Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4072

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

девочек  эдипов  образ  выражается  в  виде  плохо  замаскированного "заменителя' отца, бьющего
мальчика. И  наоборот, в  основе  такой  констелляции  у  мальчиков  лежит  отрицательный  эдипов
комплекс. В  результате  ряда  трансформаций  мать  или  образ  матери  заменяется  отцом. Следова-
тельно, у  девочек  Мазохистские  проявления  первично  связаны  с  чувством  эдиповой  вины, у
мальчиков — с регрессивными женскими стремлениями.

См.

женственность/мужественность, содомазохизм, фантазии, эдипов комплекс.

[307,308]

ФЕНОМЕН ИСАКОВЕРА (ISAKOWER PHENOMEN)

Группа перцептивных переживаний, впервые описанных Отто Исаковером (1936), в состояниях

регрессии  Я  при  засыпании (гипнагогические  состояния), реже — при  пробуждении, при  высокой
температуре, при эпилептической ауре, а также в лежачем положении на кушетке во время анализа.
Не  ток  давно  феномен  Исаковера  был  отмечен  у  лиц, злоупотребляющих  лекарственными
препаратами. Испытываемые ощущения  резко отличаются от обыденных и затрагивают в основном
область рта, кожи, рук, нередко многие участки сразу без четкой локализации.

Субъект может испытывать головокружение, чувствуя себя будто 'на плаву' или 'во взвешенном

состоянии'. Части  тела  сливаются  в  одно  целое — рот  и  кожа, тело  и  внешний  мир, внутреннее  и
внешнее. Предметы  могут  казаться 'оболочками', тенями, нечеткими  и  расплывчатыми, либо
пустыми, как надутые шары. Что-то круглое становится все ближе, вырастает до гигантских размеров,
угрожая  раздавить, но  в  критический  момент  становится  все  меньше  и  меньше  и  исчезает  совсем.
Субъект  может  ощущать  себя  обволакиваемым 'объектом', либо  чувствует  себя  закрытым  со  всех
сторон. Иногда он испытывает ощущение чего-то мягкого во рту, зная одновременно, что это 'что-то'
находится  вовне. Пациенту  слышится  жужжание, шуршание, гудение  либо  невнятное  бормотание.
Руки  могут  казаться  сморщенными  либо, наоборот, распухшими, кожа — рваной  или  сухой. Эти
ощущения  могут  переживаться  с  оттенком  удовольствия, неудовольствия  или (как  правило)
безразличия, однако всегда присутствует чувство отчужденности и нереальности переживаемого.

Подобные ощущения возникают в детском и подростковом возрасте, у взрослых индивидов они

наблюдаются  значительно  реже. По своим  проявлениям феномен  Исаковера сходен с состояниями
ауры  или феноменами deja vu. Различие состоит в том, что  последние не могут репродуцироваться
произвольно, в частности, во время аналитического процесса.

феномен  Исаковера  рассматривается  кок  следовые  воспоминания  о  себе  или  внешнем  мире,

исходящие  из  ранних  этапов  организации  Я, когда  внутренние  связи  еще  не  окрепли  и  нет  четкого
разграничения  между  телом  и  внешним  миром. Он  объясняется  гиперкатексисом  оральной  зоны  и
других  частей  тела, связанных  с  кормлением  грудью. Как  и  при  других  регрессивных  состояниях  Я,
эти  явления  служат  защите, нацеленной  на  устранение  тревоги, связанной  с  раскрытием
болезненных  эдиповых  фантазий. В  аналитической  ситуации  они  могут  свидетельствовать  о
регрессии, вызванной  специфическими  переживаниями  первичной  сцены. Регрессивное  оральное
удовлетворение служит  как отвержению, так и удовлетворению эдиповых желаний, хотя и на более
примитивном уровне.

См.

деперсонализация, регрессия, deja vu.

