Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4319
Скачиваний: 40
[248,252,327,539]
АНАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (ANAGOGIC INTERPRETATION)
См.
интерпретация.
АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ (ANACLITIC DEPRESSION)
Синдром, включающий симптомы тревожного опасения, уныния и тоски, слезливости, ухода в
себя, отказа от еды, который появляется у детей примерно девятимесячного возраста. Возникает
тогда, когда после периода хороших материнско-детских отношений на протяжении первых шести
месяцев жизни ребенка мать отсутствует в течение как минимум трех месяцев. Если в этот период
мать возвращается, все симптомы ослабевают. Если же сепарация продолжается, симптомы
становятся все более выраженными и могут привести к бессоннице, снижению веса, задержке
развития, апатии, ступору и даже смертельному исходу.
Впервые синдром описали Р. А. Шпиц и К. М. Вольф (Spitz, 1946). 'Аналитический' означает
'зависимый от другого' — в данном случае от матери, утрата которой провоцирует депрессию. Боулби
(1960), также описавший детские реакции при сепарации, модифицировал описание, данное Шпицем,
представив следующую последовательность: протест, отчаяние, отчужденность. Малер (1968)
интерпретировала описания Шпица в терминах сепарационно-индивидуационной фазы развития. По
мнению Малер, во второй половине первого года жизни ребенок достигает симбиотических
взаимоотношений с матерью. С этого возраста симбиотический партнер становится незаменимым, а
потому отделение от матери приводит к возникновению выраженной симптоматики.
См.
сепарация, сепарация-индивидуация.
[121,583,799]
АНАКЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР ОБЪЕКТА (ANACLITICAL OBJECT CHOICE)
См.
объект.
АНАЛИЗ (ANALYSES)
Аналитический процесс (Analytic Process) Аналитическая ситуация (Analytic
Situation)
В широком смысле сокращенное обозначение психоанализа во всех его проявлениях и
аспектах. Здесь мы применяем его в более узком смысле, соотнося с методом или процедурой
понимания бессознательного на основе использования сновидений и ассоциаций, посредством чего
распознаются дериваты Оно, Я и Сверх-Я, конфликт и последующие компромиссные образования.
Анализ используется и как метод исследования, и как метод терапии в
собственно психоанализе,
описанном ниже, и в
аналитической психотерапии.
Кратко говоря, анализ происходит в определенной ситуации, в определенное время и с
определенной частотой
(аналитическая ситуация).
От других методов психотерапии, также
предполагающих взаимоотношения между аналитиком и пациентом один на один, анализ отличается
специфическими требованиями и ограничениями. Пациент должен принять положение, при котором
аналитик ему не виден, и пытаться свободно делиться всеми без исключения мыслями и чувствами,
которые возникают в сознании
(свободные ассоциации),
отказавшись от критического и логического
отбора материала, что приветствуется в обычной социальной ситуации. Пациент часто переживает
сенсорную и эмоциональную депривацию, когда — если это соответствует ситуации — аналитик
хранит молчание и кажется безучастным. Такая обстановка и процедура дают начало
ана-
литическому процессу,
способствующему возникновению у пациента временной регрессии, при
которой пробуждаются прежде бессознательные (вытесненные) воспоминания, запретные детские
желания и фантазии. Выраженные в производной форме в сновидениях пациента и его ассоциациях
по поводу текущих мыслей и событий, они также фокусируются на личности аналитика
(перенос).
Этот процесс облегчается относительно нейтральной и анонимной позицией аналитика, и
формируется
невроз переноса—
своеобразная 'новая редакция" детского невроза. Невроз
переноса, возникающий в аналитическом процессе, позволяет аналитику понять, какие чувства и
установки пациента являют собой остатки прежних впечатлений и травм; в таком случае аналитик
способен реконструировать более ранние уровни развития и связанные с ними аффекты, конфликты
и компромиссные образования. Аналитик интерпретирует их, доводя тем самым до сознания
пациента. Они прорабатываются, их последствия модифицируются путем интеграции прошлого с
настоящим, и тем самым в той или иной степени аннулируются патологические проявления прежних
бессознательных конфликтов. При этом, однако, пациент остается привязанным к чувствам и формам
поведения, имеющим для него определенную значимость. Вместе с тем пациенты стараются
удержать значимые для них паттерны чувств и поведения, и робота аналитика не может
осуществляться без определенного
сопротивления,
которому способствует сам феномен переноса.
