Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4067

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

каждого мужчины.

Классический миф, использованный Софоклом в драме 'Царь Эдип', рассказывает о фивонском

царе Лае, которому оракул предрек, что он будет убит своим еще не рожденным сыном. Когда царица
Иокаста  родила  мальчика, царь  велел  отвезти  ребенка  в  горы  и  бросить  его  там, чтобы  мальчик
погиб. Однако  младенца  нашел  пастух  и  отнес  его  царю  Полибосу, усыновившему  мальчика. Став
юношей, Эдип покинул Коринф; случай свел его с Лаем на перекрестке дорог. В споре, кому пройти
первым, Эдип убил царя, своего отца. На пути в Фивы он встречает Сфинкс, преграждавшую дорогу в
город и требовавшую от всякого путника разгадать загадку. В случае неудачи путник должен умереть.
Эдип разгадал загадку, и униженная Сфинкс умерло. Благодарные Фивы отдали Эдипу царский пре-
стол  и  сделали  мужем  Иокасты. Однако  боги  не  могли  смириться  о  кровосмешением, даже
неосознанным, и наслали но Фивы  тяжкий мор. Согласно предсказанию оракула, для избавления от
мора  нужно  найти  убийцу  Лая. В  пьесе  Софокла  Эдип, поклявшийся  раскрыть  преступление  и  тем
спасти город, узнает, что убийца — он сам и женился он на своей матери. Конец Софокловой драмы
трагичен: Иокаста вешается, а Эдип выкалывает себе глаза заколкой от ее хитона.

Кок  свидетельствуют  биографы, знания  Фрейда  о  вариантах  мифа  не  отличались  особой

точностью. Дальнейшие психоаналитические интерпретации подчеркивают грех Лая — высокомерное
богохульство, что и навлекло на него столь ужасную судьбу. Юный наследник фиванского трона, Лай
бежал от дяди-узурпатора. Во время странствий Лай нашел пристанище у царя Пелопса. Когда Лай
похитил  и  развратил  незаконного  сына  Пелопса, его  былой  хозяин  потребовал  мести  за  поругание
гостеприимство  и  покровительства. Пелопс, вместе  с  Зевсом  и  Герой, проклял  Лая  за  поругание
священных  ценностей  гостеприимства  и  покровительства. Они  обрекли  Лая  его  судьбе — быть
убитым собственным сыном и уступить ему свое место на супружеском ложе. То, что Фрейд опустил
этот  фон  в  своем  пересказе, могло  привести  его  последователей  к  переоценке 'положительных'
эдиповых  элементов  драмы  и  конфликта, не  принимая  во  внимание  мотивы  гомосексуальности  и
детоубийства, служащие  противовесом  отцеубийству. Впоследствии  Фрейд  поправил  свои
представления, отразив  их  в  описаниях  случаев  и  автобиографическом  приложении  к  книге  о
сновидениях.

С  эдиповым  комплексом  связан  целый  ряд  терминов. Некоторые  авторы  рассматривают

эдипову  фазу  развития

 (от 2,5 до 6 лет) в  качестве  эквивалента  фаллической  фазы, другие

используют этот термин для обозначения конечного этапа фаллической фазы, когда эдипов комплекс
оформляется структурно и динамически. В этот период фаллические цели направлены на специфи-
ческий  объект, а  не  на  нарциссические  заботы; они  становятся  объектом  интрапсихических
конфликтов, в  котором  участвуют  Оно, Я  и  императивы  Сверх-Я; с  ними  справляются  посредством
основанных  но  вытеснении  защит  высокого  уровня. И  фаллические  устремления  сами  по  себе, и
треугольник объектных отношений, и психические структуры, в которые они включены, имеют пред-
шественников  в  развитии. Многие  исследователи  выделяют  доэдипову  генитальную  организацию,
первичную  женственность  и  мужественность, родительские  амбиции, кастрационные  реакции  и  др.;
все  это  возникает  до  собственно  фаллической  эдиповой  фазы. Некоторые  обсуждают  наличие  на
втором  году  жизни  соперничества  и  прототипических  конфликтов, включающих  диф-
ференцированные и специфические для пола реакции на мать и отца и идентификации с матерью и
отцом.