[172,209,442,553,584,653,721]

ФЕТИШ (FETISH)

Фетишизм (Fetishism)

Естественный  или  искусственный  материальный  объект, наделяемый  сверхъестественной

духовной силой и магическими возможностями, помогающими его обладателю в достижении целей и
предохраняющий  владельца  от  повреждений  и  заболеваний. Идолы  и  талисманы  являлись  важ-
нейшими фетишами в примитивных религиях. В психоанализе используется наиболее узкое понятие,
обозначающее  неодушевленные  предметы  или  части  тела, необходимые

фетишисту

  для

достижения  сексуального  возбуждения  и  оргазма- Многим  фетишистам, чтобы  вступить  в
сексуальные  отношения, требуется  видеть, осязать  или  обонять  фетиш  либо, в  крайнем  случае,
представлять  его  в  фантазии. Некоторые  из  них  требуют  от  партнера  обнажения  или, наоборот,
сокрытия отдельных частей тела и объектов, либо облачения в специфическую одежду  и т.п. Часть
фетишистов  довольствуется  фантазиями, в  которых  фетиш  выступает  необходимым  компонентом
для сексуального возбуждения и достижения оргазма при мастурбации.

Подавляющее  большинство  фетишистов — мужчины. Наиболее  распространенными

фетишами являются ноги, волосы, женское белье, о также обувь. Среди гомосексуалистов популярны
фетиши, изготовленные  из  кожи. Фетишистская  активность  и  фантазии  могут  сочетаться  с  такими
перверсиями, как содомазохизм и трансвестизм.

Динамика  и  бессознательные  аспекты  фетишизма  освещены  Фрейдом  в  двух  монографиях,

опубликованных  в 1905-м  и 1927 годах. Он  показал, что  фетиш  представляет  собой  конкретную
форму бессознательных фантазий, выступающих в виде защиты от осознания отсутствия у женщины
пениса;

фетиш  представляет  собой  женский, обычно  материнский, фаллос. Расщепление  в  Я  между

реалистическим  сознательным  восприятием  и  бессознательным,о  также  противоречивые  фантазии
подкрепляют отрицание 'кастрации' женщины и смягчают страх кастрации, позволяя индивиду совер-
шать половой акт и достигать сексуального удовлетворения.

Воспоминания  о  фетишистском  возбуждении  могут  вернуться  в  эдипов  период. Как  правило,

они  представляют  собой  покрывающие  воспоминания, маскирующие  ранние  травмы  и  интенсивный
доэдипов страх кастрации (Greenacre, 1970). Новейшие исследования показывают, что фетиш может
быть бессознательным  символом  не только воображаемого женского фаллоса, но и груди, ягодиц  и


background image

доже фекалий и мочи. Отношение переходного объекта к фетишизму можно рассматривать в аспекте
развития, в  терминах 'различающихся  стадий  сходного  процесса'. У  ребенка  фетиш  появляется  в
течение первых двух лет жизни и свидетельствует о неадекватных объектных отношениях, дефекте
влечений  и  развития  Я. Он  может  быть  предшественником  фетиша  взрослого  человека (Roiphe &
Galenson,1981).

См.

защита, кастрация, перверсия, расщепление, теория Винникотта: переходный объект.

[165,256,314,377,730,731]

ФИКСАЦИЯ (FIXATION)

Сохранение  архаических  способов  достижения  удовлетворения, отношения  к  объекту  и

защитного реагирования на угрозу. Так сказать, остатки прошлых действий, имевших место но ранних
стадиях развития, 'фиксируются' в психике и готовы сыграть важную роль в более поздней ситуации.
Фрейд  впервые  применил  это  понятие  к  перверсиям, которые  включают  в  себя  анахронические
сексуальные  черты, связанные  с  определенными  аспектами  детской  сексуальности. В  дальнейшем
он использовал это понятие для описания травмы и различных невротических состояний. Например,
невроз навязчивых состояний понимался им как основанный но фиксации на анальной стадии.

Фиксация  рассматривалась  Фрейдом  также  в  связи  с  воспоминаниями  и  симптомами,

инстинктивными влечениями и специфическими функциями Я и Сверх-Я. Им перечислен целый ряд
факторов, мешающих  развитию  и  имеющих  отношение  к  фиксации: конституциональное
предрасположение, обстоятельства, в которых была достигнуто  необычайная  степень  удовольствия
или фрустрации, случайные события, сопутствовавшие травме, и гипотетическая "вязкость" либидо.
Таким  образом, представление  о  фиксации  способствовало  развитию  понятия  навязчивого
повторения.

Регрессия  к  точкам  фиксации  легко  происходит  при  определенных  видах  стресса. Например,

ребенок, достигший  эдиповой  стадии, может  под  влиянием  тревоги  вернуться  к  более  ранней
оральной или анальной стадии и вести себя соответствующим этим стадиям образом.

Более серьезным нарушением, вызванным фиксацией, является

задержка развития.