Продолжать работу в условиях собственного сильного сопротивления пациенту помогает
терапевтический
или
рабочий альянс
между анализируемым и аналитиком, основанный на
взаимном доверии и общих целях.
Благодаря распознанию конфликта и прояснению последующих защит и сопротивления по
отношению к восприятиям и воспоминаниям (что обусловливает бессознательность того или иного
поведения) обогащается личность пациента. Предполагается, что задействованная в конфликте
психическая энергия высвобождается и нейтрализуется, становясь доступной синтетической и
интегративной функции Я. Соблюдение требования физической пассивности пациента во время
аналитического сеанса облегчает перенос энергии из моторной сферы поведения в психическую,
благодаря чему улучшается способность анализируемого терпеть, ждать и выдерживать фрустрацию
соответственно требованиям реальности. Это помогает пациенту достичь соответствующего
равновесия между работой и восстановлением, между потребностью любить и быть любимым.
Аналитический процесс, представленный нами, включает три фазы: 1) организация
аналитической ситуации; 2) возникновение и интерпретация невроза переноса; 3) проработка
конфликта, сопротивления и переноса на заключительной фазе. Технические условия,
обеспечивающие этот процесс, описываются в рубрике
'Аналитическая техника'.
Во всех трех
фазах присутствуют некоторые моменты, не являющиеся специфическими для психоанализа и
существующие в структуре различных типов индивидуальной психотерапии. Однако только в
классическом психоанализе сеанс и сам метод специально направлены на поощрение такого типа и
уровня регрессии, который завершается повторным аффективно заряженным проявлением
неразрешенных детских конфликтов во взаимоотношениях пациента и аналитика. Аналитическая си-
туация предполагает некую стабильную систему, внутри которой пациент и аналитик взаимно
мобилизуют интрапсихические процессы, которые побуждают пациента к движению, инсайту,
изменению по мере того, как возникающее в нем напряжение отслеживается и интерпретируется
аналитиком. Таким образом, животворными факторами процесса являются взаимодействие пациента
с аналитиком, способы аналитического понимания (включая эмпатию и контрперенос), а также
возрастающая способность пациента осознавать собственные бессознательные психические
процессы
(аналитический инсайт).
Достижение анализируемым все более высокого уровня
инсайтов, саморегуляции и зрелости путем субъективного переживания невроза переноса и его ин-
терпретации в аналитической ситуации может рассматриваться кок суть аналитического процесса.
См.
аналитическая техника, защита, интерпретация, контрперенос, конфликт, перенос, психоанализ,
регрессия, реконструкция, свободные ассоциации, сопротивление, эмпатия.
[41,270,480,763,826]
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ANALYTICAL
PSYCHOLOGY)
Системо идей и практических приемов, связанных с теорией и работой Карла Густава Юнга
(1875—1961). Работая в психиатрической клинике Бургхёльцли (Швейцария), Юнг стал большим
приверженцем Фрейда, перечитав в 1903 году его Толкование сновидений". Юнг признал, что его
предшествующие экспериментальные работы со словесными ассоциациями подтверждают открытия
Фрейда в области вытеснения, однако он скептически относился к допущению о том, что вытесняется
лишь сексуальное. То, что было привнесено Юнгом в психоанализ на ранних этапах, было с
восторгом принято Фрейдом и включено им в систему собственных представлений. Некоторое время
Фрейд видел в Юнге своего наследника, способного возглавить психоаналитическое движение после
его смерти, но после пяти лет тесного сотрудничества их позиции разошлись. Окончательный раскол
произошел в 1912 году, и Юнг основал собственное направление, названное им аналитической
психологией.
Дело жизни Юнга — попытка понять природу личности. Основу его теории составило
представление о взаимодействующих энергетических системах, потенциал которых при рождении не
дифференцирован. В течение жизни эти возможности под влиянием внешних событий
дифференцируются, трансформируясь в сознательный опыт индивида.
Сознательное
и
бессозна-
тельное,
согласно Юнгу, представляют собой две динамические взаимодействующие области
личности. Сознательная область состоит из двух структур: центрального
Я,
рассматриваемого как
источник индивидуального чувства идентичности и непрерывности во времени, и
Персоны —
индивидуальной "публичной маски" или "лица, обращенного к миру". Персона состоит из ролей,
установок и поведенческих проявлений, предъявляемых другим в ответ на требования общества.