Следует  также  добавить, что  эдипово  организация  индивида  меняется  в  течение  всей  жизни

(особенно в подростковом возрасте).

Многочисленные  конфликтные  характеристики  комплекса  принято  обозначать  термином

эдипов конфликт.

 Стремление к сексуальному единению (исходящее из Оно) вступает в конфликт с

ограничениями, налагаемыми Я и Сверх-Я, что в итоге приводит к возникновению страха кастрации.
Кроме того, существуют конфликты, коренящиеся в антитетических положительной и отрицательной
фазах  комплекса, активных  и  пассивных  целях  влечений, мужской  и  женской  идентификациях  в
фантазиях  о  сексуальном  единении. Эти  конфликты  могут  питать  друг  друга. Так, например, страх
кастрации кок страх возмездия со стороны отца может накладываться на страх кастрации, связанный
с желанием родить от него ребенка. Хотя в эвристическом плане возможно выделить специфические
единицы  конфликтов, фактически  интер- и  интрасистемные  конфликты  переплетены. Кроме  того,
влияние  на  их  проявления  оказывают  кок  предшествующие, так  и  более  поздние  особенности  и
дефекты  развития, могущие либо усиливать, либо маскировать эдипову внутрипсихическую борьбу.
Многие авторы считают, что эдипов конфликт играет решающую роль в каждом клиническом анализе.

В  клинических  дискуссиях  часто  употребляются  еще  два  термина  меньшей  концептуальной

значимости. Говорят, что, когда  ребенок  завоевывает  большую  часть  любви  и  внимания  родителя
противоположного пола, появляется

эдипов триумф.

 Например, мать, будучи агрессивным членом

семьи, обожает  сына, одновременно  проявляя  презрение  к  мужественности  своего  мужа. Другая
ситуация, приводящая к эдипову триумфу, — переживаемая в детстве смерть родителя своего пола.
Многое  авторы, особенно  Эрнест  Джонс  в 'Гамлете  и  Эдипе' (1949), подчеркивают  трагичные  и
фатальные  последствия 'вознаграждения' этого  вытесненного  и  сознательно  неприемлемого
желания. Термин

эдипова  ситуация

достаточно  произвольно  относят  к  конгломерату  фазы,

конфликта  и  комплекса; она  специфична  для  психического  развития  конкретного  человека,
проявляясь в его фантазиях при мастурбации, семейных любовных историях. Еще одно применение
термина касается отдельных жизненных ситуаций или событий, пробуждающих фантазии, чувство и
формы поведения, вытекающие из эдиповой фазы развития.

См.

детская сексуальность, психосексуольное развитие.


background image

[49,104,163, 238,249",307,467,478,479, 566,733,792]

ЭЙФОРИЯ (EUPHORIA)

Состояние  хорошего  физического  и  психического  самочувствия, сопровождающееся  веселым

настроением  или  ликованием. Как  правило, это  состояние  вызывается  искусственным  путем,
неестественно. Эйфория  связано  с  попытками  повторно  пережить  счастливое  или  радостное
настроение, которое  не  может  возникнуть  произвольно. Как  и  восторженное  настроение, она  не
соответствует действительной интрапсихической или внешней реальности. Вместе с тем эйфория не
сопровождается  гиперактивностью, характеризующей  маниакальные  или  гипомониакальные
состояния.

Обычно  эйфория  вызывается  увеселительными  мероприятиями, разрешением  сложных

жизненных  проблем  или  уходом  от  большой  ответственности; искусственно  эйфорию  вызывают
алкоголь  и  стимулирующие  средство (амфетамин, кокаин  и  т.п.). Крайние  формы  эйфории
проявляются  в  органических, токсических  и  травматических  синдромах  головного  мозга.
'Индифферентная  эйфория' — веселое  настроение  без  соответствующей  глубины  аффекта — опи-
сано при шизофрении.

См.

настроение, эйфория.

[99,254]

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД (ECONOMIC VIEWPOINT)

См.

метапсихология.

