Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4065

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

себя  травму  и  конфликт. Это  зависит  также  от  того, принимает  ли  ребенок  поддерживающее  или
запрещающее  поведение  родителей, старается  ли  подрожать  им  или  стремится  быть  на  них
непохожим. С другой стороны, решение конфликта путем приспособления  к реальности, с помощью
цельного  и  гибкого  поведения  определяется  набором  врожденных  возможностей  и  способностей,
включающих  соотношение  сексуальных  и  агрессивных  влечений, а  также  другие  генетические  и
динамические  факторы. И  наоборот, под  влиянием  фиксации  и  регрессии  может  возникнуть
невротическое  компромиссное образование, проявляющееся в виде психопатологической симптома-
тики или лишенных гибкости патологических черт характера.

Хотя  далеко  не  все, что  принято  относить  к  понятию  характера, является  результатом

конфликта, аналитиком в своей работе чаще всего приходится иметь дело с чертами, возникающими
в  результате  интрапсихического  конфликта. Относительно  того, когда  начинает  формироваться
характер, существуют  определенные разногласия. Различия имеются уже  у новорожденных, однако
предсказать, какие  черты  закрепятся  в  качестве  компонента  стабильной  психической  структуры
индивида, затруднительно. Это является предметом современных исследований. Можно утверждать,
что  формирование  характера  начинается  уже  в  утробе  матери. Однако  устойчивая  организация
характера  появляется  лишь  после  разрешения  эдипова  конфликта  и  образования  дискретного,
организованного  Сверх-Я. Этот  процесс  в  целом  завершается  во  время  индивидуации  в
подростковом  возрасте. Однако  события  последующей  жизни, как  позитивные, так  и  негативные,
могут оказывать существенное влияние на характер индивида.

Расстройство  характера

  представляют  собой  разнородную  группу  патологических

нарушений, проявляющихся  в  виде  устойчивого  и  лишенного  гибкости  поведения, не
сопровождающегося чувством дискомфорта. Если лица с невротическими расстройствами жалуются
на свои симптомы, то при расстройствах характера жалобы предъявляются, как правило, со стороны
родственников, друзей  и  коллег  пациента. Неврозы  представляют  собой  набор  определенных
симптомов, расстройства  характера  затрагивают  всю  личность  и  особенно  те  функции  Я, которые
обусловливают  толерантность  к  фрустрации, регуляцию  влечений, аффективные  реакции  и
объектные отношения. Близкий к этому термин

невроз характера,

 широко употреблявшийся в про-

шлом, обозначает  группу 'бессимптомных  неврозов'. Очевидно  сходство  между  понятиями
расстройства характера и психоневроза: во многих случаях одно и то же название применяется для
обозначения как типа характера, так и соответствующей ему невротической симптоматики, например,
обсессивный характер, фобический характер и т.п.

Лица  с  расстройствами  характера  разрешают  внутренние  конфликты  путем  формирования

устойчивых  реактивных  образований, которые  либо  позволяют  в  ограниченных  условиях  достигать
частичного  удовлетворения  инстинктивных  желаний, либо  требуют  от  индивида  полного  отказа  от
этих  желаний, что  выражается  в  торможении  их  активности  в  работе  или  игре. Такая  ригидность
характера  требует  сохранения  устойчивых  механизмов  защиты  от  инстинктивных  импульсов  и
связанных с ними аффектов — тревоги, раздражительности, депрессии, чувства вины и униженности.
Сюда относятся также потребность в любви, безопасности, повышении самооценки и удовлетворении
пассивных  желаний. Типичные  реакции  проявляются  лишь  при  определенных  обстоятельствах, с
другой стороны, характерологические расстройства могут выражаться независимо от ситуации в виде
неспецифических и лишенных избирательной направленности проявлений.

