия, репрезентирующая психическую активность, также в диф-
ференцированной форме действует с момента рождения и отображает превращения инстинктов, что
инстинкты подразумевают существование объектов, что между ребенком и его объектами существует
комплекс взаимодействий, и, наконец, что термин 'внутренний объект' предполагает процессы
интроекции и проекции между частями детских фантазий и объектов.
В этих теоретических рамках
расщепление
можно определить как примитивный психический
механизм, помогающий ребенку упорядочить переживания первичного инстинктивного хаоса. Уже в
раннем детском возрасте Я вступает в отношения с первичным объектом, грудью, представленной
двумя частями (то есть расщепленной), которые отличаются своими приятными (хорошими или
идеальными) и неприятными (плохими) аспектами. С помощью расщепления ребенок получает
возможность отделять 'хорошие' аспекты груди от 'плохих' аспектов. Кляйн в своей теории
постулирует, что, если ребенок голоден, его крик может выражать фантазию о нападении
преследователя внутри тела — том, где переживаются муки голода. Неприятный аспект груди
приобретает в таком случае значение преследующего объекта. Когда эти хорошие и плохие объекты
интернализируются, они остаются расщепленными, хотя ребенок и пытается спроецировать
переживания, связанные с плохим объектом. Фантазия об идеальном объекте сливается с
удовлетворяющими переживаниями любви и внимания со стороны реальной внешней матери и
подкрепляется ими, тогда кок фантазия о преследовании плохим объектом точно так же сливается с
реальными переживаниями депривации и боли.
В дальнейшем в результате интроективной идентификации с хорошими и плохими объектами
расщепляется Я ребенка, обладающее зачатками организации при рождении. Это становится
причиной несовместимости частей в Я на самых ранних стадиях развития, еще до того, как ребенок
становится способным переживать амбивалентность. Из-за этого разрыва в самом Я, расщепления и
проекции отщепленных частей Я начинает доминировать восприятие ранних объектов и внешнего
мира. Расщепление является характерной особенностью паранояйльно-шизоидной позиции. При
нормальном развитии это позволяет ребенку упорядочивать свои переживания и уметь проводить
различия, и это также служит защитным целям, становясь в конечном счете основой для таких
механизмов, как вытеснение, возникающих при разрешении конфликтов эдиповой фазы, и принятия
амбивалентных чувств по отношению к отдельным объектам в депрессивной позиции. При
выраженной патологии расщепление может привести к фрагментации объектов на насильственные и
враждебные элементы, которые подлежат проекции и реинтроекции. В тяжелых формах это приводит
к патологической диссоциации.
См.
внутренний объект, депрессивная позиция, паранояйльно-шизоидная позиция.
Репарация (восстановление) (Reparation)
Одно из основных проявлений психической активности в депрессивной позиции. Репарация
включает в себя все усилия ребенка уберечь объект от причинения ему зла, прежде всего от
повреждения, угроза которого исходит из собственных деструктивных механизмов ребенка,
обусловленных его завистью и враждебностью. Репарация проистекает из первых детских пережива-
ний удовлетворения, за которыми следует принятие реальной зависимости от материнского объекта.
Эти 'восстанавливающие' усилия тесно связаны с креативными способностями, усиливающими
репарацию и удовлетворение.
Символическое отождествление (Symbolic Equation)
Психический процесс выбора приемлемого символа для объекта, который, однако,
используется конкретно и буквально, словно он идентичен объекту. Например, скрипач, страдающий
шизофренией, не может играть при аудитории, поскольку приравнивает свою скрипку к гениталиям;
игра на скрипке, таким образом, равносильна мастурбации на публике. Сегал (1957) связывал
символическое отождествление с паранояйльно-шизоидной позицией, при которой утрата объекта не
воспринимается и не замещается символом, тогда как в депрессивной позиции утрата объекта
распознается. Утрата объекта стимулирует желание воссоздать объект внутри себя. Креативный
процесс начинается, следовательно,с многочисленных репрезентаций объекта; некоторые из них
являются символами или абстрактными заменами. Аффекты, связанные с первоначальным
объектом, замещаются их субститутами, однако сохраняется четкое различие между субститутами и
объектами, которые они замещают, — смешения, характерного для символического отождествления,
больше не существует. Различные внутренние репрезентанты объекта используются для ком-
пенсации, но не для отрицания, его потери. Таким образом, креативная репарация служит
внутреннему восстановлению утраченного объекта, а креативность и сублимация сами могут
усиливаться при проработке депрессивной позиции.
См.
внутренний объект, депрессивная позиция, идентификация, поранойяльно-шизоидная позиция.