ЭКСГИБИЦИОНИЗМ (EXHIBITIONISM)

В  широком  смысле  термин  употребляется  для  обозначения  действия, направленного  на

привлечение внимания к себе. Эксгибиционизм, будучи одним из парных компонентов влечений, или
парциальным влечением (описан Фрейдом в 1905 году в качестве составной части детской сексуаль-
ности), проявляется, как  правило, в  фаллической  фазе  в  виде  детских  желаний  обнажать
собственное  тело, в  частности  гениталии. Он  тесно  связан  с  другим  частным  компонентом —
скопофилией  и, по  сути, может  рассматриваться  кок  обращение  взгляда  на  себя. Место  гениталий
могут  занимать  другие  части  тела  или  тело  в  целом, вместо  них  могут  демонстрироваться  также
достижения и поведение.

В более узком смысле термин

эксгибиционизм

 употребляется для  обозначения  перверсии  у

подростка или у взрослого (почти исключительно мужского поло), при которой обнажение гениталий и
их  показ  другим  необходимы  для  полного  удовлетворения  при  оргазме. Эксгибиционизм  как
перверсия впервые был описан в 1877 году Ласегом.

В  психоанализе  термин

эксгибиционизм

используется  в  основном  в  значении, не

относящемся  к перверсии. Эксгибиционизм  как перверсия психоаналитическому лечению  обычно не
поддается.

См.

компонентные влечения, перверсия, скопофилия.

[21,543]

ЭКСПРЕССИВНАЯ ТЕРАПИЯ (EXPRESSIVE THERAPY)

См.

психотерапия.

ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ (EXTERNALIZATION)

Термин, обозначающий  общую  направленность  психических  процессов, выражающуюся  в

приписывании  индивидом  атрибутов  внутренних  феноменов  внешнему  миру. Эти  процессы  можно
рассматривать  как  противоположные  интернализации. Инстинктивные  желания, конфликты,
настроение  и  способы  мышления (когнитивный  стиль) могут  проецироваться. Так, чувство  злости  и
агрессивные импульсы могут быть причиной того, что ребенок начинает бояться чудовищ, обитающих
в  темноте, дикарь  верит, что  джунгли  населены  злыми  духами, а  параноику  повсюду  мерещатся
преследователи.

Фрейд (1911) описал  паранойяльную  проекцию  в  случае Шребера, послужившую прототипом:

любовь  трансформируется  в  ненависть, которая  затем  экстернализируется; в  процессе  такой
трансформации  чувств  объект  и  субъект  меняются  местами. Позже  Новиком  и  Келли (1970) были
описаны  другие  формы  экстернализоции:

генерализация —

  нормальный  с  точки  зрения  развития

способ мышления, позволяющий ребенку считать, что он воспринимает окружающий его мир так же,
как  и  другие, и  защитная  экстернализация, когда  собственные  качества  проецируются  и  причинно
связываются  с  другими  людьми. На  разграничении  отдельных  типов  экстернализации  особо
настаивают детские аналитики (Furman, 1980; Sandier, Kennedy & Tyson, 1980). Они утверждают, что
экстернализация, обнаруживаемая во время работы с детьми, может быть выявлена и у взрослых.

Анна  Фрейд (1965) предостерегает  от  смешения  понятий  экстернализации  и  переноса.

Развивая  ее  точку  зрения, Берг (1977) и  Новик (1982) провели  разграничение  между

экстернализированным  переносом

  и

дифференцированным.

  В  первом  случае  аналитику

приписывается  часть  внутреннего  мира  пациента — импульсы, запреты  Сверх-Я, репрезентанты
Самости, отдельные  функции  Я (проверка  реальности  и  др.). Могут  экстернализироваться  также
патологические  семейные  отношения. При  дифференцированном  переносе  на  аналитика  про-
ецируются детские цели, направленные на ранние объекты.

Процесс  экстернализации  охватывает  широкий  спектр  нормальных  и  патологических

феноменов, как адаптивных, так и защитных. Способность  индивида к экстернализации может быть
использована в живописи, поэзии, литературе и других областях культурной деятельности. Она также
является  основой  проективных  психологических  тестов, таких, как  тест  Роршаха. Концепция
экстернализации позволяет сопоставить и даже объединить внешне противоположные теоретические
направления: например, кляйнианское понятие

проективной идентификации

 можно понимать как


background image

особый тип экстернализации, а принадлежащие Кохуту понятия

зеркала

 и

идеализирующего пере-

носа —

 как формы экстернализированного переноса.

См.

защита, интернализация, перенос, проекция.