Рационализация  мотивов  и  идеализация  поведения  могут  затушевывать  имеющуюся

патологию  установок, черт  характера  и  паттернов  реагирования. При  этом  общий  результат
деятельности таких лиц может быть вполне адаптивным и приносить реальную выгоду. Поэтому они
склонны  рассматривать  собственное  поведение  как  оправданное, разумное, адекватное  и  созна-
тельное. Поскольку  расстройства  характера, как  правило, являются  синтонными  Я (в  отличие  от
невротических симптомов), индивиды с такими расстройствами почти не испытывают необходимости
в  изменении  своего  поведения. Патологический  характер  способен  в  достаточной  мере  удовлет-
ворить инстинктивные потребности, не вызывая при этом ни тревоги, ни чувства вины, а поведение
человека  доставляет  проблемы  не  столько  ему  самому, сколько  его  окружению. Однако  люди  с
расстройствами  характера  выдают  себя  постоянной  усталостью  и  неудовлетворенностью  жизнью,
своей  специфической  или  общей  скованностью, ограниченной  и  ригидной  адаптацией  или
неожиданным  прорывом  отраженных  импульсов  в  непосредственной  или  искаженной  форме. Если
индивид  постоянно  ощущает  на  себе  последствия  своих  действий, будь  то  на  личностном  или
социальном уровне, он может обратиться за медицинской помощью.

Анализ  аномалий  характера  необходим  по  многим  причинам. Однако  он  вызывает  тревогу  и

выроженное  сопротивление  анализируемого  еще  до  того, как  ему  удается  распознать  природу
инстинктивных  импульсов  и  реконструировать  детские  ситуации, породившие  интрапсихические
конфликты. Усиление  тревоги  вызывает  невротическую  симптоматику, препятствующую  успешному
разрешению конфликта.

Лечение  расстройств  характера — задача  долгая  и  сложная. Эффективная  интерпретация

возможна лишь при условии анализа сопротивления характера в виде сопротивления переносу. Для
этого требуется активная позиция аналитика, поскольку сам пациент не склонен рассматривать черты
своего  характера  как  патологические. Иногда  такой  аналитический  процесс  называют

характероанализом,

  хотя  сейчас  этот  термин  употребляется  нечасто, ибо  большинство

аналитических  техник  так  или  иначе  направлены  на  анализ  стабильных  паттернов, которые  и
составляют характер.

Проблема  классификации  черт  и  расстройств  характера  на

типы  характера


background image

удовлетворительным  образом  до  сих  пор  не  решена. Основным  препятствием  здесь  является
терминологическая  путаница/ обусловленная  различиями  в  уровнях  обобщения  эмпирических
наблюдений. В качестве упорядочивающего принципа могут служить проявления либидинозной фазы
(например, анальный  характер), защитные  механизмы (например, компульсивный  характер) или
поведенческие  проявления (например, пассивно-агрессивный  характер). Типы  характера
представляют  собой  произвольные  описательные  единицы, не  имеющие  достаточной
объяснительной 

ценности, но 

тем 

не 

менее 

используемые 

для 

концептуализации

психопатологических  паттернов. Нарушения  характера  не  имеют  строго  определенного  места  в
спектре  проявлений  между  нормой  и  патологией. Так, например, некоторые  черты  нарциссического
характера, указывающие на выраженную патологию, не обязательно будут препятствовать адаптации
в  определенных  выбранных  индивидом  внешних  условиях, тогда  как  стеснительность  или  чувство
неполноценности, в  основе  которых  лежат  конфликты  более  высокого  уровня, могут  сделать
человека  недееспособным. Ненормальность  становится  расплывчатым  понятием, когда  оно
применяется к чертам характера, поскольку оно требует учета социокультурных условий, в которых
осуществляется данное поведение. Здесь необходимо учитывать кок внутренние факторы (например,
гибкость черты характера), так и внешние. Адаптация не тождественна конформизму. В иных случаях
протест является признаком силы и автономии.

Конкретные  типы  характера  будут  обсуждаться  отдельно, но  некоторые  из  них  рассмотрим

здесь в виде примеров. У одного и того же человека могут сосуществовать внешне противоположные
черты. Это обусловлено структурой компромиссного образования, в котором может быть выражена та
или иная его часть. Так, например, человек с

оральным характером

 может проявлять оптимизм и

уверенность  в  себе  либо  депрессию  и  враждебную  зависимость — в  соответствии  с  тем,
удовлетворены или фрустрированы оральные потребности, лежащие в основе его поведения. Такие
лица  своим  пассивным  поведением  могут  побуждать  других  заботиться  о  них  или  проявлять
каннибальскую  агрессивную  ненасытность. Они  могут  быть  великодушными  и  благородными,
отождествляя себя с кормящей матерью, но могут быть жадными и малодушными, идентифицируясь
с фрустрирующей матерью.