 Ребенок

не может перейти, частично или полностью, на новый уровень развития. Если либидинозное развитие
оказалось в значительной мере фиксированным/ он не вступит в эдипову стадию в соответствующем
возрасте и останется фиксированным но оральной или анальной стадии. Если произошла задержка
развития Я, ребенок может не достичь соответствующей возрасту проверки реальности. Индивид не
сможет  в  достаточной  мере  разграничивать  себя  и  объекты, используя  преимущественно  проек-
тивные  и  идентификационные  механизмы  защиты. Неадекватное  моральное  развитие  может  стать
следствием  задержки  развития  Сверх-Я. Задержка  может  коснуться  всех  линий  развития, где
взаимодействуют Я, Оно и Сверх-Я.

Индивид может либо остановиться в определенной  точке на линии нормального развития  или

задержаться  на  патологически  нарушенной  стадии. Например, у  ребенка, страдающего  аутизмом,
могут сохраняться нарушения из раннего периода развития.

См.

психосексуольное развитие, развитие, травма.

[203,289,748]

ФОБИЯ (PHOBIA)

Психологический  симптом, характеризующийся  избеганием  специфических  ситуаций  или

объектов, которые, не  будучи  объективно  опасными, вызывают  сильную  тревогу. В  буквальном

переводе  с  греческого

фобия

  обозначает  болезненный  страх  или  опасение. В  сложных

словосочетаниях  приставка  перед  словом 'фобия" указывает  на  связанные  с  опасениями  или
чувством  страха  состояния  или  ситуации. Наиболее  распространенными  среди  них  являются
зоофобия (страх животных), акрофобия (страх высоты), клаустрофобия (страх закрытых пространств
и площадей), агорафобия (страх улиц или открытых пространств). В последнее время наблюдается
тенденция к простому описанию фобии без привлечения производных из греческого языка.

В понимании Фрейда (1909)

фобический невроз

 является  фазой в развитии истерии страха,

при которой неспецифическая тревога, проявляющаяся чаще всего в форме приступов, связывается
со  специфическими  внешними  объектами  или  ситуациями, избегание  которых  становится
центральным  симптомом  заболевания. Эти

фобические  объекты

  и

ситуации

  отображают

бессознательно  или  символически  лежащий  в  основе  психический  конфликт  и  соответствующие
детские  страхи. Хотя  понятия

фобии

  и

истерии  страха

  используются  как  взаимозаменяемые, в

настоящее время наиболее удачным принято считать термин

фобический невроз.

Фобия/ как  и  любой  другой  психоневротический  симптом, представляет  собой  компромиссное

образование  между  неприемлемыми  и  угрожающими  индивиду  сексуальными  и  агрессивными
влечениями, с одной стороны, и защитными силами личности—с другой, в результате чего возникает
сигнальная  тревога. Наряду  с  неизменным  базальным  вытеснением  форму  невроза  определяют
специфические защитные механизмы, такие, как смещение (с одного объекта но другой, например, с
отца, вызывающего  страх, на  какое-либо  животное), проекция  или  экстернализация (например, с
внушающего страх сексуального возбуждения на езду на автомобиле). Таким образом, фобия служит
трансформации и маскировке бессознательной психологической угрозы. Преимущества ее очевидны:
например, не  допускается  сознательное  восприятие  агрессии  по  отношению  к  родителям  и
сохраняются  близкие  отношения, в  то  время  как  избегается  животное  или  ситуация, с  которой
связывается теперь страх.

Потенциально  причиной  возникновения  фобии  могут  быть  любые  дериваты  агрессивного  и

сексуального  влечений, бессознательно  переживаемые  кок  опасные. Симптом  поэтому  следует


background image

рассматривать в связи с широким спектром психопатологических состояний — от наиболее мягких до
самых тяжелых. Некоторые фобические реакции (например, страх темноты, животных, молнии и др.)
являются  настолько  распространенными  в  возрасте  от  двух  до  пяти  лет, что  их  следует
рассматривать как нормальные. Фобии, относящиеся к болезни, чаще всего связаны  с ипохондрией
(чрезмерной озабоченностью телесными симптомами и заболеванием) при нарциссических неврозах,
а также пограничными состояниями, депрессией и шизофренией.