[75,240,269,335, 637, 638,750]

ЭКСТРАВЕРСИЯ (EXTRAVERSION))

См.

термины аналитической психологии: типология

ЭМПАТИЯ (EMPATHY)

Особый способ восприятия и постижения психологических состояний других людей. Буквально

эмпатия

  означает 'вчувствование' в  другого  человека — в  противоположность

симпатии,

  то  есть

'сочувствию'. Термин

эмпатия

  восходит  к  эстетике  и  психологии XIX века, когда  эмпатией  обозна-

чался  способ  понимания  и  объяснения  объекта, основанный  на  моторной  имитации  и  выводах  из
наблюдений над собственными кинестетическими ощущениями.

Способность  к  эмпатии, по-видимому, связана  с  развитием  довербальных  взаимодействий

между  матерью  и  ребенком, когда  желания  и  потребности  совпадают  с  реакциями  на  них.
Возможность  подобных  совпадений  является  важнейшей  предпосылкой  аналитической  практики. В
аналитической  ситуации  эмпатия  является  следствием 'свободно  парящего  внимания' и  развитой
автономии  аналитика, представляющей  собой  важный  компонент  его  рабочего  Я. Аналитик  не
должен  относиться  к  эмпатии  как  к  мистическому  или  трансцендентному  феномену. Вербальная  и
невербальная  активность  пациента, его  аффекты  во  время  аналитической  работы  вызывают  у
аналитика резонирующие, так сказать, параллельные состояния. Самовосприятие или интроспекция
аналитика становится в таком случае источником информации о пациенте. Эмпатия, следовательно,
представляет  собой  временную  и  частичную  регрессию  Я, обеспечивающую  легко  обратимую
идентификацию с анализируемым и тем самым служащую аналитическому процессу. Эмпатия может
возникать в отсутствие вербальной коммуникации и понимания; в таких условиях она проявляется как
реакция на переживание утраты аналитических взаимоотношений.

Эмпатия — процесс  предсознательный, автоматический  и 'беззвучный'. Она  сосуществует  с

другими, более объективными способами получения информации о чувствах и поведении поциента.
Чтобы  добиться  полного  аналитического  понимания, непосредственные, эмпатические  впечатления
должны соотноситься и интегрироваться с другой информацией. Таким образом, эмпатия включает в
себя  многие  компоненты — аффективные, когнитивные  и  логические, — которые, взаимодействуя,
создают почву для аналитического лечения.

Эмпатия  не  подменяет  собой  анализ  переноса  и  сопротивления, хотя  и  может  предоставить

информацию  об  этих  процессах. Она  является  относительно  нейтральной  и  лишена  компонента
суждения — в отличие от родственных ей феноменов сострадания и

симпатии,

 от которых ее сле-

дует  строго  отделять. Состраданию  и  симпатии  недостает  объективности, они  предполагают
чрезмерную идентификацию и нередко приводят к появлению фантазий об избавлении. Эмпатия же в
сочетании  с  другими  способами  аналитического  наблюдения  и  понимания  может  стать  одним  из
важнейших источников контрпереноса.

С  точки  зрения  психоаналитической  психологии  Самости (Kohut, 1959), эмпатия  означает

адекватное  восприятие  и  реакцию  на  чувство  и  потребности  пациента. В  целом  психоанализ
рассматривает  эмпатию  как  сосредоточение  на  внутреннем  мире  пациента. Поэтому  среди
аналитиков  принято  говорить  об  эмпатических  компонентах  понимания, интерпретации  или  вме-
шательства, не возводя эмпатию в ранг основного принципа аналитической техники.

См.

анализ, интернализация, интерпретация, интуиция, психология Самости, рабочее Я, регрессия.