Если  черты  характера, формирующиеся  на  основе  конфликтов  оральной  фазы, удается

определить с помощью функций, направленных  на удовлетворение соответствующих потребностей,
то проявления характера анальной фазы более или менее легко определяются их защитными паттер-
нами. Поэтому

компульсивный  характер,

представляющий  собой  форму

опального  характера,

описывается  в  терминах  совокупности  характеристик, проистекающих  из  защитных  реактивных
образований. Как  правило, они  включают  в  себя  прямолинейность, бережливость  и
перфекционистские  стремления. Лица  с

уретральным  характером

  описываются  как

честолюбивые, постоянно  соперничающие, но  склонные  к  стыдливости. Лица  с

фаллически-

нарциссическим  характером

  склонны  к  безрассудству (контрфобическому), самоуверенности  и

демонстративности.

Генитальный  характер —

психоаналитический  термин, обозначающий

идеальный  уровень  психосексуального  развития, — это  человек, достигший  полного  примата
генитальности  в  психосексуальном  развитии, преодолевший  эдипов  комплекс  и  способный  к
постамбивалентной объектной любви.

Черты  характера, основанные  но  реактивных  образованиях  или  фобическом  избегании,

препятствуют  удовлетворению  влечений. Черты  характера, в  которых  преобладающим  способом
защиты  является  сублимация, допускают  целесообразное  и  адаптивное  удовлетворение  и
рассматриваются  как  более  или  менее  нормальные. Таким  образом, в  соответствии  с  одним  из
подходов, цель  характероанализа  состоит  в  замещении  реактивных  черт  характера
сублимированными.

Помимо  типов  характера, описанных  на  основе  либидинозных  фаз  и  защит, применяются  и

другие  типологические термины, которыми обозначаются патологические констелляции, включая те,
что  проистекают  из  парциальных  влечений. К  этой  группе  относятся 'как  будто  личность',
паранойяльный, депрессивный, пограничный,истерический, нарциссический, невротический,
фобический, психотический, садистский, шизоидный, шизотипический и социологический характеры.
Наконец, существуют типы характера, которые не подпадают ни под одну классификацию, но хорошо
известны  благодаря  таким  дескриптивным  терминам, как 'исключения', 'сокрушенные  успехом' и
'невроз судьбы'.

См. вышеописанные  типы  характера, см. также

защита, идентичность, компромиссное  образование,

развитие. Самость, симптом, структурная теория, теория либидо.

[6

,

 10,62,63,202, 257, 291,317, 672,673, 717]

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЭГО (CENTRAL EGO)

См.

теория Фэйрбейрно.

ЦИКЛОТИМИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (CYCLOTHYMIC DISORDERS)

См.

аффективные расстройства.

ЧАСТИЧНЫЙ/ЦЕЛОСТНЫЙ ОБЪЕКТ (PART OBJECT/WHOLE OBJECT)

См.

теория Кляйн: внутренний объект.

ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ (PRIVACY)

Состояние  обособления  от  сообщества; уединенность, то  есть  противоположность

общественному  модусу  бытия. В  официальном 'техническом' смысле — широкий  термин,
относящийся  к  праву 'оставаться  одному", фундаментальное  конституционное  право, присущее


background image

всякой демократии и предпосылка креативности; право личности на свободу от публичности, на отказ
от контроля общества над своим достоянием.

Такое  право, отстаиваемое  большинством  людей, лежит  в  основе  требования

конфиденциальности в аналитической ситуации.

См.

конфиденциальность, привилегия.

ЧУВСТВО ВИНЫ (GUILT)

Как  и  стыд, чувство  вины  относится  к  группе  аффектов, включающих  в  себя  страх  перед

наказанием, как внешним, ток и внутренним, чувство раскаяния, угрызения совести и смирение. Ядро
чувства вины составляет тревога со следующим идеационным содержанием: 'Если я обижу еще кого-
нибудь, то  и  мне  будет  больно'. К  страху  перед  внешним  или  внутренним  наказанием  может
примешиваться депрессивная убежденность в уже свершенном акте агрессии или нанесении кому-то
обиды и неотвратимом возмездии. При этом сохраняется надежда на прощение, уважение и любовь
при условии искупления через душевное или физическое страдание.