Фантазия (Fantasy)
Фабульная форма сознательных либо бессознательных образных представлений. В теории
Кляйн фантазия определяется как форма психического выражения инстинктов, существующая
предположительно с самого рождения. С самого раннего детства организованная психическая актив-
ность в форме фантазии выражает примитивное отношение ребенка к объектам в аспекте инстинкта,
стремящегося к объектным отношениям. Фантазии рассматриваются в качестве важнейшего
компонента бессознательной психической деятельности, непосредственно отражающего функциони-
рование первичного процесса, в первую очередь — галлюцинаторное исполнение желаний. Однако
они могут выражать также функции Я и Сверх-Я, причем намного раньше, чем это полагал Фрейд.
Конфликты развития, включая эдипов конфликт, и защиты от них, влечения и воздействия, включая
отрицание, вытеснение, всемогущий контроль и репарацию, — все это, по мнению Кляйн, находит
выражение уже но первом году жизни. Образование фантазий происходит задолго до развития
формально организованной речи и в дальнейшем, вплоть до зрелого возраста, их влияние на
внутренний мир остается доминирующим.
Самые ранние фантазии конкретны и связаны с чувством всемогущества. Они первоначально
проистекают из телесных ощущений и репрезентируют инстинктивные цели в отношении объектов
вместе с аффективными интерпретациями сенсорных переживаний. В сущности, они выражают теле-
сные побуждения или желания младенца обладать различными частями материнского (или
отцовского) тело (парциальными объектами, грудью или пенисом). И лишь постепенно ребенок
начинает отличать свои фантазии-желания от тела матери и реальности ее отделения. Осознание
того, что желания — это фантазии, а не реальные факты приобретения, приводит к сомой ранней
ориентировке младенца в действительности.
Хотя фантазии лежат в основе всех защитных механизмов, последние являются более
формализованными, деперсонифицированными и всеобъемлющими. Например, хотя психический
механизм интроекции основан на оральных фантазиях об инкорпорации материнской груди, он также
включает в себя более формальный механизм получения и обработки информации о внешнем мире.
См.
внутренний объект, идентификация.
[196,205,302,381,394,396,426,441,497,
501,503,504,505,506,508,643,769,770,771, 772,773, 842]
ТЕОРИЯ ЛИБИДО (LIBIDO THEORY)
Термин
либидо
впервые появился в работах Фрейда в 80-х годах прошлого века; им
обозначалось сексуальное желание или влечение. Позднее он использовал этот термин в
узкотехническом смысле, о также в связи со своей концепцией инстинктивных влечений (1905).
Либидо стало обозначать центральную для психоаналитической теории идею, что сексуальное
желание или сексуальная стимуляция индивида продолжается в течение всей жизни, раскрываясь в
разнообразных поведенческих и психических проявлениях, связанных с тем или иным их общим
сексуальным, или — чтобы указать более широкий, психоаналитический смысл этой идеи, —
либидинозным компонентом. Таким образом, сексуальность как инстинктивное влечение можно
назвать
либидинозным влечением;
воспринимаемый импульс можно назвать
либидинозным им-
пульсом;
человек или предмет, притягивающий к себе и удовлетворяющий такие импульсы, может
называться
либидинозным объектом.
Это понятие включает в себя также аффекты и вожделение.
Аффективные или сексуальные связи с другим человеком можно назвать
либидинозной
привязанностью.
Все перечисленные термины обозначают базисное единство сексуальных вле-
чений, объектов и привязанностей.
формально
теория либидо
было описана Фрейдом в 1914—1915 гг. К тому времени либидо
стало рассматриваться также как форма психической энергии (по аналогии с физической энергией),
которую можно инвестировать в различные психические репрезентанты и структуры психики. Такое
инвестирование Фрейд назвал
катексисом.
Будучи формой энергии, либидо может разряжаться в
виде сексуального удовлетворения или катектировать (быть инвестированной) в психические
структуры. Нарушение адекватной разрядки либидо может выражаться в 'состояниях застоя',
имеющих непосредственное отношение к формированию острых невротических симптомов. Фрейд
постулировал наличие реципрокных отношений между количеством либидо, инвестированным в
самого себя (репрезентация Самости) и количеством либидо, инвестированным в репрезентацию
объектов (объектная репрезентация). Эти размещения либидо Фрейд называл
либидо Я
и
объектным либидо.
Несколько позже Фрейд описывал некоторые клинические ситуации в терминологии либидо.
Лица, с
легкостью
устанавливающие
отношения
переноса
и
хорошо
поддающиеся
психоаналитическому лечению, описывались Фрейдом как обладающие
пластичным либидо.
Те,
кто не был доступен таким изменениям, трактовались как обладающие
вязким либидо
(1937). Фрейд
также предпринял попытку классифицировать характеры в соответствии с
либидинозными типами
(1931).