[61,144,384,511,556,557,645]

ЭРОТИЗМ (EROTISM)

Эротогенность (Erotogenicity)

Эротогенные (эрогенные) зоны (Erotogenic Zones)

Основу  всех  терминов  составляет  греческое  слово 'эрос', означающее  сексуальную любовь  и

греческого бога любви одновременно (Фрейд использовал слово 'эрос' для  обозначения  влечения к
жизни, а термин 'либидо' — для обозначения его энергии). Эротизм является, по сути, эквивалентом
сексуальности  в  самом  широком  смысле  слова, то  есть  сексуальности, не  ограниченной  только
генитальными  функциями. Эротизм включает в себя способность

[эротогенность]

 к особого рода

удовольствию, ощущаемому  при  ожидании  или  при  возбуждении  частей  тела (в  частности, кожи  и
слизистых  оболочек) во  время  действий, соответствующих  специфическим  воспоминаниям  и
фантазиям, связанным с паттернами возбуждения и реагирования этих частей. Фрейд постулировал
эротогенность в качестве количественного фактора, способного усиливаться или ослабевать, а также
перемещаться от одной части тела к другой.

Ощущения, чувства, мысли или действия благодаря такой эротогенности, то есть благодаря их

способности  быть  источником  сексуального  возбуждения, активируют  сексуальную  систему.
Сексуальное возбуждение распространяется на другие биологические и психические системы и ведет
к  особому  душевному  состоянию, при  котором  восприятие  себя  и  объекта, а  также  намерения
физического контакта с другим индивидом приобретают чувственную окраску.

Хотя  самые  разные  восприятия, символы  или  фантазии  могут  быть  эротогенными, био-

логически  детерминированными  компонентами  сексуальной  системы  являются  определенные
анатомические  области  тела —

эротогенные  зоны.

  Стремление  к  сексуальному  удовлетворению


background image

связано  с  этими  частями  тела; именно  их  стимуляция  и  вызывает  сексуальное  возбуждение. Они
могут  использоваться  как  для  аутоэротического  удовлетворения, так  и  для  сексуального  контакта  с
другими  людьми. Психобиологические  паттерны  и  функции  этих  зон  могут  оказывать  влияние  на
развитие  характера  и  на  образование  симптомов. Кокая  именно  зона  будет  эротогенной  и  как  она
будет  функционировать, обусловливается  факторами  развития  и  культуры. Любая  часть  тела (не
только  оральная, анальная  и  генитальная  зоны) может  катектироваться  вторично  и  становиться
эротогенной  зоной. Обычно  становятся  эротогенными  те  части  или  области  тела, которые
обеспечивают удовлетворительный контакт с матерью благодаря  вниманию, заботе  и стимуляции с
ее  стороны. Этот  контакт  является  также  источником  компонентных  элементов (парциальных  вле-
чений), которые  в  дальнейшем  определяют  сексуальные  цели  и  организуются — в  большей  или
меньшей степени — под приматом генитальной зоны в пубертате.

См.

компонентные влечения, психосексуальное развитие.

[251,280,300,541,822]

ЭРОТОГЕННЫЙ МАЗОХИЗМ (EROTOGENIC MASOCHISM)

См.

мазохизм.

Я, ЭГО

(EGO)

Один  из  важнейших  терминов  в  истории  развития  психоаналитической  теории. Принято

различать  раннее  и  более  позднее  значения  Я, применяемые  до  настоящего  времени. В  ранних

работах Фрейд иногда использовал термин

Я

 для обозначения всей (психической) личности; иногда

оно  подразумевало  организованную  группу  идей. Те  из  этих  идей, которые  могут  быть  допущены  в
сознание, и  образуют  Я. Другие  же  являются  неприемлемыми  и  принадлежат  бессознательному.
Таким образом, в своей ранней концепции Я Фрейд делал акцент на защите, одной из основных его
функций.

В  современном  употреблении  термин

Я

принято  соотносить  с  более  поздним  фрейдовским

определением  Я  как  одной  из  трех  основных  частей  психического  аппарата (Freud, 1923). Хотя  Я
располагает  сознательными  компонентами, многие  из  его  операций  производятся  на  основе
автоматических  и  бессознательных  механизмов. Раннее  значение  термина

Я

  в  настоящее  время

заменено понятием

Самости.