В  процессе  развития  индивида  чувства  тревоги  и  депрессивной  вины  постепенно

интернализируются, 'встраиваясь' в функции Сверх-Я. Одной из основных функций совести является
соизмерение желаний и действий с нормами, которым индивид соответствует или не соответствует.
Другие  функции  включают  в  себя  интернализированные  процессы  самооценки, самокритики  и  раз-
личных форм самонаказония. Перечисленные функции направляют агрессию, вызываемую чувством
вины, против собственной персоны в надежде искуплением и смирением получить прощение. Защита
в  форме  обращенная  против  собственной  персоны  является  одновременно  компонентом  чувства
вины и способом справиться с нею.

Среди механизмов защиты от чувства вины прежде всего отмечают реактивные образования —

либо  в  виде  подчеркнутой  неагрессивности (чрезмерной  благожелательности  и  добродушия,
пассивности и отказа от соперничества, смирения  и покорности), либо, наоборот, в виде отсутствия
беспокойства по поводу того, что кому-то была нанесена обида и ущемлены чьи-то желания. Другим
типом реактивного образования является превращение  пассивного поведения  в активное ('пусть уж
другие чувствуют себя  виновными, а не я'). Посредством проекции человек либо обвиняет других в
намерениях или действиях, из-за которых он испытывает вину, или воспринимает других кок фигуры
немого  укора, которые  надо  устранить  или  атоковать. Полная  интернализация  аффекта  вины,
подобно  стыду, требует  установления  системы  Сверх-Я, однако  предшественники  чувства  вины
появляются  еще  задолго  до  развития  структур  Сверх-Я. На  каком  уровне  развития  индивида
возникает  связь  между  агрессивными  желаниями  или  действиями  и  фантазиями  и  страхами
возмездия, — вопрос спорный.

Агрессия  против  других, проявляющаяся  в  разных  формах, приводит  к  характерному  страху

возмездия и, как следствие, к различным фантазиям о наказании и к различным проявлениям чувства
вины. В  историческом  аспекте  особое  значение  в  развитии  чувства  вины  психоанализ  придавал

страху кастрации.

Одним  из  основных  выражений  бессознательного  чувства  вины  является

негативная

терапевтическая реакция.

 Мотивы такого парадоксального ухудшения следует искать в '...чувстве

вины, которое  находит  свое  удовлетворение  в  болезни  и  отказывается  избавиться  от  наказания
страданием' (Freud, 1923, с. 49). Еще  одну  форму  негативной  терапевтической  реакции  можно
приписать  бессознательному  чувству  стыда; каждый  успех  должен  быть 'оплачен' снижением
самооценки, унижением и неудачей.

См.

аффект, защита, негативная терапевтическая реакция, Сверх-Я, чувство стыда.

[303,453,687,904]

ЧУВСТВО СТЫДА (SHAME)

Понятие, отражающее широкий  спектр  болезненных  аффектов — замешательства, смирения,

унижения, бесчестия, — сопровождающих  чувство  заброшенности, отвержения, позора  или  утраты
уважения  со  стороны  других. В  формировании  чувства  стыда  важную  роль  играют  ранние
переживания, связанные с выставлением на всеобщее обозрение, с презрением или разоблачением.

В  определенном  смысле  чувство  стыда  сопоставимо  с  тревогой, поскольку  оба  они

представляют  собой  аффективный  сигнал, предостерегающий  от  исполнения  эксгибиционистских
желаний  и  предвосхищающий  возможное  отвержение  со  стороны  внешнего  мира  или  Сверх-Я.
Чувство  стыда, таким  образом, является  защитой  от  эксгибиционистских  желаний, основанной  на
антиципации  отвержения  за  неправильное  поведение. В  дальнейшем  токая  защита  может  стать
чертой  характера, помогающей  индивиду  избегать  бесчестия  и  сохранять  уважение  к  себе. Она
предполагает наличие такта, осторожности и сексуальной умеренности. В этом смысле чувство стыда
охраняет идеалы и ценности, присущие не только индивиду, но и культуре.

Один человек может испытывать стыд за выставление напоказ чего-то конкретного или за сам

акт

  выставления  напоказ. Другой  может  бояться  быть  отвергнутым  или  показаться

несостоятельным, слабым, неполноценным, смешным, бесчестным  или  обманувшим  чужие
ожидания. Третий может опасаться любых

действий—

 смотреть и чтобы смотрели на него, слушать

и  чтобы  его  слушали. Все  такие  способы  выставления  напоказ, даже  связанные  с  любопытством,
окрашиваются затем чувством стыда и должны быть отвергнуты.