Если акцент на Персоне осуществляется в ущерб бессознательным стремлениям, возникает
психологический стресс.
Бессознательная область также разделяется на две части: личную и коллективную. Личное
бессознательное более поверхностно и заключает в себе вытесненные переживания, которые
никогда не были более чем смутно осознаваемыми или были слишком болезненными для того, чтобы
вообще осознаваться. Личное бессознательное содержит также
комплексы —
упорядоченные вокруг
аффективно заряженного ядра мысли, чувство, поступки и переживания. Примеры — комплекс
матери, эдипов комплекс и комплекс кастрации (последние два часто рассматриваются в психоанали-
тической литературе). С точки зрения Юнга, личное бессознательное содержит не только
сексуальные и мифические элементы, но и этические стандарты, что позднее было признано
Фрейдом в его представлении о частично бессознательном Сверх-Я.
Понятие
коллективного бессознательного
Юнг использовал значительно шире и более
последовательно, нежели Фрейд. Коллективное бессознательное, по мнению Юнга, распределено
неким мистическим образом среди всего человечества. Оно содержит более глубокие,
универсальные и первичные аспекты личности, и его энергия способна творить образы, независимые
от сознательных переживаний. Здесь размещен "сырой" материал сновидений, фантазий и других
форм креативного опыта — сходные по форме у всех людей, соотносимые с основной тематикой
борьбы человека: добро и зло, власть, вопросы пола, рождение и смерть. Образы коллективного
бессознательного собраны Юнгом в прототипы или архетипы. Так, например,
Анимус
и
Анимо
представляют собой мужской и женский аспекты личности.
Для описания различных проявлений личности Юнг разработал концептуальную модель,
основанную на двух базисных установках — интроверсии и экстраверсии, а также четырех главных
психических функциях — рациональной паре (мышление и чувство) и перцептивной паре (ощущение
и интуиция). Эта схема позволила создать основанную на шестнадцати категориях типологию
личности, быстро завоевавшую популярность в академических кругах.
В центре внимания Юнга — идея развития, но Юнг мало обращался к проблемам развития в
раннем детстве. Вместо этого он разделил жизнь но два периода. В первой половине жизни
происходит выбор и закрепление определенного места в окружающем мире, свершается выбор рода
занятий, супруга или супруги, ценностей и интересов. Вторая половина связана с противостоянием и
адаптацией к смерти. Жизнь последовательно и поступательно движется в направлении
индивидуации—
пожизненного процесса, в ходе которого человек становится 'психологическим
индивидом, то есть отдельной неделимостью или 'целостностью'" (Jung, 1961, р. 383). Индивидуация
предполагает постоянное давление но скрытые возможности личностных первичных структур с целью
проявления их в сознании, а также в ослаблении врожденного напряжения путем примирения и
уравновешения противоположностей. В идеале результатом индивидуации является спокойно
функционирующий интегрированный индивид, способный к полной реализации личностного
потенциала. По мнению Юнга, индивидуация — универсальный человеческий процесс, но культурные
институты, символы и внесознательные формы (такие, как религиозные системы и ритуалы) были
разработаны человечеством для того, чтобы справляться с психологическими проблемами,
возникающими в ходе этого процесса.
Читатель может легко убедиться, что теоретические построения Фрейда и Юнга во многом
переплетаются. Концепция
интроверсии—экстраверсии,
согласно которой либидо направляется
внутрь либо вовне (в психоаналитической терминологии того периода), равно как и понятие
комплекса, были разработаны Юнгом, когда он был связан с психоанализом, но позже он расширил
свои теоретические построения, разработав идею коллективного бессознательного. Понятия Анимы и
Анимуса, Персоны, архетипа и архетипических образов, Тени, равно кок и позднейшая типология,
появились уже как часть аналитической психологии, но их связь с построениями Фрейда очевидна.
Например, представления об Аниме и Анимусе строились но основе представлений Фрейда об
универсальной бисексуальности.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ТЕРМИНЫ)
Анима; Анимус (Anima; Animus)
Аналитическая психология (термины), предполагающие представленность одного пола в
другом. Женский образ в мужчине Юнг назвал Анима (от лат. "душа"); мужской образ в женщине —
Анимус (от лат. "ум", "интеллект"). Хотя Анима и Анимус могут проявляться в виде человеческих
образов, более точным было бы рассматривать их как архетипические паттерны. Анима, например,
связана с воображением, фантазией и игрой; Анимус— с сосредоточенностью, властью, уважением.