Этиологическим  фактором  фобического  невроза  является, как  правило, бессознательный

эдипов конфликт. Поэтому тревожный эффект в рамках фобического состояния связан с опасениями
по  поводу  возможной  кастрации, часто, однако, выражающимися  в  доэдиповых  терминах. Когда
стабильное  фобическое  избегание  хорошо  рационализовано  и  образует  основное, привычное
средство  противостояния  тревоге, то  тогда  принято  говорить  о  фобическом  характере. Если  же
тревога  становится  слишком  интенсивной, чтобы  поглощаться  существующей  фобической
симптоматикой, область  иррационального  страха  и  избегания  может  расшириться  и  вести  к

фобическому  состоянию,

  способному  на  долгое  время  существенно  ограничить  активность

пациента.

Термином

контрфобия

 принято обозначать  бессознательные усилия  индивида отрицать или

преодолевать фобическую тенденцию через стремление к контакту с вызывающими страх объектами
или  ситуациями. Например, человек  начинает  заниматься  альпинизмом, чтобы  преодолеть  страх
высоты. Реалистично регулируемые контрфобии могут, таким образом, иметь адаптивное значение.

См.

защита, компромиссное  образование, симптом, тревога, тревожное  расстройство,

экстернализация.

[119,203,260,312]

ФОРМАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ (FORMAL ASPECTS)

См.

сновиденье, сновидения.

ФРИГИДНОСТЬ (FRIGIDITY)

Недостаточность или отсутствие адекватных реакций женщины в процессе полового акта. Этот

термин  приобрел  уничижительное  значение, поэтому  чаще  говорят  об

аноргазмии

  или

оргазмической  дисфункции.

  Выраженность  этого  нарушения  может  быть  весьма  различной — от

полного  отсутствия  эротических  чувств  до  полного  участия  в  половом  акте  и  получения  от  него
удовольствия  за  исключением  достижения  оргазма  во  время  коитуса. Иногда  отмечается
неадекватное увлажнение влагалища, иногда непроизвольные сокращения, типичные для оргазма, не
сопровождаются возбуждением и удовольствием. Для объяснения неспособности некоторых женщин
достигать "вагинального" оргазма  привлекаются  такие  факторы, как  анатомические  и  гормональные
дефекты, аберрации  влечения  и  развития  Я. Несмотря  на  то, что  многие  здоровые  и  счастливые
женщины нередко страдают аноргазмией, а выраженный вагинальный оргазм наблюдается у женщин
с явными невротическими и даже психотическими расстройствами, основным критерием сексуальной
и психологической нормы остается все же способность получать наслаждение от вагинального оргаз-
ма. В  настоящее  время  фригидность, наряду  с  другими  поведенческими  расстройствами,
рассматривается  в  качестве  множественно  детерминированного  феномена. На  его  формирование
могут  влиять  также  специфические  конфликты. Особенности  развития  вносят  свой  вклад  в
репрезентацию  различных  частей  гениталий  и  степени  их  катексиса, определяя  тем  самым, с  чем
будут  связываться  ощущения — с клитором  или вагиной. Бессознательные фантазии могут мешать
сознательному  сексуальному  удовольствию  и  вести  к  торможению. В  этих  фантазиях  половой  акт
может  приравниваться  к  исполнению  эдиповых  желаний, пенис  ассоциироваться  с  кастрацией, а
половой акт восприниматься как нападение огромного (родительского) фаллоса, способного нанести
рану  или  изувечить. В  агрессивных  фантазиях  влагалище  может  предстать  в  роли  кастрирующего
(или  поглощающего) органа, пытающегося  отобрать  пенис. Другими  важными  детерминантами
оргазмической  реакции  женщины  являются  качества  сексуального  партнера, адекватность
стимуляции, а также социальные и культурные условия, в которых совершается половой акт.

См.

женская психология, зависть к пенису, мужественность/женственность.

[367,368,620,621,624]

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПРАВИЛО (FUNDAMENTAL RULE)

См.

свободные ассоциации.

ФУНКЦИИ Я (EGO FUNCTION)

Для осуществления различных задач Я использует некоторую совокупность функций. Хотя они

в  определенной  степени  перекрещиваются, тем  не  менее, принято  выделять  основные  из  них:
перцептивную, относящуюся  к  объектам  и  реальности, защитную, регулятивную, синтезирующую  и
интегративную, автономную  и  исполнительную. В  данном  разделе  обсуждаются  лишь  те  аспекты
функционирования Я, которые имеют непосредственное отношение к психоанализу и психиатрии.

Отношение  к  реальности.