Один  из  возможных  способов  понимания  чувства  стыда (Wurmser, 1981) состоит  в

концептуализации внешнего, или объектного, полюса, где индивид чувствует себя пристыженным, и
внутреннего полюса, связанного с самим индивидом, из-за которого он испытывает стыд. В процессе
развития  оба  полюса  интернализируются  и  формируют  часть  Я-идеала. Напряжение  между


background image

полюсами ощущается затем  как явное несоответствие между тем,

что

 человек от себя  ожидает, и

тем,

как

 он себя воспринимает.

Важными  способами  защиты  от  чувства  стыда  являются  обращение  чувств  против  других

людей — отношение  к  другим (вместо  себя) с  презрением  и  свысока — и  использование  таких
аффектов, как  пренебрежение, гнев  и  надменность. При  этом  высокомерие, надменность  или
пренебрежение  являются  реактивными  образованиями  против  чувство  стыда. Внутреннее  чувство
стыда может быть экстернализировано  или спроецировано в виде идей отношения или воздействия
извне.

Бесстыдство

  является  скорее  защитой  от  чувство  стыда, нежели  его  отсутствием.

Бессознательное  чувство  стыда  может  проявляться  в  виде  негативной  терапевтической  реакции,
когда каждый успех должен быть 'оплачен' самоуничижением и неудачей.

Аффект стыда не обязательно требует наличия зрения; других форм восприятия и экспрессии

достаточно  для  того, чтобы  он  мог  возникнуть  и  у  слепорожденных. Ранее  полагали, что
предшественниками  тревоги  и  стыда  являются  ранние  паттерны  невыносимости  пристального
взгляда, а затем

страх незнакомых людей.

 Чувство стыда появляется в фазе восстановления. Оно

сопровождается  ощущениями  слабости, неопрятности  и  неполноценности, связанными  с  характер-
ными  для  этой  фазы  конфликтами  из-за  разрыва  симбиотических  уз, с  приучением  к  опрятности  и
фантазиями об исчезновении или лишении пениса.

См.

аффекты, защита, негативная терапевтическая реакция, Сверх-Я, Я-идеал.

[29,556,578,687,904]

ШИЗОИДНЫЙ ХАРАКТЕР (SCHIZOID CHARACTER)

Нозологическое  обозначение  широкой  категории  лиц  с  чертами  застенчивости, робости,

ранимости, конструирующих свой жизненный и профессиональный путь с ограничением социальных
контактов. Восприятие  других  шизоидными  лицами  заменяется  фантазиями  и  внутренними
объектными  представлениями, что  приводит  к  избеганию  борьбы  из-за  страха  уничтожения. Психо-
патологические  нарушения  возникают  вследствие  стойких  защит  от  фрустрации, препятствующих
интерперсональному  научению  в  процессе  развития. Прилагательное 'шизоидный' относится  к
защитной  тенденции  к  уходу  от  сложностей  интерперсональной  реальности  к  знакомому  и
упрощенному внутреннему миру объектов.

Термин

шизоидный  характер

 (или

шизоидная  личность)

  предложен  Блейлером  для

описания  преморбидных  особенностей  лиц, у  которых  в  конечном  счете  развивается  шизофрения.
Мелани Кляйн выявила некоторые шизоидные механизмы: согласно ее теории, расщепление между
хорошим и плохим внутренними объектами (в течение первых нескольких месяцев жизни — период,
который  она  назвала  шизоидно-паранойяльной  позицией) служит  экстернализации  врожденной
детской  агрессии  и  сохраняет  переживания, связанные  с  хорошим  объектом. Во  второй  половине
первого  года  жизни  шизоидная  позиция  сменяется  депрессивной  позицией, в  которой  объекты
переживаются  как  целое  и  с  меньшей  амбивалентностью, а  прежние  внутренние  объекты
интегрируется  в  структуру  Сверх-Я. Кляйн  полагала, что, если  ребенок  не  может  перейти  к
депрессивной позиции или разрешить ее, то шизоидные механизмы сохраняются в личности.

По  мнению  Фэйрбейрна, экстремальная  фрустрация  в  ранний  период  развития  приводит  к

формированию  болезненных  психических  структур, неспособных  обеспечить  комплексное  зрелое
взаимодействие  с  другими  людьми. Пациенты  привязаны  к  объектом  любви, однако  их  внутренний
мир  подвергается  сильнейшим  атакам  со  стороны  отщепленных  ненавистных  объектов, и  опыт
интерперсонального взаимодействия с другими остается скудным.