Теорию либидо часто путают с другой, связанной с ней, но все же самостоятельной теорией
инстинктивных влечений. Либидо иногда также понимают в 'энергетическом' смысле; такой подход,
однако, является спорным. Наиболее важной особенностью теории либидо является идея об общем
причинном факторе разнообразных состояний удовольствия и привязанностей индивида на
протяжении его жизни. Этот причинный фактор помогает объяснить также количественные изменения
в психической жизни (степень выраженности чувств, побуждений, привязанностей и т.п.). Важно
помнить, что либидо является лишь аналогом физической активности, но не ее формой. Способов ее
измерения и даже подходов к этому не существует.
См.
инстинктивные влечения, катексис, симптом, характер.
[203,256,280,285,317,322]
ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (OBJECT
RELATIONS THEORY)
Система психологических взглядов, основанная но постулате, согласно которому психика
состоит из элементов, взятых из внешних, первичных аспектов функционирования других людей. Это
происходит через посредство процессов интернализации. Такая модель психики объясняет психичес-
кие функции с точки зрения отношений между различными интернализированными элементами.
Понятие объектных отношений используется во многих теориях: 1) мотивации вза-
имоотношений; 2) развития взаимоотношений от примитивных в детском возрасте до комплексного
психического функционирования у взрослого; 3) в теории структурных аспектов или отдельных
паттернов взаимоотношений, характеризующих индивида. Впервые внимание к этим теориям
привлекла работа Кляйн, Фэйрбейрна, Винникотта и Болинта; их теории объектных отношений
привели к созданию британской школы в психоанализе. Свой вклад внесли также и другие
исследователи — Кернберг, Лёвальд, Мейснер, Моделл, Шефер, Стопоров, Кохут и Сандлер. Отчасти
эти теории проистекают из наблюдений самого Фрейда относительно влияния объектов на развитие
Я. Некоторые теоретики, в частности Кернберг, предприняли попытку объединить различные аспекты
теории объектных отношений с классической фрейдовской теорией.
См.
интернализация, теория
Винникотта, теория
Кляйн, теория
Фэйрбейрна.
[152,196,492,507,512,751,885]
ТЕОРИЯ ФЭЙРБЕЙРНА (FAIRBAIRN'S THEORY)
Теоретическая система Рональда Фэйрбейрна основана на клинических исследованиях
сновидений и работе с истерическими и шизоидными больными. В основе патологии последних он
обнаружил травматические переживания ребенка, которые заставляют его чувствовать себя нелюби-
мым. Когда врожденные стремления к взаимодействию, особенно те, что основаны но
инкорпоративных желаниях, не находят ответа, эти дети начинают чувствовать, что их любовь было
плохой или никчемной. Депривация не только усиливает их оральные потребности, но и придает им
агрессивное качество, а фрустрация, вызванная отсутствием материнской любви, становится причи-
ной восприятия этими пациентами своей любви как требовательной и агрессивной. В результате они
отказываются от спонтанных отношений с матерью и чересчур погружаются во 'внутренний мир', тем
самым расщепляя Эго на две части — взаимодействующую с внешними фигурами и связанную с
внутренними объектами.
Мелани Кляйн, работы которой во многом повлияли на взгляды Фэйрбейрна, в свое время
постулировала существование первой критической фазы развития ребенка, когда тот начинает
защищать интернализированную им мать от деструктивных импульсов, исходящих от влечения к
смерти. Эту фазу, характеризующуюся тревогой по поводу утраты хорошего объекта, Кляйн назвала
депрессивной позицией.
Фэйрбейрн считал, что в этой фазе ребенок должен достигнуть уровня
структурированной внутренней безопасности, тесно связанной с образом хорошей матери. Усиление
тревоги обусловлено не столько утратой хорошего объекта, сколько угрозой потери зарождающейся
Самости, то есть дезинтеграции на фрагменты, эквивалентной смерти или сумасшествию.
Заимствовав термин Кляйн, Фэйрбейрн предложил называть эту первую критическую фазу
шизоидной позицией.
Тесно связанные между собой, депрессивная и шизоидная позиции рассмат-
риваются им как источник дефектов развития, угрожающих формированию Эго. Разделяя взгляды
Кляйн относительно сведения всех компонентов развития к этим двум ранним позициям, Фэйрбейрн,
однако, не принял ее концепцию влечения к смерти. Он в большей степени делал акцент на факторах
внешней среды, а именно на качестве материнской любви и заботы как решающих для раннего
развития.
Фэйрбейрн пришел к выводу, что теория либидо должна быть заменена теорией, основанной
на сугубо психологических факторах отношений с матерью, а затем и с отцом, о не на гипотетических
инстинктивных энергиях и зональной разрядке напряжения. То есть Фэйрбейрн утверждал, что
основное внимание психоаналитик должен уделять не трансформациям инстинкта, а событиям в
рамках отношений зависимости от других, без которых развитие невозможно.