Таким образом, их можно рассматривать как противоположные способы восприятия, поведения и
оценки. Сейчас принято считать, что нельзя связывать эти понятия с половыми различиями, однако
то, что "контрасексуальные" образы (противоположные полу данного индивида) возникают в
сновидениях и т.п., предполагает символический процесс: мужчина или женщина символически
выражают чуждое ему (ей) в форме бытия чуждого (другого) тела. Однако удивительная странность
образов Анимы и Анимуса придает им психологическое значение своеобразных предвестников, а
нередко и "поводырей" грядущих изменений личности.
См.
аналитическая психология (термины): архетип, имаго.
Архетип (Archetype)
Врожденный, унаследованный паттерн психологических проявлений, связанный с инстинктами
и воплощающийся при достаточной активации в поведении или эмоциях. Теория архетипов Юнга
претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал
исконные образы,
сходные с общеистори-
ческими культурными мотивами, представленными повсеместно на протяжении истории; их основные
свойства — сила, глубина и автономность. Исконные образы предоставили Юнгу эмпирический
материал для построения теории
коллективного бессознательного.
В 1917 году он описал
доми-
нанты—
узловые точки психики, притягивающие энергию и влияющие тем самым но
функционирование личности. Термин
архетип
был применен Юнгом лишь в 1919 году. Этим
термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о
наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.
В литературе принято различать
собственно архетип
и орхетипические образы, мотивы,
темы и паттерны.
Архетип
представляет собой психосоматическое образование, связывающее
инстинкт и образ. Юнг не считал психологию и образность коррелятами или отражением биологичес-
ких влечений; его убеждение в том, что образ пробуждает цель инстинкта, предполагает, что образы
играют столь же важную роль, что и инстинкты. В определенной степени все образы несут в себе
архетипическое. Ошибочно было бы проводить слишком жесткое разделение между личным и
коллективным бессознательным: для того чтобы архетип как 'скелетная' идея мог обрасти плотью,
необходим обычный опыт переживаний. Указания на наличие врожденных психических структур
имеются и в современном психоанализе, в частности, в школе Мелани Клейн: у Исаакса
(бессознательные фантазии). Биона (пред-понятие) и Мани-Кирл. Юнга можно также считать
пионером европейской школы структурализма.
См.
аналитическая психология (термины): коллективное бессознательное.
Имаго (Imago)
Термин, употребляемый вместо понятия 'образ' с целью подчеркнуть, что многие образы, в
частности образы других людей, возникают субъективно в соответствии с внутренним состоянием и
динамикой субъекта. Другими словами, термин
имаго
подразумевает, что многие образы (например,
образы родителей) возникают не из действительного опыта переживаний, связанных с родителями, а
основаны на бессознательных фантазиях или являются производными от деятельности архетипов.
Имаго функционирует подобно ожиданиям или фильтру, через который воспринимаются
определенные категории людей. Следовательно, имаго влияет на чувство и поведение в отношении
других людей, определяя то, как эти люди будут восприниматься индивидом.
Из имаго состоят комплексы. Например, имаго матери означает врожденную тенденцию
ребенка организовывать свои переживания раннего периода, когда он беззащитен, вокруг
положительного и отрицательного полюсов. Вокруг положительного полюса собираются такие
качества, как 'материнская забота и отзывчивость, магическая власть женщины, мудрость и духовная
экзальтация, превышающие здравый смысл, полезные инстинкты и импульсы, все доброе,
заботливое, поддерживающее, все, что питает рост и благополучие'. Отрицательный полюс
предполагает 'нечто тайное, скрытное, темное; первичный хаос, мир мертвых, нечто поглощающее,
соблазняющее, отравляющее, нечто ужасающее и неизбежное, как сам рок' (Jung, 1938, р. 82). С точ-
ки зрения развития это означает расщепление образа матери на 'добрый' и 'плохой' варианты. Юнг
подчеркивал, что такие контрастные образы широко распространены в различных культурах, и
поэтому человечество в целом не считает расщепление образа матери чем-то странным и не-
выносимым. Однако в идеальном случае ребенок неизбежно приходит к представлению о
неделимости матери и воссоединяет противоположные перцепции.