Винникотт  делал  акцент  на  важности  материнской 'поддерживающей  среды', помогающей

ребенку  справляться  с  фрустрацией  и  развивать  безопасный  внутренний  мир, основанный  на
доверии к другим людям. Несколько позже Кернберг отнес шизоидную личность к большой категории
пациентов, испытывающих  трудности  в  структурировании  внутренних  объектных  отношений. Такие
проблемы он назвал пограничной личностной организацией.

См.

пограничное расстройство личности, теория Винникотта, теория Кляйн, теория Фэйрбейрна.

[137,398,502,887]

ШИЗОПАРАНОЙЯЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ (SCHIZOPARANOID POSITION)

См.

теория Кляйн: паранойяльно-шизоидная позиция.

ШИЗОФРЕНИЯ (SCHIZOPHRENIA)

Расстройство (или  группа  родственных  расстройств), возникающее  до  сорока  пяти  лет,

длящееся  не  менее  шести  месяцев  и  в  острые  фазы  заболевания  характеризующееся
психотическими симптомами, не обусловленными органическим или аффективным нарушением. Эти
симптомы  включают  в  себя  бред, галлюцинации, расстройства  мышления  и  восприятия  вплоть  до
выраженных форм искажения реальности.

В  острые  фазы  больные  шизофренией  регрессируют  к  наиболее  примитивным  уровням

интрапсихического  и  интерперсонального  функционирования.В  их  осознанных  переживаниях
преобладает  первичный  процесс  мышления, характеризующийся  сгущениями, смещениями,
экстенсивным  использованием  символов  и  нарушениями  восприятия. Подобные  феномены
выражаются в форме галлюцинаций, бреда, неконтролируемой разрядки влечений и прочих необыч-
ных поведенческих  проявлений, типичных для  острой  шизофрении. В  интрапсихическом  отношении
— значительно  искажены  представления  о  себе  и  объектах, не  сдерживаются  инстинктивные
влечения (доминируют агрессивные дериваты), Сверх-Я регрессирует к примитивным и ненадежным
уровням, нарушается оценка реальности.

Между  психотическими  периодами  больные  шизофренией  используют  психические  ресурсы


background image

для  отражения  примитивных  мыслей  и  инстинктивных дериватов  и  пытаются  совладать  со  страхом
перед  возможностью  повторного  обострения. Как  правило, такие  индивиды  избегают  близких
отношений, где эта угроза наиболее велика, хотя часто сохраняются также явно нарушенные семей-
ные  отношения. Нередко, несмотря  на  то, что  остаются  активными  некоторые  примитивные
психические  механизмы, пациент  может  вернуться  к  более  зрелому  и  интегрированному
функционированию. Такие  защитные  действия, как  примитивное  отрицание, проекция, изоляция  и
расщепление, являются  характерными  для  шизофренических  индивидов  попытками  сохранить
внутренний  контроль  и  поддерживающие  социальные  отношения, чтобы  избежать  психотического
регресса в ситуациях стресса.

Как  правило, психоаналитики  объясняют  шизофрению  особенностями  раннего  развития  в

семьях, где родители страдают выраженными  психопатологическими расстройствами. Вместе  с тем
однозначного  мнения  по  поводу  причин  шизофрении  нет. Свою  роль  играют  как  генетические  фак-
торы, так  и  факторы  внешней  среды. Большинство  аналитиков  считает, что  больным  шизофренией
приносит  пользу  психотерапия, основанная  на  психоаналитических  принципах, но  вместе  с  тем
включающая  в себя  элементы поддержки и  ограничения  регрессии, которой можно  ожидать  от соб-
ственно  психоанализа. Токая  психотерапия  обычно  проводится  в  сочетании  с  психофар-
макологическим лечением.

См.

первичный процесс, психоз, реальность.