Клинические наблюдения позволили Фэйрбейрну разработать собственную концепцию,
названную им теорией объектных отношений личности. Его модификация психоанализа включает два
существенных отступления от Фрейда. Во-первых, Фэйрбейрн понимал Эго как структуру, существу-
ющую с самого рождения, а не как развивающуюся из Ид в результате его отношений с реальностью.
Эго располагает собственной энергией, не заимствованной из Ид. Это идея соответствовала
представлениям современной физики, согласно которым энергия не мыслится вне структуры или
материи. Рассматривая либидо как функцию Эго, а агрессию кок реакцию на фрустрацию или
депривацию, Фэйрбейрн обходится без понятия независимого Ид.
Второе отступление Фэйрбейрна касается самой энергии, для обозначения которой он
оставляет лишь прежнее название 'либидо'. В его концепции Эго направлено не на поиск
удовольствия, как у Фрейда, а на поиск объекта. Цель либидо, согласно Фэйрбейрну, состоит не в
ослаблении напряжения, а в установлении удовлетворительных взаимоотношений. Поэтому, будучи
нацеленным на удовлетворение базальной человеческой потребности — отношений с другими, —
ребенок с самого рождения ориентируется на окружающую реальность. Это положение соответствует
современным биологическим концепциям, согласно которым организм ребенка представляет собой
функциональную целостность, существующую в специфических условиях внешней среды. Фэйрбейрн
оспаривает точку зрения Фрейда об активации ребенка инстинктами или другими силами,
связанными с эротогенными зонами. Ребенок прежде всего ориентирован но мать, достижению
удовлетворительных отношений с которой служат эротогенные зоны. Они, следовательно, являются
не более чем 'техническими средствами' или 'каналами', необходимыми для выражения
либидинозных потребностей ребенка в его отношениях с объектами, о не источником либидинозных
стимулов или первичными детерминантами либидинозных целей.
Постепенно Фэйрбейрн разработал модель психической структуры. Используя концепцию
Кляйн о внутреннем мире воображаемых отношений, он разработал системный теоретический
подход к изучению нормального развития и формирования патологических состояний,
представленный в терминах динамических структур Самости. Структурная модель Ид — Эго —
Супер-Эго заменена им на
базисную эндопсихическую структуру,
единую, всеобъемлющую
психическую структуру, для обозначения которой он сохранил термин 'Эго'. Будучи источником
энергии, Эго с самого начала ориентировано на внешнюю реальность и установление отношений с
первичным объектом — грудью матери. Развитие психической структуры происходят постепенно —
от чистого Эго через процессы интернализации, расщепления и вытеснения материнского объекта.
Неизбежные неудовлетворенность и фрустрация во взаимоотношениях ребенка с матерью,
особенно связанные с сепарацией, приводят к интернализации объекта, одновременно и
удовлетворяющего, и не удовлетворяющего. Реакция ребенка амбивалентна, возникает тревога,
чувство безопасности нарушено, появляются защитные действия.
Расщепление,
которое Фэйрбейрн
рассматривал как универсальный психический феномен, необходимый для того, чтобы справиться с
фрустрацией и чрезмерным возбуждением ранних человеческих отношений, является нормативным
(хотя иногда и патологическим) защитным механизмом, способствующим дифференциации и орга-
низации Эго (Самости). Доступные объективации аспекты объекта отщепляются и вытесняются,
образуя внутренний мир. Одни внутренние объекты репрезентируют людей в целом, другие — такие
части, как грудь или пенис. Эти целостные или частичные объекты могут вытесняться или
проецироваться но внешние объекты. Наиболее выраженные качество предшествующей,
недифференцированной структуры репрезентации объектов, называемой
исходным объектом,
расщепляются на два парциальных 'плохих" объекта —
отвергающий объект,
то есть
фрустрирующий или преследующий, и
возбуждающий объект,
то есть привлекающий к себе,
соблазнительный (доэдипов материнский парциальный объект, грудь, и эдипов объект, пенис, отец,
регрессивно
воспринимаемый
как
парциальный
объект). Остающееся
ядро
является
десексуализированным, оно включает в себя
идеальный объект,
то есть изначально
интернализированные как комфортные и удовлетворяющие аспекты груди. Исходный объект
включает в себя любовь и ненависть ребенка. В дальнейшем он разделяется на
принятый объект
(прежний
термин
для обозначения
идеального
объекта) и
отвергнутый объект,
интернализированный плохой объект с двумя компонентами или
дополнительными объектами—
возбуждающим и отвергающим— подвергается вытеснению со стороны центрального Эго. В своих
ранних работах Фэйрбейрн рассматривал
принятый (идеальный) объект
как "ядро Супер-Эго'