  Этот  термин  обозначает  не  только  адаптацию  к  реальности,

осуществляемую  с  помощью  Я  и  вовлекающую  в  деятельность  всю  личность, но  также  оценку  и
чувство реальности. Под адаптацией к реальности следует понимать приспособление к требованиям
внешней  среды, то  есть  мира  вещей, объектов  или  ситуаций- Некоторые  индивиды  испытывают
проблемы  при  изменениях  в  работе, экономических  затруднениях  и  в ситуациях  неосуществленных
планов  и  надежд. Некоторые  родители  не  могут  смириться  с  уходом  из  семьи  или  браком
повзрослевших детей; некоторые дети не способны переносить преданность своей семье на супруга
или  близких. Проверка (оценка) реальности  представляет  собой  способность  к  правильной  оценке
внешнего  мира  и  его  общепринятых  значений. Наглядным  примером  нарушения  этой  функции


background image

является паранойяльный бред — убежденность в злонамеренности и угрозе, исходящих от нейтраль-
ных и не несущих опасности людей. Если же индивид чувствует враждебное отношение, но разумом
понимает, что  на  самом  деле  это  не  так, оценка  реальности  остается  сохранной, несмотря  на
тяжелое эмоциональное нарушение.

В целом сохранность функции оценки реальности позволяет дифференцировать относительно

нормальных  и  невротических  индивидов  от  психотических, хотя  во  многих  случаях  такое
разграничение является затруднительным. Чувство реальности существенно нарушается при многих
патологических  состояниях, например  при  шизофрении. В  таких  случаях  весь  мир  может  казаться
измененным: небо  выглядит  мрачным  и  предвещающим  беду, очертания  зданий  зловещи, люди
нереальны, собственное  тело  чужое, а  его  части  обособлены  и  т.п. Чувство  реальности  может
временно нарушаться при менее выраженной патологии, когда, например, сильные аффекты искажа-
ют  точность  восприятия. Чувство  реальности  может, однако, оставаться  сохранным  доже  при
нарушении  проверки  реальности — некоторые  несомненные  параноики  занимаются  своими
повседневными  делами  без  каких-либо  признаков  утраты  чувства  реальности, но  сохраняют  не
поддающиеся коррекции бредовые представления.

Регуляция и контроль над влечениями.

Проявляется в способности противостоять тревоге,

фрустрации, депрессии, разочарованию, отсрочке ожидаемого удовлетворения и т.д. Индивид может
сдерживать и адекватно распределять многочисленные требования к выражению исходящих изнутри
побуждений, потребностей  и  желаний. Контроль  над  влечениями  предполагает  умение  ждать,
откладывать  удовлетворение  потребностей  и  не  попадать  впросак  в  неожиданных  ситуациях. Он
также  предполагает  способность  доводить  намерения  до  их  осуществления, находить
соответствующие способы  ослабления и удовлетворения  желаний и включаться  в конструктивные и
социально приемлемые формы деятельности (сублимация).

Объектные  отношения.

  Существуют  два  аспекта  этой  функции  Я. Первым  является

способность  формировать  эмоциональные, дружеские  отношения  с  другими  людьми  даже  при
наличии  враждебных  чувств. Эта  способность  тесно  связана  с  формированием  позитивных
психических образов этих объектов. Вторым аспектом является способность сохранять стабильными
позитивные  объектные  отношения  и  соответствующие  им  психические  репрезентации  в  течение
долгого  времени, несмотря  на  отдельные  эпизоды  враждебного  взаимодействия. Нарушения
объектных  отношений  принимают  форму  эмоциональной  холодности  и  отстраненности,
неспособности  любить  и  поддерживать  чувство  любви  у  других, замыкания  на  себе  и  собственных
проблемах, беспомощной  зависимости  от  других  или  необходимости  доминировать  над  ними  и
бессердечности, а также перверсий. По-детски зависимый индивид пытается заставить свою супругу
вести себя, кок его родители. Садомазохистские отношения (подобные тем, что изображены в пьесе
'Кто боится Вирджинии Вульф?') с постоянными и бесконечными склоками, пререканиями и побоями,
могут  приносить  обоим  партнерам  болезненное  удовлетворение. Перверсии  характеризуются
аномальными  объектными  отношениями  различных  степеней  и  видов  или  отсутствием  объектных
отношений. Отношения  к  объектам  психотика  являются  искаженными, примитивными  и  нередко
характеризуются  необычной/ чрезмерной  чувствительностью  индивида, из-за  чего  психотические
индивиды стремятся избегать отношений с людьми.