[27,46,415,562]

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (OEDIPUS COMPLEX)

Присущее  представителям  обоего  пола  характерное  сочетание  инстинктивных  влечений,

целей, объектных  отношений, страхов  и  идентификаций, универсально  проявляющееся  на  пике
фаллической фазы (от 2/5 до 6 лет) и сохраняющее свое организующее значение на протяжении всей
жизни. В  фаллический  период  ребенок  стремится  к  сексуальному  единению (по-разному
представляемому  в  зависимости  от  его  когнитивных  способностей) с  родителем  противоположного
пола  и  желает  смерти  либо  исчезновения  родителя  своего  поло. В  связи  с  присущей  ребенку
амбивалентностью и потребностью в защите наряду с этими позитивными эдиповыми стремлениями
существует  так  называемый

негативный  эдипов  комплекс,

  то  есть  ребенок  желает  также

сексуального  единения  с  родителем  своего  пола  и  в  связи  с  этим  проявляет  соперничество  с
родителем противоположного пола. В типичном случае

позитивный эдипов комплекс

 преобладает

над  негативным  при  формировании  гетеросексуальной  ориентации  и  идентичности  хорошо  адап-
тированного  взрослого. Однако  на  бессознательном  уровне  привязанность  девочки  к матери, равно
как  желание  мальчика  сдаться  на  милость  отца  в  надежде  пассивного  обретения  мужественности,
бесконечной  любви  и  защиты, продолжают  оказывать  глубокое  влияние  на  психическую  жизнь  и
последующий выбор объекта.

Понятие

комплекс  Электры

  было  использовано  Юнгом  для  обозначения  существования  у

девочки желаний и установок, аналогичных комплексу Эдипа у мальчиков. Однако Фрейд не признал
этот термин полезным, и понятие

эдипов комплекс

 стало общепринятым  для описания тройствен-

ных отношений между ребенком и родителями независимо от поло ребенка.

Ребенок боится возмездия (страх возмездия) за запретные инцестуозные и отцеубийственные

желания, связанные  с  комплексом  Эдипа. Конкретно, мальчик  боится  кастрации  или  удаления
пениса, девочка — менее специфических повреждений гениталий и детородных органов. Этот страх
объединяет более примитивные страхи, связанные с родителем-соперником, — страх утраты объекта
и  потери  любви  объекта. Последний  может  острее  переживаться  девочками; правда, современные
аналитики оспаривают мнение Фрейда о большей нарциссической ранимости и зависимости девочек.

С генетической точки зрения или с точки зрения развития, эдипова ситуация — узловая точка,

отмечающая  единение  или  консолидацию  Сверх-Я. При  идентификации  ребенка  с  эдиповыми
объектами идеализации трансформируются в Я-идеал, а страх перед наказанием — в чувство вины.
С  топографической  точки  зрения, комплекс  частично  сознателен; он  проявляется  в  детской  речи,
поведении  и  иных  способах  коммуникации. В  дальнейшем  он  становится  по  большей  части
бессознательным, но в зависимости от степени разрешения в той или иной мере обнаруживает себя
в поведении, установках, при  выборе  объекта. Он опирается  также на структуру характера, природу
объектных  отношений  и  сексуальную  идентичность, формирование  фантазий  и  позднейшие
сексуальные паттерны и практики.

Эдипов  комплекс  стоит  в  одном  ряду  с  другими  фундаментальными  открытиями  Фрейда

(бессознательное, детская  сексуальность). Первые  теоретические  соображения  по  этому  поводу
Фрейд  сформулировал  через  год  после  смерти  отца  в 1896 году, но  в  настоящем  виде  полную
формализацию  концепции  он  завершил  лишь  четырнадцать  лет  спустя. Фрейд  развивал  теорию,
борясь против несоответствий своей ранней теории неврозов, где подчеркивалась роль обольщения
ребенка взрослым, и с сомнениями по поводу новой науки. Признав истерические симптомы у себя и
членов  своей  семьи, Фрейд  вступил  в  длительный  период  интенсивной  интроспекции/ назвав  ее
самоанализом. В знаменитом письме Вильгельму Флиссу, датированном 15 октября 1897 года, Фрейд
так  описывает  свои  находки: 'И  в  моем случае  я  обнаружил  чувство  любви  к  матери  и  ревность  по
отношению  к  отцу, так  что  теперь  я  уверен — это  общий  феномен  раннего  детства... В  каждом
человеке... хоть раз в жизни взрастал Эдип' (Freud, 1887-1902, с. 223). Публикуя впервые эти идеи в
1900 году  в  работе 'Толкование  сновидений', Фрейд, использовал  примеры  не  только  чужих, но  и
собственных  сновидений, и  пытался  связать  миф  о  царе  Эдипе  с  бессознательными  желаниями