В психоанализе термин 'имаго' употребляется для обозначения репрезентации себя или
объектов.
См.
аналитическая психология (термины): архетип, коллективное бессознательное, комплекс.
Индивидуация (Individuation)
В определении, которое дает Юнг, подчеркиваются три момента: 1) целью этого процесса
является развитие целостной личности; 2) индивидуация не может осуществиться в состоянии
изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения; 3) индивидуация
подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим
абсолютной ценности. Юнг тщательно разводит понятия индивидуации, интеграции личности и
сознательности Я; сущность этого процесса заключается в том, что Самость должна избавиться от
всего ложного, что есть в Персоне, и преодолеть то, что насильно навязано архетипами.
Процесс индивидуации может быть самопроизвольным или облегчаться посредством анализа,
но некоторые высказывания Юнга производят неблагоприятное впечатление в том смысле, что
индивидуация есть якобы нечто элитарное. Этот процесс сопряжен с некоторыми опасностями:
интенсивная включенность во внутренний мир и его захватывающие образы могут привести к
нарциссической поглощенности; такие проявления, как антисоциальная активность или
психотический срыв, могут расцениваться в качестве закономерного результата процесса
индивидуации. Нередко символизм индивидуации рассматривается через понимание того, как могут
объединяться противоположности, чтобы продуцировать новый личностный синтез. Юнг утверждал,
что мондалы (изображения геометрических фигур с более или менее регулярными делениями, число
которых кратно четырем) выражают целостность психики примерно так, как это воспринимается и
переживается при индивидуации. Хотя Юнг считал, что собственно индивидуация является
прерогативой второй половины жизни, современная аналитическая психология расценивает этот
процесс иначе, относя его ко всему жизненному пути. Нерешенным по сей день остается вопрос,
должна ли интеграция обязательно предшествовать индивидуации; очевидно, однако, что лучше,
чтобы благодаря интеграции Я стало достаточно сильным и могло противостоять вторгающимся в
сознание феноменам индивидуации.
См.
аналитическая психология (термины):архетип, Персона, Самость.
Коллективное бессознательное (Collective Unconscious)
Как и Фрейд, Юнг использовал термин 'бессознательное' двояким образом: для обозначения
недоступных Я психических процессов и для обозначения психической системы с собственными
законами, характером и функциями. Однако Юнг рассматривал бессознательное не только как
вместилище вытесненных, как правило детских, переживаний и полагал, что бессознательное
представляет еще и форму психической активности, выходящей за пределы личного опыта и
непосредственно соотносимой с филогенетической, инстинктивной основой человечества. По Юнгу,
содержание коллективного бессознательного никогда не было сознательным; оно отражает лишь
влияние архетипических процессов. Выражаясь метафорически, Юнг говорил о коллективном
бессознательном как о форме знания, доже мышления. На языке философии это можно выразить
понятием 'первопричина' психологических тенденций и направлений развития — 'то, ради чего' все
происходит и осуществляется. Хотя Юнг не говорил, что бессознательное является действительной
причиной происходящего, человек может переживать первопричины, действующие в сфере
бессознательного, как то, что способствует возникновению паттернов и смыслов жизни индивида.
Этот аспект бессознательного рассматривается как
телеологический
(от греч.
telos
— конец или
цель).
См.
аналитическая психология (термины):архетип, имаго, Самость, символ.
Комплекс (Complex)
Термин, означающий совокупность образов, имаго, мыслей, идей, концентрирующихся вокруг
ядра, производного от одного или нескольких архетипов, и характеризующихся общей эмоциональной
окраской. Если комплексы приводятся в действие (констеллируются), они влияют на поведение,
независимо от того, осознает это индивид или нет. Рассмотрение комплексов является важным
средством для понимания сущности неврозов.
Одно время Юнг считал это понятие столь важным, что предлагал назвать свою школу
'психологией комплексов". Он рассматривал комплексы как 'царскую дорогу' к бессознательному и
называл их также 'архитекторами сновидений'. Современная аналитическая психология пере-
смотрела это положение: комплексы расцениваются в большей мере как связующее звено между
личностным и архетипическим компонентами разнообразных индивидуальных переживаний, в
частности, тех, что возникают в младенчестве и детстве. Концепция комплексов была разработано
Юнгом между 1904-м и 1911 годами с помощью теста словесных ассоциаций! Открытие Юнга Фрейд
расценил как эмпирическое подтверждение его собственной теории бессознательного. Хотя в
современном психоанализе термин
комплекс
используется редко (за исключением эдипова комплек-
са и комплекса кастрации), некоторые авторы считают, что сама структурная теория представляет
собой теорию комплексов и что Оно, Я и Сверх-Я являются примерами комплексов.