Процессы  мышления.

  Способность  воспринимать  происходящее, координировать,

классифицировать  и  придавать  определенное  значение  воспринятому; мыслить  и  делать
умозаключения, сопоставлять, находить  сходство  и  различия; вспоминать, концентрироваться,
обучаться, рассуждать, планировать будущее, то есть все то, что мы обычно называем мышлением.
Эта функция Я, отличающая человека от других животных, подвержена разнообразным нарушениям.
Так, например, Ньютон  и  Паскаль, будучи  с  точки  зрения  естественных  наук  гениальными
мыслителями, в  своих  верованиях, мотивах  и  поведении  обнаруживали  признаки  серьезной
патологии. Маленькие дети и люди примитивных культур склонны приписывать человеческие мотивы
неодушевленным  предметом; следовательно, они  живут  в  мире  страха  и  сверхъестественных  сил,
справиться с которыми, по их мнению, можно только с помощью магических средств. Взрослые люди
считают, что  болезнь  была  вызвано  демонами  или  колдунами; пока  они  не  становятся  способными
диссоциироваться от такого мышления, в котором доминируют страхи и желания, добиться прогресса
в  преодолении  заболевания  невозможно. Нарушения  мышления, связанные  с  занятием
мастурбацией в подростковом возрасте, разрушили академическую карьеру многих одаренных детей.

Защитные  функции.

  Открытие  Фрейдом  первой  защитной  функции — вытеснения —

ознаменовало  собой  начало  психоаналитической  теории. Представления  Фрейда  о  защитных
функциях Я постепенно менялись. Вначале он рассматривал Я как сознательную часть  личности, а
защиту— попытку отразить неприемлемые сексуальные импульсы и желания — как более или менее
сознательный  процесс. В  настоящее  время  считается, что  подобно  инстинктивным  влечениям
защиты действуют на бессознательном уровне.

Защиты — это механизмы, используемые Я (равно как и другими системами психики) для того,

чтобы  избежать  осознания  сексуальных  и  агрессивных  побуждений, способных  вызывать  тревогу  у
индивида. (Например, молодая пара, целующаяся на виду у всех, приведет кого-то в ярость, другого
— к  осознанию  сексуального  возбуждения, у  третьего  вызовет  чувство  зависти  из-за  такого
свободного  выражения  сексуальности, четвертому  будут  угрожать  провоцирующие  тревогу
импульсы.) Я, воспринимая  возникающие  импульсы, испытывает  лишь  незначительную  тревогу,
вызванную  антиципацией, и  пытается  защитить  себя  с  помощью  имеющихся  защит. Наиболее
важными  защитными  механизмами  являются  интеллектуализация, рационализация, идентификация


background image

(в  качестве  защиты  чаще  всего  используется  идентификация  с  агрессором), интроекция, проекция,
отрицание, вытеснение, реактивное образование, изоляция, аннулирование, смещение и регрессия.

Автономные  функции.

  Хотя  большинство  функций  Я  легко  нарушаются  инстинктивными

побуждениями, автономные  функции  были  концептуализированы (впервые  Гартманном) как
относительно  резистентные  к  подобным  влияниям. Этими  функциями  являются  восприятие,
подвижность (ходьба, использование рук и т.п.), интенция (планирование, антиципация, определение
целей), интеллект, мышление  и  речь. Считается, что  эти  первичные  автономные  функции — в
отличие  от  таких  функций, кок  объектные  отношения, защиты  и  т.д., — развиваются  относительно
независимо от влияния мощных сил сексуальности и агрессии. Вторичными автономными функциями
являются формы  поведения, возникающие  вначале  в  качестве  защиты  от  инстинктивных  влечений/
но  в  процессе  развития  становящиеся  относительно  свободными  от  таких  влияний. (Индивид,
протестующий  против  авторитарного  родителя, но  бессознательно  стремящийся  ему  подчиняться,
трансформирует  свой  протест  в  конструктивную  социальную  критику. В  своей  эффективной  форме,
которую принимает протест, он освобождается от пассивности и формы реактивного образования, в
которой он зародился.)

Синтетическая, интегративная, или  организующая, функция.