 При чтении психоаналитической литературы смысл, вкладываемый в

термин

Я,

  проще  определить  по  тому  периоду, к  которому  относится  та  или  иная  работа-

Новорожденный ребенок существует в недифференцированном психическом состоянии, из которого
постепенно  развивается  Я. Реализация  матрицы  Я—Оно  основывается  на  взаимодействии  двух
факторов — конституционального (генетически  обусловленного  развития  паттернов  центральной
нервной  системы, органов  чувств  и  тела  в  целом) и  переживаний  в  окружающем  мире  при
взаимодействии с объектами. Я занимает позицию между первичными влечениями, основанными на
физиологических  потребностях, и  требованиями  внешнего  мира; в  качестве  интернализированных
психических  репрезентантов  того  и  другого  оно  служит  посредником  между  индивидом  и  внешней
реальностью. Я воспринимает физические и психические потребности Самости, свойства и установки
внешней  среды, включая  объекты, и  оценивает, координирует  и  интегрирует  эти  восприятия, чтобы
приспособить  внутренние  запросы  к  внешним  требованиям; наконец, Я  снижает  напряжение,
исходящее  от  влечений  и  желаний, разряжая  их  либо  путем  уменьшения  интенсивности  влечений,
либо  посредством  преобразования  внешней  ситуации. Важной  задачей  Я  является  достижение
оптимального  удовлетворения  инстинктивных  стремлений  за  счет  сохранения "добрых  отношений'
как с внешним  миром, так и со Сверх-Я (внутренним репрезентантом норм  поведения  и моральных
требований). Для  выполнения  этой  задачи  необходимо  защитное  приспособление, редуцирующее
необычайно сильные внутренние и внешние стимулы. В физиологическом отношении оргоны чувств
устроены так, чтобы воспринимать только определенные стимулы, игнорируя либо редуцируя другие.
Это  особенно  важно  для  младенца, не  обладающего  достаточно  развитой  защитой.
(Физиологические  механизмы  младенца, служащие  этой  цели, проявляются  в  виде  общего
стимульного  барьера  или  предохранительного  щита.) В  психическом  отношении  развиваются  и
сохраняются  определенные  защитные  функции, предохраняющие  от  осознания  конфликтных
требований, исходящих от Оно (примитивных побуждений, импульсов, биологических потребностей и
т.п.) и Сверх-Я, если они продуцируют невыносимую тревогу.

Для  эффективной  роботы  отдельных  функций  Я (например, восприятия, способности

передвигаться, намерения, антиципации, целеполагания, планирования, интеллекта, мышления  и
речи) необходимо  их  созревание  в  относительно  свободной  от  конфликтов  среде (концепция
Гартманна о первичной автономии Я) или такое развитие, при котором они могут осуществляться без
чрезмерных  конфликтов (вторичная  автономия). Согласно  теоретическим  положениям  Гартманна  и
других авторов, психическая энергия, уходящая на этот конфликт, нейтрализуется и, таким образом,
становится  доступной  для дальнейшего  развития Я. В  качестве  составной  части  своей  адаптации  к
реальности  Я  должно  также  развить  способность  к  относительно  стабильным  взаимоотношениям  с
объектами, в  частности, с  противоположным  полом, от  которого  зависит  удовлетворение
инстинктивных  потребностей. Индивид  должен  научиться  формировать  стойкие  эмоциональные,
дружеские  взаимосвязи  с  другими  с  минимальными  проявлениями  враждебности (константность
объекта).

Не следует рассматривать Я в качестве некоего антропоморфного исполнительного органа или

как часть головного мозга. Скорее, этот термин отображает полезный способ осмысления базальных
аспектов  человеческого  поведения. Традиционно  Я  определялось  как  группа  функций, которые


background image

развиваются, подвержены самым разным нарушениям и могут стать более эффективными благодаря
психиатрическому и, в частности, психоаналитическому лечению.

Функции  Я  многочисленны, и  лишь  немногие  индивиды  научаются  использовать  их  в  полной

мере. Некоторые индивиды очень плохо функционируют в одних областях, но имеют явный успех в
других (амбициозные, энергичные, успешные  исполнители, не  переносящие  родительских  требова-
ний; образованные  и  прекрасные  ученые, до  смешного  неприспособленные  в  обыденной  жизни).
Кроме  того, существуют  люди, у  которых  заметные  успехи  достигаются  благодаря  нарушениям  в
сфере Я (фанатичные параноики, способные зажечь миллионы людей своими бредовыми убеждения-
ми). Тем не менее адаптация к реальности, будучи одной из важнейших функций Я, может принимать
самые необычные формы. Поэтому оценка Я должна производиться не в целом, а с точки зрения его
специфических функций.

См.

адоптация, защита, развитие Я, структурная теория, функции Я.