См.
аналитическая психология (термины):архетип, имаго.
Персона (Persona)
Производное от латинского слова, означающего маску античного актера; относится к
социальной маске или лицу человека, обращенному к внешнему миру. Термин
Персона
может
употребляться для обозначения половой идентичности, стадии развития (например, подросткового
возраста) или профессии. Индивид может сознательно либо бессознательно проявлять определен-
ные аспекты собственной личности в виде Персоны, и на протяжении жизни можно носить множество
масок, по нескольку одновременно.
Юнг рассматривал Персону как архетип, имея в виду, что оно неизбежна. В любом обществе
требуется облегчение взаимоотношений и взаимодействий между его членами; такие функции
отчасти выполняет Персона. Персона не является от рождения патологической или лживой. Вместе с
тем, в случае слишком сильного отождествления с Персоной возникает риск патологии. Такое
положение означает недостаток знаний о том, что выходит за рамки социальной роли (юриста,
аналитика, чернорабочего и др.), слишком высокую ригидность представлений о половой роли или
неумение оценить требования, меняющиеся на разных этапах жизненного развития. В юнгианской
структурной модели психики Персона является посредником между Я и внешним миром. Анима и
Анимус выполняют ту же функцию по отношению к Я и внутреннему миру.
См.
аналитическая психология (термины):Анима, Анимус, архетип.
Самость (Self)
Термин, употребляемый в аналитической психологии с 1916 года в нескольких различных
значениях: 1) души в целом; 2) тенденции души функционировать упорядоченно и структурированно,
сообразно цели и плану; 3) тенденции души продуцировать образы и символы, стоящие 'по ту
сторону' Я (образ Бога или героических персонажей, выполняющих эту роль, которые обращают
людей к необходимости и возможности роста и развития); 4) психологического единства человека с
момента рождения. Это единство при накоплении жизненного опыта постепенно разрушается, но
остается неким шаблоном или эскизом для последующих переживаний целостности и интеграции.
Иногда мать рассматривается в качестве 'носителя' детской Самости. Имеется в виду нечто сходное
с процессом, называемым в психоанализе 'отзеркаливание'.
Тень (Shadow)
Негативная сторона личности — сумма всех неприятных качеств, которые индивид старается
скрыть; низшая, недостойная и примитивная часть человеческого естества; 'темная' сторона
личности. Юнг подчеркивал, что Тень есть у каждого, все вещественное отбрасывает тень; Я
относится к Тени, как свет к сумраку; Тень делает нас людьми. Юнг отдавал должное Фрейду за при-
влечение внимания современного человечества к этому аспекту нашего существа.
Поскольку Тень не может быть искоренена (не стоит и пытаться), то лучшее, на что можно
надеяться, — прийти к соглашению с нею. Одна из важных целей юнгианского анализа состоит в том,
чтобы помочь пациенту обрести установку неосуждения инстинктивной стороны собственной психики
и суметь выявить в ней все ценное, по возможности осознать людей и ситуации, которые, скорее
всего, взывают к теневой стороне.
Типология (Typology)
Система, разработанная Юнгом для демонстрации и подтверждения разных способов
психологического функционирования людей. Для разграничения
психологических типов
он
обратился к базисным
установкам
в отношении мира и определенным свойствам
функций
психической жизни. Некоторые индивиды в большей степени побуждаются и снабжаются энергией
внутренним миром, другие — внешним;
это, соответственно,
интраверты
и
экстраверты.
Юнг выделил четыре функции пси-
хической жизни: 1)
мышление—
знание того, что представляет собой предмет, обозначение его и
сопоставление с другими предметами; 2)
чувство —
суждение о ценности чего-либо или точка
зрения относительно перспективы чего-либо; 3)
ощущение—
все факты, доступные органам чувств:
регистрация того, что вещь существует, но не того, какова она; 4)
интуиция —
ощущение того, где
нечто происходит и каковы связанные с этим возможности. Юнг указывал, что люди обладают
первичной или
высшей функцией
той или иной из этих четырех категорий, если она наиболее