  Способность  Я  объеди-

нять, организовывать  и  связывать  воедино  разные  влечения, тенденции  и  функции  личности
позволяет  индивиду  чувствовать, думать  и  действовать  организованным  и  целенаправленным
образом. Эта  функция  проявляется  в  разнообразных  индивидуальных  переживаниях,
удовлетворяющих влечения, интересы Я, социальные требования и т.д. гармоничным способом. Она
может  также  соединять  различные  силы  способом, не  совсем  адаптивным  для  жизни, но  наиболее
приемлемым с точки зрения индивида или ситуации. Симптомообразование, представляющее собой
соединение  двух  противоположных  тенденций, хотя  и  является  неприятным, оказывается  более
благоприятным для человека, чем когда он поддается опасным импульсом или пытается полностью
их  задушить. (Истерическая  конверсия  объединяет  запретные  желания  и  наказание  за  них  в
физическом  симптоме. В  процессе  исследования  оказывается, что  это  является  единственным
компромиссом, возможным в данных условиях.)

См.

автономия, защита, инстинктивные  влечения, компромиссное  образование, конфликт, объект,

психоз, структурная теория, сублимация.

[39,45,134,225,303,312,414,418,423, 521,522,505,640,751]

ХАРАКТЕР (CHARACTER)

Устойчивое, структурированное  функционирование  индивида. В  восприятии  наблюдателя

характер представляет собой привычный способ мышления индивида, его чувствования и поведения.
В  психодинамическом  понимании характер  определяется  как  привычный  способ  разрешения  интра-
психических  конфликтов.

Характер

  является  самостоятельным  и  независимым  понятием, тем  не

менее  можно  провести  различия  с  другими  терминами, обозначающими  наиболее  общие  аспекты
личности, такими, как

идентичность. Самость

 и

Я.

Характер  человека  слагается  из  определенных  целостных  образований —

черт характера,

каждая  из  которых  состоит  из  комплекса  связанных  между  собой  дериватов  влечений, защит  и
компонентов  Сверх-Я. Черты  характера, как  и  невротические  симптомы, являются  компромиссными
образованиями. Однако  черты  характера  более  устойчивы, нежели  симптомы, они  способны лучше
связывать тревогу и переживаются субъектом кок часть Самости (как синтонные Я). Черты характера
можно также рассматривать в качестве паттернов поведения, развивающихся во времени и отража-
ющих  попытки  разрешения  интрапсихических  конфликтов. Понятие  характера  тесно  связано  с
понятием индивидуального защитного стиля.

Организация  характера

  является  более  абстрактным  термином, чем

черта  характера.

Организация  характера  представляет  собой  целостное  единство, не доступный  наблюдению  синтез
черт, о котором можно судить по поведению и установкам индивида. Однако организация характера
— понятие  более  конкретное  и  менее  метафоричное, чем  Я, оно  не  используется  при  построении
метапсихологической  трехкомпонентной  модели  психики. Чаще  этот  термин  применяется  в
клинических описаниях, однако он имеет малую объяснительную ценность.

Формирование характера—

 это процесс развития, отличающийся от развития Я, при котором

устойчивые паттерны мышления, чувствования и  действия  консолидируются в виде компромиссных
образований, отражающих  способы  разрешения  интрапсихической  борьбы  между  импульсами  вле-
чений, с  одной  стороны, и  различными  силами  сдерживания, изменения  и  удовлетворения  этих
влечений — с  другой. То, как  Я  допускает, отторгает  или  преобразует  требования  влечений, во
многом  зависит  от  окружения  развивающегося  ребенка. Внешнее  окружение (в  первую  очередь
родители) оказывает  специфическую  фрустрацию, блокирует  одни  способы  реагирования  на  эту
фрустрацию  и  поощряет  другие, подсказывая, как  можно  справляться  с  конфликтами  между
инстинктивными  потребностями  и  страхом  дальнейших  фрустраций. Более  того, посредством
идентификаций, ценностей  и  идеалов, возникающих  при  разрешении  эдипова  конфликта (процесс
формирования  Я-идеала  и  Сверх-Я), окружение  даже  создает  определенные  желания  у
индивида,устанавливая  конкретные  цели. Так осуществляется опосредованное воздействие окруже-
ния  на  выбор  индивидом  путей  приспособления  внутренних  потребностей  к  внешней  реальности.
Моделью для  развития Я, Я-идеала и Сверх-Я, формирующихся на основе процессов  интроекции  и
идентификации, являются родители ребенка. То, как повлияют родители но формирование характера
ребенка, зависит  от  стадии  развития, в  которой  возникают  определяющие ситуации, включающие  в