ЯВНОЕ СНОВИДЕНИЕ (MANIFEST DREAM)

См.

сновиденье, сновидения.

ЯВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (MANIFEST CONTENT)

См.

сновиденье, сновидения.

я-дистонный (EGO-DYSTONIC)

Я-синтонный (Ego-Syntonic)

Влечения, аффекты, представления  или  формы  поведения, субъективно  воспринимаемые

наблюдающим  Я  кок  не  присущие  Самости, являются  Я-дистонными  или  чуждыми  Я.

Противоположным  понятием  является

Я-синтонный.

  В  обоих  терминах  слово 'Я' употребляется  в

его неуточненном значении, выражающем скорее современное понятие

Самость, а не

 структурную

часть  психического  аппарата. Однако, несмотря  на  то, что  термины

чуждый  Самости

  или

листанный Самости

 в семантическом отношении являются более правильными/ они не использу-

ются.

См.

Я.

ЯЗВЕННЫЙ КОЛИТ (ULCERATIVE COLITIS)

Наиболее  распространенное  воспалительное  заболевание  кишечника. Одно  из  семи  так

называемых 

психосоматических 

расстройств, изученных 

Александером (1950), которые

провоцируются и обостряются эмоциональными конфликтами.

Первым психоаналитиком, обратившим внимание на психопатологию при язвенном колите, был

Мюррей (1930). Его  наблюдения  были  подтверждены  и  дополнены  многочисленными
исследователями — медиками, психологами, психиатрами 

и 

психоаналитиками. В

характерологическом  отношении  многие  пациенты, страдающие  язвенным  колитом, кажутся
поверхностными людьми; их фантазия, сновидения и интроспекция очень бедны, и они часто не осоз-
нают  своих чувств. Эти  особенности  были  названы  Сифносом (1967)

алекситимическими,

  однако

психоаналитическое  исследование  выявляет  у  таких  пациентов  сильнейшее  отрицание. Они
используют  догенитальные  формы  защиты  от  интенсивных  примитивных  садистских  импульсов,
направленных как на воспринимаемые реальные, так и но интерналиэированные первичные объекты.
Если  пациент  распознает  и  мобилизует  такие  импульсы  с  сопровождающими  их  фантазиями
(дериватами влечений), он часто оказывается способным отказаться от кишечных симптомов, но за
этим  нередко  следуют  отыгрывание  и  депрессия. Иногда  могут  наблюдаться  преходящие
психотические симптомы.

На  ранних  стадиях  лечения  нередко  приходится  использовать  некоторые  модификации

классической  психоаналитической  техники. Часто  оказывается  полезным  авторитарный, но не
успокаивающий, интерпретирующий стиль работы. После анализа догенитальных проблем пациента
и устранения его симптомов иногда оказывается возможным классический аналитический подход.

После  изучения  шестидесяти  восьми  случаев  Вейнсток (1962) пришел  к  выводу, что  за

исключением  больных, которым  необходимо  хирургическое  вмешательство, с  помощью
психоаналитической терапии удается добиться излечения или стойкой ремиссии. Однако несмотря на
многочисленные сообщения о ремиссиях после проведения психоаналитической терапии у больных,
наблюдавшихся  десятилетиями, роль  психопатологии  и  аналитической  терапии  в  лечении  таких
состояний остается спорной. В последние десятилетия психоаналитики отошли от лечения психосо-
матических состояний. Одной из причин этого является то, что лечение таких больных не совместимо
с обычной психоаналитической практикой.

См.

алекситимия, психосоматические состояния.

[19,483,628,883]

Я-ИДЕАЛ (EGO-IDEAL)

Термин, первоначально  использовавшийся  Фрейдом (1914, 1921) для  обозначения  того, что

позже  было  названо  им

Сверх-Я,

  то  есть  психического  образования  со  специфическими

психическими  функциями, включающими  в  себя  построение  системы  моральных  норм, называемой
также совестью (включая самонаблюдение и самокритику), цензуру сновидений, проверку реальности
(эта  функция  в  конечном  счете  стала  рассматриваться  как  функция  Я) и, наконец, формирование
идеального образа себя.

В  настоящее  время  большинство  аналитиков  рассматривают  Я-идеал  как  совокупность